Тайга варяг 500 или 550 какой лучше?

Снегоход Тайга: обзор, сравнение, стоит ли покупать?

Снегоход Викинг: обзор, сравнение, стоит ли покупать?

УСКОРЯЕМ ЗИМУ – 2 ЭТАП

При выборе бюджетного утилитарного снегохода покупатель сразу начинает смотреть в сторону российской продукции — моделей «Русской Механики». Однако и у всемирно известных брендов есть модели с доступным ценником.

Мы приведем сравнение двух похожих линеек: снегоходов Тайга от «Русской Механики» и Ski-Doo Skandic (BRP).

Модельный ряд снегоходов Тайга

«Тайга» – достаточно крупная линейка. В нее входят шесть двухместных моделей: более дорогие «Патрули» и более дешёвые «Варяги». Они отличаются мощностью двигателя и гусеницами.

В линейку Skandic входят три модицикации — две двухместные и одна одноместная. Между собой они отличаются мощностью двигателя, шириной гусениц и комплектацией.

Внешний вид и размер

Внешние отличия между снегоходом Тайга и Скандиком бросаются в глаза. Продукция Ski-Doo не зря считается премиальной: смотрятся все три снегохода современно и стильно. По сравнению с ними все модели РМ выглядят на порядок проще. И хотя мы выбираем утилитарник, для которого дизайн не так важен — глаз все равно радуется при взгляде на Скандики.

По размеру отличия минимальны: все снегоходы среднегабаритные, с общей длиной около 3 м. Все Skandic чуть длиннее РМ: ближе к 3.2 м, и эта длина использована для крупной багажной площадки. А для утилитарника это плюс: можно взять больше груза.

Тайга Варяг 550

Тайга Патруль 551 SWT

Тайга Патруль 800 SWT

Эргономика, комплектация, удобство

Снегоходы Тайга сделаны аккуратно, но совсем уж по-спартански. Сиденья у них цельные, пассажирская и водительская секции ничем не отделены, кроме небольшого перепада по высоте. Ручки для пассажира есть, но они металлические и тонкие, поэтому на резких маневрах не очень удобны. Спинка невысокая, есть у всех моделей, кроме самой дешевой. Сзади есть небольшая багажная площадка с ограждением, плюс место под груз в отсеке под сиденьем.

Ветровое стекло высокое и широкое, и это плюс: от встречного ветра, снега и веток защитит неплохо. Из электрооборудования есть приборка с основными датчиками, галогенные фары, электростартеры и обогревы ручек руля и газа (на всех моделях, кроме самой дешевой).

Теперь про «Скандики»: двухместные модели имеют съемную пассажирскую секцию с широкими ручками и спинкой. Места для багажа тут побольше: платформа длиннее и шире, плюс под сиденьями есть отсек. Если надо увеличить пространство для груза — снимаем пассажирское место, и грузимся по максимуму. У одноместной модели в базовой комплектации вместо пассажирского места идет еще одно закрывающееся багажное отделение, в дополнение к отсеку под сиденьем.

Снегоходы Скандик 2021 модельного года: 900 SWT, 900 WT, Sport 600 EFI

Ветровые стекла есть у всех моделей (у младшей модели оно короче, чем у двух старших). Также у всех есть и подогрев курка и ручек.

Двигатель

У всех снегоходов Тайга, кроме самой старшей модели, стоят двухцилиндровые двухтактные карбюраторные двигатели. Мощность у них — от 43 до 60 «лошадей», объем — 553 «куба». Охлаждение почти у всех моделей воздушное.

Чуть более производительный мотор имеет Patrul 800 SWT: двухцилиндровый, на 4 такта, объемом 800 см³, мощностью в 60 л.с. и уже с жидкостным охлаждением. По паспорту разогнаться он способен до 100 км/ч, тогда как все остальные модели выжимают 80 км/ч.

Двигатели всех «Скандиков» четырехтактные, с жидкостным охлаждением и электронным управлением впрыском топлива. Поставляются они от дочерней компании BRP Rotax, которые производятся и ставятся на снегоходы Ski-Doo и Lynx уже не первый десяток лет. В линейку 2021 года входят снегоходы с такими двигателями:

  • Skandic Sport 600 EFI ES — 600-кубовый, с двумя цилиндрами и мощностью 85 л.с.;
  • Skandic WT 900 ACE и SWT 900 ACE — трехцилиндровые, 900-кубовые, мощностью 95 л.с.

Емкость бензобака у всех трех снегоходов одинаковая — 42 л. При среднем расходе в 10-11 л это дает запас на более чем 300 км хода. А максимальная скорость составляет не менее 105 км/ч.

Подвеска и гусеница

Передняя подвеска у всех сравниваемых снегоходов телескопическая. Для утилитарников это плюс: вся начинка спрятана в корпусе, а значит, ее не повредишь о корягу, спрятавшуюся под снегом) и управляемость снегохода более плавная и неспешная. Ход подвески тоже одинаковый — 150 мм.

В лыжах есть разница: у снегохода Тайга расстояние между ними составляет 90 (у самой младшей модели) или 96 см. У всех «Скандиков» между лыжами расстояние поменьше: 88.9 см, и сами лыжи более навороченные — это Pilot DS2 с уменьшенным весом и улучшенной конструкцией.

А вот по задней подвеске уже есть более ощутимые отличия.

У «Тайги» сзади стоит склизовая система с фиксированным ходом в 190 мм (у «Патрулей») или 385 мм (у «Варягов») и с гидропневматическим однотрубным амортизатором.

У Skandic сзади стоит фирменная спортивно-утилитарная система BRP SC-5U. Конструктивно она более сложная, чем простая склизовая, имеет шарнирные соединения и возможность регулировки, и подходит для разного снега. Ход у нее составляет до 239 мм.

Гусеницы у всех снегоходов из нашего обзора по длине почти одинаковые — чуть больше 3.9 м (разница есть, но составляет несколько см, поэтому перевеса не создаст). По ширине тоже все стандартно для утилитарников: и у «Тайги», и у Skandic есть версии с 500- и с 600-миллиметровыми траками.

Что касается грунтозацепов: у младшего Skandic он составляет 32 мм, у обоих старших — 38 мм. У «Тайги» выбор побольше: у «Варягов» стоят гусеницы с грунтозацепом 22 или 35 мм, у «Патрулей» — 22 или 30 мм. Правда, больший выбор не назовешь преимуществом: для нашей погоды с обильными снегопадами утилитарник с грунтозацепами в 22 мм применять можно, но очень аккуратно, и проходимость у него будет похуже, чем у моделей с более длинными зацепами.

Цена

Разница ощутимая: снегоходы «Тайга Варяг» стоят 349-438 тысяч рублей, «Тайга Патруль» — 469-569 тысяч. Самый дешевый Skandic обойдется в 1.078 млн, самый дорогой — 1.627 млн рублей. Однако и по качеству, и по дизайну, и по производительности разница тоже есть, и тоже значительная.

Подведем итог

Если снегоход вам нужен для не очень сложных задач, и бюджет у вас прям совсем ограниченный — выбора нет: надо брать «Тайгу». Но если средств хватает, снегоход вам нужен для серьезных задач, и эксплуатировать вы его планируете не один год (а в будущем, возможно, и быстро продать, если будет необходимость) — то однозначно лучше взять Ski-Doo Skandic. Они помощнее, и в плане комфорта намного лучше, и груза позволяют брать больше.

Снегоход «Тайга»: «Варяг 500» и «Варяг 550»

«Русская механика» — самая известная компания по разработке и производству снегоходов в России. Она функционировала еще во времена СССР. Тогда первые снегоходы выпускали специально к открытию съездов КПСС.

Производитель в общем насчитывает почти полувековую историю. В этот период создавались снегоходы, которыми обеспечивалась вся страна, и другая внедорожная техника. О снегоходах «Буран» и «Тайга» тогда слышали, наверное, все. Эти модели долго являлись визитной карточкой компании.

Сочетание применения передовых современных технологий и надежных советских конструкций обеспечивают технику стабильностью, прочностью и удобством. Характеристики продукции почти не уступают таковым у японских аналогов, зато стоит она значительно дешевле. Сотни тысяч единиц зимних машин сходило с конвейера завода.

Среди широкой линейки техники интересным представляется снегоход «Тайга Варяг». По ценовой категории это средняя модель зимних вездеходов. Об этом виде техники и расскажет наша статья.

Снегоход «Тайга 500»: техническая характеристика

«Варяг 500» стал третьим среди своих собратьев. Машину удалось создать в очень сжатые сроки благодаря тому что проект уже давно был подготовлен.

Его двигатель представлен двухцилиндровым двухтактным агрегатом объемом в 503 кубических сантиметра. Он имеет систему воздушного охлаждения и один хороший карбюратор — «РМЗ 500». За топливообразование теперь отвечает японский производитель Mikuni, а за электронную систему зажигания — итальянский Ducati. Но эта компания не относится к Multistrada. Просто у них схожее наименование.

Электрозапуск и система раздельной смазки в снегоходе отсутствует. Машина является одноместной, хотя место для пассажира тоже выделено.

Что касается ходовой части, то передние амортизаторы получили ход в 115 миллиметров вместо 150 у предыдущей модели. Задняя подвеска тоже стала проще. Но несмотря на такие удешевления, уже в базовой комплектации оставили подогрев ручек. Важным дополнением стал высокий трубчатый руль, который позаимствовали у «Тикси». Благодаря этому эргономика стала очень хорошей.

Читайте также  Ремонт токопроводящих дорожек обогрева заднего стекла

«Варяг 500» на испытаниях

При тестировании машины было отмечено, что простая подвеска все-таки сказывается на качестве езды. Но если проехать проблемный участок стоя, то ситуация за счет высокого руля легко выправляется. С другой стороны, малая масса без труда берет высоту. По крайней мере, такое впечатление складывается по сравнению с тем, как ведет себя другой, более тяжелый снегоход «Тайга».

Отзывы о нем пилотов говорят о том, что «Варяг» показал себя выносливой и надежной машиной. Это проявилось, когда пилоты преодолевали немалое расстояние с растаявшим снегом, а также участки с так называемым застывшим штормом. Все испытания машина выдержала достойно. Поэтому, по общему мнению, упрощение деталей и удешевление аппарата, за исключением мелких неудобств, в целом не ухудшило его качественных характеристик. Зато деньги можно сэкономить приличные.

Снегоход «Тайга 550»

В конце 2012 года появилась модель «Варяг 550 V». Машина стала удобной, комфортной, сохранив при этом свою доступную цену и уникальные функциональные качества. Снегоход «Варяг Тайга» получил такие комплектующие, которые необходимы для жителей Центрального округа России.

На Севере, Урале и Сибири снегоходы применяются в основном для хозяйственных нужд, а в средней полосе на них предпочитают проводить свой досуг. Поэтому техника должна иметь оптимальное сочетание комфорта и небольшой стоимости.

Технические характеристики

Разработчики постарались удовлетворить эти требования. Снегоход «Тайга Варяг 550 V» получил телескопическую подвеску от своего брата «Барса 850». В результате ход составил 277 миллиметров. Эта передняя подвеска имеет находящийся горизонтально амортизатор, который способен сглаживать неровности и добавлять энергоемкость.

Гусеничный грунтозацеп гарантирует отличную проходимость по снегу, прекрасную динамичность при разгоне и торможении, а также стабильное прохождение поворотов. Высокий руль добавляет эргономику с одной стороны и улучшает внешний вид с другой. Разработчики подчеркивают, что модель не конкурирует с «Варягом», но является его специальной комплектацией.

Наш «Варяг» и их квадроцикл

На одном из испытаний было решено вывести на старт снегоход «Тайга Варяг» и импортный квадроцикл с аналогичным мотором. Трасса была сплошным грязевым потоком. Но отечественная техника с достоинством выдержала испытания, резво ведя себя на прямых участках, но уступая в маневренности, так как снегоходу требовался гораздо больший радиус для разворота. Квадроцикл, конечно, победил, однако в одном из заездов было непонятно до конца, какая техника придет к финишу первой.

Сравнение с «Ямахой»

Единственная компания, которая смогла хорошо закрепиться на российском рынке среди бюджетных снегоходов, является Yamaha Motor. Ей удавалось даже потеснить технику отечественной компании, в частности, снегоход «Тайга».

Отзывы можно поискать в сравнениях модели «Викинг» и «Варяг». В целом, по мнению многих, складывается впечатление, что они схожи по надежности. Однако при поломке отечественную технику, безусловно, починить будет намного легче, так как все детали всегда имеются в наличии. А вот в дилерском центре «японца» чего-то может и не быть. Из-за этого процесс восстановления техники может не только растянуться во времени, но и стоить значительно дороже.

В то же время эргономика «Викинга» явно превосходит показатели снегохода «Тайга». Удобство для пилота в последнем из-за слабой подвески и чересчур шумной работы мотора на порядок ниже.

Особенности национальной механики

То, что журналисты – народ искушенный и избалованный и ничем их не удивишь, известно давно. Но маркетологи из Рыбинска поразили всех, представив новые отечественные «утилитарники» в разгар весны, и не где-нибудь, а в Хибинских горах.

И не прогадали – несмотря на то, что к нашему приезду на Кольском полуострове весна все сильнее вступала в права, в горах снег все еще лежал. Вопрос лишь в том, что там делать на утилитарном снегоходе. Казалось, что с тем же успехом можно отправиться переплывать океан в чугунной ванне, используя теннисные ракетки вместо весел, но уверенность организаторов немного меня успокоила, и начала теста я ожидал с интересом.

Утро началось с раздачи экипа. С азартом ребенка, разрывающего оберточную бумагу новогоднего подарка, достаю костюм и шлем – кто бы мог подумать, что «Русская механика» (та самая, что вот уже 40 лет производит старый добрый «Буран») выпустит свою линию экипировки! Да, до топовых брендов далеко, но, учитывая стоимость, вполне сносно.

Наш проводник Андрей Селянин рассказал, что за выходные на снегоходах нам предстоит пройти около 200 километров по перевалам и ущельям Хибинских гор. На улице нас уже ждала шеренга моделей 2014 года, механики заводили и прогревали моторы. Все готово? Поехали!

РМ «Тайга Варяг» 550V

Представленный в ноябре прошлого года «Варяг» с момента премьеры изменений не претерпел: все тот же простой и сдержанный дизайн и необычайно похожая на ямаховский Viking концепция в целом. Спереди – аккуратный бампер из изогнутого алюминиевого профиля, сзади, как и положено «утилитарнику», – багажная платформа с удобным бортом.

Сиденье добротное, водитель с пассажиром сидят на разных уровнях, а в конце седла – пусть и небольшая, но довольно удобная спинка. «Интерьер» снегохода прост и эргономичен: все необходимое на виду. Аналоговый спидометр на приборной доске выглядит сиротливо, но не скучно: белые цифры на черном фоне с подсвеченной стрелкой и жидкокристаллическим монитором одометра – отличное оформление циферблата.

А вот с указателем уровня топлива все не так гладко. С одной стороны, установив аналоговый индикатор в пробку бензобака, рыбинские инженеры сделали простой и интересный ход. С другой – качество исполнения убило идею. Пробки текли у всех испытуемых: на прямых или на кочках еще куда не шло – так, пара подтеков, но при штурме подъемов и переворотах содержимое бака вытекало ручьем.

Что же до эргономики – здесь она как в «классических» «Жигулях». Да простят меня фанаты ВАЗа, но не чувствую я себя человеком, когда сидеть приходится с поджатыми ногами, нависая над низким рулем, упираясь коленями в рычаг трансмиссии слева и рукоятку веревочного стартера справа. Наверное, невысоким водителям здесь будет комфортнее, но с моими без малого двумя метрами роста этот аппарат хочется отправить в музей пыток.

С ветрозащитой дела обстоят лучше: есть куда спрятать ноги, в кисти хоть и дует, но терпимо, а высоты ветровика достаточно, чтобы закрыть тело, но не голову. И хорошо, потому что из-за непростой формы стекла картинка здорово искажается. Подогрев ручек работает «на все деньги», а из-за слишком горячего курка газа обогрев порой приходилось выключать.

Неплох «Варяг» и на ходу: настоящий «утилитарник» – всепролазный, тяговитый и спокойный. Да, в части подвесок инженерам еще есть куда стремиться, но, как говорится, что вы хотели за эти деньги? Передний «телескоп» работает сносно, сопоставимо с другими схожими конструкциями. Да и задняя подвеска с двумя газомасляными амортизаторами вполне прилична, но ровно до того момента, пока не начинаешь ехать быстро.

В предельных режимах подвеску пробивает, о комфорте говорить бессмысленно. Мощности 2-цилиндрового карбюраторного двухтактника хватает, чтобы разогнать аппарат до заявленных 80 км/ч, а дисковый тормоз с механическим приводом хоть и без обратной связи, но машину осаживает. Приятным дополнением служит электростартер – шнурок аварийного пуска можно поберечь.

Основное отличие «Варяга» 500 (фото сверху) от 550 (фото снизу) даже не двигатели, а задние подвески. У первой меньше ход, она жестче, и ее чаще пробивает на неровностях.

Рулится снегоход на твердую четверку. «Обутые» в расширители лыжи на твердом, как бетон, весеннем снегу нехотя заправляются в повороты, зато на мягком «пухляке» не проваливаются. То же и с гусеницей: она неплохо гребет, 500-миллиметровая ширина позволяет уверенно ездить по мягкому снегу, а «подламывающаяся» пятка позволяет сдавать назад с меньшим риском закопаться. Впрочем, предел проходимости есть и у «Варяга»: для рыхлого снега по пояс и жесткого оффроуда лучше поискать другую машину.

РМ «Тайга Варяг» 550

Аппарат, представляющий из себя «обезжиренную» версию модели 550V, внимания привлек к себе намного больше. И вот почему: этой зимой «Ямаха» показала Viking Tough Pro – удешевленную версию утилитарного снегохода Viking 540 (о нем читайте в следующем номере), отличавшуюся от него отсутствием электростартера, упрощенным сиденьем, раскраской и упраздненной раздельной системой смазки.

Но не прошло и месяца, как «Русская механика» представила свой аппарат, сделанный по образу и подобию! Как объяснили сами рыбинцы, концепция удешевленной машины родилась давно, но, что называется, «не пошла», и ее отложили в долгий ящик. Появление «Викинга» показало, что спросом подобное предложение пользоваться будет, потому уже готовый ответ в виде «стриженного» «Варяга» показали так быстро.

Отличий от 550-го «Варяга» не так уж и много: снаружи – простой стальной бампер и черный цвет (привет, «Викинг»!), сиденье без пассажирской спинки. Сильнее изменилась эргономика, и (как ни странно, для удешевления) в лучшую сторону: высокий руль сделал «Варяга» не только пригодным для езды в «стойке», но и более удобным для ежедневных перемещений: теперь в крайних положениях рукоятки не упираются в колени. Здорово!

Читайте также  Lassie или reima что лучше?

Куда сильнее аппарат изменился внутри. «Обрезанию» подверглись и задняя подвеска (амортизатор остался один, а ход уменьшился с 385 до 190 мм), и мотор: место РМЗ 550 занял старый 43-сильный РМЗ 500 без электростартера. Естественно, снегоход потерял и в плавности хода, и в динамике, но, если закрыть глаза на дерганье «на низах» и не «дубасить» по гребенкам, едет вполне сносно. Что же до качества – да, до иномарок еще расти и расти – внимательнее относиться к мелочам, к зазорам и стыкам пластика, к замкам сидений и прочей фурнитуре, но в целом все на отличном уровне.

За два дня снегоходы прошли Хибины вдоль и поперек, и не просто прошли, а прыгали и дубасили, не выходя из предельных режимов, и знаете что? Ничего! Ничего не сломалось, не отвалилось и не перестало работать.

Итог

«Русская механика» показала, что хорошие «утилитарники» могут куда больше, чем ездить по полям и лесам, – и что они могут быть сделаны в России. Пусть идея и не нова, пусть детали импортные, главное – «РМ» предлагает вменяемые аппараты за более чем привлекательный прайс.

Автор: Дмитрий ФЕДОТОВ, фото «Русская механика»

Эксперимент на живых людях — длительный тест снегохода «Тайга Варяг 500»

Утилитарный снегоход/2014 г./265 кг/503 см³/43 л.с./199 900 руб.

В первые дни осени на нашем портале вышел тест-драйв самого бюджетного «полноразмерного» снегохода, представленного на российском рынке в зимнем сезоне 2013-2014 года — «Тайга Варяг 500». Материал собрал много комментариев, большинство из которых было далеко не позитивного свойства. Надо заметить, что продукция рыбинской фирмы вообще вызывает немного положительных отзывов. Однако стоит сказать, что большинство тех, кто хает отечественную технику, имеет к ней либо отношение, которое можно характеризовать, как «Пастернака не читал, но осуждаю», либо, в лучшем случае, имели опыт общения с ржавым «Бураном» 1971 года выпуска, который, как и любое старое железо отечественного производства, никогда не видевшее рук профессионального механика, было в большей степени мертво, нежели живо. Словом, более-менее адекватной картиной реального положения дел с отечественным снегоходным «промыслом» обладают единицы.

Надо отметить, что примерно так же обстоит дело и с отношением «народных масс» к продукции прочих отечественных производителей, не только производителей снегоходов. Будь то Stels, Baltmotors или та же «Русская Механика».

Длинные тесты — это полное погружение во все «тяготы и лишения» владения техникой. И если в случае с мотоциклами и автомобилями несколько месяцев эксплуатации позволяют, в лучшем случае, понять, сколько стоит километр пробега, узнать скрытые и неочевидные на первый взгляд удобства или неудобства эксплуатации, вычислить какие-то нюансы и просто составить более полное мнение о той или иной модели, с внедорожной техникой дело обстоит совсем иначе.

Внедорожная техника ломается. Это аксиома. Даже самые дорогие и навороченные модели квадроциклов, снегоходов или UTV рассыпаются в самых, казалось бы, безобидных ситуациях. Я могу привести десятки случаев, когда техника на наших тестах «умирала». Рвались ремни вариаторов, гнулись рулевые тяги квадриков и рычаги подвесок снегоходов, горело сцепление, отлетали колеса, гнулись рамы. Причем количество поломок на брендовой технике ничуть не меньше, чем на продукции отечественных или русско-китайско-тайваньских фирм. Конечно, зачастую, тест-драйвы содержат в себе больше испытаний для техники, они как бы более «концентрированные». Однако никогда не выходят за грани разумного. Да и людей, в них участвующих, никак не назвать дилетантами или сорвиголовами, а организаторов нельзя обвинить в подспудном желании угробить журналистов и собственную технику.

Условия эксплуатации внедорожников (к коим, без сомнения, мы относим и снегоходы) гораздо жестче и тяжелее, чем у техники дорожной. А цена поломки, зачастую, — это не досадная задержка в пути (телефон — эвакуатор — сервис), а серьезная проблема. Обездвиженный снегоход даже в десяти-пятнадцати километрах от «цивилизации» — это несколько часов пешей «прогулки» по сугробам, глубина которых может быть и полметра, и метр. А если на улице «минус тридцать»? А если ночь? А если километров не пятнадцать, а, например, пятьдесят?

Так вот, к чему я пишу такое длинное вступление? В первую очередь, чтобы попытаться (хотя, конечно, понимаю, что тщетно) огородить тему от бесчисленного количества комментариев «интернет-снегоходчиков» о том, что отечественный снегоход — «гуано». Во-вторых, чтобы попытаться донести до читателя свою позицию, касающуюся отношения к снегоходам в целом и к отечественной технике в частности.

Я не предвзят в своих суждениях и оценках. Пожалуй, наиболее частый комментарий «хомячков»: «статья заказная, автору заплатили». Думаю, адекватным людям не стоит объяснять, что сценарий «провозился на морозе с ремонтом снегохода всю ночь, а в статье написал, что все замечательно» — не очень реальный.

К концу снегоходного сезона мы подведем итог и постараемся дать наиболее полные ответы на следующие вопросы: насколько надежен снегоход, насколько легко его обслуживать и (если того потребуют обстоятельства) ремонтировать, сколько стоит эксплуатация аппарата в расчете на километр пути и в абсолютных цифрах. В общем, главным итогом будет ответ на вопрос: соответствует ли «Варяг» представлениям о современных снегоходах и способен ли он соперничать с прямыми или косвенными конкурентами. В конце концов, стоит ли покупать его, или лучше подкопить и взять что-то более навороченное и дорогое?

Этим материалом мы открываем серию статей о ресурсном тесте снегохода «Тайга Варяг 500». Несмотря на то, что в Москве и окрестностях снега до сих пор не видать, тест можно считать начавшимся, потому как с появлением снегохода в нашем гараже включился «счетчик», а значит, пора записывать в блокнотик первые цифры. Будем считать, что мы условно «купили» снегоход и привезли его к месту постоянной дислокации. В розницу снегоход предлагается за 199 900 рублей. Доставка нам обошлась условно бесплатно, поскольку прицеп для перевозки внедорожников у нас есть и услугами сторонних перевозчиков мы не пользовались.

Хоть снегоход и упрощен до минимально-возможного уровня комплектации (см. статью), здесь есть подогрев ручек руля и курка газа. Однако для полного комфорта нам предстоит установить разъем для подключения кабеля обогрева шлема и мотоциклетный GPS-навигатор. Без него выезжать в «пампасы» как-то некомфортно — к хорошему быстро привыкаешь. Правда, сразу возникает вопрос: как все эти потребители будут работать на малых и холостых оборотах двигателя? Ведь в конструкции нет аккумулятора, который бы стабилизировал напряжение, а магнето на холостых обычно просаживает напряжение сильно ниже положенных 12 вольт. После установки допов обратим на это особое внимание.

Было бы неплохо «изобрести» спинку для пассажира, ведь в базовой комплектации ее нет (а снежик номинально считается одноместным). Кататься с пассажиром планируется много, и без этого аксессуара некомфортно будет и пассажиру, и пилоту, за которого «второй номер» будет судорожно хвататься при каждом нажатии газа. Так что тут — или покупать спинку от «старшего брата «Варяг 550», или «колхозить» что-то свое. Пока концепция не выбрана, но о результатах обязательно расскажем. Та же ситуация с багажным кофром.

Также предстоит заиметь запасной ремень вариатора и комплект свечей, без которых выезжать за пределы гаражного кооператива вообще смерти подобно, и собрать необходимый набор инструмента, чтобы быть во всеоружии, если случится какой-нибудь «фак-ап» в дороге. Кроме того, предстоит обзавестись такими необходимыми для любого снегоходчика аксессуарами, как ручная лебедка, лавинная лопатка, канистра для запаса топлива и буксировочный фал (сгодится и для буксировки сломавшихся коллег или себя, и для таскания «ватрушки» или сноубордиста). Все эти расходы мы тоже включим в «стоимость владения».

Хочу отметить, что наш подопытный будет базироваться не в Москве, с периодическими вылазками в поля, а в Подмосковье, где будет эксплуатироваться если не каждый день, то еженедельно.

Помимо покатушек «вокруг палки» на выходных и вечерами после работы, уже запланированы выезды в Карелию на фестиваль «Open Karelia» и на Ямал. Пусть и в качестве технички, «Варяг» примет участие в гонке Ямалкан.

Словом, судьба «Варягу» уготована не самая простая. Все приятные и неприятные сюрпризы нашей совместной зимней «жизни» с рыбинским «бюджетником» будут публиковаться на портале ежемесячно вплоть до окончания снегоходного сезона. Следите за обновлениями!

Читайте также  Подушка для самолета какая лучше?

«Викинг vs Варяг»

Априори расходные материалы и запчасти на «Варяге» будут дешевле обходиться, но у VK540 III Viking репутация одного из самых надежных снегоходов

Снегоход Yamaha VK540 III Viking — одна из самых популярных моделей из «иномарок» среди отечественных потребителей. «Тайга Варяг 550» — новое слово рыбинской компании «Русская механика» в снегоходостроении. Пожалуй, это первый российский снегоход, которого без всяких оговорок, с самого первого анонса о его будущем запуске в производство записали в прямые конкуренты зарубежному снегоходу.

По техническим характеристикам Yamaha VK540 III Viking и «Тайга Варяг 550» действительно можно назвать близнецами. Впрочем, как и сама история викингов и варяг. Викингами называли средневековых скандинавских мореходов в VIII–XI веках, совершавших морские походы от Винланда до Биармии и от Каспия до Северной Африки. Шведские викинги, как правило, путешествовали на восток и фигурировали в древнерусских и византийских источниках под именем варяги. Древнерусские летописи связывают с варягами-русью образование государства Русь («призвание варягов»). Вопрос о том, кого называли на Руси варягами, продолжает оставаться дискуссионным. Но мы точно можем сказать, что теперь есть снегоход «Варяг», который очень похож на японского «Викинга». Но, несмотря на большое количество сходств, эти «однояйцовые» имеют свои различия.

Управление КП на VK540 III удобнее, чем на «Варяге», но вот для перехода с первой на вторую передачу и обратно по инструкции надо обяза­тельно останавливаться. Фото: Алексей Ленев и Алексей Фокин.

Эргономика проста, но функцио­нальна. Руль у «Викинга» выше и удобнее, ручки повернуты в сторону водителя и опущены вниз. Фото: Алексей Ленев и Алексей Фокин.

Багажный отсек на японском снего­ходе меньше, но, главное, самое необходимое помещается. Фото: Алексей Ленев и Алексей Фокин.

И, конечно, в первую очередь в глаза бросается красный ценник «Тайга Варяг 550». В то время как Yamaha VK540 III имеет показатели — 2010, 525см3, 288 кг, 299 000 руб., «Тайга Варяг 550» — 2010, 553 см3, 280 кг, 199 000 руб. Означает ли это существенную пробоину в качестве? Нельзя сразу махнуть рукой, говоря, что русское не котируется для экстремальных поездок на охоту или другой отдых, поэтому мы наглядно сравнили эти две лыжно-гусеничные машины, и оказалось… А что оказалось, узнаем ниже.

фото: Алексей Ленев и Алексей Фокин

Размер гусениц практически одинаков. Проходимость у VK540 III хорошая, а за счет того, что колея лыж шире на 6 см, то устойчивость выше, но зато по маневренности он проигрывает «Варягу». Фото: Алексей Ленев и Алексей Фокин.

Итак, самое главное — «сердце» зимнего помощника — двигатель. Оба мотора двухтактные, двухцилиндровые, с воздушным охлаждением, карбюраторы Mikuni. Диаметр цилиндра/ход поршня у «Викинга» — 73/64, у «Варяга» — 76/61. Конструкция впускного коллектора у первого — поршень, пластинчатый клапан, у второго — лепестковые клапана. Но это все мелочи. Мотор VK540 III оборудован раздельной системой смазки, что, соответственно, избавляет от лишней головной боли по поводу смешивания топлива и масла. Такого преимущества «Варяг» лишен. И, несмотря на то что по таблице характеристик русский богатырь имеет преимущество в силах (Yamaha VK540 III — 46 л.с., «Тайга Варяг 550» — 50 л.с.), на деле это совершенно не заметно. А при условии двух наездников на каждом из них скорость в 80 км/ч можно добиться от обоих снегоходов. Хоть объем бензобака у нашего молодца будет на 7 литров поболее иностранного, но и аппетит у него соответствующий. Кстати, у «Викинга» контроль уровня топлива происходит посредством прозрачной бензопроводной трубки, а на «Варяге» устройство контроля встроено в крышку бензобака. Основной фактор, который приносит неудобства, это очень шумная работа мотора нашего соотечественника. Конечно, если ехать с музыкой в ушах, может, этот минус кто-то для себя и вычеркнет. Хотя всегда хочется совершенства от своей любимой машины, тем более при условии необходимой тишины, чтобы не распугать животных или других земных созданий.

фото: Алексей Ленев и Алексей Фокин

Обе машины — утилитарные снегоходы нового поколения. По трансмиссии стандартная схема: вариатор, две передние и задняя передачи, передняя подвеска — телескопические стойки с гидравлическими амортизаторами (правда, на «японце» ход подвески 152 мм, в то время как на «Варяге» — 115 мм). Небольшая разница по задней подвеске. Yamaha VK540 III имеет ProAction Plus с системой быстрой настройки с двумя амортизаторами (гидравлическим и газонаполненным амортизатором KYB), а в «Тайга Варяг 550» установлен один гидравлический амортизатор. Однако производитель говорит о том, что в задней подвеске усилили пружины, что исключает возможность пробоев при нормальной эксплуатации, а широкие гусеницы не позволят вам застрять. В езде по заснеженному бездорожью бойцы показали себя с хорошей стороны: стойко, беззвучно переносили все испытания. Правда, восточный товарищ раскрыл свою самурайскую натуру и даже прыжки ему были не страшны, а вот на «Варяге 550» от таких вывертов лучше отказаться, на всякий безопасный случай. Но безоговорочным преимуществом у отечественного снегохода стала возможность на ходу переключаться с первой на вторую передачу. «Японец» выиграл по плавности хода и большей тяги на низких оборотах.

90–100 км/ч (по спидометру) — скорость, вполне достижимая для VK540 III и «Варяга», при наличии затяжного чистого прямика, без лишней поклажи и пассажира. Фото: Алексей Ленев и Алексей Фокин.

Расстояние колеи лыж и вес «Варяга» меньше, поэтому он показывает хорошую маневренность и его легче держать под контролем в боковом наклоне. Фото: Алексей Ленев и Алексей Фокин.

«Тайга Варяг 550» отличается большим багажным местом под сиденьем (что очень пригодится в поездке на охоту или рыбалку), но для пассажира ручки находятся низко и с открытой сталью, поэтому положение неудобное и руки замерзают. Фото: Алексей Ленев и Алексей Фокин.

В историю Русско-японской войны навсегда вошел подвиг русского крейсера «Варяг» и его командира В.Ф. Руднева. Весть о подвиге экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», принявших 9 февраля 1904 года у порта Чемульпо неравный бой с 14 боевыми кораблями японской эскадры и, не желая сдаваться врагу, затопивших свои корабли, быстро облетела весь мир. В России это вызвало волну патриотического подъема и воодушевления. «Варяг» — гордое имя, которое по определению должно принести своему владельцу победу, поэтому и в нашем примере просто так не сдаются.

фото: Алексей Ленев и Алексей Фокин

Но продолжим сравнительный тест дальше. Несмотря на самоотверженный опыт нашей страны, мы также знакомы с японским безукоризненным производством. Поэтому много говорить об эргономике и комфорте снегоходов не придется. Безусловно, в этих показателях лидирует «Викинг». За рулем VK540 III чувствуешь себя удобнее за счет пусть чуть-чуть выше посадки водителя. Ручки руля повернуты в сторону водителя и слегка опущены вниз. Да и сиденье комфортнее, особенно это заметно для пассажира. На «Варяге 550» сиденье жестче (принцессы остаются дома на своих перинах) и короче на 4–5 см. Зато у отечественного «снежика» больше открытая багажная платформа и под сиденьем более вместительное пространство, куда поместятся все снасти, припасы и разные нужные мелочи. Кстати, аккумулятор у «Варяга» там же, под сиденьем расположен.

фото: Алексей Ленев и Алексей Фокин

Если помните, в самом начале нашего сравнения мы заговорили о качестве — равно ли оно соотнесено с ценой. О японской надежности мы уже поговорили, а вот про качество продукта отечественных производственников мнения многих пользователей, мягко говоря, далеко не однозначны и малоутешительны.

Все мы уже давно повзрослели и перестали верить в сказки, а многие, увы, не верят в чудеса

фото: Алексей Ленев и Алексей Фокин

Лично мне показалось, что рулевая колонка отечественного снегохода расположена чуть ниже по сравнению с японским визави. При условии общей низкой посадки это уменьшает общий комфорт и удобство. Хотя если бы рыбинские мастера не поскупились и оборудовали рули центральной стропой, то одно очко в их пользу было бы однозначно… Фото: Алексей Ленев и Алексей Фокин.

Жизнь частенько делает подножки, поэтому мы перестали и верить на слово — мы проверяем, тестируем и делаем выводы. Сегодняшний итог — Yamaha VK540 III и «Тайга Варяг 550», хотя и очень похожи, но по своим параметрам полностью соответствуют своим соотношениям цены/качества. «Викинг» — это снегоход, проверенный временем, универсальная рабочая лошадка, а русского богатыря еще предстоит испытывать по заснеженным просторам страны. Но, безусловно, и он найдет своих поклонников, не случайно же носит гордое имя — «Варяг».