Неисправности турбокомпрессора основные причины и способы устранения

Всё про турбокомпрессоры, или Нагнетатель обстановки

Многие автомобилисты с опаской относятся к ремонту турбокомпрессоров. И не без оснований. При этом производители разрешают ремонтировать некоторые турбины и даже выпускают оригинальные комплектующие, а иные и вовсе занимаются промышленным восстановлением агрегатов. Причиной же невысокого ресурса перебранных турбин зачастую является пресловутый человеческий фактор.

Презумпция невиновности

Турбокомпрессор (ТК) работает на перекрестке нескольких систем двигателя, и его здоровье зависит от исправности других узлов. Поэтому при появлении любых нареканий по поводу работы ТК важно провести вдумчивую диагностику узла в составе мотора. Диагностика необходима и в случае выхода турбины из строя — она послужит гарантией, что новая или отремонтированная турбина не преставится через пару тысяч километров.

Сначала с помощью компьютера проверяют систему управления двигателем в целом и отдельные датчики. Абсолютное большинство турбин оборудовано механизмом регулирования давления наддува; его сбой запросто может быть следствием банальной неисправности — например, неправильного сигнала от расходомера воздуха. Нередки случаи, когда из-за игнорирования такой диагностики в профильные компании по ремонту ТК привозят… исправные агрегаты.

Здоровье турбины зависит от герметичности систем впуска и выпуска двигателя и давления в них. Если, к примеру, забиты нейтрализатор и воздушный фильтр, манометры покажут повышенное разрежение на впуске и увеличенное противодавление на выпуске. Работа в таких условиях серьезно сокращает ресурс внутренних элементов ТК: подшипников, уплотнителей и самого вала. При больших перепадах давления турбина из-за конструктивных особенностей начинает сильнее гнать масло на впуск — патрубок и впускной трубопровод покрываются жирным налетом.

Негерметичность систем впуска и выпуска также вызывает опасные перепады давления. А банальная экономия на замене воздушного фильтра или несвоевременное устранение подсоса воздуха за его корпусом приводят к износу компрессорного колеса турбины. Его лопатки стачиваются попадающими внутрь частицами песка.

Распространенная причина выхода ТК из строя — попадание инородных предметов в крыльчатки. Порою это случается из-за разгильдяйства механика, который при обслуживании машины оставил во впуске ветошь или уронил внутрь шайбу. Или из-за непредвиденного разрушения деталей мотора, когда, например, отваливается электрод от свечи. Вал турбины вращается с огромной скоростью, и попадающие на крыльчатки инородные предметы значительно их деформируют, из-за чего турбину может даже заклинить. В итоге ротор ломается пополам от скручивания. В этом случае ремонтировать агрегат бессмысленно.

К характерным повреждениям крыльчаток и вала приводит так называемый перекрут турбины, то есть превышение допустимых оборотов. Речь не только о неграмотном чип-тюнинге — перекрут может быть спровоцирован и обидным стечением обстоятельств. Например, из-за ошибочных показаний датчика расхода воздуха с запаздыванием срабатывает механизм регулирования давления наддува. ТК работает в очень жестких условиях (взять хотя бы термическую нагрузку), и даже незначительное отклонение от допустимых режимов приводит к непоправимым последствиям.

Описанные причины отказов турбин встречаются не так часто, основная доля приходится на неисправности в системе смазки ТК. В зазорах между валом турбины и его подшипниками должен присутствовать масляный клин, иначе происходит перегрев и износ валов, подшипников и уплотнений — вследствие контактной работы элементов. Чаще всего смерть турбины наступает из-за банального масляного голодания и посторонних частиц в масле.

ТК очень чувствителен к чистоте и качеству масла — больше, чем мотор. Во многом потому, что этот узел работает в тяжелых температурных режимах. В частности, на бензиновых двигателях отработавшие газы разогреваются аж до 1000 °C. Поэтому увеличенные интервалы замены масла и экономия на фильтре первым делом сокращают ресурс ТК.

Масляное голодание турбины имеет массу причин, о которых мало кто задумывается. Одна из распространенных — закоксовывание подводящей трубки. Зачастую она забивается полностью — и ТК работает на сухую. Не менее важна исправность масляного насоса двигателя, а также системы вентиляции картера. Часто именно из-за нее турбина незаметно умирает. Масло в корпус подшипников ТК поступает под давлением около 4 бар, а сливается из него в поддон двигателя самотеком. И даже незначительное повышение давления картерных газов сильно ограничит расход смазки через турбину, снижая несущую способность ее пленки, и приведет к ее просачиванию через уплотнения. Нередко это происходит из-за неисправного клапана вентиляции.

Многие ремонтники не учитывают все эти моменты, когда ставят турбину после диагностики или ремонта на двигатель. Как минимум, нужно исключить ее работу на сухую в первые секунды после пуска мотора. Для этого в корпус подшипников загодя заливают масло.

Если не обращать внимания на перечисленные нюансы, турбина долго не протянет. А ремонтники, естественно, обвинят в недобросовестной работе тех, кто восстанавливал узел. Вот и боятся люди ремонтировать турбины.

Восстановлению подлежит

Производители турбин основательно подходят к их ремонту на своих производственных мощностях. Дальше всех в этом деле продвинулась фирма Honeywell (бренд Garrett). При восстановлении специалисты меняют картридж турбины (центральный корпус в сборе с валом, подшипниками и крыльчатками) и механизм регулирования давления наддува. Старые неповрежденные корпусы (холодную и горячую улитки) очищают и устанавливают обратно. На выходе имеем практически новый компрессор с полноценной заводской гарантией. Но даже Garrett восстанавливает турбины далеко не всех моделей своей линейки.

Неисправности турбокомпрессора основные причины и способы устранения

  • Турбины
  • Картриджи
  • Запчасти

Во время эксплуатации нередко возникает проблема – не работает турбокомпрессор на автомобиле. Возможная причина – неисправности турбины. При первом же подозрении на такую неисправность нужно сразу же прекратить эксплуатацию автомобиля, чтобы не вышла из строя турбина, если виновата именно она. Чтобы своевременно определить проблему, нужно постоянно обращать внимание на работу своего автомобиля.

На что обратить внимание?

Признаки неисправности турбины двигателя могут быть различными. Рассмотрим некоторые из них.

Так, например, выброс синего дыма из выхлопной трубы прогретого двигателя свидетельствует об утечке масла в турбокомпрессоре и попадании его в цилиндры двигателя.

Если происходит выброс черного дыма – происходитутечка воздуха в нагнетающих магистралях или интеркулере.

А если из выхлопной трубы идет белый дым , то, скорее всего, произошло засорение сливного маслопровода турбокомпрессора.

Если машина увеличила расход масла – это свидетельствует о засорении канала подачи воздуха или сливного маслопровода.

Если же вы наблюдаете резкое увеличение потребления топлива – вероятно, произошло засорение канала подачи воздуха или воздушного фильтра.

Бывает и так, что происходит у величение шумности турбокомпрессора . Часто это случается из-за засорения подающего маслопровода. Если замечается утечка масла на корпусе турбины, то, скорее всего, закоксовалась ось турбины или есть нарушение в системе связки.

Автомобиль стал хуже разгоняться –это говорит о неисправности системы управления турбиной.

Если вы слышите скрежет при работе турбокомпрессора , то причиной может быть деформация корпуса турбины.

А если раздается свист – так проявляется утечка воздуха между выходом компрессора и двигателем.

Все неисправности турбокомпрессора разделяют на несколько видов

Механические повреждения турбины

Чаще всего причиной поломки турбины бывает попадание постороннего предмета внутрь турбокомпрессорасо стороны впуска и выпуска. Еще одна частая причина поломок – повреждение ротора турбокомпрессора абразивными частицами (пыль, песок, сажа и т.д.) вследствие негерметичности магистралей. Это приводит к повреждению лопаток компрессорного или турбинного ротора.

Грязное масло

Причинами загрязнения моторного масла абразивными частицами может быть некачественный масляный фильтр, превышение интервала замены моторного масла, химическое загрязнение масла. Загрязненное масло ведет к повреждению турбокомпрессора в форме абразивного износа продуктами коксования масла или абразивными частицами (грязь). Для предотвращения повреждений должно быть гарантировано применение масла и фильтров высокого качества, а также производиться их своевременная замена согласно предписаниям завода-изготовителя.

Масляное голодание (недостаток масла)

Причинами может быть неисправность в системе смазки двигателя, сильное загрязнение масляного поддона отложениями, снижение пропускной способности маслоподающей трубки и масляных каналов турбокомпрессора. Это приводит к повышенному износу колец, шейки вала, недостаточной смазке и перегреву радиальных подшипников турбины.

Читайте также  Машину дергает при движении причины

Предельные режимы эксплуатации турбины

Причинами повреждения могут быть: нарушение температурного режима работы двигателя, использование топлива с октановым числом, не соответствующим рекомендациям завода-изготовителя. Работа турбокомпрессора при чрезмерно высокой температуре ведет к коксованию масла и коррозии подшипников. Значительные повреждения возникают при этом на валу, его уплотнениях, подшипниках.

В случае невозможности ремонта турбокомпрессора автомобиля вы можете купить новые турбины в интернет-магазине или заказать аналогичные, подходящие по характеристикам.

Для того,чтобы идентифицировать турбокомпрессор,необходимо правильно «прочитать» информационную табличку,которая на нем установлена.

Ниже приведены фотографии информационных табличек наиболее распространенных турбокомпрессоров — Garrett,Mitsubishi,IHI,KKK,Holset с описанием нанесенной на них информации.

Как ремонтировать турбокомпрессор и его неисправности

Турбокомпрессор одна из неотъемлемых частей двигателя автомобиля, но его поломка не один из приятных моментов. Расскажем основные неисправности турбокомпрессора и как ремонтировать. Турбокомпрессор одна из неотъемлемых частей двигателя автомобиля, но его поломка не один из приятных моментов. Расскажем основные неисправности турбокомпрессора и как ремонтировать.

Десять или двадцать лет тому, наличие турбокомпрессора в двигателе автомобиля было роскошью, теперь же это привычный, необходимый элемент современных автомобилей. Большинство авто производителей, благодаря турбокомпрессору увеличивают мощность малолитражных двигателей, тем самым экономя ресурсы и топливо.

Помимо внедрения производителями, покупатели стали отдавать привилегию и востребование наличию турбокомпрессора в автомобиле. Поэтому необходимо знать, как правильно ухаживать, эксплуатировать и ремонтировать турбокомпрессор. Так же в статье рассмотрим основные неполадки и как их устранить.

Как устроен турбокомпрессор автомобиля

Рассмотрев работу турбокомпрессора, теперь кратко расскажем о его основных составных деталях. Первое и главное – это сама турбина с крыльчаткой, далее по списку идет воздушный центробежный насос и сам компрессор. Более мелкие детали – это жесткая ось, для связи деталей, подшипники, кольца, уплотнители, разные детали и клапана. Весь этот набор скрыт в специальном корпусе, который способен выдержать сильный нагрев.

Как работает турбокомпрессор

Турбокомпрессор или чаще в народе известна как турбина, предназначена для нагнетания дополнительного воздуха в цилиндры. Из-за такой процедуры топливо в цилиндрах будет сгорать до конца и более эффективно. Стоит понимать, что наличие турбокомпрессора под капотом не только увеличит количество лошадок, но и аппетит, который так же вырастет раза в два, сравнивая с двигателями без турбины.

В качестве дополнительного воздуха турбокомпрессор использует отработанные выхлопные газы для вращения турбины. В результате вращения компрессор заталкивает дополнительный воздух в цилиндры, что позволяет вытянуть дополнительные лошадиные силы. В отличии от механического нагнетателя, турбокомпрессор не ворует энергию двигателя, которая идет от коленчатого вала.

Итак, какие же этапы проходит турбокомпрессор для выполнения поставленной задачи:

    Первым этапом считается поступление холодного воздуха в воздухозаборник двигателя, и далее подается на компрессор;

Вес процесс проходит благодаря крыльчатке турбокомпрессора, она и нагоняет воздух;

Следующим шагом считается сжатие воздуха и его нагрев, далее он выдувается в теплообменник;

Пройдя через теплообменник, воздух охлаждается и поступает в цилиндры. Благодаря дополнительному кислороду, топливо в цилиндре сжимается более быстро, нежели обычно;

Так как сгорание более эффективное и сгорает больше топлива, чем обычно, в результате вырабатывается больше мощности, которая передается на колеса.

Через выхлопные клапана выводятся отработанные газы;

Вместо попадания в выхлопную систему, отработанные газы поступают на крыльчатку турбокомпрессора, тем самым заставляют вращаться крыльчатку быстрее.

  • После крыльчатки выхлопные газы выводятся в направлении глушителя, а компрессор за счет вращения крыльчатки нагнетает новый кислород. Таким образом, процесс становится цикличным, до момента пока есть в этом потребность.
  • Какие бывают неисправности турбокомпрессора

    Как и любой механизм, турбокомпрессор время от времени может выходить из строя и требовать ремонта. Первыми признаками неисправности считаются:

      упадок мощности двигателя;

    черный или темно-синий цвет выхлопных газов;

    внезапно увеличился расход масла;

  • звук турбокомпрессора или двигателя меняется время от времени.
  • Самыми частыми неисправностями турбокомпрессора считаются деформация или износ подшипников ротора. Во время работы турбины, между подшипником и осью возникает масляная подушка, но залив плохое или не то масло, эта подушка исчезнет. В результате будет сильное трение и быстрый нагрев.

    Аналогичная ситуация может случиться, когда турбина работает очень долго на максимальной мощности, что часто приводит к перегреву. В случае, когда недосмотрели и выше наведенные факторы одновременно совпали, а такое бывает часто, ожидайте полного выхода из строя турбокомпрессора. Кроме выше указанных причин, может быть еще и механические – повреждение за счет твердых или мягких предметов, попавших в турбину. Лопатка рабочего колеса может быть повреждена абразивным методом, что мгновенно скажется на мощности и выдаст неприятный звук и необходимости неотложного ремонта.

    Обнаружив такие неисправности, можно пойти двумя путями, первый – это самостоятельный ремонт, а второй – это полная диагностика турбины на специальном стенде в СТО. Стенд предусматривает собой диагностику турбокомпрессора, как по внешним признакам, так и полную прогонку, имитируя работу двигателя. Не исключен вариант поломки двигателя турбокомпрессора.

    В домашних условиях ремонтировать турбокомпрессор стоит в том случае, когда вы на 100% уверены в поломке и за плечами есть опыт подобного ремонта. В ином случае лучше отдать ремонт специалистам с опытом.

    Как отремонтировать турбокомпрессор

    После обнаружения поломки, первая мысль это как ремонтировать турбокомпрессор. Если нет опыта в ремонте автомобиля, и никак не приходилось иметь дело с турбинами, то лучше не рисковать, а обратится в специализированный центр по ремонту.

    Первым делом, как и полагается, необходимо снять турбину и компрессор с крепежа. Зачастую снять улитку компрессора не представляет проблем, а вот улитка турбины может прикипеть. Метод киянки и зубила допустим, но не желателен, можно погнуть метал и торцы крепления. Лучше всего снимать теми же болтами для крепления, поддев за них понемногу снимаем турбину. Стоит учесть, что место крепежа идет на конус, а значит рубать по крепежу не стоит.Не будет плохим отмачивать с помощью WD-40, нагар быстро отходит. Важно во время разборки аккуратно снимать болты, гайки и прочее, так как у некоторых производителей они уникальные и найти подходящие будет очень тяжело. После снятия сразу же стоит проверить люфт на вале, его вовсе не должно быть. Следующий шаг – проверяем крыльчатку на наличие повреждения. Далее идут подшипники, они должны быть как новые, так как от них будет зависеть качество работы турбокомпрессора.

    Жесткая ось не должна быть в сколах или подобных неровностях, появление таких может потянуть за собой необратимые повреждения, даже ремонтные работы не смогут восстановить. Разбирая турбокомпрессор, не забывайте посмотреть на воздушный центробежный насос, он отвечает за нагнетание кислорода и неровности приведут к уменьшению лошадок под капотом.

    Не редко бывает ситуация, когда можете обнаружить выгнутую и неровную ось или вал, в таком случае не стоит пробовать выровнять её в домашних условиях. Обороты турбины сверхвысокие и малейшая неровность или дисбаланс приведут к мгновенному выходу из строя, и повреждению деталей. Определившись с поломкой, устраняем её и осматриваем прилегающие к ней детали на наличие подобной проблемы. Собирая детали обратно, некоторые из них держатся за счет стопорных колец. Устанавливая такие стопорные кольца, смотрите внимательно, чтоб они стали в свои пазы и не было малейшей трещины.

    Желательно сделать список того, что снимали и что необходимо осмотреть (заменить). Самым долгим считается уход за валом, его необходимо осмотреть как можно точней и в конце установить маслосъемные кольца. Без опыта сделать это нелегко, а сам процесс достаточно скучный и не разнообразный. Перед тем как устанавливать вал, его необходимо смазать маслом, но так чтоб с него не капало. Предварительно, полностью вычистив улитки, осматриваем их на отсутствие трещин и других дефектов. Теперь собираем все детали в обратном порядке, последним установив и прикрепив улитки турбокомпрессора.

    Читайте также  Станция не закачивает воду из скважины причины

    Если вы не решились ремонтировать турбину сами, то стоит понимать, что технология ремонта турбокомпрессора не простая и специализированных СТО может занимать не один день. Поэтому заранее приготовьтесь остаться без автомобиля на несколько дней. Сам же процесс ремонта на специальном станке весьма интересен. Специалист снимает десятки данных и на основе их анализа, подстраивает отдельные части турбокомпрессора.

    Самостоятельный ремонт лучше всего проводить, когда нет большой деформации деталей и есть возможность замены на новые. Отцентровка, проверка и прочие тесты с турбокомпрессором лучше производить не специальном стенде, в ином случае только угробите турбину.

    Цена турбокомпрессора или ремонта

    В зависимости от вида поломки турбокомпрессора, соответственно и цена будет разная. В среднем простой ремонт обходится от $50 до $150 без учета деталей, более сложные поломки могут доходить до $200 — $500. Как правило, специализированные центры по ремонту турбокомпрессоров дают гарантию на свои услуги от 1 до 2 год. На детали обычно такой гарантии нет.

    Покупать турбокомпрессор будет куда дороже ремонта, да и не всегда так легко найти необходимый. Цена турбокомпрессора на автомобили Mercedes-Benz может варьироваться от 340 евро на Sprinter и до 1000 евро, а то и выше. На автомобили марки Mitsubishi цена турбины стартует от 250 евро и выше до нескольких тысяч евро.

    Как видим, наличие турбокомпрессора под капотом автомобиля – это немалый плюс к лошадках, но вот уход и эксплуатация требуют тщательного соблюдения правил. Малейший перегрев потянет за собой необратимые процессы и скорый ремонт турбокомпрессора.

    Видео ремонта турбокомпрессора:


    Неисправности турбокомпрессора, их причины и способы устранения. Общие требования к объему работ по турбокомпрессору согласно правилам ремонта , страница 2

    Работа турбокомпрессора чаще всего нарушается вследствие образования трещин и коробления привалочных плоскостей в газоприемном, выхлопном корпусе и корпусе компрессора. Одной из главных причин нарушения работоспособности является отложение нагара на поверхности деталей газового тракта: на колесах турбины, сопловом аппарате и его кожухе, газоприемном корпусе. Слой нагара ухудшает теплоотдачу и вызывает перегрев и коробление деталей турбины, а также заметно уменьшает проходные сечения соплового аппарата и турбинного колеса.

    В сопловом аппарате чаще всего наблюдается коробление ободов и лопаток, приводящее к возникновению трещин, изменению проходных сечений, вследствие чего уменьшается частота вращения ротора, снижается подача компрессора. У ротора чаще всего повреждаются лопатки турбинного колеса, слабнет в посадке колесо компрессора и изгибается вал. Повреждения лопаток – односторонний износ, изгиб или искривление – происходят вследствие попадания в газовый тракт посторонних предметов (отколовшихся частей поршневых колец, кусочков нагара и т. п.) из-за касания лопаток неподвижных частей при прогибе вала ротора. В подшипниковых узлах износу подвержены шейки вала ротора и втулки, пята с подпятником. Редко, но наблюдаются случаи ослабления втулок в посадке. У лабиринтных уплотнений износу подвержены уплотнительные кольца и поверхности деталей, контактирующих с кольцами.

    Основные неисправности турбокомпрессора и способы их устранения представлены в таблице 1.

    Таблица 1 – Неисправности, требующие ремонта или замены деталей турбокомпрессора

    Корпус компрессора: газовый, выхлопной

    — Кольцевые трещины более 1/5 длины окружности; трещины в газовой полости с внутренней стороны, трещины выходящие на стенки отверстий

    — Другие трещины, раковины

    — Износ, риски и задиры глубиной более допускаемого размера

    — Срыв, повреждение резьбы в корпусе, ослабление в посадке ввертыша

    — Износ или повреждение более двух ниток резьбы

    — Забоины и задиры на поверхностях корпуса

    Для газоприемного корпуса

    — износ посадочных и сопрягаемых поверхностей более допускаемых размеров, задиры

    Корпус компрессора подлежит замене

    Заварка трещин и зачистка сварных швов до основного металла.

    Разделка трещин под V-образный шов. Вырубка раковин.

    Заварка трещин газовым способом или арго-дуговой сваркой неплавящимся электродом.

    Зачистка сварных швов до основного металла.

    Масляную полость улитки, воздухоподводящие каналы (сверление в ребре) проверить наливом керосина. Течь и потение не допускается. Допускается опрессовка водой под давлением 0,5 МПа в течение 5 мин

    Наплавка и механическая обработка посадочных поверхностей до чертежного размера.

    Наплавка газовым способом или арго-дуговой сваркой, наплавка неплавящимся электродом.

    Расточка и торцовка посадочный поверхностей до чертежного размера.

    Перерезка резьбы в корпусе с М12 на М14 и установка нового ввертыша увеличенного наружного диаметра с соответствующей резьбой.

    Перерезать резьбу на больший размер и установить сопрягаемые детали увеличенного диаметра с соответствующей резьбой. Разрешается ставить ступенчатые шпильки

    Забоины и задиры зачистить

    Наплавка и механическая обработка посадочных поверхностей до чертежного размера.

    Наплавка газовым способом или арго-дуговой сваркой

    Продолжение таблицы 1

    Ослабление в посадке втулки и крышки, износ поверхностей по внутреннему диаметру

    Хромирование посадочных и рабочих поверхностей втулок и крышки с последующей механической обработкой до чертежного размера

    Диффузор и вставка диффцзора

    — Местные натиры на поверхности фасонной вставки

    — Наличие глубоких рисок и значительных задиров

    Заварить электродуговой сваркой угольными электродами с присадкой алюминия или сваркой в среде аргона.

    — Трещины в алюминиевом корпусе

    Заварить электродуговой сваркой угольными электродами с присадкой алюминия

    — Наличие трещин в любом месте

    — Отдельные риски на цапфах вала ротора

    — Более глубокие риски 0,1

    — Износ резьбы на концах вала ротора

    — Износ ручьев уплотнительных колец

    — Наличие у уплотнительных колец трещин, местных износов на торцевых поверхностях, равномерном износе по толщине до размера менее 2,76 мм, несоответствие зазора в замке кольца номинальному

    — Изменение наружного диаметра лабиринта на валу ротора

    — Уменьшение радиального зазора между цапфой и подшипником

    Загладить надфилем и заполировать шлифовальной шкуркой

    Шлифовка на станке

    Перерезать под следующую градацию резьбы

    Изношенный ручей расточить для постановки в него двух уплотнительных колец

    Уплотнительные кольца заменить

    Обработать на станке для обеспечения номинального зазора между лабиринтом и втулкой корпуса

    Продолжение таблицы 1

    — Наличие задиров, забоин или других повреждений цапф вала ротора глубиной более 0,2 мм

    Восстановление производить путем постановки втулок

    — Наличие трещин, рисок на рабочих поверхностях, увеличение зазора между втулкой и шейкой вала более 0,1 мм

    — Наличие у импеллера трещин, излома гребешков, ослабление его посадки на пяте

    — Наличие трещин любого размера и расположения, забоин, надрывов на входных кромках лопаток, смятии, глубоких забоинах на шлицах, износе шлицев по толщине.

    — Нарушение посадки колеса компрессора.

    — Наличие смятия, выступов лабиринтов на колесе, круговых рисок глубиной более 0,5 мм или уменьшении зазора свыше 0,5 мм

    Нанесение пленки клея Ф-40 на шейку вала, с последующим хромированием, осталиванием, цинкованием шейки вала

    Изношенные места лабиринтов колеса зачистить и восстановить металлизацией

    — При наличии на роторе трещин в лопатках или диске колеса турбины

    — Забоины на входных кромках лопаток глубиной дл 0,1 мм независимо от числа поврежденных лопаток и забоины глубиной до2 мм при повреждении до 25 % числа лопаток

    — При наличии забоин на лопатках глубиной более 2 мм при повреждения свыше 25 % числа лопаток

    Запилить и заполировать с обеспечением плавного скругления кромок.

    — Трещины длиной до 5 мм не более, чем на трех лопатках

    — Трещины большей длины или на большем числе лопаток

    — Деформация лопаток, отклонение от прямолинейности не более 0,3 мм

    Допускается выпилить, обеспечивая плавное скругление.

    Сопловой аппарат заменить

    Отрихтовать деформированные лопатки

    Продолжение таблицы 1

    Кожух соплового аппарата

    — Трещины любого расположения, выработки, натиры, глубокие риски на внутренней поверхности от лопаток колеса турбины

    — Мелкие риски и царапины на внутренней поверхности кожуха

    Читайте также  Компрессор плохо качает воздух причины

    Кожух заменить вместе с сопловым аппаратом

    Подшипник опорно-упорный и опорный

    — Трещины в корпусе подшипников

    — Ослабление посадки их в корпусе, увеличение зазора между шейкой вала и втулкой более 0,28 мм

    Втулки подшипников заменить

    — Обрыв сетки фильтрующего элемента а) разрушение сеток не сквозное б) разрушение сквозное

    — При наличии на пружине фильтра обломанных витков, трещин, неперпендикулярности опорных поверхностей пружины относительно ее оси более 0,3 мм, потере пружиной упругости

    Причины неисправности турбокомпрессора

    За последние несколько десятилетие конструкция турбокомпрессоров сильно изменилась став не только более производительнее и надежнее. Последнее подтверждается статистикой, по которой видно, что менее 1% турбин, выходят из строя из-за брака допущенного при производстве. Другие же 99% поломок турбокомпрессоров происходят из-за форс-мажора, не правильной установки или эксплуатации турбины.

    Данный разрыв в количестве причин, которые вызывают неисправность турбины связан с тем, что все детали работают в масленой ванне, другими словами в ней нет трясущихся друг о друга деталей, из-за чего нет износа. В теории это обеспечивает ей вечный срок службы, но как всегда есть одно «НО» — ряд причин способен крайне быстро привести к поломке.

    Внимание: перед тем как производить замену или ремонт турбины, необходимо выяснить точную причину неисправности выхода из строя старой турбины. В противном случае высока вероятность что поломка повториться, при чем очень быстро.

    Турбокомпрессор – также, можно рассматривать как индикатор работы всего двигателя, поскольку он связан с большинством систем и узлов двигателя (системы смазки и охлаждения, системы управления двигателем, системы впуска и выпуска, и системы вакуумной вентиляции). Неисправности в работе одной из них в учетом чрезвычайно высокой нагрузкой на турбину напрямую влияет на ее работоспособность. Исходя из этого можно представить насколько сильно ее работоспособность зависит от внешних факторов.

    Наиболее распространёнными причинами неисправности турбокомпрессора являются:

    Загрязнение масла

    Оно в свою очередь делиться на два вида: механическое и химическое загрязнение.

    Механическое загрязнение масла

    В процессе эксплуатации автомобиля мелкие частицы (песок, осколки узлов двигателя) попадают в масло со временем загрязняя его все сильнее. Это приводит к постепенному износу поверхности втулок и появлению на них бороздок, которые меняют диаметральную форму. Данный процесс сопровождается уносом металла и как следствие увеличением зазоров, из-за которого распадается масляная пленка. Все это приводит к увеличению дисбаланса турбины и его неизбежной поломке (в частности ротора).

    Химическое загрязнение масла

    Химическое загрязнение масла в отличие от механического проявляется очень быстро, в силу того, что при первых же нагрузках оно разрушается и теряет свои свойства. Резко уменьшается масляная пленка. Эффект схож с сухим стартом, когда детали работают друг по другу, из-за чего происходит быстрый износ, с характерными отметинами на роторе цветов побежалости и сильным износом втулок и упорных подшипников.

    Причины загрязнения масла:

    • Попадание осколков двигателя в масло из-за его механического износа.
    • Поломка или неправильная работа клапана масляного фильтра.
    • Некачественный, поврежденный или загрязненный масляной фильтр.
    • Сажа в двигателе.
    • Деградировавшее масло из-за несвоевременной замены или перегрева двигателя.
    • Случайное загрязнение масла во время замены или не качественное обслуживание машины.
    • Плохое качество масла, из-за чего оно коксуется в процессе работы.
    • Смесь органического и синтетического масла.
    • Использование промывочных масел.
    • Добавление примесей и присадок.

    Профилактика загрязнения масла турбины:

    • Проверка соответствия масла и двигателя.
    • Очистка или замена масляных фильтров и маслоподающих трубок.
    • Полная замена масла и/или фильтров при установке новой турбины.
    • ​Диагностика остальных узлов двигателя.

    Масляное голодание

    Масляное голодание – это весьма часто встречающаяся причина неисправности, которая достаточно быстро способна вызвать серьезную поломку турбины. Хотя на первый взгляд оно очень напоминает первый пункт, между ними есть существенные различия. Так основным негативным эффектом влияющим на работоспособность турбины являются не абразивные частицы физически изнашивающие детали, а не достаточное давление масла. В противном случае происходит выдавливание масляной пленки и как следствие износ упорных колец и втулок (подшипников), наволакиванию бронзы на вал и его перегрев.

    Например: для нормального функционирования турбокомпрессора необходимо, чтобы давление масла на холостом ходу было не падало ниже 0,8 кг/см2, или 2кг/см2 в рабочем состояние.

    Причины масляного голодания:

    • Изношенный масляной насос.
    • Длительный простой двигателя.
    • Использование герметиков.
    • Отказ редукционного клапана.
    • Использование непригодной прокладки.
    • Сухой старт, из-за халатной установки турбины.
    • Воздух в системе смазки.
    • Загиб или засорение маслоподающей турбки шлаком.
    • Полное отсутствие или низкий уровень масла в картере.

    Профилактика масляного голодания турбины:

    • Не применяйте герметиков.
    • Замените или очистите маслоподающие трубки.
    • При замене турбины на новую обяательно меняйте масло и фильтры.
    • Следите за уровнем масла.

    Повреждение инородным предметом

    Не секрет, что воздух, не прошедший фильтрацию, попадая в турбину очень быстро изнашивает лопатки крыльчатки. Это приводит к росту дисбаланса, появлению вибрации и критическому повреждению ротора.

    Повреждение инородными предметами – самая разрушительная причина по скорости нанесения урона, из-за которой турбина может сломаться. В зависимости от размера, попавший внутрь турбокомпрессора инородный предмет, способен в считанные секунды разрушить крыльчатку – ее основной функциональный элемент, которая может вращается с огромной скоростью (в некоторых моделях до 240 тысяч оборотов в минуту).

    Согласно многочисленным испытаниям, опыту и статистики попадание даже небольшого предмета внутрь турбины на такой скорости, может мгновенно вызвать крайне тяжелое повреждение ротора и появление сильного дисбаланса, которое окончено разрушит турбокомпрессор, сделав его не ремонтноспособным. В основном источником данных предметов является тракт воздушного впуска, поэтому качество воздушного фильтра становится первостепенным в борьбе с этой угрозой.

    Причины повреждения турбокомпрессора инородными предметами:

    • Всасывание мелких частиц, через трещины на впускном патрубке.
    • Не правильная установка, отсутствие или повреждение воздушного фильтра.
    • Попадание внутрь турбины ветоши, гаек и болтов, из-за халатной установки.
    • Осколки в двигателе старой турбины или других узлов.

    Профилактика попадания инородных предметов внутрь турбонаддува:

    • Установка исключительно новых воздушных фильтров от рекомендованных производителей.
    • Использование новых качественных прокладок.
    • Очистка двигателя перед установкой турбокомпрессора.
    • Прочистка патрубков от засоров и посторонних предметов.

    Превышение допустимых режимов

    Передув двигателя – это превышение допустимых режимов эксплуатации двигателя, появляющиеся из-за недостаточного снабжения топливом и последующим увеличением температуры двигателя.

    Диагностика «передува» турбины:

    • Повреждения шейки ротора от перегрева.
    • Коксование масла.
    • Искривление крыльчатки турбины.
    • Образование кокса на колесе турбины.
    • Образование из-за резкого перепада температуры трещин в корпусе турбины.

    Вторым видом превышения допустимых режимов является – скопление сажи. Она появляется из-за высокой температуры выхлопа или горячей остановки двигателя.

    Профилактика скопления сажи:

    Для того, чтобы избежать скопления сажи внутри турбины необходимо соблюдать правила эксплуатации: перед выключением двигателя после сильных нагрузок дать ему поработать некоторое время на холостом ходу, дабы он остыл. В противном случае в него перестает поступать масло и его остатки начинают коксоваться. Так же резкий перепад температуры способен вызвать коррозию среднего корпуса.

    Выводы:

    В конце хотелось бы подчеркнуть, что от вашего внимания к автомобиля зависит то как долго и с какой отдачей он вам прослужит. От того как быстро вы обнаружите и исправите неисправность зависит стоимость последующего ремонта.

    Будьте внимательны и не спешите с выводами. Постарайтесь как можно точнее определить причину неисправности турбины или двигателя, перед тем как приступать к «лечению». Если вы не уверены в точности своей диагностики или напротив уверены, что проблема в турбине обратитесь в специальный сервисный центр. Обычному СТО проведение такого ремонта не по силам. Требуется специальное оборудование и опыт, которого нет у мастеров широкого спектра.

    Следите за состоянием воздушных и масляных фильтров и меняйте их согласно рекомендациям производителя.