Кластер что это такое в автомобиле?

Развал, схождение и кастер — что это такое и зачем оно нужно?

  • Главная
  • Статьи
  • Развал, схождение и кастер — что это такое и зачем оно нужно?

Виды работ

Виды работ

Развал и схождение — параметры, отвечающие за управляемость автомобиля. Эту процедуру стоит проходить каждые 15-20 тыс. км., а также после ремонта подвески, рулевого управления, а также замены колес зима/лето. Иногда рекомендуется делать развал и схождения даже на новом автомобиле.

Часто именно регулировка развала и схождения решают такие проблемы, как:

*быстрый износ покрышек

*когда авто тянет в сторону

Выполняются эта процедуры на специальном стенде, который позволяет выставлять значения с предельной точностью. В процессе, мастер обращает внимание на состояние колёса и подвески, т. к. в случае их износа не получится добиться хорошего результата.

*Положительный — верхняя сторона колеса наклонена наружу.

*Отрицательный — верхняя сторона колеса наклонена внутрь.

От развала зависит сцепление колёс с дорогой. При отрицательном развале сцепление становится больше, т. к. увеличивается пятно контакта, но при этом резина снашивается быстрее.

Схождение — угол плоскости колёс по отношению к направлению движения. Оно также бывает положительным и отрицательным

Положительное схождение — дальняя от водителя сторона колеса смотрит внутрь.

Отрицательное схождение — дальняя сторона смотрит наружу.

Если этот параметр будет выставлен неправильно, колёса также будут изнашиваться крайне быстро. Также, при неправильно схождении возникает биение руля, т. к. колеса сильнее передают все неровности. Этот параметр также может настраиваться на задних колёсах, в зависимости от конструкции авто.

Положительное схождение делает авто более стабильным при большой скорости, но при этом мы столкнемся с недостаточной поворачиваемостью. Отрицательное схождение повышает точность рулевого управления, но повышает износ резины.

Кастер — угол продольного наклона оси поворота авто. Благодаря этой регулировке автомобиль при выходе из поворота сам возвращает руль в в прямое положение.

Чем меньше этот показатель, тем меньше радиус разворота авто, но при этом хуже управляемость на скорости. На спортивных авто, этот показатель наоборот делается больше — дабы повысить устойчивость и сделать управление более острым. Однако для повседневной езды такие настройки менее комфортные — руль становится тяжелым.

Раздел Научно-методический раздел, библиотеки

Статьи

Кластер: автомобилестроение

Автомобильный кластер можно назвать одним из самых динамично развивающихся, но неоднозначных проектов инновационного развития Петербурга. Достаточно неуверенные позиции отечественных автозаводов вкупе с конкуренцией со стороны зарубежных производителей вызывают сомнения в перспективах такого сотрудничества.

Тем не менее, о создании такого объединения было объявлено еще в 2010 году. О том, как этот проект реализуется сейчас в Санкт-Петербурге — в информации журнала «ГлавСправ».

Главный принцип кластера — географическая локализация взаимосвязанных производственных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг. В кластер входят также: научно-исследовательские институты, вузы, технопарки, бизнес-инкубаторы и объекты инфраструктуры.

Такое объединение должно повышать эффективность работы каждого члена кластера и усиливать его конкурентные преимущества. Отличительным признаком эффективно действующих кластеров является выход инновационной продукции.

За девять месяцев 2012 года автомобильные заводы Санкт-Петербурга (Toyota, GM, Nissan и Hyundai) выпустили 282 тыс. автомобилей, что на 69% больше, чем за аналогичный период 2011 года. К 2018 году ежегодный объем производства автокластера должен составить не менее 1 млн. автомобилей.

На территории РФ автомобильная промышленность представлена в четырех типах предприятий: традиционные автозаводы («АвтоВАЗ», «ГАЗ», «КамАЗ», «ЗИЛ» и др.), сборочные предприятия («Иж-Авто», «Тагаз», «Соллерс» и др.), иностранные автопроизводители и прямые импортеры.

Создание автомобильного кластера на территории Санкт-Петербурга обусловлено многолетней деятельностью предприятий мировых автопроизводителей на территории города и области. Первые заводы по выпуску автомобилей начали работу в 2007 году (Тойота). Сейчас в городе функционирует уже пять производств, в перспективе — еще один.

География кластера распространяется на промзоны города: Шушары, Каменка и Марьино.

Для поддержки предприятий автокластера правительством Российской Федерации был введен новый режим промышленной сборки автомобилей: таможенные ставки для ввоза комплектующих будут снижены у тех иностранных компаний, чья локализация производства в течение шести лет с момента заключения соглашения достигнет 60%.

План развития автомобильной промышленности прописан в соответствующей стратегии на период до 2020 года. При этом поставлена задача обеспечить транспортные потребности страны за счет производства высокотехнологичных комплектующих на внутреннем рынке, с максимальной локализацией.

В перспективе, собственные разработки российского автокластера смогут конкурировать с зарубежными на мировом рынке. Важным является и аспект состоятельности национальной оборонной промышленности: сильное внутреннее производство укрепит позиции российской военной техники.

Всего за 2010-2020 годы инвестиции на создание и модернизацию производственных мощностей и НИОКР составят 584,1 млрд. рублей.

Отдельно в стратегии прописаны пункты о разработке новых образовательных программ и программ повышения квалификации для обеспечения автомобильной промышленности рабочими кадрами. Государственная поддержка будет распространяться на подготовку научно-исследовательских, инженерных, производственных и управленческих кадров, в том числе, в зарубежных инжиниринговых и производственных центрах.

Образовательные и научные организации

В Петербурге идет работа по созданию центров по подготовке инженерных кадров для промышленных предприятий, входящих в автомобильный кластер. Первый такой центр уже создается в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете при поддержке автомобильных заводов GM, Toyota, Hyundai и Nissan.

    В автомобильный кластер войдут и другие петербургские образовательные учреждения технического профиля:
  • Санкт-Петербургский государственный технологический институт,
  • Университет информационных технологий, механики и оптики,
  • Петербургский государственный университет путей сообщения,
  • Санкт-Петербургский государственный университет,
  • Автотранспортный и электромеханический колледж,
  • Политехнический колледж и др.

Результатом многолетней работы по укреплению внутреннего автомобильного рынка и сотрудничества с мировыми производителями станет повышение к 2020 году доли добавленной стоимости с текущего уровня 21% до 48% (2200 млрд. руб.), а также повышение доли автомобильной промышленности ВВП страны с 1% до 2,38%.

Ведущие предприятия автомобильного кластера

Hyundai (Solaris)

  • Объем производства: 150 тыс. шт. в год
  • Объем инвестиций: 650 млн. долларов США
  • Количество рабочих мест: 2400 человек

Ford Sollers (Focus, Mondeo)

  • Объем производства: 125 тыс. шт. в год
  • Объем инвестиций: 330 млн. долларов США
  • Количество рабочих мест: 2750 человек

General Motors (Chevrolet Cruze, Chevrolet Captiva, Opel Astra, Opel Antara)

  • Объем производства: 60 тыс. шт. в год
  • Объем инвестиций: 303 млн. долларов США
  • Количество рабочих мест: около 1300

Nissan (Teana, X-trail, Murano)

  • Объем производства: 50 тыс. шт. в год
  • Объем инвестиций: 200 млн. долларов США
  • Количество рабочих мест: около 1500

Toyota (Toyota Camry)

  • Объем производства: 50 тыс. шт. в год
  • Объем инвестиций: 133 млн. долларов США
  • Количество рабочих мест: около 600

Scania (грузовые автомобили)

  • Объем производства: 6,5 тыс. шт. в год
  • Объем инвестиций: 10 млн. евро
  • Количество рабочих мест: около 600

Холдинг «Яровит» и группа «Онэксим» (проект Ё-мобиль)

  • Объем производства: 45 тыс. шт. в год
  • Объем инвестиций: 1,3 миллиарда рублей

Fiat-Chrysler

В феврале 2012 года были приняты первые шаги к появлению в Петербурге еще одного крупного автоконцерна — Fiat-Chrysler. Уже подписано соглашение, согласно которому строительство предприятия планируется начать в 2013 году в городе-спутнике «Южный» вблизи Санкт-Петербурга. Запуск производства мощностью 120 тысяч автомобилей намечен на конец 2014 года. Петербургский завод Fiat будет выпускать внедорожники Jeep Grand Сherokee и Compass.

Читайте также  Какое самое безопасное место в автомобиле?

Кластеризация автомобилей в модуле Cluster Analysis (Кластерный анализ)

Шаг 1. В рабочем окне Statistica выберете название модуля – Cluster Analysis(Кластерный анализ),высветите его имя и щелкните на его имени (рисунок 16.1).

Рисунок 16.1 – Запуск модуля Кластерный анализ

На экране появится стартовая панель модуля Claster Analysis(Кластерный анализ) (рисунок 16.2).

Рисунок 16.2 – Стартовая панель модуля Кластерный анализ

Шаг 2. Стандартным образом, нажав кнопку Open Data, откройте окно выбора файла (рисунок 16.3).

Рисунок 16.3 – Выбор файла с данными об автомобилях

Шаг 3. Выберите в этом окне файл Cars.sta, как показано на рисунке, и два раза нажмите левую кнопку мышки.Файл выбран, и вы вернетесь обратно, в стартовую панель модуля.

В рабочем окне, сзади стартовой панели, вы видите открытый файл с данными (рисунок 16.4).

Рисунок 16.4 – Файл Cars.sta с данными автомобилей разных марок

Изинформации в верхней части окна вы видите, что в файлеCars.sta записаны цена автомобиля, технические характеристики, количество миль, пройденных на одном галлоне бензина.

Всего в файле содержатся данные о 22 машинах разных марок.Марки машин – это случаи.

Переменные в этом файле:

PRICE– цена;

ACCELE – HANDLI – технические характеристики;

MILAGE – расход горючего (количество миль, пройденных на одном галлоне бензина).

Все характеристики машин уже стандартизованы: например, из значений переменной price вычтена средняя цена и разность поделена
на корень квадратный из дисперсии. Тоже относится к другим переменным.

Задача состоит в том, чтобы разбить автомобили на несколько групп, в которых автомобили мало отличаются друг от друга (существенно меньше, чем в целом в совокупности).

Задача эта сложна, так как сравниваются машины не по какому-то одному параметру, а по нескольким параметрам одновременно.

Вы видите, что по одним характеристикам одни машины близки друг к другу, по другим – нет. В конечном итоге разбиение на группы – тоже не самоцель. Конечно, число параметров можно увеличить. Очевидно, разбив машины на группы, можно лучше в целом представить их совокупность, с тем, чтобы затем более обоснованно принимать решение, например при покупке или обмене одной машины на другую.

Если бы машины сравнивались по одному параметру, например по расходу горючего, то, наверное, следовало бы выбрать машину с меньшим расходом топлива на одну милю. Все машины были бы упорядочены в одну линию, и задача не представляла бы проблем.

Однако параметров несколько, и ситуация существенно усложняется.

Посмотрите на стартовую панель. В главной ее части находится список методов кластерного анализа, реализованных в Statistica.

Шаг 4. В списке методов высветите k-means (k-средних)
(рисунок 16.2) и нажмите кнопку OK в правом верхнем углу панели.

Диалоговое окно метода k-meansпоявится на экране (рисунок 16.5).

Рисунок 16.5 – Диалоговое окно метода k-means

Шаг 5. Начните работать в данном окне. Прежде всего, выберите переменные для анализа.

Нажмите кнопку Variables(Переменные) в левом верхнем углу текущего окна и откройте диалоговое окно: Select variable for the analysis(Выбрать переменные для анализа) (рисунок 16.6).

Рисунок 16.6 – Выбор переменных для кластерного анализа

Так как машины разбиты на группы и учитываются все параметры, то нажмите вначале кнопку Select All(Выбрать все),а затем нажмите кнопку OK.

Шаг 6. Посмотрите далее на поле Cluster(Кластер),находящееся ниже кнопкиVariables(Переменные). Нажав на стрелку в этом поле, выберите пункт меню Cases(Случаи). Альтернативный выбор был быVariables(Переменные). Так следует поступить, если нужно кластеризировать переменные.

В данном примере кластеризируются машины, которые являются случаями в исходном файле данных, поэтому выбирается пункт Cases.

Шаг 7. В поле Number of clusters(Число кластеров) нужно определить число групп, на которые необходимо разбить автомобили. Запишите в это поле число 3.

Таким образом, машины разбиваются на 3 кластера.

Шаг 8. В строке Number of iterations(Число итераций) задается максимальное число итераций, используемых при построении классов. Задайте, например, число 11.

Шаг 9. В строке Missing data задается способ обработки пропущенных значений в данных (например, для какой-то машины отсутствует значение некоторого параметра). В данном примере пропусков в данных нет и обработки пропущенных значений не происходит.

Группа опций Initial cluster centersпозволяет задать начальные центры кластеров.

Сделайте установки, как показано на рисунке 16.5.

Шаг 10. После того как все установки сделаны, нажмите кнопку ОК в верхнем правом углу окна k-means Clusteringи запустите вычислительную процедуру.

Шаг 11. Спустя несколько секунд после нажатия кнопки ОК в
k-means Clusteringокно результатов появится на экране
(рисунок 16.7).

Рисунок 16.7 – Окно результатов кластеризации машин
по методу средних

В верхней части окна записана информация: число переменных,
число случаев, метод кластеризации, число кластеров, а также сообщение о том, после скольких итераций найдено решение:
Solution was obtained after 3 iterations(решение найдено после
3 итераций).

Кнопки в нижней части окна позволяют провести анализ результатов кластеризации.

Кнопка Analysis of variation (Дисперсионный анализ) позволяет просмотреть таблицу дисперсионного анализа.

КнопкаCluster Means&Euclidean Distancesпозволяет вывести таблицы, в первой из которых указаны средние для каждогокластера (усреднение производится внутри кластера), во второй указаны евклидовы расстояния и квадраты евклидовых расстояний между кластерами.

Кнопка Graph of meansпозволяет посмотреть средние значения для каждого кластера на линейном графике.

Кнопка Descriptive Statistics for each clustersоткрывает электронную таблицу с описательными статистиками для каждого кластера (среднее, дисперсия и т. д.)

Кнопка Save classifications and distancesпозволяет сохранить результаты классификации в файле Statistica для дальнейшего исследования.

Шаг 12. Следует посмотреть, как распределились машины по кластерам. Нажмите для этого кнопку Member of each
cluster&distances
.

На экране появятся 3 электронные таблицы с названиями машин, отнесенных к определенным кластерам (рисунки 16.8 — 16.10).

Рисунок 16.8 – Первый кластер

Рисунок 16.9 – Второй кластер

Рисунок 16.10 – Третий кластер

В строках таблиц указано расстояние от каждой машины до центра кластера.

Шаг 13. Нажмите на кнопку Cluster means&Euclidean distances. На экране появится таблица, в которой даны евклидовы расстояния
между средними кластеров (по каждому из параметров внутрикластера вычисляется среднее, получается 3 точки в пятимерном пространстве, и между ними находится расстояние) (рисунок 16.11).

Рисунок 16.11 – Расстояния между кластерами

Из таблицы вы видите, что расстояние между первым и вторым кластером 0,969, а например, между вторым и третьим – 1,876.

Над диагональю в таблице даны квадраты расстояний между кластерами.

Шаг 14. С помощью кнопки Graph of means(График средних) строятся следующие графики средних значений характеристикмашиндля каждого кластера (рисунок 16.12).

Рисунок 16.12 – График средних для каждого кластера

Закроем окно результатов и вернемся в начальное окно метода
k–средних.

Изменим переменные для анализа.

Читайте также  Tpms что это такое в автомобиле?

Шаг 15. Нажмите кнопку Variables(Переменные)в левом верхнем углу текущего окна и откройте диалоговое окно: Select variables for the analysis. Сделайте в нем установки, как показано на рисунке 16.13 (выберем теперь только 3 параметра, характеризующих машины).

Рисунок 16.13 – Выбор части переменных для кластерного анализа методом k-средних

Шаг 16. Повторите действия, описанные ранее. Нажмите кнопку Graph of means(График средних), постройте следующие графики средних значений характеристик машин для каждого кластера
(рисунок 16.14).

Рисунок 16.14 – График средних для новых кластеров

Заметьте, что состав групп изменился. Теперь машины более отчетливо группируются. Пожертвовав размерностью, сократили
число параметров и получили более отчетливо выраженные группы (сравните с рисунком 16.12).

Поэкспериментируйте с этими данными. Возможно, вам удастся найти оптимальную кластеризацию.

После того как вы поработаете с этим примером, обязательно попробуйте расклассифицировать другие свои собственные данные.

В системе реализованы также и другие методы кластеризации, в частности, так называемый two-way joining, в котором кластеризируются случаи и переменные одновременно.

Шаг 17. Если вы воспользуетесь Joining (tree clustering), то сможете увидеть дендрограмму, или дерево объединения (рисунок 16.15), о котором говорилось вначале.

Рисунок 16.15 – Дерево объединения машин разных марок в кластер методом одиночной связи

Что такое кластеры и их виды?

Кластер — группа компьютеров, объединённых высокоскоростными каналами связи и представляющая с точки зрения пользователя единый аппаратный ресурс. … состоит из нескольких связанных между собой компьютеров; используется как единый, унифицированный компьютерный ресурс».

Что такое кластер простыми словами?

Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Какие бывают виды кластеров?

Обычно различают следующие основные виды кластеров:

  • отказоустойчивые кластеры (High-availability clusters, HA, кластеры высокой доступности)
  • кластеры с балансировкой нагрузки (Load balancing clusters)
  • вычислительные кластеры (High performance computing clusters, HPC)
  • системы распределенных вычислений

Что такое кластеры в информатике?

Кластер (англ. cluster) — в некоторых типах файловых систем — логическая единица хранения данных в таблице размещения файлов, объединяющая группу секторов. Например, на дисках с размером секторов в 512 байт, 512-байтный кластер содержит один сектор, тогда как 4-килобайтный кластер содержит восемь секторов.

Что такое кластер и как его создать?

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Что за слова кластер?

Кластер — английское слово (cluster), переводимое как группа, пучок, скопление. Короче говоря, кластер — это группа каких-то близких, родственных, объединенных между собой, компонентов: предприятий, организаций, компьютеров, даже звезд или галактик.

Что такое кластер по биологии?

Кластер генов (gene cluster) [англ. cluster — скопление, гроздь; греч. genos — род, рождение, происхождение] — группа расположенных рядом на хромосоме повторов одного и того же или родственных генов, входящих в состав единого мультигенного семейства.

Что такое кластер и Ноды?

Кластер — это группа серверов (именуемых «нодами»), которые работают вместе, выполняют общие задачи и клиенты видят их как одну систему. … В случае выхода из строя одного из серверов, задачи, которые он выполнял, берёт на себя другой сервер и работоспособность системы восстанавливается.

Что такое кластер в сельском хозяйстве?

В сельском хозяйстве кластер представляет собой объединение сельхозпроизводителей через кооперацию, охватывающую производство, переработку, реализацию продукции, снабженческо-заготовительную и кредитную сферы.

Что такое кластер пирсинг?

Кластеры для пирсинга

Кластеры — невообразимой красоты накрутки в виде объединения нескольких элементов украшения, состоящие из сверкающих фианитов или переливающихся опалов.

Что такое кластерные системы ПК?

Синонимы: Кластерные вычислительные системы; Кластер; Кластер — группа взаимно соединенных вычислительных систем (узлов), работающих совместно и составляющих единый вычислительный ресурс, создавая иллюзию наличия единственной ВМ.

Что такое Cluster в машине?

Кластер в автомобилестроении и автомобиле — что это такое

е. кластер здесь – это группа расположенных на одной территории предприятий или организаций, связанных с автомобилестроением.

Что такое кластер в торговле?

Кластер – это цена актива в определенный промежуток времени, на котором совершались сделки. Результирующий объём покупок и продаж указан цифрой внутри кластера. … Это позволяет детально видеть объемы покупок, продаж и их баланс в каждом отдельном баре, по каждому ценовому уровню.

Как нужно писать кластер?

Для создания кластера нужно:

  1. Ознакомиться с текстом;
  2. Составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями. …
  3. Посередине листа записать ключевое слово или предложение, которое является главным для раскрытия темы, идеи;

Что такое кластер в политике?

Кластерная политика — комплекс государственных и общественных мер и механизмов поддержки кластеров и кластерных инициатив, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, развитие институтов, стимулирующих формирование кластеров, а также обеспечивающих внедрение инноваций.

Что такое кластер по географии?

Географический кластер (пространственно-временной воспроизводственный кластер) — это географически сконцентрированная группа взаимосвязанных компаний и организаций, конкурирующих, но при этом ведущих совместную деятельность на территории, которая отличается от других не только экономической специализацией, но и …

В чем сила, кластер?

Слово «кластер» понятно узкопрофильным профессионалам, а для большинства – то есть для нас, тех, в чьих интересах кластер обычно призван создавать условия не только хорошей работы, но и жизни, самореализации и творчества: горожан, студентов, малого бизнеса и т.д. … — кластер это что-то модное, но непонятное.

Последние 10 лет термином оперируют и в теме развития регионов и территорий, именуя «кластером» многое : то, где занимаются инновациями или производством, территории внутри городов типа Сколково, Винзавода или Флакона в Москве, Иннополис в Казании в теме ICT, маркетинга и производства — кластеры данных, кластеры продуктов. Когда говорят о кластере для развития города или региона, сложно уследить и разобраться, почему в кластеры делают столько вложений и зачем он лично нам, горожанам, представителям самых разных сфер и профессий. Кажется, может быть это просто красивое слово для получения финансирования?

Кластер – это не ассоциация или формальное объединение компаний. Хотя разные сети, объединения однозначно работают на кластер и в большинстве ситуаций не мешают. Хотя…важно отслеживать, чтобы такие ассоциации не обязывали стать участником, потому что компании малого бизнеса, например, не всегда будут стремиться куда-то вступить. Главное для кластера – чтобы люди и компании приходили в него, выбирали эту территорию или экосистему в этот период своего развития, на какое-то время оставались тут.

В традиционном понимании кластер – это территория, на которой на расстоянии 2-3 часа езды друг от друга расположено много компаний разного размера (малый, средний, крупный бизнес, стартапы), университеты, технопарки, инкубаторы, разные научно-исследовательские и другие организации, НКО, СМИ, работающих по определенной теме. Концентрация обычно составляет 130 и больше участников (даже в аэрокосмосе и авиации). Именно такой количественный размах «имеет значение» и переходит в качественный – таким образом в одном месте появляется много правильных людей по теме специализации кластера и в результате формируется разнообразие – кластеру нужны люди, которые думают и действуют по-разному. Одна корпорация или компания формируют определенный образ мышления, привычки, модели, а кластер позволяет за них выходить.

Читайте также  Автомобильные щетки стеклоочистителя как выбрать?

Именно поэтому кластер может и должен ежегодно (подчеркну, ежегодно) подтверждать, что он работает: в нем появляются решения по оптимизации и совершенно новым продуктам прежде всего для данной территории, сервисам и даже новые компании, стартапы, проекты, в том числе инновационные для отрасли и мира вообще.

Но важнее другое — в регионе и для него или в экосистеме кластера должны появляться новые профессии и рабочие места под них – это точное подтверждение силы кластера и это высший пилотаж. Задача кластера – ввести регион (или даже страну) в число 5-7, максимум 10 территорий мира, специализирующихся по той или иной теме, постоянно привлекая «своих» людей может быть даже со всего мира и помогать развиваться профессиональным сообществам.

Сильный кластер всегда основан на науке. Что происходит в таком кластере? В идеале в нем разрабатывают научно-производственные решения, которые производство оценивает, как рабочие и внедряет. Например, компания заказывает исследование и разработку решения в университете, и активно сотрудничает с ним в этом процессе. Сейчас это не всегда получаются – не всегда бизнес доверяет университетам. Хороший пример, где получается получить результат – Политехнический университет в Санкт-Петербурге, где умеют работать с обратным инжинирингом.

Самые объяснимые– это производственные или сервисные кластеры, они как бы «маркированы». Там производят много продуктов или сервисов по определенной специализации. В таких кластерах инновации касаются новых технологий по своей сути. Обычно по мере накопления потенциала в таких кластерах появляются свои исследовательские институты и фабрики мысли (занимаются анализом трендов и будущего). Тогда производственные или сервисные кластеры переходят в разряд научно-производственных кластеров. Примеры — автомобильный кластер в Калужской области, фармацевтический кластер в Ярославской области. Сюда же относятся гастрономические кластеры Барселоны и всего региона Каталония, отдельные регионы Италии, Франции, Перу, Санкт-Петербург. Москва и Казань очень интересны с точки зрения гастрономических кластеров. Их расцвет я надеюсь увидеть в самое ближайшее время и в Москве.

Понятные, правильные, традиционно самые сильные в мире – это научно-производственные или научно-сервисные кластеры, в которых есть и хорошее образование по специализации. Это касается, например, активно развиваемого Московского международного медицинского кластера.

Вроде бы очевидные с точки зрения формальных признаков, но не объяснимые, не очерченные – это образовательные кластеры. Там традиционно много вкладываются в науку и образование, туда надо ехать учиться, искать научные решения. Москва и Санкт-Петербург — однозначно сильные образовательные кластеры, так же, как Новосибирск и Томск. Томск – уникальные история с сильным образовательным кластером, когда большинство населения города связанно именно с образованием: 2/3 горожан либо учатся, либо работают в университетах, образовательных учреждениях. Образовательные кластеры есть в России — только как их объяснить, оценить и осознать? А это значит и нельзя «очевидным» образом ответить на вопросы — почему и по какой теме туда, а не в Оксфорд, Кэмбридж, Бостон с MIT и Гарвардом – над этим предстоит работать.

Все сильные кластеры создают инновации. Это обязательное (без исключений) условие работы кластера. Сейчас этим словом подчеркивают, что инновации должны быть или уже есть в кластере, что к этому надо стремиться, иначе без инноваций территория, город проиграют.

Именно поэтому, помимо определения специализации для мегаполиса, например, Москвы, где есть много разных кластеров, возникает задача — показывать не отдельный кластер, а всю себя как территорию инноваций – для горожан Москву, а для всего мира вскоре, скорее всего и весь российский инновационный потенциал.

Поэтому понятно и логично стремление Москвы к созданию платформы Инновационного кластера: необходимо и очертить весь потенциал, и объяснить, и представить горожанам и заявить странемиру, то есть агрегировать инновации во всех имеющихся направлениях, развить новые.

Участникам кластеров нужны витрина и площадка для общения людей из разных отраслей, в том числе для более эффективного продвижения продукции за границей и создания кросс-отраслевых решений. Идея правильная – только слово «суперкластер» запутает людей. Я за то, чтобы найти другое слово, а использовать механизмы развития кластеров.

И так выяснили главное: кластеры — это не профанация, если их понимают те, ради кого создаются инновации и вовлекаются в них. А в нынешнее время, кластеры — это необходимое условие глобальной конкуренции для всех передовых территорий, включая города и мегаполисы. Они показывают специализацию места – что здесь сильное – и помогают ее усилить. Они создаются, для того, чтобы дать сигнал «вам сюда» и сконцентрировать у себя людей, компании, организации по своей тематике.

Это особенно критично, когда старые инструменты (территориально-промышленные комплексы с одним главным предприятием или закрытые города) перестали успевать за миром — для них он стал слишком быстрым, меняющимся, мобильным.

Кластеры же помогают конкурировать в 21 веке. И в первую очередь – конкурировать за людей! Впервые за историю человечества многие люди могут выбрать «правильный» стиль и место для жизни и работы, где они будут не только жить сами, но и перевезут свои проекты и амбиции. Модель «где родился, там и пригодился» стала слишком тесная. Поэтому все страны мира активно вкладываются в развитие кластеров, объясняя гражданам, что стоит за кластером, который «маркирует» ту или иную локацию определенным образом.

Что значит «объяснять себя» для каждого из нас? Мы (большинство из нас, а не только ограниченная группа специалистов, которые напрямую занимается кластерами) не можем точно объяснить – что сильного, инновационного, классного есть в городе/ регионе. Грубо говоря, а по какому вопросу надо сюда обращаться или что здесь хорошо развивать.

А вот, например, Кремниевая долина вкладывается в свою идентификацию, постоянно конкретизирует и объясняет, что в ней сильного, отстраивается от Сан-Франциско, где другие сильные кластеры, подтверждает, что она продолжает оставаться Меккой для CIT отрасли.

А теперь попробуйте объяснить (с примерами за последние три года), что и почему сильное есть в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Перми, Краснодаре? Ответ «всё» не принимается. Ни один мегаполис мира не может быть силен во всём – людей со всего мира просто не хватит. Поэтому: главное для кластера — привлечь «своих», «правильных» по теме и духу людей, ведь именно люди принимают решения. И именно за ними в город, регион приходят компании. Поэтому важно помнить, что кластер – это не только про работу, это и про качество жизни. И это качество, культуру жизни в городе важно формировать, развивать. Так что задача новой платформы (называемый сейчас Инновационного кластером) – сделать Москву понятной и привлекательной для людей из разных отраслей. А наша задача – в этом участвовать и не быть пассивными. Как это делать – в следующей колонке.