Домбай или приэльбрусье где лучше?

Что выбрать — Домбай или Эльбрус: куда лучше поехать зимой и летом

Домбай и Эльбрус — два похожих горнолыжных курорта на Северном Кавказе. Заядлые лыжебордеры давно определили для себя любимый комплекс. А вот у тех, кто собирается в горы впервые, возникает куча вопросов: куда поехать, что выбрать для катания, где лучше обслуживание, трассы, где приятнее отдыхать зимой и летом…

Мы сравним Эльбрус и Домбай по ключевым параметрам: расположению, удобству для новичков и опытных райдеров, качеству трасс и подъемников, инфраструктуре, развлечениям и ценам. Так вы сможете определить, что выбрать и куда лучше поехать кататься зимой или на экскурсии летом.

Куда удобнее добираться

Маршруты до Домбая или Эльбруса сходны, отличаются лишь несколькими моментами. В первую очередь вы прилетаете в Минеральные Воды. Билеты из Москвы и Санкт-Петербурга стоят 3 000—5 000 рублей в обе стороны. Если едете в Эльбрус, можно выбрать аэропорт в Нальчике, но рейсы туда ходят реже, а цена перелета выше.

Дальше существует три варианта добраться до курорта:

  • Автобусы. Есть государственные и частные перевозчики, курсируют один-два раза в первой половине дня. Расписание уточняйте, оно меняется. Если едете в Домбай, вас довезут до самого курорта или города Теберда, от него еще минут 20 на такси. Если направляетесь в Эльбрус, придется пересаживаться в Нальчике. Стоимость проезда — 800—1 000 рублей, время в пути — 5—6 часов
  • Трансфер или такси. На выбор — седаны, минивэны или микроавтобусы. Бронируйте заранее: таксисты в аэропорту завышают цену. Услуга обойдется в 3 000–4 000 рублей, дорога займет три-четыре часа
  • Арендованное авто. Удобно, если вы остановитесь в частном секторе или поселках неподалеку. Но готовьтесь к многочисленным постам ГАИ

Маршруты и стоимость проезда до обоих курортов приблизительно одинаковы. Но до Эльбруса дальше добираться, а пересадка в Нальчике увеличивает время поездки.

Где лучше погодные условия для катания

Погода в горах непредсказуема и часто меняется. Однако можно вывести общие тенденции и определить, куда лучше поехать зимой — на Домбай или Эльбрус.

На Домбае горнолыжный сезон открывается в середине декабря и заканчивается во второй половине апреля. Благодаря расположенным с трех сторон ущельям зимы на курорте мягкие (средняя температура −5 °C), ветры слабые, хотя и случаются резкие порывы.

Зоны катания находятся на склонах Мусса-Ачитары на высоте 1 630—3 168 м. Они обильно покрыты снегом (2—2,5 м), по которому легко ехать: можно не бояться разбить доску или лыжи об валуны. Обледеневшие участки встречаются лишь по краям трасс в оттепель.

На Эльбрусе катаются с ноября по май. Поэтому здесь лучше открывать и закрывать сезон. Но климат суровее: на склонах температура опускается от −10 °C до −40 °C, часто и обильно снежит, нередко солнечную погоду резко сменяет буран.

Еще одна проблема Эльбруса — высокая зона катания — от 2 350 до 3 800 м. Благодаря ей продлевается горнолыжный сезон, но не всем подходит такая высота. Если у вас проблемы с сердечно-сосудистой системой или органами дыхания, высок риск появления горной болезни. Детям на таких вершинах тоже некомфортно.

Плюс весной трассы Приэльбрусья ухудшаются. Встречаются обледеневшие участки, мокрые барханы снега, толщина покрова уменьшается, и на склонах попадаются камни.

Лучшее время для катания на обоих курортах — со второй половины января по март. В этот период нет сильных морозов, больше солнечных дней и высокий снежный покров. В середине зимы комфортнее на Домбае, в конце осени и весной — на Эльбрусе.

Что выбрать для катания — Эльбрус или Домбай

Главный вопрос: куда лучше поехать кататься — на Домбай или Эльбрус. Выбор зависит от ваших умений.

На Домбае проложено 25 км трасс, есть разнообразные спуски — от пологих до экстремально крутых. Все они не очень длинные, зато на вершину добираетесь без пересадок. Отгорожен «лягушатник», где «барахтаются» учащиеся. А еще — множество возможностей для фрирайда, особенно после снегопада, когда доступно любое направление.

Минус катания на Домбае — плохая инфраструктура. Расположение спусков не продумано: приходится объезжать обедающих людей или очереди возле касс. К тому же встречаются узкие, опасные участки, а сами трассы не всегда хорошо готовят. В один месяц их нормально обрабатывают ратраками, в другой — машут на это рукой. А система оснежения представлена единственной снежной пушкой.

Эльбрус — раздолье для экстремалов и спортсменов. Здесь одна трасса длиной 13 км, которая разветвляется на несколько направлений. Она длинная (спуск занимает от 20 до 40 минут в зависимости от навыков), широкая, хорошо подготовленная. Но ее выкат одновременно является «лягушатником». Есть риск, что спускающийся со склона бордер столкнется с упражняющимся новичком.

Фрирайдеры обожают Эльбрус. Здесь тьма возможностей для свободного катания — самостоятельного или в сопровождении инструктора. А на внетрассовых маршрутах стоит множество указателей и предупреждающих знаков.

Ваши умения определяют, что выбрать для катания — Эльбрус или Домбай. Если уверенно стоите на доске — езжайте на первый курорт, здесь больше возможностей. А второй может показаться скучным — он лучше подходит для обучения.

Где лучше работают подъемники

Главная проблема с подъемниками в Эльбрусе и Домбае — большие очереди, особенно в праздники. К тому же на обоих курортах, наряду с новыми комплексами, функционируют старые канатки, которые регулярно простаивают.

Плюс Домбая — лучшая организация подъемов. Можно весь день кататься, не снимая лыж. А на Эльбрусе после каждого спуска нужно разуваться и проходить на посадку.

Недостаток Домбая — отсутствие одного хозяина на подъемники. На некоторых не получится использовать ски-пасс: придется платить наличными при каждой посадке. На Эльбрусе такой проблемы нет: можно взять ski-pass на все три очереди канаток — от станции Азау до станции Гара-Баши.

Какой курорт выигрывает по инфраструктуре и апре-ски

В плане инфраструктуры и Домбай, и Эльбрус не дотягивают до европейских горнолыжных комплексов. Многое осталось на уровне советских лет, четкого плана развития у курортов нет. Хотя сервис понемногу улучшают каждый год. Поэтому у каждого есть недостатки и преимущества.

Из плюсов Домбая отметим:

  • Обилие жилья. В окрестностях есть несколько бутик-отелей, десятки гостиниц, частных домов и квартир под аренду
  • Разнообразный апре-ски. При отелях работают базы отдыха с хаммамами, банями и саунами, бассейны, спа-центры, караоке, бары. В поселке — обилие кафе со вкусной и недорогой кухней, есть боулинг и ночные клубы
  • Удобное расположение. От любого отеля до нижней станции — максимум 10 минут ходьбы. Машина или такси не понадобятся
  • Неплохой прокат снаряжения. На курорте работают 19 фирм, сдающих в аренду отличное горнолыжное оборудование

Минусов у Домбая тоже хватает:

  • Кассы, закусочные и пикапы находятся чуть ли не на спусках. В результате очередь «выползает» на трассу, что мешает кататься
  • Нет горнолыжных магазинов
  • Плохо чистят снег в поселке
  • Не везде принимают оплату картами

И «вишенка-минус» Домбая — неквалифицированные инструкторы. Только здесь встречаются предупреждения «Опасайтесь лжеинструторов».

Среди преимуществ Эльбруса:

  • Хорошо организованные спуски. Возле канаток нет ничего лишнего, кафе и пикапы находятся на расстоянии. А катающиеся и отдыхающие не мешают друг другу
  • Нет очередей за билетами. Касс на Эльбрусе много, поэтому долго стоять не придется

Из минусов выделим:

  • Плохую организацию парковок. Есть только платные места на обочинах, которых не хватает. А тротуары вовсе отсутствуют. В результате лыжебордеры пробираются к спускам по автодороге или грязи на обочине
  • Небольшой выбор жилья. Апартаментов и коттеджей нет, есть только гостиницы и частные квартиры среднего уровня комфорта. Можно также остановиться в домах отдыха или приютах (местах отдыха для альпинистов) на вершинах горы
  • Неудобное расположение отелей и гостевых домов. Если нет денег жить в поселке Азау у подножия горнолыжного комплекса, готовьтесь каждый день ездить по 5—20 минут в одну сторону на такси или автобусе
  • Плохо развито апре-ски. Кафе и рестораны на Эльбрусе радуют недорогими и вкусными блюдами. А вот хороших спа-центров, ночных клубов и других развлекательных заведений нет

Где больше достопримечательностей и развлечений

Домбай и Эльбрус — всесезонные курорты. Им есть чем удивить помимо зимних развлечений.

Так, на Домбае с весны по осень можно заказать прогулки на лошадях или квадроциклах, полет на параплане, восхождение на горы. Если приедете в августе, не забудьте посетить всероссийский фестиваль ресторанной музыки «Ночи Домбая». А еще здесь обилие природных достопримечательностей: Тебердинский заповедник, Турье озеро, гора Белалакая, ледник Алибек, каньон «Чертова мельница» в ущелье Аманауз.

Эльбрус не отстает от Домбая. Популярны экскурсии на Поляну нарзанов, Аушигерские термальные источники с горячими купелями, карстовые Голубые озера, по Чегемскому и Баксанскому ущельям, урочищу Джилу-Су с его великолепными водопадами. Развлечений на курорте почти нет, зато он берет культурным отдыхом — поездками в альпинистско-охотничий музей имени В. Высоцкого и Музей обороны Приэльбрусья.

Если выбирать, куда лучше отправиться летом — в Домбай или Эльбрус, — выбор однозначно за первым курортом. Он более живописный, горы утопают в зелени, а в лесах часто встречаются местные животные. Там также организовывают много пеших и автомобильных прогулок.

Эльбрус не столь живописный, но впечатляет величием. По возможности посетите оба курорта. А если остановитесь в Домбае, полюбуйтесь горой Эльбрус со смотровой площадки на склоне Мусса-Ачитары.

На каком горнолыжном курорте дешевле отдыхать — Эльбрусе или Домбае

Отдых на обоих горнолыжных курортах стоит приблизительно одинаково, но на Домбае выйдет немного дешевле, чем на Эльбрусе.

Линейка цен на основные расходы на Домбае:

  • Проживание: 750—4 000 рублей
  • Питание: средний чек в кафе на одного — 150—400 рублей, в день уходит 1 000 рублей
  • Ски-пасс: 500—1 800 рублей
  • Прокат снаряжения: 400—500 рублей
  • Досуг: пешие экскурсии — 200—300 рублей, на лошадях и машинах — 400—500 рублей, на квадроциклах и снегоходах — 2 000–5 000 рублей

Итого в сутки понадобится от 3 000 до 10 000 рублей.

Стоимость отдыха на Эльбрусе следующая:

  • Проживание: 2 500—8 500 рублей
  • Питание: средний чек за обед — 250—500 рублей, в день уходит 1 200—1 500 рублей
  • Ски-пасс: 800—1 400 рублей
  • Прокат снаряжения: 800—1 800 рублей
  • Досуг: экскурсии — 100—150 рублей, аренда санок — 200 рублей, прокат квадроцикла — 2 500 рублей

В среднем за день уходит от 5 000 до 14 000 рублей.

В вопросе, куда лучше поехать в плане экономии, Домбай выигрывает у Эльбруса: на первом курорте вы потратите меньше.

Подведем итоги: что выбрать — Эльбрус или Домбай

Вам подойдет Домбай, если вы:

  • Только учитесь стоять на лыжах или доске
  • Едете с подростками
  • Плохо переносите высокогорье
  • Собираетесь кататься в середине зимы — начале весны
  • Хотите сэкономить на отдыхе

На Домбай также лучше ехать, если вам важна близость жилья, обилие апре-ски и внесезонных развлечений.

Эльбрус подойдет райдерам, которые:

  • Уверенно держатся на доске и лыжах
  • Хотят покорять внетрассовые маршруты
  • Не склонны к горной болезни
  • Планируют кататься в конце осени или весны

Если выбрали Эльбрус, учитывайте, что поездка сюда сравнима с отдыхом «дикарями» на море: придется мириться с неидеальным жильем, сервисом и минимумом развлечений.

Выбирайте из двух курортов тот, к которому больше лежит душа. Они во многом сходны. А недочеты организации с лихвой компенсируют величественные горные пейзажи.

Домбай или Эльбрус: куда лучше поехать в 2020/2021 году?

Домбай или Эльбрус – как выбрать между двумя сказочными местами? Серьезная задача! И для ее решения сравним курорты по основным параметрам. Дадим субъективные оценки. А что выбрать в итоге, конечно же, решать только вам!

Местоположение

Домбай действительно расположен весьма удачно. Три ущелья как бы прикрывают его по краям от ветров. Климат здесь довольно мягкий и зимой и летом. Тут вы не встретите трескучих морозов и летней жары.

Читайте также  Метрогил дента или солкосерил что лучше?

В общем, довольно комфортно.

Горы в Приэльбрусье довольно высокие. Это гарантирует вам шикарные виды и интересные маршруты и трассы. Однако высота в 3000м подходит не всем.

Люди, страдающие горной болезнью не посещают этот курорт. И если вам становится плохо на высоте, то лучше сделать выбор в пользу Домбая.

Кроме того, Эльбрус достаточно развитый курорт. Но подъезды к нему оставляют желать лучшего. Парковочных мест зачастую не хватает. Сложности возникают и с площадками для высадки приехавших на автобусах.

В результате при большом скоплении транспорта (по выходным и праздникам) лыжники вынуждены пробираться к горе прямо по автодороге. Дорожка для пешеходов не предусмотрена.

Трассы

Разумеется, это первое, о чем думают, решая, куда поехать кататься.

Начнем с Домбая. Трассы здесь несколько далеки от идеальных. Расположение их не совсем продумано, что создает сложности при подъеме и выкате. Иногда, к примеру, чтобы продолжить спуск, надо сначала пробраться между «тусовкой» обедающих или берущих в аренду оборудование туристов.

Несколько неудобных выкатов с резкими поворотами могут стать опасными для неуверенных в себе лыжников.

Качество трасс также не дотягивает до пятерки. Большинство – узкие, извилистые, не дающие достаточно места для маневров. Спуск по таким трассам может создать сложности для начинающих. Снежная пушка здесь всего одна.

Однако, если вы уже имеет достаточный опыт катания, то вас, несомненно, может привлечь один неоспоримый плюс трасс Домбая. Это свободное катание по несертифицированным трассам. Таких направлений здесь просто тьма! И они настолько закатаны опытными лыжниками и сноубордистами, что порой их можно легко принять за основные трассы.

Трасса Эльбруса одинаково приветлива и для новичков, и для мастеров. Подходы к подъемникам не загромождены ничем лишним. Касс достаточно много. И на посадке на канатку и склонах не образуется толчеи.

Трасса комфортная, ухоженная. Для тех, кто предпочитает внетрассовое катание, тоже имеются возможности. В последнее время на Эльбрусе становится все больше предупреждающих знаков и указателей, установленных специально для фри-райдеров.

Единственный минус – здесь и мастера и начинающие катаются в одной зоне. Нет разделения для новичков и опытных лыжников. И это слегка напрягает.

Инфраструктура

Домбай невероятно прекрасен. И здесь масса удивительных мест, которые стоит увидеть. Беда в том, что с определенного времени курорт перестал развиваться. Туристы нередко отмечают симптомы его деградации.

Плачевное состояние части подъемников, проблема стабильного электроснабжения канатки «Югославки», хаотичное расположение мест катания и отдыха. Все это идет далеко не в плюс курорту. В целом сервис и общий облик курорта, конечно, далек от европейского уровня.

Эльбрус также не может похвастаться европейским сервисом. Скажем так, сюда едут туристы, мечтающие о покорении знаменитой вершины. И при этом не слишком требовательные к сервису и отелям.

А вообще, если сравнивать эти места, то Домбай – более живописный. Но Эльбрус – более впечатляющий.

Летом вы будете покорены природой и невероятной красотой Домбая. Но хоть раз в жизни увидеть Эльбрус – дорогого стоит. И вот здесь откроем небольшой секрет – увидеть знаменитую вершину можно и со смотровой площадки Домбая. Для этого надо подняться на гору Мусса-Ачитара.

Довольно распространено мнение, что Домбай дороже Эльбруса. Но это не совсем правда. В целом, учитывая стоимость ски-пассов, аренды оборудования и оплаты услуг инструкторов, общая сумма выходит примерно равной.

Не считая проживания, на все вышеперечисленное на обоих курортах в среднем уйдет 11-12 тыс. руб./чел (на трое суток).

Если у вас есть свое снаряжение и обучение вам не нужно, то выйдет гораздо дешевле.

Итоги

Итак, подведем итог. Оба курорта имеют свои достоинства и «косяки». Поэтому, выбирая, нужно четко представлять себе, чего именно вы ждете от этой поездки.

Если выбирать Домбай или Эльбрус- куда лучше поехать летом, то плюс стоит поставить в пользу первого. Весна, лето, осень – невероятно красивы в этих местах. Растительность богата. Окрестности живописны. Здесь много мест, которые стоит увидеть хотя бы раз в жизни.

Теперь Домбай или Эльбрус — куда лучше поехать кататься? И тут опять же нужно анализировать ситуацию. Если вы опытный лыжник или отлично стоите на борде, то скорей всего лучше выбрать Эльбрус.

А вот новичкам на Эльбрусе может быть не вполне комфортно. Трасса там отличная, но она всего одна. А вот в Домбае территории катания «новеньких» и «мастеров» очень удачно разнесены.

Что лучше, Домбай или Приэльбрусье?

Follow the snow. Ключевая фраза, которая гарантирует хорошее катание. Однако новички хотят знать всё заранее, и к вопросам «А через месяц снег там будет? Сколько стоит прокат? А инструктор?» добавляют другой, не менее популярный. Что лучше, Домбай или Приэльбрусье? Что ж, поговорим о теории. Расстояние, состояние снега, стоимость и виды подъемников, условия обучения, цены — всё это позволит нам сложить целостную картину.

Расстояние.

Дорога из Ростова-на-Дону до Домбая занимает 8-9 часов, расстояние — 550 километров. В Приэльбрусье ехать чуть дольше — 9-10 часов, 650 километров. Серпантинов и других неприятных вещей нет, поэтому можно говорить об условном равенстве. Ночь в автобусе — и ты на месте.

Божественная субстанция, которой невозможно навязать свою волю. Можно только подчиниться и верить в лучшее. Это позволит распахивать powder в середине ноября, а потом скрести последние камни солнечным февральским днем.

Есть и объективная сторона, на которую всё-таки стоит обратить внимание. Приэльбрусье находится выше (зона катания — от 2 350 м. до 3 800 м.; Домбай — от 2 200 до 3 000 м), поэтому снег там выпадает раньше и держится дольше. В неаномальные сезоны кататься в Приэльбрусье с удовольствием можно начиная с 20-25 ноября, в Домбае — с 15-20 декабря. Окончание сезона в Домбае, как правило, совпадает с мартовскими праздниками, хотя наверху снег лежит вплоть до мая. В Приэльбрусье же трассовое катание доступно весь март и половину апреля. Впрочем, отморозки приезжают и в июне — на высоте 3 500-3 800 снег лежит всё лето.

Резюме. Лучший снег и там, и здесь — во второй половине января, феврале и начале марта. Начинать и заканчивать сезон лучше в Приэльбрусье. Так ты продлишь зиму ещё на 1,5-2 месяца.

Погода.

С погодой в горах, как и со снегом, всё непонятно. Утреннее солнышко сменяется снегопадом, ураганный ветер приносит с собой идиллическую тишину. Тем не менее общие тенденции проследить можно.

Первая половина сезона, до середины января — время снегопадов во всех горах. Хоть в Альпах, хоть на Кавказе в это время сыпет. Солнце если и увидишь, то в просветах между тучами. Да и температура воздуха не самая приятная: прохладно, особенно в Приэльбрусье.

С конца января начинает теплеть, снегопады проходят и солнце озаряет горы. Лучшего времени для катания не придумать.

Резюме. Чем ближе к весне — тем теплее и солнечнее. Начало февраля можно провести в Домбае, где гарантированно будет хороший снег, а конец месяца и начало весны — в Приэльбрусье. Адские морозы остались в январе, можно ехать.

Подъемники.

Переходим к человеческой деятельности. Стоимость подъемников в Домбае и Приэльбрусье примерно равна. Дневной абонемент на новую канатную дорогу (Doppelmayr и Poma соответственно) обойдется в 1 300-1 400 рублей. Разовый подъем на бугеле — в 30-40 рублей.

Канатки Домбая позволяют кататься весь день, не снимая лыж. В Приэльбрусье иначе: подъемник — гондольного типа (простыми словами — «яйца»), после каждого спуска — разуться и пройти на посадку. Мелочь, а неприятно.

Ещё одно достоинство Домбая — компактность расположения. От любой гостиницы до нижней станции дороги — не более 10 минут пешком. Задействовать транспорт нет необходимости. Приэльбрусье же растянуто по Баксанскому ущелью, а сама поляна Азау застроена меньше. Если нет больших денег на проживание, готовься к ежедневным поездкам на автобусе или такси. 5-20 минут утром и столько же вечером.

Кроме новой системы канатных дорог есть и старая. В Приэльбрусье параллельно «гондолке» висит маятник, в Домбае пользуйся креселкой. Кроме того, в Приэльбрусье есть отдельная зона катания Чегет — со старыми и медленными канатками, жутким ветром и чудовищным склоном. Лучшего места для проведения конкурса «Стальные яйца» не найти.

Резюме. Организация подъема и спуска в Домбае выглядит логичнее и удобнее, чем в Приэльбрусье.

Трассы.

В Домбае катаются на хребте Муса-Ачитара. Пучок трасс разбросан со всех сторон от канатки и найти покруче или поположе не составит труда. Кроме того, учебный склон отделен от основного. Рады этому все причастные — и новички, и летающие ломы. Ещё одной фишкой Домбая выступает трасса через лес, по которой можно спуститься до поселка.

В Приэльбрусье катаются на Азау. Трасса начинается на высоте 3 500 метров (а на снегоходе или ратраке можно взобраться до 4 100 м.) и финиширует на поляне, 2 350 метров над уровнем моря. Сперва ты спускаешься по широкому нехоженному полю, потом по хорошо подготовленной трассе с приличным уклоном. Неискушенный лыжник или сноубордист потратит на спуск 40-60 минут. Джигит — 15-20 минут. Столь длинных трасс в Домбае нет.

Выкат основной трассы Приэльбрусья одновременно является «лягушатником», где делают первые спуски новички. Стоит ли говорить, как это нервирует тех, кто летит сверху и тех, кто уворачивается снизу.

Резюме. В Приэльбрусье одна длинная и интересная трасса, в Домбае трассы короче, но есть выбор: ехать прямо, или объезжать. Новички в Приэльбрусье барахтаются на «большом» склоне, в Домбае для них создан отдельный загон.

Условия для новичков.

Новенького интересуют 3 вещи: подъемник, прокат, инструктор. Начнем с простого.

Стоимость и суть занятий с инструктором идентична: 1000-1500 руб/час, дальше — как договоришься. Стоимость проката снаряги тоже не отличается разнообразием: от 500 рублей за комплект лыжи+ботинки+палки, или сноуборд+ботинки. По этим параметрам равенство.

Единственный бугель для новичков в Приэльбрусье расположен на поляне Азау. С одной стороны, туда выкатываются все, кому надо на большую канатку. То есть — муравейник. С другой, использовать другие подъемники нет необходимости: вышел из гостиницы (как вариант — приехал на склон) и пользуйся. В Домбае не так.

6 или 8 бугельных подъемников расположены на высоте 2 300 м, на четвертой станции. Чтобы туда добраться, надо потратить 400-600 рублей. Соответственно, 10 подъемов на бугеле в Приэльбрусье обойдутся в 300-400 рублей (30 * 10), в Домбае — в 700-1000 рублей.

Зато — удобно и комфортно. Хороший ровный склон, который не разбивают мимопроезжалы. Отсутствие очередей — потому что 6 бугелей, а не 1. И вообще — доброта.

Резюме. В Домбае учиться дороже, но лучше. В Приэльбрусье дешевле, но хуже.

Считается, что Приэльбрусье дешевле Домбая. Вообще-то, это не так.

Общий ценник получается одинаковым. А если тешить себя прогулками на ратраках в Приэльбрусье, то отдых на «дешевом» курорте окажется дороже.
Про ски-пассы говорили выше — 1300-1400 руб/день;
Занятие с инструктором — 1000-1500 руб/час на 1-3 чел (т. е. Заниматься вдвоем-втроем дешевле);
Прокат — 500-600 руб/день/комплект;
Обед — от 150 рублей;

Абсолютные величины выглядят так: 3 дня в Приэльбрусье или Домбае могут обойтись в 4-5 тысяч рублей. Не считая, разумеется, стоимости тура. Если возьмешь снарягу в прокат, добавь ещё 2 тысячи в бюджет. На занятия с инструктором потратишь 1000-1500 рублей, больше не понадобится. На различные излишества — еще 1000-2000 рублей.

Нехитрая арифметика выдает нам максимальную сумму — 10 500 рублей. Из которых ты потратишь 60-80%, вряд ли больше. А если давно и безнадежно катаешься — дели всё на два. Ты же не будешь заниматься с инструктором и брать в прокат лыжи?

Читайте также  Старлайн а91 или а93 что лучше?

Няня, Я у них поел.

Вероятно, ты по-прежнему не понимаешь, что лучше — Домбай или Приэльбрусье. В общем-то, правильного ответа на этот вопрос и нет: у каждого региона свои достоинства и недостатки. Которые отлично дополняют друг друга. Короче, follow the snow, и все будет хорошо.

Архыз-Домбай-Эльбрус. Субъективное сравнение

Одно из главных преимуществ жизни в Ставрополе для лыжебордера: до гор рукой подать. И хотя я уже давно не живу в Ставрополе постоянно, но все еще бываю там часто и подолгу, поэтому уже который год подряд ни один мой сезон не обходится без визита на Северный Кавказ.


Уходящая зима была особенно удачной, и мне поочередно удалось побывать в Приэльбрусье, в Домбае и в Архызе. Эти три курорта я попробую сравнить между собой, поделиться своими впечатлениями от этого сравнения и некоторыми размышлениями на тему, чего нам ждать от них в будущем. Для полноты картины не хватает только Красной Поляны, но туда я в этом сезоне не попал.

Архыз

Архыз — молодой горнолыжный курорт, и тем не менее уже достаточно популярный, даже приобретший преданных фанатов (последние два года все чаще в кафешках на горе можно услышать разговоры, типа «только сюда езжу» и «в Домбае я бы так не отдохнул, а вышло бы дороже»). Это не удивительно, я считаю, что у Архыза много плюсов.


Во-первых, уютное место расположения. Горы не такие высокие и суровые, как на Домбае или в Приэльбрусье. Долина закрыта со всех сторон хребтами, поэтому климат в ней мягкий, зимы теплые и снега обычно полно. Для горнолыжного курорта — идеально.

Во-вторых, инфраструктура и трассы. Здесь у Архыза тоже без нареканий. Все необходимое легко найти, все рядом (хотя небольшой размер курорта, пожалуй, тут играет свою роль). За трассами стараются ухаживать, лично мне кажется, что по ухоженности трасс Архыз на голову выше остального Северного Кавказа, даже Сочи. Хорошо работает система искусственного оснежения.

В-третьих, Архыз — это не только лыжи/борды. В окрестностях курорта много достопримечательностей: древние византийские храмы в долине Зеленчука, Лик Христа, обсерватория у горы Пастухова, руины древнего городища, тюркские идолы. Есть куда съездить и на что посмотреть.

Вообще администрация старается сделать пребывание на курорте интересным и удобным для гостей. Организует анимационные программы для детей и взрослых (в этом году, правда, не видел, возможно просто не попал), следит за качеством сервиса, открывает новые трассы.

Но, при всем выше перечисленном, я Архыз не очень люблю. С моей точки зрения, у курорта есть некоторые минусы, которые как раз для меня являются довольно существенными.

Главный — недостаточное разнообразие и сложность трасс. Сертифицированные трассы в Архызе короткие, не очень сложные, а ситуация с внетрассовым катанием не самая лучшая — склоны лесистые, проехать можно далеко не везде. А там, где можно — обычно не очень интересно. Мне в Архызе быстро надоедает: один, максимум два дня катания, и становится скучно. Впрочем, здесь ситуация возможно изменится. Курорт продолжает расширяться, обещают построить подъемник и новые трассы на плато Габулу, напротив Романтика. В Архызе активно развивают ски-тур. Так что в будущем, скорее всего, с разнообразием и сложностью каталки проблем не будет, но пока все есть, как есть.

Еще из минусов — поселок Архыз. На него печально смотреть. Это, кончено, не имеет прямого отношения к самому горнолыжному курорту, но хочется верить, что в развитие Архыза будут вложены дополнительные средства и поселок приведут в порядок.

Мне Архыз кажется хорошим вариантом для тех, кто любит катание по ухоженным трассам, не сильно охоч до экстрима, или у кого проблемы с самочувствием на большой высоте. Приятно осознавать, что у курорта есть план развития, которого стараются придерживаться. Архызу есть куда расти и расти он будет.

Кстати, чуть не забыл. Очень неудобно то, что курорт отказался от продажи ски-пассов на пол дня. Везде они есть, а в Архызе — нет. Это, на мой взгляд, тоже минус.

Домбай

В Домбае я побывал в первый раз в 2005 году. До этого я катался в основном в Приэльбрусье, и на его тогдашнем фоне Домбай произвел на меня очень приятное впечатление. И сейчас мне трудно признавать, что современный Домбай сильно отстает по уровню от других крупных северокавказских курортов.

Главной причиной этого является, на мой взгляд, то, что Домбай не имеет какого-то внятного плана развития. Уж не знаю, связано ли это с тем, что курорт не входит в АО «КСК» или с тем, что часть объектов курорта находится в частной собственности, а общие проблемы решает руководство КЧР и им трудно согласовывать свою политику.

Из-за отсутствия развития Домбай стагнирует, а стагнируя — медленно деградирует. Например, посадочная станция подъемника «Домбай-1», запущенного в 2007 году, находится на данный момент в плачевном состоянии. Особенно сравнении с новой «Азау», запущенной в 2006. Кресельные канатки на склонах Муса-Ачитару тоже приходят в упадок. «Югославка» уже десятилетие не может решить проблемы со стабильным электропитанием и регулярно простаивает (я её работающей не застал и, говорят, она вообще не работала в этом сезоне).

В Домбае плохая планировка инфраструктуры, что создает массу неудобств. На «поляне тусовок», чтобы выкатиться на посадку на 5-ю очередь или продолжить спуск дальше, к началу 4-ой, приходится маневрировать среди людей, снующих между кафешками, прокатами или обучающихся катанию в «лягушатнике». Когда людей много, это становится очень неудобно, и, к тому же опасно (если не врежешься ты, то всегда могут врезаться в тебя). Выкат на посадку на «Домбай-2» тоже очень неудобный: узкий участок с резким поворотом упирается в пятачок, на котором расположено все и сразу. Если на подъемник очередь, то пятачок еще и забит народом. Таких моментов довольно много и в сумме они отнюдь не повышают привлекательности курорта.

Вопрос с уходом за трассами — отдельная тема. Отратраченный склон на Муса-Ачитару — большая редкость. А единственная снежная пушка Домбая стала уже притчей во языцах. Народ так и говорит «встретимся у пушки». Учитывая, что большая часть трасс сама по себе не очень удобна (например, «серпантин», узкий и извилистый, на котором мало пространства для маневра), недостаток — или наоборот, обилие — снежного покрова усложняет катание. В первую очередь начинающим лыжебордерам.

Еще из занятного: только в Домбае видел объявления, типа «Опасайтесь лжеинструкторв!». Неужули проблема действительно существует?

Но есть у Домбая и плюсы. Главный из которых — большая свобода направлений. Да, новичкам и тем, кто ценит комфортное катание, Муса-Ачитару может покажется негостеприимной. Зато для тех, кто не так требователен и хорошо освоил лыжи/доску, открывается множество возможностей для внетрассового катания. Поля на южной стороне горы, спуски через лес, 5 очередей кресельных подъемников позволяют выбрать для каталки любой отрезок горы. А после снегопада вообще весь Домбай — это сплошной фрирайд, потому что сертифицированные трассы отличить от остального склона становится проблематично.

Я бы сравнил Домбай с поездкой «дикарем» на море. Не самый комфортный отдых, но своя прелесть в нем есть. Что не отменяет перечисленных выше недостатков. Идеальный вариант для Домбая — когда на курорте не очень много людей. В дни максимальной загрузки все минусы усугубляются в разы.

Впрочем, и Домбай, возможно, ждут большие перемены. В феврале 2017 глава Карачаево-Черкессии заявил, что правительство республики готовит большую инвестиционную программу по развитию Домбая и Теберды (которая сейчас в ужасном упадке, а ведь это был курорт всесоюзного значения!). Обещают решить проблемы инфраструктуры, расширить зоны катания, повысить уровень безопасности. Я Домбай люблю, поэтому буду держать за него кулачки.

Эльбрус

За те 15 лет, которые я знаком с Эльбрусом, курорт проделал огромный путь. Сейчас это удобный и современный горнолыжный комплекс, а ведь когда-то он славился главным образом двух часовыми очередями на Азау, в которых постоянно кто-то норовил пролезть без очереди за дополнительную плату билетерам (и пролезал, ведь).

Но даже в те времена у Эльбруса было его главное преимущество: разнообразие возможностей. На Эльбрусе можно найти трассы любой сложности для любого уровня катания, курорт одинаково подходит и новичкам, и опытным лыжебордерам. А для тех, кому хочется совсем хардкора, рядом всегда есть Чегет.

Этим многообразием Эльбрус хорош и сейчас. Помимо сертифицированных трасс есть еще множество вариантов для райдеров. Вообще, Эльбрус стал приветливее к любителям внетрассового катания: предупреждающие знаки и указатели можно найти на всех популярных у фрирайдеров направлениях, что помогает ориентироваться. Для тех, кто не уверен в своих силах, есть возможность райдить в группах в сопровождении гида-инструктора.

Еще мне нравится, как Эльбрус развивается с точки зрения инфраструктуры. Возле станций канатной дороги нет ничего лишнего, что могло бы создавать дополнительную толкучку в и без того самых загруженных местах. Кафе и места отдыха на горе не лепятся одно на другое, а оставляют достаточно пространства, чтобы люди могли не мешать друг другу. В этом году администрация открыла дополнительные кассы, что положительно сказалось на очередях к этим кассам и на очередях на посадку. На курорте есть все необходимое. В плане инфраструктуры Эльбрус на мой взгляд сейчас вполне на европейском уровне. Так что не Поляной единой.

Если же касаться того, что мне на Эльбрусе не нравится, то в первую очередь это организация всего, что собственно горнолыжный курорт окружает. Например, учитывая, что вместимость склонов на Эльбрусе большая, людей на курорт приезжает много, удивительно, что до сих пор такая проблема с парковками и площадками, на которых пассажирские автобусы могут высадить туристов. Подъезд к Азау узкий, с подъемом. Когда парковочные места вблизи станции заканчиваются (а в праздники/выходные это происходит очень быстро), лыжникам приходится идти пешком по проезжей части, состояние которой оставляет желать лучшего, пешеходной дорожки нет, а если еще и лед намерзнет. Ну и не могу не упомянуть гаишников, которые помогают заполнять платные парковки. Просто слов нет.

Ту часть Азау, в которой располагаются кафе и рынки, тоже было бы неплохо облагородить и привести в порядок. Сейчас она очень контрастирует с тем, как организовано пространство вокруг станций подъемника.

Еще один минус Эльбруса, с которым, к сожалению, ничего нельзя поделать, это высота. Не все хорошо себя чувствуют на высоте 3000 м. Я знаю людей, которые не приезжают на Эльбрус потому что там у них развивается горная болезнь. Так что в этом плане Эльбрус не так доступен, как, например, Архыз.

Подводя итоги своего субъективного сравнения, скажу, пожалуй, что на данный момент Эльбрус мне нравится больше всего. По ценам все три курорта находятся примерно в одном диапазоне, так что разницу будет делать в основном стоимость проживания, которая зависит от выбранной гостинницы. Архыз в этом плане более ограничен, т.к. рядом с горой только «Романтики». Но и там всегда можно найти бюджетный вариант в поселке, а из поселка до горы ходит регулярный автобус.

Впечатления этого года внушают мне оптимизм. Приятно видеть, что возможностей хорошо покатать на Кавказе становится все больше, что горнотуристический кластер не стоит на месте и развивается. Уже есть три курорта хорошего уровня: Эльбрус, Архыз и Красная поляна. Хочется верить, что Домбай и Чегет тоже не будет забыты. Ну и интересно посмотреть, что каким получится Ведучи в Чечне, первые трассы которого обещают открыть уже в конце этого года.
Нужно больше склонов, хороших и разных.

Читайте также  Дсг или автомат что лучше?

Куда поехать кататься?! Красная Поляна, Домбай, Эльбрус. Сравнение Горнолыжных курортов Кавказа. Независимый отчет

Катание на горных лыжах уже давно стало чем-то большим, чем просто отдых. Это и стиль жизни, и увлекательное времяпровождение. Наконец, это просто незабываемый опыт.

Я провела независимое исследование, не просто побывав на горнолыжках Кавказа, а пожив на каждом курорте минимум по две недели, и вот вам мое мнение . Сравнение по ценам на скипассы, жилье и перемещения. А так же личные наблюдения. Общая атмосфера курорта, большие « мелочи», виды и качество трасс.

Если вы не привыкли разбрасываться деньгами, но любите отдыхать на курортах, любите горы, снег и погонять на лыжах или сноуборде ловите мою статистику
-Отдохнуть бюджетно можно на каждом из перечисленных курортов , самое основное выбрать правильно время заезда, ориентируясь на погоду (я лично пользуюсь сразу несколькими сайтами snowforecast , windgugu и rp5, если мониторить погоду на этих сайтах можно приехать под снегопад и отлично покататься и виды посмотреть. Хотя погода в горах крайне изменчива и непредсказуема). Советую выбрать промежуток времени в отсутствие праздничных и выходных дней , иначе вы будете дольше стоять в очередях чем кататсья и платить за все, включая ски – пассы дороже.

— Если вы привыкли к высокому уровню сервиса, вам нравятся гладкие подготовленные трассы, и при этом вы готовы за это платить welcome Красная Поляна.
— Если вас устраивает средний уровень сервиса, который дополняется такими бонусами как «кавказское гостиприимство» и «по братски» вам понравится на Эльбрусе и в Домбае.
— Если вы новичок в катании и вам нужно полностью арендовать оборудование, то аренда выйдет дешевле на Эльбрусе/ Домбае нежели чем в Поляне. Но если вас не пугает разница в цене на аренду примерно в 2 раза и вы хотите наслаждаться катанием то лучше выбрать КП и именно «Газпром» или «Роза Хутор» тк там очень длинные пологие трассы для тех, кто только начинает кататься. И гипер удобные эскалаторы в лягушатниках, в сравнении с бугельным подъемником – это рай.

— Если вы едете не только кататься, но и активно проводить досуг на природе: гулять, фотографировать и любоваться видами, то я бы выбрала Домбай, тк там множество мест для пеших прогуток, а так же интересных экскурсий на квадроциклах или уазиках.
— Если вы хотите залезть “повыше” выбирайте Эльбрус, виды в Красной Поляне на самом последнем месте в моем рейтинге. Вообще не люблю низкие горы поросшие листвинным лесом выглядит общипанно как-то, никакого величия и монументальности как в Домбае и на Эльбрусе.
— Если вам лень готовить дома и вы хотите питаться в кафе, знайте это будет вторая по величине статья расходов. Еда на Красной Поляне в разы дороже, чем на Эльбрусе и в Домбае, но если сравнивать с Москвой то примерно так же, если питаться в центре города ( местами чуть дороже
— Трассы. Достаточно многогранный аспект, тут уже кому что нравится. В КП очень много легких трасс и трасс средней сложности, есть так же сложные трассы, но они короткие и неинтересные. Длинные, извилистые легкие, широкие и пологие трасы идеальный вариант для тех , кто любит погонять, но при этом отдыхать во время катания, а не трудиться.

В Домбае трассы не простые и интересные, нет “зеленых” или “синих” все трассы комбинированные. Здесь вам придется работать на каждом спуске, это подойдет тем, кто “легких путей не ищет” , трасс по сравнению с КП немного, но можно комбинировать маршрут. Трассы средней длины, но бонус в том , что вы спускаетесь к подъемнику и едете наверх без “1000 “ пересадок.
— На Эльбрусе трасс тоже не так много по сравнению с КП, трассы длинные, широкие, разного уровня сложности. За счет того, что трассы расширили и практически не осталось узких мест кататься чуть легче чем в Домбае.

— На Красной Поляне пеленальные комнаты и бесплатные туалеты с теплой водой и туалетной бумагой почти на каждом уровне. На Эльбрусе, Домбае туалеты платные, есть несколько бесплатных но надо знать где и там вечно грязно. Никакой туалетной бумаги нет и горячей воды тоже.

— В Красной Поляне на каждом уровне расположены теплые кафешки, в которых правда очень дорого, но вас никто не выгонит если вы захотите погреться и попить чай из своего термоса, а в Домбае и на Эльбрусе кафешки вкусные, дешевые и очень душевные.
— Если у вас всего пара дней и вы хотите хорошо покататься, то выбирайте Красную Поляну , потмоу что до Домбая , Эльбруса из аэропорта добираться больше 200 км, а до КП всего 40 км. Из аэропорта/ жд вокзала легче всего добраться до Красной Поляны, но если вы найдете себе попутчиков или приедете небольшой компанией и заранее закажите себе такси вы доберетесь до Эльбруса/ Домбая гораздо быстрее и дорога не покажется вам утомительной, а наоборот вы будете любоваться видами и восхищаться на протяжении всего пути.

— Еще один огромный «логистический» плюс КП, то что если погода сильно испортилась вы можете сгонять на море или в Абхазию благо ехать недалеко. Это безусловно бонус.
— Но так же есть и огромный минус в Красной Поляне – пешком тут не погуляешь, я имею ввиду по курорту , везде натянуты сетки и бдительные охранники следят за каждым вашим шагом. С одной стороны это плюс к безопасности, а с другой минус для каждого любознательного туриста. Или просто для человека, который пешеход, а не лыжник/сноубордист.

Общий итог: Побывать стоит на каждом курорте, чтобы составить свое собственное мнение и самостоятельно выбрать оптимальный для себя вариант. А теперь чуть подробнее о ценах, о том как добраться до курортов и о том, где искать жилье .

Логистика. Как добраться?! Средние цены на билеты.
Самолетом из Москвы в среднем билет до Сочи и до Минеральных вод стоит 4000-5000 р , есть акции скидки, за которыми так же можно следить на различных сайтах. Есть так же более бюджетные варианты такие как BLABLA CAR — это когда вы ищите попутную машину до пункта назначения и платите за бензин. Этот вариант актуален для тех кто живет не так далеко от курорта.
Так же для любителей железных дорог, вы всегда можете воспользоваться сервисом РЖД. Сейчас правда цены на поезд и цены на самолет отличаются не так сильно, хотя по времени в 10 раз.
Сайты на которых искать билеты РЖД, skyscanner, anydayanyway, onetwotrip всегда можно сделать расширенный поиск чтобы выбрать наиболее дешевые билеты.

Дальше из аэропорта или с жд вокзала Сочи (40 км ) до Красной поляны вы можете добраться на Ласточке такой модный аэроэкспресс. Стоит 350 р ( горнолыжный сезон) , в вагонах имеются розетки, чисто, быстро и удобно. И вообще что касается логистики от Сочи, Адлера в КП – все идеально продумано. Так же есть более бюджетный вариант – автобус . Номер 105 , стоит 200 р едет чуть дольше чем Ласточка. И ласточка и автобус ходят регулярно.
Из аэропорта Минеральных вод (220 км ) вы можете добраться до курорта Домбай на автобусе , который ходит 1 раз в день в 13:30 , точное расписание гуглите.
Так же этот автобус идет мимо Пятигорска в 15:30. На автобусе ехать долго часов 5 до Теберды. Искать так «автобус Минеральные воды – Теберда». От Теберды еще 20 км до Домбая.
Так же можно заказать трансфер 1000 р с человека. Так же можно найти такси и скооперироваться в группу 3-4 человека выйдет 3000-3500 за такси. На такси в 2 раза быстрее чем на автобусе.
Так же можно добираться на перекладных до Черкесска а там искать маршрутку на Теберду или Домбай. Лучше всего купит билеты на самолет/ поезд на утро – день, потому что вечером маршрутки не ходят.
На Эльбрус ( 280 км) попасть тоже не так просто, но и не сложно.
Слышала, что ходит маршрутка с Пятигорска на Эльбрус, но тут тоже все в частных руках поэтому нужно заранее созваниваться с водителем уточнять. Такси минимум 4000 р. Трансфер так же 1000 р с человека.
Добраться на перекладных : До Нальчика , там пересесть на маршрутка до Тернауза, далее на маршрутку в Терскол. И считайте на месте
Данный маршрут покажется вам совсем не сложным , после того как вы преодолеете его хотя бы раз. В группах в вконтакте полно предложений по трансферу/такси где можно найти попутчиков, и добраться до нужной точки за весьма комфортную сумму.
Так же есть предложение на сайте BLA BLA CAR надо заранее созваниваться с водителем.
Итого по времени из аэропорта до КП вы добираетесь 1 час ( + — 15 минут) ,
До Домбай 3- 6 часов, до Эльбруса 3, 5 – 6 часов. Тут все зависит от вас, вашего бюджета и умения продумывать маршрут.
Жилье. Цены.
Поиск жилья, я пользуюсь сайтом booking.com
В Домбае снять квартиру можно от 1000- 1500 р расстояние до канатки 100-500 метров.
Номер в отеле недалеко от канатки 800-1000 р с человека, в мини-отеле на двоих номер будет стоить 2500 р . Квартиру в Теберде ( 20 км) снять можно еще дешевле. Тут главное попасть не в праздники.
На Эльбрусе можно остановиться на базе МЧС за 400 р , в отеле за 1000-1500 р с человека. Расстояние до канатки 5 км, ходит маршрутка ( 50 р стоит), так же можно остановиться и на поляне Азау прямо возле подъемника, но это чуть дороже.
На Красной Поляне жилье стоит значительно дороже , самый бюджетный вариант который я нашла это хостел за 500 р / чел. При хостеле отель 2000 р за номер. По моему очень бюджетно. От отеля ходит автобус каждые 10 -15 минут до курортов.
Расстояние 7 км. Время в пути 10-25 минут. На автобусе.

Так же если у вас большая компания вы всегда можете заказать такси. Узнайти только цены у местных чтобы вас не облапошили. Естественно вечером такси дороеже чем днем ( это относится к Эльбрусу, Домбаю) да и в целом может быть такое что такси просто не найти.

Виды и трассы.
Виды в Домбае по моему рейтингу на первом месте – просто потрясающие.
Канатная дорога на Эльбрусе гордость – сейчас это самая высокая КД в Европе , поднимает вас на высоту 3790 м .
На КП все канатные дороги похожи на запутанную паутину и если свернуть то придется делать несколько пересадок , чтобы вновь оказаться на нужном уровне. Правда через пару дней привыкаешь и все кажется простым.

Чем берет Домбай – это великолепные по своей красоте горы, дружелюбие, радушие и кавказское гостиприимство.
Чем берет Эльбрус – это великая гора- высочайшая точка Европы 5642 м., красивые виды, сама атмосфера места потрсающая .
Чем берет Красная Поляна – своим сервисом и большим колличеством и разнообразием трасс.

Цены на Скипассы взяты средние не праздничные. Более подробно на сайтах:
Эльбрус 1800
http://www.prielbrusie-hotels.ru/hoist.php
Домбай 1600
http://www.dombaj.ru/hoist.php
Роза Хутор 1950
http://roza-khutor-hotels.ru/lifts/
Горная Карусель 1800
http://kraspol.ru/ski-lift/gornaya-karusel-stk
Газпром 1400
http://kraspol.ru/ski-lift/gazprom-laura

Относительно Эльбруса и Домбая, здесь так же действуют сети старых канатных дорог стоимость на которые значительно ниже чем на фирменные австрийские на Домбае 1200 , на Эльбрусе 700 р.

И все же на мой взгляд самый бюджетный вариант Эльбрус.
Информация за 2015-2016 год.