Можно ли установить ГБО на дизельный двигатель?

Газовое оборудование на дизель: насколько реально?

Цены растут не только на бензиновое топливо, но и дизельное. Многие автовладельцы транспортных средств ищут ответ на проблемный вопрос: ставят ли газовое оборудование на дизель? Способы установки экономичного газобаллонного оборудования есть для любой машины, в том числе и турбодизельный.

С технической точки зрения, это сделать можно, если подойти грамотно к этому вопросу и разобраться, в чём принципиальное отличие работы моторов с разными топливными устройствами.

Эксплуатация дизеля на газу: в чём особенности?

Важная отличительная черта дизельного мотора от бензинового двигателя — в принципе возгорания горючего в топливной камере. На моделях на бензине для розжига газовоздушной смеси нужна искра от свечей зажигания.

Что касается дизеля и турбодизеля, система другая. Для начала нужно, чтобы достаточно сильно сжался воздух. При большом давлении он сильно нагревается. В последнюю секунду форсунка впрыскивает дизтопливо в камеру сгорания. Разогретая, сжатая смесь воспламенится сама. Сложного в системе ничего нет, топливная система упрощена до минимума. Но если нужно ставить газ, возникают трудности.

Газовое топливо (метановое или пропан-бутановая смесь) срабатывает иначе. Когда идёт подача в цилиндры газа вместо солярки, процесса детонации не будет. Чтобы поджечь газовоздушную смесь, требуется более высокий температурный режим в сравнении с соляркой.

Лучший выход в этой ситуации — впрыскивать в мотор небольшой объём солярки, после чего поставлять газ. Дизельное горючее воспламенится от высокого давления, затем подожжёт газовое.

Перевод на газ осуществляется при переключении кнопки на панели авто, после того, как мотор прогреется. Можно сделать так, что газовая установка будет запускаться автоматически. Управление процессом подачи метана и пропан-бутана осуществляется с помощью ЭБУ газобаллонной установки.

Подобная схема работает при частичном замещении солярки метаном либо пропан-бутаном. В процентном соотношении речь идёт о таких характеристиках: до 25-30% солярки и 70-75% газа. Способ может обеспечить хорошую экономию недешёвого сегодня дизельного топлива.

При переоборудовании на газомоторное горючее ДВС требуется небольшое количество дизельного топлива, это не позволяет целиком отказаться от дизеля. Однако ресурс дизельных форсунок значительно продлевается. Элементы дизельной силовой установки не дешёвые, долговечность составляющих играет большую роль при переходе на газодизель.

Есть другая возможность: полностью перевести дизельный автомобиль на газовое топливо. Нужно полностью снимать с дизельной машины топливный отсек и ставить внешнее устройство зажигания, дорабатывать ГБЦ и делать ряд других манипуляций, направленных на реконструкцию двигателя машины. Метод не популярный среди автовладельцев, трудозатратный, требует вложения больших средств.

Когда решается проблема, можно ли поставить газ на дизельный двигатель, выбирают газодизельный метод, ставят ГБО не ниже комплектации 4-го поколения.

При таком способе частичного впрыска учитываются обороты двигателя, объём впрыскиваемой солярки, другие значимые параметры.

На заметку! Из-за тесного контакта со штатным блоком управления мотора, «мозги гбо» просчитывают и быстро корректируют необходимый объём подаваемого газа. Метод позволит сохранять наилучший баланс между объёмом дизтоплива и газа для адекватной эксплуатации двигателя.

Какое топливо может употреблять дизель на газу?

Переделать дизельное авто на газодизельное возможно под определённый тип газа: метан или пропан-бутановая смесь.

Установить метан на дизельный двигатель дороже. Однако его эксплуатация даёт наилучший экономический эффект. Заправлять метан на дизель дешевле. Для пропановой установки доля газа составит не больше 35-50%. Когда дизель на метане, долю газа можно поднять до 85%.

Пропорция зависит от следующих факторов:

  • средняя скорость движения автомобиля;
  • температуры окружающей среды (зима или лето);
  • мощность двигателя;
  • нагрузка на ДВС;
  • уровень давления и температура газа;
  • стоит ли турбонаддув на дизеле или нет.

Наибольшая экономия горючего достигается когда ТС, например, Газель next, движется по трассе. Выгодно ставить метановое газовое оборудование на дизельный двигатель спецтранспорта, например, мусоровозов. У них мотор очень долго работает на холостом ходу.

Противники метанового топлива приводят веский довод, что тяжёлая газовая аппаратура снижает динамичность авто. Справедливо по отношению к легковым машинам. Камазы, трактора и грузовые газели, минивэны с двигателем 2,5 лишнего веса связки толстостенных метановых баллонов «не заметят».

Что касается взрывоопасности, на эту тему уже много написано. Метан не опаснее пропана, если всё сделать правильно. Газовый баллон должен быть обязательно сертифицированным. После того как машина будет переведена на двухтопливный режим, нужно следить за технической исправностью двигателя, герметичностью газовых магистралей.

На заметку! Газовое оборудование для дизельных двигателей прибавляет ещё один плюс: не придётся так часто менять моторное масло. Ресурс автомобиля продлится за счет уменьшения количества сажи.

Сложности при переводе дизеля на газ

Метановые установки победили в споре газодизельных автомобилей. Экологичное и экономичное природное газовое топливо выгодно во всех отношениях. Автовладельцы согласны даже на такое неудобство, как малое количество метановых заправок. Но сложности не заканчиваются на выборе типа газа.

Несмотря на явную экономичность топливных затрат от установки газового оборудования на дизель, следует быть готовым к следующим трудностям:

  • высокая стоимость монтажа гбо для дизельных двигателей, расходы на дальнейшее обслуживание газовой установки;
  • машине надо уделять дополнительное время на проверку и ремонт топливной системы;
  • если газовые баллоны придётся устанавливать в багажнике или кузове, сократится полезный объём использования площадей;
  • увеличение общего веса ТС;
  • при неправильном монтаже ГБО либо отсутствии датчика температуры во впускном коллекторе вырастает процент износа двигателя из-за высокой температуры воспламенения газовоздушной смеси.

Нужно учитывать годовой пробег дизельного авто, от этого отталкиваться. Далеко не все автосервисы, которые специализируются на установках автомобильного газобаллонного оборудования, соглашаются браться за переоборудование diesel.

Трудно найти мастера, у которого есть специальные знания в этой области и технические возможности переводить дизельный вариант ДВС на газодизельный. Разговор идёт о работе тяжёлой техники, специалистов, которые знали бы газодизельный двигатель и принципы функционирования, гораздо меньше.

На заметку! Законодательством предусмотрена регистрация ГБО на автомобиле, если это не предусмотрено с завода. Нужно обязательно ставить газовое оборудование в автосервисе с лицензией. Иначе зарегистрировать переоборудованный газодизель не получится и газовую аппаратуру придётся снять.

Выгодно ли брать газодизели с завода?

Крупные компании выпускают продукцию, которая учитывает условия эксплуатации современного дизельного двигателя на газу. На дизельную машину монтируется современное электронное управление.

Заводская модификация — это гарантия того, что будут реальные выгоды при полном сохранении показателей системы питания ТС.

Метановое оборудование с завода – наилучший вариант, поскольку там всё предусмотрено для слаженной работы. Но эта опция есть у ограниченного круга моделей. Такие транспортные средства будут иметь более высокую цену.

Как дизель работает на газу?

Установка ГБО на дизельный двигатель: как это выглядит на практике?

Возможно ли дизельный двигатель перевести на газ?

Возможно ли поставить газ на турбированный двигатель?

Установка ГБО на УАЗ Хантер: важные моменты

Можно ли поставить ГБО на дизельный двигатель?

Расценки на бензин и дизельное топливо часто меняются, что принуждает автомобилистам постепенно переходить на газобаллонное оборудование, так как оно более дешевое. Автомобили на бензиновом топливе уже давно могут работать с газом, используя смесь пропана, бутана и метана.

Легковые автомобили на ДТ потребляют на 30-40% меньше солярки, поэтому об дополнительном переоборудовании данного типа двигателя, на альтернативный вид топлива даже не задумывались. Но постепенно, из-за неоправданно высокой цене на солярку владельцы дизельных авто задумываются о ГБО, и вместе с этим возникает вопрос — а можно ли устанавливать газ на дизель? Ответ простой — однозначно можно. Установка ГБО на дизельные двигатели имеет много достоинств, но перед переходом на газ нужно изучить несколько нюансов. О них мы и поговорим в нашей статье.

Условия воспламенения смеси
Для воспламенения газа в бензиновых двигателях достаточно подачи искры в цилиндр. Дизельные же двигатели нужно усовершенствовать и создавать в них технически сложное оборудование.
Горение дизтоплива происходит в результате его распыления и сжатия, это главные условия самовоспламенения ДТ. Для создания подходящих условий для работы дизеля на газу, нужен впрыск небольшой части дизельной смеси.

Читайте также  Что такое картер двигателя автомобиля?

Принцип работы дизельного мотора с ГБО

1. Сперва, смесь газа и воздуха поступает в воздушную магистраль двигателя;
2. Когда поршень опускается в нижнюю мертвую точку, подается минимальное количество солярки, примерно 5-10%. Эта порция топлива выступает «жидкой искрой».
3 Во время такта сжатия, когда поршень доходит до верхней мертвой точки, идет воспламенение дизтоплива, которое в свою очередь поджигает порцию газо-воздушной смеси.

Подача газа в ДВС через смеситель и электронный регистр мощности (2 поколение)

Что входит в комплект установки ГБО на дизель?

1. Баллон или связка баллонов, на случай если это грузовой автомобиль. Обратите внимание, что баллон для пропан-бутана отличается от баллона для метана. Метановое оборудование должно иметь стенки толще и выдерживать большое давление;
2. Газовый клапан;
3. Редуктор-испаритель, который правильно подобран по мощности ДВС;
4. Газовые форсунки, желательно скоростные и высокоточные, которые подают правильную порцию газа в нужный момент. Это самый главный узел который повлияет в дальнейшем на динамику автомобиля;
5. Электронный блок управления газо-дизельного впрыска;
6. Датчик положения педали газа;
7. Датчик считывания оборотов коленчатого вала
8. Датчик давление газа и разряжения во впускном коллекторе.
9. Датчик температуры газового редуктора
10. Датчик детонации (в некоторых случаях)
11. Дизельные форсунки:
12. Топливный насос высокого давления для ДТ — ключевой узел системы. От правильной его настройки зависит работоспособность всего оборудования на дизеле;
13. Переключатель вида топлива. Он включает в себя кнопку, которая устанавливается в салоне вашего авто;
14. Магистраль высокого давления. Нужны для подачи сжиженного газа из баллона в редуктор-испаритель;
15. Мультиклапан. Он выполняет не только защитную функцию, но и обеспечивает попадание газа в баллон и в систему;
16. Газовые фильтры грубой и тонкой очистки.

Преимущества смешивания газа и дизельного топлива

Плюсы газодизельного двигателя

1. Благодаря двухступенчатого сгорания смеси, силовой агрегат работает более стабильно и мягко;
2. Выбросы в окружающую среду становятся меньше;
3. Применение двух видов топлива увеличивают запас хода;
4. Использование более дешевого вида топлива снижает стоимость пробега 1 километра.

Недостатки установки ГБО на дизельный агрегат

1. В багажнике вашего автомобиля будет присутствовать газовый баллон;
2. Регулировку и ремонт газобаллонной установки обязательно должен проводить высококвалифицированный специалист, так как работа очень тяжелая;
3. Для работы «газодизеля» требуется дополнительное оборудование, которое поможет контролировать подачу газа и солярки;
4. Цена на комплект оборудования и монтажные работы на порядок дороже, нежели на бензиновый двигатель.

Если вы решились на установку ГБО на ваш автомобиль, то вам нужно набраться терпения. Монтаж газобаллонного оборудования на дизель — процедура довольно долгая и дорогая. Окупаемость также происходит немного дольше, чем на бензиновых автомобилях. Но в итоге, вы получите хороший результат, который в скорее обрадует вас и ваш кошелек.

Обзор установки ГБО на дизель своими руками

Советуем посмотреть интересный видео обзор, где ребята своими руками установили газовое оборудование на дизельный двигатель, на примере автомобиля AVIA А31. И делятся информацией, какой в итоге коэффициент потребление дизеля и пропан-бутана (в данном примере именно пропановая установка). Показано как сделали монтаж газовых инжекторов, и куда врезали подачу газа. Спасибо автору за предоставленное видео.

Возможна ли установка газового оборудования на дизельном двигателе

Последнее обновление — 2 апреля 2020 в 13:40

Постоянный рост цен на дизельное топливо заставляет многих автовладельцев задумываться над вопросом о возможности установки ГБО на дизельный двигатель своих автомобилей. Чисто технически это сделать вполне реально, но решение этой задачи наталкивается на два серьёзных сомнения:

  1. Будет ли это целесообразно с точки зрения экономии
  2. Потребует ли это переоборудование внесения необратимых изменений в конструкцию мотора, насколько оно уменьшит его ресурс и снизит общие технические характеристики автомобиля

Получив ответы на эти вопросы, владельцы авто смогут определиться, стоит ли им переделывать двигатель своего автомобиля с дизеля на газ или лучше и выгоднее оставить всё как есть.

Варианты установки ГБО на дизель

Воспламенение топлива, в дизельном двигателе, происходит в камере сгорания за счёт впрыска его под давлением в сжатый воздух.

Поэтому в настоящее время используется два технических решения, позволяющие поставить обычное газовое оборудование на любой дизельный двигатель. Разница между ними принципиальная:

    Полная переделка мотора под систему электрического/искрового зажигания (доработка ЦПГ, ГРМ, ГБЦ, изменение степени сжатия из-за возможной детонации), где газ будет воспламеняться от бензиновых свечей. Технические изменения будут безвозвратными и полностью исключат возможность использования Д/Т. Это очень дорогое изменение, которое потребует не только привлечения высокооплачиваемых профессионалов, но и проведения сложных инженерных расчётов. На частном транспорте такое делается крайне редко.
    Наиболее удачные примеры – только заводского производства газовых моторов (КамАЗ, Скания, ЯМЗ, Ивеко), которые работают только на метане.

Также существуют заводские модели газодизелей на метане. Например VOLVO (Вольво) FH/FM и КамАЗ 5490 NEO с силовой установкой Mercedes-Benz. Но такие машины пока не получили широкого применения.

Принцип работы газодизельного двигателя

Переход на газовое топливо осуществляется при помощи переключателя из салона авто после прогрева мотора, либо автоматически. Управляется процесс подачи газа электронным блоком управления ГБО установки.

Газ на дизельный двигатель подаётся дозированно с помощью форсунок во впускной коллектор. Откуда смешиваясь с воздухом, на такте впуска, он поступает в цилиндры через впускные клапаны. Затем в сжатую поршнем газовоздушную смесь (такт сжатия) распыляется дизельное топливо, где из-за давления и температуры происходит взрыв. Д/т здесь выступает как запал, так как температура возгорания газа выше солярки и сам он не может воспламениться.

Виды топлива, которые может потреблять дизель на газу

Переделать мотор на систему двойного топлива можно только под конкретный вид газа. Либо это будет метан, либо – пропан-бутановая смесь.

Сделать дизель на метане дороже, но он будет работать с лучшим экономическим эффектом, чем вариант с пропаном. К тому же метан дешевле. При подаче пропана на дизель вклад в общий расход горючего не будет превышать 30-50%. А вот долю потребления метановой компоненты можно увеличить до 80%. Всё зависит от режима работы ДВС, где учитываются:

  • скорость автомобиля;
  • время года (лето, зима);
  • нагрузка на ТС;
  • рельеф местности (горы, равнина);
  • давление и температура газа;
  • с турбонаддувом дизель или нет.

Преимущества и недостатки перевода дизеля на газ

Главным достоинством установки ГБО для метана, или пропан-бутановой смеси на дизельный двигатель является снижение расходов на топливо от 10-50%. Кроме того:

  • происходит увеличение КПД, ресурса мотора. При этом мощность и крутящий момент остаются прежними, либо возрастают, в отдельных случаях, на 5-25%;
  • повышается срок службы штатной топливной системы в 1,5-2 раза (большой плюс для систем Common Rail);
    снижаются вредные выбросы выхлопа (дымность);
  • двигатель на газу работает мягче, снижается его шумность;
  • понижение нагара, отложений в цилиндрах, камерах сгорания, сажевых фильтрах;
  • сокращаются расходы на замену моторного масла;
  • увеличивается пробег ТС при двухтопливном режиме движения;
    не требуются переделки ДВС.

Из серьёзных недостатков:

  • высокая стоимость переоборудования;
  • увеличение времени и затрат на обслуживание, настройку, ремонт системы;
  • поиск мест крепления баллонов, сокращение полезного объёма из-за них;
  • повышение веса транспортного средства.

При ненадлежащем соблюдении технологии переоборудования, (например, неправильная установка или отсутствие датчика температуры на выпускном коллекторе) может ощутимо возрасти износ силовой установки. Так как в камере сгорания и выпускной системе при взрыве газовоздушной смеси и дизтоплива начинает образовываться высокая температура.

Дизельные транспортные средства, которые можно переоборудовать под газодизель

Любой двигатель на дизтопливе можно переделать под использование газа в качестве дополнительной составляющей. Не имеет значение, какой тип топливной системы применяется базово, механический топливный насос высокого давления (ТНВД), насос-форсунки или рампа/рейка «Коммон рейл». Также с бортовой сетью 12/24 V. С турбиной или атмосферный.

При этом расходы на модернизацию легкового автомобиля будут значительно меньше затрат на переделку мотора грузового автомобиля, из-за количества устанавливаемых баллонов, крепежа и мультиклапанов к ним или вентилей в случае с метаном. Также для двигателей с большим объёмом применяют 2 газовых редуктора.

Читайте также  Как проверить катушки зажигания на 406 двигателе?

Разной у них будет и окупаемость. Чем выше расход солярки, тем ощутимее экономия от использования газа. Для легковых машин с небольшим ежедневным пробегом окупаемость затрат на установку ГБО растягивается на долгие годы. В этом смысле больше выигрывает коммерческий автотранспорт, совершающий длительные регулярные рейсы. Период окупаемости таких машин 3-12 месяцев.

Также ответ на вопрос о том, выгодно ли переводить на альтернативный вид топлива или лучше и экономичнее оставить «чистый» дизель, зависит от характера эксплуатации автотранспорта.

Газовое оборудование на дизельный двигатель установленное на заводе

Заводская установка метанового оборудования – наиболее надёжный вариант, поскольку учитывает характеристики мотора. Но есть и ряд недостатков:

  1. ограниченный круг моделей, у которых такая опция предусмотрена;
  2. высокая цена заводской модификации.

Крупные автопроизводители создают подобную продукцию, полностью учитывая принципы работы современного дизельного двигателя на газу:

  • монтируется надёжная система электронного управления, как правило, применяются премиальные производители;
  • сеть датчиков (коленвала, синхронизации, детонации, температуры газового редуктора и выхлопа, давления газа, педали акселератора).

Заводской газодизель обеспечивает наиболее высокую экономию горючего при полном сохранении технических параметров ТС.

Отличие комплектаций ГБО для дизельного и бензинового моторов

В целом, основное отличие установки ГБО на дизельный мотор от бензинового мотора – применение специального блока электронного управления (ЭБУ для дизтоплива) и размещение температурных датчиков на выпускном коллекторе, для контроля и исключения перегрева деталей мотора.

Кроме того на ТС где используется ТНВД механического типа, устанавливается электромеханический актуатор, который ограничивает подачу дизельного топлива. В современных системах эта функция реализовывается эмуляцией сигналов электронной педали газа.

Установка ГБО на дизель в автосервисе

Не все компании, специализирующиеся на установке автомобильного газобаллонного оборудования, берутся за подобные заказы. Соглашаются лишь те, у кого имеются определённые знания, опыт в данном направлении и технические возможности на переоборудование. А если вопрос касается тяжёлой техники, грамотных специалистов ещё меньше.

О том как правильно выбрать установщика мы рассказали тут.

Но независимо нужно ли ставить ГБО на дизельные грузовики, легковой транспорт или сельхоз технику (тракторы и прочее), при должном подходе экономический эффект будет очевиден.

Можно ли дизель перевести на газ своими руками

Поставить самому все дополнительные устройства на дизельный силовой агрегат невозможно без наличия серьёзной инструментальной базы в личном подсобном хозяйстве, или гараже. Наиболее трудоёмкими операциями являются:

  • Подключение газового оборудования.
  • Адаптация/синхронизация штатной топливной системы.
  • Установка контрольно-измерительной аппаратуры и электроники.

К тому же потребуется специальное программное обеспечение для настройки и регулировки системы. Но при наличии большого желания, переоборудование возможно.

Важно не забывать об обязательной регистрации дополнительной топливной установки, что является не быстрой процедурой. Где также потребуются соответствующие документы от СТО.

Стоимость переоборудования для грузовых и легковых автомобилей

Средние цены на полный комплект оборудования с учётом стоимости топливных баллонов для легковых машин начинается от 50 тысяч рублей, а для грузовых и пассажирских ТС – ГБО может стоить от 100 до 500 тыс. руб.! (подбирается всё индивидуально). Монтаж оборудования в специализированной компании стоит от 15-30 тыс. руб. В конечную цену нужно также включить расходы на легализацию сделанных изменений.

Все о ГБО на дизель в 2021 году

Переходом с бензина на газ давно никого не удивишь. Это как минимум выгодно, поэтому на вторичном рынке машины с ГБО пользуются повышенным спросом. Даже покупая новый автомобиль, мы интересуемся возможностью монтажа газбаллона. При этом, как правило, выбираем с бензиновым агрегатом, не подозревая о возможности установки ГБО на дизельный двигатель.

Об автомобильном ГБО

Газобаллонное оборудование должно обеспечивать безопасное хранение, подачу, а также полную работоспособность ДВС на «голубом» топливе. Как мы знаем, для авто используется метан или пропан-бутан. Первый в сжатом, второй – в сжиженном состоянии.

После перевода машины на газ основной вид топлива используется как обычно. Заводская система питания при монтаже ГБО сильно не видоизменяется, в большей степени лишь дополняется специальными агрегатами под газ. В результате оборудование способно работать на обоих видах горючего с раздельной или даже одновременной подачей. Сжигание газотопливной смеси происходит по тем же физическим законам, как и при работе на основном топливе. Более детально о работе оборудования можно узнать, ознакомившись со статьей «ГБО на автомобиль».

Особенности дизеля

Почти все вышесказанное мало касается дизеля. Рабочий цикл дизельного агрегата отличается от бензинового способом образования смеси и воспламенения. Топливно-воздушная смесь здесь образуется непосредственно в цилиндрах. Сначала в цилиндры подается воздух, а затем впрыскивается солярка, которая воспламеняется под действием температуры или давления сжатия. Искра не нужна, и системы зажигания здесь нет по определению. По конструкции дизель может быть с раздельной камерой сгорания и непосредственным впрыском.

В первом варианте камера и цилиндр разделены. Во втором топливо подается в надпоршневое пространство (камера на поршне). Топливная аппаратура дизеля сложнее, чем бензинового мотора, поскольку требуется более точная подача по времени, объему и давлению. Для облегчения холодного пуска используются свечи накала, предварительно подогревающие воздух в камере сгорания. Насосов здесь может быть два – высокого и низкого давления. Именно эти особенности вызывают сомнения в возможности использования ГБО.

Возможна ли установка ГБО на дизель

Теперь о том, можно ли установить ГБО на дизельный двигатель. Конструктивно такой агрегат мало отличается от бензинового. Реализация идеи осложняется тем, что газ от сжатия не загорается. Поэтому здесь предусмотрено использование небольшого объема дизельного топлива. В цилиндры подается не чистый газ, а его смесь с соляркой в пропорции три к одному. Это позволяет не исключать из работы дизельные форсунки и сохранить в исправности топливную аппаратуру.

Другими словами, работает такая система, как ГБО пятого поколения, в котором в цилиндры подается жидкий газ. То есть реализация будет сложной, дорогостоящей, но вполне реальной. Газ обладает более высоким октановым числом, увеличивая стабильность работы дизеля. Вариант исключительно выгодный для грузовых машин и специальной техники.

Установка ГБО на дизель также снижает вредные выбросы и улучшает показатели экономичности легкового автомобиля.

Более того, на дизель можно поставить установку под метан. Его использование даст возможность снизить процентное содержание дорогостоящей солярки в общей смеси, что еще больше увеличит привлекательность такого решения.

ГБО на дизель с турбиной

Обоснованность применения турбин на дизелях доказано наукой и практикой. Собственно, на работу турбины никак не может повлиять состав топливной смеси. И в этом плане никаких особенностей по монтажу и использованию ГБО нет.

ГБО на дизеле – принцип работы

А теперь мы поясним, как работает ГБО для дизеля. Газ поступает из баллона к газовому клапану, очищается в его фильтре и проходит к редуктору, где испаряется (пропан) или расширяется (метан), далее поступает в смесительную камеру пред форсунками (на последних поколениях без испарения сразу к форсункам) и направляется в камеру сгорания.

Там он смешивается с соляркой и воздухом, после чего воспламеняется. Подачей топлива управляет ЭБУ, получающий сигналы со штатных и дополнительно установленных датчиков.

Пройдите социологический опрос!

Варианты оборудования для дизеля

Начнем с того, что имеется разница в оборудовании под метан и пропан. Дизельный двигатель на метане хорош для крупных ТС в связи со сложностями размещения баллонов. На легковушки чаще ставится пропан, кроме того, он жидкий, а это упрощает адаптацию. Известны два варианта такого переоснащения:

  • Полное.
  • Газодизель.

Полное переоборудование

Данный вариант обычно выбирается при установке оборудования под метан. В этом случае требуется серьезная переделка двигателя, после которой он сможет работать исключительно на газе. Температура воспламенения метана вдвое выше, чем требуется для солярки. Кроме того, его не нужно так сильно сжимать, иначе он вообще не загорится. Чтобы все работало, необходимо снизить степень сжатия и установить систему зажигания. И тут уже неважно, дизель на пропане или метане.

Читайте также  Можно ли заливать антифриз на горячий двигатель?

Первая задача решается выборкой металла и монтажом металлической прокладки под головку. Свечи зажигания занимают места дизельных форсунок, а во впускной коллектор врезаются газовые штуцера. После такой модернизации вернуть мотор в первоначальное состояние трудно, да и сама установка сложна. При этом дизель уже трудно называть своим именем, поскольку на солярке он работать не сможет.

Монтаж газодизеля

Именно по вышеперечисленным причинам большее распространение получил газодизель. Это оптимальный вариант для работы на пропан-бутане. Такой мотор будет функционировать на солярке или смеси газа с оной, но не сможет работать на чистом газе.

Процедура и порядок работ практически ничем не отличаются от монтажа стандартного ГБО. А работает это так. Газ поступает в цилиндр на такте впуска. Запальное топливо (солярка), необходимое для воспламенения, впрыскивается в конце такта сжатия, когда в цилиндре уже образовалась газо-воздушная смесь. Все это воспламеняется и так далее.

Что включает ГБО для дизеля

Мозгом ГБО для дизельных двигателей является управляющий компьютер или ЭБУ. На основе анализа информации от датчиков он формирует управляющие сигналы на подачу газа и солярки.

Остальной комплект ГБО может отличаться, но, кроме баллона, редуктора, мультиклапана, газового клапана и магистралей, включает:

  • газовые форсунки/дозатор;
  • механизм перемещений рейки ТНВД. Насос высокого давления потребует доработки;
  • датчики температуры, синхронизации, коленного вала, газа и другие. Используется часть штатных;
  • газовые фильтры низкого и высокого давления.

Где следует устанавливать

Как уже было отмечено, установка газового оборудования на дизельный двигатель отличается высокой сложностью. Следовательно, это работа для специалистов, разбирающиеся в тонкостях вопроса. Организация-установщик должна быть лицензирована, а в перечень работ включены настройка и тестирование газовой аппаратуры. Установщик оформит необходимые для регистрации документы и будет в дальнейшем выполнять периодическое обслуживание и освидетельствование.

Установить ГБО на дизельный двигатель можно и своими силами, однако гарантии качества работ и безопасности эксплуатации никто не даст. Если вникнуть в суть вопроса, процедура может показаться не столь сложной. Экономия будет существенной, но только в случае, если не допустить серьезных ошибок.

Может показаться, что установка газодизеля мало отличается от обычной. Но отметим, что некоторые работы в гаражных условиях качественно выполнить нереально. Речь идет о настройке, прежде всего. Без специального стенда этого не сделать.

Какие нужны документы

Согласно ТР ТС 018/2011, установка ГБО является переоборудованием. В соответствии со ст. 12.5, ч. 1 КоАП РФ, эксплуатация авто без регистрации изменений запрещена, поэтому придется пройти процедуру в ГИБДД. Потребуются заявление, паспорт, СОР, ПТС, сертификаты на оборудование и лицензии установщика, диагностическая карта и квитанция оплаты пошлины.

Полученный сертификат соответствия и паспорт на ГБО с отметками необходимо возить в авто. До посещения Госавтоинспекции желательно выяснить, как получить необходимые документы для ГБО на автомобиль.

Как регистрировать ГБО

Процесс начинается с получения разрешения на установку. В ГИБДД подается соответствующее заявление. Установщик оформит акт приемки и декларацию об объёме выполненных работ. После прохождения ТО следует снова обратиться в ГИБДД с пакетом документов и просьбой внести изменения. Авто предоставляется для осмотра.

Согласно Приказу МВД от 07.12 2000 г. N 1240 сотрудники оформят СКТС, новое СОР и внесут отметки в ПТС в день обращения. Больше полезной информации вы найдете в статье «Регистрация ГБО в ГИБДД».

Делаем выводы

ГБО на дизельный двигатель легкового автомобиля обеспечивает следующие преимущества:

  • неплохую экономию;
  • прирост ресурса и мощности (на 25-30%);
  • более тихую, устойчивую и плавную работу;
  • заметное снижение уровня вредных выбросов.

К минусам можно отнести высокие сложность и стоимость, проблемы с запуском при минусовых температурах, а также невозможность использования только газа в случае с газодизелем и, наоборот, ДТ при полном переоборудовании. Важно также упомянуть о сложности демонтажа, дефиците заправок и лицензированных станций обслуживания.

ГАЗ на дизель (дизельный двигатель). Принцип работы, плюсы и минусы: видео

Практикующий юрист с 10 летним стажем. Специализации: уголовное право, страховое право, административные правонарушения.

Что будет если. поставить ГБО на дизель

28 мая 2020 в 17:30

АвтоПортал

4631 просмотр

В условиях постоянно растущих цен на топливо, каждый хочет найти способ сэкономить. Тогда автомобилисты задумываются о газобаллонном оборудовании. Но что будет если… поставить ГБО на дизель?

Как известно, ГБО на бензиновые моторы устанавливают давно. С ними все более-менее понятно, но все больше тех, кого интересует возможность установки таких систем на дизельный автомобиль.

О славном прошлом

Главная сложность при установке ГБО на дизельные моторы связана со способом воспламенения смеси в камере сгорания. Свойство некоторых веществ, в том числе дизельного топлива — воспламенение под действием высокого давления, это и легло в конструкцию данных двигателей. Газ, как и бензин, в отличие от солярки от давления не воспламеняется. Так что же делать? Эта проблема была решена еще при СССР.

Пособие по автомобилям КАМАЗ, оборудованных ГБО

Инженеры предложили вариант работы двигателя на газу, с воспламенением его с помощью подачи небольшой (запальной) дозы солярки. Впервые такие системы начали устанавливать на КамАЗы, причем серийно.

Схема серийной установки ГБО и сопряжения с ТНВД на двигателе автомобиля КАМАЗ


Принцип действия:

В цилиндры подается порция газа в объеме 70-80% от необходимого, в момент, когда необходимо ее воспламенить, форсунка впрыскивает запальную дозу дизельного топлива 20-30% (недостающий объем). Так как октановое число газа высоко (100-110 единиц), то мотор работает стабильно и без детонации. Опыт эксплуатации таких систем показал, что «газодизельные» моторы в среднем выхаживают до капитального ремонта в 1,5-2 раза больше. Двигатель работает тише и мягче.

Экономия таких автомобилей составляла до 30-40% (с учетом дополнительных ТО). Тем не менее, после развала Советского Союза, разработки этого направления прекратились. Проект посчитали малорентабельным. Сказалось качество отечественного оборудования. Но, факт остается фактом, кроме автомобилей КАМАЗ оборудованных ГБО, все остальные существовали только в теории.

В поисках ГБО для дизельных легковушек

АвтоПортал выяснил, что в Украине и России есть всего несколько предприятий, готовых произвести установку ГБО на дизельные машины. Причем мы обратились во все компании с целью узнать стоимость установки такого оборудования на легковушки. В перечне автомобилей, на которые может быть произведена установка ГБО, самым маленьким оказался «Валдай» («Газель»). В остальном — грузовики.

Почти все «установщики» используют собственные разработки, базирующиеся на узлах и деталях систем 2-го поколения. Тем не менее, в Днепропетровске мы нашли компанию, которая разрабатывает системы на базе ГБО 4-го поколения. Вся конструкция ГБО базируется на деталях и узлах хорошо зарекомендовавших себя в бензиновых версиях. Сюда входят: редуктор, форсунки, баллоны, магистральные трубопроводы, датчики положения коленвала, положения распредвала и педали акселератора, различные температурные датчики.

Но есть ряд деталей, которые потребовали самостоятельной разработки и изготовления. В частности, вся проводка и разъемы производятся в Украине. Компьютер (блок управления газодизелем) и программное обеспечение — также собственной разработки. Стоимость такой системы с установкой — порядка 25 000 грн.

Выгодна ли такая переделка? Считаем на примере «Валдая», который расходует в городском цикле около 14 л/100км. После установки ГБО (пропан-бутан) топливо расходуется в примерном соотношении 2:3 (две части ДТ, три части газа).

Имеем:

Газодизель/
пропан-бутан
Дизель Газодизель
Расход ДТ, л/100км 14 5,60
Расход газа, л/100км 9,24
Стоимость ДТ, грн 134,40 53,76
Стоимость газа, грн 51,74
Экономия, грн./100 км 28,90

При экономии 28,90 грн на 100 км, нужно проехать 86505 км только для того, чтобы окупить ГБО. Только после этого вы начинаете экономить. Выгодно это или нет, зависит от эксплуатации конкретного транспортного средства. Скорее всего, смысл переводить дизель на ГБО есть при эксплуатации многотонажных грузовиков с объемными двигателями. В случае с малообъемными моторами, тем более на легковых автомобилях , такая установка нецелесообразна. Стоит упомянуть и о запасе хода. С ГБО он позволит преодолеть большее расстояние, а значит — с минимумом остановок.