Через какой пробег менять масло в двигателе?

Как часто нужно менять масло в двигателе

В первой части статьи мы постарались рассказать о том, почему столь важны качества моторного масла, что с ним происходит в недрах двигателя и какие факторы влияют на его старение. Осталось рассказать о том, как эти факторы связаны с интервалами замены масел и как часто придется менять масла в процессе реальной эксплуатации.

Город и трасса

Надо сказать, что замена масла «по пробегу» почти всегда будет неоптимальной. Одинаковый пробег по трассе и в городском режиме — это более чем четырехкратная разница в моточасах и огромная разница по части деградации масла. Например, при стандартном интервале замены в 15 тысяч километров в пробках масло проработает все 700 часов, а на трассе — даже меньше 200.

Для качества работы масла эта более чем трехкратная разница — колоссальная, ведь даже при работе на малой нагрузке термическое воздействие на масло очень велико. В современных моторах ситуация усугубляется высокой температурой термостатирования, плохой вентиляцией картера и отсутствием его охлаждения на стоящей в пробках машине, что вызывает резкое снижение его ресурса.

На трассе нагрузка тоже может быть очень разной. На скорости до 100-130 километров в час у большинства машин нагрузка на мотор ниже средней, температуры невелики, а вентиляция картера работает хорошо. У мощных моторов нагрузка и вовсе оказывается минимальной, а значит, и очень слаба нагрузка на масло.

При скоростях побольше, по мере возрастания нагрузки на двигатель, растет и нагрузка на масло. На малолитражных моторах с «короткой» трансмиссией мотору и маслу уже может приходиться совсем несладко. На более мощных моторах нагрузка будет увеличиваться плавнее.

Вместе с увеличением нагрузки на мотор ухудшаются и условия работы масла: возрастает температура поршней, начинает увеличиваться поток разрушающих картерных газов. Таким образом, оптимальным режимом работы и для масла, и для мотора являются средняя скорость в половину от максимальной и малое время работы на холостом ходу после прогрева.

При подсчете моточасов оказывается, что типичный интервал замены масла в 15 тысяч километров в моточасах составляет от 200 до 700, в зависимости от режима движения. Судя по работе счетчиков регламентного пробега на BMW и интервалов замены масла на технике, у которой срок замены указан именно в моточасах, при типичной эксплуатации его можно удерживать в пределах от 200 до 400 часов для разных режимов эксплуатации, за исключением постоянной работы в режиме максимальной мощности.

Случаи явного превышения при использовании стандартных полусинтетических масел и синтетики на гидрокрекинговой основе чреваты «осложнениями» для двигателя в виде закоксовывания и уменьшения подвижности поршневых колец.

Как ни странно, но 400 моточасов на типичных городских скоростях в 20-25 км/ч — это как раз те самые 8-10 тысяч километров пробега на одной порции масла. А 400 моточасов на скорости в 80 км/ч — это уже кажущиеся нереальными 32 тысячи километров, хотя вряд ли стоит стремиться к такому показателю.

Что ж, немногие из нас могут похвастаться, что эксплуатируют автомобили в загородном цикле с постоянной скоростью. Так что же делать, если пробеги в основном городские, а двигатель к тому же форсированный? Например какой-нибудь 1.2 TSI? Очевидно, что масло нужно менять чаще.

Впрочем, не только от режима езды зависит интервал замены. Еще немаловажное значение имеет, какое именно масло залито в мотор.

Виды моторных масел

Выбор масел в магазинах очень широк, если не сказать огромен. Некоторые из них недалеко ушли от советских минеральных масел, некоторые выглядят в сравнении с ними как космический корабль рядом с телегой.

Прежде всего, нужно усвоить один важный тезис: любое масло состоит из основы и пакета присадок. Основа бывает минеральной, полусинтетической и полностью синтетической, во множестве вариаций.

Полусинтетика

Примеры: Esso Ultron 2000.

mistergun › Блог › Замена масла. Как часто надо менять масло в двигателе.

Своевременная замена моторного масла – важнейшая составляющая долгой и бес проблемной эксплуатации авто. Однако многие легкомысленно пренебрегают этим, говоря словами персонажа известного советского мультфильма: «И так сойдет!», и ездят до тех пор, пока масло не превратится в деготь. Но это большая ошибка, ведь такая практика – прямая дорога к поломке и капитальному ремонту двигателя, что сопровождается большими материальными затратами.

Зачем вообще необходимо масло?

Дело в том, что масло призвано уменьшить износ комплектующих двигателя. Ведь работа многих его деталей основана на трении, которое и нивелирует масло. Именно поэтому не рекомендуется допускать долгого простоя машины. Причина – стекание масла в картер и работа мотора в первые минуты практически «всухую».

Кроме этого, масло выступает и в роли охладителя, наряду с радиатором и антифризом, отводя тепло от трущихся деталей. Также оно сберегает части мотора от коррозии. Это очень важно, потому как поршня, распредвалы, клапана и другие детали работают в очень тяжелых условиях – это и высокие температуры с большими перепадами, и трение, и влияние продуктов сгорания топлива и так далее.

Старение масла

Это происходит с течением времени. Такая ситуация характерна абсолютно для всех ДВС. По мере увеличения пробега происходит постепенное окисление масла, выгорание присадок и скопление загрязнений. Все это приводит к тому, что оно становится просто не в состоянии действенно выполнять все функции.

В конце концов, приходит срок замены масла, когда старое сливается с мотора, со всеми загрязнениями, а в двигатель заливается новое. Однако не стоит забывать и об обязательной замене масляного фильтра, ведь если оставить старый, то в чистую смазку попадет загрязнение.

Последствия езды на отработанном масле

Такая практика приводит к плачевным результатам, которая характеризуется следующими неприятными последствиями:

— Перегрев мотора – дело в том, что выработанное масло гораздо хуже отводит тепло;

— Трение – с течением времени масло разжижается, что приводит к увеличению трения между деталями и значительной нагрузке на все узлы силового агрегата. В лучшем случае это приведет к росту расхода топлива и быстрому сокращению ресурса мотора, а в худшем он просто может «застучать», что является признаком необходимости немедленного капитального ремонта;

— Снижение антикоррозийных характеристик;

— Засорение масляных каналов – это происходит по причине накопления внутри двигателя продуктов сгорания топлива, которые со временем просто забивают масляные каналы.

Периодичность замены

Менять масло вовремя крайне важно, но каков же должен быть интервал замены, чтобы не пропустить важный момент и не переплачивать за слишком частые операции?

Чтобы узнать интервал замены, требуется заглянуть в инструкцию по эксплуатации автомобиля и выяснить это. Как правило, периодичность учитывает и условия эксплуатации автомобиля, по этой причине в разных странах, в отношении одной и той же модели, рекомендации разнятся. В России и странах СНГ этот интервал заметно меньше, чем в Европе, из-за чего обращать внимание на возможные допуски, установленные изготовителем, просто нецелесообразно. Нужно менять масло в установленные сроки, а то и раньше. Это подтвердит любой работник СТО. И дело не в его стремлении заработать, а в том, что условия эксплуатации авто крайне неблагоприятны.

Чаще всего масло требуется менять каждые 10 000 км, хотя некоторые модели могут работать без замены до 20 000 км. Но все же лучше перестраховаться и менять его именно каждые 10 000 км – это значительно продлит срок службы.

Вынужденная «просроченная» замена

Многие в этом случае сразу паникуют, но все не так страшно. Если масло заменили на 1 или 2 тыс. позже, чем нужно, то ничего страшного не произойдет. А вот если оно не меняется уже на протяжении 4, а то и 5 тысяч км – это крайне нежелательно.

В целях как можно более длительной и бесперебойной работы мотора, рекомендуется менять масло и фильтр вовремя. Если это делается чаще положенного, то пойдет только на пользу всем комплектующим двигателя. Когда допускается перепробег в 1 000 или 2 000 км, ничего страшного не происходит, а вот доводить эти показатели до 4 000-5 000 тыс. км. нежелательно.

Если машина покупается с рук, необходимо тот час же заменить масло.

В итоге можно сказать, что при несвоевременной замене масла хозяина поджидает либо демонтаж силового агрегата и его тщательная промывка (это в лучшем случае), либо капитальный ремонт, а то и вообще замена (в худшем случае).

Читайте также  Почему стреляет в карбюратор 402 двигатель?

Все владельцы автомобилей хоть раз в жизни задавались вопросом «как часто нужно менять масло?», а те кто не разобрались в этом, задаются этим вопросом снова и снова на каждой новой машине, в особенности если типы двигателя и трансмиссии на этих машинах принципиально отличаются.

Чтобы не мучить несчастных продавцов автомобильных масел и не слушать их, зачастую, неправдоподобные рассуждения на эту тему, давайте пойдем логическим путем и расставим все точки над «i».

Для начала, определимся, в каких агрегатах на автомобиле меняется масло.

В первую очередь – двигатель, затем – коробка передач, эти узлы есть в любом автомобиле. А уже в зависимости от типа привода, как опции в автомобиле могут быть один или два моста и раздаточная коробка.

Следующим шагом будет разделение применяемых масел на моторные, которые соответственно применяются в двигателе, и на трансмиссионные – которые льют в коробки, мосты, раздатки и т.д.

А вот теперь поговорим конкретней для каждого типа масел.
Как часто надо менять масло в двигателе.

Если взять сервисную книжку любой иномарки и открыть главу «Периодичность ТО», мы увидим перечень работ для каждого технического обслуживания с интервалом 15000км, при этом, на каждом ТО стоит галочка напротив позиции «Замена моторного масла».

Но, сделаем поправку на то, что качество нашего топлива в несколько раз хуже европейского или японского. «Ну и что? Причем здесь топливо?» — Резонно спросите вы.

А при том, что при сгорании от него остается больше нагара на стенках цилиндра, который смывается маслом, от чего масло быстрее приходит в негодность, и менять его приходится не реже чем раз в 10000км.

Это правило применимо ко всем маслам, при эксплуатации в странах бывшего СНГ, за исключением масел, на которых указаны допуски «длительных интервалов обслуживания» для конкретной марки. Например, если на масле есть пометка «BMWLonglife-01» (он же «BMW LL-01»), то это масло можно эксплуатировать до 20000км пробега, это проверено непосредственно концерном BMW.

Так же не забывайте про средства по уходу за автомобилем, в данном случает – это промывка двигателя при переходе на другое масло.

Как часто менять масло в МКПП, раздаточных коробках и мостах.

Поскольку трансмиссионное масло не взаимодействует с нашим «отличным» топливом, то на него вышеизложенное не распространяется, и можно ориентироваться по сервисной книжке.

В среднем, разные автомобильные заводы рекомендуют менять масло в узлах механической трансмиссии при пробеге 50-70 тысяч км. Но если вы будете ориентироваться по нижней границе (50000км), вашему автомобилю от этого будет только лучше.
Как часто менять масло в АКПП.

Некоторые считают, что АКПП – это отличное решение вопроса «какую машину купить начинающему водителю», но на самом деле лучше сразу научиться ездить на механике. Но это было небольшое лирическое отступление от темы, а теперь продолжим!

С автоматической трансмиссией дела обстоят немного по-иному. Хотя заводские рекомендации по пробегу такие же, полностью поменять масло за один раз возможно только с использованием специального оборудования. А поскольку на большинстве сервисов масло в АКПП меняют «самотеком», практически половина масла остается в гидротрансформаторе.

В такой ситуации применяется, так называемая «частичная замена масла». То есть сливается все, что сольется, доливается новое до нужного уровня. При этом масло обновляется на 40-50%. Но тогда периодичность замены сокращается до 30 тысяч км.

Какие могут быть возможные последствия для двигателя?
Проворот шатунных вкладышей

Наиболее распространенной причиной проворота шатунных вкладышей, является несвоевременная замена масла. Отработанное моторное масло плохо влияет на систему смазки и рабочие механизмы. В результате происходит засорение масляного канала. Чем больше отработанного моторного масла скопилось, тем большим нагрузкам подвергаются шатунные вкладыши, а, следовательно, и излишнему нагреву, что приводит к провороту шатунных вкладышей.

Износ деталей турбокомпрессора

Эксплуатация автомобиля с отработанным моторным маслом может привести к повреждению ротора. В роторе, при использовании отработанного масла, происходит износ вала турбокомпрессора и подшипников, что приводит к образованию на них глубоких царапин. Кроме того, использование загрязненного моторного масла приводит к образованию борозд и ведет к разрушению подшипников, что влечет за собой повреждение вала и корпуса турбокомпрессора. В дополнение, загрязненное моторное масло вызывает засорение каналов смазки турбокомпрессора, что приводит к ее заклиниванию.

Износ деталей двигателя

Наиболее распространенной причиной износа деталей двигателя, является плохое качество смазки, когда моторное масло имеет низкую вязкость. Это приводит к разрыву так называемой масляной пленки между цилиндром и поршнем, так как отработанное моторное масло не может справиться с нейтрализацией сажи и кислотных соединений, образующихся при сгорании. Также износ деталей происходит из-за отсутствия смазки двигателя или ухудшения его качества, что приводит к резкому повышению температуры отдельных деталей двигателя, и длится это до тех пор, пока взаимодействующие части не расплавятся.

Кроме того, несвоевременная замена масла может привести к изгибу или даже разрушению клапана. Результатом повреждения клапана может быть утечка газа в камере сгорания.

Самым большим испытанием для масла является городская езда на короткие расстояния, которая не позволяет маслу в двигателе нагреться до оптимальной температуры. В итоге в масло беспрепятственно попадает большое количество топлива, что приводит к истощению присадок масла. А присутствие в масле воды вызывает изменение характеристик моторного масла.

Таким образом, гражданам, которые часто ездят по городу или на короткие расстояния, следует обращать особое внимание на состояние масла, так как именно при такой эксплуатации автомобиля, масло подвергается наибольшему износу.

Всегда менял моторное масло раз в 10 000 км, пока моторист не объяснил, почему это неправильно

Замена моторного масла — процедура важная, и большинство автовладельцев относятся к ней более, чем серьёзно. А как иначе, если от этого зависит самое главное — долговечность и работоспособность двигателя.

Оказывается, нужно не только выполнять рекомендации производителей, но учитывать ещё много других факторов.

При должном обслуживании двигатель прослужит дольше, без поломок и проблем, сбережёт и деньги, и нервы. Главные моменты в процессе замены масла:

  1. Марку масла нужно подбирать внимательно, чтобы не нарваться на подделки
  2. Параметры масла должны соответствовать требованиями автомобиля
  3. Сроки эксплуатации масла не должны превышаться, так как моторное масло и заложенные в него присадки со временем теряют свои свойства

Вот на 3 пункте я и хочу остановиться подробнее.

Как часто нужно менять масло в двигателе

Есть такой распространённый ориентир — 10 тысяч км пробега. Как намотал такую цифру, значит пора покупать свежее масло и менять. Я обычно так и поступал, да и большинство моих знакомых сказали, что делают так же. Вроде всё нормально.

Но что интересно, производители стали рекомендовать более широкие интервалы: то 15 тысяч, а то и 20 тысяч пробега. Это что, масло настолько улучшилось, что его можно спокойно использовать в два раза дольше? Или моторы новых моделей стали такими неприхотливыми, что работают даже на старом, заезженном масле?

Через какой пробег менять масло в двигателе

Меня взяли сомнения на это счёт и, как только выдался случай, спросил специалиста.

Прежде всего, он посоветовал читать руководство по эксплуатации автомобиля внимательнее. Там же, где говорится про километраж пробега, рекомендованный для замены масла, есть и комментарий. Производитель прямым текстом уточняет, что указанный для ориентира пробег требуется сокращать, если автомобиль эксплуатируется в сложных условиях.

Какие условия эксплуатации считаются сложными

  1. Значительные перепады температур воздуха
  2. Минусовые температуры, морозы
  3. Много пыли в воздухе

Всё это касается, в основном, климата и состояния дорог, что соответствует российским реалиям. Но есть ещё и такой важный параметр: средняя скорость движения. Чем она ниже, тем быстрее вырабатывается моторное масло, и тем чаще требуется его замена.

Так что мой метод ориентироваться на пробег моторист разбомбил и научил, как вычислить требуемый интервал замены масла в двигателе.

Через сколько км нужно менять масло в двигателе

Чтобы определить самый подходящий момент для замены, правильнее будет ориентироваться на моточасы. Для начала я выяснил, что масло, которое покупаю и заливаю, — а это не самая дешёвая гидрокрекинговая синтетика, — рассчитано на 300 часов эксплуатации.

Также, я учёл, что езжу, в основном, по городским улицам, но очень много времени провожу в пробках. Ради эксперимента я вывел среднюю скорость между двумя заменами масла. Сам удивился, но получилось 26 км/час.

Интервал замены масла в двигателе

Сколько же я реально прошёл при такой скорости за 300 моточасов? По школьной формуле умножаем 26 на 300 и получаем всего лишь 7800 км. Это значит, что остальные 2200 км я заставлял двигатель пахать на уже отработанном масле. Бережное отношение? Не, не слышали.

Читайте также  В чем измеряются обороты двигателя?

Опять же, зимой надо прогреть немного машину, а это не просто сел, поехал и километраж начал увеличиваться. Пока снег почистить, пока стекла начнут оттаивать — ведь все это время (там 5 минут, тут 10 минут) двигатель же работает, масло работает, а спидометр нет.

Вот так я понял, какая замена масла будет оптимальной конкретно для моего автомобиля. Для удобства я буду так же ориентироваться на пробег, но только не на 10 тысяч, а на 7500 км.

Конечно, каждый волен поступать, как ему хочется, но я прислушался к совету знающего человека, и считаю, что всё сделал правильно. Тем более что он не просто сказал: «Делай так», а доходчиво объяснил, почему.

10000 тысяч это нормально

Сколько читаю про замену масла, столько и не согласен. Мне кажется на моем опыте все рекомендации от производителей масел. И вот почему.
Двигатель 1,7 опель зафира, пробег 420 тысяч, меняю масло через 25 тыс. Месяц назад менял прокладку ГБЦ, хотя настолько «чистый», что моторист был очень сильно удивлен. Никому и ничего не собираюсь доказывать. Масло лил по инструкции, работал в режиме такси.

долб@ный ты прид#рок!

Еще один сказочник да еще и таксист чистым ДВС с пробегом более 400тыс не будет.Народ хватит п…..ть

Это справедливо для автотранспорта, используемого в личных целях! Вся коммерческая техника покупается, в том числе и с учётом частоты обслуживания — чем оно реже, тем лучше! Например двигатели современных грузовиков допускают замену масла раз в 120 тысяч! Да и на лёгком коммерческом транспорте, таком как Форд Транзит, интервал замены масла раз в 25 тысяч км! Это достигается увеличением объема заливаемого масла, применение фильтров тонкой очистки и центрифуг и т.п. При этом коммерческий автомобиль должен выбегать до капремонта не менее 500000 км, а тяжелые грузовики доезжают и до 1.5 миллиона км! Современные легковые автомобили, у которых поршня без юбок, цилиндры алюминиевые, распредвалы пустотелые, клапана без седел и д.т, совершенно не рассчитаны на долгую эксплуатацию! Так какой смысл сокращать пробег между ТО? До 100 тысяч гарантия, а потом, если машина проедет ещё 150 тысяч, ей можно ставить памятник! Поэтому — проходите ТО по регламенту производителя, и не надо чрезмерно поддерживать производителей автомасел!

На бензине в условиях мегаполиса через 10000, дизель 7000. В вашей Гадюкино менять вообще не следует. Так проедет … 😉

Многими госиспытаниями НАМИ, ГОСНИТИ показано, есть оптимальный срок службы масел. Свежие масла агрессивны, а потому часто их заменять — вредновато. Кроме того, нефти исчерпаемы. Следует и придерживаться критерия, предложенного еще в 60-х гг. в НИИАТе д.т.н. Кузнецовым Е.С.: оптимальным является такое решение по сервису машины, которое соответствует миниму суммарных издержек и затрат. А фирма Лубризол еще в 1997 г. писала: на маслах с нашими присадками рекомендуется пробег грузовиков до смены масла 42 тыс. миль, а для легковых — до 150 000 миль.
Но конкретику нужно уточнять, хотя бы по КАПЕЛЬНОЙ ПРОБЕ МАСЛА, предложенной фирмой Шелл еще в 1947 г. Такая проверка введена в инструкции дизелей тяжелого транспорта: БелАЗов, гл. дизелей судов, тепловозов… А в США такая проверка широка. На квадрат фильтровальной бумаги капнуть каплю (лучше донного) горячего масла, выждать 10-15 мин и по компонентам масляного пятна можно определить запас работоспособ-ности масла, его загрязненность, обводненность, перегрев…
Для этих целей наши дилетанты, а также Итальянские и немецкие продава-ли у нас тестовые наборы, но в них фантастическая надумка, не соответст-вующая реалиям, т.к. эти знатоки не видели, как масляное пяятно меняется от свежего до бракованного масла. Ведь это можно увидеть не за компью-тером, а в длительных и тяжелых условиях эксплуатации большой техники.
,

Очередной открыватель Америки.

Да меняй хоть каждый выезд, природа все стерпит. Моточасы это реальный показатель, но его очень тяжело контролировать. Прощу менять масло по расходу топлива. Паспорт посмотрел, расход город 8,0 на сотню.
Возьми и посчитай сколько нужно литров топлива на межсервисный интервал. Сжег требуемое количество топлива- езжай на замену.
К примеру У мерседес Атего, большегруз, в паспорте по эксплуатации межсервисный интервал по замене масла 70- 120т.км. в зависимости от тяжести условий, но там и емкость 18 литров масла. А послушаешь дизелистов, они каждые 6 т.км бегут менять.
П.Сы.: был у меня ниссан 2003 г.в. менял раз в 15-16 т.км., пересек 330т.км без проблем, потом продал,. по возрасту.

У меня сосед на Джете года 1988 проехал проехал 650 тыс. км и менял масло по книжке технической эксплуатации и в остальном менял только расходники и на нашей солярке(только он её отстаивал пару дней, прежде чем в бак заливать) и её ещё и продал — в деревню удачно.
И был очень доволен надежностью машины, на которой ездил больше 20 лет. Сейчас машин с такой надежностью почти нет. Выгодно делать машины, которые через 5-7 лет уйдут в металлолом…

что такая за джетта с дизельным двигателем? Не встречал таких. ❓

Через сколько менять масло в двигателе?

Защиту движущимся компонентам силового агрегата и обеспечивает моторное масло, а также гарантирует бесперебойную работу авто. Благодаря набору присадок очищает поверхность деталей от нагара и отложений. Частота замены смазочного состава зависит от ряда аспектов, и потому автолюбители не сразу понимают, когда следует обратиться на станцию обслуживания для данной процедуры.

В техническом регламенте авто нередко оглашается цифра в десять-пятнадцать тысяч километров, но такой период не всегда оказывается верным.

  1. Что влияет на частоту замены масла
  2. Режим эксплуатации
  3. Тип двигателя
  4. Тип масла
  5. Как оценить состояние масла
  6. Видео по теме

Что влияет на частоту замены масла

Насколько часто меняется масло в двигателе, подскажут:

  • рекомендации автопроизводителя;
  • пробег — общий и между заменами;
  • условия, в которых эксплуатируется авто;
  • техническое состояние транспортного средства;
  • тип смазочного материала;
  • количество моточасов;
  • объем силового агрегата и мощность.

Существует простой метод определения периодичности для тех, кто не желает тратить время на тонкости расчетов. Если машина используется в условиях города, то рекомендуется заменять смазочный состав через 8-12 тысяч км. Если авто гоняет по трассе, где нет пробок, то смазку допустимо заменить через 15 тысяч километров. Точнее позволяет выяснить только лабораторный анализ.

От типа горючего, которое применяется для авто, от объема двигателя, марки смазочного состава и состояния сроки могут меняться. Повлияют на это и условия, в которых каждый день находится автомобиль, и режимы работы. Большое значение придается и качеству расходных материалов.

Именно поэтому указания производителя, через какой километраж смазку пора менять, не всегда оказываются достаточно точными, и автолюбителям приходится выяснять точный период самостоятельно.

Как же влияют эти аспекты на то, через сколько заменить масло?

Режим эксплуатации

На то, через какое количество километров менять масло в двигателе, влияют особенности эксплуатации. Чаще всего встречаются два типа эксплуатации – по городской или по трассе.

В первом случае на городских улицах величина пробега окажется небольшой, но при этом нагрузка на силовой агрегат будет внушительной – пробки и светофоры, постоянная необходимость держать мотор заведенным, значительно быстрее заставляют вырабатывать ресурс расходников.

В городских условиях рассчитать, через сколько потребуется замена масла, помогают моточасы, которые обычно применяются в сельском хозяйстве или для грузовой техники. Почему такой вариант подходит больше: по городу 10 тысяч км авто пройдет через 400-500 моточасов, а по трассе всего через 100 моточасов.

Моторное масло в городе вырабатывается столь же быстро, как если автомобиль эксплуатируется в условиях бездорожья. Необходимо тщательно следить, чтобы смазки в системе было достаточно, особенно если речь идет о лете, когда погода жаркая, а дорожное полотно раскалено.

Во втором случае пробег увеличивается быстрее. Но благодаря тому, что движение по трассе непрерывное, нет необходимости останавливаться и снова трогаться, и двигатель хорошо охлаждается, нагрузка на него в таком режиме меньше, а значит, и масло дольше сохранит свои свойства.

Тип двигателя

Большеобъемные силовые агрегаты прекрасно приспособлены к смене нагрузки, потому в них не так часто нужно менять масло. Малолитражки в этом отношении более чувствительны, детали здесь рассчитаны на скромный диапазон скоростей, потому в критических режимах двигатели испытывают чрезмерные нагрузки. Это приводит к возрастанию температуры двигателя, следовательно, увеличивается и температура смазочного состава. В таком случае менять масло придется через гораздо меньшее количество моточасов.

Читайте также  Как измерить мощность двигателя автомобиля?

В дизельных моторах смазочный состав подвергается более мощному воздействию извне, потому сменить масло понадобится через меньший срок, чем если движок бензиновый. И для легковушек, и для фургонов, и для грузовых авто этот период сокращается в полтора и даже два раза.

Обычно в российских условиях рекомендуют менять масло в дизеле через каждые семь-десять тысяч пробега.

Тип масла

Существуют различные типы масел:

  • полусинтетика;
  • минеральные;
  • синтетика.

В последнее время масла на минеральной основе в современных моторах почти не применяются, так как их эффективно заменяют полусинтетические, в которые добавлены пакеты присадок. Однако подобные смазочные составы не подходят для длительного применения, потому что подвержены быстрому старению, которое изменяет параметры вязкости, моющие и защитные характеристики. Если авто эксплуатируется на трассе, то нужно менять масло в двигателе через 10-12 тысяч км, а в городе интервал сокращается, и отправляться на СТО придется через 6-7 тыс. км.

Синтетические масла на базе гидрокрекинга ведут себя лучше и более стабильны, потому их рекомендуется менять через 10-15 тысяч километров.

Дорогостоящие синтетические смазки ПАО применяются в форсированных двигателях спорткаров, такие составы эффективны, но тоже стареют, потому превышать на них пробег в 15 тысяч км не рекомендуется, но и через 6-7 тысяч км производить замену не придется.

Как оценить состояние масла

Чтобы оценить смазочный материал в двигателе автомобиля, необходимо сначала запустить силовой агрегат, а затем дать немного остыть. После этого проделывается следующее:

  • вытаскивается масляный щуп и изучается состояние масла – насколько оно прозрачное и какого оттенка, насколько текуче и как пахнет;
  • если у смазки нет подозрительного запаха, уделяется внимание тому, как она стекает с поверхности щупа – если капает, как вода, значит, вязкость недостаточная. Масло должно формироваться в крупную каплю, и только после этого капать со щупа;
  • внешний вид подскажет, насколько свеж смазочный состав. Сквозь каплю должна просматриваться поверхность. Если же смазка полностью черная, то какой бы ни был километраж, менять уже пора. Светлую, желтовато-коричневую допустимо использовать дальше.

Оценив состояние визуально, можно проверить его на бумаге. Получившееся после высыхание пятно должно быть ровным, без примесей и мелких частиц. Заметили что-то подобное? Смазочный материал загрязнился и требует замены.

Видео по теме

Моторное масло — как часто надо его менять? Советы экспертов

Вечмобиль будет работать, не требуя смены масла.

Клиффорд Саймак. Кольцо вокруг Солнца

Зачем его менять?

Вообще говоря, моторное масло — продукт терпеливый. И если создать ему райские условия — чистенький новенький мотор, средние обороты, невысокие нагрузки (читай: работа без перегрева), то оно протянет дольше, чем говорят умные книжки. Но рай — это там, где нас нет. В реальной жизни масло начинает стареть буквально с момента своего переселения из запечатанной канистры в лабиринты двигателя. Начинается его окисление, ускоряющееся постоянными нагревами и охлаждениями, уходят моющие присадки, накапливается грязь. Ничего неожиданного во всем этом нет: масло обязано не только смазывать и охлаждать, но еще и мыть мотор, а также удалять из него различные нечистоты. Но совершенно очевидно, что темпы старения моторного масла сильнейшим образом зависят от условий его работы.

До недавнего времени было принято особо оговаривать «тяжелые условия работы», при которых моторное масло надлежало менять чаще, нежели при «обычной» езде. Подразумевались в первую очередь горные дороги и дороги без покрытия, езда с тяжелым прицепом и т. п. А затем список пополнился самой грозной современной страшилкой — ездой в пробках.

Чем вредна такая езда для масла? Да практически всем! В картере оно начинает интенсивно портиться от контакта с несгоревшим топливом и прорвавшимися туда картерными газами. При этом температура масла будет расти из-за отсутствия обдува: окисление ускорится. Из-за неизбежного роста низкотемпературных отложений повышенное загрязнение масла обеспечено. А поскольку при невысокой частоте вращения ухудшаются условия смазки в цилиндропоршневой группе (мала линейная скорость перемещения — нет масляного клина — растет износ), то все продукты износа в той или иной концентрации обязательно окажутся в масле. Железо, алюминий, хром, мало ли что еще…

Из вышесказанного должно быть понятно как минимум одно: на эту тему будут написаны еще десятки кандидатских. Потому что внятного ответа на вопрос, когда же именно в двигателе нужно менять масло, не существует. А волшебная подсказывающая лампочка имеется далеко не на всех автомобилях. Да и чем она руководствуется — дело темное.

Но мы постараемся обойтись и без кандидатских, и без лампочки.

Календарь? Одометр? Моточасы? Топливо?

До тех пор, пока машина гарантийная, все «масляные» вопросы лучше адресовать сервисменам. А вот дальше всё зависит от условий эксплуатации машины. Условно можно разбить все автомобили на три большие группы.

Машина дачника. Годовой пробег — от силы пара тысяч километров, в основном с дачи и на дачу. В общем, почти всегда стоит и лишь иногда ездит.

Машина выходного дня. Ездит в основном с вечера пятницы до воскресного вечера. Как правило, езда загородная, годовой пробег — десяток-два тысяч километров.

Машина городского служащего. Ездит каждый день, постоянно толкаясь в пробках. Годовой пробег невелик — с десяток тысяч километров.

Понятно, что наше деление на группы условное, однако принцип понятен. Понятны и рекомендации насчет замены масла. Скажем, упомянутому дачнику (а такие водители постоянно звонят в редакцию именно с этим вопросом!) мы рекомендуем руководствоваться только календарем. Прошел год — меняйте масло, даже если показания одометра почти не изменились.

С машиной выходного дня также всё ясно. Режим езды такого автомобиля в сего­дняшних условиях близок к идеальному: высокая средняя скорость (скажем, 50 км/ч) вполне позволяет руководствоваться, как и в прошлом веке, показаниями счетчика пробега. Скажем, отъездил 15 000 км — меняй масло.

А вот что делать жителю мегаполиса? Средняя скорость — от силы 20 км/ч, дневной пробег — километров тридцать, но при этом человек каждый день проводит в машине по несколько часов. Понятно, что по автобану за то же время можно было бы проехать в несколько раз больше. И если смотреть только на одометр, то мысленно нужно, как говорится, делить всё на два — никакое моторное масло упомянутые 15 000 км точно не выдержит.

Впрочем, есть еще один способ. Поскольку городской автомобиль работает много, но пробегает при этом мало, есть смысл измерять его пробег не в километрах, а в моточасах. Так во все времена поступали, к примеру, владельцы лодочных моторов. Технически задача решается на раз: достаточно установить в машине счетчик моточасов. В продаже их довольно много — как электронных, так и электромеханических. Подключаете счетчик к любой цепи, активируемой с пуском двигателя, и, собственно, всё! Память энергонезависимая, отключения не боится. Подобным прибором мы недавно оборудовали редакционный Ларгус.

Теперь — немножко арифметики. Предположим, инструкция к автомобилю предписывает заменять масло не реже чем каждые 15 000 км. При средней скорости 50 км/ч это соответствует 300 часам. Если принять эту величину за ориентир, то и при меньшей средней скорости можно менять масло через те же 300 моточасов, хотя пробег при этом будет меньше.

Но такой способ годится только для педантов, у которых хватает терпения собирать топливные чеки, а затем суммировать сожженные литры.

Кроме того, подобным способом сложно сравнивать, например, трехцилиндровый Matiz и полноразмерный американский внедорожник с «восьмеркой» под капотом. Поэтому при выборе такого алгоритма нужно отталкиваться от некоего среднего для машины расхода с учетом ее класса, чтобы вести собственную «бухгалтерию».

И последнее. В отдельных случаях толчком к немедленной замене масла может послужить его реальное состояние. Скажем, если на моторном щупе висит устрашающая капля, похожая на гудрон, или, напротив, масло по консистенции стало напоминать воду, то раздумывать некогда. Понятно, что для мониторинга придется время от времени лазить под капот, но… Но мы считаем, что это не самая плохая привычка.

Фото: depositphotos.com и «За рулем»

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!