Что такое вмт в двигателе?

Верхняя мертвая точка (ВМТ) для поршня № 1 – установка

Движение поршня от нижнего до верхнего положения называется ходом поршня. Верхняя мертвая точка — точка наивысшего положения, занимаемого поршнем при вращении коленчатого вала. Поскольку поршень за рабочий цикл дважды достигает своего наивысшего положения (один раз — в конце такта сжатия и еще раз — в конце такта выпуска), за ВМТ обычно принимают наивысшее положение поршня в конце такта сжатия.

  1. Как определить ВМТ
  2. Установка в ВМТ
  3. Заключение

Как определить ВМТ

Чтобы определить ВМТ первого цилиндра, нужно ротор распределителя направить в противоположную сторону от метки, расположенной на корпусе. Это значит, что поршень первого цилиндра будет находиться в верхней мертвой точке в такте выхлопа.

Чтобы найти ВМТ без меток, нужно установить поршень на одну и туже высоту при левом повороте колена, а потом при правом. Затем делают две отметины на маховике, соответствующие левому и правому положениям. Потом на маховике находят середину между этими метками. Это и будет ВМТ.

Установка в ВМТ

Установка поршня в ВМТ — основная процедура для многих операций, таких как регулировка зазора в механизме привода клапанов, замена цепи ГРМ и звездочек распредвала/коленвала.

Перед началом этой процедуры установите рычаг (селектор) КПП в нейтральное положение и затяните стояночный тормоз (или подклиньте задние колеса). Отключите систему зажигания, отсоединив разъемы первичной цепи от блока катушек зажигания/модуля зажигания (см. главу 5). Снимите также давление в топливной системе (см. главу 4А, параграф 12).

Чтобы установить любой поршень в ВМТ, коленвал следует проворачивать только по часовой стрелке (если смотреть со стороны цепи ГРМ). Это можно сделать одним из следующих способов:

а) Предпочтительный способ. Коленвал проворачивают головкой с воротком («трещоткой») за болт крапления шкива коленвала.

б) Можно попросить помощника короткими включениями стартера (ключ—в замке зажигания) провернуть стартер. Для точной установки коленвала все равно потребуется головка с воротком. Проследите за тем, чтобы помощник к этому моменту уже покинул салон автомобиля, вынув из замка ключ зажигания.

Выверните свечи и установите компрессометр в свечное отверстие первого цилиндра (см. рис. 3.5)

Рис. 3.5. Для определения ВМТ поршня цилиндра № 1 такта сжатия компрессометр установите в свечное отверстие цилиндра № 1

(прибор с резьбовым наконечником и гибким шлангом длиной сантиметров пятнадцать использовать предпочтительнее).

Проворачивайте коленвал по часовой стрелке до тех пор, пока стрелка манометра не начнет подниматься, указывая на такт сжатия

После того как такт сжатия начался, ппршень цилиндра № 1 надо установить в наивысшее положение, что и будет соответствовать его ВМТ.

Продолжайте проворачивать коленвал до тех пор, пока метка на демпфере коленвала не совпадет с цифрой «О» (ВМТ) на крышке привода ГРМ (см. рис. 3.8).

Рис. 3.8. Совместите метку на демпфере коленвала с отметкой «О» на шкале на крышке цепи привода ГРМ

В этой точке поршень цилиндра № 1 находится в ВМТ такта сжатия. Если же метки совпали, а компрессии нет, то это означает, что поршень находится в ВМТ такта выпуска. Сделайте еще один полный (360°) оборот коленвала.

Примечание. Если компрессометр недоступен, можно вставить какой-нибудь тупой предмет в свечное отверстие № 1 и затем, по мере проворачивания коленвала, определить начало такта сжатия по шипению выходящего воздуха. Оставшаяся часть процедуры идентична вышеописанной.

Заключение

После того как поршень № 1 будет установлен в ВМТ такта сжатия, остальные поршни можно поочередно установить в это же положение, проворачивая коленвал всякий раз еще на 180°, в соответствии с порядком зажигания (см. Спецификации). Например, провернув коленвал на 1 80° (от ВМТ поршня цилиндра № 1), ВМТ такта сжатия займет поршень цилиндра № 3.

Смотрите видео: ВМТ Верхняя мертвая точка и НМТ в двигателе внутреннего сгорания

Как определить вмт без меток

Клуб OpelRekord.ru

Как определить ВМТ без использования меток

  • Нравится
  • Не нравится

mih24061986 23 сен 2011

Когда то давно у меня самопроизвольно открутилась шестеренка коленвала(бывает и такое). Шпонка которая стопорит шестеренку на валу потерялась, заменили выточеной(то есть самопальной). Оказалось так делать не надо, вообщем под нагрузкой она деформировалась и раскатала желоб на валу, и получается что шестеренка на валу немного люфтит, то есть шестеренку можно руками немного туда-сюда покрутить. И получается что метка на шестеренке не соответствует ВМТ первого цилиндра, как точно определить ВМТ без меток, а то я похоже распредвал с коленвалом на один(или даже меньше) зубчик рассогласовал.

P.S. Сильно заметна разница на один зуб в плане динамики.

  • Нравится
  • Не нравится

дядя Вова 23 сен 2011

  • Нравится
  • Не нравится

mih24061986 23 сен 2011

Дык нет его. Может в цилиндр бензинчика залить и вращая коленвал по изменению уровня определить ВМТ?

  • Нравится
  • Не нравится

k_s 23 сен 2011

Дык нет его. Может в цилиндр бензинчика залить и вращая коленвал по изменению уровня определить ВМТ?

Дело в том, что когда поршень в ВМТ, то при этом поворот колена влево- вправо на несколько градусов на глаз не приводит к видимому перемещению поршня!
Потому, чтоб всетаки уловить эту точку и желателен часовой индикатор.

Однако в твоем случае, можно косвенно очень точно найти ВМТ.
Для этого нужно воспользоваться тем свойством кривошипо-шатунного механизма, что в ВМТ и НМТ поршень имеет минимальную скорость хода, а в промежутке-максимальную. Короче говоря синусоида. Так вот, задача замерять движение поршня на «быстром участке». Тогда погрешность будет минимальна.

Как?. Достаточно установить поршень на одну и туже высоту при левом повороте колена, а потом при правом. (Например на 3см ниже ВМТ)
При этом сделать две метки на маховике, сотв. левому и правому положениям. Потом тупо на наховике находим середину между этими метками.
Ты получил истинную метку ВМТ.

  • Нравится
  • Не нравится

дядя Вова 23 сен 2011

смастерить подобие индикатора стрелочного типа -как два пальца об асфальт.в пацанском возрасте наблюдал как отец из жести и болтика с гаечкой соорудил точный прибор для установки зажигания на мотоцикле(потому как приспособа шедшая в комплекте ключей для этой техники была безвозвратно утеряна мною ж)вырезается и градуируется сектор,делается стрелка-оськой служит болтик.одним концом стрелка опирается на бородок упирающийся в поршень-другим кажет деления на секторе.самое интересное,чем больше радиус сектора с делениями и меньше плечо для опоры бородка-тем точнее можно провести установку,чистая геометрия

так же поддерживаю метод александра-k_s(странный ник-без обид)его версия с разметкой маховика весьма точный и достаточно простой,нужен только доступ к маховику.и выбрать величину подьёма поршня,чтобы пара наносимых меток помещались в окне доступа и давали возможность выверки истинной.

очень много двигателей кстати имеют разметку на маховике для установки ВМТ и градуировку для установки момента зажигания или впрыска.

Как определить ВТМ в первом цилиндре?

ГАЗ Волга (3102) 1981 — 2008

Как определить ВТМ в первом цилиндре для различных марок двигателей?

  • Какие слабые места двигателя 402 Волга 3102? – 3 ответа
  • Какой двигатель можно поставить на Волгу? – 2 ответа
  • Нужно ли ставить АКПП с двигателем 2JZ? – 2 ответа
  • Волга ГАЗ-3102 глохнет через 10 мин после запуска – 1 ответ
  • Мелкий стук двигателя ГАЗ Волга – 1 ответ

Поршень первого цилиндра находится максимально вверху при этом его клапана закрыты — это для всех моторов 4 такта

Можно определить при каком такте находится находится поршень вверху, в конце такта сжатия или выпуска. ВМТ без прибора либо меток не определить, 5 градусов до ВМТ, 5 после — серьёзный разбег.

Читайте также  В чем разница двухтактного и четырехтактного двигателя?

Есть очень простой способ определения ВМТ первого цилиндра (как впрочем и любого цилиндра), для любой марки двигателя.

Чтобы легче было прокручивать коленвал двигателя — выкрутите свечи зажигания на всех цилиндрах. В свечное отверстие первого цилиндра вставьте затычку (можно скомкать клочок бумаги, типа газеты). Теперь вручную прокручивайте коленвал двигателя.

Если на шкиве нет храповика или к болту шкива очень трудно подобраться, тогда поддомкрачивайте одно из колёс ведущей оси и прокручивайте коленвал колесом при включенной передаче — это если коробка механическая.

Если же установлена АКПП, тогда только за болт шкива прокручивать, или можно попробовать за ремень навесных агрегатов (так как все свечи выкручены, то компрессия не должна мешать и прокручивать гораздо легче).

Как только поршень начнёт приближаться к ВМТ, бумажная пробка отстрельнет. Теперь можно отвёрткой нащупать верх поршня через свечное отверстие и потихоньку ещё поворачивать коленвал — не проморгайте когда отвёртка остановится и начнёт движение вниз. Самая верхняя точка, это была ВМТ, чуток назад и к ней можно вернуться.

Клуб OpelRekord.ru

Как определить ВМТ без использования меток

  • Нравится
  • Не нравится

mih24061986 23 сен 2011

Когда то давно у меня самопроизвольно открутилась шестеренка коленвала(бывает и такое). Шпонка которая стопорит шестеренку на валу потерялась, заменили выточеной(то есть самопальной). Оказалось так делать не надо, вообщем под нагрузкой она деформировалась и раскатала желоб на валу, и получается что шестеренка на валу немного люфтит, то есть шестеренку можно руками немного туда-сюда покрутить. И получается что метка на шестеренке не соответствует ВМТ первого цилиндра, как точно определить ВМТ без меток, а то я похоже распредвал с коленвалом на один(или даже меньше) зубчик рассогласовал.

P.S. Сильно заметна разница на один зуб в плане динамики.

  • Нравится
  • Не нравится

дядя Вова 23 сен 2011

  • Нравится
  • Не нравится

mih24061986 23 сен 2011

Дык нет его. Может в цилиндр бензинчика залить и вращая коленвал по изменению уровня определить ВМТ?

  • Нравится
  • Не нравится

k_s 23 сен 2011

Дык нет его. Может в цилиндр бензинчика залить и вращая коленвал по изменению уровня определить ВМТ?

Дело в том, что когда поршень в ВМТ, то при этом поворот колена влево- вправо на несколько градусов на глаз не приводит к видимому перемещению поршня!
Потому, чтоб всетаки уловить эту точку и желателен часовой индикатор.

Однако в твоем случае, можно косвенно очень точно найти ВМТ.
Для этого нужно воспользоваться тем свойством кривошипо-шатунного механизма, что в ВМТ и НМТ поршень имеет минимальную скорость хода, а в промежутке-максимальную. Короче говоря синусоида. Так вот, задача замерять движение поршня на «быстром участке». Тогда погрешность будет минимальна.

Как?. Достаточно установить поршень на одну и туже высоту при левом повороте колена, а потом при правом. (Например на 3см ниже ВМТ)
При этом сделать две метки на маховике, сотв. левому и правому положениям. Потом тупо на наховике находим середину между этими метками.
Ты получил истинную метку ВМТ.

  • Нравится
  • Не нравится

дядя Вова 23 сен 2011

смастерить подобие индикатора стрелочного типа -как два пальца об асфальт.в пацанском возрасте наблюдал как отец из жести и болтика с гаечкой соорудил точный прибор для установки зажигания на мотоцикле(потому как приспособа шедшая в комплекте ключей для этой техники была безвозвратно утеряна мною ж)вырезается и градуируется сектор,делается стрелка-оськой служит болтик.одним концом стрелка опирается на бородок упирающийся в поршень-другим кажет деления на секторе.самое интересное,чем больше радиус сектора с делениями и меньше плечо для опоры бородка-тем точнее можно провести установку,чистая геометрия

так же поддерживаю метод александра-k_s(странный ник-без обид)его версия с разметкой маховика весьма точный и достаточно простой,нужен только доступ к маховику.и выбрать величину подьёма поршня,чтобы пара наносимых меток помещались в окне доступа и давали возможность выверки истинной.

очень много двигателей кстати имеют разметку на маховике для установки ВМТ и градуировку для установки момента зажигания или впрыска.

Как определить вмт без меток

  • Регистрация
  • Вход
  • В начало форума
  • Правила форума
  • Старый дизайн
  • FAQ
  • Поиск
  • Пользователи

Выкручиваешь 1-ю свечу, суешь туда оловянный пруток, крутишь коленвал и ощущаешь ВМТ 1-го цилиндра.Энто и есть метка.

Задача: Имеется ВАЗ 21083: карб, бесконтактная СЗ.

На маховике НЕТ МЕТКИ.

Не то что не видно, а НЕТ.

Самый маститый механик города не нашел.

Предыдущий владелец машины подтвердил отсутствие метки. Маховик не меняли.

Вопрос: Каким образом поймать ВМТ в 1 цилиндре (ну чтобы метку поставить)? Не снимая головки, ессно.

метка на шкиве коленвала ведь есть

Задача: Имеется ВАЗ 21083: карб, бесконтактная СЗ.

На маховике НЕТ МЕТКИ.

Не то что не видно, а НЕТ.

Самый маститый механик города не нашел.

Предыдущий владелец машины подтвердил отсутствие метки. Маховик не меняли.

Вопрос: Каким образом поймать ВМТ в 1 цилиндре (ну чтобы метку поставить)? Не снимая головки, ессно.

метка на шкиве коленвала ведь есть

На маховике метка точнее. На енту метку стробоскопом светить надо будет.

что верно то верно
но это всеже точнее чем прутком в котел тыкать

нужно тогда применить оба способа

На маховике метка точнее

На маховике метка точнее. На енту метку стробоскопом светить надо будет.

что верно то верно
но это всеже точнее чем прутком в котел тыкать

нужно тогда применить оба способа

12.Принцип работы двигателя. Основные определения. Вмт, нмт, ход

поршня, объемы, степень сжатия, такт, цикл, порядок работы 4-х тактного двигателя.

Принцип работы.

Действие поршневого двигателя внутреннего сгорания основано на использовании работы расширения нагретых газов во время движения поршня от ВМТ к НМТ.

Нагревание газов в положении ВМТ достигается в результате сгорания в цилиндре топлива, перемешанного с воздухом. При этом повышается температура газов и их давление. Так как давление под поршнем равно атмосферному, а в цилиндре оно намного больше, то под действием разницы давлений поршень будет перемещаться вниз, при этом газы расширятся, совершая полезную работу. Работа, производимая расширяющимися газами, посредством кривошипно-шатунного механизма передается коленчатому валу, а от него на трансмиссию и колеса автомобиля.

Чтобы двигатель постоянно вырабатывал механическую энергию, цилиндр необходимо периодически заполнять новыми порциями воздуха через впускной клапан 15 и топлива через форсунку 16 или подавать через впускной клапан смесь воздуха с топливом. Продукты сгорания топлива после их расширения удаляются из цилиндра через выпускной клапан 17. Эти задачи выполняют механизм газораспределения, управляющий открытием и закрытием клапанов, и система подачи топлива.

Такт впуска — Впускается топливо-воздушная смесь

Такт сжатия — Смесь сжимается и поджигается

Такт расширения — Смесь сгорает и толкает поршень вниз

Такт выпуска — Продукты горения выпускаются

Принцип действия. Сгорание топлива происходит в камере сгорания, которая расположена внутри цилиндра двигателя, куда жидкое топливо вводится в смеси с воздухом или раздельно. Тепловая энергия, полученная при сгорании топлива, преобразуется в механическую работу. Продукты сгорания удаляются из цилиндра, а на их место всасывается новая порция топлива. Совокупность процессов, происходящих в цилиндре от впуска заряда (рабочей смеси или воздуха) до выпуска отработанных газов, составляет действительный или рабочий цикл двигателя.

Основные понятия и термины. Мертвые точки — это крайние положения, занимаемые поршнем при его движении. Наиболее отдаленное положение поршня от оси коленчатого вала называется верхней мертвой точкой (ВМТ), наиболее близкое положение — нижней мертвой точкой (НМТ).

Ход поршня — это расстояние между крайними положениями поршня, равное двойному радиусу кривошипа.

Читайте также  Как поднять крутящий момент двигателя?

Рабочий объем цилиндр — это объем, освобождаемый в цилиндре при перемещении поршня от ВМТ до НМТ.

Объем камеры сжатия — это объем пространства, образуемого над поршнем при положении его в ВМТ.

Полный объем цилиндра — это сумма рабочего объема и объема камеры сжатия.

Степень сжатия — это отношение полного объема цилиндра к объему камеры с

Первый такт, он же впускной, начинается с ВМТ (верхней мертвой точки). Двигаясь вниз, поршень, всасывает в цилиндр топливовоздушную смесь. Работа этого такта происходит при открытом клапане впуска. Кстати, существует много двигателей с несколькими впускными клапанами. Их количество, размер, время нахождения в открытом состоянии может существенно повлиять на мощность двигателя. Есть двигатели, в которых, в зависимости от нажатия на педаль газа, происходит принудительное увеличение времени нахождения впускных клапанов в открытом состоянии. Это сделано для увеличения количества всасываемого топлива, которое, после возгорания, увеличивает мощность двигателя. Автомобиль, в этом случае, может гораздо быстрее ускориться.

Второй такт— такт сжатия Следующий такт работы двигателя – такт сжатия. После того как поршень достиг нижней точки, он начинает подниматься вверх, тем самым, сжимая смесь, которая попала в цилиндр в такт впуска. Топливная смесь сжимается до объемов камеры сгорания. Что это за такая камера? Свободное пространство между верхней частью поршня и верхней частью цилиндра при нахождении поршня в верхней мертвой точке называется камерой сгорания. Клапаны, в этот такт работы двигателя закрыты полностью. Чем плотнее они закрыты, тем сжатие происходит качественнее. Большое значение имеет, в данном случае, состояние поршня, цилиндра, поршневых колец. Если имеются большие зазоры, то хорошего сжатия не получится, а соответственно, мощность такого двигателя будет гораздо ниже. Компрессию можно проверить специальным прибором. По величине компрессии можно сделать вывод о степени износа двигателя.

Третий такт— рабочий ход Третий такт – рабочий, начинается с ВМТ. Рабочим он называется неслучайно. Ведь именно в этом такте происходит действие, заставляющее автомобиль двигаться. В этом такте в работу вступает система зажигания. Почему эта система так называется? Да потому, что она отвечает за поджигание топливной смеси, сжатой в цилиндре, в камере сгорания. Работает это очень просто – свеча системы дает искру. Справедливости ради, стоит заметить, что искра выдается на свече зажигания за несколько градусов до достижения поршнем верхней точки. Эти градусы, в современном двигателе, регулируются автоматически «мозгами» автомобиля. После того как топливо загорится, происходит взрыв – оно резко увеличивается в объеме, заставляя поршень двигаться вниз. Клапаны в этом такте работы двигателя, как и в предыдущем, находятся в закрытом состоянии. Четвертый такт — такт выпуска

Четвертый тактработы двигателя, последний – выпускной. Достигнув нижней точки, после рабочего такта, в двигателе начинает открываться выпускной клапан. Таких клапанов, как и впускных, может быть несколько. Двигаясь вверх, поршень через этот клапан удаляет отработавшие газы из цилиндра – вентилирует его. От четкой работы клапанов зависит степень сжатия в цилиндрах, полное удаление отработанных газов и необходимое количество всасываемой топливно-воздушной смеси. После четвертого такта наступает черед первого. Процесс повторяется циклически. А за счет чего происходит вращение – работа двигателя внутреннего сгорания все 4 такта, что заставляет поршень подниматься и опускаться в тактах сжатия, выпуска и впуска? Дело в том, что не вся энергия, получаемая в рабочем такте, направляется на движение автомобиля. Часть энергии идет на раскручивание маховика. А он, под действием инерции, крутит коленчатый вал двигателя, перемещая поршень в период «нерабочих» тактов.

Определение верхней и нижней мёртвых точек.

Четырёхтактного двигателя»

I. Описание работы.

1.1. Цель работы:

— приобретение навыков по определению положения поршня в верхней (ВМТ) и в нижней мертвой точке (НМТ);

— измерению и регулировке тепловых зазоров в механизме привода клапанов;

— определению моментов начала открытия и конца закрытия клапанов;

— построению круговых диаграмм газораспределения четырёхтактного дизеля.

1.2 Обоснование работы

Фазы газораспределения – это процессы, происходящие в цилиндре работающего двигателя в течение одного цикла (два оборота у четырёхтактного двигателя и один – у двухтактного). Там последовательно происходит смена рабочих процессов — фаз газораспределения. Переход от одного процесса к другому происходит в строгой зависимости от положения органов газораспределения. Открытия или закрытия клапанов (у четырёхтактного двигателя), выраженные в градусах угла поворота коленчатого вала относительно ВМТ или НМТ. Моменты закрытия и открытия органов газораспределения принято изображать на круговых диаграммах (рис. 1.1).

Процессы газораспределения, происходящие в цилиндре у четырёхтактного двигателя, состоят из четырёх фаз:

1) всасывание и заполнение порцией свежего заряда увеличивающегося объёма цилиндра при ходе поршня вниз – от ВМТ к НМТ;

2) процесс сжатия свежего заряда при ходе поршня вверх и закрытых клапанах, от НМТ к ВМТ;

3) следующая фаза – рабочий ход (расширение) при ходе поршня вниз и закрытых клапанах, от ВМТ к НМТ;

4) процесс очистки от продуктов сгорания рабочего объёма цилиндров при ходе поршня от НМТ к ВМТ.

Тактом называется движение поршня от одной мёртвой точки к другой, его величина всегда составляет 180۫˚ угла поворота коленчатого вала.

Фазами газораспределения называются последовательно происходящие рабочие процессы у работающего двигателя в течение одного цикла. Величина каждой фазы газораспределения совпадает по направлению движения с тактом, но отличается от него углом поворота коленвала в большую или меньшую сторону. Величина каждой фазы зависит от характера изменения процесса в цилиндре, который определяется конструктивными особенностями двигателя и законами истечения газов. Так, для лабораторного двигателя 3NVD-24, фаза наполнения равна фазе выпуска и составляет 240 градусов п.к.в. Фаза сжатия равна по углу поворота фазе рабочего хода и составляет 140 º . Чтобы правильно выставить величины фаз газораспределения необходимо уметь определять углы начала открытия и конца закрытия клапанов относительно верхней и нижней мёртвых точек, предварительно установив тепловые зазоры клапанов.

Циклом называется совокупность взаимосвязанных периодов (фаз), образующих законченный круг развития термодинамических процессов, где начальные и конечные состояния совпадают.

Перечень приборов, инструмента и устройств.

Работа выполняется на четырехтактном двигателе внутреннего сгорания 3 NVD-24.

Для выполнения работы требуется:

— набор инструмента для технического обслуживания двигателя;

— шток с индикаторной головкой или шток с линейкой;

— набор щупов в диапазоне 0,1-1,5 мм;

— паспортные данные периодов открытия и закрытия клапанов 3NVD-24.

Основными документами, имеющими приоритетное значение и юридически признанными, являются паспорта, выдаваемые на каждый двигатель заводом-строителем.

Паспортные данные двигателя 3 NVD — 24: .

— диаметр цилиндра – Dцил. = 17,5 см. (175 мм.);

— ход поршня – S = 24 см. (240 мм.);

— мощность эффективная – Nе = 65 э.л.с. (48 кВт);

— мощность одного цил. — Nц = 21, 67 э.л.с. (16 кВт.);

— число оборотов – n = 630 об/мин.;

— степень сжатия — ε = 14,85 (отношение Va / Vс);

— степень повышения давления — λ = 1,67 (отношение Рz / Рс);

— давление сжатия — Рс = 36 кгс/см.;

— максимальное давление сгорания — Рz = 60 кгс/см 2 ;

— давление впрыска топлива — Рвпр = 280 кгс/см 2 ;

— давление масла — Рм (min) = 1,0 кгс/см 2 ;

— температура выхлопных газов — tвыхл. (max) = 380ºС;

— диаметр маховика — Dм = 830мм.;

— тепловой зазор клапана всасывания – — 0,40 мм.;

— тепловой зазор выпускного клапана- — 0.40 мм.;

— начало открытия клапана всасывания — 20° до ВМТ;

— закрытие клапана всасывания — 40° после НМТ;

Читайте также  Как снять форсунки на 405 двигателе?

— начало открытия выпускного клапана — 40° до НМТ;

— закрытие выпускного клапана — 20° после НМТ.

Порядок выполнения работы.

Работа выполняется в следующей последовательности:

— разметка на маховике двигателя положения поршня в верхней (ВМТ) и в нижней (НМТ) мертвой точке;

— регулировка тепловых зазоров в клапанном приводе;

— определение фаз газораспределения: — определение начала открытия и закрытия впускного и выпускного клапанов выраженное в градусах поворота коленвала.

Определение верхней и нижней мёртвых точек.

В случае если нет никаких отметок на маховике, или после капитального ремонта появляется необходимость в определении мёртвых точек для проведения в дальнейшем расчётов начала открытия и закрытия клапанов, начала подачи топлива.

Определение верхней или нижней мёртвой точек производится либо через форсуночное отверстие (в случае ее центрального расположения), либо при снятой крышке цилиндра с помощью штока с индикаторной головкой, а при их отсутствии — с помощью штока с линейкой. На корпусе двигателя (блоке цилиндров) против открытой части обода маховика устанавливается указатель «стрелка» (рис.1.2). На верхнюю плоскость крышки цилиндра (предварительно демонтировав форсунку) устанавливается штатив со штоком так, чтобы подвижный конец штока вошел в соприкосновение с головкой поршня, при его положении в районе ВМТ (рис.1.3). Вместо штатива со штоком можно использовать глубиномер.

Первый способ. Для дизелей малой мощности. Проворачивая коленвал валоповоротным устройством, по ходу вращения, определяют максимальный подъём поршня по показаниям стрелки индикатора. При дальнейшем вращении маховика показания прибора уменьшаются. Вращая маховик в обратную сторону, вновь достигают максимального показания приборов и в этом месте на маховике делают мелом отметку — ВМТ против стрелки-указателя на блоке цилиндров. Затем коленчатый вал проворачивают по ходу вращения в сторону НМТ до тех пор, пока прибор не покажет наименьшее значение и, также как в первом случае, на маховике, напротив стрелки указателя делают отметку, соответствующую положению поршня в НМТ.

Второй способ. Проворачивая маховик в сторону рабочего движения, останавливаем его, немного не доводя поршень до верхнего положения (до ВМТ), замечаем цифры на мерной линейке и делаем отметку мелом на маховике напротив стрелки-указателя (т. «а»). Затем маховик проворачиваем в обратную сторону, подводя указатель мерной линейки к ранее отмеченной цифре и вновь делаем отметку на маховике (т. «в»). Полученные отметки (а) и (в) соответствуют одинаковому положению поршня в цилиндре и поэтому симметричны относительно верхней мертвой точки (ВМТ). Измерив рулеткой дугу на маховике между отметками (а) и (в) и поделив её пополам получают точку на маховике, соответствующую положению поршня в ВМТ. Середина дуги отмечается на маховике с соответствующей пометкой «ВМТ». Аналогичным способом определяем и нижнюю мёртвую точку (НМТ).

Устройство и теория двигателей внутреннего сгорания

Автомобильные двигатели различают

  • по способу приготовления горючей смеси — с внешним смесеобразованием (карбюраторные, инжекторные и газовые) и с внутренним смесеобразованием (дизельные моторы);
  • по роду применяемого топлива — бензиновые (работающие на бензине), газовые (на горючем газе) и дизели (работающие на дизельном топливе);
  • по способу охлаждения — с жидкостным и воздушным охлаждением;
  • расположению цилиндров — рядные и V-образные;
  • по способу воспламенения горючей (рабочей) смеси — с принудительным зажиганием от электрической искры (карбюраторные и инжекторные моторы) или с самовоспламенением от сжатия (дизели).

Бензиновые

Двигатели, работающие на бензине, с принудительным зажиганием. Приготовление топливно-воздушной смеси, и её дозирование осуществляют карбюраторные и инжекторные системы питания. Смесь в цилиндре воспламеняется в конце такта сжатия, принудительно от электрической искры.

Дизельные

Моторы, работающие на дизельном топливе с воспламенением от сжатия. Смесь приготавливается непосредственно в цилиндре из воздуха и топлива, подаваемых в цилиндр раздельно. Воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндре происходит самопроизвольно от воздействия высокой температуры при сжатии. Исключением является система непосредственного впрыска бензина, где зажигание смеси осуществляется от электрической искры.

Газовые

Работают на пропано-бутановом газе, с принудительным зажиганием. Перед подачей в цилиндры, газ смешивается с воздухом. По принципу работы они практически не отличаются от бензиновых и не будем их рассматривать. Советую изучить статью — газобаллонное оборудование машины.

Основные механизмы двигателя внутреннего сгорания:

  • кривошипно-шатунный механизм;
  • газораспределительный механизм;
  • система питания (топливная);
  • система выпуска отработавших газов;
  • система зажигания;
  • система охлаждения;
  • система смазки.

Устройство двигателя внутреннего сгорания

Для начала, возьмем простейший одноцилиндровый двигатель и разберемся с его устройством и работой. Рассмотрим протекающие в нем процессы, и выясним откуда берется тот самый крутящий момент, который в конечном итоге приходит на ведущие колеса автомобиля.

Одна из основных деталей двигателя — цилиндр 6 , в котором находится поршень 7 , соединенный через шатун 9 с коленчатым валом 12 . При перемещении поршня в цилиндре вверх и вниз его прямолинейное движение преобразуется во вращательное движение коленчатого вала. На его конце закреплен маховик 10 , который необходим для равномерности вращения вала. Сверху цилиндр плотно закрыт головкой, в которой находятся впускной 5 и выпускной клапаны, закрывающие соответствующие каналы.

Клапаны открываются под действием кулачков распределительного вала 14 через передаточные детали 15 . Распределительный вал приводится во вращение шестернями 13 от коленчатого вала. Поршень, свободно перемещаясь в цилиндре, занимает два крайних положения.

Для нормальной работы двигателя в цилиндры должны подаваться горючая смесь в определенной пропорции (у бензиновых) или отмеренные порции топлива в строго определенный момент под высоким давлением (у дизелей). Для уменьшения затрат работы на преодоление трения, отвод теплоты, предотвращения задиров и быстрого износа трущиеся детали смазывают маслом. В целях создания нормального теплового режима в цилиндрах двигатель должен охлаждаться.

Понятия и термины

Верхняя мертвая точка (ВМТ) — крайнее верхнее положение поршня.

Нижняя мертвая точка (НМТ) — крайнее нижнее положение поршня.

Ход поршня — расстояние, пройденное от одной мертвой точки до другой. За один ход поршня коленчатый вал повернется на полоборота.

Камера сгорания (сжатия) — пространство между головкой цилиндра и поршнем, расположенным в ВМТ.

Рабочий объем цилиндра — пространство, освобождаемое поршнем при перемещении его из ВМТ в НМТ.

Рабочий объем двигателя — сумма рабочих объемов всех цилиндров. При малых объемах (до 1 л.) его выражают в кубических сантиметрах, а при больших — в литрах.

Полный объем цилиндра — сумма объема камеры сгорания и рабочего объема.

Степень сжатия — число, показывающее, во сколько раз полный объем цилиндра больше объема камеры сгорания. В бензиновых двигателях степень сжатия бывает от 8 до 12, а в дизелях — от 14 до 18. Степень сжатия не стоит путать с компрессией, т.к. это два разных понятия.

Такт — процесс (часть цикла), который происходит в цилиндре за один ход поршня. Двигатель, у которого рабочий цикл происходит за четыре хода поршня, называют четырехтактным.

Как работает ДВС

При работе поршневого двигателя внутреннего сгорания поршень совместно с верхней головкой шатуна движется в цилиндре поступательно (вверх–вниз), при этом коленчатый вал совместно с нижней головкой шатуна совершает вращательные движения. У подавляющего большинства двигателей, если смотреть на двигатель со стороны шкива, вращение коленчатого вала осуществляется по часовой стрелке.

За один оборот коленчатого вала (360°) поршень в цилиндре совершает два хода (один ход вверх и один вниз).

При постоянной скорости вращения коленчатого вала, поршень в цилиндре движется с ускорением – замедлением. Наименьшие скорости движения поршня будут наблюдаться при его «крайних» положениях в цилиндре — в верхней (ВМТ) и нижней части (НМТ). В верхней и нижней части цилиндра поршень «вынужден» сделать остановку, чтобы поменять направление движения.