Как самому отбалансировать колесо на автомобиле?

Балансировка колёс своими руками

Балансировка колёс – одно из мероприятий, обеспечивающих устойчивость автомобиля на дороге и влияющих на безопасность движения. Многие автовладельцы считают, что качественную балансировку могут сделать только специалисты СТО. Отчасти они правы, но не всегда существует возможность обращаться к мастерам, а затягивать с процедурой нельзя. В этой ситуации можно выполнить балансировку колёс своими руками в условиях гаража. Существуют способы проведения этой процедуры без профессионального оборудования.

Почему нужна балансировка

Неравномерный износ резины или повреждения диска приводят к дисбалансу, то есть нарушению распределения массы колёс относительно горизонтальной и вертикальной плоскостей. Существует дисбаланс двух видов:

  1. Статический, когда ось вращения смещается по отношению к оси инерции и начинает двигать центр тяжести вверх и вниз.
  2. Динамический, когда ось вращения пересекается с осью инерции, нарушая распределение массы колеса по горизонтали. Диск во время движения автомобиля выписывает восьмёрку.

Различают два вида дисбаланса: статический и динамический

Дисбаланс вызывает вибрацию колёс во время движения. Несбалансированность колёс, особенно при движении на большой скорости, ухудшает управляемость, увеличивает длину тормозного пути, приводит к преждевременному износу деталей ходовой.

Разбалансированные колёса во время движения на большой скорости становятся причиной потери управления. Но даже если авария не случилась, постоянная вибрация приводит в негодность подшипник ступицы, а со временем и поломке всей ходовой системы ТС.

Задача процедуры — вернуть колёсам баланс во время вращения. Результат балансировки – равномерное распределение массы колеса относительно осей вращения.

Как часто проводить

Чётких и конкретных рекомендаций для всех автомобилей по частоте проведения балансировки нет. Всё зависит от условий эксплуатации ТС, состояния колёс, других факторов. Специалисты рекомендуют проводить балансировку:

  1. Во время смены резины. В солидных СТО процедура входит в стоимость услуги по «переобувке» авто.
  2. Если произошёл удар колесом о какой-либо предмет или попадание в яму. Такие ситуации приводят к повреждению диска и разбалансировке колеса.
  3. После 15000 км пробега. За сезон мало кто из автолюбителей накручивает такое количество километров, поэтому стандартному автомобилю достаточно балансировки при смене шин.
  4. Каждые 8000 км любителям агрессивного стиля вождения.
  5. Перед поездкой на расстояния более 1500 км.

Признаки дисбаланса

Главный сигнал о дисбалансе – появление вибрации. Интенсивность передающейся в салон вибрации зависит от степени дисбаланса. Порой на скорости машина начинает буквально дрожать всем кузовом.

Характер вибрации говорит о том, какие колёса разбалансированы:

  • передние дают толчки в руль;
  • задние заставляют вибрировать задние сидения.

Другими признаками дисбаланса являются увеличившийся расход топлива, шуршание шин при движении, неравномерный износ и регулярное спускание шин.

Способы балансировки

Воспользовавшись советами бывалых водителей, можно самостоятельно провести балансировку по старинке без применения специального станка. Это займёт больше времени, чем затратил бы мастер в сервисе, но поможет сэкономить средства.

При должном желании балансировку колёс можно проводить самостоятельно в гаражных условиях

Для самостоятельного выполнения процедуры понадобятся следующие приспособления и материалы:

  • домкрат;
  • балансировочные грузики;
  • мел или маркер;
  • набор ключей.

Интересно! Чтобы отбалансировать колёса на литых или кованых дисках, целесообразно приобрести самоклеящиеся грузики. Но в зимнее время такие грузики могут отклеиться от перепадов температур.

Для проведения балансировки необходимы балансировочные грузики

Без снятия колеса

Процесс самостоятельной балансировки состоит из следующих этапов:

  1. Подготовительный. Колёса очищают от грязи, застрявших в шинах камней, снимают колпаки, понижают давление в шине, снимают старые грузики. Домкрат устанавливают с одной стороны ТС, освободив 2 колеса. Проверяют свободное вращение колёс. Если колесо крутится тяжело, необходимо расшплинтовать его и ослабить ступичную гайку.
  2. Определение лёгкой точки. Колесо прокручивают против часовой стрелки и ждут его остановки. Отмечают верхнюю точку. Затем крутят колеса по часовой стрелке и вновь отмечают верхнюю точку. Середина между двумя отметками – лёгкая точка.
  3. Установка грузиков. Молотком набивают на найденную точку грузики весом от 10 до 45 граммов начиная с лёгких. После этого раскручивают колесо и ждут его остановки. Грузики должны оказаться внизу. Если получилось не так, лёгкие грузики снимают и набивают более тяжёлые. Использовать на одно колесо груза более 60 граммов не рекомендуется.
  4. Статическая балансировка. Как только после остановки грузики оказались внизу, их начинают раздвигать в разные стороны. Колесо начинают вращать и разводить грузики. Задача процесса – добиться, чтобы колесо каждый раз останавливалось в разном положении. Как только это начало получаться, вес распределён равномерно, то есть достигнут статический баланс.

В такой последовательности проводят процедуру с каждым колесом. Чтобы проконтролировать правильность выполненной балансировки, нужно проехать на авто не менее десяти километров со скоростью более чем 90 км/час. Если при движении не ощущаются толчки и постукивания, значит, всё выполнено правильно. При неправильном выполнении процедуры появляются специфичные толчки в руль.

Для собственной уверенности при первой самостоятельно выполненной балансировке можно пройти диагностику на СТО. Если мастера подтвердят, что всё было сделано правильно, в дальнейшем можно заниматься процедурой самостоятельно.

Важно! Самостоятельная балансировка в гараже допустима только при статическом дисбалансе. Устранение динамического дисбаланса требует применения оборудования. Специалисты рекомендуют обращаться в сервис, если на машине стоит поношенная резина и старые погнутые диски. Без спецоборудования самостоятельно отбалансировать такие колёса невозможно.

На самодельном стенде

Облегчить процесс балансировки можно, изготовив в гараже самодельный стенд. В этом случае не придётся извлекать из колеса тормозные колодки и ослаблять ступенчатую гайку.

Самодельный стенд упрощает процесс балансировки колеса

Стенд монтируют из старой ступицы с рабочим подшипником. Ступицу устанавливают на каркас таким образом, чтобы колесо свободно вращалось, а вся конструкция стойко держалась на поверхности. В качестве каркаса удобно использовать вертикальные металлические стойки, между которыми крепится колесо. Дальнейшие действия по балансировке совпадают с предыдущим методом выполнения процедуры.

На станке

Даже опытный автомобилист в гаражных условиях проводит балансировку «на глазок». Поэтому полной уверенности в правильности процесса быть не может. В специализированных мастерских балансировка выполняется на станках с компьютерным управлением.

Современные СТО оборудованы балансировочным станками с ЧПУ

Станок состоит из конусообразной опоры для установки колеса, вращающего электромотора и датчиков. Колесо вращается при выполнении шиномонтажа, и одновременно компьютер определяет вибрацию и давление. Показания датчиков помогают точно высчитать вес и место установки грузиков.

Мастерские оборудованы двумя видами станков:

  1. Ручными – на которых мастер измеряет колесо линейкой и вручную вводит данные.
  2. Автоматическими – информация считывается датчиками и выводится на монитор в цифровом или графическом виде.

По типу используемых опор станки делят на:

  1. Мягкие, измеряющие параметры колеса, учитывая колебания опор.
  2. Жёсткие, измеряющие давление и фазу ротора.

Интересно! На жёстких станках можно тестировать различные детали, но качество и точность измерений по этой причине снижается.

Большинство современных сервисов оснащено автоматическими балансировочными станками. Мастер надевает колесо на вал, зажимает его болтами и раскручивает. Датчики определяют точки торцевого биения. Компьютер определяет интенсивность толчка и подсчитывает массу груза, который необходимо прикрепить в высчитанную точку. Компьютер также сообщит, если балансировку колеса провести невозможно.

Балансировка гранулами

Один из новейших методов балансировки колёс – использование специальных гранул вместо грузиков. Суть методики – засыпание в покрышку специальных гранул, скользящих во время движения во внутреннем пространстве. Такое свободное перемещение устраняет дисбаланс во время движения на скорости.

Современные методики балансировки колёс предусматривают использование микробисера

Преимущество такого метода состоит в том, что гранулы засыпают один раз, и они выполняют предназначенную функцию всё время эксплуатации покрышки. Минус данного способа балансировки – высокая стоимость гранул. Поэтому балансировка этим способом в настоящее время не прибрела популярность.

Видео: балансировка колёс своими руками

Ошибки во время процедуры

Если процесс балансировки проведён с нарушением технологии, то проблема вибрации в лучшем случае не будет решена, а в худшем — дополнительно усугубится. Самые распространённые ошибки:

  1. Балансировка при наличии грязи на колесе. Дополнительный дисбаланс может нарушить даже камешки, застрявшие в протекторе. Общая картина даже на точном оборудовании будет нарушена, а вывести колесо в ноль не получится.
  2. Балансировка колеса, у которого нарушена геометрия шины или диска. Если диск имеет даже незначительные вмятины или перекосы, его предварительно нужно прокатать на специальном станке. Рихтовка диска молотком или другими ударными инструментами недопустима.
  3. Неправильное затягивание болта ступицы на балансировочном станке. Излишние усилия приведут к нарушению центровки колеса, и балансировка будет неправильной.
  4. Нарушение технологии установки шины на диск. Часто даже опытные монтажники выполняют работу с нарушением технологии. В результате колесу придаётся дополнительная инерция.
  5. Нарушение центровки во время установки колеса на ось ТС. Такая проблема возникает вследствие нарушения порядка затягивания болтов. Если даже правильно сбалансированное колесо установлено с перекосом, оно будет давать вибрацию.

Чтобы не столкнуться с подобными неприятностями, необходимо тщательно выбирать автосервис и контролировать работу мастеров. Квалифицированные специалисты дают гарантию на собственную работу и показывают результаты балансировки на дисплее станка. Если мастер запрещает присутствие владельца авто во время работы или не даёт гарантию, от его услуг целесообразно отказаться.

Читайте также  Что такое коробка передач робот на автомобиле?

Балансировка колёс – важный элемент контроля технического состояния ТС. Своевременно проведённая процедура поможет не только повысить безопасность и комфортность езды, но и продлить срок службы автомобиля, предотвратив преждевременный износ деталей ходовой системы.

Балансировка колёс своими руками: как сэкономить на шиномонтаже

Большинство автомобилистов очень часто забывают о том, что колеса нужно не только вовремя подкачивать, проверятьдавлениев шинах, но и проводить балансировку. Данной процедуре нужно уделять достаточно внимания. Именно от правильности балансировки колес будет зависеть исправность работы подвески машины, срок ее работы, а также будет ли безопасной и комфортной езда на таком автомобиле.

По мере течения времени водители убеждаются в том, что проводить балансировку шин нужно в любом случае, причем достаточно часто. Но, увы, не все осознают важность такого мероприятия, не проверяют качество выполненной в шиномонтаже работы. А зря. Ведь если все проследить и проконтролировать, Вам не придется раньше времени менять шины и диски.

Для чего нужна балансировка колес

Не каждый автолюбитель знает ответ на данный вопрос. Но большинство водителей имеют общее представление о том, зачем нужно проводить балансировку колес: если масса колеса будет распределена равномерно по отношению к центру, то вибрация от колеса будет минимальной. Но как же балансировка влияет на срок службы колес, Вашу безопасность и комфорт? Если не сильно углубляться, то сокращенный ответ на этот вопрос будет таким: если в колесе нет баланса относительно всех осей симметрии, то в нем появляются разные центробежные силы, причем отличаются они вектором положения, от чего и создается вибрация колеса, а на ступицу накладываются нагрузки по разным направлениям.

Последствия неконтролируемой эксплуатации машины, а вернее, отсутствие контроля над колесами, могут быть самыми разными. Например:

1) Из-за возможных перегрузок, которые не предусмотрены производителем, несущие узлы подвески могут быстрее износиться, а именно подшипники ступицы придется поменять раньше времени. Если нагрузки будут слишком большими, то во время езды некоторые детали подвески могут даже разрушиться. Из-за этого прямо на дороге колесо может просто отлететь, что может стать причиной достаточно серьезной аварии.

2) Колесо, которое вибрирует, отличается крайне плохом сцеплением с дорогой, то есть контактное пятно с дорогой нестабильно. Это приводит в тому, что управлять машиной становится труднее, а тормозной путь становится длиннее. По причине этого водить такую машину менее безопасно.

3) Разбалансированное колесо вибрирует из-за неравномерной нагрузки, которая приходится на протектор. Из-за этого существенно снижаются ресурсы шин, что приводит к ускоренному изнашиванию покрышек.

4) Вибрация от колеса передается рулю, что приносит водителю достаточно сильный дискомфорт.

Как узнать нужна ли балансировка

Что касается самого дисбаланса колес, то он может быть статический и динамический. В рамках статического дисбаланса происходит смещение центральной оси инерции от оси вращения: по факту, они параллельны, но не совпадают. Неравномерное распределение массы приводит к образованию вращающего момента, начинаются маятниковые колебания. Это будет происходить до тех пор, пока масса не перейдет в крайнюю нижнюю позицию. Чтобы устранить эту проблему, нужно провести статическую балансировку, то есть установить корректирующую массу с диаметрально противоположной стороны колеса.

Из-за того, что колесо может быть неуравновешенным по ширине, возникает динамический дисбаланс. Обнаружить подобный дефект можно во время вращения колеса. В колесе формируются центробежные силы разного направления, которые формируют пару с неким моментом вращения. Провести динамическую балансировку значит специальные грузики внутри и снаружи колеса, которые будут уравновешивать нагрузку, причем именно в той плоскости, в которой «работает» описанная пара сил.

Признаки наличия неуравновешенности колес

1) Если Вы чувствуете вибрацию, исходящую от руля. Зачастую, причина этому – неуравновешенность одного из передних колес. Во время этого ломается подшипник ступицы. Из-за вибрации может произойти разгерметизация кондиционера.

2) Во время движения по дороге заднюю часть машины заносит в разные стороны. Это может сигнализировать не только в том, что колеса разбалансированы, но и о возможных проблемах с задней подвеской, а конкретно со стойками, сайлентблоками балки. Именно потому нужно проводить балансировку не только передних, но и задних колес. Задние колеса всегда разбалансированы меньше, чем передние, но этот факт все равно имеет место быть. Поэтому задние покрышки могут изнашиваться неравномерно.

Виды и методы балансировки

Исходя из видов дисбаланса, есть два вида баланса – статический и динамический. Они соответственно направлены на устранение соответствующей неуравновешенности. Если колесо сбалансировано статически, то его масса распределена относительно оси вращения равномерно. Из-за неравномерности распределения дорога во время движения машины очень «бьет» по колесу, а в следствии, и по всем элементам подвески. Сделать статическую балансировку можно на любой шиномонтажной станции.

В случае динамически сбалансированного колеса, его масса равномерно распределена относительно плоскости вращения, то есть колесо не поворачивается от внешней стороны к внутренней, и наоборот. В противном случае, колесо будет совершать боковые колебания. Чем шире будет колесо, тем сильнее оно будет колебаться в случае динамического дисбаланса.

Также существует такая разновидность балансировки, как финишная. Такую процедуру нужно проводить даже с новыми качественными колесами. Это нужно делать потому, что в элементах опоры колес может быть остаточный дисбаланс, причем проявляется эта неуравновешенность достаточно сильно, причем заметно это именно во время движения на высоких скоростях. Также будет иметь место ускоренный износ покрышек.

Балансировка колес своими руками

После прохождения 15000 км, нужно обязательно провести балансировку колес. На шиномонтажной станции процесс уравновешивания колес займет несколько минут, а вот в гараже, при собственноручной балансировке, нужно будет использовать подручные средства. Для того, чтобы своими руками сделать балансировку колес, нужно выполнить определенную последовательность действий.

1) Используя домкрат, нужно приподнять переднюю часть автомобиля.

2) Далее нужно немного отвинтить гайку ступицы и провести расшплинтование. Благодаря этому, крепление подшипников на передних колесах станет более слабым. Достаточно будет сделать два – три оборота.

3) Этот этап наиболее ответственный. Нужно менять положение колеса. Если оно разбалансировано, то будет заметно движение колеса в разные стороны.

4) Нужно будет немного уменьшить давление в шинах и снять с колеса грузики, если они были поставлены заранее. После этого нужно начать вращать колесо в направлении против часовой стрелки. После полной остановки, нужно будет сделать отметку мелом и краской. Благодаря этому можно будет отметить верхушку колеса.

5) Далее нужно вращать колесо по часовой стрелке. Также нужно будет дождаться его полной остановки, после чего сделать отметку. Она не должна совпадать с предыдущей меткой. Так станет видно, какая именно область колеса наиболее легкая. Это место располагается между теми метками, которые будут сделаны. В этом месте нужно будет сделать еще одну метку.

6) Далее нужно установить маленькие легкие грузики (весом до 30 грамм) с обеих сторон от последней оставленной отметки.

7) После этого нужно будет проверить работу. Для этого нужно закрутить колесо и дождаться его полной остановки. После остановки грузики должны оказаться снизу. В противном случае нужно будет поставить грузики большей массы и повторить процедуру. Делать это нужно до тех пор, пока не будет достигнут тот эффект, который нужен.

8) После этого нужно будет поймать тот момент, когда колесо перестанет вращаться в различных положениях. Для этого нужно менять положение грузиков на одинаковое расстояние от последней отметки. Аналогичную процедуру нужно провести с остальными колесами.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Балансировка – не просто грузики. Как правильно балансировать колесо и ничего не испортить

Любой автовладелец периодически вынужден делать балансировку колёс. Когда-то копеечное удовольствие сегодня стоит уже не так дёшево, и невольно возникает вопрос: а не выбрасываем ли мы иногда деньги на ветер? Может, балансировку можно делать реже? Или, может быть, её можно делать дороже, но лучше?

Честно говоря, задавая вопросы своему знакомому шиномонтажнику про балансировку, я рассчитывал получить в ответ что-то очень стандартное, но с некоторыми деталями, о которых раньше не знал. Но в жизни всё пошло не так, и в ответных сообщениях в мессенджере получил в общей сложности чуть больше часа голосовых сообщений. Может, чуть меньше часа, если убрать оттуда непечатную лексику (причину которой назову ниже), но всё равно много. И решил, что материала будет два. Один – как раз про балансировку (о которой я, оказывается, знал лишь поверхностно), второй – про то, как по некоторым признакам отличить в шиномонтаже нормального мастера от криворукого упыря и вымогателя денег.

Читайте также  На что влияет воздушный фильтр в автомобиле?

Зачем нужна балансировка?

Балансировка нужна для сохранения трёх вещей: денег, безопасности и комфорта. Деньги – это забота о ходовой части. Нет в природе механизма, которому пошла бы на пользу лишняя вибрация. В ходовой части достаточно деталей, которые не любят лишние ритмичные удары, пусть даже и не очень сильные. Это и ступичные подшипники, и сайлентблоки, и шаровые опоры. К тому же быстро изнашивается и сама шина. Так что балансировка – наглядное проявление заботы об этих элементах, а значит, и о средствах на их преждевременную замену.

Насчёт безопасности тоже всё просто. Вспомните, что происходит с телефоном, который просто лежит на столе. С ним ничего не происходит. Но если на него позвонить, он в режиме вибровызова начнёт по столу ползти. Ему просто не хватит сцепления с поверхностью стола. С несбалансированным колесом ситуация такая же: оно скачет по дороге, о равномерном пятне контакта речи не идёт, сцепление ухудшается стремительно. Попахивает латентным суицидом, хотя многие об этом даже не думают.

Ну и последнее – комфорт. Тут тоже всё ясно: тряска и прыгающий в руках руль – это очень напрягает. Нужно быть слишком спокойным человеком, чтобы не обращать на это внимания. Правда, отсутствие балансировки чувствуется не на всех машинах, так что если тряски нет, это ещё не значит, что с колёсами всё в порядке. Трясущийся руль – это уже крайняя степень наплевательского отношения к балансировке, и до этой ситуации лучше не доводить.

Что мотор, что колесо

Возникает вопрос: а когда же надо делать балансировку? Неужели до того, как начинает бить руль? Странно, но да. Есть несколько ситуаций, в которых балансировка необходима.

Первая – это сборка нового колеса. Каждое только что собранное колесо нужно балансировать. Это очевидно. Вторая ситуация связана с сезонной «переобувкой». Если колёса хранились в сборе, их тоже нужно проверить на баланс. Бывает, что балансировка не требуется, но чаще всё-таки её приходится делать.

На этом очевидные ситуации заканчиваются и начинаются не такие очевидные, но не менее жизненные.

Как ни странно, очень часто колесо с новой шиной приходится балансировать дважды. Первый раз – во время сборки колеса, второй – после обкатки. Дело в том, что во время хранения шины она может потерять свою круглую форму. Немного «оквадраченную» шину ставят на диск, делают балансировку, но со времени шина возвращает свою форму. Иногда балансировка после этого сохраняется, иногда – нет. Поэтому колесо с новой шиной советуют проверить на балансировку повторно, рекомендуемый пробег – 1000 километров.

Теперь перейдём к пробегу. Оказывается, колёса нужно проверять каждое ТО. Об этом почему-то не думают, но проверять балансировку лучше одновременно с техобслуживанием. Заменил масло – проверь колёса. И 10 тысяч километров – это не так уж мало, если машине приходится ездить по разбитым российским дорогам.

Пятый повод съездить на балансировку – это как раз те самые разбитые дороги. Точнее, ямы. Очень желательно соблюдать правило: влетел в яму – езжай на балансировку. Сам-то водитель про эту ямку на следующий день может забыть, а вот колесо её помнит долго. Бывает, что балансировка не изменяется, но проверить колесо не мешает. Хотя бы по той причине, что, например, литой диск с наружней стороны погнуть сложно, а вот с внутренней – как два пальца об асфальт. И этот момент тоже нужно проконтролировать.

В общем, лучше перестраховаться. Лишнего внимания не бывает.

Ради интереса: а можно колёса вообще не балансировать? Ситуацию с врождённым идиотизмом не рассматриваем. И тогда остаётся только одна возможность забить на балансировку болт: ездить со скоростью не более 40 км/ч. Считается, что при такой скорости балансировка не нужна.

Чем и как?

Теперь перейдём к самому интересному: как делают балансировку и что часто делают не так.

Капитан Очевидность подсказывает нам: колёса балансируют на балансировочном станке. Стоимость станка может быть разной: убитый хлам можно купить за 10 тысяч рублей, а можно урвать топовый Hofmann за 1,4 миллиона. Но вообще экономить на балансировочном станке многие не любят: клиенту глубоко плевать, как и на чём ему надевали шину на диск, а косяк балансировки он заметит легко. Поэтому бывает, что балансировочные станки ставят именно топовые, а остальное оборудование – попроще.

Теоретически нормально отбалансировать колесо можно и на дешёвом станке. Неидеально, но нормально. Тут всё зависит от степени криворукости мастера. Слишком криворукий и на станке с автоматическим измерением параметров может наломать дров.

Обратите внимание, как мастер будет центрировать колесо на станке. По тому, как он это делает, можно оценить радиус кривизны его рук. Всего есть три способа. Первый – самый простой и самый нежелательный. В этом случае конус, который входит в центральное отверстие диска, устанавливается снаружи диска. То есть колесо вешают на вал станка, затем надевают конус, потом прижимают его гайкой. Для литых дисков это самый нежелательный способ центрирования. Дело в том, что снаружи этот диск просто отлит, а вот внутри он обработан фрезеровкой. И внутренняя часть центрального отверстия заметно точнее наружной. Поэтому литой диск лучше ставить иначе: конус должен фиксировать внутреннюю часть. В этом случае последовательность расположения на станке будет такой: на вал надевают конус, затем – колесо, а уже его прижимают к планшайбе тарелкой. Кстати, для штамповки оба способа будут нормальными: с точностью изготовления штампа «плюс-минус трамвайная остановка» сторона приложения конуса не имеет никакого значения.

От чего зависит, какой способ выберет мастер? Только от самого мастера. Любой станок позволяет центрировать колесо обоими способами. Но для первого нужно меньше телодвижений, и лентяй выберет именно его. А ещё можно потерять некоторые детальки, без которых второй метод применить нельзя. Такое тоже бывает, и это признак весьма посредственной «шинки».

Есть ещё один способ центрирования – с помощью фланцевого адаптера. Этот метод придумали как раз в компании Haweka (там, собственно, и изобрели современную балансировку). Способ основан на том, что колесо центрируется на ступице не центральным отверстием, как многие думают, а именно конусными (или сферическими) гайками или болтами. Тут на вал станка надевают сначала конус, потом – колесо, а затем – фланцевый адаптер, который центрует колесо крепёжными отверстиями. В этом случае центрирование получается идеальным: колесо сидит точно так же, как на ступице. Но у способа есть небольшой недостаток: он трудоёмкий, занимает больше времени, и балансировка с адаптером стоит процентов на 30 дороже балансировки двумя первыми способами.

И, наконец, самый фантастический метод. На вал ставится не конус, а втулка под диаметр центрального отверстия диска. Сам диск зажимается не конусом, а фланцевым адаптером. Это – самый точный и сложный способ. Говорят, его используют в параллельной Вселенной трезвые и чисто выбритые шиномонтажники в белых перчатках. В нашей жизни такое, увы, не встречается.

Расходники для балансировки – это в первую очередь грузики. Они бывают набивными (пружинными) и самоклеющимися (адгезивными). Какие лучше? И у тех, и у других есть свои преимущества и недостатки.

Набивные грузики крепятся ближе к краю обода, и они точнее. А так как крепятся они механическим способом, то держатся на ободе лучше. Такие грузики хороши там, где нужна прочность, а не эстетика. Например, на внедорожниках. Недостатки у набивных грузов тоже есть. Во-первых, они не очень красивые. Во-вторых, пружинка такого груза заходит между диском и шиной, и если диск старый, в этом месте будет травить воздух. Впрочем, если шины с дисками травят по пружинке, скоро они начнут травить везде. Это проблема диска (его коррозии), а не грузика.

Самоклейки – адгезивные грузы – тоже не отваливаются от диска, хотя при желании оторвать их проще. А китайские иногда и сами отваливаются, бывает. Зато они не портят вид диска.

А если обманет?

Про то, как отличить нормального мастера от шаромыжника, я расскажу в следующий раз. Это очень интересно, но очень долго. А пока придётся просто посмотреть, как будет балансировать колёса специалист и как это будет делать низкоквалифицированный мошенник (для простоты назовем его просто «упырь»).

Хороший специалист никогда не будет балансировать грязное колесо. Во-первых, для балансировки важен вес колеса, а не грязи, во-вторых, чистое колесо проще протереть растворителем перед приклейкой грузика, в-третьих, так просто приятнее работать. Если в шиномонтажке нет мойки колёс, лучше там ничего не балансировать.

Балансировать нужно ровное колесо. Упырь этого не знает и не проверяет перед балансировкой геометрию диска и самой шины. Хороший мастер их проверит, и если выяснится, что диск кривой, сначала предложит его выпрямить. А если новая шина кривая – вернуть её в магазин. Также хороший специалист сначала проверит на станке диск, а уж потом – колесо в сборе, чтобы лишний раз не терзать шину при монтаже. Особенно актуально это для шин с низким профилем.

Читайте также  Как заряжать АКБ не снимая с автомобиля?

Упырь сдирает с диска скотч от старых грузиков ножом. Обычно – вместе с краской. Хороший специалист – специальной пластиковой лопаткой или с помощью насадки на дрель (круга для удаления наклеек).

Упырь будет очень долго скакать вокруг станка. Скорее всего, причина его танцев – это неоткалиброванный станок. Нормальный мастер на ухоженном и исправном станке балансирует шину приблизительно за минуту.

Перед установкой колеса на ступицу специалист проверит прилегающие поверхности. Никакой грязи там быть не может. Кстати, небольшое замечание любителям покрасить тормозные барабаны на своих ВАЗах: краска с барабана отваливается (да-да, вот эта «высокотемпературная» – тоже), и колесо начинает болтаться. С такими колёсами можно съездить разве что за премией Дарвина.

Упырь, ясное дело, ничего проверять не будет: снимет колесо со станка и прикрутит его к грязной ступице. И ещё затянет гайки (или болты) гайковёртом с диким моментом. А так как центрируется колесо именно гайками, то что там будет с балансировкой после такой установки – тайна. Нормальный мастер для протяжки использует тёплый ламповый динамометрический ключ.

И последнее: хороший специалист отбалансирует всё, что имеет центральное отверстие (и иногда даже не имеет, как на некоторых Пежо и Ситроенах). Фразу «а чота колесо не балансируется» произносит только упырь. Кстати, были случаи, когда ради веселья отбалансировали старое ведро и табуретку. Юмор, конечно, специфический, но какой уж есть.

А ещё слова «резина, шестнадцатый радиус, баллон, скат и сосок» относятся с лексике упырей. Но об этом, как и договаривались, поговорим в следующий раз.

Сообщества › УАЗоводы › Блог › Балансировка колес своими руками рабочий метод?

Наткнулся на такие видео
статическая балансировка:


Комментарии 50

у меня две пары дисков (зима-лето), отбалансировал в шиномонтажке и забыл пока покрышки не сотрутся. Больше неудобств доставляет снег и грязь прилипшая к дискам, пока не остановишься не почистишь колеса, больше 80 не поедехать

равномерно накиданая грязь/снег на балансировку не влияет

у меня как-то набило снегом по кругу, всё было норм, потом на солнышке пригрело и кусок отвалился — ехал как на осле, пришлось отковыривать остатки

я это и имел ввиду)

Конечно рабочий! Ибо колесо болтами на ступице центрируется чётко и однозначно в отличие от балансировочного стенда, на котором жопорукий шиномонтажник прикручивает его одной центральной гайкой… Попросите после балансировки снова поставить колесо на станок и проверить… Я как-то попросил — капец полный. Дисбаланс оказался равен массе прилепленных грузиков ))))

Я даже старую ступицу от УАЗа купил — руки не доходят всё это собрать (нужна цапфа и упругое основание, чтобы динамический дисбаланс уловить…)

Колесо должно центроваться по центральному отверстию, а никак не по болтам. А жопорукий балансировщик просто плохо колесо закрепил, оно прокручивалось на оси стенда. Так конечно не отбалансируешь никогда.

Тоже фанат пластиковых центровочных колечек на ступицу?

Конечно рабочий! Ибо колесо болтами на ступице центрируется чётко и однозначно в отличие от балансировочного стенда, на котором жопорукий шиномонтажник прикручивает его одной центральной гайкой… Попросите после балансировки снова поставить колесо на станок и проверить… Я как-то попросил — капец полный. Дисбаланс оказался равен массе прилепленных грузиков ))))

Я даже старую ступицу от УАЗа купил — руки не доходят всё это собрать (нужна цапфа и упругое основание, чтобы динамический дисбаланс уловить…)

на балансировочном станке колесо (диск) зажимается конусом, так что там все норм.

Вот, нашёл в интернете крупное фото центрального отверстия литого УАЗовского диска:
forumnov.com/index.php?s=…ttach&type=post&id=580520

Оно явно не предназначено для точной центровки колеса.

на балансировочном стенде колесо зажимается не за эти отверстия, а за центральное КОНУСОМ ! И ДРУГОГО НЕ ДАНО !

Так я для наглядности показал вид центрального отверстия — оно, мягко говоря, кривое… Если на штампованном диске можно предположить, что центральное отверстие как-то обрабатывается, то на литом следов токарной обработки не видно… Как его центрует конус — дело случая. Между ступицей и краями этого центрального отверстия тоже достаточно большой зазор…

Дано! Просто… процесс более трудоёмкий…

В старых советских книжках по обслуживанию автомобилей… балансировка осуществлялась непосредственно на ступице автомобиля… (Строго говоря, балансировать надо всё, что крутится…)

Делаем балансировку колес без специальных устройств своими руками

Безопасность на дороге – превыше всего, и для её соблюдения ваш автомобиль обязательно должен быть в исправном состоянии. Данное правило касается не только двигателя, но и всех остальных частей машины, в том числе и колес.

Зачем нужна балансировка колес?
Одним из наиболее важных критериев исправности авто является сбалансированность колес, ведь несбалансированные колеса ухудшают управляемость, увеличивают тормозной путь и способствуют быстрому износу деталей ходовой.

Конечно, проще и лучше всего производить балансировку на станциях ТО, но часто случается так, что поехать туда просто не представляется возможным. В такой ситуации вам необходимо сделать балансировку своими руками. Увидеть воочию особенности процесса можно, изучив видео в Интернете, однако перед этим стоит вооружиться некоторыми теоретическими знаниями.

Виды дисбаланса колес

Прежде чем приступать к балансировке, необходимо определить тип дисбаланса: статический или динамический. Эта информация нужна, чтобы точно очертить дальнейший ход действий.

В случае, когда дисбаланс статический, вибрация колеса происходит по вертикали вследствие разницы веса частей колеса по вертикальной оси. Например, часто случается, что часть колеса с ниппелем тяжелее, следовательно, во время езды при попадании этой части на дорожное покрытие происходит удар. И чем выше скорость, тем сильнее будут удары.

Динамический дисбаланс колес – это разница в весе, которая смещена наружу или внутрь колеса, вследствие чего колебания происходят из стороны в сторону. Опять-таки: чем выше скорость, тем сильнее колебания. В случае с динамическим дисбалансом, вам вряд ли удастся самостоятельно сделать балансировку, так как для этого будет нужна специальная аппаратура и оборудование (в частности, стенд).

Что необходимо для балансировки колес?
Чтобы сделать балансировку своими руками, вам будет нужна специальная «экипировка». Это:

  • домкрат;
  • балансировочные грузики (специальные комплекты можно приобрести в автомагазинах и на станциях ТО);
    мел.

Стоит отметить, что если у вас литые или кованые диски, лучше приобрести грузики, которые крепятся на самоклеящуюся основу.

В Интернете вы сможете найти подробные видео-рекомендации, в которых описан подготовительный этап работы. Рекомендуем с ними ознакомиться, чтобы ваше техобслуживание в домашних условиях прошло на «ура».

Процесс балансировки колес в домашних условиях
Поднимите автомобиль при помощи домкрата так, чтобы колесо не касалось земли. Далее прокрутите его (если тормозная колодка мешает это делать, снимите тормоз, а если машина на передаче, переключите коробку на нейтральную). Когда колесо остановится, поставьте мелом отметку в нижней точке. Прокрутите его еще раз, и если отметка опять окажется в нижней точке, это значит, что вес данной части колеса больше, чем противоположной. Для подобной работы нужна определенная сноровка, поэтому наберитесь терпения, и все обязательно получится.

Далее вам предстоит закреплять грузики напротив нижней отметки в верхней части колеса. Такие действия необходимо повторять, пока колесо при раскручивании не начнет останавливаться в произвольном положении. Если вам нужна зрительная «опора», то подробные видео-инструкции регулировки колес вы найдете в сети.

Чтобы удостовериться в правильности произведенных манипуляций во время балансировки, вам нужно проехаться со скоростью около 90 км/ч. Если вы сделали все правильно, то никаких вибраций и постукиваний возникнуть не должно.

Стоит отметить, что балансировка колес без центрального отверстия может производиться своими руками по такому же принципу.

Дополнительные рекомендации
Несмотря на простоту вышеизложенного метода балансировки, настоятельно рекомендуем посмотреть тематические видео для более глубокого понимания процесса. Независимо от того, насколько качественно вы сделали балансировку собственными руками, лучше, при возможности, проверьте баланс на станции ТО при помощи специального стенда. Для большей надежности финишная балансировка колес должна происходить с использованием спецоборудования.

И еще один совет напоследок. Выработайте у себя следующий алгоритм действий в таких условиях: перед тем, как приступить к ремонту, отметьте взаимное положение диска и шины. Ведь очень часто дисбаланс появляется вследствие смещения шины относительно обода. Это может произойти после ремонта покрышки или камеры во время их монтажа на колесный диск.

Балансировку в режиме реального времени на примере облегченного колеса можно посмотреть на видео: