Можно ли почистить катализатор в автомобиле?

Как правильно прочистить катализатор автомобиля?

Для обезвреживания токсичных газов, выбрасываемых из двигателя внутреннего сгорания, в автомобиле предусмотрен каталитический нейтрализатор, устанавливаемый на выходе из выпускного коллектора. Хотя срок службы элемента составляет порядка 150 тыс. км, менять его довольно накладно – запчасть слишком дорогая. Возникает закономерный вопрос, можно ли почистить катализатор и таким образом продлить ресурс. Ответ: прочистка допустима, но гарантии положительного результата нет. Проблема распространенная и заслуживает более подробного рассмотрения.

Когда стоит чистить нейтрализатор?

Агрегат, внешне похожий на бачок резонатора, представляет собой емкость с двумя присоединительными патрубками. Внутри находятся мелкие керамические соты, покрытые каталитическим слоем на основе благородных металлов (отсюда и высокая цена запчасти). Отработанные дымовые газы засоряют ячейки сажей и нагаром, постепенно делая нейтрализатор непроходимым.

Чистка либо промывка катализатора даст положительный результат и продлит ресурс элемента в таких случаях:

  1. Если процедура выполняется в качестве профилактики, задолго до возникновения проблемы.
  2. Когда соты не повреждены и просто забиты сажей (начальная стадия износа элемента).
  3. Если керамическая структура не оплавлена вследствие применения этилированного бензина.

В остальных случаях нейтрализатор в автомобиле придется менять на новый либо устанавливать более дешевый пламегаситель плюс эмулятор корректной работы лямбда – зонда.

Засорение проходного сечения элемента характеризуется следующими признаками:

  • двигатель заметно теряет в мощности, разгон становится вялым;
  • потребление горючего, наоборот, возрастает;
  • затрудненный пуск мотора;
  • беспричинная остановка двигателя на холостом ходу.

В автомобиле, оснащенном двумя лямбда – зондами, о возникшей проблеме сигнализирует индикатор Check Engine на приборной панели водителя. Электроника фиксирует снижение производительности нейтрализатора и выдает соответствующую ошибку.

Для достоверности можно воспользоваться персональным ODB-2 автосканером. К примеру, можем посоветовать модель корейского производства Scan Tool Pro Black Edition.

На проблему с нейтрализатором укажут следующие ошибки: P0430, P0420. Также с помощью данного автосканера в режиме реального времени можно отследить показания с обоих лямба-зонд, других датчиков и многое другое. Сканер совместим с большинством автомобилей начиная с 1993 года выпуска и достаточно прост в использовании. В умелых руках данное устройство сможет заменить полноценную диагностику на СТО и сэкономить денежные средства на его посещении.

Для успешной очистки катализатора важно поймать момент, когда керамическая начинка еще не успела прийти в негодность. Отсюда рекомендация – лучше промыть элемент заранее, не дожидаясь тревожных сигналов. Процедура потребует минимум усилий и финансовых затрат со стороны хозяина авто.

Способы очистки и применяемые средства

Автолюбителями и мастерами станций технического обслуживания практикуется 3 способа очищения катализатора от масляного нагара и сажи:

  1. Профилактическая чистка моющим средством производится на пробеге 70–100 тыс. км без снятия с автомобиля.
  2. Механическая очистка.
  3. Многократная промывка.

Последние 2 варианта подразумевают демонтаж и частичную разборку нейтрализатора.

Для профилактического обслуживания катализаторов в продаже имеются специальные жидкости типа Hi-Gear HG3270. Средство просто выливается из флакона в топливный бак, дальше авто эксплуатируется в прежнем режиме. Удаленная из агрегата сажа вылетает наружу вместе с выхлопными газами.

Для механической чистки надо располагать компрессором и подготовить мелкую наждачную бумагу. Метод нельзя назвать удачным, поскольку удаляются лишь наружные загрязнения, в глубине керамических сот часть нагара остается.

Часто используемое химическое средство для очистки снятого нейтрализатора – аэрозольная жидкость типа ABRO, применяемая для промывки карбюраторов.

Проверено практикой, что вреда дорогому каталитическому покрытию жидкость не наносит. Иногда на собственный страх и риск автолюбители пользуются керосином, этанолом и другой химией, но подобные народные средства лучше не применять. Неизвестно, как они воздействуют на дорогостоящий элемент конкретного автомобиля.

Инструкция по обслуживанию

Профилактическая промывка катализатора средством Hi-Gear и ему подобным производится путем опорожнения флакона прямо в бензобак непосредственно перед заправкой машины. Больше никаких действий со стороны автолюбителя не требуется – в процессе езды керамические соты элемента очищаются самостоятельно, грязь вылетает через выхлопной тракт.

Чтобы своими руками очистить либо промыть порядком забившийся нейтрализатор, его придется демонтировать. Загоните машину на смотровую канаву, отключите в автомобиле лямбда – зонды и открутите хомуты, удерживающие агрегат на выхлопной трубе или выпускном коллекторе. Дальше действуйте по такому алгоритму:

  1. Тщательно продуйте катализатор компрессором с обеих сторон, накачав давление 7–9 Бар.
  2. Заполните керамические соты аэрозольной пеной ABRO для промывки карбюраторов. Средство заливайте через оба патрубка.
  3. Заверните нейтрализатор ветошью и выждите 20 минут.
  4. Хорошенько промойте внутреннюю сетку элемента под напором горячей воды и продуйте компрессором.
  5. Повторите операцию еще раз, просушите катализатор и убедитесь, что керамические соты просматриваются насквозь. Установите агрегат обратно на автомобиль.

Примечание. В некоторых моделях авто лямбда – зонд установлен прямо в корпусе нейтрализующего элемента. Перед промывкой датчики следует выкрутить и удалить с них сажу механическим способом.

Если почистить катализатор аэрозольной пеной не удалось, терять вам больше нечего. Замочите элемент в керосине или солярке и оставьте на 12–24 часа. Для верности солярку можно разбавить небольшим количеством ацетона либо растворителя 646 (соотношение примерно 4:1). Спустя сутки выполните процедуру чистки аэрозольным средством, как описывается выше.

Механическая очистка производится мелкой наждачной бумагой с периодической продувкой компрессором. Внешние сеточки очищаются аккуратно, с небольшим нажатием, чтобы хрупкая керамика не треснула. Удалить нагар с внутренних полостей данным способом не удастся.

Нередко автолюбители вместо промывки пробивают загрязнившиеся соты насквозь металлическим предметом, чтобы освободить проход дымовым газам. Подобные крайние меры допустимо использовать лишь в одном случае – вы перепробовали все средства промывки и не добились успеха.

Обратите внимание: езда с пробитым катализатором не только наносит вред окружающей среде, но и бьет вас по карману: лямбда – зонд «видит» неочищенные выхлопные газы, а контроллер переключается на аварийный режим с повышенным расходом топлива. Чтобы решить проблему, нужно ставить «обманку» кислородного датчика, что ведет к дополнительным затратам.

А можно ли как-нибудь почистить катализатор?

Опции темы
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    А можно ли как-нибудь почистить катализатор?

    снять залить керосина. очистителя карбюратора. еще чего.

    Самый верный способ — ломом дырку пробить. 🙂 Так многие делают — серьезно.

    вот в целях профилактики, чтоб потом не пришлось пробивать ломом.

    Катализатор мыть бесполезно. Там горят остатки бензина в присутствии «катализатора» — чистая химия за 10 класс средней школы. Предложу парадоксальный, но действенный метод.
    Вкрутить «убитые» свечи и погонять по трассе.
    Несгоревший бензин обильно полетит в катализатор, там сгорит и сожгёт попутно всё то, что ты хотел промыть.
    При этом может гореть лампочка «перегрев катализатора».
    Этого допускать надолго нельзя (сразу отпускать педаль газа), чтобы не заплавить «соты» катализатора.
    Этот способ значительно действеннее любой промывки.

    каталзатор лучше удалить. с нашим бензином он один фиг не нужен. а удаляецца он легко. проверенно.

    Промыть? А он не засоряется :))) Он, стволочь, плавится! Так что только ампутация, иных вариантов нет.

    а зачем его промывать, выбить и всё. Или ты за природу переживаешь?- в таком случае с нашим топливом вообще пешком ходить надо 🙂

    Не пробивать, а менять надо, если сдох! Катализатор для того и стоит, чтобы топливо, в том числе и нашу дрянь, дожигать и не гадить в атмосферу!

    Читайте также  Что такое моточасы на автомобиле?

    Либо лом, либо замена на новый.

    Были случаи, когда труха от сот катализаторных попадала в цилиндры (было и такое).
    Результат плачевен.
    А по поводу промывки — вот как сам снимешь, так сразу и поймешь, есть ли там чего помыть.

    Если он ещё не конченный,а только в «пыли»,его можно промыть водой, только в обратку, с полным съёмом и хорошим напором-объёмом(не керхером. ).Охота возится действуй.Результат однозначно положительный,делали на европейках.
    И упаси тебя Бог от рекомендаций ИгоряАА — СГОРИШЬ(. ) нах.
    Это из моей(!) практики.

    Береш сверло диаметр 18-22 зажимаеш в древний большой сверлильный станок просверливаеш и забываеш что такое катализ

    Нельзя почистить, только менять. Умники тут советуют выбивать и не париться. Вывести бы детей этих умников на закрытые стоянки вроде паркингов в супермаркетах или подземные паркинги и пускай стоят и дышут всей этой дрянью.

    andreika
    а как определить конченный или не конченный?
    просто вот подумал а не промыть ли мне катализатор в целях профилактики.
    ибо
    1. атмосфэру загрязнять не хочу
    2. на ТО хочется видеть низкий уровень загрязнений
    3. япы от нечего делать не поставят, раз стоит значит нужен.
    из курса школьной химии помню, что в кач катализатора применяется платина и т.п., т.е. там скорее всего напыление катализатора на те самые соты, вот и думаю, если промывать водой с мылом, не смоет ли она собственно сам катализатор?
    бензином, прочими растворителями — тоже самое, не смоют ли они вещество катализатора с сот, одно дело газ, другое жидкая фаза.

    Снял на днях нейтрализатор — а он просвечивается насквозь, солнышко видать. Я так понимаю, что он в порядке? Никаких оплавлений или растрескиваний или еще чего необнаружено. Есть какие либо мнения?

    Промывка катализатора автомобиля своими руками: выбираем средство

    1. Что указывает на загрязнение
    2. Методы очистки
    3. Механическая чистка
    4. Химическая очистка
    5. Чего делать не стоит

    Всем привет! В некоторых случаях промывка катализатора становится необходимостью, поскольку система оказывается забитой и закупоренной.

    Катализатор входит в состав выхлопной системы. Его полное название звучит как каталитический нейтрализатор. Задача узла заключается в том, чтобы снизить количество попадающих в атмосферу вредных компонентов.

    Стоит отметить, что на некоторых авто, особенно это касается дизельного двигателя, дополнительно применяется система доочистки Adblue. Ее суть заключается в подаче мочевины. Если интересно, в отдельном материале подробно расскажем про эту систему.

    Что же касается промывки катализаторов автомобиля, то зачастую это можно сделать своими руками. Для этих целей используют различные средства и методы.

    Что указывает на загрязнение

    Довольно часто промывка катализатора проводится на отечественных автомобилях и на стареньких иномарках. Но это бывает актуально и для достаточно свежих машин. Тут логично выполнить проверку катализатора на забитость, и поставить диагноз.

    Средняя продолжительность жизни нейтрализатора составляет 100-150 тысяч километров. Но при грамотном уходе и при использовании качественного топлива, он может прослужить значительно дольше.

    Если система забилась, ее можно попытаться очистить. Но иногда единственным решением становится замена.

    Тот факт, что катализатор нуждается в очистке, подтверждается несколькими характерными симптомами:

    • двигатель теряет мощность;
    • машина медленнее разгоняется;
    • возникают сложности с пуском мотора;
    • ДВС нестабильно ведет себя на холостых;
    • двигатель может самопроизвольно выключаться;
    • повышается уровень потребления топлива;
    • горит лампа проверки двигателя;
    • меняется цвет выхлопа.

    Последний симптом актуален, если система забита действительно сильно.

    Это может произойти на таких авто как Лада Гранта, Рено Дастер, ВАЗ 2110 и не только.

    Конечно же, можно вообще удалить катализатор , но тут важно понимать возможные последствия. О них мы уже писали.

    Правильнее всего проверять состояние путем демонтажа и визуальной оценки состояния. Если на сотах образовались загрязнения, тогда их следует удалить. Это позволит продлить жизнь нейтрализатору.

    Методы очистки

    Важно понимать, что промывка не является панацеей, и она помогает не во всех ситуациях.

    Методику очистки можно разделить на 2 большие категории:

    • физическая;
    • химическая.

    В первом случае основное средство будет в виде наждачной бумаги. Во втором это жидкость, специальная автохимия. Некоторые промывают просто димексидом, другие берут полноценные химические средства, направленные на борьбу с отложениями в каталитическом нейтрализаторе.

    Механическая чистка

    Если речь идет о незначительных отложениях на фильтре, тогда попытаться их удалить можно с помощью обычной наждачной бумаги.

    Такой способ очистки требует времени, усидчивости и аккуратности.

    Думаю, купить мелкозернистую наждачку не составит труда. Ее цена копеечная, и продается в любом строительном магазине. От автомобилиста потребуется выполнить следующее:

    • демонтировать катализатор;
    • подготовить наждачку;
    • аккуратно, не сильно надавливая на соты, начать очистку;
    • перемещать наждачку следует круговыми движениями;
    • очищенные загрязнения сдуть сжатым воздухом.

    На этом работа завершена. Можно ставить узел на место.

    Нельзя сильно давить на соты, поскольку часто они выполнены из хрупкой керамики.

    Приложив слишком большое усилие, вы рискуете окончательно вывести катализатор из строя.

    Химическая очистка

    При сильных загрязнениях, как ни странно, прибегают к химической очистке.

    Сейчас в продаже представлено огромное количество специальных средств, направленных на восстановление и промывку каталитического нейтрализатора.

    При отсутствии специальной автохимии, можно воспользоваться этанолом или жидкостью для карбюраторов.

    Среди наиболее востребованных и эффективных химических средств стоит выделить такие:

    • CatCIean GAT;
    • Nekker;
    • Liqui Moly Catalytic-System Clean;
    • Hi-Gear HG 3270;
    • Fenom Catalytic Converter Cleaner;
    • Pro-Tec DPF & Catalyst Cleaner;
    • Lavr и пр.

    Такие производители как Лавр, Ликви Моли и Хай-Гир хорошо известны отечественным автомобилистам.

    Несмотря на неоднозначную репутацию автохимии, в случае с очистителями катализаторов точно нельзя говорить об их низкой эффективности. Эти средства прекрасно справляются с поставленными задачами.

    Будьте внимательными, поскольку у каждого средства есть своя инструкция по применению. Следовать нужно только ей. Как правило, это просто подача жидкости через распылитель внутрь устройства. Тут может потребоваться вспомогательное оборудование. Зато многими очистителями можно промыть катализатор, не разбирая, а порой даже и не снимая его с авто.

    Что же касается карбклинера, то есть очистителя для карбюраторов, то в его использовании все просто и понятно. Инструкция универсальная для любого производителя. Здесь необходимо:

    • подготовить пластиковую тару, куда поместится катализатор;
    • демонтировать сам узел;
    • осмотреть на возможное наличие повреждений;
    • обильно полить соты жидким очистителем;
    • обернуть элемент в ткань;
    • поместить в пластиковую тару;
    • через 20-30 минут промыть соты под проточной горячей водой;
    • просушить и продуть сжатым воздухом;
    • повторить процедуру еще 1-2 раза.

    Когда карбюраторный очиститель не помогает даже после 1-2 процедур, стоит задействовать более агрессивные средства. К примеру, керосин.

    Чего делать не стоит

    Для начала хочется сказать, что заниматься чисткой катализатора в домашних условиях, используя для этого свою ванну или раковину, не стоит. Химия очень агрессивная, а потому может повредить эмаль ванной, испортить элементы декора.

    Еще категорически не рекомендуется просверливать отверстия в забитом нейтрализаторе. Как ни странно, но мощность и стабильность в работе двигателя это вернет. Но зато существенно повысится токсичность выхлопных газов, увеличится шумность работы выхлопной системы.

    Читайте также  Как работает центральный замок автомобиля?

    При продолжительной эксплуатации авто с просверленным катализатором, последствия могут быть куда более серьезными. Это негативно скажется на всем двигателе и связанными с ним системами.

    Поскольку катализатор вещь довольно дорогостоящая, не все хотят его покупать для замены. Зато популярным решением является замена катализатора на пламегаситель , о чем мы уже вам рассказывали.

    А по этой ссылке можете почитать о видах нейтрализаторов, правилах подбора и эксплуатации.

    Какими средствами для очистки пользуетесь вы? Насколько они эффективные, и оправдывает ли автохимия свою стоимость?

    Обязательно оставляйте свои отзывы и ответы. Расскажите о собственном опыте восстановления каталитического нейтрализатора.

    Мы же будем с вами прощаться. Всем спасибо за внимание!

    Грамотная прочистка катализатора в автомобиле

    К числу важнейших операций, помогающих повысить эффективность работы автомобиля, принадлежит прочистка его катализатора, или каталитического нейтрализатора. Функционально эти устройства предназначены для снижения объёма вредных веществ, которые образуются в результате сгорания и затем выбрасываются в атмосферу, ухудшая экологическую ситуацию. Конструктивно ресурс катализатора рассчитан, в среднем, на пробег в 140 –160 тысяч км. Нередко он функционирует дольше, если машина эксплуатируется грамотно, с использованием качественного горючего. Влияют на это и иные причины. В случае нагромождения нежелательных факторов катализатор забивается и выполняет свою функцию значительно хуже.

    Выйти из этого положения удаётся, основательно прочистив его или же заменив. Поэтому каждый водитель должен знать, как прочистить катализатор, не прибегая к покупке нового. Это позволит автомобилистам экономить средства, улучшив эффективность действующих устройств собственными силами.

    Симптомы загрязнения катализатора

    Рачительный хозяин автомобиля никогда не будет ждать до упора, когда катализатор загрязнится, перестанет выполнять возложенные на него задачи так, как полагается. Он систематически контролирует его состояние, чтобы ситуация не дошла до крайней точки. Многие водители интересуются, как проверить катализатор. Для этого необходимо постоянно следить за тем, как автомобиль работает. Есть определённые практикой симптомы, по которым удаётся определить его состояние. Типичные признаки неисправности катализатора автомобиля, как утверждают специалисты, следующие:

    • при движении машины наблюдается неожиданное снижение ее мощности;
    • автомобиль без видимых оснований плохо набирает скорость;
    • время от времени возникают непредвиденные сложности с запуском мотора;
    • двигатель начинает капризничать, работая в холостом режиме;
    • бывают случаи, когда двигатель самопроизвольно отключается, глохнет;
    • фиксируется повышенный, против естественного, расход горючего;
    • загорается предупреждающая лампочка Check Engine.

    Если налицо хотя бы один из этих характерных симптомов, тем более – их комплекс, автомобилисту надо без оттяжки внимательно рассмотреть катализатор – скорее всего, он забит.

    Очистка сильных загрязнений катализатора химическими средствами

    Чтобы эффективно очистить катализатор, его целесообразно снять, так как в таком виде легче осматривать, чистить от всевозможных загрязнений в автомобиле. Многолетняя практика автомобильного дела в стране и за рубежом выработала немало продуктивных метолов очистки:

    • тщательная промывка катализатора автомобиля от грязи;
    • очистка наждачной бумагой;
    • очистка не только фабричными средствами, но и «народными», своими руками.

    У опытных водителей одним из наиболее популярных методов стала очистка катализатора химическим способом. Чаще всего к нему прибегают тогда, когда катализатор основательно загрязнён и механическим способом, при всём желании, его вряд ли удастся очистить.

    Для «химии» современная промышленность предлагает водителям огромный арсенал всевозможных химических средств, большинство из которых отлично зарекомендовало себя на практике, отличаясь надёжностью и приемлемо ценой. Многие успешно используют также жидкость, предназначенную для карбюратора, а также этанол. Следует обратить внимание на необходимость чёткого выполнения всех инструкций, прилагаемых к таким жидкостям производителями, а также тщательного обхождения с ними.

    Вот примерный алгоритм использования жидкости для карбюратора. Катализатор, который требует очистки, снимается с машины и осматривается. Если на нём нет никаких деформаций, подбирается тара (высокое ведро или иной сосуд), в котором он сможет поместиться вертикально. Поместив его туда, обильно поливают карбюраторной жидкостью, затем закутывают в тряпки и вертикально устанавливают в тару. Примерно через полчаса капитально промывают его «соты» с помощью горячей воды. Вся эта процедура проделывается, повторяем, лишь тогда, когда на катализаторе нет повреждений. Если же они обнаружатся, поневоле придётся менять фильтрующий элемент.

    Необходимо ещё раз подчеркнуть необходимость тщательного соблюдения в процессе такой очистки элементарных правил техники безопасности. Некоторые водители, игнорируя их, умудряются промывать катализатор непосредственно в своём доме или квартире, поместив его в ванную комнату. Это категорически не рекомендуется, поскольку химические вещества, входящие в средство для очищения карбюратора, с высокой вероятностью могут разъесть эмаль раковины или ванной, повредить интерьер, не говоря уже о неприятных запахах, вывести которые потом буде непросто, да и грязных подтёков в ванной останется немало.

    Катализатор автомобильный

    Такую не очень приятную процедуру желательно проводить на открытом воздухе, в месте, где «химия» никому, ничему не повредит. Когда промывка катализатора водой закончена, его хорошо просушивают, продувают с помощью сжатого воздуха. Нередко для того используют обыкновенный мощный фен, подключая его с помощью электрической переноски. А по завершении сушки весь процесс надо повторить заново.

    Бывают случаи, когда катализатор настолько загрязнён, что и двух попыток для требуемого уровня его чистоты оказывается недостаточно. Тогда прибегают к третьему и даже четвёртому повторению. Как самый крайний вариант, используют очень мощные моющие средства, в частности керосин. Как видим, вся процедура требует немалого времени, терпения, однако обойти их и облегчить себе работу вряд ли удастся, зато эффект от неё будет разительным.

    Очистка катализатора с помощью наждачной бумаги

    Надёжным способом очистки катализатора на практике зарекомендовал себя также «дедовский» вариант его восстановления с помощью обыкновенной наждачной бумаги. Если фильтрующий элемент не крепко обезображен продуктами горения, «наждачка» отлично помогает чистоту катализатора восстановить. Каталитическим внутренностям вернуть чистоту придётся, правда, за счёт, больших физических усилий, усидчивости, однако прекрасный конечный результат того, конечно же, стоит.

    Для работы применяется мелкозернистая наждачная бумага и снимается катализатор. С её помощью налёт осторожно удаляется за счёт круговых движений. Их надо делать максимально осторожно, дабы не повредить «соты». Это очень важно, иначе невзначай повреждённые «соты» (они чаще всего керамические) затем волей-неволей придётся менять – покупать новые, тратя лишние деньги. Потом процедуру повторяют ещё раз и продувают устройство сильной струей воздуха.

    Средство для восстановления катализаторов

    В последнее время широко применяемыми являются специальные промышленные средства, позволяющие капитально чистить катализатор авто от нагара, прочих лишних продуктов сгорания. Хорошо зарекомендовали себя как лучшие отечественные, так и фирменные зарубежные средства, например, изделия британской фирмы Nekker, заслуженно считающиеся в мире одними из самых эффективных.

    Как не рекомендуется чистить устройство

    Нередко водителями, спешащими решить проблему с загрязнённым катализатором как можно быстрее, руководит элементарная спешка. Ради экономии средств, времени они необоснованно отказываются от испытанных временем методик за счёт приобретения действительно надёжных чистящих средств и прибегают к однозначно сомнительным вариантам, лишь усугубляющим ситуацию.

    Например, пробивают или просверливают в катализаторе дополнительные дырки. Частично это вправду помогает немного реанимировать упавшую мощность мотора, зато экологическая составляющая его работы, а именно объём выброшенных в атмосферу вредных веществ, в таком «дырявом» формате будет ужасающей. Помимо того, в процессе движения резко поднимется шум в выхлопной трубе. Ясное дело, что по-настоящему хозяйственные водители к таким неприемлемым вариантам не прибегают – они берегут и свой автомобиль, и окружающую среду.

    Читайте также  Что лучше залить в пороги автомобиля?

    Как промыть катализатор в домашних условиях: инструкция

    Для того чтобы снизить токсичность выхлопных газов, на автомобилях устанавливается каталитический нейтрализатор. Его устройство относительно несложное, но стоимость у него очень высокая за счет того, что в конструкции имеются драгоценные металлы. По этой причине многие задаются вопросом, как промыть катализатор на машине для увеличения его срока службы? Действительно, если есть возможность практически бесплатно отремонтировать машину, то почему бы ею не воспользоваться?

    Немного о вредных выбросах

    Стоит упомянуть о том, что на всех современных машинах ставятся катализаторы. И это отнюдь не прихоть каких-то производителей, не диковинка, а реальная необходимость. На Земле миллиарды автомобилей, все они выбрасывают в атмосферу тонны вредных веществ. И экологи давно бьют тревогу, причем не зря – нужно делать транспорт безопаснее и чище. Сделать это можно несколькими способами. Например, поставить электрический мотор вместо бензинового. Но вот только есть проблемы с зарядками, да и цена машин таких фантастическая.

    Намного проще, оказывается, слегка модернизировать бензиновый мотор – уменьшить количество вредных соединений в выхлопе. Впрочем, это удалось сделать, на данный момент существует несколько стандартов, которые именуются Евро-1, Евро-2, и т. д. И все автомобили классифицируются по этому признаку. Если выбрасывать в атмосферу те соединения, которые остаются сразу же после сгорания топлива, то нашу планету вскоре окутает черное облако.

    Но если очистить газы, то в итоге получится чуть ли не чистый воздух, которым можно без вреда дышать. Кстати, при работе на природном газе автомобиль выделяет намного меньше вредных компонентов, нежели при функционировании на бензине. Но вот автомобили, работающие на таком топливе, узаконить на сегодняшний день достаточно сложно.

    Что такое нейтрализатор?

    Это устройство, которое внешне слегка напоминает бак резонатора. В нем имеется два патрубка – входящий и выходящий. Внутри устройства есть соты из керамики, которые покрыты тончайшим слоем драгоценных металлов. Собственно, только из-за этого напыления такая высокая цена у катализаторов. Постепенно газы, проходящие через нейтрализатор, засоряют ячейки.

    Итог – выхлопу попросту некуда деваться. И если засорился катализатор, то его можно вычистить или промыть – это логично. Но чем промыть катализатор автомобиля, знает далеко не каждый автовладелец. Впрочем, не каждому это и нужно, многие ставят новый и не «заморачиваются».

    Когда поможет чистка?

    А теперь давайте поговорим о том, как промыть катализатор на дизеле или бензиновом моторе. Сначала нужно отметить несколько случаев, когда процедура очистки реально поможет:

    1. Если очистка осуществляется в профилактических целях, а не после появления проблем с нейтрализатором.
    2. При отсутствии повреждений сот. Допускается проводить чистку, если соты немного забиты. Это означает, что элемент находится в начальной стадии износа.
    3. Если отсутствуют оплавления керамических структур элемента.

    Если ни один из трех случаев не подходит вам, придется ставить новый катализатор. Чистка не поможет. Но можно удешевить конструкцию – придется поставить пламегаситель (он стоит намного меньше, нежели нейтрализатор) и эмулятор датчика кислорода.

    Как определить засорение?

    Перед тем, как промыть катализатор, нужно убедиться в том, что он нуждается в этом. Выдать засорение могут такие признаки:

    1. Заметная потеря мощности двигателям, разгоняется машина вяло.
    2. Существенное увеличение топлива.
    3. Запуск двигателя становится труднее.
    4. При работе на холостом ходу мотор может без видимых причин остановиться.

    В том случае, если в выпускном тракте стоит два датчика кислорода, то при появлении проблем загорится лампа «Check Engine» на приборной панели. Чтобы определить неисправность, необходимо считать ее код, произведя диагностику системы. Чтобы очистка дала результат, необходимо ее проводить тогда, когда керамика еще не пришла в негодность. Поэтому не доводите элемент до плачевного состояния, производите профилактику своевременно.

    Какие есть способы очистки?

    Всего существует три способа, которые позволяют эффективно произвести очистку катализатора. Именно их и используют автомобилисты:

    1. Профчистка при помощи моющих средств. Должна осуществляться при пробеге автомобиля 80-100 тыс. км. Вот как промыть катализатор на машине, не снимая его. Этот способ можно рекомендовать «ленивым» автомобилистам.
    2. Механическая чистка при помощи специальных инструментов.
    3. Промывка элемента несколько раз.

    В последних двух случаях придется снять и частично разобрать катализатор.

    Бесконтактная чистка

    Что касается профчистки, то для нее нужно приобрести специальную жидкость, например, Hi-Gear HG3270. Это совсем «ленивый» способ, так как потребуется только вылить состав в бак автомобиля. После этого элементы, входящие в их состав, начнут работать. Сажа, которая будет удаляться из катализатора, вылетит в атмосферу с выхлопом. И это вряд ли понравится экологам и гринписовцам. Но зато после такой встряски автомобиль станет значительно лучше работать, выбросов в атмосферу будет меньше испускать.

    Механическая чистка

    Для того чтобы произвести механическую чистку, потребуется всего два компонента – мелкая наждачная бумага и хороший компрессор. Минус такого метода заключается в том, что можно удалить только те загрязнения, которые скапливаются снаружи. Все, что находится внутри, там и останется. Поэтому можно применять химические средства, например, аэрозоли ABRO. Именно они используются при чистке карбюраторов.

    Если верить практикующим мастерам, то керамическим элементам такой аэрозоль вреда не приносит, равно как и металлам. Но вот с пластиком будьте аккуратны – разъедает его за несколько секунд. Вы знаете, как промыть катализатор, не снимая его с машины. Как ни странно, но для качественной промывки достаточно использовать первый метод. Остальные имеют такую же эффективность, но затрат труда больше.

    Что касается таких химических средств, как этанол или керосин, то применять их не стоит. Ведь нет гарантии, что они не разрушат дорогостоящее напыление.

    Как правильно чистить катализатор: пошаговое руководство

    Что касается профчитски средствами наподобие Hi-Gear, то для этого достаточно вылить содержимое баллона в бензобак. Дальше химикаты выполнят все сами, вам вмешиваться в процесс не нужно. Но как промыть катализатор, если нет возможности использовать такие средства?

    В первую очередь нужно отсоединить датчики кислорода и ослабить хомуты, которые удерживают катализатор. Затем выполните несколько манипуляций:

    1. Потребуется на первом шаге компрессор, способный накачать около 9 Бар давление. Тщательно нужно продуть нейтрализатор с двух сторон.
    2. Мелкой наждачной бумагой аккуратно обработайте внешние поверхности сот.
    3. Наполните соты пеной для чистки карбюраторов.
    4. Оберните агрегат в ветошь и подождите 15-20 мин.
    5. Включите горячую воду и вымойте все внутренности, после чего потребуется высушить все компрессором.
    6. При необходимости манипуляции повторяются несколько раз, покуда не будут все соты просматриваться.

    Мы рассмотрели, как промыть катализатор своими руками. Но вполне возможно, что загрязнения не поддаются чистке, аэрозоль для карбюраторов не действует. Поэтому допускается прибегнуть к крайним мерам. Для этого разбавьте керосин растворителем 646 или ацетоном (в пропорции 4 к 1). Катализатор погрузите в этот состав примерно на сутки, после чего повторите чистку воздухом и аэрозолем.