Как поменять кислоту в аккумуляторе?

Электролит в автомобиле: как померить, поменять, доливать

С заменой электролита в аккумуляторе автомобиля тянуть не стоит, если модель батареи обслуживаемая. АКБ таких видов позволяют анализировать плотность жидкости в секциях и состояние кислоты, понижать или повышать её уровень. Бывают ещё необслуживаемые аккумуляторы, которые можно только дозаряжать.

Для чего меняют электролит в аккумуляторе

За новый аккумуляторный электролит автомобиль и его электросистема «скажут» только спасибо. Однако замена должна быть осуществлена грамотно, это исключит риск возникновения проблем в дальнейшем. Если же провести процедуру без ошибок, не придётся покупать новую аккумуляторную батарею.

Плотность электролита в аккумуляторе автомобиля должна составлять 1,28 г на куб. см. Рекомендуется добавлять в жидкость полезные присадки, расщепляющие сульфаты. Пользоваться батареей после замены жидкости можно не раньше, чем через 96 часов. За это время воздух полностью выйдет из аккумулятора, а добавленные присадки успеют раствориться.

Специалисты это прекрасно знают, поэтому оставляют аккумулятор у себя на несколько суток. Однако если владелец батареи требует скорой услуги, он должен понимать, что могут быть последствия и в этом кроме него никто не будет виноват.

Как заменить электролит правильно?

Снижение плотности кислоты — распространённый дефект АКБ, образующийся в ходе эксплуатации машины. Основными причинами этого становятся сульфатация пластин, старение или проблемы с зарядкой (перезаряд/недозаряд).

Рассмотрим процесс сульфатации подробнее. Он возникает из-за недостаточности заряда АКБ — внутри аккумуляторных решёток репродуцируется свинцовый оксид и зарождается окислительный процесс. Возросший процент сульфата свинца приводит к уменьшению плотности серной кислоты, являющейся основой электролита. Специальным прибором под названием «ареометр» надо измерить плотность, после чего увеличить её до идеального показателя.

Вот как заменить электролит в аккумуляторе автомобиля, чтобы избежать банальных ошибок:

  • плотность надо измерять на полностью заряжённом аккумуляторе;
  • количество жидкости в банках должно быть не меньше 20-30%;
  • нельзя доливать электролит сразу после замеров на автомобиле.

Игнорирование этих правил грозит продолжением процесса сульфатации и разрушением батареи.

Отдельно хотелось бы заострить внимание на следующих пунктах:

  1. Если плотность электролита находится в нормальных пределах (1.27-1.29), кислота просто доливается по уровню.
  2. В случае чересчур низких значений плотности выполняются несколько полезных циклов, направленных на улучшение заряда. Батарея несколько раз подряд разряжается и заряжается. Затем доливается свежий электролит, обеспечивается требуемый уровень жидкости в банках.
  3. При чрезмерно высокой плотности вещества в АКБ добавляют чистую воду. Обычно жидкости добавляется столько, чтобы она закрыла пластинки банок на 5-7 мм. Вода должна быть дистиллированной, иначе может произойти реакция гидратации.

Чересчур высокий уровень электролита недопустим! В банках должно оставаться свободного пространства на 2 см.

О необходимости срочной замены кислоты в аккумуляторе целиком можно судить по следующим признакам:

  • цвет жидкости мутный, изменённый;
  • невозможно добиться требуемой плотности после дозаряда АКБ;
  • новый аккумулятор начинает быстро разряжаться;
  • в одной из банок отсутствует жидкость.

    Если батарея по неосторожности была оставлена на сильном морозе долгое время, это тоже повод для проведения замены.

    Как выбрать подходящий электролит?

    Электролит — главный компонент автомобильной аккумуляторной батареи. Он представляет собой химический раствор основного средства и воды. Благодаря ему батарея накапливает электрический ток, затем отдаёт его в бортовую систему автомобиля.

    Электролит бывает разным, его тип зависит от используемой основы:

    • кислотный состав электролита — представляет собой смесь дистиллята с серной кислотой и является самым распространённым вариантом, так как стоит дешевле и способен держать ток большой величины;
    • щёлочный — малораспространённый вариант, так как не выдаёт стартовый ток больший величины, зато очень долговечен и надёжен;
    • гелевый или связанный кислотный — новый вариант, пока что не получивший широкое распространение.

    Кислотный электролит больше распространён в автопромышленности.

    Выбор электролита обусловлен также климатическими условиями эксплуатации:

    • в жарких и сухих районах лучше использовать батареи со сниженной плотностью электролита — не более 1.23-1.24 г/см3;
    • в холодных и влажных районах плотность должна быть в пределах 1.27-1.28 г/см3;
    • зимой, когда температура замерзания жидкости высокая, рекомендуется выдерживать плотность в пределах 1.30-1.34 г/см3.

    Какие инструменты понадобятся?

    Для проведения замены потребуются такие инструменты:

    • ареометр для проверки электролита;
    • резиновая груша или шприц;
    • воронка;
    • защитные перчатки;
    • ветошь;
    • ёмкость для слива.

    Процедура замены по этапам

    Если вы не знаете, как поменять электролит в аккумуляторе автомобиля, представленная ниже инструкция поможет сделать это грамотно, без ошибок. Перед проведением замены надо обязательно измерить уровень жидкости в аккумуляторе, проверить плотность.

    Первый этап — извлечение старого электролита и очистка батареи. Вот какие действия надо совершить для этого:

    • снять АКБ с машины и поставить её на ровную поверхность (стол);
    • выкрутить колпачки на банках;
    • выкачать грушей или шприцем электролит из каждой банки в приготовленную заранее ёмкость;
    • залить дистиллированную воду, которая устранит налёт и осадок;
    • слегка потрясти аккумулятор, слить воду;
    • заполнить банки раствором пищевой соды;
    • прождать 3 часа и слить соду;
    • залить раствор поваренной соли;
    • прождать 1 час, слить раствор.

    Следующий этап — подготовка электролита. Он подразумевает покупку готового состава или его изготовление. Сделать электролит самостоятельно под силу лишь опытным специалистам — аккумуляторщикам, разбирающимся в характеристиках химического состава.

    Наконец, последняя фаза — замена — предполагает выполнение таких действий:

    • проверить плотность вещества ареометром (стандарт — 1.28 г/см3);
    • залить свежую жидкость в отсеки равномерно и постепенно;
    • удалить излишки шприцем или грушей;
    • оставить аккумулятор в покое на 96 часов.

    Как долго нужно заряжать аккумулятор после замены электролита

    Зарядка АКБ должна проводиться через 4 суток после обновления жидкости. Использовать надо специальное устройство, выдающее ток в 12 V. Что касается силы напряжения, то она не должна превышать 0,1 ампер.

    Длительность зарядки зависит от итоговых значений:

    • на каждой банке должно быть не меньше 2,4 V;
    • на клеммах — не меньше 13 V.

    Помните, что нельзя утилизировать старый электролит в водоёмы, канализацию или просто выливать на землю. Кислоту следует для начала нейтрализовать. Если у вас нет знаний в этой области, то рекомендуется проводить замену в квалифицированных сервисах.

    Как правильно заменить электролит в аккумуляторе

    Аккумулятор – расходная часть автомобиля, источник электроэнергии, которая необходима для пуска двигателя и для работы бортовой сети при выключенном двигателе. В ходе эксплуатации ресурс аккумулятора постепенно исчерпывается. Замена электролита дает возможность, в некоторых случаях, вернуть характеристики и повысить эффективность работы аккумуляторной батареи.

    1. Показатели необходимости замены электролита
    2. Порядок действий при замене электролита в аккумуляторе
    3. Подготовка АКБ и слив электролита
    4. Промывание аккумуляторной батареи
    5. Заливка электролита и зарядка АКБ
    6. Правила и продолжительность зарядки аккумулятора после замены электролита
    7. Проверка аккумулятора

    Показатели необходимости замены электролита

    Конструктивно аккумулятор представляет собой две свинцовые пластины, пространство между которыми заполнено электролитом. При протекании обратимой электрохимической реакции аккумулятор может накапливать ток (заряжаться) или отдавать ток (разряжаться).

    Аккумуляторы, путем последовательного соединения пластин, объединяются в аккумуляторную батарею (АКБ). АКБ могут вырабатывать ток напряжением 12 В (применяются на бензиновых двигателях) или 24 В (для некоторых дизельных двигателей).

    Автомобильные АКБ подразделяются на два типа:

    • Необслуживаемые. Имеют неразъёмный корпус, их можно только дозаряжать с помощью зарядного устройства.
    • Обслуживаемые. Их можно дозаряжать, но также необходимо проверять раз в 1-2 месяца плотность жидкости, в некоторых ситуациях может понадобиться полная замена электролита.

    Состояние и количество электролита – один из факторов, который совместно с состоянием свинцовых пластин, определяет работу аккумулятора. Его несоответствующие качество и объем вызывают снижение силы тока и напряжения на батарее.

    Если устройство эксплуатировалось правильно, то необходимости менять кислоту может не возникнуть. Она будет служить в течение всего срока использования АКБ. Следует только контролировать плотность и уровень жидкости в секциях, при необходимости доливать дистиллированную воду.

    Возможны ситуации, когда требуется полная замена электролита в аккумуляторе:

    • Помутнение электролита. Причина — использование низкокачественного раствора.
    • Пониженная плотность жидкости при полностью заряженной батарее. Снижение плотности ниже 1,27 г/см 3 , свидетельствует или о необходимости доливания электролита, или о необходимости его полной замены. О том, как замерять плотность, читайте в этой статье.
    • Саморазряд батареи может быть вызван наличием вредных примесей в аккумуляторной жидкости.
    • Понижение уровня электролитного раствора ниже допустимого, которое возникает в результате проливания.
    • Замерзание жидкости. Эта ситуация характерна при резком похолодании воздуха. Электролит полностью разряженной АКБ замерзает при ‑7 0 С. Если батарея разряжена на 45-50 % ,то он может замёрзнуть при температуре до ‑30 0 С.

    Внимание! Особо следует подчеркнуть, «осыпание» пластин бывает причиной помутнения жидкости. В этом случае требуется ремонт секций АКБ, который в домашних условиях не выполняется. При этом наиболее оптимальным вариантом является полная замена аккумулятора.

    Порядок действий при замене электролита в аккумуляторе

    Замена электролита может дать долгосрочный положительный эффект только в случае с обслуживаемым аккумулятором. В необслуживаемых АКБ замену электролита проводить не рекомендуется, так как нет доступа к раствору. Слить кислоту можно через высверленные своими руками отверстия в дне такой АКБ, но это рискованно так как:

    • АКБ переворачивать нельзя и сверлить отверстия придётся в горизонтально расположенной батарее, что может привести к повреждению дна и попаданию кислоты на дрель и на руки человека.
    • Высверленные отверстия сложно загерметизировать, следовательно, высока вероятность того, что серая кислота будет вытекать из аккумулятора.

    Поэтому, прежде чем производить замену кислоты в необслуживаемом аккумуляторе надо реально оценить последствия такой процедуры.

    Для обслуживаемых АКБ, советы, как поменять электролит в аккумуляторе автомобиля, следующие:

    1. Подготовить аккумулятор и слить электролит.
    2. Промыть банки.
    3. Правильно поменять кислоту и зарядить аккумулятор.
    4. Проверить батарею.

    Для того чтобы заменить электролит самостоятельно, рассмотрим эти этапы подробно.

    Читайте также  Как поменять лампу дневного света на гранте?

    Подготовка АКБ и слив электролита

    Для замены электролита понадобятся:

    • средства индивидуальной защиты (резиновые перчатки и желательно очки);
    • резиновая груша для скачивания жидкости;
    • ёмкость, лучше стеклянная, в которую будет сливаться отработанная кислота;
    • новый раствор и дистиллированная вода;
    • воронка для залива жидкости;
    • ареометр для измерения плотности.

    Важно! Категорически запрещается переворачивать аккумулятор (можно наклонить не более чем на 45 0 ). При эксплуатации АКБ или при осыпании пластин на дне образуется осадок, который при переворачивании может забить пластины или попасть на контакты, после чего устройство окончательно придёт в негодность.

    Слив электролита в автомобильном аккумуляторе следует выполнять при комнатной температуре в такой последовательности:

    1. Отсоединить АКБ от клемм, удалить загрязнения и расположить на горизонтальной поверхности.
    2. Окрутить пробки на банках батареи, проверить состояние и уровень раствора, а также заряд батареи.
    3. С помощью резиновой груши или шприца, понемногу наклоняя батарею, удалить раствор из банок. Жидкость сливать в подготовленную стеклянную емкость. Слив можно считать завершенным, когда угол наклона АКБ будет составлять 45 0 .

    При сливе кислоты следует выполнять правила техники безопасности: избегать ее попадания на руки и на слизистые, в случае попадания кислоту обильно смыть водой. Отработанный электролит нельзя сливать в канализацию, вначале он должен быть нейтрализован.

    Промывание аккумуляторной батареи

    Промывание батареи — важный этап. Если не удалить остатки отработанного раствора, осадок и налет, то они приведут к быстрой потере свойств нового электролита в аккумуляторе.

    Промыть аккумулятор можно так:

    1. Используя грушу наполнить все секции водой до соответствующего уровня. Отставить воду в секциях на 10-15 минут.
    2. Покачивая батарею взмутить осадок. Батарею нельзя сильно встряхивать.
    3. Откачать воду грушей.
    4. Залить чистую воду, выдержать 10-15 минут и снова слить.
    5. Повторять до тех пор, пока сливаемая вода не будет прозрачной.

    При сульфатации пластин (образование кристаллического налета PbSO4) аккумулятор можно дополнительно промыть содовым раствором (0,5 кг соды на 5 л воды). Раствор заливается в банки, в процессе протекания реакции жидкость начнет бурлить. После окончания бурления (через 2-3 часа) раствор сливается с помощью груши. Затем банки надо заполнить солевым раствором (25 грамм соли на 1 л воды). Через час он также сливается. Таким образом, банки подготавливаются к заполнению электролитом.

    Заливка электролита и зарядка АКБ

    В качестве электролита предпочтительно использовать уже готовый раствор серной кислоты и воды, который можно приобрести в магазине. Он удобный в использовании и имеет необходимую плотность 1,27-1,28 г/см 3 . Для заливки потребуется 2,5-5 л раствора. Объем используемой жидкости зависит от емкости АКБ. При заполнении банок можно добавить присадку для десульфатации.

    Электролит заливается в банки грушей или через воронку, вставленную в заливную горловину. Он должен покрывать пластины на 5 мм. Это объясняется тем, что после замены жидкости, аккумулятор будет заряжаться, и плотность может повыситься. Для ее снижения необходимо будет добавить дистиллированную воду, которая и займет оставленный объем.

    После того, как жидкость залита в аккумулятор, его надо покачать для удаления пузырьков воздуха. При необходимости жидкость следует добавить.

    Правила и продолжительность зарядки аккумулятора после замены электролита

    Рекомендуется зарядку аккумулятора проводить через двое суток после замены электролита. За это время растворятся присадочные вещества и выйдет воздух.

    АКБ заряжается с помощью зарядного устройства по схеме «зарядка-разрядка». Ток зарядки должен быть в 10 раз ниже, чем номинальная емкость батареи (если емкость батареи 60 А/ч, ток зарядки 4-6 А).

    В ходе зарядки следует вести контроль напряжения и уровень кислоты в секциях. Если уровень снизился, добавляется дистиллированная вода

    Когда напряжение на батарее достигнет номинального значения 14,7 В, а на секциях 2,4 В, ток необходимо уменьшить в 2 раза. Если через 2-3 часа показатели плотности раствора не изменятся, зарядку можно прекратить.

    Проверка аккумулятора

    После зарядки аккумулятору надо дать «отдохнуть» несколько часов, а затем проверить его состояние. Если напряжение на клеммах батареи не менее 12,7 В и плотность аккумуляторной жидкости 1,27 г/см 3 – АКБ готова к работе.

    Современные АКБ имеют специальный индикатор, позволяющий оценить ее состояние. Зеленый цвет лампочки индикатора указывает, что аккумулятор заряжен полностью, черный – требуется дозарядка, белый цвет – аккумулятор вышел из строя.

    При отсутствии индикатора, для проверки можно использовать вольтметр или мультимер. Следует определить напряжение на каждой секции (не менее 2,4 В) и на клеммах (не менее 12,7 В).

    Таким образом, замена электролита в аккумуляторе автомобиля — процедура, которая позволяет в домашних условиях восстановить его функциональность и параметры работы. После замены электролитного раствора, аккумуляторная батарея может прослужить еще долгий срок.

    Как поменять электролит в аккумуляторе автомобиля?

    Для любого уважающего себя автолюбителя необходимо знать, как происходит замена электролита в аккумуляторе. Процедура не очень тяжелая, но нужно знать, как выполнить это действие правильно, чтобы не нанести какие-либо повреждения своей машине. Аккумулятор — это важная составляющая практически любого транспортного средства. Его неисправность приносит много хлопот и неудобств. Чтобы у вас не возникали неожиданные остановки во время дороги, предлагаем рассмотреть одну из тем ухода за данным агрегатом — как заменить электролит в аккумуляторе.

    Аппарат состоит из двух основных частей: свинцовые пластины и электролит. В качестве последнего выступает раствор из серной кислоты и дистиллированной воды. Считается, что если возникли проблемы с аккумулятором, то проще его заменить, нежели пытаться исправить нарушение. Но есть целый ряд неполадок, которые возможно исправить своими руками, не имея при этом высокотехничной аппаратуры. Очень часто проблемы в АКБ связаны с кислотным раствором. В таком случае батарею можно спасти, поменяв техническую жидкость. Замена электролита в аккумуляторе — это процедура, с которой справится даже новичок.

    Какие признаки говорят о том, что пора сменить электролит?

    Обратите внимание на следующее:

    • Изменение плотности . Об этом свидетельствует нехарактерный для раствора цвет, например, ярко-рыжий. Чтобы проверить плотность, воспользуетесь динсиметром (ареометром), предварительно зарядив АКБ. Она должна варьироваться в промежутке 1,25 – 1, 27 г/см 3 .
    • Мутный раствор . Это может стать следствием некачественного состава, добавления воды с примесями или сульфатации свинцовых пластин.
    • Аккумулятор новый, но плохо держит заряд , даже может быстро сесть за ночь. Чаще всего это связано с малой плотностью электролита (концентрация кислоты H2SO4 в растворе).
    • При проверке обнаружилось, что в одной из секций отсутствует необходимая жидкость .
    • Раствор подвергался замерзанию .
    • Понизился уровень из-за плохой герметизации (характерно только для обслуживаемых АКБ).

    Смена электролита в домашних условиях

    Итак, вы решили заменить электролит в аккумуляторе автомобиля самостоятельно в домашних условиях, но не знаете, как правильно это сделать.

    Для этого вам понадобится:

    • средства защиты — работать предстоит с кислотой, поэтому необходимы химически стойкие перчатки, желательно до локтей, лишними не будут и защитные очки;
    • тара для слива старого электролита — желательно стеклянная, так как она не взаимодействует с серной кислотой;
    • ткань ;
    • резиновая груша ;
    • ареометр ;
    • воронка ;
    • сода ;
    • дистиллированная вода ;
    • новый электролит ;
    • кислотоустойчивый пластик — если у вас необслуживаемый аккумулятор.

    АКБ необходимо извлечь из машины и установить на ровную поверхность. Затем аккуратно очистить ее раствором от загрязнений и обработать водой с разведенной в ней содой (на один литр воды 2 или 3 столовых ложки).

    Пошаговая инструкция

    А теперь расскажем, как поменять электролит в аккумуляторе.

    Первым этапом будет вскрытие. Существует два типа АКБ: обслуживаемые и необслуживаемые. Если у вас первый — достаточно открутить пробки банок (секций), но, а если же второй, то придется использовать дрель и аккуратно просверливать отверстия.

    Затем происходит извлечение старого раствора. При замене электролита возникает вопрос: можно ли переворачивать АКБ? Если перевернуть аккумулятор, то все имеющиеся осадки могут застрять между пластинами, что приведет к замыканию и выходу аппарата из строя, поэтому используйте резиновую грушу или шприц (они продаются в любой аптеке). Извлеченную жидкость сливайте в заранее заготовленную тару.

    По окончанию данной процедуры необходимо промыть аккумулятор. Для этого заливается дистиллированная вода, очищаемый объект аккуратно покачивают, и затем жидкость из него сливают. Действие повторяется до тех пор, пока сливаемая вода не будет чистой.

    После того как промыты все секции, можно приступить к смене электролита на новый. Нужно установить воронку в отверстие и залить готовый раствор в сектора батареи. Жидкость должна достигать установленной отметки. Если таковой не наблюдается, то раствор должен покрывать пластины примерно на 5-7 миллиметров. Но не стоит сразу достигать этих объемов. В магазинах предлагаются сильно концентрированные средства, поэтому при проверке может оказаться, что их необходимо разбавить дистиллированной водой.

    Не стоит сразу производить заряд устройства. Сначала необходимо вновь аккуратно покачать АКБ для устранения воздушных пузырьков и дать ему отстояться (2-3 часа).

    При наличии сульфатации пластин нужно добавить присадку, устраняющую сульфаты.

    Заряжать АКБ на начальных этапах следует малыми токами — около 0,1 ампер. Зарядка должна быть цикличной — «заряд – разряд». Эту процедуру повторять до появления нужной плотности. Не забывайте следить, чтобы жидкость не выкипала. Разрядку не производить до половины емкости.

    Следующим действием будет герметизация. Закройте сектора имеющимися приспособлениями, а затем поместите его в машину.

    Если проблемы остались — обратитесь в сервисные центры.

    Внимание! При попадании кислоты на кожу, промойте ее обильным количеством воды и нейтрализуйте раствором пищевой соды.

    Как заменить электролит в автомобильном аккумуляторе

    Хотя АКБ и не относится к автомобильным расходникам, служит он относительно недолго, не более 4-5 лет, а стоит дорого. Для многих автовладельцев расходы на замену аккумулятора уступают только тратам на резину, изымая немало средств из семейного бюджета. Между тем имеется немало рецептов, как продлить жизнь батарее, и замена электролита – один из них.

    Читайте также  Как поменять дисплей на смартфоне самостоятельно?

    Процедура недорогая, выполнить её по силам и начинающему автомобилисту, но при наличии соответствующих знаний, которыми мы и хотим поделиться с читателями.

    1. В каких случаях нужно менять электролит
    2. Необходимые материалы и оборудование
    3. Как правильно поменять электролит в домашних условиях самостоятельно
    4. Подготовка, слив старого электролита
    5. Промывка АКБ
    6. Заливка нового электролита, зарядка батареи
    7. Правила работы с электролитом при его замене

    В каких случаях нужно менять электролит

    Многие автомобилисты убеждены, что со временем электролитическая жидкость в батарее портится, поэтому периодически нежно производить замену электролита в аккумуляторе. Это расхожий миф. Если АКБ эксплуатируется правильно, он не нуждается в замене на протяжении всего срока эксплуатации аккумулятора. А вот регулярно проверять его плотность и уровень – да, нужно, а при необходимости доливать, в большинстве случаев – дистиллированной водой.

    Но, как известно, идеальных людей не существует, и автовладельцев это касается тоже. А значит, вполне могут встретиться ситуации, требующие выполнения процедуры замены ЭЖ. Перечислим эти случаи:

    • сильное помутнение электролита;
    • после выполнения полной зарядки плотность остаётся низкой;
    • присутствует значительный саморазряд батареи;
    • эксплуатация АКБ с оголёнными пластинами;
    • электролитическая жидкость замёрзла (при отрицательной температуре окружающего воздуха).

    Чаще всего полная замена электролита требуется при его помутнении, которое свидетельствует, что или изначально был залит раствор кислоты плохого качества, или вы неоднократно доливали в аккумулятор не дистиллированную, а обычную неочищенную воду из крана или иного источника. Электролит может загрязниться и по причине неправильной эксплуатации АКБ. Например, по причине осыпания пластин, которое является следствием постоянного перезаряда батареи (или просто указывать на старость источника электроэнергии).

    Загрязнённая жидкость – это неизбежное нарастание аккумуляторных проблем, включая увеличение саморазряда, ухудшение набора ёмкости, её потеря. Если вы вовремя замените электролит полностью, всех этих проблем удастся избежать, продлив ресурс АКБ.

    Длительная езда с оголёнными пластинами неизбежно приведёт к их осыпанию и помутнению ЭЖ. Но имеется и второе опасное последствие – замыкание электродов, и тогда вопрос, поможет ли замена электролита, зависает в воздухе. Вполне может случиться, что будет уже поздно и АКБ придётся сдавать в утиль.

    Отметим, что всё вышесказанное касается только обслуживаемых батарей. Надо ли менять электролит на необслуживаемом аккумуляторе, ясно и так, вы просто не сможете выполнить эту операцию.

    Необходимые материалы и оборудование

    Если вы поняли, что без замены раствора серной кислоты не обойтись, позаботьтесь о том, чтобы у вас были следующие принадлежности и материалы, необходимые для выполнения этой операции:

    • около 3 литров электролита нужной консистенции (плотностью 1,28 г/см 3 );
    • 6-10 л дистиллированной воды;
    • ветошь;
    • резиновая груша;
    • воронка из кислотостойкого пластика;
    • ареометр;
    • тара для слива кислотного раствора;
    • зарядное устройство;
    • измерительный прибор (вольтметр, мультиметр).

    Поскольку при замене электролита в автомобильном аккумуляторе вам придётся иметь дело с химически агрессивной жидкостью, нужно позаботиться и о собственной безопасности, для чего потребуются защитные очки, плотные резиновые перчатки и старая одежда, которую будет не жалко, если на неё попадёт серная кислота.

    Как правильно поменять электролит в домашних условиях самостоятельно

    Затруднения могут возникнуть ещё на этапе слива старой жидкости, а ведь если она была загрязнена, аккумулятору потребуется промывка, так что назвать операцию по замене тривиальной никак нельзя.

    Подготовка, слив старого электролита

    Не следует относиться к этой операции спустя рукава. Чем аккуратнее вы выполните её, тем лучше будут итоговые результаты.

    Требования довольно простые. Работать нужно в помещении с комфортной для вас температурой. Корпус аккумулятора нужно предварительно очистить от грязи, кислоты и пыли, делать это нужно смоченной в содовом растворе ветошью.

    Главное правило, которое вы должны усвоить, следующее: сливать электролит методом переворачивания аккумулятора категорически запрещено!

    Дело в том, что по мере эксплуатации батареи на её дно осыпаются с электродов свинец и его диоксид, нанесённые на пластины в виде пористой обмазки. Это естественный процесс, а чтобы этот мусор не навредил батарее, на её дне имеются специальные секторальные перегородки, именуемые призмами. Там они и скапливаются. Но когда вы перевернёте АКБ, всё это содержимое может оказаться на пластинах, вызвав их закорачивание, и тогда аккумулятор уже не спасти.

    Как утверждает статистика, переворачивание аккумулятора при замене электролита в 90% случаев приводит к его полному выходу из строя. Так что единственная правильная технология – использование резиновой груши.

    В сети можно встретить и советы, что можно просверлить дно батареи и безопасно слить раствор кислоты. Во-первых, ни о какой безопасности речи не идёт: вы рискуете вылить порцию кислоты на себя и на электроинструмент. Во-вторых, есть риск повредить пластины, да и убрать осадок таким способом тоже не получится. Наконец, дырку нужно будет каким-то образом заделать, причём абсолютно надёжно – в противном случае вся серная кислота, пускай и разбавленная, в скором времени окажется в моторном отсеке.

    Так что правильная последовательность действий следующая: откручиваете пробки, откачиваете грушей с длинным горлышком жидкость из каждой секции в заранее приготовленную кислотостойкую ёмкость. Поскольку груша вряд ли сможет достать до дна, в конце нужно будет аккуратно наклонять корпус, и когда наклон достигнет 45°, вам удастся удалить весь электролит.

    Промывка АКБ

    Итак, кислоту мы слили, но как избавиться от мусора, накопившегося на дне батареи, и заодно на пластинах? Ответ очевиден: промывкой АКБ!

    Для начала заливаем в батарею содовый раствор до уровня, когда пластины будут спрятаны под жидкостью. Ждём около часа, время от времени плавно покачивая АКБ из стороны в сторону, чтобы вода вымыла всю кислоту из пористого материала электродов вместе с мусором. Удаляем жидкость описанным выше способом.

    Затем заливаем чистую воду и даём отстояться минут 15-20, сливаем. Если она грязная, повторяем процедуру до тех пор, пока не получим относительно чистую воду. Последний раз заливаем дистиллированную воду, и это будет завершающий этап промывки.

    Заливка нового электролита, зарядка батареи

    А теперь рассмотрим, как заменить электролит в аккумуляторе правильным способом. В любом автомагазине продаётся готовая жидкость, которая так и называется – «Электролит аккумуляторный». Это уже разбавленная дистиллированной водой кислота с нужной плотностью.

    Для заливки используем воронку. Количество необходимого раствора зависит от ёмкости АКБ, обычно это 3-5 литров.

    Заливать нужно так, чтобы жидкость находилась выше верхней кромки пластин на 2-3 см. Когда вы это сделайте, аккуратно покачайте корпус батареи из стороны в сторону, чтобы удалить остатки воздуха, и если нужно, долейте электролит.

    Поскольку батарея не новая, заряжать аккумулятор после полной замены электролита нужно обязательно. Но нужно учесть, что залитая жидкость имеет плотность 1,28 г/см 3 , и после зарядки она повысится, то есть кислоты станет больше. А значит, нужно будет долить немного дистиллированной воды, следя при этом, чтобы не превысить рекомендованный производителем уровень – в противном случае придётся немного электролита откачать.

    Оставляем батарею на несколько часов, чтобы пластины пропитались кислотой, и только после этого можем приступать к зарядке.

    Сколько необходимо заряжать аккумулятор, зависит от выбранного способа. Если у вас ЗУ с возможностью регулировки силы тока, то выбираем значение равное 10% от ёмкости АКБ, то есть для 60-амперного аккумулятора это будет 6 А.

    По мере зарядки следите за напряжением на клеммах аккумулятора и не допускайте длительного кипения электролита. Процедуру можно считать завершённой, когда напряжение на батарее поднимется до 14,7 В.

    После нескольких часов передышки снова измеряем плотность электролита, и если она повысилась сверх нормативного значения, разбавляем жидкость дистиллированной водой.

    Вот мы и разобрались, как менять электролит в обслуживаемом аккумуляторе. Осталось изучить меры безопасности при выполнении этой процедуры, это важно!

    Правила работы с электролитом при его замене

    Они не сложны, но от этого зависит ваше здоровье и целостность аккумулятора и помещения, в котором проводятся работы:

    • если вы предпочитаете делать электролит своими руками, помните, что при смешивании жидкостей лить нужно кислоту в воду, а не наоборот! В противном случае вода вместе с кислотой будет сильно разбрызгиваться;
    • если электролит попал на кожу, нужно оперативно смыть его мыльной водой, после чего смазать пострадавшее место защитным кремом;
    • при попадании кислоты в глаза нужно немедленно промыть их проточной водой и закапать раствором фурацилина (таблетка на 200 мл жидкости), после чего не мешкая обратиться к врачу;
    • при попадании кислоты на одежду спасти её вряд ли удастся, а вот кожаную обувь можно попытаться быстро промыть мыльной водой, но даже в этом случае следы кислоты останутся;
    • заряжать нужно в проветриваемом помещении или при открытых воротах гаража;
    • не используйте открытый огонь, а также источники тепла возле заряжаемого аккумулятора.

    При переноске батареи с автомобиля или в автомобиль не допускайте её переворачивания – пробки АКБ негерметичны.

    Как видите, замена электролита – операция несложная, но требующая неукоснительного соблюдения технологий на всех этапах, от слива и промывки электролитической жидкости до подзарядки аккумулятора.

    Что нужно знать о замене электролита в аккумуляторе

    Электролит является важнейшим компонентом свинцово-кислотной аккумуляторной батареи. Это рабочая жидкость, благодаря которой между отрицательными и положительными пластинами могут протекать электрохимические процессы.

    Срок службы даже самых современных АКБ обычно не превышает 5–6 лет. Встречаются и более «живучие» устройства, но тут многое зависит уже от соблюдения правил эксплуатации и обслуживания.

    Обидно, когда отказ батареи происходит уже через пару лет после покупки. Потому автомобилисты стремятся тем или иным образом продлить жизнь источнику питания. Существует несколько способов добиться желаемого. Один из них предусматривает замену электролита. Процедура достаточно простая и финансово выгодная. Тут главное – соблюдать правила и рекомендации при замене рабочей жидкости.

    1. Зачем и в каких ситуациях проводится замена
    2. Что необходимо для замены
    3. Процедура замены
    4. Подготовка и удаление
    5. Промывание
    6. Залив жидкости и зарядка
    7. О чём должен помнить автомобилист
    Читайте также  Как поменять свечи на акценте?

    Зачем и в каких ситуациях проводится замена

    Для начала нужно разобраться с особенностями замены электролита в аккумуляторах и понять, когда и зачем это делается.

    Существует достаточно распространённое мнение или даже, скорее, миф. Некоторые автомобилисты в него искренне верят. Они уверены, что периодическая полная замена электролита в автомобильном аккумуляторе – процедура просто необходимая. Это якобы один из методов профилактики, позволяющий продлить срок службы АКБ.

    В действительности это не так.

    При соблюдении правил эксплуатации залитый на производстве электролит служит полный срок и утилизируется вместе с АКБ. Потребоваться может только контроль состояния, уровня и доливка дистиллированной воды.

    На вопрос о том, надо ли менять старый электролит в аккумуляторах, можно ответить следующим образом. Обойтись без замены можно лишь в идеальных условиях. На практике добиться их удаётся не так часто.

    Среди наиболее распространённых ситуаций, когда замена всё же может потребоваться, выделяют такие:

    • помутнение электролита;
    • низкая плотность в банках при полном заряде;
    • высокие показатели саморазряда;
    • эксплуатация при пониженном уровне жидкости;
    • замерзание.

    Нельзя сказать точно, поможет ли проведённая замена электролита в автомобильном аккумуляторе в той или иной ситуации. Но если проблема кроется в самой жидкости, прибегнуть к такой процедуре стоит.

    Чаще всего автомобилисты сталкиваются именно с помутнением смеси серной кислоты и дистиллированной воды. Изменение цвета изначально прозрачной жидкости связано с такими явлениями:

    • применение электролита низкого качества;
    • доливка обычной воды вместо дистиллята;
    • длительная эксплуатация АКБ;
    • осыпание пластин и пр.

    Эксплуатация АКБ с мутным электролитом обычно ведёт к существенному падению ёмкости, из-за чего полного заряда хватает буквально на пару пусков двигателя. Ещё такая батарея будет плохо набирать заряд от ЗУ и генератора, демонстрировать высокий саморазряд.

    Если электролит мутный, но никаких проблем не наблюдается, всё равно менять жидкость необходимо.

    Главное – убедиться в том, что помутнение и изменение характеристик не связаны с осыпанием свинцовых пластин. Если это произошло, тогда АКБ подлежит утилизации. Простая смена рабочей жидкости уже не поможет.

    Что же касается того, можно ли полностью поменять в автомобильном аккумуляторе старый электролит, то так делать допускается. Важно избавиться от потерявшей свои свойства жидкости, а также убрать осадок, способный испортить свежий электролит.

    Что необходимо для замены

    Решив заняться заменой электролита в автомобильном аккумуляторе, предварительно потребуется подготовить всё необходимое для этого.

    К списку требуемых инструментов и материалов относят:

    • готовый электролит;
    • дистиллированную воду;
    • тару для слива старой жидкости;
    • ветошь;
    • воронку;
    • резиновую грушу;
    • ареометр;
    • ЗУ;
    • мультиметр или вольтметр (постоянный ток).

    Электролит должен иметь плотность, соответствующую климатическим условиям вашего региона. Обычно это 1,28 г/см³. Его количество определяется ёмкостью АКБ. Для популярных батарей на 60 Ач обычно требуется от 2,5 до 3 литров.

    Количество дистиллированной воды составляет от 5 до 10 литров. Тару для слива, как и воронку для заливки, выбирайте только из устойчивых к кислоте материалов. К ним можно отнести стекло и пластик.

    Помимо материалов и инструментов, также пригодятся средства защиты. Это очки, перчатки, доступ к проточной воде, мыло.

    Процедура замены

    Теперь непосредственно о том, как заменить своими силами электролит в аккумуляторе.

    Вся процедура делится на несколько этапов:

    • подготовка;
    • слив;
    • промывка;
    • заливка;
    • зарядка.

    Зная о том, как нужно менять электролит в аккумуляторе, вам удастся успешно выполнить поставленную задачу.

    Подготовка и удаление

    Автомобилисты справедливо считают, что успешная замена старого электролита в автомобильном аккумуляторе, которая проводится в домашних условиях, более чем на 50% зависит от правильной подготовки батареи и удаления старой рабочей жидкости.

    Когда выполняются подготовка и слив, важно максимально качественно подготовить источник питания к последующей заливке свежего электролита.

    Чтобы подготовиться и самостоятельно заменить изношенный электролит в аккумуляторе своего автомобиля, нужно сделать следующее:

    • подготовить помещение с хорошей вентиляцией и температурой 15–20 градусов Цельсия;
    • снять АКБ с автомобиля, перенести в помещение;
    • очистить поверхности корпуса;
    • при наличии следов электролита на батарее промыть её ветошью и содовым раствором;
    • используя грушу, начать постепенно высасывать из банок батареи старую жидкость;
    • по мере извлечения электролита можно постепенно наклонять АКБ;
    • когда при наклоне батареи на 45 градусов груша уже не сможет ничего доставать, слив можно считать завершённым.

    Многих интересует, можно ли при замене старого электролита переворачивать автомобильный аккумулятор. Тут ответ однозначный.

    Ни в коем случае не пытайтесь слить жидкость, просто открутив крышки и перевернув АКБ. Также нельзя сверлить в днище отверстия, чтобы ускорить процесс выведения электролита.

    Если перевернуть батарею, весь осадок, осевший в придонных призмах, окажется на пластинах. Это ни к чему хорошему не приведёт. Сверлить нельзя, поскольку электроинструмент может ударить вас током, вы нарушите герметичность, часть кислоты выльется вам на руки, и есть риск просто повредить свинцовые пластины.

    Потому слив выполняется только с помощью груши и до наклона не более 45 градусов относительно ровной горизонтальной поверхности.

    Вот почему важно знать, как правильно и безопасно поменять старый электролит в уже немного изношенном аккумуляторе. Опыт показывает, что более чем в 80% случаев, когда жидкость сливается путём переворачивания АКБ, источник питания просто отправляется на свалку.

    Промывание

    Следующим этапом будет промывка АКБ от остатков старого электролита. Задача не менее ответственная.

    На этот счёт можно дать следующие рекомендации:

    • разместите АКБ на ровной горизонтальной поверхности;
    • с помощью груши залейте во все банки дистиллированную воду;
    • убедитесь, что вода полностью покрыла пластины;
    • дайте батарее постоять около 10–20 минут;
    • немного покачайте в стороны батарею, что позволит поднять осадок;
    • слейте воду по аналогии с кислотой, то есть грушей.

    Только не трясите устройство. Тряска может свести к нулю все ваши старания.

    Слив грушей воду, повторите процедуру ещё несколько раз.

    Как только сливаемая из батареи вода станет чистой, промывку можно заканчивать.

    Часто автомобилисты интересуются, нужно ли после выполненной замены старого электролита заряжать аккумулятор. Об этом в следующем разделе.

    Залив жидкости и зарядка

    Теперь остаются последние два этапа. Правильная заливка и последующая зарядка АКБ также играют большую роль.

    В заливке нет ничего сложного. Аккуратно берёте готовый раствор и постепенно заполняете им с помощью груши банки аккумуляторной батареи. Либо воспользуйтесь воронкой и постепенно, небольшими порциями, через неё заливайте состав.

    В общей сложности может уйти от 2,5 до 5 литров готового раствора воды и серной кислоты. С помощью корпуса от ручки (прозрачного) можно убедиться в правильном уровне. Для этого после заливки вставьте корпус в банку, коснувшись пластин, второй конец закройте пальцем и поднимите.

    После заливки обязательно покачайте немного АКБ, что позволит удалить воздух и выровнять уровень электролита. Сделайте замер ещё раз и при необходимости долейте состав.

    Измерьте, сколько жидкости осталось в корпусе от ручки, с помощью линейки. Если электролит покрывает пластины на 4–5 мм, уровень правильный. Некоторые заливают до 15 мм. Но это неправильно.

    Да, в норме уровень жидкости должен быть на 10–15 мм выше пластин. Так рекомендует производитель. Но вы заливаете электролит, фактически предназначенный для сухозаряженных АКБ. Его плотность составляет около 1,27–1,28 г/см³. После заливки батарея будет разряженной, и её потребуется подключить к ЗУ. В процессе зарядки плотность начнёт повышаться. По завершении заряда потребуется привести плотность в норму, что делается путём добавления дистиллированной воды. Потому заливка на 4–5 мм необходима, чтобы потом иметь возможность долить воду.

    Говоря о том, нужно ли заряжать свой аккумулятор после замены электролита, ответ будет утвердительным. Сделать это необходимо.

    Сразу после заливки электролита нужно оставить АКБ в состоянии покоя на 3–4 часа, чтобы пластины пропитались рабочей жидкостью.

    Только теперь можно приступать к зарядке.

    Что же касается того, сколько необходимо заряжать по времени аккумулятор после выполненной замены электролита, то тут ориентируйтесь на саму АКБ и её состояние. Лучше всего поставить батарею на автоматическое зарядное устройство и выбрать зарядный ток на уровне 10% от ёмкости. То есть при 60 Ач ток будет 6 А.

    В среднем на полную зарядку уходит 6–8 часов. Следите за состоянием батареи, контролируйте уровень электролита и при оголении пластин доливайте дистиллированную воду.

    Когда зарядка закончится, отключите АКБ от ЗУ и дайте ей просто постоять 2–3 часа. Теперь сделайте замеры напряжения и проверьте плотность. Долейте недостающее количество дистиллята, чтобы электролит покрывал пластины на 10 мм.

    Напряжение должно быть около 12,6 В, а плотность 1,27–1,28 г/см³.

    На этом процедуру можно считать завершённой.

    О чём должен помнить автомобилист

    Напоследок стоит дать несколько рекомендаций:

    • отдавайте предпочтение готовому электролиту;
    • делая состав своими руками, кислоту добавляйте в воду, а не наоборот;
    • если электролит попал на тело, смойте водой с мылом, смажьте кремом для кожи;
    • промывать глаза нужно под проточной водой, а затем раствором из 1 таблетки «Фурацилина» на 1 стакан воды;
    • электролит на одежде через несколько часов разъест ткань, потому застирать нужно сразу;
    • зарядку АКБ нельзя проводить в закрытых помещениях и под открытым небом;
    • не курите около АКБ;
    • всегда держите батарею в горизонтальном положении, не переворачивайте её.

    Как видите, поменять электролит не так сложно даже в гаражных условиях.

    Но прежде чем это делать, убедитесь, что замена жидкости даст результат, а АКБ ещё пригодна к восстановлению таким способом.