Как выбрать тормозную жидкость для автомобиля?

bogdan331 › Blog › Как выбрать тормозную жидкость

Безотказность тормозов — важнейшее условие безопасности управления автомобилем, поэтому к тормозным жидкостям предъявляются весьма жесткие требования. Но в процессе эксплуатации их свойства неизбежно ухудшаются, что требует полной замены жидкости с периодичностью, предусмотренной производителем.
Основные условия классификации тормозной жидкости определяется в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation (Министерство транспорта, США)
В них входят:
1.температура кипения
Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» – с содержанием воды 3,5%. Если тормозная жидкость закипит, то образуются паровые пробки в связи с чем, эффективность торможения сведется к минимуму.

2.морозостойкость
Вязкость определяют при двух значениях температуры: +100°C и –40°C.
Значение минимально уровня вязкости особенно актуально при низких температурах в современных автомобилях в которых применяются системы:
системы регулирования тягового усилия на колесах (TSC)
антиблокировочной системы тормозов (ABS)
электронного управления устойчивостью движения (ESP),

3.совместимость с уплотнителями
Антикоррозионные качества любой жидкости определяется активностью ионов водорода (индекс рН) и этот параметр для тормозной жидкости должен находиться в пределах от 7 до 11,5 единиц, и если меньше 7 — воздействует на сталь, если больше 12 — воздействует на цветные металлы.
4.Антикоррозионные и смазывающие свойства
Узлы гидропривода тормозов изготавливаются из различных сплавов металлов, что создает условия для развития электрохимической коррозии. Для её предотвращения в тормозные жидкости добавляют специальные добавки и присадки защищающие детали из стали, чугуна, алюминия, латуни и меди.Так же тормозная жидкость, является естественной смазкой.Её смазывающие свойства определяют износ рабочих поверхностей тормозных цилиндров, поршней и манжетных уплотнений.Тормозные жидкости в интервале температур от минус 40 до плюс 100°C должны сохранять исходные свойства (в определенных пределах), противостоять окислению, расслаиванию, а также образованию осадков и отложений.

Тормозная жидкость подразделяется на классы применения:

— DOT 3 – для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами;
— DOT 4 – на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами на всех колесах;
— DOT 5.1 – на дорожных спортивных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше.
Примечание. Жидкости класса DOT 5 на обычных транспортных средствах практически не применяются.
По своему составу тормозные жидкости делятся на:
✓ минеральные,
✓гликолевые
✓силиконовые.
 Минеральные, представляющие собой различные смеси в пропорции 1:1 касторового масла и спирта(красно-оранжевая жидкость «БСК»). Хорошие защитные и смазывающие свойствами, негигроскопичны(не впитывают влагу), не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Но имеют несоответствие стандартам по основным показателям, а именно:
– имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами)
—становятся слишком вязкими уже при минус 20°С.
Минеральные жидкости нельзя смешивать с гликолевыми, возможно образование сгустков касторового масла, и возможно набухание резиновых манжет узлов гидропривода.
 Гликолевые, имеющие в качестве основы полигликоли и их эфиры – группы химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основным недостатоком гликолевых жидкостей является гигроскопичность – склонность поглощать воду из атмосферы. Отечественные и импортные гликолевые жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, но смешивать их нежелательно, так как основные свойства при этом могут ухудшаться.
 Силиконовые, изготавливаемые на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Их применение в частности ограничивают недостаточные смазывающие свойства. Основанные на силиконе жидкости несовместимы с другими.
Нашел тест тормозных жидкостей, рекомендую онакомиться, все таки есть не родивые изготовители, густеет густеет друзья при низких температурах!Я если честно думал, такого не встречается, но увы.

На современных автомобилях, в силу целого ряда преимуществ, применяются в основном гликолевые тормозные жидкости. К сожалению, за год они могут «впитать» до 2-3% влаги и их нужно периодически заменять. Периодичность замены указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля и обычно составляет от 1 до 3 лет. На практике состояние тормозной жидкости обычно оценивают «профессионалы» визуально – по внешнему виду, «она должна быть прозрачной, однородной, без осадка”.А то что цвета самой тормозной жидкости могут отличаться, никто не учитывает. Доверять или нет, зоркому взгляду профессионального автослесаря, решать только Вам.Я ничего не имею против сервисов, но часто был свидететлем халатного и неопытного выполнения работ, поэтому такие выводы.
Есть толковый пост нашего коллеги, очень рекомендую к прочтению
О выборе тормозной жидкости
Добавление свежей тормозной жидкости при прокачке системы, осуществляемой после ремонтных работ, практически не улучшает ситуацию, поскольку значительная часть ее объема при этом не меняется. Жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью.
Заключение : в принципе сейчас начнут говорить-»ой, да я не менял никогда, оттормаживаюсь каждый день как на треке, все работает отлично », я же никого не принуждаю .В большей степени это заметка для себя, и тех кому это интересно .Если хотите поспорить, напишите офф запрос в любую компанию производящую тормозуху или еще больше производителю автомобилей, и почитайте что вам ответят .РЕСУРС есть у всего, это надо понимать и иметь ввиду.

Про замену напишу отдельный пост. собираюсь у себя сменить, тогда и запилю пост, или если скучно будет пораньше вникну что и как, и подробно распишу.
Друзья критику воспринимаю нормально, пишите комментарии, будет что нибудь полезное, обязательно дополню пост.

Как правильно выбрать тормозную жидкость для автомобиля?

Большинство владельцев автомобилей относятся к своей технике, как к детищу. Не считаясь с расходами, они стараются обслужить свою «ласточку» самыми качественными деталями и расходными материалами. Для этого подыскивают и приобретают, иногда даже впрок, самые что ни на есть фирменные запасные части, резину, разнообразные автомобильные аксессуары.

К сожалению, о таком важном компоненте машины, как тормозная жидкость, вспоминают чуть ли не в последнюю очередь. И напрасно, ведь тормозная жидкость, соответствующая всем требованиям и параметрам, является надежной гарантией того, что тормоза вашего автомобиля всегда будут работать, как часы.

Тормозная жидкость – один из самых ответственных элементов автомобиля: сколь бы не была совершенна модель, но без хорошей тормозной жидкости невозможно быстро останавливаться. Как же выбрать тормозную жидкость, и что сейчас предлагает рынок?

Главные требования к тормозной жидкости

Среди основных требований предъявляемых к тормозной жидкости стоит отметить высокую температуру закипания при экстренных торможения и низкую температуру застывания при сильных морозах. Закипание чревато образованием пузырьков в тормозной жидкости, и, как следствие, потерей свойства несжимаемости (т.е. педаль тормоза будет мягкой, а тормоза будут срабатывать слабо). Застывание тормозной жидкости на сильном морозе грозит полным отказом тормозов, ведь жидкость попросту не будет перетекать по трубкам. Так же для тормозной жидкости важна малая гигроскопичность (свойство впитывать влагу), хорошие смазывающие и антикоррозионные свойства, вязкость (чувство «чистой педали»), агрессивность резиновым деталям.

Тормозная жидкость: основы основ

Как и в большинстве других случаев, тормозная жидкость являет собой смесь нескольких компонентов (2-7%) и базовой основы (93-98%). Именно в зависимости от «базы» и следует изначально классифицировать тормозную жидкость. Существует 3 основы: смесь бутилового спирта и касторки, гликоль и полигликоль (иногда с добавлением бора), силикон.

Тормозные жидкости на основе бутилового спирта – это «вчерашний день», их применяли на старых автомобилях (одним из последних был ГАЗ-24 Волга до 1985 года). Такая тормозная жидкость имеет температуру кипения в +115-120°C, и малую температуру застывания (около -20°C), однако она выделяется хорошими смазывающими способностями, к тому же она не агрессивна к резиновым соединениям старых автомобилей. Поэтому если для старого автомобиля рекомендована именно такая тормозная жидкость – то ее и следует применять, иначе современная тормозная жидкость может попросту разъесть «резинки».

Тормозные жидкости на основе силикона применяются в основном в спорте. Их отличие – высокая температура кипения (240-260°C, бывают жидкости и на 300°C), полная негигросокпичность (т.е. они не впитывают влагу, что позволяет эксплуатировать силиконовые тормозные жидкости до 5 лет), и небольшая сжимаемость. Зачастую тормозные жидкости на силиконовой основе обозначают как DOT 5 SBBF (Silikon Based Brake Fluid), и окрашивают в темно-красный цвет.

Тормозные жидкости на гликолевой или поле-гликолевой основе – наиболее популярны. В зависимости от состава, такие тормозные жидкости могут обеспечить и температуру кипения в 230-260°C, хорошую устойчивость к замерзанию (примерно до -40°C), низкую вязкость, достаточные антикоррозионные и смазывающие свойства. Главный минус таких тормозных жидкостей – гигроскопичность, возможность впитывать влагу: за первый год эксплуатации тормозная жидкость набирает около 2% влаги от своего объема, за 2-й год – еще 1-2%. Это приводит к существенному понижению температуры кипения тормозной жидкости (примерно на 70-80°C), поэтому такие жидкости следует менять раз в 1-2 года (или около 30-40 тыс. км пробега – что наступит раньше). Их окрашивают в желтый или светло-коричневый цвет, иногда тормозные жидкости на гликолевой основе вообще бесцветны.

Именно тормозные жидкости на гликолевой основе представляют собой основную массу рынка, именно их классифицируют по DOT (с учетом «силиконовой» тормозной жидкости DOT5). Тормозные жидкости на разных основах смешивать запрещено, можно лишь доливать тормозные жидкости на одинаковой основе, желательно одного класса по DOT и одного производителя (ведь пакет присадок у разных производителей может отличаться). При переходе с гликолевой тормозной жидкости на силиконовую, или наоборот, всю тормозную систему необходимо тщательно промыть.

Многоликий DOT и однозначная БСК

Зачастую все иностранные и большинство российских тормозных жидкостей имеют на упаковке обозначение DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. Что же значат эти буквы и цифры? DOT расшифровывается как «Department of Transport», а последующая цифра означает определенный класс допуска – эти детали полностью прописаны в требованиях FMVSS 116 (Federal Motor Vehicle Safety Standard) — Американский Федеральный стандарт США по безопасности автомобилей.

DOT 3 – «базовая» тормозная жидкость на гликолевой основе с необходимым пакетом смазывающих и антикоррозионных присадок, с температурой закипания 210-220°C для «сухой» томрозной жидкости и 140-150°C для «мокрой» тормозной жидкости (уже набравшей 3,5% воды). Вязкость тормозной жидкости DOT 3 – 1500 кв. мм/с при -40°C. Ее применяют в автомобилях с дисковыми и барабанными тормозами, она требует замены примерно каждые 1-2 года, при попадании на краску может ее разъедать, поэтому требуется определенная степень сноровки при замене тормозной жидкости.

DOT 4 – тормозная жидкость на гликолевой основе с базовым пакетом присадок и улучшенными качествами: температура кипения «сухой» тормозной жидкости достигает 230-235°C, «мокрой» 155-160°C, вязкость составляет 1800 кв. мм/с. Такая жидкость хорошо подходит для автомобилей с дисковыми (вентилируемыми) тормозами. Агрессивна к краске, требует замены примерно раз в 1-2 года.

Читайте также  Из чего состоит сцепление автомобиля?

DOT 4,5/DOT 4+/DOT 4 Super – дальнейшая модификация DOT 4: с более высокой температурой кипения («сухая» тормозная жидкость – 260°C, «мокрая» тормозная жидкость – 170-180°C), и низкой вязкостью (1400 кв. мм/с, за счет этого педаль тормоза более «прозрачна»).Отлично подходит для быстрой езды на пределе с резкими и затяжными торможениями. Агрессивна к краске, требует замены примерно раз в 1-2 года.

DOT 5 (SBBF, silikon based brake fluid) – тормозная жидкость на силиконовой основе, с высокими рабочими температурами (260/180°C), и низкой вязкостью (900 кв. мм/с, педаль еще более «чистая»). Отлично подходит для спорт-каров, для быстрой спортивной езды с сильными торможениями. Не агрессивна к краске, не впитывает воду, поэтому такую тормозную жидкость можно менять спустя 4-5 лет эксплуатации.

DOT 5.1 (NSBBF, non silikon based brake fluid) – тормозная жидкость на гликолевой основе, дальнейшее развитие DOT 4.5: рабочие температуры одинаковы (для «сухой» тормозной жидкости – 260°C, иногда 275°C, для «мокрой» — 180°C), вязкость ниже (900 кв. мм/с, педаль более «чистая»), больше антикоррозионных присадок. Требует замены раз в год. Отлично подходит для быстрой напористой езды на мощном автомобиле.

БСК – это общее название для жидкостей на основе бутилового спирта и касторки (сокращение базовых элементов и дает название БСК). Рабочие температуры такой тормозной жидкости низкие (закипание при 115-120°C), БСК плохо противостоит морозу (замерзание при -20°C), вообщем – вчерашний день. Поэтому БСК на рынке практически не найти.

Что предлагает рынок?

Иногда – кислоту, иногда – «бодягу», иногда – подкрашенную воду. Покупка тормозной жидкости – дело ответственное, иначе однажды можно остаться без тормозов. Поэтому главный совет – не экономить на хорошей тормозной жидкости. Ее отличия – качественная упаковка и этикетка, прозрачная тормозная жидкость без осадка (но определенный цвет вполне допустим), пломба под крышкой. У «россиян» только несколько крупных компаний выпускают тормозную жидкость, удовлетворяющую требованиям DOT 3 и DOT 4, посему лучше выбрать тормозные жидкости именитых иностранных фирм – ATE, TRW, Lockheed, Quaker State, BP, Castrol, Shell, ZIC, Q8, Xado, Aral, Total, Liqui Moly. Все компании обозначают свои тормозные жидкости согласно классификации DOT, отличаются лишь Total и Shell: у первой, к примеру, жидкость с обозначением HBF4 отвечает требованиям DOT4, у Shell жидкость Donax ZB отвечает требованиям DOT 5.1, а YB равна DOT 4. Для российских производителей традиционно применение названий «Нева» и «Томь» для тормозных жидкостей, которые примерно отвечают требованиям DOT 3, а жидкость «Роса» отвечает требованиям DOT 4.

Какую тормозную жидкость выбрать для своего автомобиля

Выбор тормозной жидкости для автомобиля – дело непростое и очень важное, ведь от этого зависит работа тормозов и жизнь водителя и пассажиров. Если она загустеет от холода или, наоборот, закипит в тормозной системе, тормоза будут работать с трудом или вовсе откажут. Выясняется это, как правило, именно в тот момент, когда нужно экстренно затормозить и исправить ничего нельзя, а заканчивается в лучшем случае помятым автомобилем.

Опытные автолюбители знают, чем отличается одна тормозная жидкость от другой, и за годы практики выяснили, какая им лучше всего подходит. А вот новички склонны думать, что эта жидкость везде одинакова, и не имеет значения, какую залить в свою машину. Это подтверждают случаи быстрой продажи тормозной жидкости прямо на улице в 5-литровых бутылках, неизвестного происхождения и даже без этикетки. Этот странный, но дешёвый продукт раскупают, не задумываясь о возможных серьёзных последствиях.

Поэтому любой автолюбитель должен как минимум разбираться, какие самые важные характеристики есть у тормозной жидкости и ориентироваться на них. Также нужно знать, какие производители предлагают самый качественный продукт, и выбирать именно качество. Ведь стоимость отличной тормозной жидкости даже самых именитых брендов не так и велика, чтобы рисковать из-за этого своей и чужой жизнью.

Основные характеристики тормозной жидкости

Свойств у тормозной жидкости немало, и некоторые особенно важны. Именно по ним следует оценивать, какая жидкость лучше и более подходящая. Самые важные характеристики:

  • Вязкость – чем гуще жидкость, тем больше с ней проблем в холодную погоду, когда она еще сильнее загустеет и педаль будет нажиматься с трудом. С другой стороны, при очень низкой вязкости могут образовываться протечки и придётся постоянно доливать жидкость и искать причину. Поэтому большая вязкость больше подходит для южных регионов, где тормозная жидкость не загустеет на морозе, а для северных регионов лучше низкая или средняя вязкость.
  • Температура закипания – при резком или частом торможении тормозные колодки сильно нагреваются, и тепло передаётся тормозной жидкости. Она может даже закипеть, что вызывает выделение из неё пузырьков воздуха. Собираясь вместе, они создают воздушную пробку. При нажатии на педаль она проваливается и тормоза не работают. Поэтому, чем больше у тормозной жидкости температура закипания, тем лучше – это предотвращает появление воздуха в системе.
  • Температура замерзания – аналогично предыдущему параметру, показывает, при какой температуре жидкость превращается в лёд. Чем она ниже, тем лучше, иначе есть риск разрыва трубок или соединений тормозной системы образовавшимся льдом.
  • Антикоррозионные свойства – чтобы тормозная жидкость не разрушала резиновые детали и не вызывала коррозии металла, производители добавляют различные присадки. Это немалый плюс, продляющий срок службы автомобиля.
  • Гигроскопичность – это способность тормозной жидкости поглощать воду. В итоге температура кипения постепенно понижается, а замерзания повышается. Качество тормозной жидкости сильно падает, поэтому потребуется её замена. Чем ниже это значение, тем лучше.

Все эти параметры перечислены на упаковке. Но их нет, или они недостоверные, на бутылках неизвестного происхождения, которые можно встретить у уличных торговцев – от таких покупок нужно категорически воздержаться. Также не надо покупать тормозную жидкость на разлив, как это иногда практикуют – вы не можете быть уверены в её соответствии хоть каким-то нормам.

Базовые основы

Химический состав современной тормозной жидкости довольно сложен, но в основе всегда лежит один или два основных компонентов, которые и определяют основные свойства.

Сейчас распространены составы на основе гликоля или полигликоля. Они имеют достаточно хорошие характеристики – кипят при температурах около 2600С, замерзают при – 400C. Этого хватает для эксплуатации почти везде, кроме местности с особо суровыми морозами. Но такой состав имеет большую гигроскопичность и за первый год впитывает 2% воды, а через два года нужна полная замена. Именно поэтому тормозную жидкость нужно полностью менять примерно через два года.

Ещё лучше продукты на основе силикона. Они совершенно не гигроскопичны, закипают при 3000C, практически не сжимаются. Но стоят они дорого, отчего применяются в основном для спортивных автомобилей, а для повседневного использования достаточно и основы на гликоле или полигликоле.

Классификация по DOT

Существует классификация тормозных жидкостей, которая называется DOT – Department Of Transportation, и при покупке нужно ориентироваться на неё. Если в инструкции указано, какого класса тормозная жидкость разрешена к использованию, то отклоняться от этого нельзя. Основные классы:

  • Минеральные смеси на основе спирта и касторового масла иногда допускаются производителем автомобиля к применению. Они имеют хорошие смазочные свойства, но быстро закипают и замерзают уже при -200C. К тому же, такая тормозная жидкость разрушает медные, алюминиевые и резиновые детали тормозной системы. Лучше избегать их использования.
  • DOT 3 — имеет гликолевую основу и закипает при температуре 2200С, а при насыщении водой при 1500C. Может использоваться в течении 2 лет.
  • DOT 4 – самый популярный сейчас тип, тоже на гликолевой основе, как и DOT 3, но содержит комплекс присадок для улучшения смазочных свойств и снижения коррозии. Закипает при 2400C и при 1600C при насыщении водой.
  • DOT 4.5, DOT 4+, DOT 4 SUPER – просто модификации составов DOT 4, с повышенной температурой кипения – 2600C и 1800C. В остальном отличий практически нет.
  • DOT 5 – более современная и дорогая жидкость на основе силикона. Закипает при температуре 2800C и 1800С, имеет нулевую гигроскопичность и может служить без замены до 5 лет.
  • DOT 5.1 – улучшенная модификация DOT 4.5 с повышенной температурой кипения до 2700C и 1800C. Требует замены раз в год.

Составы различаются и просто доливать один другим нельзя, так можно делать только для жидкостей одного типа, а еще лучше – одного производителя и одной марки. Иначе может возникнуть непредсказуемая химическая реакция, и в итоге в тормозной системе окажется совершенно непригодный состав. Приобретать следует тормозную жидкость только рекомендованного производителем типа.

Castrol React DOT 4 Low Temp

Изменяется ли жидкость в процессе эксплуатации

Некоторые автолюбители уверены, что тормозная жидкость не меняется и в замене не нуждается, достаточно доливать её и всё. Это большая ошибка — тормозную жидкость периодически нужно менять полностью, не ограничиваясь лишь доливкой новой порции. Делать это надо через каждые 2 года для состава DOT 4 или через 5 лет для DOT 5.

Дело в том, что тормозная жидкость поглощает воду из атмосферы, хотя этот процесс и происходит медленно. Постепенно получается сильно разбавленная водой жидкость, которая и закипает гораздо быстрее – при температурах 140-1500 вместо изначальных 2600, да и другие свойства тоже страдают. Так, повышается температура замерзания, что может вызвать разрыв льдом какого-нибудь соединения и привести к отказу тормозов и дорогостоящему ремонту.

Вода, к тому же, вызывает коррозию тормозной системы изнутри, образует накипь и вызывает протечки.

Ассортимент тормозной жидкости на автомобильном рынке и их характеристики

Сегодня в магазинах можно найти такое огромное количество разных марок и составов, что вопрос, какую тормозную жидкость выбрать, становится довольно сложным. И хотя вы теперь можете боле грамотно ориентироваться по основным характеристикам и типам, полезно всё-таки ознакомиться с некоторыми производителями и марками с наилучшим качеством. Они заслужили хорошие отзывы многих автолюбителей.

Castrol React DOT 4 Low Temp от производителя Castrol используется во многих дорогих брендовых автомобилях. Подходит как для семейных авто, так и для спортивных, с самыми современными тормозными системами. Имеет небольшую вязкость при низких температурах и может применяться с системами ESP и ABS.

Читайте также  Навигатор автомобильный какой лучше выбрать?

LiquiMoly DOT 4 известного производителя LiquiMoly имеет самую высокую температуру кипения – 2650C, и отличными остальными свойствами. В составе имеются антикоррозионные присадки, обеспечивающие долговечность резиновых прокладок. Может применяться с системой ABS.

Brake Fluid DOT 4 производится компанией Mobil и тоже соответствует самым высоким требованиям. Может использоваться при температурах до -300C без потери вязкости.

Mobil Brake Fluid

RosDOT 4 – российский продукт от «Тосол-Синтеза», и один из немногих, способный конкурировать с лучшими зарубежными образцами и применяться в любых автомобилях, в том числе с системой ABS. Обладает отличными характеристиками и может использоваться при температурах от +50 до -500.

Аляска DOT 4 – тоже отечественный продукт высокого качества, адаптированный под российские особенности климата. Может применяться при температурах от +40 до -400C. Из недостатков – отсутствие антикоррозионных присадок.

Как видите, выбор качественной тормозной жидкости достаточно велик как среди иностранной продукции, так и среди отечественной.

Какую лучше жидкость выбрать

Как видите, выбрать тормозную жидкость для автомобиля не так просто, как кажется. Их бывает много видов, и каждый выпускается множеством производителей. Поэтому первым делом нужно обратиться к инструкции к автомобилю и узнать, какую жидкость лучше использовать, так как производитель уже всё проверил.

Если указана информация общего свойства, например, DOT 4, то нужно заливать именно такую жидкость, а с конкретной маркой вы сможете определиться самостоятельно. Выбирайте надёжного производителя и учитывайте все характеристики. Но заливать новую жидкость нужно сразу полностью, после промывки системы, поэтому лучше делать это при плановом обслуживании, которое должно проводиться каждые 2 года.

В дальнейшем лить в бачок рекомендуется именно ту тормозную жидкость, которая уже используется. Смешивать разные марки, а тем более типы жидкости, крайне не рекомендуется. Это может привести к самым негативным последствиям.

Жидкость тормозная: виды, особенности, вопросы выбора

Тормозная жидкость — одна из технических жидкостей, к выбору и покупке которой следует подходить с особой тщательностью. О том, что такое тормозная жидкость, какой она бывает, и как правильно выбрать тормозную жидкость для автомобиля — читайте в этой статье.

Классификация тормозных жидкостей для транспортных средств

Как и любые другие технические жидкости, тормозная жидкость производится в соответствии с международными и отечественными стандартами. Сегодня большинство производителей придерживается двух основных стандартов:

— Спецификация FMVSS №116 — разработана Департаментом транспорта США (USDOT). В соответствии с этой спецификацией тормозная жидкость делится на классы от DOT-1 до DOT-5;
— Спецификации SAE J1703 и SAE J1704 — разработаны в Обществе автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers, SAE).

За основу чаще всего берется американский стандарт, тормозная жидкость по SAE встречается значительно реже, поэтому в дальнейшем мы рассмотрим классификацию тормозной жидкости именно по DOT. Также существуют жидкости на основе минерального масла, изготавливаемая по другим стандартам, однако она практически не применяется на автотранспорте, и здесь мы ее рассматривать не будем.

Жидкость тормозная DOT-4 0.91л ТОСОЛ-СИНТЕЗ

Жидкость тормозная DOT-4 0.91кг ЛУКОЙЛ

Жидкость тормозная DOT-4 1л BOSCH

Жидкость тормозная DOT-4 1л VW OE

Жидкость тормозная DOT-4 0.455кг ТОСОЛ-СИНТЕЗ

Жидкость тормозная DOT-4 1л LIQUI MOLY

Жидкость тормозная DOT-4 1л CASTROL

Жидкость тормозная 0.91л НЕВА-М ТОСОЛ-СИНТЕЗ

Жидкость тормозная DOT-4 1л FORD OE

Жидкость тормозная DOT-4 0.91кг UNIX

Стандарт DOT предусматривает три группы тормозных жидкостей:

  • DOT-1, DOT-2 — в настоящее время практически вышли из употребления;
  • DOT-3, DOT-4 — наиболее популярные тормозные жидкости на основе полиэтиленгликоля;
  • DOT-5 — жидкость на силиконовой основе;
  • DOT-5.1 — модифицированный вариант DOT-4, имеющая улучшенные характеристики.

Сразу следует заметить, что жидкости DOT-5 и DOT-5.1, несмотря на схожесть в маркировке, имеют совершенно разный состав и характеристики, и заливать одну вместо другой недопустимо.
Каждый тип тормозной жидкости делится на две группы:

  • Для автомобилей без АБС;
  • Для автомобилей с АБС.

Назначение жидкости обязательно указывается на ее упаковке, а также может быть указание и в маркировке, например — DOT-4/ABS.

В России зачастую можно встретить еще несколько типов тормозных жидкостей — DOT-4.5, DOT-4+, DOT-4* и им подобные, однако в оригинальном американском стандарте таких классов нет, и чаще всего это маркетинговый ход производителей для привлечения дополнительной прибыли.

Маркировка тормозных жидкостей

Марка и основные характеристики тормозной жидкости указываются на упаковке, причем тип жидкости по DOT обязательно указан крупным шрифтом. Также в соответствии со своим типом жидкость имеет определенную окраску:

  • DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 — желтый (с градациями от светло-желтого до светло-коричневого);
  • DOT-5 — розовый/красный;

Окраска позволяет сразу определить вид жидкости, предотвращает ошибку в выборе или случайное смешивание разных жидкостей.

Характеристики и особенности тормозных жидкостей

Основные характеристики и особенности тормозных жидкостей различных типов представлены в таблице:

DOT-3 DOT-4 DOT-5.1 DOT-5
Основа Полиэтиленгликоль (реже — полиалкиленгликоль) в сочетании с полиэфирами борной кислоты и присадками Силикон с пакетом присадок
Гигроскопичность Значительная, поглощает воду в больших количествах (в первый год эксплуатации масса воды в жидкости может превышать 2%) Меньшая, чем у DOT-3 Значительная, но не более 2% в первый год эксплуатации Не поглощает воду
Способность к аэрации (насыщению воздухом) Слабое поглощение воздуха Значительное поглощение воздуха
Отношение к лакокрасочным покрытиям Разъедает краску Безопасна для красок
Отношение к резиновым деталям Разъедает резиновые детали Безопасны для резиновых деталей
Температура кипения (для «сухой» жидкости — еще не впитавшей воду) 205°C 230°C 275°C 250°C
Вязкость Высокая Высокая (чуть ниже, чем у DOT-3) Низкая
Срок службы 1-2 года Около 2-х лет (не более 50 000 км пробега)

Следует заметить, что жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 поглощают влагу таким образом, что она равномерно распределяется по всему объему, поэтому постепенно на металлических поверхностях идут процессы коррозии низкой интенсивности (хотя в системе с DOT-3 магистрали и металлические изделия корродируют быстрее). Силиконовая жидкость DOT-5 совершенно не поглощает влагу, поэтому любая вода, попавшая в систему, в конечном итоге каплями скапливается в ее нижних точках — в тормозных цилиндрах, вызывая интенсивную локальную коррозию.

Применимость тормозных жидкостей

Жидкости имеют различные характеристики, что обуславливает их применение.

DOT-3 — наиболее дешевая и довольно универсальная жидкость. Чаше всего используется в легковых и грузовых автомобилях ранних годов выпуска с барабанными тормозами (и с передними дисковыми), которые не подвергаются слишком активной эксплуатации.

DOT-4 — чуть более дорогая, но наиболее универсальная тормозная жидкость, которая используется в легковых и грузовых автомобилях практически любых типов и возрастов с дисковыми тормозами. Благодаря высокой вязкости хорошо работает в системах с высокой степенью износа, обеспечивая незначительные утечки.

DOT-5.1 — одна из самых дорогих и наиболее требовательных к эксплуатации жидкостей. Вследствие низкой вязкости используется на новых автомобилях, не рекомендуется применять на автомобилях с изношенной тормозной системой — в этом случае будет наблюдаться значительная утечка. Также данная жидкость пригодна для применения в мощных скоростных автомобилях, где важна высокая скорость отклика тормозной системы.

DOT-5 — наиболее дорогая жидкость, имеющая ограниченное применение. Обычно ее выбирают для автомобилей с небольшим годовым пробегом, а также для транспортных средств, эксплуатируемых в условиях очень высокой (и даже экстремальной) влажности. И жидкости DOT-5 вследствие невозможности поглощения воздуха и воды (образуются пузырьки воздуха и капли воды), недопустимы для применения на транспортных средствах с АБС.

Совместимость тормозных жидкостей

При замене тормозных жидкостей следует знать об их совместимости. В общем случае нужно придерживаться двух рекомендаций:

  • Жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 совместимы друг с другом;
  • Жидкости DOT-5 не совместимы ни с какими другими жидкостями.

Первые три жидкости имеют гликолевую основу, да и состав присадок у них похожий, поэтому они в целом совместимы. Жидкость DOT-5 имеет силиконовую основу, и при смешивании с гликолевыми жидкостями происходят сложные химические реакции, в результате которых получившаяся смесь полностью теряет свои качества.

Однако и в отношении DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 тоже лучше не рисковать. Разные производители применяют неодинаковые пакеты присадок, которые при смешивании могут вступать в конфликт. Поэтому допускается смешивать жидкости различных типов в пределах одного бренда.

Как выбрать тормозную жидкость

Есть ряд критериев подбора тормозных жидкостей для транспортных средств:

  • Рекомендации производителя транспортного средства;
  • Тип, масса и мощностные характеристики транспортного средства;
  • Пробег и состояние тормозной системы транспортного средства.

В новые легковые автомобили сегодня чаще заливается жидкость DOT-4 и DOT-5.1 (жидкости типа DOT-3 уже используются значительно реже) — при эксплуатации в первые 3-5 лет не стоит менять жидкость, регулярно заливая именно тот тип и марку, что рекомендована производителем. На грузовых автомобилях, автобусах и спецтехнике чаще применяется DOT-4, а DOT-5.1 является скорее исключением.

В автомобили возрастом от 5 лет и со значительным пробегом не имеет смысла заливать маловязкие жидкости DOT-5.1 без предварительного обслуживания тормозной системы с заменой всех изношенных деталей. Такая замена требует некоторых затрат времени и средств, поэтому проще и дешевле (а главное — без ухудшения работы системы и без снижения безопасности) использовать жидкости DOT-4.

Автомобили ранних годов выпуска наиболее часто предназначены для работы с жидкостями DOT-3, и в большинстве случаев менять ее на DOT-4 не рекомендуется. Эта жидкость имеет высокую вязкость, она дешевая, и лишь периодически следует менять резиновые уплотнители в тормозной системе — так автомобиль прослужит еще много лет.

Если на автомобиле применяется силиконовая тормозная жидкость DOT-5, то менять ее на другую не рекомендуется, и лучше использовать именно то, что изначально залито на заводе-производителе. Не следует без особой необходимости производить и обратную замену (переходить с гликолевой жидкости на силиконовую), а если на автомобиле есть ABS (встретить современную машину без этой системы сегодня почти невозможно), то такая замена и вовсе запрещена. Если же замена жидкости производится, то предварительно необходимо полностью прочистить тормозную систему от остатков гликолевой жидкости, заменить изношенные детали (что препятствует попаданию в систему воды и воздуха), и лишь затем заливать DOT-5 с последующей тщательной прокачкой.

При покупке новой жидкости выбирайте упаковку того объема, который полностью уйдет на заполнение системы — тормозная жидкость (особенно DOT-3) недолго хранится во вскрытой упаковке, и использовать ее повторно уже не получится, а деньги на лишний объем будут потрачены.

При правильном выборе и покупке тормозной жидкости тормозная система автомобиля будет работать надежно и эффективно, обеспечивая безопасность движения во всех условиях.

Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.

Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.

Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальное приспособление — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и применении этих приспособлений — читайте в статье.

Резьбовой крепеж прост и надежен, однако повреждение болта или шпильки может привести к невозможности его извлечения и замены. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов. Об этих приспособлениях, их типах, конструкции, выборе и применении читайте в данной статье.

Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.

Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.

Использование правильного типа шин гарантирует автомобилю устойчивость и управляемость в любой дорожной ситуации. Только шины, используемые по сезону, гарантируют оптимальные сцепные характеристики с дорожным покрытием и минимальный тормозной путь.

Как выбрать лучшую тормозную жидкость для автомобиля?

Тормозные колодки и диски всегда на виду у любого автовладельца, поэтому об их своевременной замене мало кто забывает. А вот тормозная жидкость – совсем другая история. Многие автомобилисты вовсе про нее не вспоминают, пока однажды их тормоза не перестанут работать. Именно поэтому стоит чаще задумываться о тормозной жидкости. Не пропускать сроки ее замены и приобретать только качественные продукты.

Стало быть, не лишним окажется рейтинг качественных и эффективных жидкостей на российском рынке. Но для начала необходимо разобраться с критериями выбора.

Из чего состоит тормозная жидкость

Базовая основа – главный пункт, в соответствии с которым и происходит ранжирование продукции. Это неудивительно, так как именно базовая основа составляет от 93% до 98% всего состава жидкости. Остаток приходится на прочие компоненты. Всего выделяются 3 большие группы:

  • бутиловый спирт – на сегодняшний день эти жидкости уходят с рынка. Они отличаются низкой температурой кипения, однако обладают неплохими качествами антикоррозийного и смазывающего плана. Обычно тормозные жидкости на основе бутилового спирта используются для старых автомобилей;
  • полигликогель (гликогель) – наиболее распространенный формат. Температура кипения таких жидкостей колеблется в диапазоне от 230 °С до 260 °С, а температура замерзания составляет около -40 °С. Из недостатков – гигроскопичность и снижение характеристик температуры кипения из-за излишков влаги. Рекомендуемый интервал замены – 2 года;
  • силикон – это наиболее дорогие и качественные жидкости. У них высокая температура кипения и практически полностью отсутствует эффект гигроскопичности. Рекомендуемый интервал замены – 5 лет.

Видео: Тормозные жидкости

Критерии выбора

Эксперты выделяют 4 основных пункта, в соответствии с которыми необходимо выбирать тормозную жидкость:

  1. Температура кипения
  2. Коррозионная активность
  3. Смазывающие характеристики
  4. Вязкость

1. Температура кипения

Во время торможения автомобиля его энергия трансформируется в тепло. Сильнее всего нагревается тормозная колодка и диск. От колодки тепло передается суппорту, а через него нагревается тормозная жидкость. Этот фактор определяет важность температуры кипения – чем она выше, тем меньше становится вероятность провала педали тормоза при ее нажатии.

2. Коррозионная активность

Данный параметр, наоборот, должен быть минимально возможным. Многие опасаются закисания поршней суппорта, что сразу же сказывается на качестве торможения. Однако мало кто знает, что образование ржавчины в тормозных магистралях на порядок опаснее.

В этом случае налицо противоречие в составе. Причина в максимальной температуре кипения, что вынуждает производителей использовать в качестве основы полигликогель. Однако он очень гигроскопичен и моментально впитывает влагу. Именно это качество поставило перед компаниями необходимость применения исключительно герметичной упаковки. Ведь тормозная жидкость, в которую попала вода, закипает гораздо быстрее, что сказывается на функционировании всего комплекса. Кроме того, вода становится причиной возникновения ржавчины в тормозной системе.

3. Смазывающие характеристики

Высокие параметры смазки заметно снижают скорость износа манжет цилиндров и самого блока ABS. Следовательно, рекомендуется все же приобретать продукцию категории DOT5, выполненную на основе силикона, вместо DOT4. Кроме того, у DOT5 лучше показатели гигроскопичности и выше температура кипения, поэтому такая жидкость оптимально подойдет любителям активной езды.

DOT5.1, который был создан для машин, оборудованных ABS, подразумевает содержание в гликелевой основе повышенной концентрации присадок антифрикционного плана. Следовательно, именно такие жидкости будут в приоритете. Они неплохо уживаются с уплотнительными элементами.

Видео:Тормозная жидкость DOT4. DOT5.1 Выбор тормозной жидкости.

4. Вязкость

Стабильность этого параметра обеспечивает корректную работу тормозной системы в условиях низких температур. Это особенно актуально для машин, оборудованных системой ABS, так как застывшая жидкость сказывается на функционировании гидроблока, особенно в тех случаях, когда к ABS привязан блок стабилизации и система распределения тяги, что уже стало характерным для класса кроссоверов.

Рейтинг лучших тормозных жидкостей

Необходимо составить рейтинг наиболее качественных тормозных жидкостей, представленных на российском рынке. К слову, особо ориентироваться на цену не стоит по двум причинам:

  • она невысока;
  • экономия на таком компоненте просто недопустима.

Тем не менее, их можно поделить на 3 большие категории, ориентируясь на цену:

  1. Бюджетные – до 200 руб.
  2. Средний диапазон – от 200 до 500 руб.
  3. Премиум – от 500 руб.

1. Бюджетные – до 200 руб.

FELIX BRAKE FLUID

Это тормозная жидкость с высокотемпературными параметрами, подходящая для применения в системах как отечественных, так и импортных авто. В составе жидкости содержатся ингибиторы коррозии, гарантирующие сохранность медных, латунных, чугунных, алюминиевых и стальных компонентов системы.

  1. Температура кипения – 245 °С;
  2. Температура кипения в увлажненном состоянии – 162 °С;
  3. Объем – 0.5 л;
  4. Производитель – Россия.

Цена – от 74 руб.

ТОСОЛ-СИНТЕЗ РОСА 4

Один из лучших вариантов в бюджетном сегменте. Технология выпуска не нова, однако она была существенно усовершенствована, чтобы соответствовать критериям российских машин и иномарок. Жидкость полностью совместима с компонентами из резины и металла. Также обладает неплохими показателями вязкости и термостабильности.

  1. Температура кипения – 232 °С
  2. Температура кипения в увлажненном состоянии – 152 °С
  3. Объем – 0.5 л
  4. Производитель – Россия

Цена – от 104 руб.

LUXE BRAKE FLUID

Данная тормозная жидкость предназначается для авто с тормозными механизмами барабанного и дискового типов. Состоит из полиалкиленгликолей с присадками – это гарантирует уверенное торможение в пределах всего срока службы.

  1. Температура кипения – 230 °С;
  2. Температура кипения в увлажненном состоянии – 155 °С;
  3. Объем – 0.91 л;
  4. Производство – Россия.

Цена – от 152 руб.

2. Средний диапазон – от 200 до 500 руб.

BOSCH BRAKE FLUID

Тормозная жидкость с повышенной температурой кипения и увеличенным сроком эксплуатации – до 2-х лет. Используется на современных моделях, оборудованных дисковыми тормозами «по кругу».

  1. Температура кипения – 230 °С;
  2. Температура кипения в увлажненном состоянии – 155 °С;
  3. Объем – 0.5 л;
  4. Производство – Италия.

Цена – от 230 руб.

CASTROL BRAKE FLUID

В составе жидкости содержатся разные типы эфиров (борсодержащие сложные и полиалкиленгликолевые), а также ингибиторы и присадки. Это гарантирует отсутствие паровых пробок и защиту от коррозии. Повышенная температура кипения благотворно сказывается на безопасности даже при агрессивной езде.

  1. Температура кипения – 250 °С;
  2. Температура кипения в увлажненном состоянии – 155 °С;
  3. Объем – 0.5 л;
  4. Производство – Великобритания.

Цена – от 374 руб.

BOSCH Brake Fluid HP

Тормозная жидкость этой серии отличается сниженной вязкостью, что обеспечивает максимально быстрые изменения давления в комплексах с регулировкой электронного типа. Применяется в авто, оборудованных ESP, ASR, ABS и прочими системами.

  1. Температура кипения – 260 °С;
  2. Температура кипения в увлажненном состоянии – 170 °С;
  3. Объем – 1.0 л;
  4. Производство – Италия.

Цена – от 434 руб.

3. Премиум – от 500 руб.

MOTUL DOT 3|DOT 4|DOT 5.1

Разработка этой жидкости проводилась с ориентировкой на автомобили с ABS. Повышенная температура кипения гарантирует длительный срок эксплуатации. Она отличается отменными антикоррозийными характеристиками, а также нейтральна к тормозной системе.

  1. Температура кипения – 272 °С;
  2. Температура кипения в увлажненном состоянии – 185 °С;
  3. Объем – 0.5 л;
  4. Производство – Франция.

Цена – от 533 руб.

ELF FRELUB 650

Синтетическая тормозная жидкость высокого качества, созданная для тормозных систем, работающих в экстремальных режимах. Отличается отменной текучестью на морозе, что обеспечивает хорошую циркуляцию. Высокая температура кипения в разных состояниях гарантирует отсутствие паровых пробок. Обладает незначительной гигроскопичностью. Полностью нейтральна к резиновым компонентам и металлам (медь, олово, латунь, чугун, алюминий, сталь). Выделяется незначительной испаряемостью, а также минимальными образованиями шлама и отложений.

  1. Температура кипения – 280 °С;
  2. Температура кипения в увлажненном состоянии – 170 °С;
  3. Объем – 1.0 л;
  4. Производство – Франция.

Цена – от 572 руб.

TCL dot 4

Настоящее японское качество. Прекрасно подходит для самых современных тормозных систем, особенно с дисковыми тормозами. Сохраняет резиновые манжеты и сальники. Защищает магистрали от коррозии. А отличная вязкость наделяет жидкость превосходными свойствами.

  1. Температура кипения – 230 °С;
  2. Температура кипения в увлажненном состоянии – 160 °С;
  3. Объем – 1.0 л;
  4. Производство – Япония.

Цена – от 579 руб.

Конечно, приведенными позициями выборка не заканчивается, так как на российском рынке представлены еще многие производители со своей продукцией. Однако общие выводы сделать уже можно. Если у вас автомобиль с системой ABS, то рекомендуется останавливаться на тормозных жидкостях, изготовленных специально для таких авто, с соответствующими параметрами и стоимостью. Однако можно выбрать и более дешевый вариант, причем с очень неплохими эксплуатационными свойствами.