Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости?

Датчик температуры охлаждающей жидкости: замена своими руками, виды неисправностей

Чтобы двигатель хорошо работал, эффективно развивал свои эксплуатационные характеристики, все его составляющие должны быть в хорошем состоянии, в том числе и технологические жидкости. Датчик температуры охлаждающей жидкости, он же ДТОЖ, выполняет роль детектива.

Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости

Все датчики служат для контроля работы определенных узлов и деталей. При нарушении функций работы, датчик показывает, что работа того или иного устройство нестабильна. Автомобиль в своей конструкции имеет множество датчиков.

Важная рекомендация: можно ли смешивать антифриз с тосолом или между собой, или с водой, и что будет, если смешать? Ответ найдет по ссылке.

Двигатель внутреннего сгорания нуждается в стабильной работе. Так вот, температурный датчик жидкости охлаждения обеспечивает контроль за стабильностью работы ДВС. Мотор машины быстрее греется благодаря этому датчику и медленнее достигает высоких температур, приводящих к кипению охлаждающей жидкости в системе.

ДТОЖ — это не датчик, который показывает температуру жидкости в системе блока и радиатора. Некоторые неправильно думают на счет этого.

Если сломается датчик, который выводит значение температуры для водителя, то ничего серьезного для системы это не принесет. А, если выйдет из строя датчик, который передает значение температуры в ЭБУ, тогда блок управления неправильно будет регулировать работу ДВС.

Информация для начинающих автомобилистов: охлаждающая система (радиатор, рубашка системы охлаждения двигателя) должна содержать жидкость (желательно, которая имеет высокую температуру кипения), которая отводит тепло от мотора.

Помимо отведения тепла и охлаждения двигателя, циркулирующая жидкость охлаждения охлаждает моторное масло, которое, при закипании теряет свои свойства.

Также охлаждающая жидкость охлаждает воздух, который есть в системе турбонаддува (турбины), охлаждает выхлопные газы и масло коробки переключения передач. Есть у датчика функция нагрева воздуха в вентилирующей и отопительной системах.

Датчик температуры жидкости охлаждения — маленькое звено в агрегатной конструкции системы автомобиля, но оно очень важное. От правильности его работы и исправности в целом, зависит стабильность работы мотора.

Устройство и принцип работы ДТОЖ

При замыкании контактов датчика — система получает информацию, что температура жидкости поднялась.

По схожести функций, температурный датчик похож на резистор. Датчик сконструирован таким образом, что сопротивление электрического тока изменяется при изменения температуры вокруг. Изменения сопротивления передаются в электронный блок управления двигателем.

До ДТОЖ применялись, так называемые, термореле. Они устанавливались в системах впрыска. При расположении контактов в открытом положении, ДВС нагревался. Если контакт замыкался, значит мотор достиг рабочей температуры (обычно это 90 градусов).

Термистор является основным элементов конструкции термодатчика. Именно термистор устанавливает, как будет зависеть сопротивление тока от окружающей температуры.

В свою очередь, термистор состоит из кобальта, вернее оксидов кобальта (Co) и никеля (Ni). При нагревании в этих веществах растет много свободных электронов. За счет увеличения свободных электронов, уменьшается сопротивление.

Есть термисторы с отрицательным температурным коэффициентом. В этом случае термистор показывает максимальные значения, когда двигатель холодный. На термодатчик подается напряжение в 5 Вольт (В). Далее, когда двигатель будет нагреваться, датчик будет уменьшать сопротивление.

ЭБУ смотрит за изменениями напряжения и по этим данным рассчитывает, какая температура жидкости на данный момент. Когда двигатель горячий, электронный блок управления дает команду подавать обедненную смесь топлива с воздухом.

Если датчик неисправен, то ЭБУ может дать команду обогатить топливную смесь, в то время, как надо было сделать ее бедной. При работе с богатой смесью, свечи зажигания быстро загрязнятся.

Мотор может не завестись, если число оборотов двигателя при запуске будет не достаточным. ЭБУ может подать команду — увеличить обороты. Чтобы управляемость в процессе запуска ДВС поддерживалась, клапан рециркуляции должен быть в закрытом положении пока мотор не наберет рабочую температуру.

Если обороты плавают, то это один из признаков не правильной работы датчика температуры. При этом мотор может глохнуть. Угол зажигания зависит от правильной работы датчика, потому что этот параметр тоже регулируется через ЭБУ. Выброс вредных веществ отработавших топливных смесей при таком регулировании уменьшается.

В итоге получается, что силовые, эксплуатационные характеристики автомобиля зависят напрямую от работы датчика температуры жидкости охлаждения.

Где находится ДТОЖ

В разных марках и моделях авто температурный датчик располагается в разных местах. Но, обычно он ставится в головке блока цилиндров (ГБЦ), недалеко от термостата или прямо на нем. Также обязательно расположение датчика должно быть вблизи отводящего патрубка, через который антифриз или тосол, или вода идет обратно в радиатор. Это оптимальное расположение. Датчик в этом случае передает в ЭБУ точную информацию.

Виды датчиков

Классификация ДТОЖ по изменению сопротивления:

  1. Датчик с отрицательным температурным коэффициентом. Принцип работы в том, что внутреннее сопротивление падает, если температура увеличивается.
  2. Датчик с плюсовым температурным коэффициентом. Принцип работы обратный, чем у первого типа датчика, то есть внутреннее сопротивление растет с ростом температуры.

Самый популярный в применении автомобильной промышленности — это первый вид ДТОЖ. Бывает, что в машине установлены 2 датчика, основной и дополнительный.

Основной датчик занимается передачей информации электронному блоку управления, а дополнительный — включением вентилятора.

Виды неисправностей датчика и как их устранить

Благодаря тому, что конструкция датчика проста, он считается надежным. Чем проще конструкция, тем выше надежность. У датчика может быть проблема с градуировкой. В этом случае значение сопротивления будет меняться как попало и на ЭБУ будет передаваться неверная информация.

Основная и главная поломка или неисправность температурного датчика охлаждающей жидкости в том, что он не включает вентилятор при достижения температуры включения.

Неисправность может быть вызвана окислением штекера проводки или поломки дополнительного датчика, отвечающего за работу вентилятора.

Неисправности ДТОЖ:

  • без причины падают обороты двигателя;
  • долго нагревается мотор;
  • двигатель часто перегревается;
  • повышенный расход топлива;
  • ухудшение управляемости автомобилем;
  • из глушителя выходит черны дым;
  • нет стабильности в работе ДВС.

Бывают также, стуки в двигателе — детонация. На старых авто устанавливался контроллер. При достижении стрелки контроллера за пределы критической зоны, требуется немедленная остановка транспорта. Это может быть связано с поломкой ДТОЖ.

А в современных автомобилях, бортовой компьютер подскажет, что мотор перегрелся и требуется остановиться. Кстати, если тосол, антифриз или вода закипела, нельзя выключать двигатель. Надо остановиться и дать поработать на холостом ходу. Когда температура немного спадет, заглушить двигатель.

Причины появления неполадок

Некачественный антифриз, а также моторное масло могут стать причиной неправильной работы датчика. Дело в том, что наконечник датчика очень чувствительный. Если на нем образуется осадок в виде кристалликов жидкости, то датчик работает со боями. Утечка охлаждающей жидкости приводит к износу прокладки. Также, причиной поломки может быть замыкание в цепи, скачок напряжения.

Как проверить, рабочий ли датчик температуры

Чтобы демонтировать, проверить, заменить датчик, необходимы такие инструменты:

  1. Ключ на 19 мм.
  2. Мультиметр.
  3. Емкость для слива ОЖ.
  4. Электрочайник для подогрева воды.
  5. Термометр.
  6. Еще одна емкость, но уже для горячей воды, маленькая, например, стакан.

Как проверять

Диагностику делают на специальном оборудовании в автосервисах. Чтобы проверить, правильно ли датчик показывает температуру, надо его опустить в горячую жидкость и замерить сопротивлением Омметром или мультиметром в положении определения сопротивления. На разных датчиках, разных марках и моделях, значения сопротивления могут отличаться. В интернет сети есть специальные таблицы с данными сопротивления, для каких датчиков конкретной модели.

Если значение сопротивления отличается от того, какое оно должно быть по таблице, то датчик температуры надо заменить. Датчик не ремонтируется.

Как проверить датчик температуры жидкости охлаждения?

  1. Берем датчик и опускаем его в теплую воду.
  2. Берем термометр и опускаем его в емкость с холодной водой. Для точности показаний, лучше использовать электронный градусник.
  3. К датчику подсоединяем мультиметр и опускаем датчик в воду. Смотрим, что показывает измерительный прибор.
  4. Вода с холодной водой в это время нагревается до 15, 20, 25 градусов. Результаты записываются. При какой температуре, сколько показывает сопротивление. Если данные не совпали с табличными, эталонными, то датчик подлежит замене.Есть еще способ проверки датчика температуры без градусника. Вода обычно кипит при 100 градусах. Измеряем сопротивление, когда датчик был опущен в кипящую воду. Сопротивление в этом случае должно быть приблизительно 176 Ом. Плюс, минус погрешность, может достигать до 190 Ом. Но без термометра, это приблизительная проверка.

Сейчас приведу таблицу, при какой температуре, в каких пределах должно быть сопротивление.

Температура, С Сопротивление, Ом
5 000 — 6 500
10 3 350 — 4 400
20 2 250 — 3 000
30 1 500 — 2 100
40 950 — 1400
50 700 — 950
60 540 — 675
70 400 — 500
80 275 — 375
90 200 — 290
100 150 — 225
Читайте также  Как поменять фильтр салона на гранте?

Как заменить датчик температуры

Это можно сделать своими руками, большого опыта для этого не требуется. Порядок таков:

  1. Слить ОЖ.
  2. Снять старый датчик. Он вкручивается в спец. отверстие с резьбой. Выкручиваем его.
  3. Вкручиваем новый датчик. Рекомендуется посадочное место смазать герметиком до вкручивания.

Вывод

Итак, температурный датчик жидкости охлаждения — это один из важных элементов в конструкции авто. При его неправильной работе или полном отказе, работа ДВС ощущается сразу. Отклонения в работе, что называется, на лицо.

Датчик представляет собой терморезистор. Данные об изменении температуры за бортом он передает в ЭБУ через изменения сопротивления.

Видео

В этом видео рассказывается, как правильно произвести замену датчика.

Проверка датчика своими руками в домашних условиях.

Не работает датчик температуры ВАЗ.

Самостоятельная замена датчика температуры охлаждающей жидкости: 2 вида и 7 признаков их неисправности

Электронные приборы для измерения температуры антифриза, циркулирующего по водяной рубашке двигателя, применяются на автомобилях еще со времен СССР. Поломка этого элемента всегда считалась серьезной проблемой, поскольку без контроля температуры в системе охлаждения можно легко перегреть мотор и вывести из строя поршневую группу. Поэтому начинающему автомобилисту важно знать, как вовремя выявить симптомы неисправности температурного датчика, а поменять его не составит большого труда.

Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

Назначение

Датчиков в автомобиле существует множество. Все они контролируют работу различных систем автомобиля и его двигателя. Если датчики выдают некорректные показания, то работоспособность автомобиля ставится под угрозу. То же самое можно сказать и о ДТОЖ.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, из которой вы сможете узнать, как производить замену охлаждающей жидкости.

ДТОЖ предназначен для поддержания стабильной работы двигателя внутреннего сгорания (далее ДВС). За счёт ДТОЖ автомобиль быстрее прогревается и меньше достигает слишком высоких температур. Некоторые путают ДТОЖ с датчиком указателя температуры охлаждающей жидкости. Это — два совершенно разных прибора.

ДТОЖ предоставляет свои показания электронному блоку управления двигателем, а второй датчик уведомляет водителя о температуре рабочей жидкости в системе охлаждения. Выход из строя второго датчика не приводит к серьёзным последствиям в отличие от первого.

Говоря о ДТОЖ, следует также упомянуть о назначении системы охлаждения двигателя, так как работа этих двух агрегатов неразрывно связана. Чаще всего используется жидкостная система охлаждения, главной задачей которой является отведение тепла от двигателя.

Кроме этого, система также несёт функции охлаждения масла в системе смазки, воздуха, который циркулирует в системе турбонаддува, отработавших газов, рабочей жидкости коробки передач. Также у неё имеется функция нагревания воздуха в системах вентиляции и отопления.

Работа столь важной системы автомобиля напрямую зависит от такой маленькой детали, как ДТОЖ. Поэтому не стоит недооценивать датчик и пренебрегать его диагностикой.

Устройство и принцип работы

ДТОЖ по своему устройству напоминает резистор. Конструкция датчика предусматривает изменение его сопротивления электрическому току при колебаниях температуры окружающей среды. Эти изменения фиксируются и используется для подачи команд ДВС.

Предшественниками современных ДТОЖ были термореле. Термореле были установлены в системах впрыска. Когда контакты находились в открытом положении, двигатель нагревался. Если контакт замыкался — значит двигатель уже достаточно прогрелся (достиг рабочей температуры).

В основе устройства современных ДТОЖ лежит термистор, который и устанавливает зависимость сопротивления от температуры. В основе термистора лежат оксиды кобальта и никеля. При росте температуры в этих веществах растёт количество свободных электронов, за счёт чего и падает сопротивление.

Некоторые термисторы в ДТОЖ характеризуются отрицательным температурным коэффициентом. При этом термистор выдаёт максимальные показатели при холодном двигателе. На датчик подаётся напряжение около 5 вольт. После этого по мере прогревания силового агрегата сопротивление понижается. Электронный блок управления (далее ЭБУ) двигателем следит за изменением напряжения и рассчитывает температуру жидкости. После нагревания двигателя ЭБУ начинает обеднять топливную смесь. Неисправность ДТОЖ может также привести к ошибочному обогащению топливной смеси. Результатом этого будет усиленное загрязнение атмосферы и преждевременный выход из строя свечей.

Если количество оборотов двигателя при запуске будет недостаточным — может произойти остановка двигателя. Уплывающая команда ЭБУ на повышение оборотов может это предотвратить. Для поддержания управляемости в процессе запуска двигателя клапан рециркуляции должен быть закрыт до тех пор, пока двигатель не достигнет своей установленной рабочей температуры.

Здесь результатом неисправности ДТОЖ будут плавающие обороты двигателя. Двигатель при этом тоже может остановиться. Угол зажигания также зависит от функционирования датчика, так как этот параметр регулируется системой. Выброс вредных газов при такой регулировке значительно снижается. В конечном итоге мощность и тяга двигателя, а также уровень потребления топлива напрямую зависят от работы ДТОЖ.

Таким образом, ДТОЖ очень важен для корректного функционирования автомобиля.

Место установки датчика

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле? У разных моделей место установки ДТОЖ различается. Чаще всего он устанавливается в головке блока цилиндров возле корпуса термостата или на нём. Обязательным является расположение датчика возле отводящего патрубка, по которому охлаждающая жидкость поступает обратно в радиатор. Такое расположение необходимо для точности передачи данных в ЭБУ.

Виды датчиков

Классификация ДТОЖ по изменению сопротивления:

  1. Датчик с отрицательным температурным коэффициентом. Принцип работы в том, что внутреннее сопротивление падает, если температура увеличивается.
  2. Датчик с плюсовым температурным коэффициентом. Принцип работы обратный, чем у первого типа датчика, то есть внутреннее сопротивление растет с ростом температуры.

Самый популярный в применении автомобильной промышленности — это первый вид ДТОЖ. Бывает, что в машине установлены 2 датчика, основной и дополнительный.

Основной датчик занимается передачей информации электронному блоку управления, а дополнительный — включением вентилятора.

Какие симптомы указывают на проблемы с датчиком?

В процессе длительной эксплуатации автомобиля могут наблюдаться явные и косвенные признаки, свидетельствующие о проблемах с температурным датчиком либо его электрической цепью. Первые прямо указывают на необходимость проверки работоспособности прибора:

  • перестал работать указатель нагрева мотора на приборной панели;
  • охлаждающий вентилятор перестал включаться, хотя водяная рубашка двигателя уже прогрелась до 100 °С;
  • протечка антифриза из-под корпуса детали;
  • вентилятор запускается невпопад, в том числе и при холодном моторе.

Если на вашем авто проявились перечисленные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, то смело приступайте к его диагностике и устранению проблемы, о чем будет сказано далее. Косвенные симптомы могут указывать как на поломку измерителя, так и других элементов системы охлаждения либо силового агрегата. Вот самые распространенные из них:

  1. Затруднен холодный пуск мотора. Машина заводится, но сразу глохнет, нужно делать несколько повторных попыток. Причиной может служить термоэлемент, датчик положения дроссельной заслонки, недостаточная компрессия или проблемы с зажиганием.
  2. Нестабильная работа на холостом ходу. Помимо температурного измерителя на нее влияет исправность свечей зажигания, ДМРВ, форсунок и много других факторов.
  3. Температурный режим находится в пределах нормы, но охлаждающая жидкость начинает кипеть. Если вышел из строя термостат либо снизился уровень антифриза в рубашке, то показания прибора могут отличаться от реального положения дел.

Исправность электронного измерителя температуры можно проверить в домашних условиях. Если наблюдаются косвенные симптомы неисправности, то испытание поможет их выявить или исключить из ряда деталей, находящихся «под подозрением». При успешной проверке неполадки придется искать в другом месте или обращаться в ближайшую автомастерскую.

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости легко проводится самостоятельно. Перед заменой необходимо предварительно слить охлаждающую жидкость в подготовленную ёмкость. Далее выполняется демонтаж старого датчика. ДТОЖ вкручен в специальное отверстие с резьбой. Выкрутите и извлеките его, а затем в обратном порядке установите новый датчик. Перед монтажными работами уточните в инструкции по эксплуатации автомобиля точное расположение датчика.

После приобретения нового датчика рекомендуется проверить его на предмет брака методами, описанными выше. Перед вкручиванием нового датчика в посадочное место резьбу рекомендуется обработать герметиком. После установки нового датчика к нему подсоединяется проводка. Затем охлаждающая жидкость в системе должна быть доведена до нормы. То есть недопустимы протекания жидкости. Убедившись в их отсутствии, можно запускать двигатель.

Замена и проверка датчика температуры охлаждающей жидкости на LADA

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – один из элементов системы управления двигателем. Его назначение — контролировать температуру жидкости в системе охлаждения. На основании этих данных блок управления двигателем корректирует состав топливно-воздушной смеси, частоту вращения коленвала, а также угол опережения зажигания.

Читайте также  Как поменять стеклоочистители на машине?

На всех современных автомобилях ЛАДА (XRAY, Веста, Ларгус, Гранта, Калина, Приора или Нива 4х4) замена и проверка датчика температуры охлаждающей жидкости выполняются аналогично.

Признаки неисправности ДТОЖ

Датчик температуры охлаждающей жидкости влияет на запуск и работу двигателя. Вот некоторые симптомы, говорящие о том, что датчик может быть не исправен:

  • плохой запуск двигателя в холодную погоду;
  • повышенный расход топлива;
  • плохой выхлоп на холодном двигателе;
  • проблемы в работе вентилятора системы охлаждения двигателя.

Замена

Датчик температуры охлаждающей жидкости находится в корпусе термостата, на схема он под №14.

Чтобы поменять ДТОЖ своими руками следует:

  1. Слить охлаждающую жидкость (автоумельцы не сливают);
  2. Отсоединить разъем с проводами;
  3. Вывернуть датчик (ключ «на 19»).

Установка производиться в обратной последовательности. Для устранения течи замените медную шайбу или нанесите на резьбовую часть датчика термостойкий герметик.

Как проверить

После снятия датчика следует провести его визуальный осмотр на предмет повреждений или коррозии. Самый простой способ проверки ДТОЖ — заменить его на заведомо исправный.

  • мультиметр (в режиме вольтметра, омметр с пределом измерений от 100 Ом до 10 кОм);
  • термометр (с пределом измерений не менее 100 о С);
  • термостойкая емкость объемом 0,5 л.

Порядок проверки цепи питания ДТОЖ:

  1. Перевести мультиметр в режим вольтметра;
  2. Снять колодку с проводами с датчика и включить зажигание;
  3. Подсоединить «минусовой» щуп мультиметра к «массе» двигателя, а другой к выводу №1 колодки;
  4. Напряжение на выводе должно быть не менее 12 В.

Если напряжение нет или они меньше 12 В, значит, разряжен аккумулятор, неисправна цепь питания или ЭБУ.

Порядок проверки ДТОЖ:

  1. Перевести мультиметр в режим омметра;
  2. Подготовить емкость с горячей водой (около 100 о С);
  3. Подсоединить щупы мультиметра к выводам датчика и опустить его рабочую часть в воду;
  4. Измеряем сопротивление ДТОЖ по мере остывания воды.

Сопротивление датчика должно быть близким к данным, указанным в таблице:

Температура ОЖ, °С Сопротивление ДТОЖ, Ом
100 177
90 241
80 332
70 467
60 667
50 973
45 1188
40 1459
35 1802
30 2238
25 2796
20 3520
15 4450
10 5670
5 7280
9420

Процесс проверки также показан на видео:

Если ДТОЖ оказался исправным, возможно причина неисправности в плохом контакте разъема, обрыве проводки или неисправном ЭБУ.

Не забывайте вовремя менять тосол/антифриз в системе охлаждения, и использовать охлаждающую жидкость рекомендованную производителем.

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

Датчик температуры охлаждающей жидкости — это неотъемлемая часть приборов автомобиля для устранения своевременных неполадок. Это изделие выводит показания на бортовой компьютер, тем самым сигнализирует водителю в случаях, когда двигатель машины перегревается. Датчик температуры помогает контролировать вентилятор охлаждения, запускать его в нужный момент, когда мотор нагревается. Дополнительно измерительный датчик служит для регулировки открытия и закрытия клапана переработки газов из выхлопной трубы. Способствует быстрому запуску двигателя, когда стандартных оборотов не достаточно.

Отличия ДТОЖ и ДТУОЖ

Порой автовладельцы не различают датчики ДТОЖ и ДТУОЖ, что приводит к дополнительным трудностям процесса замены. ДТУОЖ представляет собой прибор, который выводит показания на панель управления, когда ДТОЖ работает в связке с электронным блоком управления и имеет регулирующую функцию. Когда температура повышается, сопротивление датчика уменьшается, а ЭБУ обеспечивает работу по регулировки температуры охлаждающей жидкости в системе. Важно не перепутать эти два вида датчиков.

Как выглядит датчик температуры ОЖ?

Виды приборов температуры ОЖ

Датчики ОЖ бывают двух видов:

  1. Магнитным
  2. Биметаллический

Одной из особенностей в различиях работы ДТОЖ заключается в работе стрелки указателя на мониторе. В магнитном, указатель будет делать резкие скачки, в биметаллическом движение будет постепенным.

Магнитный датчик состоит из двух катушек, подключенными к сети и заземленным проводом и поворотными якорями из металла. При поступлении тока образуется магнитное поле перемещающее стрелку.

Биметаллический датчик имеет внутри специальный гибкий стержень. Благодаря этой детали стрелка прибора перемещается.

Как проверить датчик температуры ОЖ самостоятельно

Порой возникают поломки ДТОЖ по причине механических повреждений, износа прибора, низкого качества исполнения, отказа термостата, течи ОЖ, плохого антифриза. Зачастую нужно быстро самостоятельно устранить проблему. Первый метод диагностики прибора можно осуществить при помощи термометра и тестера. Необходимо взять и емкость с водой.

  • Первое, что нужно сделать — это поместить датчик в подготовленную тару с водой.
  • Второе, установите ваш тестер в режим омметра или вольтметра и вставьте стержни захватов к выводам датчиков.
  • Сопротивление датчика в режиме омметра будет 1,5 -1,7 кОм при температуре дома.
  • Следует засунуть датчик в горячую воду и просмотреть параметры данных прибора. Чем холоднее будет вода, тем сопротивление будет возрастать.
  • Сверяем показания с характеристиками двух таблиц. Показания должны укладываться в табличные значения.
Температура, градусы Цельсия С Сопротивление рабочего элемента, Ом
7300 — 7500
+20 2600 — 2800
+40 1000 — 1200
+60 500 — 600
+80 300 — 350
+100 160 — 180

При отсутствии реагирования на температуру ДТОЖ нужно менять. Такой метод поможет выявить основные неисправности ДТОЖ.

Признаки и виды поломки датчика ОЖ

  • Явные внешние признаки повреждений (царапины, трещины, сколы)
  • Резко увеличивается расход топлива авто
  • Выхлопная труба выпускает темный серый или черный едкий дым
  • Двигатель запускается с большим трудом не с первого или второго раза.
  • Мотор просто глохнет и работает не стабильно
  • Запускается вентилятор при холодном ДС.
  • Вентилятор системы охлаждения может вообще не запускаться в жаркую погоду
  • Из вышеперечисленных признаков следуют следующие поломки
  • Разрыв или отсоединение контактов
  • Отсутствие изоляции
  • Утерян контакт с датчиком

Стоит отметить, что на современных автомобилях информация о поломке отображается на мониторе бортового компьютера машины. Однако причину неисправности стоит определить в ручную.

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости?

По своей сути датчик представляем собой терморезистор с поверхностным слоем из латуни.

Из чего состоит датчик ДТОЖ?

Иногда требуется произвести проверку и замену датчика температуры охлаждающей жидкости своими руками. Для этого необходимо точно знать, где же находиться ДТОЖ?

Местоположение датчика охлаждающей жидкости найти не особо затруднительно. В 95% случаев датчик температуры расположен на самом двигателе сверху рядом с термостатом. В первую очередь искать нужно там, где прибор имеет непосредственный контакт с антифризом. Обычно датчик вкручивается в головку блока цилиндров. ДТОЖ может находиться на оболочке термостата. В некоторых случаях прибор может размещаться на верхнем шланге радиатора. Стоит ли говорить, что расположение датчика в других местах автомобиля сводит всю эффективность прибора к нулю.

Инструкция по замене ДТОЖ

Для замены датчика температуры охлаждающей жидкости вам понадобиться инструмент, а именно: ключи на восемь, тринадцать, семнадцать и двадцать один. Помимо ключей, возьмите тару для воды и ОЖ на пять или десять литров.

  • Начинаем процесс замены. Для начала отсоединим на батарейке аккумулятора провод с обозначением минус.
  • Снимаем воздушный фильтр и отключаем вместе с проводом вывода датчика. Теперь у вас будет просторный доступ к прибору.
  • Отсоединяем остальные провода, где есть питание к прибору.
  • После потребуется слить антифриз частично или полностью. До уровня ниже отметки отверстия датчика.
  • Весь процесс замены антифриза описаны в статье на сайте arditeh.by.
  • Снимаем защитную резину, замеряем расположение датчика, чтобы последующий прибор разметить в таком же положений.
  • Откручиваем ключом на девятнадцать корпус датчика. Выкручивание может происходить туго, в зависимости от качества резьбы прибора.
  • Перед закручиванием нового ДТОЖ на резьбу наносят герметик. К новому измерительному прибору устанавливается поводка.
  • После завершения процедуры уровень антифриза доводиться до нормы.
  • Проверяем, не течет ли ОЖ через датчик температуры ОЖ.
  • Только после этой процедуры запускается двигатель.

Замена датчика температуры ОЖ на ВАЗ

Рассмотрим замену термистатора на примере автомобиля жигули. Оригинальный датчик имеет цифровое обозначение 2101-3808600. Подходит на все авто лада, без каких-либо дополнительных аксессуаров. Существует множество аналогов, которые тоже устанавливают на машины ВАЗ.

Сперва проверяем предохранители. Здесь два варианта. Температура может подняться. Значит отсоединяем провода от ДТ. Если стрелка скатилась до минимальной температуры нужно произвести ремонт или замену прибора. Допускаем вариант, что стрелка на мониторе может плавать. Пробуйте замкнуть датчик на массу. При включенном зажигании датчик может показывать предельную температуру, значит нужно произвести полную замену.

Желательно слить охлаждающую жидкость полностью . Как это сделать мы писали ранее в разделе полезные статьи сайта.

Затем разъединяем проводку от датчика. ДТОЖ придется вывернуть при помощи торцевой головки. Вычищаем место установки датчика и устанавливаем новый измеритель. Подсоединяем провода. Заливаем ОЖ и запускаем движок.

Читайте также  Как поменять переносицу в очках для плавания?

Очень важно помнить, что процедура замены ДТОЖ на моделях жигулей 2106 и 2114 будет разница. В ваз версии 2114, 2115, 2109 датчик ставиться на корпусе двигателя между термостатом и головкой блока, в отличии с 2106 где прибор находится в блоке радиатора.

Одним из вариантов выхода стоя ДТОЖ может послужить обрыв его цепи или непосредственно провода.

Замена датчика ОЖ составит небольшую сумму. Очень важно поменять ДТОЖ на модель с такой же маркировкой. Смотрите обозначение на корпусе датчика. Помните, несвоевременная замена датчика ОЖ ведет к увеличению расхода топлива, что в скором времени может привести к поломке двигателя. В среднем эксплуатационный период датчика составляет от 3 до 6 лет. Дополнительно можно проводить профилактические работы по очистке деталей приборов.

Придерживайтесь техники безопасности. Процесс замены датчика следует производить на остывшем двигателе. Используйте плотные перчатки и одежду с длинным рукавом.

Где находится и как заменить датчик температуры ОЖ

Устройство измерения температуры антифриза установлено в каждом транспортном средстве, поскольку является неотъемлемой частью системы охлаждения любого мотора. Сегодня мы расскажем вам о том, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости, как понять, что он неисправен и как его заменить своими руками.

Данные от устройства используются системой управления транспортного средства с целью изменения основных настроек мотора в зависимости от:

  • периодичности вращения коленчатого вала;
  • непосредственного качества составляющих бензино-воздушной смеси.

Принцип работы датчика

В большинстве своем на транспортные средства устанавливается указатель температуры охлаждающей жидкости логометрического вида. Принцип работы такого устройства заключается во взаимодействии поля постоянного магнита с магнитным полем измерительных обмоток. Как правило, таких обмоток три, и по ним проходит напряжение. В свою очередь, постоянный магнит соединен со стрелкой, которая и показывает водителю состояние температуры.

Новые датчики измерения температуры антифриза

Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости передает информацию блоку управления мотором. Затем эти данные участвуют в корректировке электронного впрыска бензина и регулировании момента зажигания. В зависимости от типа мотора, устройство может эксплуатироваться для активации вентилятора охлаждения, который установлен непосредственно на радиаторе антифриза (охлаждающей жидкости). Также данная информация может выводиться на панель приборов, если эта функция присутствует в транспортном средстве.

Иными словами, принцип работы датчика температуры антифриза заключается в обеспечении оперативного прогрева мотора при его старте и поддержании рабочей температуры во время работы. В том случае, если рабочая температура двигателя изменяется, также меняется и сопротивление датчика. В зависимости от устройства элемента, изменение температуры сопровождается уменьшением или увеличением сопротивления.

Где он расположен?

Датчик температуры охлаждающей жидкости (далее — ДТОЖ) во всех транспортных средствах обычно установлен в одном и том же месте. В частности — рядом с корпусом термостата во впускном коллекторе. Но иногда его расположение зависит исключительно от производителя машины. Однако есть автомобили, где в этом месте вы его можете не найти. Очень редко инженеры компаний-производителей ставят эти устройства непосредственно в головке цилиндра.

Старый датчик измерения температуры

Но и это не предел. Иногда разработчики авто и вовсе устанавливают два устройства на машину: один в блоке цилиндров мотора и один возле термостата. А некоторые производители ставят элемент в электронном блоке управления, а второй — для вентилятора охлаждения радиатора. Поэтому, если на вашем авто не работает указатель температуры охлаждающей жидкости, а вы не знаете, где он расположен, то помочь вам сможет только инструкция по эксплуатации.

В любом случае элемент будет установлен так, чтобы его конец соприкасался непосредственно с охлаждающей жидкостью, а сам он находился рядом с термостатом. Только таким образом его сигнал может быть правильным. Если уровень антифриза в системе слишком низкий, показания устройства могут быть неправильными.

Замена датчика

Замена ДТОЖ не представляет собой трудоемкий процесс, однако сложности может вызвать место расположение элемента. Если вы готовы к самостоятельной замене, то просто придерживайтесь определенных шагов, указанных в инструкции. А если вы неуверенны в своих силах, это дело лучше доверить мастеру на СТО.

Преобразователь указателя температуры антифриза

Признаки неисправности

Разумеется, чтобы точно знать, что ДТОЖ вышел из строя, необходимо определить его неисправность. Далее мы расскажем вам, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости.

Если элемент вышел из строя, об этом могут сказать следующие признаки:

  • ухудшилась управляемость транспортного средства;
  • при езде на холодном моторе, вы почувствуете неправильное качество выхлопа (вы сможете это услышать);
  • на 100 километров пробега увеличивается расход бензина;
  • ухудшение качества состава отработанных газов, если система мотора отказалась переходить в замкнутый режим.

Как показывает практика, неисправности ДТОЖ проявляются в результате некачественно выполненной электропроводки (если какой-нибудь провод «перебился»). Также могут возникнуть проблемы, если провода или же соединения окислились и проржавели. Иногда даже сам датчик вполне рабочий, а проблема кроется именно в проводах. То есть, если температура на ДТОЖ ниже рабочей, то это может свидетельствовать об открытом термостате: как известно, в этом случае мотор прогревается медленней.

Измерение сопротивления ДТОЖ

Если же термостат нерабочий или он был неправильно подобран для конкретной модели транспортного средства, то ДТОЖ также покажет низкую рабочую температуру. С данным устройством может быть связано много проблем, неисправность термостата и проводка — это только часть из возможных поломок. По каким причинам может неправильно работать ДТОЖ:

  • вышел из строя вход с ДТОЖ на блок управления мотором;
  • в системе очень низкий уровень антифриза;
  • вышли из строя вентиляторы охлаждения;
  • двигатель начал функционировать на авто-запуске (блок управления не может «понять», почему двигатель долго работает и не прогревается);
  • радиатор печки работает в усиленном режиме. Этот элемент системы будет сильно охлаждать жидкость, что способствует скачкам стрелки ДТОЖ на панели приборов авто. В результате этого блок управления примет информацию датчика за недействительную.

Также стоит отметить, что замена ДТОЖ целесообразна, если устройство закоротило или разомкнуло. Проверка этой неисправности не займет много времени — здесь нужно только замерять внутреннее сопротивление, используя вольтметр. Если же с сопротивлением все в норме, то проблема, скорее всего, заключается в электропроводке или блоке управления.

Установка датчика температуры антифриза

Что необходимо для замены?

Если вы решили самостоятельно заменить ДТОЖ, то учтите, что для этого вам потребуется слить антифриз. Возможно, вы его недавно меняли, поэтому его замена нецелесообразна. Но если антифриз менялся давно, то есть смысл заменить его и вместе с ним датчик уровня охлаждающей жидкости. Что понадобится для замены в домашних условиях:

  • поддон для слива отработанной охлаждающей жидкости;
  • сам антифриз (если вы решили менять и его);
  • набор отверток;
  • новый ДТОЖ (избегайте покупок датчиков неизвестного производства — покупайте только оригинальные);
  • герметик;
  • яма или эстакада;
  • набор гаечных ключей.

Новый датчик измерения температуры антифриза

Пошаговая инструкция

Как же происходит установка устройства измерения температуры охлаждающей жидкости? Ниже представлена пошаговая инструкция по замене элемента:

  • заезжаем на яму или эстакаду;
  • открываем капот, находим бачок с охлаждающей жидкостью;
  • откручиваем пробку бачка, после чего лезем под днище и находим крышку для слива отработанного антифриза;
  • подставляем под крышку поддон. Если вы решили заменить антифриз, то откройте крышку и ждите 5-10 минут, пока вся жидкость не сольется. Необходимость замены определяется уровнем загрязнений. В том случае, если полная замена антифриза в вашем автомобиле не нужна, то достаточно слить столько жидкости, чтобы ее уровень остался ниже самого датчика;
  • когда слилось достаточное количество антифриза, закрутите крышку слива под днищем;
  • найдите место, где находится ДТОЖ. В зависимости от способа крепления, датчик может быть установлен на защелках, на резьбе или при помощи хомута. Если его можно снять руками, то просто отверните защелки и демонтируйте элемент. При необходимости (если датчик крепится при помощи хомута) возьмите крестообразную или шлицевую отвертку и открутите винтик, или же сделайте это гаечным ключом (если он закручивается);

Демонтаж датчика температуры охлаждающей жидкости

  • возьмите новый ДТОЖ, установите на место старого, предварительно смазав герметиком место крепления. Это делается с целью избежания утечек или повреждений;
  • когда элемент установлен, заливайте обратно из поддона старый (или новый) антифриз, проверяйте, чтобы не было воздушных пробок;
  • на этом замену датчика можно считать оконченной.
  • Видео от Дениса Рема «Замена датчика температуры ОЖ в автомобиле Audi A3»

    В этом видео описан пошаговый процесс замены датчика температуры антифриза в автомобиле Audi A3.

    Вам пригодился этот материал? Что вы знаете о датчиках температуры? Расскажите об этом нашим читателям!