Кто придумал ремень безопасности в автомобиле?

Ремни безопасности: С небес на землю

remni

Первый ремень безопасности был запатентован в 1865 году. Он предназначался для водителей конных экипажей. Естественно, автомобили должны были унаследовать ремни, что и произошло в 1903 году, когда их в свои машины поместил французский автофабрикант Луи Рено. Впрочем, конструкция оказалась сырой, ведь ремень был пятиточечным, и любителей пользоваться им нашлось совсем немного. Казалось бы, это тупик. Однако, уйдя из автопрома, ремни пришли в авиацию. Первым «пристегнувшимся» летчиком стал француз Адольф Селестен Пегу: авиатору хотелось совершить продолжительный полет вверх колесами, что он и осуществил 1 сентября 1913 года. А вот Петр Николаевич Нестеров за четыре дня до этого сделал свою знаменитую «петлю» безо всяких ремней и после летал без них. Это послужило причиной гибели аса. В воздушном бою Нестеров протаранил австрийский аэроплан, его самолет сорвался в штопор, а пилота выбросило из кабины, чего бы не случилось, будь он пристегнут.

remni

Но даже это не стало поводом для мгновенного и повсеместного внедрения такого надежного устройства — пристегиваться в обязательном порядке пилоты стали лишь в 30-е. А с развитием пассажирской авиации в обиход вошли простые двухточечные ремни, которые используются в самолетах и поныне. Такие же ремни до сих пор устанавливаются на задние сиденья автомобилей для среднего пассажира.

remni

Методом проб

Точно такой же ремень появился в автомобиле в начале 50-х. Американцы Кеннет и Боб Лигоны адаптировали его к автомобильному креслу. Ремень имел две точки крепления и фиксировал тело в поясе. Устройством заинтересовался сам Генри Форд, и в 1956 году ремни безопасности стали опцией для автомобилей Ford. Их безопасность начали превозносить в рекламе. Но двухточечное крепление имело свои недостатки: при резком торможении или сильном ударе ремни не защищали туловище и голову водителя от рывка. Порой они даже усугубляли ситуацию, повреждая внутренние органы. Естественно, покупатели отнеслись к ремням скептически, и нововведение отменили.

remni

Почти одновременно с братьями Лигон другие американские инженеры-авиаторы Роджер Грисуолд и Хьюдж Де Хевен изобрели ремень с Y-образной схемой и защелкой на животе. Конструкция хоть и обеспечивала более высокий уровень защиты, была неудобна для ежедневного использования, и ее оставили для авиации.

remni

Ситуация изменилась, когда появился трехточечный ремень конструкции шведа Нильса Ивара Болина. Президент Volvo Гуннар Ингеллау всегда мечтал сделать свою продукцию самой безопасной в мире. В 1958 году он узнал, что в авиационном подразделении главного конкурента — SAAB — работает талантливый конструктор, который занимается разработками катапультируемых кресел, в частности, системами удержания пилота. Опыт инженеров SAAB был уже к тому моменту внушительным: еще в 1944 году появился пикирующий бомбардировщик SAAB-21, оснащенный катапультой. Зная об этом, Гуннар приложил все усилия, чтобы переманить Нильса в Volvo. Ему предложили очень щедрый оклад и место главного инженера по безопасности.

remni

Нильс Болин прекрасно знал о перегрузках в момент аварии и понимал несостоятельность существовавших систем удержания — неудобных и громоздких. После поисков и испытаний, занявших год, Болин понял, что эффективность достигается только при применении двух ремней, один из которых удерживает грудную клетку, а второй — нижнюю часть тела. Инженер соединил два ремня в один, фиксировавшийся в области бедра водителя. Для того чтобы пристегнуться/отстегнуться, достаточно было одной пряжки и действий одной руки. В 1959 году запатентованные трехточечные ремни впервые применили в качестве штатного оборудования на автомобиле Volvo PV 544. А спустя всего лишь несколько лет ремни стали стандартным оборудованием многих автомобилей. В 1961 году они появились на автомобиле Mercedes-Benz W111, а на следующий год ими обзавелся SAAB 96. В СССР ремни внедрили в 1969 году на 412-м «Москвиче», а с 1977-го они стали устанавливаться на ГАЗ-24. Два года спустя в Советском Союзе ввели обязательное применение ремней безопасности на передних сиденьях всех легковых автомобилей.

remni

Ремень на миллион

Ремни конструкции Болина не всегда были эффективными. Чтобы они слу-жили правильно, их требовалось отрегулировать так, чтобы между грудью и лямкой проходило два пальца. Но водители жаловались, что ремни в таком случае жмут. А ослабление приводило к серьезным травмам при авариях. Потому в 1972 году Болину пришлось сменить статические ремни на инерционные. Такой ремень при пристегивании натягивался, а при столкновении срабатывал фиксатор, стопоря катушку. «Основная моя заслуга, — признавался потом Нильс Болин, — в том, что я сумел найти наилучший компромисс между эффективностью системы и ее комфортом для водителя и пассажира».

remni

Поначалу компромисс был сомнительным, ведь инерционный ремень оказался менее эффективным, чем статический. Общая длина лямок инерционного ремня была выше. Но поскольку очень многие либо ослабляли натяжение статического ремня, либо вообще им не пристегивались, эффект от внедрения инерционного ремня в итоге стал заметен. Затем удерживающую систему оснастили преднатяжителями и ограничителями, что позволило приобрести трехточечному ремню ту эффективность и надежность, которой он обладает и сегодня. С развитием электроники были введены электрические преднатяжители, согласующие свою работу с датчиком SRS. Такие преднатяжители срабатывают не только после удара, но и предупреждают водителя о работе, прижимая его к сиденью. Задача ограничителя усилия ремня — снижение последствий воздействия на грудную клетку человека во время столкновения. Ослабляя натяжение ремня, он демпфирует перегрузки и обеспечивает щадящее воздействие систем пассивной безопасности на организм человека.

remni

Но все это лишь последовательные улучшения конструкции, принцип действия которой не меняется уже полвека. По оценке самой компании Volvo, благодаря изобретению Нильса Болина удалось сохранить жизни около миллиона людей. Поэтому в 1999 году шведский инженер был удостоен записи в книге самых выдающихся деятелей мировой автоиндустрии в американском Зале автомобильной славы, а в 2002-м, в год смерти Болина, его имя было занесено в Национальную галерею славы изобретателей.

Ремень безопасности

Ремень безопасности — атрибут, без которого невозможно представить современный автомобиль. Но откуда он появился и кто его изобретатель, какие еще были разработки, призванные обеспечить безопасность водителя и пассажиров.

Если вспомнить немного истории, то авторство ремня безопасности приписывают изобретателю из Англии Джорджу Кейли, в 1800 году он хотел его применить для использования в летательных аппаратах. Этот изобретатель занимался теорией аэродинамики и других областей. Так как он понимал опасность при испытании его летательных аппаратов, то изобрёл ремни безопасности призванные сохранить жизнь пилоту. В начале 1804 году ему удалось сконструировать модели планеров, и первым за штурвал он посадил мальчика-пилота. В 1853 году под руководством того же Кейли в воздух смог подняться его кучер Джон, после непродолжительного разбега он спрыгнул с холма и полетел при помощи планера. Всё это происходило за полвека до полёта знаменитых братьев Райт.

В Америке первый патент на ремень безопасности был получен в 1885 году Эдвардом Клыгхорном проживающем. При описании устройстве упоминалось, что оно предназначено для безопасного крепления людей при помощи крюков и других элементов к неподвижному объекту. Клыгхорн тогда рассчитывал на крепление человека при помощи пояса и специальных карабинов.

Следующее серьёзное упоминание о ремне относится к сентябрю 1913 года, в это время французский пилот Адольф Пегу выполнил манёвр на самолете, при котором ему пришлось лететь в перевёрнутом положении. Для того чтобы не выпасть из самолёта были применены специальные ремни безопасности. Затем он повторил трюк Петра Нестерова «мертвая петля» при выполнении, которого он так же был, пристегнут ремнем. Но крепление среди пилотов ремнями стало применяться лишь в 1930-х годах, а в гоночных автомобилях в 1920-х годах.

Читайте также  Что такое помпа в автомобиле?

В автомобильную сферу ремни безопасности понастоящему пришли лишь в 50-х годах прошлого века. Джорджу Кейли и Хьюдж Де Хевен из Америки в 1951 году изобрели ремень с замком на животе. Такой ремень, не смотря на свою эффективность, был очень не удобен при ежедневном использовании. В начале этого десятилетия Кеннет Лигон и его брат Боб Лигон получили патент на двухточечный ремень безопасности. Такой ремень имел две точки крепления, хорошо фиксировал тело вокруг пояса и легко снимался. С 1956 года такой ремень начали устанавливать на модели автомобиля Ford. Правда, покупали такие машины не охотно, так как при аварии был велик риск получить повреждения брюшной полости.

В 1958 году президент компании Volvo переманил к себе Нильса Болина, который занимался разработкой катапультирующихся кресел. Нильсу дали должность первого инженера по безопасности. Нильс быстро понял что ремни, применяемые тогда, были очень неудобными и через год представил свою разработку. Это был трехточечный ремень v-образной конструкции, сделанный из двух ремней, один удерживал верхнюю часть туловища, а другой нижнюю. Оба ремня пристегивались при помощи одной застежки. В 1959 году Volvo оснастило такими ремнями Volvo p 120 Amazon и Volvo PV 544, по прошествии ещё нескольких лет данная опция стала стандартной для передних сидений многих машин. Такое изобретение позволило снизить вероятность гибели на 40-50%, а травматизм на 50-60%. Трёхточечный ремень оказался самым эффективным среди всего того что было изобретено, сложно сказать сколько жизней спасло это изобретение.

Такой ремень очень важно было правильно отрегулировать, при такой регулировке ремень немного жал. Люди для удобства его отпускали, из- за печальной статистики пришлось заменить статический ремень на инерционный, который проигрывал ему в эффективности. Для того чтобы улучшить свойства ремня в дальнейшем его снабдили преднатяжителями и ограничителями усилия. Преднатяжитель призван притягивать тело к спинке в случае торможения.

В 1970 году ремни снабдили автоматическими натяжителями, при этом ещё устанавливается устройство блокировки. Правда в этом случае есть риск пострадать от толстого слоя одежды, этот слой создает эффект подушки между телом и ремнем поэтому ремень блокируется не сразу, а за это время человек может удариться головой о лобовое стекло.

Системы безопасности, конечно, постоянно совершенствуются, но всё же, как бы ни был прост ремень в использовании, стоит его правильно настраивать.

Ремень безопасности – история длинною в два века

Современный автомобиль, оснащенный бесчисленным множеством функций и устройств, обеспечивающих комфорт и безопасность автомобилиста – для нас уже далеко не ново. Такой элемент, как ремень безопасности стал совершенно привычным и естественным, им в обязательном порядке оснащается каждый современный автомобиль. Но, кто бы мог подумать, что это самое устройство имеет свою увлекательнейшую историю длинною в два века, изобилующую моментами радости и разочарования, успеха и неудачи, а порой даже и смерти.

  1. Зарождение
  2. С небес на землю
  3. Идеальный ремень безопасности
  4. По данным Volvo, Болинское изобретение спасло жизни более, чем миллиона человек. Официально доказано, что трех-точечные ремни снижают вероятность смертельного исхода при аварийной ситуации на 40-50%, и сокращают риск получения травм на 50-65%
  5. Неудача – стимул прогресса
  6. “Основная моя заслуга”, – признается талантливый инженер Volvo господин Болин, “в том, что я сумел найти наилучший компромисс между эффективностью работы системы и ее комфортом для водителя и пассажира”
  7. Безопасность будущего

Зарождение

Впервые ремень безопасности был описан сэром Джорджом Кейли в далеком 1800 году. Великий английский инженер и изобретатель хотел использовать ремень безопасности для надежного удержания пилота в кресле создаваемого им летательного аппарата. Да, именно так, все началось с авиации – уже тогда Кейли всерьез занимался разработкой летательных аппаратов. А позже, спустя 4 года, он создал несколько летательных аппаратов, напоминающих современные планеры и пытался поднять их в воздух. Только спустя 50 лет, в 1853 году талантливый изобретатель опробовал (на своем кучере) большой планер. Уже тогда, за пол века до открытия братьев Райт, человек поднялся в воздух на летательном аппарате и пролетел какое-то расстояние. В дальнейшем, упоминание о ремне безопасности встречается в работах Эдварда Клэгхона. В 1885 году в Нью-Йорке он получил патент на созданное им устройство.. В патенте было указано примерно следующее: “…разработан с целью обеспечения безопасности водителя транспортного средства путем крепления крюков и других элементов устройства к неподвижному объекту…”По задумке Клэгхона, водитель должен был одеть на себя пояс, а затем, расположившись в сидении транспортного средства, пристегнуть себя к нему при помощи специально установленных карабинов. Таким образом, эта система напоминала современные пояса, которые используют монтажники для страховки во время высотных работ.

Адольф Пегу рядом со своим самолетом (фотография 1913 г.)

Транспортным средством, в котором использовались ремни безопасности сперва были самолеты. Первым, кто оснастил подобным устройством кабину своего болида, стал господин Адольф Пегу, жаждущий совершить на своем самолете трюк “мертвая петля”. Для того, чтобы Пегу мог спокойно пилотировать вниз головой, ему необходимо было какое-то фиксирующее устройство, коим и оказался ремень безопасности. 1 сентября 1913 года свершилось чудо! Адольф Пегу совершил свой заветный полет к верх ногами. Это был самый продолжительный полет “наоборот” за всю историю авиации того времени, а все благодаря установленному ремню безопасности. Любопытно, что несколькими годами ранее, русский летчик Петр Нестеров бредил такой же мечтой, но решившись на “мертвую петлю” энтузиаст просто-напросто разбился в ходе Первой Мировой Войны, героически погибнув, защищая свое Отечество. Таким образом, Перу стал первым пилотом, благополучно совершившим столь сумасшедший рискованный трюк. Однако, после этого никто почему-то не поспешил использовать ремни безопасности. Популярными среди пилотов они стали уже после войны, в 1930 году.

С небес на землю

Не спешите расстраиваться, ярые поклонники четырехколесных коней. Первые ремни безопасности, предназначенные для автомобиля придумали все-таки автомобилисты. Случилось это спустя еще 2 десятилетия после “великих полетов”. В начале 50-х годов братья, конструкторы из Америки Кеннет и Боб Лигоны приобрели патент на свое изобретение. Их ремень безопасности имел 2 точки крепления, обеспечивая надежную фиксацию туловища водителя вокруг пояса. Позже, их изобретением заинтересовался сам Генри Форд и 1956 году ремни начали устанавливаться на автомобили Ford в качестве опции. В связи с этим, легендарные американские автомобили стали намного безопаснее, что и отличало их от всех других. Но не все было так безоблачно и светло.

Ремень безопасности с двумя точками крепления от братьев Лигон

Вскоре выяснилось, что двухточечные ремни приносят вред в ровной степени, как и пользу. Водитель, пристегивающийся таким ремнем, имел риск получить серьезные травмы. Двухточечные ремни не гарантировали безопасность при столкновении или резком торможении автомобиля, а порой даже усугубляли ситуацию и водитель получал куда более серьезные травмы, нежели если бы вовсе не пристегивался. Нововведение сразу же отменили, поняв, что оно уже не завоюет доверие покупателя. Но, “все течет, все изменяется”, – говорил великий Гараклит, и вскоре концепцию ремня безопасности постигла настоящая революция! На смену ему пришел шведский трех-точечный, создателем которого явился легендарный Нильс Болин.

Идеальный ремень безопасности

Наискорейшему введению “революционного открытия” в автомобили тогдашнего времени Болин обязан президенту компании Volvo Гуннару Ингеллау, который дико мечтал и стремился сделать автомобили своей компании самыми безопасными в мире. В 1958 году Болин работал в компании SAAB и занимался системами пассивной безопасности. Узнав о том, что в компании конкурента работает очень талантливый инженер-изобретатель, Гуннар приложил все усилия, чтобы переманить Нильса на свою сторону. Он предложил ему очень щедрый оклад и место главного инженера безопасности в своей компании. От такого предложения талантливый инженер отказаться просто не смог и, придя в компанию Volvo, тут же взялся за разработку своего будущего “шедевра безопасности”.

Читайте также  В чем измеряется давление в шинах автомобиля?

После года долгих, кропотливых и интенсивных исследований и испытаний Нильс Болин наконец понял, что наивысшая степень безопасности пассажира и водителя может быть достигнута при помощи использования двух ремней: 1 – наискось пересекающего и фиксирующего тело водителя; 2 – фиксирующего нижнюю часть туловища водителя. Чтобы максимально упростить конструкцию ремня, он был объединен при помощи одной застежки на уровне бедра. Так родился трех-точечный V-образный ремень безопасности. Какое удачное совпадение, не правда ли? Volvo – владелец и первопроходец V-образной концепции.

По данным Volvo, Болинское изобретение спасло жизни более, чем миллиона человек. Официально доказано, что трех-точечные ремни снижают вероятность смертельного исхода при аварийной ситуации на 40-50%, и сокращают риск получения травм на 50-65%

Слева – модель VOLVO P120 Amazon; справа – VOLVO PV544

Болин получил патент на свое изобретение в 1959 году – именно к этому году и приписывают официальное рождение трех-точечного ремня. Первыми моделями, на которых применили революционный “шедевр” стали автомобили VOLVO P120 Amazon и VOLVO PV544, которые предназначались исключительно для шведского рынка. А спустя несколько лет, V-образные ремни стали использоваться, как стандартное оборудование передних сидений на большинстве автомобилей.

Неудача – стимул прогресса

Следует также отметить, что прежде, чем Нильс Болин добился успеха и нашел идеальную пропорцию комфорта и безопасности своего изобретения, его ремни далеко не во всех случаях срабатывали так, как надо. Причина этому – неумение водителя правильно пользоваться нововведением.

Нильс Болин демонстрирует свое изобретение – трех-точечный ремень

Для достижения наибольшей эксплуатационной эффективности системы, ремни надо было грамотно отрегулировать, чтобы между грудью и лямкой проходило 2 пальца. Но, при соблюдении условий эксплуатации, водители жаловались на то, что ремни сильно жмут и доставляют дискомфорт во время езды. Посему, большинство водителей ослабляло ремни безопасности, тем самым увеличивая допустимый зазор между туловищем и ремнем, что приводило к серьезным травматическим ситуациям при возникновении ДТП.

“Основная моя заслуга”, – признается талантливый инженер Volvo господин Болин, “в том, что я сумел найти наилучший компромисс между эффективностью работы системы и ее комфортом для водителя и пассажира”

В связи с этим Болин был вынужден заменить статистический механизм на инерционный, тем самым снижая эффективность действия всей системы. Но, к великому удивлению, такой ход, напротив, привел к улучшению показателей безопасности. К тому же, у жесткого статистического ремня был и свой один существенный недостаток. Представьте себе ситуацию, при резком торможении с таким ремнем происходит резкая нагрузка на грудную клетку водителя весом около 2-х тонн. Последствия примерно представляются, и они не столь безобидные. В связи с этим, инженеры оснастили ремни специальными преднатяжителями и ограничителями, что позволило приобрести трех-точечному ремню ту эффективность и надежность, которой он обладает и по сей день. Позже были введены электрические преднатяжители, согласующие свою работу с датчиком SRS.

Безопасность будущего

Как известно, ничто не может стоять на месте, в особенности технический прогресс. Специалисты заявляют, что некоторые крупные автомобильные компании уже занимаются разработкой четырех-точечного ремня, который предполагается, как замена еще пока морально не устаревшего изобретения Нильса Болина. По прогнозам экспертов, новинка появится на современных автомобилях уже в ближайшее десятилетие, но будет ли она также эффективна, как и V-образный “спасатель” человеческих жизней – большой вопрос…

Кто придумал ремни безопасности в автомобиле?

В начале XIX века ремни безопасности предложил использовать английский изобретатель Джордж Кэйли. В 1885 году в США был выдан первый патент на подобное приспособление. В 1903 году Луис Рэно изобрёл пятиточечный ремень безопасности.

В каком году появились ремни безопасности?

В СССР ремни внедрили в 1969 году сначала на 412-м «Москвиче», а с 1977-го — на ГАЗ-24. Два года спустя в Советском Союзе ввели обязательное применение ремней безопасности на передних сиденьях всех легковых автомобилей.

Что такое трехточечный ремень безопасности?

Трехточечные ремни безопасности являются основным видом ремня безопасности и устанавливаются на всех современных автомобилях. Трехточечный диагонально-поясной ремень безопасности имеет V-образное расположение, которое обеспечивает равномерное распределение энергии движущегося тела на грудь, таз и плечи.

Как работает механизм ремня безопасности?

Если выталкивающий заряд подожжён, то расширяющиеся газы перемещают шарики и перегоняют их через зубчатое колесо в резервуар для сбора шариков. Так как катушка ремня безопасности прочно соединена с зубчатым колесом, то она вращается при помощи шариков, и ремень втягивается.

Куда крепится ремень безопасности?

Крепится ремень безопасности к деталям кузова автомобиля, для более надежного удерживающего эффекта, поскольку в момент резкой остановки, инерция тела человека может создавать значительное усилие и если ремень будет крепиться за сидение имеющее «салазки» всегда может быть риск смещения такого сиденья.

Кому можно не пристегиваться ремнем безопасности в Украине?

«Сейчас имеют право не пристегиваться ремнями безопасности водители и пассажиры с инвалидностью, а также водители и пассажиры специальных и оперативных транспортных средств», — отметил он. Напомним, в Украине вступили в силу изменения в Правила дорожного движения.

Кто придумал ремень для брюк?

Многие историки уверяют, что изобретен был ремень племенами викингов и варваров из практичных соображений, для поддерживания штанов. В Древних Греции и Риме кожа крокодила ценилась достаточно высоко, поэтому такие пояса не прятали, а носили поверх хитона или пеплоса, в которых ходили и мужчины, и женщины.

Что такое пятиточечные ремни безопасности?

Пятиточечный ремень распределяет нагрузку по наиболее крепким частям тела – плечи, таз, ребра, не перегружая незащищенную область живота. … В случае фиксации тела ремнем, удержание во время столкновения происходит с первого момента удара.

В каком случае стоит пристегивать ремень безопасности?

Пристегиваться ремнями безопасности необходимо только во время движения автомобиля, однако рекомендуется пристегиваться сразу же при посадке в автомобиль, даже если Вы не собираетесь никуда ехать.

Почему при езде на автомобиле нужно пристегивать ремни безопасности?

Почему при езде на автомобиле необходимо пристегивать ремни? … Если авто резко затормозит, то тело по инерции будет еще двигаться в том же направлении с той же скоростью и может вылететь в окно. чтобы этого не произошло, необходимо пристегнуться ремнем безопасности.

Как работает натяжитель ремня безопасности?

Работа натяжителей ремней безопасности в зависимости от конструкции может осуществлятся как в составе системы пассивной безопасности, так и автономно. При аварии задние датчики удара передают соответствующий сигнал в блок управления, который активирует пиропатрон и приводит в действие натяжители ремней безопасности.

Как срабатывает пиропатрон?

Пиропатрон (пиротехнический патрон) — техническое средство для приведения в действие различных исполнительных устройств (запуска ракетного двигателя, воспламенения порохового заряда катапультируемого кресла и др.). Как правило, срабатывает от электрического импульса.

Как называется защелка на ремне?

О замках ремня безопасности Замком, иначе защёлкой ремня безопасности, называется находящийся сбоку сиденья фиксатор, куда вставляется сам ремень. … Преимущество такой детали, как замок ремня безопасности — он крайне редко выходит из строя. Но иногда это всё же происходит, в таком случае необходимо знать, что делать.

Как спасает ремень безопасности?

По статистике, ремни безопасности уменьшают риск гибели и тяжелых травм при фронтальном столкновении в 2-2,5 раза, при боковом — в 1,8 раза, а при опрокидывании — в 5 раз. Во время и после удара необходимо, чтобы тело было зафиксировано на месте, при этом не столь важно, сидит человек спереди или сзади.

Читайте также  Щетка для автомобиля от снега какую выбрать?

Сколько метров ремень безопасности?

Для замены одного ремня необходимо 2,5 — 4 метров ленты. В среднем на заднее сидение нужно 3 м., на переднее 3,5 м.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Вот так работают ремни безопасности. Давайте узнаем историю этого приспособления в машине.

Поверите ли вы или нет, но придумали в 1885-м. Дело было в США, где изобретатель Эдвард Клэгхорн (Edward J. Claghorn) из Нью-Йорка получил первый патент на ремень безопасности. Который предназначался … для фиксации кучера кареты. В начале XIX века ремни безопасности предложил использовать английский изобретатель Джордж Кэйли (Sir George Cayley) – для самолётов. И в 1913 году ремень впервые применил Адольф Пегу (Célestin Adolphe Pégoud) – французский пионер авиации и один из первых исполнителей «мёртвой петли» (её он совершил через две недели после Нестерова).

Правда, 11 мая 1903 года изобретение «защитных автомобильных скоб» для пассажиров в транспортном средстве запатентовал и Гюстав-Дезире Лево (Gustave-Désiré Leveau). И в этом же году пятиточечный ремень безопасности изобрёл Луи Рено (Louis Renault).

Почему не пристегнулся ?

Изобретатели изобретали, меняли, улучшали – а производители ни о каких ремнях и слышать не хотели. Во-первых, те были несовершенны, во-вторых, их надо было дополнительно крепить к сиденью. Первой машиной, изначально снабжённой ремнями безопасности, стала Tucker Torpedo в 1948 году. В 1959 году запатентованные трёхточечные ремни стали обязательной принадлежностью Volvo PV 544 и P120 Amazon, а через пару лет и многих автомобилей фирмы Saab.

Изобретателем трёхточечного ремня был авиационный инженер Volvo Нильс Болин (Nils Bohlin), который вначале работал в Saab. В 1985 году Германское патентное ведомство даже отметило это изобретение в числе восьми, принёсших человечеству самую большую пользу за последние 100 лет.

13 августа 1959 года с завода шведского автомобильного гиганта ‘Volvo’ вышел новенький автомобиль Volvo PV 544, оснащенный последней новинкой – трехточечными ремнями безопасности. Имя изобретателя этих чудо-ремней, спасших жизнь миллионам людей, так никогда и не прогремело на весь мир и известно лишь тем, кто специально интересовался этой темой. Действительно, швед Нильс Болин всегда был и оставался скромным инженером, который, как и многие гении, прежде всего интересовался собственно процессом изобретения, а не теми выгодами, которые это может ему принести.

Родился Нильс Ивар Болин (Nils Ivar Bohlin) в 1920 году в шведском городе Хернёсанд (Härnösand, Sweden). Диплом в области машиностроения Нильс получил в шведской школе Härnösand Läroverk в 1939 году, а в 1942-м он уже начал работать в качестве авиаконструктора в авиастроительной компании ‘Saab’. Именно тогда он сконцентрировал свое внимание на разработке и улучшении катапультируемых кресел.

В конце 1950-х Болин уже работал с автомобильным гигантом ‘Volvo’, где он числился инженером по безопасности. Именно здесь он и изобрел свои знаменитые трехточечные ремни безопасности, которые навсегда застолбили имя шведского изобретателя в истории автомобилестроения. Так, он работал над ремнем безопасности в течение года, и здесь ему очень пригодились навыки, полученные во время работы над катапультируемыми авиакреслами для ‘Saab’.
Патент на новый тип автомобильного ремня № 3043625 был получен в том же 1959-м, а спустя 10 лет, в 1969-м, Болин уже возглавлял Центральный научно-исследовательский отдел компании ‘Volvo’.

Сегодня трехточечный ремень безопасности стал стандартом для всех автомобилей, однако прошло какое-то время, пока водители во всем мире привыкли к нововведению и стали пользоваться им правильно. Чем же отличались новые, трехточечные ремни, от старых? Как оказалось, тем, что при столкновении они не давали водителю ‘клюнуть’ лицом вперед, а, коме того, новые ремни безопасности защелкивались одним кликом.

Он ушел из ‘Volvo’ в 1985 году. Известно, что Нильс был женат, и у них с женой (Majbrict Bohlin) было двое приемных детей, а позднее появилось много внуков.

Нильс Болин умер 26 сентября 2002 года, в возрасте 82 лет, от сердечного приступа; его похоронили в церкви Torpa Church в шведском городе Рамфалл (Ramfall).

Кстати, в Германии ремни со знаком «Gurt zum Anschnallen, Flugzeugbauart» впервые появились в 1957 году на серийных машинах Porsche и Mercedes-Benz W111. На других же немецких автомобилях официально утверждённый тип трёхточечных ремней безопасности появился 1 апреля 1961-го.

Появился – и вызвал бурю недовольства. Причём не только производителей (большинство автомобилей были не готовы к установке трёхточечных ремней), но и водителей, намертво «скованных одной цепью». Тем более что с 1967 года ремни безопасности стали устанавливаться и на задние сиденья автомобилей. Но с 1 января 1974 года установка ремней на новых немецких автомобилях стала обязательной. Хотя их применение оставалось всё ещё делом добровольным.

Добровольца долго уговаривали. В 1972 году появился инерционный механизм натяжения ремней, обеспечивающий пассажирам больше свободы и безопасности. У ремней появилась красная отстёгивающая «кнопка» американской модели. В стране прошла широкая кампания под лозунгом: Erst gurten, dann starten (Сначала пристегнись, потом стартуй). Тем не менее остановить «подвиг добровольца» смогли, как это чаще всего бывает, лишь деньги. С 1 августа 1984 года вождение без ремня безопасности стало наказуемым – штраф составлял 40 DM. И число пристегнувшихся водителей и пассажиров тут же взлетело к 90 процентам.

А надо было пристегиваться !

К этому времени Германия плелась в хвосте у стран, принявших закон об обязательном использовании ремней безопасности. Пионерами здесь стали Чехословакия (1969), Koт-д’Ивуар (1970), Япония (1971), Австралия, Бразилия и Новая Зеландия (1972). Швеция, между прочим, сделала использование ремней «обязаловкой» лишь в январе 1975-го.

Ну а в СССР обязательное применение ремней безопасности на передних сиденьях всех легковых автомобилей ввели в 1979-м. Хотя сами ремни внедрили ещё в 1969 году на 412-м «Москвиче» (в 1973 г. появилась отечественная разработка, автор – Леонид Оскарович Тедер, главный специалист эстонского завода «Норма», начавшего выпуск ремней), а с 1977-го – на «ГАЗ-24».

При столкновении или при экстренном торможении сила инерции настолько большая, что бросает человека вперед, а это грозит серьезными травмами. Ученые подсчитали, что небольшая «малолитражка» которая весит не более одной тонны при скорости 50 км/ч обладает кинетической энергией в 100 Дж. Во время столкновения эта энергия идет на деформацию передней части кузова. Деформация составляет от 30 до 50 см в зависимости от конструкции машины. При столкновении величина силы, которая воздействует на водителя и пассажиров, определяется по второму закону Ньютона по формуле F=ma, где m – это масса водителя в килограммах, а – ускорение или замедление в м/с2.

Что это значит? Это значит, что при столкновении масса водителя увеличивается в 40 раз! Вряд ли нужно объяснять, какие травмы можно получить при таком столкновении. Как минимум, не совместимые с жизнью.

● при лобовом столкновении в 2,3 раза
● при боковом столкновении в 1,8 раза
● при опрокидывании автомобиля в 5 раз

Московский автомобильно-дорожный институт провел исследования, которые позволили установить, что чаще всего пассажиры и водители легковых автомобилей получают травмы грудной клетки и головы. При этом источником травм людей, которые находятся за рулем, в 68% является рулевая колонка, в 28,5% – ветровое стекло, в 23,1% – приборный щиток, в 12,5% – боковая стойка и в 3% – крыша.