Как подать пену на пожарном автомобиле?

Подача пены от пожарного автомобиля без и с установкой на водоисточник, с забором пенообразователя из внешней емкости

Без установки на водоисточник

  1. Присоединить выкидной рукав и генератор ГВП (воздушно-пенный ствол).
  2. Проверить закрытие заглушки всасывающего штуцера, сливного краника и других вентилей.
  3. Открыть вентиль из цистерны.
  4. Выпустить воздух через вакуум-клапан до заполнения насоса водой (как при подаче воды) и закрыть его.
  5. Открыть пробковый кран пеносмесителя (10).
  6. Установить дозу краном (8).
  7. Открыть вентиль из пенобака (6).
  8. Включить сцепление.
  9. Прибавить газ до 3-4 атм. по манометру и поработать насосом 5-10 сек.
  10. Открыть выкидной штуцер.
  11. Прибавить давление до 6-7 атм.

Основные ошибки

Те же, что и при подаче воды из цистерны, а именно:

  1. Подача воды в линию без предварительного заполнения насоса водой.
  2. Выпуск воздуха через вакуум-клапан при включенном насосе.
  3. Резкое включение сцепления.
  4. Включение и выключение насоса при больших оборотах двигателя.

Дополнения и пояснения

  1. Выдержка работающего насоса с пеносмесителем перед подачей воды в линию делается для накопления нужной концентрации пенообразователя. В этом случае из ствола (генератора) обеспечивается сразу выход качественной пены без потери воды.
  2. Для подсоса пенообразователя достаточно держать на насосе 3-4 атм. Поскольку большее давление затрудняет открывание выкидного штуцера, рабочий режим 6-7 атм. Лучше устанавливать после его открытия.

Установка АЦ на водоисточник

С установкой на водоем

  • Взять воду из водоема любым из способов, описанным в 1-м разделе и дать ее в линию к пенному стволу (например, пеногенератору ГПС-600).
  • Установить рабочее давление 6-7 атм.
  • Открыть пробковый кран пеносмесителя (10).
  • Установить дозу краном (8).
  • Открыть вентиль из пенобака (6).

Основные ошибки

Те же, что и при подаче воды из цистерны, а также включение пеносмесителя раньше, чем будет открыт выкидной штуцер насоса.

Дополнения и пояснения

  1. Для быстрого накопления дозы пенообразователя дозирующий кран сначала открывается полностью, а когда из ствола (генератора) пойдет качественная пена, дозу убавляют до нормы.
  2. Работать насосом при закрытых выкидных штуцерах для накопления дозы нельзя, так как при этом происходит обрыв водяного столба.

С установкой на гидрант

Установка АЦ на пожарный гидрант

  • Установить автомобиль на пожарный гидрант.
  • Присоединить выкидную линию со стволом ВПС (генератором ГВП) и открыть полностью гидрант и колонку.
  • Включить насос и дать в линию давление 6-7 атм.
  • Если после этого давление на всасывающем штуцере насоса (подпор) будет выше 2-х атм, его надо убавить прикрытием шиберов колонки и снова отрегулировать давление на выходе насоса.
  • Открыть пробковый кран пеносмесителя (10).
  • Открыть вентиль из пенобака (6).
  • Установить дозу краном (8).

Основные ошибки

  1. Попытка регулировать подпор воды при закрытом выкидном штуцере или регулировка его при выключенном насосе.
  2. Открывание вентиля из пенобака раньше, чем на насосе будет создано необходимое давление.

Дополнения и пояснения

  1. Для быстрого накопления концентрации пенообразователя дозирующий кран сначала открывается полностью.
  2. При подпоре воды более 2-х атм. пеносмеситель работать не будет, но и меньше 1 атм. Подпор оставлять нежелательно, т. к. во время работы давление в водопроводе может понизиться.
  3. В тех случаях, когда ограничить подпор нечем (например при неисправности шиберных заслонок), для работы пеносмесителя необходимо повысить напор на выходе насоса, при этом он должен быть на 1 атм. больше 2-кратного подпора. Например. При подпоре от гидранта 4 атм. для нормальной работы пеносмесителя необходимо создать давление не менее 9 атм. из расчета: 4 атм. х 2 + 1 атм. = 9 атм.

Забор пенообразователя из внешней емкости

Подача пены с забором пенообразователя от внешней емкости

  • Снять пробку со штуцера (7) и на ее место присоединить шланг.
  • Второй конец шланга опустить в емкость с пенообразователем.
  • Проверить, закрыт ли дозирующий кран (8) пеносмесителя.
  • Взять воду из водоисточника и подать в линию под напором 6-7 атм.

При подаче воды от гидранта необходимо отрегулировать подпор, как это описано в предыдущем разделе «Подача пены с установкой автомобиля на гидрант».

  • Открыть пробковый кран пеносмесителя (10).
  • Установить дозу краном (8).

Основные ошибки те же, что и при подаче воды.

Дополнения и пояснения

Извлечение из пенала АЦ всасывающего рукава диаметром 125 мм

  1. Данный способ применяется в тех случаях, когда в баке автомобиля пенообразователя нет или недостаточно. Наиболее вероятно применение его с установкой автомобиля на гидрант или водоем, т.к. при работе от цистерны емкости пенобака достаточно.
  2. При работе от посторонней емкости требуется плотное закрывание дозирующего крана, особенно при заборе воды из водоема. Если дозирующий кран не перекрывается, то в насос вместо воды будет подсасываться один пенообразователь. Такое положение существует на насосах ПН-З-КФ и ПН-40-У, где конструкцией не предусмотрено полное перекрытие дозирующего крана.

Дополнительный материал по теме:

ПРИ ПОДАЧЕ ВОЗДУШНО-МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕНЫ

Промывка пеносмесителя

Дополнительные рекомендации

Подача пены с забором пенообразователя от посторон­ней емкости

1. снять пробку со штуцера (1) и па ее место присоеди­нить шланг;

2. второй конец шланга опустить в емкость с пенообразо­вателем;

3. подать воду в рукавную линию под напором 6—7 атм;

4. открыть пробковый кран пеносмесителя (10);

5. установить дозу краном (8).

Данный способ применяется в тех случаях, когда в баке автомобиля

пенообразователя нет или недостаточно. Наибо­лее вероятно применение его

с установкой автомобиля на гидрант или водоем, т. к. при работе от цистерны

емкости пенобака достаточно.При работе от посторонней емкости требуется

плотное закрывание вентиля от пенобака и крана-дозатора, особенно при заборе

воды из водоема, т. к. в противном случае в насос вместо воды будет подсасываться

Пеносмеситель промывается после каждой подачи пены. Для этого, не меняя режима

1. пенные генераторы (стволы) вывести из очага пожара:

2. закрыть вентиль от пенобака (6);

3. открыть вентиль (5) для промывки;

4. когда из генератора (ствола) пойдет чистая вода, за­крыть вентиль (5) и выключить

5. закрыть пробковый кран (9).

В случае, когда в цистерне воды нет, ее подсасывают из посторонней емкости, как и пенообразователь в описанном выше способе. Воду можно также подать под

небольшимнапором от водопровода через ствол РСК через штуцер (7).

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РАБОТЫ ПЕНОСМЕСИТЕЛЯ ПС-5

Положение дозатора Возможные варианты работы Условия работы
А) один ствол ГПС-600 Б) один ствол СВП Без установки на водоисточник
А) два ствола ГПС-600 Б) два ствола СВП В) один ствол ГПС-600 и один ствол СВП С установкой на водоисточник
А) лафетный ствол Б) три ствола ГПС-600 В) два ствола ГПС-600 и один ствол СВП С установкой на водоисточник
А) четыре ствола ГПС-600 Б) лафетный ствол и один ствол ГПС-600 С установкой на водоисточник
А) пять стволов ГПС-600 Б) лафетный ствол и два ствола ГПС-600 С установкой на водоисточник

X. РАБОТЫ ПО РАЗМОРАЖИВАНИЮ ГИДРАНТА В ЗИМНИЙ ПЕРИОД С ПОМОЩЬЮ «УСТРОЙСТВА ОТОГРЕВА»

В ряде гарнизонов для размораживания гидрантов в зимний период делают специальное устройство (рис.7), которое подключается к напор­ному рукаву и с помощью

Читайте также  Как крепить детскую люльку в автомобиле?

подаваемой пожарным насосом воды, размывает образовавшийся в гидранте лед.

Рис. 15

«Устройство отогрева», применяемое в ряде гарнизонов для размораживания

гидрантов в зимний период. «Устройство» представляет собой трубку

10 мм и длиной около 8 м, соединенную с головкой-заглушкой.

Последовательность операций, выполняемых водителем в этом слу­чае, следующая:

1. установить ПА на месте работы;

2. присоединить напорный рукав к задвижке пожарного насоса;

3. присоединить к напорному рукаву «устройство отогрева»;

4. проверить закрытие заглушки всасывающего патрубка, сливного

5. краника, а также других вентилей и кранов;

6. выключить сцепление;

7. открыть одну из напорных задвижек для выпуска воздуха из насоса;

8. открыть задвижку «из цистерны»;

9. после заполнения насоса водой закрыть напорную задвижку;

10. плавно включить сцепление;

11. увеличить обороты двигателя и довести давление воды в насосе до и.2-0,3

МПа (2-3 кгс/см ). Контролируя его величину по манометру;

12. медленно открывая напорную задвижку, присоединенную к «уст­ройству отогрева», и одновременно

увеличивая обороты двигателя, установить необходимый режим работы насоса для размораживания гид­ранта .

I

ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Водителям пожарных автомобилей нередко приходится оказывать первую медицинскую помощь и себе, и пострадавшим в результате несчастных случаев. Эти случаи могут возникать как в результате чрезвычайных происшествий, аварий и пожаров, так и при эксплуатации и обслуживании автомобиля, поскольку автомобиль сам по себе является источником повышенной опасности. Водители, являясь участниками дорожного движения, чаще других становятся очевидцами или участниками ДТП, при которых часто возникает необходимость в оказании первой помощи пострадавшим.

Вне зависимости от причин несчастного случая, жизнь пострадавшего нередко зависит от инициативы, находчивости и умения того, кто оказывает первую медицинскую помощь. Оказывающий первую медицинскую помощь должен уметь определять характер и тяжесть повреждения, принимать срочные меры по восстановлению дыхания и сердечной деятельности, остановке кровотечения. Он должен уметь перевязывать раны, накладывать шины, а также знать правила обращения с пострадавшим, чтобы не причинить новых повреждений, не усугубить его состояние. Для этого нужно уметь извлекать пострадавшего из поврежденного автомобиля, из завалов, выносить его из опасной зоны и многое другое. Важно также уметь пользоваться не только штатными средствами, находящимися на автомобиле (кровоостанавливающие жгуты, транспортные шины, перевязочные материалы), но и подручными средствами (импровизированные жгуты, шины, повязки, носилки).

Нужно также уметь быстро и точно установить, когда произошла травма, где, при каких обстоятельствах, по какой причине. Это облегчает распознавание характера повреждения и способствует быстрому и правильному выбору методов оказания помощи. Долг каждого участника транспортного движения – обладать комплексом знаний, необходимым для оказания первой медицинской помощи с масимальной эффективностью и в минимальные сроки.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Системы подачи пенообразователя в пожарный насос

На современных пожарных автоцистернах и насосно-рукавных автомобилях подача пенообразователя из пенобака или постороннего бака осуществляется водоструйными насосами, называемыми пеносмесителями. Пеносмесители с необходимой арматурой и трубопроводами составляют систему подачи ПО.

Принцип подачи ПО в пожарные насосы различных модификаций одинаков. Однако конструктивное исполнение систем подачи во многом различается.

Система подачи ПО в пожарный насос ПН-40УВ

Принципиальная схема подачи ПО в ПН представлена на рис.7.1 (область А). Поступление ПО в ПН возможно из пенобака 6, постороннего бака, подключенного к ниппелю 3 и из цистерны пожарного автомобиля по трубе 7. При всех способах забора и подачи воды к стволам будет подаваться водный раствор пенообразователя. Для этого необходимо включить пеносмеситель 2, открыв его кран. При работающем ПН вода из его коллектора по трубе 8, поступая в пеносмеситель, создаст в нем разрежение. Включив клапан 4, ПО будет поступать в пеносмеситель 2, а затем во всасывающую полость насоса 1. В насосе ПО будет смешиваться с водой, образуя раствор требуемой концентрации.

Рис.7.1. Система подачи ПО в пожарный насос

1 – насос ПН-40УВ; 2 – пеносмеситель; 4 – ниппель (крестовина); 5 – пенобак; 6 – вентиль; 7 – трубопровод из цистерны; 8 – трубопровод от коллектора насоса.

Подачу ПО в пеносмеситель можно производить и из постороннего бака. Для этого необходимо подсоединить к ниппелю 3 шланг, второй конец которого соединить с подключаемым баком. При этом клапан 4 должен быть закрыт. В случае, если цистерна пожарного автомобиля заполнена пенообразователем, то его поступление к пеносмесителю 3 будет осуществляться по трубопроводу 7 при открытом вентиле 6 и закрытом клапане 4.

После тушения пожара пеной насос и систему подачи пенообразователя необходимо промывать чистой водой. Промывка осуществляется для удаления остатков ПО, кристаллизация которого загрязняет систему.

Промывка может осуществляться водой из цистерны или из постороннего бака. Для промывки системы водой из цистерны необходимо при включенном насосе 1 закрыть клапан 4 и открыть вентиль 6. Поступающая из цистерны автомобиля вода (стрелка а), промоет всю систему подачи ПО. При промывке системы подача ПО от внешнего источника воды, ее подводят шлангом к ниппелю 3. При этом клапан 4 должен быть закрыт.

На современных АЦ с насосами ПН-40УВ система подвода пенообразователя несколько видоизменена. Такая система представлена на рис.7.2.

Рис.7.2. Система подачи ПО в ПН

1 – пожарный насос НЦПН-40/100; 2 – водоструйный насос (эжектор); 3 – патрубок с вентилем для подключения подачи ПО; 4 – трубопровод подвода пенообразователя; 5 – кран; 6 – пенобак; 7 – трубопровод; 8 – задвижка

Из ее сравнения с рис.7.1 следует отметить две особенности. Первая из них состоит в том, что в новой системе не предусмотрена ее промывка забором воды из цистерны. Во-вторых, наиболее часто предусматривается подвод воды к пеносмесителю при открытой задвижке 8 от цистерны. Следовательно, возможно промывать систему подачи ПО. Кроме того, что очень важно, если цистерну заполнить пенообразователем, то в этом случае автоцистерна используется как автомобиль воздушно-пенного тушения.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Индивидуальная подготовка

План теоретической подготовки
План практической подготовки

В практическую подготовку входят темы: «Укладка и надевание боевой одежды и снаряжения пожарного. Сбор и выезд по сигналу тревоги» «Работа с пожарными рукавами, стволами, рукавным оборудованием. Прокладка рукавных линий» «Установка пожарного автомобиля на водоисточник» «Установка пожарной колонки на гидрант» «Отработка приемов с ручными пожарными лестницами» «Отработка приемов со спасательной веревкой» «Боевое развертывание в составе отделения и караула» «Выполнение приемов и способов преодоления препятствий» «Выполнение приемов и способов транспортировки, переноски, подъема и спуска пострадавших» «Отработка приемов работы с аварийно-спасательным инструментом»

Итоговое тестирование

Индивидуальная подготовка

Назначение, виды и устройство оборудования, средства для получения воздушно-механической пены

Виды пен, их физические и огнетушащие свойства.

Пена – это скопление пузырьков, которое способствует ликвидации пожара, главным образом, за счет эффекта поверхностного тушения. Пузырьки возникают при смешивании воды с пенообразователем. Пена легче самого легкого воспламеняющегося нефтепродукта, поэтому при подаче на горящий нефтепродукт она остается на его поверхности.

Читайте также  Как остановить течь радиатора автомобиля?

Пенообразователь и пожарная пена: характеристики и свойства

Виды пены по кратности:

  • пены низкой кратности – кратность пены от 4 до 20 (получают стволами СВП, пеносливными устройствами);
  • пены средней кратности – кратность пены от 21 до 200 (получают генераторами ГПС);
  • пены высокой кратности – кратность пены более 200 (получают путем принудительного нагнетания воздуха).

Область применения. Достоинства и недостатки

Пена широко применяется для тушения пожаров твердых (пожары класса А) жидких веществ (пожары класса В), не вступающих во взаимодействие с водой, и в первую очередь – для тушения пожаров нефтепродуктов.

Химическая пена образуется смешиванием щелочи (обычно бикарбоната натрия) с кислотой (как правило, сульфата алюминия) в воде. Эти вещества содержатся в одном герметичном контейнере. Чтобы сделать пену более прочной и продлить срок ее службы, к ней добавляется стабилизатор.

При взаимодействии указанных химических веществ образуются пузырьки, наполненные углекислым газом, который в данном случае практически не обладает никакой огнетушащей способностью; его назначение – заставить пузырьки всплывать.

Порошок может храниться в емкостях и вводиться в воду в процессе борьбы с пожаром через специальную воронку или каждое из двух химических веществ может быть предварительно перемешано с водой, в результате чего образуется раствор сульфата алюминия и раствор бикарбоната натрия.

Воздушно-механическая пена. Эта пена образуется из пенного раствора, получаемого при смешивании пенообразователя с водой. Пузырьки возникают при турбулентном перемешивании воздуха с пенным раствором. Как следует из самого названия пены, ее пузырьки заполнены воздухом. Качество пены зависит от степени перемешивания, а также от исполнения и эффективности используемого оборудования, а ее количество – от конструкции этого оборудования.

Существует несколько типов воздушно-механической пены, одинаковых по природе, но имеющих разную огнетушащую эффективность. Ее пенообразователи производят на основе протеина и поверхностно-активных веществ. Поверхностно-активные вещества – это большая группа веществ, включающая моющие средства, смачиватели и жидкое мыло.

Ограничения в применении пены

При правильном использовании пена – эффективное огнетушащее вещество. Тем не менее существуют определенные ограничения в ее применении, которые перечислены далее.

  1. Поскольку пена представляет собой водный раствор, она проводит электричество, поэтому ее нельзя подавать на электрооборудование, находящееся под напряжением.
  2. Пену, так же как и воду, нельзя применять для тушения горючих металлов.
  3. Многие типы пены нельзя употреблять с огнетушащими порошками. Исключение из этого правила составляет «легкая вода», которая может использоваться с огнетушащим порошком
  4. Пена не годится для тушения пожаров, связанных с горением газов и криогенных жидкостей. Но высоко-кратная пена применяется при тушении растекающихся криогенных жидкостей для быстрого подогрева паров и уменьшения опасности, сопутствующих такому растеканию

Положительные качества пены.

  1. Несмотря на существующие ограничения в применении, пена очень эффективна при борьбе с пожарами классов А и В.
  2. Пена — очень эффективное огнетушащее вещество, которое, кроме того, обладает и охлаждающим эффектом.
  3. Пена создает паровой барьер, препятствующий выходу воспла­меняющихся паров наружу. Поверхность цистерны может быть покрыта пеной для защиты ее от пожара в соседней цистерне.

4. Пена может быть использована для тушения пожаров класса А в связи с наличием в ней воды. Особенно эффективна «легкая вода».

5. Пена – эффективное огнетушащее вещество для покрытия расте­кающихся нефтепродуктов. Если нефтепродукт вытекает, нужно попытаться закрыть клапан и таким образом прервать поток. Если это невозможно сделать, надо преградить путь потоку при помощи пены, которую следует подавать в район пожара для его тушения и затем для создания защитного слоя, покрывающего просачивающуюся жидкость.

6. Пена – наиболее эффективное огнетушащее вещество для тушения пожаров в больших емкостях с воспламеняющимися жидкостями.

7. Для получения пены может использоваться пресная или жесткая или мягкая вода.

Отдельного внимания заслуживает и компрессионная пена, которая очень хорошо себя зарекомендовала при тушении пожаров.

Компрессионная пена (compressed air foam system, CAFS) – технология, используемая в пожаротушении для доставки огнетушащей пены с целью тушения возгорания или защиты зоны, где отсутствует горение, от воспламенения.

Компрессионная пена получается из стандартной насосной установки, которая имеет точку ввода сжатого воздуха в пенообразователь для формирования пены. Кроме того, сжатый воздух также добавляет энергию в струю, которая позволяет увеличить дальность доставки ОТВ по сравнению со стандартными пеногенераторами или стволами.

При использовании компрессионной пены, эффективность огнетушащего вещества составляет порядка 80%. Такой показатель возможен благодаря особым физическим свойствам компрессионной пены, а именно адгезивности. При тушении пожара, ствольщик получает в свой арсенал новые возможности. При нанесении на потолок и стены, пена изолирует смежные помещения от воздействия высоких температур, при этом пена долго держится даже на вертикальных поверхностях: от одного часа на металлической до двух-трех часов на деревянной. Каждый пузырь компрессионной пены имеет стойкую связь с соседними, что обуславливает высокую стойкость пены. В результате получается тонкое (около 1-2 сантиметров) и прочное «одеяло», которое буквально «укрывает» горящую поверхность, прекращая доступ кислорода в очаг возгорания.

Готовая компрессионная пена подаётся по напорным пожарным рукавам диаметром 38 или 51 мм под рабочим давлением 7 ÷ 10 кгс/см 2 .

Физические параметры компрессионной пены и, соответственно, огнетушащие свойства пены – изменяются посредством изменения соотношения ингредиентов. Может вырабатываться «сырая» (тяжёлая) пена с соотношением от 1 : 5 (вода : воздух) и «сухая» (лёгкая) пена с соотношением до 1 : 20 (вода : воздух).

Подача компрессионной пены с соотношением 1 : 10 (вода : воздух) на вертикальные поверхности

(металлическую дверь, кирпичную стену).

Вместе с тем, пена обладает и лучшими свойствами воды – она охлаждает очаг, а благодаря смачивателям, включенным в ее состав – проникает в поры и трещины поверхности, предотвращая тление материала и его повторное возгорание.

Главные преимущества компрессионной пены: быстрый сбив пламени и снижение температуры, сокращение времени тушения в 5 ÷ 7 раз (на 500 ÷ 700 % . ), снижение расхода воды в 5 ÷ 15 раз (на 500 ÷ 1500 %).

Пенобразователи

Пенообразователь (пенный концентрат) -концентрированный водный раствор стабилизатора пены (поверхностно-активного вещества), образующий при смешивании с водой рабочий раствор пенообразователя.

Пенообразователи предназначены для получения с помощью пожарной техники воздушно-механической пены или растворов смачивателей, используемых для тушения пожаров классов А (горение твердых веществ) и В (горение жидких веществ).

Пенообразователи в зависимости от химического состава (поверхностно-активной основы) подразделяются на:

  • синтетические (с),
  • фторсинтетические(фс),
  • протеиновые (п),
  • фторпротеиновые(фп).

Пенообразователи в зависимости от способности образовывать огнетушащую пену на стандартном пожарном оборудовании подразделяются на:

  • пенообразователи для тушения пожаров пеной низкой кратности (кратность пены от 4 до 20);
  • пенообразователи для тушения пожаров пеной средней кратности (кратность пены от 21 до 200);
  • пенообразователи для тушения пожаров пеной высокой кратности (кратность пены более 200).

Самыми популярными и недорогими, и в то же время эффективными, на сегодняшний день считаются пенообразователи с маркировкой ПО-6 и ПО-3. Цифры на маркировке говорят об уровне концентрации пенообразователя в рабочем растворе (6 или 3 литра на определенный объем воды). Хранить такую продукцию следует в отапливаемых помещениях. Замерзая, пенообразователь не теряет своих свойств и вновь готов к эксплуатации после размораживания, но в условиях возникшего пожара времени на приведение его в нужную консистенцию может просто не быть. Оба вида относятся к числу биоразлагаемых и абсолютно безопасны при хранении и транспортировке.

Читайте также  Как выбрать амортизаторы для автомобиля?

ХАРАКТЕРИСТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ПЕНООБРАЗОВАТЕЛЕЙ

Пенообразователи целевого применения.

ТЭАС-НТ – синтетический, биологически разлагаем. Предназначен для получения огнетушащей пены низкой и средней кратности в условиях низких температур.

ПО-6НП – синтетический, биологически разлагаем. Предназначен для тушения пожаров нефтепродуктов, ГЖ, для применения с морской водой. «Морпен» – синтетический, биологически разлагаем. Предназначен для получения огнетушащей пены низкой, средней и высокой кратности с использованием как пресной, так и морской воды.

ПО-6МТ – синтетический, морозоустойчивый, биологически разлагаем. Предназначен для получения огнетушащей пены низкой, средней и высокой кратности.

Интересное видео по компрессионной пене

4. Последовательность работы на пожарных автомобилях

Автоцистернами можно подавать воду на тушение пожара из цистерны, от водопроводной сети и из от­крытых водоемов, а также с помощью гидроэлеватора. Автоцистерны приспособлены подавать пену в очаги по­жара, а также перекачивать воду на большие расстоя­ния.

Установка ПА на водоисточник

На месте пожара ПА устанавливают на ровной площадке. Место установ­ки должно выбираться с таким расчетом, чтобы обеспе­чить удобную подачу огнетушащих веществ, не мешать движению транспорта и, в случае надобности, быстро отвести ПА на новое место.

Способ использования ПА определяется обстановкой на пожаре. ПА могут подавать воду или воздушно-ме­ханическую пену из цистерны, водопроводной сети или открытых водоемов, В последнем случае, если глубина всасывания больше 7 м, применяют гидроэлеваторы. ПА могут также использоваться для перекачки вода на большие расстояния.

При работе на ПА запрещается без команды пода­вать огнетушащие вещества или прекращать их подачу, переставлять или оставлять без надзора ПА.

Работа ПА с неисправными контрольно-измеритель­ными приборами не допускается. В ночное время долж­ны быть включены освещение в насосном отделении, кабине и сигнальные фонари

На автоцистернах, как правило, используют воду из цистерн. В этом случае ПА устанавливают так, чтобы тепловой поток от пожара не оказал воздействия на ПА.

При установке ПА на водоисточник, особенно от­крытый, необходимо выбирать удобное и безопасное место для подъезда. Оно должно быть таким, чтобы высота всасывания не превышала 7 м и были исключе­ны резкие перегибы всасывающих рукавов.

Установив ПА, необходимо при работающем двига­теле поставить его на ручной тормоз и подготовить по­жарный насос к забору воды. Для этого следует выклю­чить сцепление, включить коробку отбора мощности, а затем плавно включить сцепление. При этом крутя­щий момент будет передаваться на вал насоса. Для по­дачи воды устанавливают частоту вращения вала дви­гателя не более 800. 1000 мин -1 и выключают сцепление рычагом в насосном отделении.

Длительная работа выжимного подшипника сцепле­ния недопустима, так как он, нагревшись, может выйти из строя. Поэтому следует быстро заполнять насос из цистерны. Если тушение пожара будет производиться водой из водопроводной сети или водоема, то сначала собирается всасывающая линия.

Подача воды из цистерны производится следующим образом:

собирают напорную рукавную линию и присоединя­ют ее к напорному патрубку пожарного автомобиля;

открывают вакуумный клапан для выхода воздуха из насоса при заполнении его водой;

открывают задвижку на трубопроводе, соединяющем цистерну со всасывающей полостью насоса.

Контроль заполнения насоса осуществляется через смотровой глазок вакуумного клапана. После заполне­ния насоса водой вакуумный клапан закрывают.

Заполнив насос водой, включают сцепление рычагом в насосном отделении (на ПА со средним расположени­ем насоса сцепление включают педалью сцепления). Создав насосом требуемый напор, открывают задвижку на напорном трубопроводе, к которому присоединена рукавная линия. Поддерживают требуемый напор, из­меняя положение дроссельной заслонки рычагом или педалью газа.

Подача воды насосом от водопроводной сети

По­жарный автомобиль устанавливают вблизи гидранта. Специальным крюком открывают крышку колодца гид­ранта, а затем его крышку. Затем выполняют все по­следующие работы.

Подача воды пожарным насосом из открытого водо­ема обеспечивается в три этапа:

соединяют всасывающие пожарные рукава, присое­диняют к ним всасывающую сетку, присоединяют их к всасывающему патрубку насоса, опускают второй ко­нец всасывающего рукава с сеткой в водоем;

присоединяют к напорным патрубкам насоса напор­ные рукава;

открывают вакуумный клапан и, включив газоструй­ный вакуумный аппарат, заполняют насос водой, вы­ключают вакуумный клапан и газоструйный вакуум-аппарат.

После этого включают в работу пожарный насос, постепенно открывая задвижки, подают воду в рукав­ные линии. Если их открывать быстро, возможен обрыв столба воды во всасывающих рукавах. В этом случае необходимо будет повторно производить забор воды.

При отказе в работе вакуум-аппарата заполнение на­соса и всасывающих рукавов водой можно произвести двумя способами

Первый способ включает такие операции: выклю­чить сцепление, открыть вакуумный клапан и вентиль из цистерны, заполнить насос водой, закрыть вакуумный клапан. После этого плавно включается сцепление и за­крывается вентиль из цистерны. Увеличивая частоту вращения вала насоса, создают напор 200…400 кПа. За­тем плавно открывают задвижку на коллекторе насоса и устанавливают требуемый напор.

Второй способ включает комплекс работ по так называемому кольцеванию цистерны с пожарным насо­сом. Сущность его состоит в следующем. К патрубкам насоса присоединяют напорные и всасывающие рукава. Закрывают все вентили и краны водопенных коммуни­каций. Включив сцепление, открывают вентили в цис­терну и из цистерны и повышают частоту вращения ва­ла насоса до 2000. 2500 мин -1 . Вода будет циркулиро­вать по образовавшемуся контуру. При плавном закрывании вентиля на трубопроводе из цистерны в на­сос по вакуумметру устанавливают разрежение. После заполнения насоса и всасывающего рукава водой за­крывают вентили из цистерны и в цистерну и устанав­ливают заданное давление на насосе.

Работа насоса при заборе воды из водоема с помо­щью гидроэлеватора организуется в случае, когда уро­вень воды в водоеме расположен ниже оси насоса более чем на 7 м. Этот прием используют также в случаях, когда берег реки или водоема заболочен и недоступен для передвижения автомобиля.

Принципиальная схема соединения рукавных линий с гидроэлеватором показана на рисунке. Рассмотрим некоторые особенности развертывания этой системы и ее работы. Всасывающий рукав 1, соединенный с на­сосом 6, вторым концом опускают через люк в цистер­ну 2, заполненную водой. Напорный патрубок насоса рукавами 5 диаметром 66 мм соединяют с входной сое­динительной головкой гидроэлеватора 4. К соединитель­ной головке на выходе воды из гидроэлеватора подсое­диняют рукава 3 диаметром 77 мм. Свободный конец рукавной линии вводят в горловину цистерны. Ко вто­рому напорному патрубку присоединяют напорную ли­нию со стволом 7. После сборки схемы гидроэлеватор опускают в водоем.