Как ведет себя грязевая резина зимой?

Можно ли использовать грязевую резину зимой

Грязевая резина — особый тип автомобильных шин, предназначенных для покорения зон полного бездорожья.

Такой тип резин существенно отличается от стандартных автомобильных покрышек, предназначенных для городской эксплуатации.

Главными отличиями грязевой резины от городских покрышек можно выделить:

  • высокий профиль покрышки;
  • агрессивный крупный рисунок;
  • ширина покрышки;
  • наличие грунтозацепов по всем периметру покрышки.

Именно высокий профиль и ширина покрышки обеспечивают автомобилю более надежное сцепление с внедорожным полотном. Агрессивный крупный рисунок и грунтозацепы позволяют повышать проходимость автомобиля и преодолевать различные дорожные препятствия.

Маркировка грязевой резины

Для данного типа резины существуют специальные маркировки A/T и M/T.

Маркировка A/T расшифровывается как All-Terrain — шины, которые подходят для всех типов дорожного покрытия. Данный тип резины имеет средние эксплуатационные показатели на внедорожных зонах. Шины подобного типа также рекомендуется не использовать в условиях городской ежедневной эксплуатации. Индекс допустимой скорости ограничивается для грязевых шин А/Т значением 140км/ч. Также данный тип шин имеет более длинный тормозной путь и на высокой скорости увеличивается риск аквапланирования.

Данные шины подходят для зон легкого бездорожья, выездов на загородные трассы без твердого покрытия, рыбалки и лесных путешествий. Преодоление глубокой грязи, воды и брода на данных шинах не рекомендуется.

Маркировка М/Т расшифровывается как Mud-Terrain, что говорит о ее предназначении об эксплуатации по грязи. Для городской эксплуатации данная резина непригодна, так как на твердом дорожном покрытии покрышки быстро изнашиваются и влияют на управление автомобилем.

Из-за тяжести такого типа шин автомобиль становится менее маневренным, максимально комфортная скорость для передвижения составляет 60-80 км/ч.

Многие владельцы внедорожников уверены, что грязевая резина не имеет сезонности и подходит для эксплуатации как в летний, так и в зимний период.

Безопасно ли эксплуатировать грязевую резину зимой?

Теоретически зимняя эксплуатация грязевой резины в зимний период возможна, однако, накладывает сильный отпечаток на стиль вождения. Передвигаться на грязевой резине зимой необходимо крайне осторожно.

При экстремально низких температурах резиновый состав смеси теряет свои свойства и грязевая резина может стать слишком “жесткой”, что негативно отразится на ее свойствах. Грязевая резина также повышает расход автомобиля, делает его менее маневренным и неустойчивым в условиях обледенения трассы.

Грязевая резина обеспечивает относительно плохое сцепление с зимней дорогой и крайне опасной становится при попадании автомобиля на лед. В такой ситуации система полного привода может стать, наоборот, минусом для внедорожника.

Утрамбованный снег также является практически непреодолимым препятствием для грязевой резины. Протектор покрышки забивается снегом и становится похожим на слик, который крайне неэффективен для обеспечения оптимального сцепления с зимней дорогой. Автомобиль в такой ситуации становится практически неуправляемым.

Важным отличием зимней резины от грязевой является наличие ламелей, которые обеспечивают надежное сцепление автомобиля с зимним дорожным покрытием. Грязевая резина не имеет ламелей, поэтому становится при низких температурах жесткой и неуправляемой.

Единственным возможным вариантам передвижения на грязевой резине в зимний период является езда по снежной каше и рыхлому снегу при относительно высоких зимних температурных показателях. Структура рыхлого снега напоминает грязь, поэтому грязевая резина может смело с ней справится. Однако, на высокой скорости грязевая резина увеличивает риск аквапланирования, что может привести к неконтролируемому заносу, съезду в кювет или опрокидыванию автомобиля.

Если ваша безопасность и безопасность пассажиров для вас превыше экономии денежных средств, рекомендуется в зимний период менять грязевую резину на зимние покрышки.

Audi Q7 — премиальный полноразмерный кроссовер, который сочетает в себе внедорожные характеристики и комфорт от передвижения. Концепция автомобиля предполагает возможность совершения на данном автомобиле путешествий для любителей активного отдыха. Для того, чтобы сохранить возможности автомобиля даже в зимний период, необходимо правильно подобрать зимнюю резину.

Автомобильный бренд Ауди собирается выпустить на рынок модель Audi Q9, которая станет главным конкурентом популярному премиальному внедорожнику Range Rover.

Lamborghini Urus — первый в своем роде кроссовер в люксовом сегменте автомобилей.

ММАС — Московский Международный Автосалон, который проходит один раз в два года, в 2018 году вновь расположится в павильонах “Крокус Экспо” с 31 августа по 9 сентября.

Опасно ли зимой ездить на грязевой резине

Грязевая резина для внедорожников так и называется потому, что создана для передвижения по грунтовым дорогам, где качество покрытия оставляет желать лучшего, и по настоящему бездорожью. Грязевая резина характеризуется:

  • высоким протектором;
  • массивными и неровными краями.

Такая конструкция шины позволяет автомобилю успешно преодолевать любую грязь. Протектор хорошо цепляется за грязевую поверхность, а также успешно самоочищается.

Проблема заключается в том, что любая резина для внедорожников стоит достаточно дорого. Поэтому многие владельцы таких вездеходов не могут позволить себе иметь несколько комплектов резины.
Например, если человек является фанатом бездорожья и купил грязевую резину, которая предназначена для использования в теплое время года, то у него не всегда есть средства на приобретение резины зимней. Соответственно, у него возникает вопрос: а можно ли ездить зимой на грязевой резине?

Несколько проблем, связанных с ездой на грязевой резине зимой

Практический опыт владельцев внедорожников показывает, что ездить на грязевой резине вполне возможно, но при этом нужно передвигаться максимально аккуратно. Так как держит зимнюю дорогу такая резина не очень хорошо.

Езда на грязевой резине по льду

Самый опасный вариант. Грязевая резина очень плохо чувствует себя на льду. Владельцы внедорожников отмечают, что особенно тяжело даются спуски и подъемы, так как машина скользит, уходит в занос. А полный привод в такой ситуации – это, скорее, минус, чем плюс.

То же самое можно сказать и об утрамбованном снеге. Его плотность близка к плотности льда, поэтому автомобиль ведет себя на утрамбованном снегу аналогично – неустойчиво.

Таким образом, можно отметить что владельцу внедорожника на грязевой резине не рекомендуется выезжать куда-либо, если на улице имеется гололед. Нельзя ездить и по трассам и городским дорогам в сильные морозы, когда асфальтовое покрытие скрыто под утрамбованным снегом.

Вообще, опасность езды по трассам на грязевой резине заключается в том, что скорость передвижения в междугороднем режиме, как правило, велика. Водитель, быстро передвигаясь на автомобиле, не может так хорошо контролировать состояние дорожного покрытия, как тот водитель, который едет по улицам города со скоростью 40-80 километров в час. Любое незначительное обледенение на дороге может привести к тому, что машину начнет заносить, и она просто слетит с трассы.

В городе уход в занос опасен тем, что внедорожник – это крупная машина. При столкновении с легковушкой, внедорожник страдает слабо, зато легковой автомобиль, как правило, получает серьезные повреждения. Легковушка может уйти под внедорожник. А если и не уходит, то сталкивается с массивными и тяжелыми элементами внедорожного автомобиля. Весовые категории разные.

Езда по рыхлому снегу

Пожалуй, единственная ситуация, когда грязевую резину безопасно использовать в зимних условиях. Сама структура снега схожа со структурой грязи, для передвижения по которой и предназначена грязевая резина.
Таким образом, на описываемом типе резине вполне можно передвигаться по сугробам в лесу. Да и там, где дорога не накатана. Можно съездить на рыбалку или на охоты.

Читайте также  Сколько можно хранить резину для авто?

Но нужно следить за тем, чтобы под снегом не было слоя льда. Тогда автомобиль, попав колесами на лед, тоже может уйти в занос. Это не так страшно, как в городе. Ведь за городом, в лесу, обычно, не бывает других машин или пешеходов, которым может грозить опасность. А опытный водитель в большинстве случаев имеет возможность вывода автомобиля из заноса, а главное – имеет соответствующие навыки.

Почему грязевая резина не рекомендована к использованию зимой

Разобрав особенности различных дорожных условий и то, как на них реагирует грязевая резина, перейдем к причинам. Ведь описываемый тип резины не обеспечивает хорошей управляемости и устойчивости на дороге не из-за неопытности водителей. Хотя, и из-за этого тоже. Но многие опытные водители, ездящие зимой на грязевой резине, тоже попадают в сложные ситуации.

Все причины такого положения дел кроятся в устройстве грязевых покрышек. Они:

  • как правило, не имеют ламелей;
  • имеют крупный рисунок протектора;
  • сделаны из летнего состава.

Отсутствие ламелей

Ламели предназначены для повышения сцепления шины с дорогой. Их наличие делает резину мягче, что очень важно в условиях зимней дороги. На большинстве моделей грязевой резины ламели отсутствует, что придает такой резине очень высокую жесткость. Сцепление с дорогой, соответственно, в данном случае, плохое.

Крупный рисунок протектора

Наличие крупных элементов протектора на грязевых шинах необходимо для того, чтобы успешно перемешаться по грязи. Это своего рода средства, предназначенные для того, чтобы колеса гребли по покрытию, но и не сильно проваливались.

В условиях зимней дороги, кроме мест, где лежат большие сугробы, крупные элементы протектора не осуществляют никакой полезной функции. Совсем наоборот: они увеличивают скольжение шин, ухудшают их сцепление с дорогой.

Летний состав резины

Известно, что зимняя и летняя резина сделана из разных составов. Летняя – изготавливается из более жесткого материала, чтобы износ был максимально низким. Зимняя резина более мягкая. Её мягкость – залог устойчивости на дороге. Грязевая резина, в большей степени – это резина летняя. Грязь же бывает в теплое время года. Поэтому, при определенных минусовых температурах грязевая резина начинает твердеть, что негативно сказывается на качестве сцепления с дорогой.

Заключение

Таким образом, грязевую резину зимой можно использовать в исключительных случаях. Максимум – доехать до автосервиса, где осуществят шиномонтаж, переобув джип. Конечно, жалко отдавать кругленькую сумму за зимнюю резину для внедорожника, а иногда и нет возможности эту сумму отдать. Но безопасность – она дороже, чем деньги.

Как ведет себя грязевая резина зимой?

Как ведет себя грязевая резина зимой?

Сообщение Vovchik » 16 май 2007, 14:25

Pajero, 4D56, 2» body lift, Come Up 9000, snorkel, STT 33″ — ПРОДАН в Москву.
УАЗ — ПРОДАН в Москву.
Delica, 4M40EFI, SS, 2» lift, snorkel, STT 33″, T-MAX, Hi-Lift, траки — для леса!

Человек, он как свечка — либо горит, либо в ж. пу!

Сообщение drcham » 16 май 2007, 14:34

Сообщение Инженер » 16 май 2007, 14:44

Сообщение Verner » 16 май 2007, 23:35

Сообщение Vovchik » 17 май 2007, 06:43

Pajero, 4D56, 2» body lift, Come Up 9000, snorkel, STT 33″ — ПРОДАН в Москву.
УАЗ — ПРОДАН в Москву.
Delica, 4M40EFI, SS, 2» lift, snorkel, STT 33″, T-MAX, Hi-Lift, траки — для леса!

Человек, он как свечка — либо горит, либо в ж. пу!

Сообщение Samodelkin » 17 май 2007, 07:15

Сообщение Варяг » 17 май 2007, 08:44

Сообщение gambler » 17 май 2007, 09:07

Сообщение Verner » 17 май 2007, 09:37

Сообщение DJTopor » 17 май 2007, 12:32

Не согласен. Всю зиму отъездил на МТ, лень было переобуваться каждые выхи. Тормозит и гребет совершенно нормально!

Зимняя правда тоже имеется:-)

Сообщение Vovchik » 17 май 2007, 22:17

Pajero, 4D56, 2» body lift, Come Up 9000, snorkel, STT 33″ — ПРОДАН в Москву.
УАЗ — ПРОДАН в Москву.
Delica, 4M40EFI, SS, 2» lift, snorkel, STT 33″, T-MAX, Hi-Lift, траки — для леса!

Человек, он как свечка — либо горит, либо в ж. пу!

Сообщение wersa » 17 май 2007, 22:35

Сообщение Жипер » 19 май 2007, 07:08

Гудричи и МТ и АТ ОЧЕНЬ плохо ведут себя на льду и укатаном снегу.
Проверено лично.
С трассы улетаешь на ура — с разворотом на 180-540 градусов, даже
на небольших скоростях.
Ездить конечно можно — но на хорошей зимней резине, ты будешь ехать
80км/ч, там где на Гудриче с трудом 40.

Народ! когда вы прекратите верить рекламе?!

Из МТ-ек зимой более-менее Intrco TrXus MT.

Сообщение Vovchik » 19 май 2007, 12:35

Жипер писал(а):
Гудричи и МТ и АТ ОЧЕНЬ плохо ведут себя на льду и укатаном снегу.
Проверено лично.
С трассы улетаешь на ура — с разворотом на 180-540 градусов, даже
на небольших скоростях.
Ездить конечно можно — но на хорошей зимней резине, ты будешь ехать
80км/ч, там где на Гудриче с трудом 40.

Народ! когда вы прекратите верить рекламе?!

Из МТ-ек зимой более-менее Intrco TrXus MT.

Pajero, 4D56, 2» body lift, Come Up 9000, snorkel, STT 33″ — ПРОДАН в Москву.
УАЗ — ПРОДАН в Москву.
Delica, 4M40EFI, SS, 2» lift, snorkel, STT 33″, T-MAX, Hi-Lift, траки — для леса!

Человек, он как свечка — либо горит, либо в ж. пу!

Сообщение Инженер » 20 май 2007, 17:06

Сообщение WAIS » 21 май 2007, 02:34

У них, это не у нас!
Они там вообще, крошку гранитную сыплют на дорогу, а не реагенты всякие.

На воротах Бухенвальда, было написано «Каждому своё»

Я согласен, что можно отъездить всю зиму даже на летней резине, и хоть бы Уй.
Но только зачем это нужно, экономить на здоровье, зависеть от погодных условий, и каждый раз напрягаться в поворотах,
в моменты старта и перестроениях, ожидая заноса, или еще чего не будь… да и 60 км./ч. тоже не интересно. (хотя можно и 140 летать)

Единственное ”за” в пользу А/Т или М/Т резины зимой, это если ВЫ какой нить охотник, и вам предстоит съезд с трассы, к примеру в лес, или
поле, где снег, и говнолин (где зимняя резина моментом замыливается)

А так, всесезонка это термин для пиндосии, или еще, какой-нить страны, с похожим климатом, но не для России.

Лично я, как городской житель, которому иногда приходится с раннего утра, выезжать на зимнюю трассу, загород, предпочитаю зимой шипы. ИМХО.

P.S.
Интересно, есть ли такая резина, А/Т или М/Т, но еще и с шипами?

Зимние шины для бездорожья — что можно поставить, смотрим шипованные и нешипованные модели

Перемещение в зимнее время за пределами дорог — удовольствие не из легких. Осуществить его на обычной малолитражке или моноприводном кроссовере не так-то и просто. В статье речь пойдет выборе шин для передвижения по бездорожью, на автомобилях, для которых не страшен ни снег, ни лед, ни грязь.

Читайте также  Когда одевать зимнюю резину на авто?

А в чем сложность собственно

Казалось бы, устанавливай грязевые шины на свой авто, и рассекай по заснеженным полям и лесным неубранным дорогам. Либо покупай универсальные A/T и не забирайся в самые дебри. Но не тут-то было, одинаково хорошо работающего и в мороз и летом решения нет. A/T универсален к дорожному покрытию, но не к сезону. Иначе промышленность бы не «заморачивалась» с зимними и летними шинами.

А настоящий M/T при температуре близкой к нулю на мокром асфальте просто не тормозит. Такая резина задубевает и перестает быть эластичной. На укатанном снегу или льду грязевые шины скользят, как хоккейная шайба во время игры.

Наглядно бесполезность M/T шин зимой можно увидеть в этом ролике:

Может быть, грязевая резина хорошо бы работала в слякоти и воде, цепляясь под ней за холодный грунт. Но такая зима России не свойственна. Мороз в РФ — это температура ниже, чем минус 10, и в таких условиях о воде и грязи речь не идет.

Возможно, она бы и работала лучше, если стравить ее до минимума, но ведь до места прокатки на ней еще нужно доехать по асфальту, за который она отказывается цепляться.

Большинство участников различных OFF-road форумов предпочитают зимние шины. К тому же сдуть можно и их.

Колеса желательно устанавливать максимально большого размера. Низкий автомобиль быстро соберет перед собой большой сугроб по снежной целине и встанет, на больших шинах машина пройдет, естественно, больше. Резину нужно выбирать высокопрофильную, которая, если ее сдуть, работает подобно гусенице, сильно повышая проходимость автомобиля и снижая его шансы зарыться по самые «уши».

Зимняя резина для бездорожья должна иметь мелкий и частый рисунок, но более глубокий и агрессивный, чем у обычной зимней шины.

Кроме того, резина для зимних экспедиций не должна бояться стравливания давления и ударов. В общем, не все шины для внедорожников справятся с этой задачей. Шипы на них — дополнительный плюс.

Так что же выбрать?

Рассмотрим наиболее подходящие модели шин для зимнего бездорожья.

Нешипованные

Yokohama Geolandar I/T G072

Японская фрикционная шина для внедорожников и спортивных кроссоверов. Хорошое большое пятно контакта способствует повышению управляемости и курсовой устойчивости. Новый профиль плечевых блоков с изменяющимися углами наклона противодействует боковому сносу и способствует увеличению срока ее службы. С помощью объемных 3Д-ламелей повышается сцепление со льдом и влажным дорожным покрытием. Хорошо подойдет на большие внедорожники, типа Toyota LC 200, LC Prado, Chevrolet Tahoe и подобные.

На практике шина реально проходимая по снежной целине, в каше и по рыхлому снегу, хорошо поднимается на ледяную горку. Покрышка устойчива к деформации и долго изнашивается.

Dunlop Grandtrek SJ-6

Английские нешипованные зимние шины для внедорожников, пикапов и кроссоверов с V-образным симметричным направленным рисунком. У шины большое контактное пятно, что большой плюс при передвижении по зимнему бездорожью. При этом пятно будет иметь десятиступенчатый профиль. Низкое сопротивление качению еще одно ее положительное качество.

Множественные кромки, формируемые блоками протектора, позволяют шине цепляться за любое, даже самое скользкое покрытие. Шина отлично гребет по неустойчивому сыпучему грунту. С помощью массивных плечевых четырехугольных блоков легко преодолевается глубокий снег.

Владельцы внедорожников отмечают износоустойчивость и проходимость этих шин в грязи, в снегу и на льду.

Bridgestone Blizzak DM-Z3

Можно сказать, что эта шина создана с учетом преимущественной эксплуатации на снежном покрытии. Разработчик впервые применил особую компьютерную технологию, которая разработала протекторный рисунок максимально продуктивный на снежной поверхности.

Агрессивный и направленный протекторный рисунок и инновационный дизайн боковины — японские инженеры добились увеличения управляемости одновременно с увеличением проходимости. Трехмерные блоки новой формы позволяют протектору глубже проникать в снег, повышая проходимость.

Резина очень износостойкая, неплохо держится на льду. Некоторые автолюбители выигрывали на ней джип-спринты, включающие участки со снежной целиной и грязью.

Жалоб на шумность не выявлено.

Yokohama Geolandar I/T-S G073

Зимняя нешипованная модель. С помощью новейших технологий разработчиками были улучшены характеристики сцепления со льдом и снегом. Резина мягкая, с мощным центральным ребром и зигзагообразными стенками. Инженеры заявляют о сбалансированности сцепления снегу, на мокрой и сухой поверхности. Для преодоления снежной целины шина оснащена мощными плечевыми блоками с дополнительными зацепами. Японцы улучшили показатели очистки шины от снега и слякоти. По заявлению производителя эта резина обладает максимальным кромочным эффектом и проходимостью в снегу и слякоти.

Любители покатать по пересеченной местности зимой подтверждают — эти шины выгребают везде, где угодно. А вот к поведению на льду у автомобилистов есть нарекания. Но, не стоит ждать от «липучки» качеств шипованной резины.

Kumho I`ZEN RV KC 15

Эта резина от корейского производителя создана для внедорожников и полноприводных кроссоверов, которые передвигаются преимущественно по снежным дорогам. Протектор ассиметричный с большим количеством блоков. В плечевых зонах находятся зигзагообразные ламели, которые улучшают сцепление со снежным покрытием.

Как бюджетный, это вполне сносный вариант, по отзывам автовладельцев 3,5 из 5 баллов. Многим не нравится ее сцепление со льдом и укатанным снегом. Хвалят шину за мягкость и малошумность.

Michelin Latitude X-Ice Xi2

Эта модель создавалась специально для стран, где дороги всегда покрыты снегом. Инновационный протекторный рисунок V-образной формы хорошо цепляется за лед и мокрый асфальт. Часть ламелей заменили микропорами, что способствовало сокращению тормозного пути автомобиля. На рыхлом снегу протектор образует эффект гусеницы, что сильно повышает проходимость внедорожника.

На практике резина довольно тихая, хорошо гребет в сугробах. Но вот на льду и в слякоть тормозить надо очень осторожно, иначе можно догнать впередиидущий автомобиль.

Шипованные

Nokian Hakkapeliitta 8 SUV

Одно из самых дорогих предложений на рынке. Модель предназначена исключительно для авто повышенной проходимости. Наличие шипов позволяет шине двигать по льду, как по асфальту. И точно также тормозить. Причем наличие шипов не делают эти покрышки шумными. Неоспоримыми достоинствами этой модели является управляемость на льду и снегу. В многочисленных тестах Хаккапелита 8 занимала первые места.

По отзывам автовладельцев шина по снегу «гребет как положено». Недостатками кто-то называет шумность. Но тут почему-то мнения противоречивы 50 на 50: кто-то считает ее тихой.

Michelin Latitude X-ice North

Эта резина предназначена для внедорожников и пикапов, которым нужна повышенная проходимость зимой. Протектор шины — симметричный V-образный, дающий шине множество преимуществ, среди которых эффективное торможение на льду и снегу. Отличную тягу в снегу и на льду обеспечивают многочисленные острые грани, образованные блоками протектора. Двунаправленные ламели добавляет еще острых граней протектору, и шина еще эффективнее работает в снегу.

По отзывам резина очень износостойкая, показывает высокую проходимость по глубокому снегу и каше, в сильные морозы не дубеет, дорогу держит хорошо.

Nokian Hakkapeliitta LT2

Шипованные шины для легкогрузового транспорта. Отлично подходит и для тяжелых джипов, многие устанавливают на отечественный УАЗ-Патриот. Хорошо гребут по снегу, и также хороши на шоссе. Очень износостойкая модель с усиленным каркасом. Выделить по отзывам какие-то типичные недостатки не представляется возможным.

Читайте также  Как правильно поставить резину на авто?

TOYO Open country I/T

Глядя на протектор этой шины понимаешь, что вот она — зимняя шина для бездорожья! Агрессивный направленный симметричный рисунок со 120 шипами не дает автомобилю застрять в любых зимних приключениях. Шина одинаково хорошо прорубает целину, преодолевает скользкие горки и держится на трассе. Резина не дубеет на сильном морозе, не теряет интенсивно шипы, Из недостатков выделяется шум и неустойчивое поведение на скорости в снежной каше.

Cooper Discoverer M+S

Эти американские шины с опциональной ошиповкой предназначены для мощных внедорожников, владельцы которых часто передвигаются по снегу и льду. Современные решения снижают риск аквапланирования на мокром асфальте, сокращают торможение на ледяной поверхности и эффективно очищают шину от забившегося снега. Настоящая резина для бездорожья.

Модель очень популярна у отечественных владельцев внедорожников. Хвалят ее за то, как она «гребет» по снегу, ведет себя на трассе, за хорошую износоустойчивость. Из недостатков отмечается жесткость и шумность.

Особенности езды по весеннему снегу на грязевой резине

С п ор о том, какая резина больше подходит для зимней езды, вечен. Многие, и не без оснований, считают наилучшим вариантом зимнюю шипованную, некоторым, наоборот, больше нравится так называемая нешипованная липучка. Но когда речь заходит о снежной целине, то споры прекращаются, поскольку определяющим фактором становится состояние снега под колёсами внедорожника. Рыхлый снег начала зимы поддаётся практически любому протектору, кроме летнего. Годятся и грязевая покрышка M/T, и вседорожная A/T, и та же нешипованная липучка. О шипованных зимних колёсах и говорить нечего. Но в начале весны, особенно в марте, в средней полосе нашей страны снег представляет собой особенное препятствие, становясь для многих совершенно непреодолимой субстанцией. Обусловлено это тем, что он успел слежаться и спрессоваться. В течение зимы каждый день на солнышке его верхний слой подтаивает, а ночью замерзает, превращаясь в ледяную корку. Так образуется наст. На него снова падает снег, а потом выглядывает солнышко и процесс подтаивания-замерзания повторяется. За зиму таких слоёв становится довольно много, и снежная целина превращается в своеобразный слоёный пирог. Очень плотный! Чем же интересно такое покрытие? Прежде всего тем, что может образовывать плотную «подушку», по которой вполне можно ехать. Но эта же «подушка» становится непреодолимым препятствием, если провалиться в неё поглубже.

ВЫСОКОЕ ДАВЛЕНИЕ — ВРАГ ПРОХОДИМОСТИ

Как вы помните из наших предыдущих уроков, высокое давление в шинах помогает быстрее докопаться до твёрдого грунта и зацепиться за него, чтобы продолжить движение. Но в глубоком многослойном слежавшемся снегу этот способ, увы, не работает. Машина или выкапывает под колёсами лунки, в которых беспомощно буксует, или садится на брюхо, или упирается в снег передней частью (бампером или защитой). В любом случае движения нет. Можно, конечно, вспомнить уже предлагавшийся нами способ и начать двигаться назад и снова вперёд, пробивая себе колею. Это, действительно, работает, но только если под снегом не раскисший весенний грунт, в котором машина в конце концов закопается и застрянет окончательно.

Сниженное до 0,5 атм давление позволяет не проваливаться в снег

Рано или поздно, но в снегу вы всё равно застрянете

СНОВА ДРУЖИМ С НИЗКИМ ДАВЛЕНИЕМ

Вспомним езду по грязи. Ведь у нас есть старый добрый друг, который может активизировать могучее оружие в лице грязевых покрышек! Это хорошо известное, многократно испытанное пониженное давление. Итак, снижаем давление в покрышках. Извечный вопрос: насколько? Ответ и в самом деле неоднозначен, но в общем и целом, чем больше размер покрышек и глубже снег, тем ниже должно быть давление. В шинах размерностью 30 и больше дюймов давление в 0,4 атм. работает отлично, да и риск разбортировать шину невелик, если, конечно, не делать резких движений рулём, тормозами и правой педалью (особенно одновременно). Причём, если в шинах установлены устройства, предотвращающие разбортирование, можно снижать ещё ниже. Если нет — лучше ограничиться 0,5–0,8 атм. В шинах меньшего размера разумнее будет держать давление чуть выше — 0,8–1,0 атм.

Грязевая покрышка не спасует, когда докопается до раскисшей глины под снегом

Toyo Open Country MT своими агрессивными плечевыми
блоками и боковиной надёжно зацепляется за спрессованый снег

СКОРОСТЬ НАОБОРОТ

Главный девиз правильной и надёжной езды по поверхности слежавшегося снега — очень медленно и плавно. Включаем первую пониженную и, не поворачивая руль на большой угол, медленно закатываемся на целину. Пока не давим правую педаль, машина будет уверенно ползти. Хотите быстрее — можно. Очень плавно нажимаем на правую педаль. Если коробка механическая, быстрым движением включаем следующую передачу; если автомат, коробка сделает это сама. Повторяю: рулём не дёргаем! Нужно остановиться? Выжимаем сцепление, и внедорожник с механикой встанет сам, а с автоматом, думаю, объяснять не нужно — достаточно просто убрать ногу с педали газа. Тормоз если и трогаем, то едва-едва, так как резкое торможение заставит машину «клюнуть» и передние колёса моментально провалятся под наст, после чего снова поехать будет довольно сложно.

Чёткий след протектора говорит о том, что покрышка не буксует в снегу,
значит давление выбрано правильно

Спрессованный снег — тот редкий случай, когда машина может ехать по нему на обычных грязевых покрышках, таких, как наша Toyo Open Country MT, а грязевой протектор даст возможность захватывать мощными боковыми плечами спрессованный снег, создавая надёжный зацеп. Кроме того, грязевая резина уж точно не спасует, если под талым снегом окажется раскисший грунт (а в большинстве случаев так и происходит). Именно поэтому наиболее опытные участники внедорожных вылазок весной предпочитают грязевую резину, даже если снег на полях, и особенно в лесах, ещё не сошёл.

БЕЗ ЛОПАТЫ И ТРОСА В СНЕГ НЕ СОВАТЬСЯ!

Однако рано или поздно, невзирая на наши советы и собственное мастерство, вы застрянете в глубоком тяжёлом весеннем снегу или грязи. А вы помните, что такое застревание? Это когда машина стоит не на покрышках, а частями кузова или шасси опирается на грунт. Ну или в нашем случае — снег. Если под рукой есть вторая машина — воспользуйтесь тросом. Выдерните её назад по своей колее или на протоптанное место. Если нет — копайте. Удалите лишний снег из-под машины в тех местах, где она на него опирается, и ваш внедорожник поедет. Но не газуйте с места, как только автомобиль сможет снова двигаться, помните, что главный фокус езды по талому снегу — медленно и плавно. Наша задача — вновь занять «командную позицию» на поверхности снега и продолжить уверенно покорять целину.