Какая остаточная глубина протектора шин легкового автомобиля?

Глубина рисунка протектора шин легкового автомобиля – сколько допускается и как измеряется

Все автовладельцы знают, что любая покрышка постепенно изнашивается. Чем больше износ, тем хуже управляется автомобиль, снижается его проходимость за счет уменьшение сцепных свойств шины. Это касается не только зимних, но и летних шин. Кроме этого, владельца машины со стертым рисунком поджидает штраф, за критическое снижение глубины протектора.

Сегодня разберемся, какая минимально допустимая глубина рисунка разрешается по ПДД для разных типов покрышек. Как её правильно измерять при помощи измерительных инструментов и подручных средств.

Требования ПДД

Заглянем в Правила дорожного движения, чтобы освежить в памяти требования к минимально допустимой глубине протектора автомобильных шин. Хочется сразу отметить, что эти требования одинаковые для России, Украины и ДНР.

Значения остаточной глубины протектора, ниже которой полагается штраф:

  1. Для легковых и грузовых автомобилей до 3,5 тонн массой – 1,6 мм;
  2. Для грузовиков массой больше 3,5 тонн – 1 мм;
  3. Мотоциклы – 0,8 мм;
  4. Автобусы с 8 и более пассажирскими местами – 2 мм.

Это касается эксплуатации летних шин, к зимним покрышкам предъявляется другие требования – допустимая минимальная глубина рисунка протектора не менее 4 мм.

Отличие требований ПДД РФ от Украины и ДНР

  • Значения минимального остатка протектора зимних шин такое же, как и для летних (Статья 31.4.5). В Правилах сказано, что в зимний период транспортные средства обязаны эксплуатироваться только с покрышками, с маркировкой в виде трех вершин со снежинкой, символами «M+S», «M&S», «M S», то есть на зимней резине.

  • Разницы в шипованной или фрикционной шине нет. Нормативы минимальных значений протектора одинаковые.

Кстати сказать, инспектор ГИБДД имеет полное право самостоятельно проверить высоту протектора, используя специальные измерительные устройства.

Как самому измерить глубину рисунка

Использовать специальные измерительные приборы:

Для измерения применяют штангенциркуль с глубиномером:

Если и его нет, можно использовать монету. Для жителей России понадобиться монета номиналом в 2 рубля, для граждан Украины – 10 копеек:

По индикаторам износа на покрышке

Производители автомобильной резины позаботились о своих покупателях. Чтобы не покупать дополнительные измерительные приборы, контролировать износ протектора и его остаточную глубину можно при помощи индикаторов износа. Они наносятся на рабочую поверхность контакта шины с дорогой.

  1. Гравировка на покрышке в виде цифр от 2 до 8. Они обозначают глубину протектора, высоту рисунка. Колесо постепенно изнашивается, стирая каждую цифру, первой пропадает 8, затем 7. Если вы видите 2, значит, глубины осталось 2 мм – пора задуматься о покупке нового комплекта.
  2. В канавках спрятаны индикаторы износа – резиновые перегородки, выступы. Если рисунок стерся до их уровня, значит, высота протектора 2 миллиметров.

Чтобы проще найти на шине местонахождение индикаторов износа, производители на тыльной стороне ставят «треугольник». Он обозначает стрелку «Смотри сюда, они здесь». Поднимаем глаза на рабочую сторону колеса и находим резиновые выступы в канавках.

Важно, если зимняя резина имеет максимальный износ, то устанавливать ремонтные шипы на неё нельзя. Они не будут надежно в неё держаться. Есть шанс повредить корд при монтаже, в большей степени это касается винтовых шипов.

Что влияет на скорость износа протектора

Напоследок, чтобы подогнать объем статьи к своим конкурентам, опишу факторы, влияющие на долговечность резины.

Повышенное давление в покрышке. Если не соблюдать требования завода изготовителя автомобиля и держать завышенное давление в скате, то происходит быстрый износ центральной части. Именно она больше всех имела сцепление с дорогой, вот быстро и стерлась.

Нарушен угол развала колес. Если наблюдается повышенный износ наружных частей шины, одной или другой, то это означает что нужно регулировать развал-схождение.

Если протектор стирается равномерно, но быстро – у вас агрессивная манера езды.

Что означает износ 80% для б/у резины?

Такое часто встречается в объявлениях, где часто указан износ рисунка в процентах..

Для зимы отличное состояние 0% — 10 мм. Если указано:

  1. 10% — 9 мм. Берем 10 миллиметров за 100 процентов. 10% от 10 мм равно 9 мм;
  2. 20% — 8 мм и т.д.;

Если предлагают шины с износом 80%, то это 2 мм – из этой резины можно только сделать оградку для палисадника или фигурку лебедя.

Для летней резины 0% — 7-8 мм. Поэтому отсчет процента износа нужно вести от этих значений.

Вывод

Остаточная глубина протектора шин напрямую влияет на обеспечение безопасности движения на дороге. «Лысая» резина приведет не только к потере управляемости автомобиля и ухудшению сцепных свойств покрышки, но и к штрафу. Требование ПДД суровые в этом вопросе, а заработать на водителе любому «гаишнику» только в радость.

Будьте внимательными, контролируйте самостоятельно этот параметр. Как его самостоятельно измерять вы знаете, какие значения допускаются – тоже рассказал. Теперь перейдем к штрафам: в России – 500 рублей или предупреждение (Статья КоАП 12.5 часть 1), в Украине – 340 гривен, при повторном нарушении – лишение прав.

Кроме штрафных санкций существует риск отказа страховой в выплате в случае ДТП. Если во время экспертизы было зафиксировано, что автомобиль эксплуатировался на «лысой» резине, то шанс получить страховку сводится к нулю.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Износ протектора шин: когда нужно менять резину?

От технического состояния автошин зависит комфорт вождения, управляемость и уровень безопасности. Автомобильная резина обеспечивает сцепление машины с дорогой в различных климатических и дорожных условиях.

Протектор – это наружный слой шины. Он соприкасается с дорогой, создает пятно контакта и обеспечивает тягово-сцепные свойства. Протекторный рисунок отличается объемом, состоит из блоков, канавок, ламелей определенной глубины.

Протектор отвечает за сцепление колес с сухой, мокрой, заснеженной и обледенелой дорогой. Он отводит воду, грязь и снег от пятна контакта. Система блоков и канавок препятствует эффекту аквапланирования, когда между колесом и дорогой во время дождя возникает водяная подушка.

Степень износа протектора шин влияет на управляемость, маневренность, устойчивость автомобиля, на длину тормозного пути. Существуют требования к глубине протекторного рисунка. Если внешний слой покрышки истерт, то ее меняют.

Важно понимать, что изношенные автошины не способны справляться с поставленными задачами:

  • Увеличивается длина тормозного пути как на сухом, так и на мокром асфальте.
  • Если глубина износа протектора ниже нормы, это приводит к появлению аквапланирования. Результат: колеса автомобиля вращаются с разной скоростью. Одно из колес может оказаться над поверхностью дороги.

Износ протектора – основная причина ухудшения качества торможения, плохой управляемости и курсовой устойчивости. При этом изношенная резина показывает одинаково нестабильное поведение на любом типе дорожного покрытия в дождь, снегопад или сухую погоду.

Допустимый износ протектора

Зимние и летние покрышки различаются толщиной, составом резиновой смеси, количеством, формой и размером блоков, канавок. Подбор резины зависит от марки и модели автомобиля, типа кузова и класса, климатических и дорожных условий (город, автомагистраль, проселочные дороги, бездорожья), скоростного режима и стиля вождения.

Зимняя резина

Новые покрышки имеют глубокие канавки и многочисленные ламели, которые обеспечивают превосходные тягово-сцепные свойства. Производители выпускают зимние покрышки с тремя видами протектора:

  • шипованный – наличие стальных элементов сцепления, шипов;
  • фрикционный – нешипованная резина или липучка;
  • скандинавский.

Шиповку используют для езды по нерасчищенным от снега дорогам и льду. Шипы вгрызаются в ледяную корку и раскалывают ее, обеспечивая отличное сцепление с дорогой. Но при движении на сухом асфальте шиповка теряет свои рабочие свойства.

Фрикционные шины-липучки подходят для езды по сухой чистой дороге, талому и неглубокому снегу, грязи. Главное отличие липучки – наличие грунтозацепов, специальных кромок сцепления, которые увеличивают устойчивость колес на мокром дорожном покрытии.

Скандинавские покрышки используют в условиях северных регионов, для которых характерны экстремальные минусовые температуры и снегопады. Главное отличие скандинавского протектора – широкие ламели, массивные многочисленные блоки, прорезанные канавками.

Читайте также  Что такое блокировка дифференциала в автомобиле?

Через сколько менять зимнюю резину:

В современных моделях покрышек высота протектора – 9-12 мм. Допустимый уровень износа здесь составит от 4 до 6 мм. Если ‘порог’ износа пройдет – покрышку меняют вне зависимости от того, сколько она служит.

Важно : Протектор зимней покрышки всегда выше летней модели на 3-4 мм. Глубина рисунка скандинавской покрышки также должна быть достаточной – не менее 8-9 мм.

На необходимость замены также укажут специальные индикаторы, расположенные у основания покрышки.

Летняя резина

Глубина протектора летней авторезины составляет 6-8 мм. Минимальный износ протектора должен быть не меньше 1,6 мм.

Протекторный рисунок должен четко читаться. В ином случае происходит ухудшение тягово-сцепных свойств колес, покрышки не могут эффективно отводить воду и грязь от пятна контакта, возможен эффект аквапланирования.

Для автомобилей класса спорт высота протектора составляет от 12 мм. Для внедорожников показатель высоты увеличивается еще на 5 мм.

Когда по закону нужно менять резину

В соответствии с правилами дорожного движения, максимальный допустимый износ протектора:

  • Для легковых автомобилей с максимальной массой до 3,5 тонн: лето – 1,6 мм; зима – 4 мм.
  • Для грузового автотранспорта и прицепов – 1 мм.
  • Для мотоциклов, мотороллеров, мопедов – 0,8 мм.

Остаточный износ протектора для микроавтобусов и автобусов, рассчитанных на перевозку более 8 пассажиров, составляет 2 мм.

Как определить износ протектора

Чтобы не попасть в аварийную ситуацию на дороге, автовладелец должен периодически проверять износ рисунка протектора. Это можно сделать следующими способами:

  • Штангенциркуль

Возьмите измерительный инструмент с глубиномером – штангенциркуль. Выдвинете глубиномер, упритесь его носиком в основание рисунка. Штангенциркуль при этом должен упираться в верхнюю часть резины.

На механической или электронной шкале вы увидите показания. Если значение для летней резины меньше 1,6 мм, такие покрышки нужно срочно заменить. Для зимы этот показатель будет ниже 4 мм.

Чтобы показание было максимально точным, измерения проводят от основания рисунка. Оно должно быть ровным, без выступов.

Возьмите монетку номиналом два рубля. Поместите ее в канавку. Если ‘измеритель’ углубился до слова ‘рубль’, остаточная глубина 4 мм. Если слово ‘рубль’ исчезло – глубина 6 мм. Но если протектор спрятал только начало ‘венка’, то осталось 2 мм рисунка. В этом случае не рискуйте и замените покрышки.

‘Монетный’ способ неточный и позволяет узнать приблизительную глубину. Используется перед прохождением техосмотра или при покупке резины с пробегом.

Индикатор износа протектора

Производители сегодня предлагают покрышки со специальными индикаторами износа. Это особая часть рисунка: различается по цвету, форме, размерам.

На поверхности авторезины можно встретить следующие индикаторы:

    Цифровые . На шину наносят цифры разной глубины: 2, 4, 6. Если цифра 2 исчезла – протектор уменьшился на два миллиметра. Цифры исчезают постепенно в процессе эксплуатации. Когда исчезнет самая большая по значению цифра, позаботьтесь о замене резины.

Объемные . Высота такого индикатора уменьшается в процессе эксплуатации шин. Когда его высота сравняется с протектором, изношенную резину следует менять на новую.

Цветные . Для обозначения критической отметки производители применяют разноцветный корд (желтый, красный). Цветная метка проявляется, когда покрышка износилась.

Причины неравномерного износа протектора

Не всегда покрышки изнашиваются равномерно. С такой проблемой автовладельцы сталкиваются часто, и вот ее основные причины:

  • Неправильное давление в шинах

При накачке колес следует учитывать рекомендации производителя. Пренебрежение этим правилом приведет к избыточному давлению в покрышках.

Повышенное давление повышает шум, увеличивает повреждение, снижает управляемость.

Если колеса накачены слабо, происходит прогиб в центральной части. Снижается ускорение, повышается расход топлива, увеличивается радиус поворота.

При нормальном давлении резина изнашивается равномерно.

  • Не отрегулированный развал-схождение

При попадании колеса в яму, выбоину сбивается развал-схождение. Автовладельцы не всегда могут самостоятельно и своевременно определить эту неисправность. Показателем служит – разный износ протектора.

Избыточный угол развала (положительный или отрицательный) приводит к истиранию резины в плечевых зонах. Покрышка получается скошенной. Автомобиль с такими колесами не может двигаться прямолинейно, и водителю приходится постоянно подкручивать рулевую рейку.

Избыточный угол схождения (положительный или отрицательный) приводит к ‘сбитому’ протектору. Рисунок собирается в гармошку, образуя бугристую, реброобразную поверхность.

  • Бракованная резина и колесные диски

Из-за брака в покрышках или колесных дисках невозможно провести правильную балансировку колес. Такая ‘неисправность’ приводит к неравномерному износу, ухудшению управляемости и курсовой устойчивости автомобиля.

Первый признак бракованной резины – появление толчков, биение рулевой колонки.

  • Изношенная или неисправная подвеска

Необходимо ежегодно проверять состояние подвески. Изношенные детали или неисправность этого элемента ходовой части машины также приводят к неравномерному износу шин.

Как часто нужно менять резину

Замене подлежат автопокрышки с остаточным износом протекторного рисунка, резина с трещинами и порезами.

Важно помнить, что автошины подвержены не только абразивному износу, но и теряют свои рабочие характеристики под воздействием климатических условий, воздействия дорожной пыли, реагентов, высоких нагрузок. Результат таких воздействий – задубевшая покрышка, покрытая микротрещинами.

Поэтому менять шины нужно через каждые пять лет. Это срок эксплуатации покрышки, по истечении которого она теряет технические и рабочие характеристики, даже если высота остаточного протектора допускает машину к участию в дорожном движении.

Обновленные требования к рисунку протектора шин с 1 января 2015 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об обновлении требований, предъявляемых к рисунку протектора шин автомобиля.

Изменения нормативных документов вступят в силу только 1 января 2015 года, однако я рекомендую изучить их заранее.

Итак, сегодня будут рассматриваться следующие документы: «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» (текст документа здесь) и «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» (текст тут).

Изменения перечня неисправностей

Начнем с изменений, внесенных в перечень неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена:

5.1. Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм.

Примечание. Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств — тягачей.

5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;
для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;
для транспортных средств категорий М1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
для транспортных средств категорий М2, М3 — 2 мм.

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «М+S», «М&S», «М S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.

Примечание. Обозначение категории транспортного средства в настоящем пункте установлено в соответствии с приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877.

В первую очередь, в глаза бросаются категории транспортных средств из технического регламента, которые ранее в правилах дорожного движения не упоминались.

Давайте проведем сравнение остаточной глубины протектора до и после 1 января 2015 года:

Остаточная глубина протектора До 1 января 2015 года После 1 января 2015 года
0,8 мм мотоциклы и мопеды L — мопеды, мотоциклы, квадрициклы и т.п.
1 мм грузовые автомобили N2, N3, O3, O4 — грузовики с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн и прицепы с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн
1,6 мм легковые автомобили М1, N1, O1, O2 — легковые автомобили, грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн, прицепы с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн
2 мм автобусы М2, М3 — автобусы
Читайте также  Зачем нужен катализатор в выхлопной системе автомобиля?

Изменения затронули грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн, т.е. грузовые автомобили категории B. Ранее на таких автомобилях резина могла использоваться до тех пор, пока не останется 1 мм протектора. С 1 января 2015 года требования будут чуть более жесткими — 1,6 мм. Например, эти требования затронут небольшие грузовики (Газель, Мицубиси Л200, Фольксваген Амарок и т.п.).

Кроме того, вводятся дополнительные требования для зимней резины, имеющей маркировку «М+S», «М&S», «М S». Подобные шины должны иметь остаточную глубину протектора не менее 4 мм. Причем величина эта не зависит от того, на транспортное средство какой категории установлены шины.

Изменения технического регламента

Похожие изменения затронули и приложение 7 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств:

5.2. Применяются требования пунктов 2.3.2 — 2.3.4 Приложения № 5 к настоящему техническому регламенту.

5.2. Шина считается непригодной к эксплуатации

5.2.1. При появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, предназначенного для визуального определения степени его износа, глубина которого соответствует минимально допустимой глубине рисунка протектора шин).

5.2.2. При остаточной глубине рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) не более:

  • для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;
  • для транспортных средств категорий N2, N3, О3, O4 — 1 мм;
  • для транспортных средств категорий М1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
  • для транспортных средств категорий М2, М3 — 2 мм.

5.2.3. При остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее (см. рисунок 5.1), а также маркированных знаками «М+S», «М&S», «М S», во время эксплуатации на указанном покрытии — не более 4 мм.


Рисунок 5.1. Маркировка, наносимая на зимнюю шину

5.2.4. При наличии местных повреждений шин (пробои, сквозные, несквозные и прочие порезы), которые обнажают корд, а также расслоений в каркасе, брекере, борте (вздутия), местного отслоения протектора, боковины и герметизирующего слоя.

Для объективного сравнения старой и новой версии регламента приведу пункты 2.3.2 — 2.3.4 приложения 5, на который дается ссылка:

2.3.2. Высота рисунка протектора шин должна быть не менее:

2.3.2.1. Для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;

2.3.2.2. Для транспортных средств категории М1 — 1,6 мм;

2.3.2.3. Для транспортных средств категорий N и О — 1,0 мм;

2.3.2.4. Для транспортных средств категорий М2 и М3 — 2,0 мм;

2.3.2.5. Для прицепов (полуприцепов) — та же, что и для тягачей, с которыми они работают.

2.3.2.6. Для зимних шин, а также шин, маркированных знаком «M+S» — 4,0 мм.

2.3.3. Шина считается непригодной к эксплуатации при:

2.3.3.1. Наличии участка беговой дорожки, на котором высота рисунка протектора по всей длине меньше указанной в пункте 2.3.2. Размер участка ограничен прямоугольником, ширина которого не более половины ширины беговой дорожки протектора, а длина равна 1/6 длины окружности шины (соответствует длине дуги, хорда которой равна радиусу шины), если участок расположен посередине беговой дорожки протектора. При неравномерном износе шины учитывается несколько участков с разным износом, суммарная площадь которых имеет такую же величину;

2.3.3.2. Появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, высота которого соответствует минимально допустимой высоте рисунка протектора шин) при равномерном износе или двух индикаторов в каждом из двух сечений при неравномерном износе беговой дорожки;

2.3.3.3. Замене золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями;

2.3.3.4. Местных повреждениях шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местных отслоениях протектора.

2.3.4. Не допускаются:

2.3.4.1. Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес;

2.3.4.2. Наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой;

2.3.4.3. Видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес;

2.3.4.4. Установка на одну ось транспортного средства шин разных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с разными рисунками протектора, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.

Точно также как и в перечне неисправностей, рассмотренном в начале статьи, в техническом регламенте ужесточаются требования к грузовым автомобилям категории B. Начиная с 1 января 2015 года, остаточная глубина протектора у них должна быть более 1,6 мм.

Кроме того, в техническом регламенте приводится маркировка зимних шин (горная вершина с тремя пиками и снежинка). Если на Ваших шинах есть подобная эмблема, то эксплуатировать их при остаточной глубине протектора менее 4 мм запрещено.

Ну и еще один момент. Ранее к колесам автомобилей, находящихся в эксплуатации, предъявлялись требования пункта 2.3.4. Например, не допускалось отсутствие колесных болтов, наличие трещин дисков и ободьев, нарушение формы и размеров крепежных отверстий и т.п. Как бы это странно ни звучало, но с 1 января 2015 года подобные требования к автомобилям технический регламент предъявлять не будет.

Естественно, я рекомендую до подобного состояния автомобиль не доводить, т.к. это может привести впоследствии к серьезному ремонту или ДТП.

Остаточная глубина протектора шин легковых авто: нормы, значение, измерение

Протекторы шин для легковых автомобилей важны для обеспечения хорошего сцепления колес ТС с дорожным покрытием и, как следствие, достижения устойчивости машины на дороге. Эффективность выполнения этим элементом своих функций зависит от размера, формы и рисунка насечек на поверхности автомобильной резины.

Кроме того, глубина орнамента (также ее называют высотой) служит индикатором износа покрышек. В то время как ширина протектора шины в течение всего периода эксплуатации остается практически одинаковой, глубина уменьшается вместе с истиранием резины. Поэтому для рабочих шин такой показатель называется остаточным.

Разновидности протекторов шин для легковых автомобилей

Чем опасен износ протектора

Когда высота протектора становится недостаточной, машина начинает терять сцепление с дорогой. Это приводит к нарушению устойчивости и управляемости авто, появлению заносов при поворотах и удлинению тормозного пути. Помимо этого, возрастает угроза повреждения протектора шины при преодолении даже незначительных препятствий в движении.

Еще одной важной функцией такого элемента автомобильных покрышек является отведение дождевой и снеговой влаги, а также грязи. При малой глубине протектор не способен справиться с этой задачей, что приводит к появлению эффекта аквапланирования — потери управления автомобилем при заезде в скопление воды или снега на дорожном покрытии.

  • Дополнительными неудобствами, которые приносит владельцу машины износ протектора, являются повышение расхода топлива и увеличение производимого ТС шума при движении.

Порез – наиболее распространенное повреждение протектора шины

Нормы глубины протектора по законодательству

Учитывая представленную выше информацию, возникает логичный вопрос: какая остаточная глубина протектора шин легкового автомобиля является нормой? Сегодня этот показатель закреплен законодательно.

Постановление Правительства РФ о внесении изменений в процесс допуска к эксплуатации транспортных средств вступило в силу в начале 2015 года. Этот документ определил, какова должна быть допустимая высота протектора шин для всех видов транспорта. Для легковых автомобилей такой показатель должен составлять не менее 1,6 мм. Официально это требование актуально для ТС, предназначенных для нагрузки не более 3,5 тонн.

В эту категорию помимо легковушек попадают два вида прицепов: для грузов до 0,75 тонн и свыше этой отметки, но не более 3,5 тонн. Также условие действует для микроавтобусов, рассчитанных не более чем на восемь сидячих мест помимо водительского кресла.

По умолчанию, такую глубину может иметь допустимый протектор летних шин и демисезонной резины. Однако Постановлением предусмотрена иная высота протектора зимних шин — 4 мм. Требование актуально для покрышек, предназначенных для заснеженной и обледеневшей дороги, имеющих знак горной вершины или маркировку с буквами М и S.

Измерение глубины / высоты протектора шины

Читайте также  Как восстановить пульт от сигнализации автомобиля?

Измерение глубины протектора

Актуальные штрафные санкции за недостаточную высоту протектора сегоднясоставляют 500 рублей. Также возможен запрет допуска транспортного средства к эксплуатации при несоблюдении вышеприведенных условий. Чтобы избежать этого, нужно отслеживать степень износа резины и проводить регулярные измерения глубины рельефа.

В связи с этим многие автовладельцы интересуются, как измерить протектор шин самостоятельно. Прежде всего, стоит учесть, что на современных моделях покрышек присутствуют индикаторы износа. Они расположены в углублениях рельефа и выглядят, как перепонки или небольшие выпуклости. Когда резина изнашивается до допустимого предела, они оказываются вровень с поверхностью.

В тех случаях, когда индикаторы отсутствуют, следует воспользоваться штангенциркулем. Щуп инструмента вставляется внутрь протектора до достижения дна углубления, а затем проверяются измерения по шкале. Стоит заметить, что замеры необходимо проводить на нескольких участках покрытия, поскольку износ шины может быть неравномерным.

Существует еще один, народный способ проверки глубины протектора. Для этого используется монета достоинством в 10 копеек. Если монета скрывается наполовину, то можно спокойно продолжать эксплуатацию покрышек. Если скрытым оказывает только растительный орнамент — шина близка к износу, а если только обод — пришло время замены резины.

Распространенные причины преждевременного износа протекторов шин

Когда достигается предельный износ протектора

Современные покрышки в среднем рассчитаны на эксплуатацию в течение шести сезонов. То есть признаки значительного износа должны обнаруживаться через 3-4 года после начала использования. Однако существует множество факторов, усиливающих износ шин. Например, при быстром и сильном повышении скорости уровень истирания колес увеличивается в три раза. Длительные переезды и движение по неровному дорожному покрытию также являются негативными факторами. Поэтому стоит измерять глубину протектора каждый сезон.

Критический износ шин: когда мы рискуем перейти грань

Все шинные тесты проводят с новыми, только-только прошедшими обкатку шинами. Любой автомобилист может повторить испытание на собственной машине и получит при этом схожий результат. Но только если покрышки на его автомобиле относительно свежие. Дело в том, что по мере износа шины все ее показатели меняются, причем не в лучшую сторону.

Зимние шины

Почему именно 4 мм? Все просто. Зима в большинстве регионов нашей страны — это время, когда автомобиль редко ездит по асфальту. Дорога может быть заснеженной, обледенелой или покрытой слоем воды. Но есть еще одно, довольно неприятное состояние — когда дорога покрыта размокшим снегом. При этом автомобиль склонен к так называемому слэшпленингу — «всплыванию» колес при быстром движении, вплоть до полной потери контакта с дорогой. По сути, слэшпленинг — то же самое, что и более известное явление аквапланирования. В обоих случаях между колесом и дорогой возникает клин, из-за которого и теряется сцепление. Только в случае с аквапланированием клин водяной, а в случае со слэшпленингом — снежный.

Промокший снег в чем-то сродни глубокой луже. Ведь толщина его слоя может достигать нескольких сантиметров. Поэтому очень важно, чтобы вода или снежно-водяная каша как можно быстрее отводились из зоны контакта протектора шины с дорожным покрытием. Для этого и нужна достаточная глубина канавок протектора шины. Ведь именно через них и отводится вода или мокрый снег. Мелкие канавки просто не справятся с большим количеством влаги.

Кроме того, протектор шины должен быть достаточно мягким, чтобы облегать все имеющиеся неровности ледяного или снегового покрытия, тогда и сцепление с ним будет лучше. Поэтому чем глубже канавки протектора, тем мягче сама шина. Вы, наверное, замечали, что пока протектор новый, высокий, то и отдельные его элементы относительно мягкие. Но стоит им стереться до середины изначальной высоты, как они становятся менее податливыми.

Следует учесть, что шипованная шина, потерявшая большую часть «гвоздей», не становится хорошей «липучкой». У неё другой состав резиновой смеси, она изначально несколько жестче — особенно тот слой протектора, к которому крепится основание шипа.

Единственное, на что способны зимние шины с высотой протектора меньше 4 мм, — это неспешная езда по летним дорогам. Грубо говоря, так можно «докатать шины». Продольная динамика, управляемость и шум вас не порадуют, но проходимость автомобиля по грязи будет немного выше, чем у летней резины.

Летние шины

В период с начала марта и до конца ноября, по закону, можно использовать любую резину (кроме шипованной — в три летних месяца).

Критический износ покрышки оценить очень легко. Все производители отливают на шине специальные индикаторы, представляющие собой поперечные выступы высотой 1,6 мм. Пока шина не сильно изношена, индикаторов не видно, но при предельном износе они проявляются как четкие поперечные полосы на протекторе.

Всесезонные шины

В нашей стране есть регионы, где использование зимней резины считается нецелесообразным. Снег выпадает всего несколько раз за зиму и долго не лежит. В таких краях часто используют всесезонные шины. Такие шины — определенный компромисс. Как зимние они работают немного хуже из-за относительно высокой твердости протекторной смеси резины. Но для летних условий эта твердость недостаточна, и они несколько быстрее изнашиваются. Тем не менее многие солидные шинные фирмы выпускают всесезонки, в которых достигнут максимально возможный баланс потребительских качеств.

Другие ограничения

Срок годности шин

Согласно отечественным стандартам, срок использования шин составляет 5 лет со дня их изготовления, эти нормы регламентированы ГОСТ 4754–97 и 5513–97. Большинство автолюбителей знают, сколько лет их шинам. Первые пришли вместе с машиной, а потом о замене обычно не забывают- покупка довольно серьезная.

А еще на шине обычно есть дата изготовления. У разных производителей она маркируется по-разному. Как та или иная фирма маркирует шину, можно посмотреть на сайте производителя.

В России за использование старых шин ответственность не предусмотрена, но если при расследовании обстоятельств аварии станет ясно, что виной разрушения шины стала ее «старость», то решение может быть принято не в пользу владельца автомобиля с такими шинами. Причем все равно, ездите ли вы или машина в основном стоит и лишь иногда выезжает. Дело в том, что на шины воздействует кислород и солнечные лучи, постепенно разрушающие резину и каркас шины. Конечно, не стоит нести старые, но совсем мало изношенные шины в утиль. Просто помните, что прежних показателей ни у летних, ни у зимних возрастных покрышек не будет.

Дефекты шин

Конечно, мало кто станет заменять шину после обычного прокола гвоздем, но если повреждения серьезнее, то путь шине один — в утиль. К замене шины обычно приводят значительные повреждения боковины, крупные пробоины протектора, искривление каркаса шины или нарушения целостности бортовых колец. Неравномерный износ протектора с отдельными проплешинами и невозможность отбалансировать шину на исправном колесном диске также заставят заменить ее.

За границей

Вообще-то, все страны, подписавшие Женевскую и Венскую конвенции о дорожном движении, придерживаются одинаковых норм на остаточную высоту протектора летних шин — 1,6 мм. В остальном начинаются вариации. Где-то зимние шины вообще не нужны — например, на Кипре или на Канарских островах. Обратите внимание, что в каких-то странах допустимо использовать только нешипованную зимнюю резину. На некоторых перевалах между Францией и Испанией обязательна установка цепей, причем на все четыре колеса. Зато, например, в Норвегии «запрещается использовать цепи между первым понедельником Пасхи и до 31 октября, если этому не противоречат погодные условия». Вот так, дорожное движение на библейские даты завязано. А ведь дата Пасхи-то плавающая…

Следите за глубиной протектора и возрастом шин. Ну а если собираетесь в путешествие зимой по Европе на своем автомобиле, то установите качественные нешипованные зимние шины с запасом по высоте протектора. Ведь после езды по скоростным автобанам износ резины может оказаться слишком велик, а до финальной точки путешествия будет еще далеко.