Почему страховая компания отказывает в страховании автомобиля?

Почему страховая отказывается страховать машину

Каждая фирма, работающая в сфере автострахования, обязана предоставлять свои услуги всем владельцам транспортных средств. Но иногда автолюбители сталкиваются с отказом в оформлении полисов ОСАГО. Выясним, почему страховые компании отказываются страховать машину, и как с этим бороться.

  1. Почему страховая компания отказывает в страховании автомобиля
  2. Как подать жалобу на страховую компанию
  3. Какие документы нужно приложить
  4. Что делать, если нет времени на оспаривание отказа
  5. Штрафы за отказ в оформлении ОСАГО
  6. Когда отказ будет законным
  7. Заключение

Почему страховая компания отказывает в страховании автомобиля

Многие владельцы авто сталкивались с ситуацией, когда страховщик под разными предлогами отказывался заключать с ним договор ОСАГО. Все причины для отказа можно условно разделить на две группы – законные и неправомерные. Если водителю отказывается в оформлении полиса под явно надуманным поводом, он вправе обращаться на данную организацию с жалобой в надзорные органы.

Наиболее частыми поводами для отказа являются:

  • Ссылка не технические проблемы – отсутствие связи с базой РСА, сбои в компьютерной программе и т.д. Настоящая причина здесь обычно заключается в попытках фирмы оптимизировать расходы на выплату страховых компенсаций.
  • Навязывание дополнительных платных услуг. Это считается прямым нарушением ФЗ №2300-1 «О защите потребительских прав», но некоторые фирмы сознательно идут на это.
  • Недостаточное количество полисов. Такое случается, если филиал получает ограниченное число полисов из-за низких объёмов оборота.
  • Отзыв у страховщика государственной лицензии. Без этого компания не вправе заключать сделки с клиентами.
  • Предоставление клиентом неполного комплекта документации, либо поданные бумаги содержат некие ошибки и неточности.

Если собственник авто считает, что ему отказали в заключении договора незаконно, он может подать претензию на данную страховую фирму.

Как подать жалобу на страховую компанию

Ст. №426 ГКРФ указывает, что каждый гражданин вправе самостоятельно выбирать, где ему приобрести полис ОСАГО. После подачи полного комплекта необходимых бумаг, сотрудники страхового агентства обязаны заключить с автовладельцем договор страхования. Оформление полиса происходит в день обращения, в исключительных ситуациях компании отводится на это трое суток.

При незаконном отказе в обслуживании, имеется два варианта действий:

  1. Обратиться в другую страховую организацию.
  2. Добиваться заключения договора с данным страховщиком.

Если это не привело к положительному результату, клиенту нужно обратиться в контролирующие ведомства. Это:

  • РСА.
  • Территориальное отделение Центробанка.
  • Прокуратура.
  • Судебные органы.
  • Антимонопольная служба.

Жалоба составляет в вольной форме, но с обязательным указанием данных заявителя, компании-нарушителя и описанием обстоятельств возникшей проблемы.

Образец заявления можно скачать по ссылке.

Какие документы нужно приложить

Вместе с составленной претензией, заявителю понадобится приложить определённые документы.

  1. Копию паспорта заявителя для подтверждения его личности.
  2. Заверенный второй экземпляр претензии, поданной компании-страховщику.
  3. Доказательная база, подтверждающая факт нарушения страховщиком законодательных норм. Это бумага с официальным отказом, фото и аудио-видеозаписи, показания свидетелей.

После получения заявления от потребителя, надзорные инстанции назначают проверку по изложенным в нём фактам. Если выясниться, что отказ ОСАГО был незаконен, контролирующими органами выписывается представление с требованием исправить допущенные нарушения.

Что делать, если нет времени на оспаривание отказа

Рассмотрение поданного заявления может растянуться на длительное время. Так, в судебных инстанциях на это может уйти до нескольких месяцев, в зависимости от загруженности судьи. Поэтому, во избежание длительных тяжб, можно просто обратиться за страховкой в другую организацию, либо оформить ЕОСАГО через интернет. Когда страховщик, в качестве условия заключения договора, выдвигает требование приобрести дополнительный продукт, клиент может пойти на небольшую хитрость. Он соглашается на это условие, но в срок 5 дней отказывается от дополнительных услуг и забирает уплаченные за них деньги. Это допускает ФЗ №2300-1.

Штрафы за отказ в оформлении ОСАГО

Когда страховщик неправомерно отказывается заключать страховой договор, он нарушает нормативы КоАП. Это влечёт наложение на него крупных денежных штрафов. Для должностного лица (сотрудника фирмы) эта сумма составляет от 20 до 50 тысяч рублей, а для организации – от 100 до 300 тысяч.

Когда отказ будет законным

В некоторых ситуациях возможность отказа в оформлении ОСАГО предусматривается законом. На полных основаниях отказать в предоставлении страховки компания в таких случаях:

  • Отсутствие связи с системой АИС, что не позволяет провести расчёты цены полиса.
  • Отказ собственника авто предоставить машину для оценки её техсостояния.
  • Неполный комплект поданных страхователем бумаг.
  • Страхователь, не являющийся собственником ТС, не имеет нотариальной доверенности от владельца машины.

Во всех прочих случаях отказ в страховании ТС расценивается как незаконный.

Заключение

Причин, почему не страхуют машину, бывает множество. Если автовладелец считает, что этим нарушены его потребительские права, он может обращаться за содействием к надзорным органам.

Могут ли страховые отказать в страховке старой машины

Владельцам подержанных авто застраховать свое транспортное средство достаточно сложно. Это объясняется тем, что многие компании, предоставляющие ОСАГО, не страхуют машины старше 10 лет. При этом водитель лишается права вождения, так как по закону можно садиться за руль только в том случае, если полис есть. Поэтому необходимо ознакомиться с возможными причинами и выяснить, что делать, если страховая компания отказывает в страховании ОСАГО.

Общие сведения

Оформление полиса автогражданской ответственности – актуальный вопрос для каждого водителя. В отличие от КАСКО и других форм страхования, ОСАГО является обязательным, вне зависимости от возраста и характеристик автомобиля. Его оформляют как физические, так и юридические лица, использующие машину в коммерческих целях.

Представленный полис предназначен для покрытия расходов в том случае, если страхователь признан виновником в ДТП. В этой ситуации компания, предоставляющая ОСАГО, обязана выплатить пострадавшей стороне компенсацию ущерба. Предприятие осуществляет выплату средств за ремонт машины при повреждениях и нанесении травм пассажирам. Потери страхователя при этом не возмещают.

Почему отказывают в страховании

Многие собственники подержанных машин интересуются, почему не страхуют старые автомобили по ОСАГО и что в этом случае нужно делать. На самом деле отказ в оформлении автогражданки является неправомерным действием со стороны компании. В соответствии с законом, страховщик должен заключить договор и предоставить полис вне зависимости от возраста автомобиля. Несоблюдение этой обязанности считается грубым нарушением.

Каждое предприятие по-разному разъясняет причину отклонения заявки водителей. Далеко не всем известно, имеет ли право страховая компания отказать в страховке ОСАГО, и таким автомобилистам крайне сложно отстаивать собственные интересы.

В число распространенных оснований входят следующие:

  • Выявленные при техническом осмотре поломки.
  • Случаи ДТП с участием страхователя.
  • Многократный ремонт ТС.

На самом деле в страховании ОСАГО авто старше 10 лет отказывают из-за того что такая сделка убыточна для компании. Транспортное средство с большей вероятностью станет причиной происшествия, из-за чего у предприятия возникнет необходимость возмещения ущерба. Очевидно, что страховщикам не выгодно выплачивать деньги пострадавшим, поэтому водителям ненадежных старых автомобилей отказывают.

Специфика получения полиса для машины старше 10 лет

Рассмотрев вопрос, почему страховые компании не страхуют ОСАГО подержанным автомобилям, следует выяснить порядок действий, который необходим,для получения автогражданки. В целом, такая процедура не отличается от покупки полиса для новых ТС. Водитель должен обратиться в СК, где предоставляются услуги по оформлению ОСАГО.

Читайте также  Как проверить шаровую опору на автомобиле?

Среди известных компаний нужно выделить следующие:

  • РЕСО.
  • Росгосстрах.
  • Согласие.
  • АльфаСтрахование.
  • Ингосстрах.

Важно знать! Собственник ТС должен обратиться в офис компании, где необходимо написать заявление по предоставленному образцу. При желании, аналогичную процедуру можно осуществить через интернет. Следует указать свои паспортные данные, технические характеристики ТС.

Понадобится пройти экспертизу, чтобы исключить возможность повреждений и других ограничений к управлению машиной. Полученное после диагностики заключение включают в комплект документов, предоставляемых сотрудникам СК.

Сколько будет стоить полис

Чтобы выяснить точную цену ОСАГО, водителю нужно заполнить бланк-заявление, в котором указывают основные показатели, влияющие на формирование стоимости. В дальнейшем сотрудник компании применяет коэффициенты, посредством которых рассчитывается необходимая сумма.

На окончательную цену влияют:

  • Тарифы компании.
  • Водительский стаж.
  • Результаты технического осмотра.
  • Возраст ТС.
  • Регион, где зарегистрирован ТС.

Некоторыми СК также учитываются категория водителя и характер эксплуатации ТС. Страхование коммерческих автомобилей, в том числе такси и грузовиков, осуществляющих регулярные перевозки, стоит дороже, чем обычных машин. Снизить цену можно получив скидку, приняв участие в акциях компании или являясь постоянным клиентом.

Действия при получении отказа

Если отказываются страховать ОСАГО, что делать – это главный вопрос для каждого водителя, столкнувшегося со схожей проблемой. Несмотря на то, что автогражданка относится к числу обязательных документов, СК могут предоставить различные основания, чтобы отклонить заявку. Любое из оснований компании являются незаконными. Поэтому собственник ТС может отстаивать свои интересы до тех пор, пока не получит свой полис.

Досудебное решение проблемы

Если водитель не знает, что делать, если отказывают в страховании ОСАГО, для начала следует подать жалобу. Во многих случаях компания соглашается предоставить полис, однако дополняет его услугами, не выгодными для собственника. Если водитель собирается жаловаться на СК, он должен иметь при себе документ, подтверждающий отклонение его заявки на покупку полиса.

Обращение в суд

Водители, которые не знают, что делать и не могут застраховать автомобиль по ОСАГО, должны рассмотреть еще один способ решения проблемной ситуации. Такой вариант используется в том случае, если компания не реагирует на жалобы, грубо нарушая при этом действующие законы. Владелец машины может подать в суд, ссылаясь на документальный отказ. При этом следует иметь при себе копию заявления на оформление ОСАГО.

В подавляющем числе случаев выносится решение в пользу водителя. Поэтому компания обязуется предоставить полис даже если автомобиль старше 10 лет.

Законы, регулирующие страхование ОСАГО

Главный нормативно-правовой акт, который обязывает оформлять автогражданку – ФЗ №40. Это основной документ, при помощи которого можно привлечь к ответственности компанию, которая отказывает владельцам старых автомобилей. В соответствии с представленным законом, каждый водитель должен иметь полис ОСАГО.

Помимо этого, в защиту собственников ТС старше 10 лет становится Гражданский Кодекс. В 426 статье ГК идет речь о том, что страховщики обязаны заключать договор с каждым водителем, который обратился за полисом. Таким образом, отказ в оформлении автогражданки недопустим.

Тоже самое указывается в правилах обязательного автострахования. Компания должна предоставить полис. В противном случае отказ расценивается как административное правонарушение, за которое предприятие обязано выплатить штраф. СК обязана оформить страховку, если клиент предоставил полный пакет документов, а ТС соответствует техническим нормам.

Может ли страховая компания отказать в страховании ОСАГО – вопрос, который особенно актуален для владельцев устарелых ТС. По закону, организация не имеет права отклонить заявку водителя, вне зависимости от возраста автомобиля. Поэтому собственникам машины необходимо знать порядок действия для получения полиса.

10 приемов, которые используют страховые компании, чтобы отказать вам в полисе ОСАГО

Банки.ру проанализировал отзывы в «Народном рейтинге» и выявил десять основных приемов, с помощью которых страховая компания избегает заключения договора ОСАГО. Большая часть из них законны, но встречаются и совершенно абсурдные поводы для отказов.

Пинг-понг. клиентом

По данным Российского союза страховщиков (РСА), в январе — июле 2017 года объем начисленных премий по ОСАГО составил 130,242 млрд рублей, сократившись на 3% к аналогичному периоду прошлого года, а сумма выплат за тот же период увеличилась на 27% — до 112,545 млрд рублей. Число урегулированных случаев выросло за год на 62 тыс. на фоне снижения числа аварий, по данным ГИБДД.

«По информации, которую мы получаем по линии ГИБДД, мы видим хороший тренд, что количество аварий снижается. Однако страховщики отмечают рост урегулированных случаев, что противоречит здравому смыслу. Причиной мы считаем активность мошенников на этом рынке, которые предоставляют фальсифицированные документы по ДТП, которых на самом деле не было. Особенно такая практика распространена при урегулировании случаев в рамках европротокола», — отмечает президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Все это говорит о том, что ситуация в «автогражданке» продолжает усугубляться и близка к критической. Катастрофичность ситуации в ОСАГО признают уже не только сами страховщики, но и регулятор, которого, впрочем, волнует еще и доступность услуги в различных регионах страны.

С введением обязательности e-ОСАГО с доступностью стало получше (всего продано более 3,9 млн электронных полисов). Однако клиенты страховых или те, кто хотят ими стать, в один голос жалуются на то, что компании используют любые возможности, чтобы уменьшить свою долю на этом рынке. Причем уже не только за счет нежелательных клиентов. Бывшему лидеру рынка — в конце августа перешедшей под контроль Центробанка компании «Росгосстрах» удалось за год, с июня 2016 по июнь 2017 года, снизить свою долю на рынке ОСАГО с 31% до 12%.

Итак, что делают страховые компании, чтобы вам не достался полис ОСАГО.

1. Имитация или организация технических сбоев

Иногда доходит до смешного, когда круг замыкается и система перенаправляет человека на тот же сайт, куда он изначально обращался. Это, конечно, явный сбой системы. Интересно, что и сотрудники офлайн-офисов компаний — по отзывам несостоявшихся клиентов, очень часто ссылаются на неработающую программу. Справедливости ради нужно отметить, что при одновременном обращении к базе РСА сотен и тысяч клиентов система действительно дает сбои: она изначально не была рассчитана на такую нагрузку.

Также множество жалоб страхователей на не проходящие платежи, не приходящие на почту полисы, невнесение оплаченного договора в базу РСА — можно отнести к техническим сбоям.

2. Нечитаемая капча

3. «Хитрый» СМС-пароль

4. Длительная проверка автомобиля

5. «Накручивание» ценника в офисе компании

6. Закончились бланки

Теоретически компания может досрочно исчерпать заявленную квоту на продажу полисов e-ОСАГО и не заметить этого. Проверить, так ли оно на самом деле в вашем случае, к сожалению, невозможно.

7. Ограниченное время работы представителя / запись на месяц вперед

Оказалось, что два рабочих часа в день — это еще гуманный вариант. Иногда менеджеры страховой компании могут и вовсе оказаться «неуловимыми Джо» из старой шутки — с тем отличием, что их все-таки много кто пытается поймать. Страховательница из Хабаровска жалуется, что офис «работает по желанию сотрудников» и часто закрыт «по техническим причинам» — ей ни разу не удалось застать там живых людей. Дозвониться в офис также практически невозможно. Клиентка заказала обратный звонок, но ей никто не перезвонил.

Читайте также  Где запрещена учебная езда на автомобиле?

8. «Где заключали договор, туда и идите»

Вариацией на тему может стать направление на осмотр машины по месту регистрации или просто туда, куда страховщику вздумается. «При личном обращении в указанный офис компании получил предложение предъявить машину на осмотр аж. В ТРОИЦК. Это что?! В Троицке супермегакомпетентный центр?!» — написал в «Народном рейтинге» Банки.ру страхователь из Москвы. Другой клиент, проживающий в Мичуринском районе Москвы (на западе), был направлен на осмотр на Ферганскую улицу (дальний восток столицы). Но и там ему не повезло.

«Заезжаю в офис на Мичуринском. Там мне самым наглым образом заявляют, что со вчерашнего дня пришел из центрального офиса бо-о-ольшой пакет распоряжений и теперь все отечественные машины страхуют только в центральном офисе. Но офис на Ферганской — это не центральный, а обычный доп. офис, — рассказывает клиент. — Отвечают, что кто писал СМС — раздолбай. Не подумал, что пишет. Звоню на горячую линию. Отвечают, что ничего знают, если центральный написал на Ферганскую, туда и езжайте. Говорю, что сотрудник Ферганской посылает в офис на Мичуринский. Ничего ответить не могут. Хотя если есть решение не проводить осмотр, то, значит, оформление должно быть в любом офисе».

В законе говорится, что «место осмотра транспортного средства устанавливается по соглашению сторон». То есть вы можете потребовать проводить осмотр по месту жительства. Если соглашение не достигнуто, то осмотр не проводится. Это стоит иметь в виду, если вас тоже будут посылать в. Троицк.

9. «Жизнь» с андеррайтингом в нагрузку

Большинству клиентов наверняка понятно, что в данном случае он ничего никому не обязан: ни обращаться к тому же менеджеру, ни приезжать в другой день, ни тем более приобретать дополнительные услуги страховой компании, ни — боже упаси — проходить скоринг или андеррайтинг. Так как базовый тариф варьируется в рамках довольно узкого коридора, а дальше корректируется несколькими коэффициентами, которые невозможно трактовать двояко. Посмотреть коридор тарифа по вашему автомобилю и допущенным к управлению лицам можно на сайте РСА. Отказать клиенту, ссылаясь на то, что он «плохой», страховая компания права не имеет.

Отказ в выплате ОСАГО

Чтобы решить проблему “разборок на дорогах”, в 2003 году ввели систему обязательного страхования ответственности автовладельцев – ОСАГО. Взаимоотношения между участниками: обязанности и права страхователей и страховщиков, порядок действия полиса, перечень страховых случаев и исключений, регулируется 40-ФЗ “Об ОСАГО”.

В каких случаях могут отказать в выплате компенсации?

В ст. 12, гл. 25 ФЗ-40 «Об ОСАГО» указан полный список исключений из страхового покрытия. Вот некоторые из них:

  1. У виновника ДТП нет страхового полиса ОСАГО. Если страховка просрочена или отсутствует – в выплате могут отказать. Однако в этом пункте есть небольшое примечание – если у виновника аварии полис ОСАГО недействителен потому, что у страховщика отозвали лицензию, страховая компания второго участника ДТП, пострадавшего в этой аварии, обязана возместить ему ущерб.
  2. Страховая компания – банкрот. В случае, если страховая компания находится в стадии ликвидации, страхователь не может получить компенсацию. Можно обратиться в РСА, тогда выплаты осуществляются из компенсационного фонда, но такие выплаты осуществляются только в отношении жизни и здоровья людей.
  3. Эксплуатация авто не по назначению: тест-драйв авто; учебная поездка; различные спортивные соревнования; неверная перевозка груза, погрузка/разгрузка. Форс-мажор – вред транспорту нанесен в период народных волнений, митингов, военных действий.
  4. Предоставлены не все документы. Водитель автомобиля, пострадавшего в аварии, обязан собрать все нужные документы после ДТП и принести их в компанию своего страховщика: заявление, извещение о ДТП, протокол и постановление от ДПС, копия водительского удостоверения и паспорта. Если происшествие оформлялось по упрощенной схеме, то до документов от ГИБДД не нужны. В документах не допускаются ошибки и неточности. Но если представитель страховой компании их обнаружит, он обязан вернуть документы страхователю для исправления.
  5. Европротокол (фиксирование дорожного происшествия без вызова сотрудников дорожной полиции) был оформлен, при этом обязательные условия не были соблюдены. Условия оформления ДТП по Европротоколу: нет пострадавших людей, в аварии участвовало не более 2 автомобилей, оба водителя застрахованы по ОСАГО; участники ДТП согласны с обстоятельствами произошедшей аварии; если между участниками происшествия есть разногласия, тогда зафиксировать аварию необходимо с использованием мобильного приложения “Помощник. ОСАГО”, сделать фото и видеосъемку. В случае разногласий сумма компенсации не может превышать 100 тысяч рублей.
  6. Преднамеренная инсценировка ДТП. Существует немало ситуаций, в которых ДТП совершается обоими участниками намеренно для получения компенсации от страховой компании. Если страховщик докажет мошеннический умысел, выплата компенсации совершена не будет.

Незаконные причины отказа в выплате компенсации

Известно немало случаев, когда страховщики предпринимают массу попыток для уменьшения суммы возмещения ущерба. Неправомерным считается отказ в выплате страхового возмещения по следующим причинам:

  1. У вас нет диагностической карты автомобиля.
  2. Был совершен наезд на стоящую машину.
  3. Не присылают эксперта к авто, который не на ходу.
  4. Участник аварии был в нетрезвом состоянии.
  5. У одного из водителей нет водительского удостоверения.
  6. Виновник ДТП скрылся с места аварии.

Такие факторы не являются законным основанием для отказа в выплате.

Что делать, если страховая отказала в выплате

В последние годы все реже можно услышать о недобросовестных страховых компаниях. Крупные страховщики с известными брендами дорожат своей репутацией. Из-за не особо большой экономии на выплатах компенсаций и предпочитают работать законно.

Если вам отказали в страховой выплате неправомерно, то нужно:

  • Написать досудебную претензию в компанию страховщика. В случае официального отказа в компенсации либо компания вовремя не выплатила страховую премию, пишите претензию. Срок для выплаты компенсации – 20 дней. В таком случае вы сможете все решить, не прибегая к крайним мерам – встрече в суде. При составлении претензии укажите свои требования и обстоятельства аварии, пункты закона, которые нарушены. В течение 10 дней, после получения претензии СК должна выплатить деньги или прислать обоснованный отказ.
  • Подготовить документы в суд. Нужно написать исковое заявление. В нем требуется указать всю информацию, что и в претензии. После этого необходимо собрать документы: копия водительского удостоверения, паспорта; бумаги из ГАИ; заключение экспертизы, где указана сумма ущерба размер компенсации; копия претензии и ответ на нее; платежки и квитанции о дополнительных расходах, если такие были; документы на автомобиль (СТС,ПТС).
  • Обратиться в суд. Подготовленное заявление вместе со всеми необходимыми бумагами подается в суд, находящийся по месту жительства истца. У вас будет немало шансов выиграть это дело, если вы верно подготовили все документы и копии, обратились к грамотному адвокату и абсолютно уверены в своей правоте.

Техосмотра авто нет – отказ в выплате по ОСАГО

ДТП без техосмотра: отказы в выплатах по ОСАГО, или регрессный иск к виновнику

Главная цель ОСАГО – защита добросовестных водителей от финансовых потерь, если имуществу причинён ущерб по чужой вине. Вред, полученный в ДТП, возмещается страховщиком в пределах определённой суммы. Но порой бывает так, что даже при наличии полиса и невиновности водителя в выплатах могут отказать.

Ещё одна неприятность – взыскание денег страховой компанией в порядке регресса с причинителя вреда, даже при наличии полиса ОСАГО.

Вот почему так важно соблюсти требования законодательства. Дополнительные сложности – противоречивая практика и влияние пандемии COVID-19 на работу организаций. Разберём актуальные нормы, «коронавирусную амнистию» и сроки, в течение которых владелец должен пройти ТО. Это позволит не только избежать штрафов, но и рассчитывать на отсутствие претензий при ДТП.

Читайте также  Нужно ли грунтовать перед шпаклевкой автомобиль?

Какие будут изменения?

В действующей редакции п.1 ч.1 ст.15 Закона «Об ОСАГО» предусмотрено право страховщика требовать возмещения убытков в порядке регресса с виновника аварии, если у него отсутствовал техосмотр. В новой редакции пункт дополнят, указав, что право регресса появляется, если истёк срок действия диагностической карты.

Как связан техосмотр со страховкой?

  1. Первый ТО проводится до покупки полиса ОСАГО;
  2. Последующие осмотры – до истечения срока действия, указанного в диагностической карте, и до заключения договора автострахования.

Изменения коснутся взыскания убытков только с виновника ДТП. Сейчас практика такова, что если у водителя действующий полис ОСАГО, он не нарушил отдельные пункты ПДД (например, не управлял машиной в состоянии опьянения), регрессных требований не выставляется. В будущем, если прохождение ТО отсутствовало, ущерб, причинённый аварией, ущерб будет взыскиваться независимо от наличия у виновника полиса.

Как часто нужно проходить техосмотр?

Согласно ст.15 ФЗ №170 «О техническом осмотре…» , установлена следующая периодичность прохождения ТО для «гражданских» транспортных средств:

  • Автомобили возрастом до 4 лет – не проходят;
  • Машины возрастом от 4 до 10 лет – один раз в 24 месяца;
  • Старше 10 лет – каждый год.

Внимание! Срок начинает исчисляться с года выпуска автомобиля. К примеру, если в техпаспорте указан 2020 год, первый раз ТО нужно пройти в 2024 году.

Для машин, используемых в коммерческих целях, определена иная периодичность:

  • для автобусов, легковых такси, микроавтобусов от 8 мест (помимо водительского), грузовиков свыше 3,5 тонн, учебных автомобилей – раз в год, если возраст ТС не превышает 5 лет;
  • для тех же транспортных средств старше 5 лет – раз в 6 месяцев.

Важно! По новым правилам после прохождения осмотра владелец должен предъявить страховой компании диагностическую карту.

Осмотр автомобиля: важные нюансы

В ближайшем будущем станциям придётся соблюдать более жёсткие требования прохождения процедуры ТО:

  1. Двойная фотофиксация машины (при заезде и выезде);
  2. На снимке должен быть хорошо различим регистрационный знак, цвет и марка автомобиля;
  3. Определение географических координат ТС на момент съёмки;
  4. Цифровая подпись снимка.

Автовладелец не обязан контролировать соблюдение этих требований организацией, осуществляющей осмотр. Достаточно сохранить копию чека, подтверждающего оплату услуг, чтобы доказать добросовестное исполнение обязанности.

Когда уведомлять страховщика о техосмотре?

Согласно новым правилам, проинформировать страховую компанию о пройденном техосмотре нужно было до 1 ноября 2020 года. Если проигнорировать это правило, возмещение вреда, причинённого на ДТП, может быть переложено на виновника, даже если у него отсутствует техосмотр. Более подробно об этом мы писали в нашей статье «Изменения для водителей в ноябре: сервис оформления ДТП онлайн, электронный ПТС и Техосмотр» , а также дали рекомендации, что делать если вы не прошли ТО до 1 ноября.

Способы уведомления страховой компании:

  1. По телефону (необходимо обратиться в call-центр провайдера услуги и продиктовать нужные данные менеджеру);
  2. По электронной почте (на e-mail страховщика – достаточно сфотографировать документ об успешном прохождении ТО);
  3. Лично (обратившись к агенту).

Откажут ли в выплате пострадавшему в ДТП при отсутствии у него техосмотра?

В настоящий момент речи о полном отказе от выплат не идёт. Но следует иметь в виду, что после аварии определяется остаточная стоимость машины. При наличии сертификата о прохождении ТО износ считается меньшим, нежели при его отсутствии. Следовательно, водитель, регулярно проходящий техосмотр в сроки, оговоренные законодательством, получит большее страховое возмещение.

Второй важный момент, даже если страховая компания произведет страховую выплату, у нее будет право регрессного требования на отсутсвие прохождения виновником планового технического осмотра ТС. Конечно, это можно будет оспорить в судебном порядке, однако, положительный исход в этом случае не гарантирован. В случае проигрыша дела вам придется оплатить судебные издержки и оплатить неустойку за пользование деньгами страховой компании.

Не стоит забывать, что даже отсутствие у виновника полиса не является препятствием для выплат из фонда РСА. Это возможно, в частности, при причинении вреда жизни и здоровью в результате ДТП. Максимальная сумма выплат составляет 500 тысяч рублей. Соответсвенно, при нанести вреда другому автомобилю придется оплачивать ущерб из собственного кармана. Важно отметить, что в этом случае “рассчитанная” независимыми экспертами сумма убытка может быть больше, чем при выплате по полису ОСАГО. Эту сумму также можно оспорить в суде и назначить повторную экспертизу. Однако все расходы на оценку, в итоге, придется возмещать вам.

Как обжаловать действия страховщика?

Решение, принятое компанией – как о взыскании вреда, так и об отказе от выплаты – окончательным не является. Его можно обжаловать

  • направить свое видение специализированному страховому Омбудсмену по ОСАГО для решения вопроса в досудебном порядке, однако, на практике большинство таких жалоб решаются в пользу страховщиков;
  • оспорить решение в суде, приведя доводы о несогласии с решением страховщика. Однако ввиду сложности подобных дел, рекомендуем обращаться за помощью в юридические консультации, специализирующиеся на подобных делах .

В каких случаях полис признаётся недействительным?

Договор обязательного автострахования должен соответствовать требованиям, которые предъявляются законодательством. Ключевые из них – это правильное указание и расчёт коэффициентов, регистрация полиса в картотеке РСА. Если автовладелец в полном объёме исполнил обязанность, а агент – не внёс данные, страховка считается действительной.

Так нужно ли проходить ТО?

Пройти техосмотр стоит как можно скорее, после чего – известить об этом страховщика. Если же попасть на диагностическую станцию невозможно по объективным причинам (к примеру, отказывают в записи на осмотр), рекомендуем фиксировать данные факты.

В будущем, если страховая компания всё же попытается взыскать вред в порядке регресса, эти доказательства могут быть учтены судом при вынесении решения.

Мнение редакции

Мы не рекомендуем покупать “левые” диагностические карты онлайн или через агента-брокера (дабы избежать проблем при ДТП и исков от страховщиков), и просим отнестись к техническому осмотру с ответственностью, поскольку от состояния вашего автомобиля зависит безопасность как ваша, так и других участников дорожного движения.

Прохождение технического обслуживания на автомобилях старше трех лет в специализированных дилерских центрах (один раз в год или при достижении 10 000 – 15 000 км пробега) не является заменой прохождения государственного технического осмотра (ТО). Это разные процедуры, однако, многие автоцентры предоставляют такую услугу за дополнительную плату, которая, как правило, выше, чем просто на специализированных станциях ТО. Тем не менее, это позволит вам сэкономит время и решить возможные проблемы в будущем.