Как делать компьютерную диагностику автомобиля?

Как самому сделать диагностику автомобиля?

Описание процесса того, как сделать диагностику автомобиля самому: программное обеспечение и алгоритм действий для самостоятельной диагностики, тонкости и нюансы. Фото и видео. Описание процесса того, как сделать диагностику автомобиля самому: программное обеспечение и алгоритм действий для самостоятельной диагностики, тонкости и нюансы. Фото и видео.

Несмотря на тот факт, что специалистов по диагностике достаточно, а станции техобслуживания – на каждом шагу, провести диагностику своего автомобиля собственными силами могут захотеть многие автомобилисты. Причиной тому – нежелание слишком часто обращаться к диагностам СТО, да и дело это затратное.

Иногда встречаются такие «специалисты», что уж лучше потратить немного времени на изучение вопроса и сделать диагностику самому. Это позволит выявить ошибки и, если они незначительные, то устранить их самостоятельно. А если потребуется устранить серьезные неполадки – обратиться к мастерам техобслуживания.

Никто не будет спорить, что регулярно проверять состояние основных узлов и агрегатов своего автомобиля – важный вопрос. Это позволит быть уверенным в нормальной работе ТС. Если есть какие-то неисправности – не запускать процесс, а своевременно их ликвидировать. Вот почему самостоятельная диагностика – актуальный вопрос.

Какие особые способности или приборы нужно иметь, чтобы провести ее? Если разобраться, изучить и освоить процесс самостоятельной диагностики по силам рядовому автолюбителю, который дружит с компьютером. Этому стоит научиться каждому, кто за рулем.

Компьютерная диагностика автомобиля

Автомобиль – сложная система электронного оборудования. Устройство ТС с каждым годом все более совершенствуется, выходят новые модели, оснащение становится технологичнее.

Электронный блок управления машины состоит из комплекса систем и устройств, которые отвечают за разные функции и действия. Системы обмениваются данными через шину, а каждый блок систем автомобиля имеет выход на диагностический разъем.

Этот встроенный разъем дает возможность собрать данные по неисправностям, контролировать процессы и перепрограммировать системы. Автомобили, выпущенные после 1996 года, оборудованы бортовым компьютером с диагностическим разъемом OBD-2. Этот стандарт подключения совместим с любыми ПК.

При осуществлении своими силами компьютерной диагностики даже те, кто находится в самом начале освоения этого навыка, получают много преимуществ:

    нет необходимости часто посещать СТО, а только если поломка действительно серьезная;

экономия денежных ресурсов;

проверить, насколько качественно вам провели техобслуживание;

если вы хотите приобрести автомобиль и осматриваете его, появляется возможность выяснить подробности технического состояния;

  • легко можно выяснить, какая неисправность вызвала высвечиваниие «Check engine», затем ликвидировать ее.
  • Устройства для диагностики

    С целью компьютерной диагностики надо иметь: ноутбук с функцией Bluetooth (планшет или смартфон с Bluetooth), софт по диагностике (одна программа или несколько) – его нужно установить заранее на то устройство, с которого будет вестись проверка, а также сканер-адаптер. Если не работает Bluetooth, подойдут адаптеры, которые подсоединяются к порту автомашины посредством компьютерного соединительного кабеля.

    Устройства могут быть любые, лишь бы был обеспечен выход на экран: планшет, ноутбук, смартфон, ПК. Самым удобным и мобильным вариантом будет смартфон, который занимает минимум места, а функции и память у него сопоставимы со средним ПК.

    Существует множество видов адаптеров, которые продаются и широко доступны. Среди них есть такие, которые предназначаются для автомашин конкретных марок. Существуют и универсальные, подходящие для автомобилей разных производителей.

    В автосервисах работают с профессиональными приборами, которые считывают данные конкретных марок авто. Любители часто приобретают простенькие и недорогие сканеры, которые обладают универсальностью. Например, универсальный адаптер (диагностирует многие марки машин) KKL USB VAG-COM 409.1 (стоит около 1 тысячи рублей).

    Продаются мультимарочные сканеры, предназначенные для использования диагностами начального профессионального уровня, они дороже. Автомобильный сканер BLACK CDP+ 2016 стоит 7500 рублей и подходит для диагностики автомашин большинства производителей.

    Известный у автомобилистов сканер «Вася-Диагност» работает с машинами из группы «VAG» (Audi, Skoda, Volkswagen), стоит около 6000 рублей.

    Универсальный сканер ELM327 OBD2 bluetooth имеет хорошее качество и нормальную цену, поддерживает автомобили всех марок, вышедших в продажу с 1996 года. Его можно купить по цене 1500–2000 рублей.

    Очень популярный у автолюбителей ELM327 1.5 произведен в Китае и стоит около 5 долларов США. Считается надежным, работающим со всеми новыми и старыми машинами, передача данных – по Bluetooth.

    Оснащенные технологией Bluetooth автосканеры умеют:

      распознавать коды ошибок и расшифровывать их: читать данные двигателя, коробки АКПП, ABS, причем интерфейс приборов на русском;

    наблюдать за значением датчиков в реальном времени: на дисплей выводятся данные по расходу топлива, напряжению бортовой сети, температуре охлаждающей жидкости, оборотам двигателя, скорости движения авто, состоянию топливной системы, напряжению датчика кислорода;

    стирать найденные ошибки из ЭБУ машины;

    загружать и настраивать расширенный набор кодов ошибок по авто конкретных марок;

  • автоматически отправлять логи и значения датчиков на сервер.
  • Программное обеспечение для самостоятельной диагностики

    Весь процесс диагностики происходит по следующей схеме. Программа-диагност через COM-порт отправляет импульс на тестер и контроллеру автомобиля. В ответ контроллер возвращает свой импульс. Получив его, утилита обрабатывает и выводит результат на смартфон или компьютер. Этот обмен данных происходит по протоколу, который может быть у каждого автопроизводителя свой. В основной массе случаев все же диагностика автомобиля происходит по протоколу ODB-2.

    Диски с необходимым софтом поставляются в комплекте с адаптером. Помимо этого, есть возможность самостоятельно скачать их в интернете – они доступны в бесплатном и платном варианте. Диагност-утилиту следует выбрать, исходя из марки автомобиля – в сети можно найти много рекомендаций и отзывов по работе диагностического софта.

    Использовать при диагностике можно только одну программу, а можно установить их три-четыре сразу, чтобы во всех деталях разобраться с поступающей от бортового компьютера информацией.

    Утилиты выводят на экран используемого устройства базовые параметры, которые поступают от разных систем машины. Становится доступна информация, по каким параметрам и условиям функционирует система, появляются коды ошибок, а также расшифровки этих кодов. После обнаружения причин ошибок и успешного устранения программа стирает сведения об ошибках из памяти.

    Популярные программы:

    «Uniscan»-софт может проводить проверку автомашин всех производителей (Европа, США, Корея, Япония), начиная с 2001 года выпуска: Ford, Chevrolet, Nissan, Toyota, KIA, Daewoo, BMW, Opel и др.

    «Мотор-Тестер» – мощная утилита для профессионального применения, она диагностирует не только автомобили иностранного производства, но и российские ВАЗ, УАЗ, ГАЗ.

    «Vagcom» и «Vag Tool» – эти две программы применяют для диагностики авто VAG группы – Ауди, Сеат, Фольксваген, Шкода.

    Для тех устройств, которые работают на Андроиде, самой лучшей программой считается «Torque». Она может легко сделать диагностическую проверку, проста в управлении и понятна каждому пользователю. Бесплатная версия обладает хорошим объемом функций, а платная уже представляет собой практически аналог бортового компьютера, который в реальном времени отслеживает все параметры машины.

    Порядок действий при самостоятельном диагностировании

    Соблюдая простой несложный алгоритм, можно успешно осуществить диагностику машины своими силами, не затрачивая много усилий и ресурсов.

      Включить ноутбук, планшет либо смартфон с установленной на него заранее программой автодиагностики.

    Отыскать в автомобиле нужный нам диагностический разъем. Как правило, этот разъем находится где-то возле рулевой колонки. Иногда прячется в приборной панели, а в старых машинах его можно найти даже под капотом.

    Не заводя мотор, вставить сканер и дождаться, когда засветится светодиодный индикатор подключения. Включать зажигание, только когда выполнены все настройки как сканера, так и ноутбука.

    Активировать функцию Bluetooth на смартфоне (другом устройстве) и произвести сопряжение устройств. Понять, что процесс благополучно стартовал и все готово к работе, можно, когда адаптер просигналит светодиодным индикатором.

    Запустить программу диагностики, подключить информационный поток данных от бортового компьютера автомобиля. Диагност должен сообщить, что автомобильный компьютер обнаружен, и начать обрабатывать поступающие данные. Затем программа выдаст на экран ключевые параметры.

    Давайте программе команды по проверке разных параметров, выбирая нужные иконки. Данные начнут отображаться на компьютерном экране. Далее программное обеспечение выдаст коды ошибок, обнаруженные в ходе работы. Их можно сразу же, если есть подключение к интернету, расшифровать в сети. А также можно скопировать, записать, чтобы потом обратиться к расшифровкам ошибок, базы которых в интернете всегда есть в легком доступе.

  • Коды ошибок стоит не удалять сразу, а сохранить в файл, чтобы позже расшифровать по интернет-базам и спокойно проанализировать.
  • Проверку можно производить на холостых оборотах. Иногда, делая проверку, даже нет необходимости заводить мотор. По окончании диагностики, когда ошибки найдены и расшифрованы, появляется выбор.

    Если неисправность вызывает серьезные опасения, можно показать автомобиль специалисту, уже зная, в чем состоит проблема. Или же попытаться выполнить ремонт своими силами.

    Иногда ошибку выдает не выход из строя какого-то устройства, а элементарный обрыв или замыкание проводки. Поэтому всегда первым делом стоит проверить проводку, а уж затем рассматривать замену дорогостоящих деталей.

    Читайте также  Как отшлифовать лобовое стекло автомобиля?

    Заключение

    Компьютерную диагностику на самом деле не так уж сложно освоить, хотя бы на начальном уровне. А с опытом базовые знания расширятся, и можно будет приступить к более профессиональной диагностике.

    Видео про диагностику автомобиля:

    Сделать диагностику автомобиля: как ее провести самому

    Немало автолюбителей могут дать ценные советы на тему того, как произвести диагностику автомобиля, не прибегая к услугам специалистов. Сделать диагностику автомобиля можно специальными приборами, это значительно сократит риски того, что при покупке машины вас обманут. А еще диагностика автомобиля самим водителем позволит вам значительно сэкономить на сервисных интервалах, динамических ошибках и многом другом.

    Компьютерная диагностика автомобиля

    Диагностика автомобиля компьютерным способом предполагает чтение ряда ошибок, чтобы оценить общее состояние машины при помощи опроса электрических систем.

    Необходимость проведения такой диагностики обусловлена такими факторами:

    • чтобы оценить состояние автомобиля при покупке;
    • выявить причины ошибки «чек инжин»;
    • чтобы оценить масштабы проведения сервисных работ.

    Чтобы провести диагностику автомобиля компьютерным способом, вам потребуются на выбор:

    • ПК;
    • нетбук;
    • ноутбук;
    • планшет;
    • смартфон;
    • портативный сканер.

    Чтобы сделать такую диагностику самостоятельно, нужно знать следующее:

    • где расположен диагностический разъем в машине;
    • навыки обращения с прибором, который оснащен программным обеспечением;
    • как работать с информационными базами в интернете;
    • уметь расшифровывать коды ошибок и сокращения.

    Диагностика автомобиля посредством сканера

    Почти все СТО и мастерские располагают такими диагностическими приборами, как сканеры или тестеры. Чаще всего диагностику автомобилей проводят посредством:

    • сканеров кодов;
    • мотор-тестеров.

    Сканер кодов диагностики представляет собой прибор на основе микропроцессора, который считает информационные коды из памяти электронного блока управления. Его для этого подключают прямо к диагностическому разъему. Сканер позволяет выполнять следующие действия:

    • расшифровать коды;
    • считывать из памяти коды ошибок;
    • классифицировать коды на текущие и установленные;
    • интерпретировать электронный блок текущих значений от датчиков;
    • активизировать некоторые элементы автомобильной системы;
    • перезаписывать в блок коэффициенты.

    А вот мотор-тестер – это универсальный диагностический сканер, которым можно измерять параметры работы ДВС. Информация измеряется посредством датчиков и пробников, которые могут идти в комплекте со сканером.

    Мотор-сканером можно измерять такие параметры:

    • температуру масла;
    • напряжение АКБ;
    • частоты движений коленвала;
    • генераторный и стартерный ток;
    • напряжение цепи зажигательной системы;
    • давление и разряжение впускного коллектора и т.д.

    Тестеры оснащены цифровыми осциллографами, поэтому они являются высокоточными измерителями данных.

    Можно ли провести диагностику автомобиля при помощи смартфона?

    Нередко автолюбителя проводят проверку технического состояния автомобиля посредством планшета либо мобильного телефона, в котором присутствует специальная программа. Можете отыскать видео в Интернете, где планшет или телефон применяется как бортовой компьютер и показывает точные показатели оборотов двигателя, температуру топлива и его расход и многое другое. Эти гаджеты могут быть применены не только как датчики, но и как сканеры для полноценной диагностики автомобиля, если их подключить к специальному беспроводному устройству.

    Подобный прибор нужно подключить к штатному диагностическому разъему на машине, который чаще всего расположен с левой стороны от рулевой колонки, потом посредством Bluetooth он начинает передать в ЭБУ двигателя коды ошибок и прочие данные. Помимо определения кодов ошибок, с помощью телефона можно получить полное их описание и расшифровку. А еще такой способ диагностики можно применять и на ходу автомобиля, устройство без труда будет считывать информацию с блока управления.

    Итак, как же правильно провести диагностику самостоятельно при помощи того же смартфона или планшета? Все очень просто:

    • подключите к автомобильному разъему адаптер;
    • соедините его с планшетом или телефоном через «Блютуз»;
    • активируйте соответствующее ПО.

    Такой способ диагностики подходит для владельцев практически всех автомобилей младше 20 лет. Что же касается марок, то так можно проводить диагностику машин «Тойота», «Киа», «Хюндай» и т.д. А вот некоторые автомобили марки ВАЗ (например, 2109) не оснащены специальным портом, тогда можно вместо адаптера использовать ДАТА-кабель. Приобрести его не составит труда, поскольку ассортимент подобных кабелей огромен. Очень важно подобрать его в зависимости от марки автомобиля. Кроме того, нюансы диагностики зависят от используемой программы.

    Программы для диагностики автомобилей

    Некоторые автолюбители на профильных форумах рекомендуют для диагностики применять программу Torque Pro. Ее возможности таковы:

    • с ее помощью можно мониторить все параметры автомобиля в режиме онлайн;
    • возможность проведения полной диагностики вместе с GPS-трекером , или без;
    • программа работает на платформе ОС «Андроид».

    Некоторые программы имеют возможность автоматически отправлять СМС с кодами ошибок, которые вы можете предоставить на СТО для ремонта автомобиля.

    Если у вас старый телефон, работающий на ОС Windows Mobile, и поддерживает Java, то рекомендуем установить программу Check-Engine. Она может выполнять такие функции:

    • в режиме онлайн выводить параметры работы ДВС;
    • проводить расшифровку и удалять ошибки из памяти блока;
    • отправлять СМС-ки с кодами ошибок и неисправностей автомобиля.

    Итак, как видите, при наличии всего трех составляющих (телефона или планшета, установленной специальной программы и адаптера) мы можем провести полноценную диагностику своего автомобиля.

    Самостоятельно провести компьютерную диагностику машины – это не только легко, но еще и очень интересно. Вы можете только с помощью телефона выявить погрешности автомобиля при покупке и попросить сделать скидку, ссылаясь на их наличие. Кроме того, вы защитите себя от обмана при совершении сделки с подержанным авто.

    Механическая диагностика автомобилей

    Сделать автомобильную диагностику своими руками можно и без применения телефона и других чудес современной техники. Например, вы можете проверить автомобиль по акустическому шуму, благодаря чему вы сможете проанализировать состояние сопряжений при запущенном двигателе. При этом стоит учитывать разницу в скоростях вращения обоих валов движка. И помните, что частота вращения распредвала вдвое ниже аналогичного показателя коленвала. Неисправности могут быть двух видов:

    • неисправности в ГРМ;
    • в цилиндропоршневой группе.

    Подготовка и проведение диагностики

    Для начала нужно провести подготовительные мероприятия:

    • регулируется сам двигатель и его системы;
    • проверяются все навесные агрегаты;
    • проверяют крепления. Источником шума могут быть они.

    Чтобы облегчить работу, разделите шумы на зоны, чтобы проще выявить источник проблемы. Подвеску автомобиля можно диагностировать с помощью стетоскопа, оснащенного механическим датчиком.

    Чтобы лучше прислушаться к нужной зоне, возьмите трубку для прижатия из дерева. Послушайте сначала навеску, чтобы получить более достоверные сведения по шумам. Отключите насос ГУР, генератор или помпу, снимите ремни для крепежей. Навеску нужно внимательно прослушать в узлах трения и сравнить эти звуки с теми, которые вы слышите в новых узлах.

    Автомобильный движок нужно слушать при целиком холодном или целиком прогретом состоянии и на различных оборотах. Чтобы правильно проанализировать шумы изменяйте обороты с разной динамикой. Для того чтобы определить увеличение теплового зазора в клапане, помните, что на холостых присутствует характерное таканье. Если тепловой зазор отрегулирован верным образом, то тогда источником неисправности будет неравномерный износ поверхностей, которые касаются друг друга.

    Характеристика звуков

    Иногда при холодном запуске двигателя может появиться стрекотание, которое прекращается при прогреве мотора. В основном это нормально, но если характерный звук не умолкает, это говорит о наличии неисправностей в плунжерной паре толкателя. Он сигнализирует об износе направляющих втулок клапанов, что подтверждается подношенными сальниками. Если звук достаточно резкий, значит, зазор между гнездом в блочной головке и толкателем крана достаточно велик. При прогревании двигателя звук медленно пропадает.

    При этом этот звук не сильно опасен, а вот глухой звук, частота которого двое меньше частоты движения коленвала, говорит о том, что нужно заменить подшипники распредвала. Его хорошо слышно при прогревании мотора на холостых оборотах. Бояться не нужно, но проверьте ГРМ как можно скорее.

    Если вы слышите слабый звонкий звук, то это может быть свидетельством большого зазора между поршневой юбкой и стенкой цилиндра. Это не слишком страшно, то не откладывайте ремонт надолго.

    Какие звуки считаются опасными?

    Особое внимание нужно обратить на звонкий стук из ЦПГ. Это может сигнализировать о поломках в сопряжении шатуна и шатунной шейки. При увеличении оборотов стук усиливается, а проходит при отключении цилиндра от системы зажигания. Если у вас дизельный мотор, то можете несколько расслабить гайку форсунки, чтобы перекрыть подачу топлива. Такая неполадка чаще всего является следствием неправильной эксплуатации автомобиля.

    Если вы слышите глухой стук, значит, имеется большой зазор в коренных подшипниках на коленчатом валу. Если он усиливается при быстром понижении мотора, значит, что давление масла находится ниже нормы, и могут быть серьезные проблемы.

    Хлопки сигнализируют об ослаблении цепей или проблемах с цепным механизмом. Их слышно сильнее на холостых или же при резком сокращении оборотов.

    Читайте также  Что такое раздатка в автомобиле?

    Как видите, некоторые неполадки автомобиля можно выявить посредством прослушивания тех или иных зон, причем делать это не так сложно.

    Однако, конечно же, компьютерная диагностика будет более полной и достоверной. Стоит добавить, что в СТО проведение компьютерной диагностики стоит небольших, но денег. А зачем их тратить, если все можно сделать самому, имея на руках лишь телефон и специальных адаптер. А сэкономленные деньги лучше потратить на себя или на автомобильные аксессуары.

    Как провести компьютерную диагностику автомобиля

    Полную картину состояния автомобиля можно узнать, используя современные технологии. Для этого совсем не обязательно ехать в СТО, все можно сделать самостоятельно у себя дома. Компьютерная диагностика автомобиля позволяет выявить неисправности и проверить работу целых узлов или отдельных элементов.

    Электронный блок управления автомобиля

    Электронная система автомобиля посредством датчиков и элементов управления может выполнять разного рода работу:

    • проверка текущего состояния машины;
    • настройка технических параметров;
    • устранение неполадок;
    • прогнозирование.

    Эта система называется “электронный блок управления” (ЭБУ). Она совместима с внешними техническими устройствами для проведения диагностики и других возможных манипуляций. Этот блок представляет собой систему, в которую включены:

    • контроллер;
    • процессор для обработки информации;
    • программное обеспечение;
    • средства соединения.

    Блок имеет разъем для адаптера, который преобразует данные, чтобы его могло распознавать внешнее устройство — компьютер, смартфон. Соединяются устройства посредством кабеля, возможно и беспроводное подключение.

    Возможности компьютерной диагностики авто

    Путем проведения электронной проверки систем автомобиля ЭБУ получает данные, которые на компьютере могут быть преобразованы в коды ошибок или графические показатели. Компьютерная диагностика автомобилей имеет такие возможности:

    • проверить качество техобслуживания;
    • точно спланировать необходимые автосервисные работы;
    • оценить состояние авто перед покупкой;
    • определить характер неисправностей.

    Чтобы воспользоваться этими возможностями, необязательно иметь глубокие познания в компьютерных технологиях. Достаточно обычных пользовательских навыков работы с компьютером, и иметь представление о системах автомобиля конкретной модели.

    Для расшифровки кода ошибок потребуется разобраться с каталогами, которые можно найти в интернете. Не имея никаких знаний, можно основную информацию узнать из графических схем, выдаваемых программой.

    Диагностика автомобиля через ноутбук своими руками

    Что нужно для проведения диагностики автомобиля через ноутбук своими руками:

    • компьютер (ноутбук) с функцией Bluetooth и Wi-Fi подключением;
    • сканер-адаптер;
    • софт — набор специальных программ для диагностики машин которых существует множество, можно выбирать любую понравившуюся;
    • доступ в интернет и сайт со списками кодов, обозначающих неполадки в системе.

    Если возникли трудности с беспроводным подключением, то понадобится еще дата-кабель для ноутбука.

    Ноутбук

    Для самостоятельной диагностики авто подойдет и стационарный компьютер. Ноутбук же из-за своей легкости и мобильности, возможности работать обособленно в любом месте, намного удобнее использовать для диагностики.

    Его технические параметры особого значения не имеют. Важно только наличие в нем COM-порта для подключения дата-кабеля и модуля беспроводной связи — лучше, если это будет Bluetooth, так как большинство адаптеров работают именно с ним.

    Если названных элементов не имеется — это не проблема. Можно купить съемные переходники и блютуз-адаптеры. В крайнем случае можно воспользоваться смартфоном — это бывает удобнее, если необходима проверка в полевых условиях. Полное исследование машины он не проведет, но экспресс-тест сделать сможет.

    Сканер

    Адаптер-спецификатор преобразует информацию бортового компьютера, чтобы она стала читаемой.

    Это устройство содержит:

    • чип-схему;
    • разъем для подключения;
    • модули передачи данных;
    • управляющую панель;
    • датчики подключения.

    Некоторые разновидности работают только с определенной маркой машины, при поиске стоит быть внимательней. Лучше выбирать универсальные адаптеры, такие как OBD-сканер «Smart Scan Tool» — он занимает лидирующие позиции по качеству и его сочетанию с приемлемой ценой. Практически любой машине он подходит, если она выпущена не ранее 1996 года.

    Программное обеспечение

    Диагностический софт чаще всего предоставляется в комплекте с адаптером. Есть большой выбор программ, можно скачать любую и пользоваться.

    Что они умеют делать:

    • считывают коды неисправностей и расшифровывают их;
    • выводят на монитор параметры всех систем машины;
    • ведут отчеты, журналы проверок;
    • удаляют из списка ошибки, если их причина устранена.

    Для примера можно выделить наиболее популярные приложения:

    • Uniscan — подходит для проверки автомобилей основных зарубежных производителей, начиная с 2001 года выпуска;
    • «Мотор-Тестер» — полупрофессиональный софт с полным функционалом, работает с большинством российских автомобилей;
    • «Vagcom» и «Vag Tool» — эти программы созданы специально для автомобилей, произведенных концерном VOLKSWAGEN — это Audi, Seat, Skoda, Bentley, Bugatti и другие.

    Перед проведением диагностической проверки нужно заранее найти и установить программу на ноутбук. Не лишним будет почитать информацию о ее возможностях и правилах использования.

    Процесс диагностики машины своими руками

    Всю процедуру можно расписать пошагово:

    • Подготовить все инструменты для проверки — ноутбук, адаптер, дата-кабель, если это оказалось необходимым — переходники.
    • Найти разъем для проведения диагностики. Обычно его встраивают в области рулевой колонки, иногда — на панели, под капотом.
    • Вставить сканер и включить — должен загореться индикатор.
    • Подключить ноутбук и сканер через Bluetooth-соединение.
    • Открыть диагностический софт, запустить считывание данных от автомобиля.

    Если все сделано правильно, программа сообщит о корректном подключении и начнет обработку информации. После проверки на экране появится отчет с основными параметрами.

    Интерфейс программы позволяет давать конкретные задачи на проверку, настраивать и исправлять. Для более тщательного анализа можно выгрузить коды ошибок в отдельный файл и запросить проверку на специальном ресурсе в интернете.

    Видео по теме: Диагностика автомобиля своими руками

    Компьютерная диагностика автомобиля

    Суть большинства ремонтных работ понятна без технических навыков — поврежденную деталь меняют, поцарапанный кузов полируют, мятое колесо прокатывают. С компьютерной диагностикой автомобиля все сложнее — водителю сообщают результат, не вдаваясь в нюансы процесса. Наш эксперт расскажет о том, что представляет собой эта услуга.

    Когда делать компьютерную диагностику?

    Электронику нужно проверять при неисправности любой системы, которой она управляет. В их число входят: двигатель, коробка передач, зажигание, впрыск топлива, нейтрализация выхлопных газов, тормоза, освещение, бортовое мультимедиа, рулевое управление и все электрические цепи. В Audi Q7, Toyota Land Cruiser Prado 150 и других премиальных автомобилях электроника управляет даже подвеской, регулируя величину дорожного просвета и уровень жесткости амортизаторов.

    Верные признаки того, что вашей машине нужна компьютерная диагностика:

    • загоревшаяся лампочка Check Engine на приборной панели;
    • неровная работа мотора, шум и вибрации из-под капота;
    • рывки при переключении передач;
    • густой дым из выхлопной трубы в теплую погоду;
    • увод в сторону при торможении;
    • перегрев двигателя;
    • долгий запуск мотора;
    • быстрая разрядка аккумулятора;
    • неработающие кнопки, переключатели и сенсорные панели в салоне.

    Нужно помнить, что электроника не всесильна — она не видит некоторые поломки или ошибочно считает их малозначительными. Лампочка загорается не всегда — иногда сбой удается выявить только при профессиональной компьютерной диагностике. Поэтому специалисты рекомендуют проводить процедуру хотя бы один раз в год, а лучше два — в начале зимы и лета. Компьютерную диагностику делают перед долгой поездкой, при покупке подержанного автомобиля и после длительного хранения машины.

    Как проводится компьютерная диагностика?

    Начиная с 2004 года во все автомобили устанавливается разъем OBD-II. К нему подключается сканер, который выявляет ошибки, считывает ключевые параметры и позволяет редактировать некоторые настройки.

    Разъем есть и в некоторых автомобилях, выпущенных ранее. В США его устанавливают с 1996 года. С 1989 года использовалась менее популярная система компьютерной диагностики OBD-I, которая сейчас встречается очень редко.

    Процедура начинается с проверки электрической части мультиметром. Нужно удостовериться, что все разъемы целы, аккумулятор заряжен, в сети есть достаточное напряжение и нет утечки тока. При неисправности электрики компьютерная диагностика автомобиля может давать ложные результаты. Далее опрашивается владелец машины. От него требуется минимум информации — как ведет себя авто, какие есть жалобы, что необычного в последнее время.

    После этого к диагностическому разъему OBD-II подключается сканер. Вначале специалист проверяет записи об ошибках, позволяющие выявить наиболее серьезные проблемы. Цифры и буквы в коде неисправности позволяют уточнить место поломки. К примеру, в P0112: P — двигатель и трансмиссия, 01 — система впуска, 011 — датчик температуры воздуха, 0112 — низкая температура.

    Затем проводится компьютерная диагностика по жалобам владельца авто. Грамотный специалист знает, чем может быть вызвана неисправность и какие параметры нужно проверить. Например, если автомобиль стал хуже слушаться руля, стоит обратить внимание на напряжение электроусилителя в состоянии покоя и в момент поворота.

    Если нужно, диагност запускает исполнительные механизмы при помощи сканера. Проверяя работу вентилятора охлаждения, приводов стеклоочистителей, реостатов электронно-управляемой подвески и других систем, он ищет неисправное звено цепи.

    Какие приборы используются при компьютерной диагностике?

    Самый простой вариант — ноутбук с переходником OBD-II, который подключается к порту USB. В этом случае все зависит от программного обеспечения. Бесплатные программы для компьютерной диагностики могут только считывать ошибки. Стоимость профессиональных приложений доходит до 50–100 тысяч рублей.

    Читайте также  Как самому сделать глушитель для автомобиля?

    Сканеры делятся на три категории:

    • у портативных моделей такой же набор функций, как у бесплатной программы — посмотреть и сбросить ошибки;
    • мультибрендовые сканеры проверяют параметры, которые есть у всех машин без исключения — объем потребляемого воздуха, напряжение генератора, положение дроссельной заслонки и другие;
    • дилерские сканеры для компьютерной диагностики работают с системами, которые используются конкретным производителем и есть в определенных моделях машин. Они дают наиболее полную информацию, но стоят дороже и продаются только авторизованным сервисным центрам.

    Иногда одного сканера недостаточно для комплексной проверки состояния авто. Газоанализатор помогает проверить состояние выхлопа. Осциллограф выявляет неисправности механизма ГРМ. Мультиметры с переменным сопротивлением позволяют оценить исправность электромоторов. Сканеры с функцией логирования записывают информацию на ходу, собирая нужный мастеру массив данных.

    Что выявляет компьютерная диагностика и что делать с результатами?

    Компьютерная диагностика показывает 90 % неисправностей двигателя, коробки передач и бортовой электросети. В случае с подвеской можно говорить только об активных компонентах, управляемых электроникой — в бюджетных автомобилях их нет вовсе. При диагностике тормозной системы компьютерное сканирование выявляет проблемы, связанные с работой АБС и других цифровых «помощников». В рулевом управлении можно проверить состояние усилителя и рейки.

    Дальнейшие действия зависят от вас. Лучше всего ремонтировать автомобиль на том же СТО, где вы делали компьютерную диагностику. Зная суть проблемы, мастер быстрее доберется до ее причины. Подробную информацию вам не предоставят, поэтому в другом сервисном центре придется объяснять все на словах, рискуя упустить важные подробности.

    Можно ли сделать компьютерную диагностику самостоятельно?

    Если вы собираетесь ремонтировать автомобиль своими руками или профессионально заниматься диагностикой в будущем, можно купить портативный или мультибрендовый сканер, чтобы получить нужные навыки. В остальных случаях покупка дорогостоящего устройства будет бесполезной.

    Другой вариант — приобрести переходник для подключения к ноутбуку или Bluetooth-адаптер для соединения со смартфоном. В таком случае можно выбрать подходящее приложение: бесплатное — для просмотра ошибок или профессиональное — для расширенной компьютерной диагностики. Существуют и программы, которые распространяются на условиях подписки — вы платите за них только тогда, когда пользуетесь.

    Компьютерная диагностика — непростая задача. Чтобы найти причину поломки, нужно знать расшифровку кодов ошибок, понимать принцип действия всех узлов и механизмов, а также знать, как связаны между собой разные параметры. Без этого данные на экране останутся бессмысленным набором цифр и букв.

    Сколько стоит компьютерная диагностика?

    Стоимость компьютерной диагностики — от 500 до 3 000 рублей в зависимости от марки и модели автомобиля, города и наличия акционных предложений. Многие СТО проводят бесплатную диагностику для постоянных клиентов и для тех, кто оплачивает счета на большую сумму. Профессиональная диагностика в течение 3–5 лет обходится намного дешевле, чем покупка сканера и другого оборудования для самостоятельной проверки автомобиля.

    Диагностика автомобиля в домашних условиях

    Ни для кого не секрет, что мы живём в век компьютерных технологий. Развитие автомобильной промышленности привело к тому, что каждый автомобиль сейчас оборудован компьютерной системой, которая контролирует всё происходящее внутри этого сложного механизма. Именно поэтому для глубокой проверки исправности автомашины недостаточно визуального осмотра, нужна компьютерная диагностика электронного оборудования. Подобную проверку можно сделать в любом автосервисе, а при возможности даже самостоятельно, с помощью собственного персонального компьютера.

    Диагностика авто через ноутбук своими руками сэкономит ваши время, нервы, деньги, даст возможность лично проверить б/у транспортное средство перед приобретением, выяснить причину горящего чека без поездки к мастеру, проконтролировать качество услуг, оказанных сервисом.

    В прошлом компьютерная диагностика автомашины считалась непонятным, сложным процессом и доверялась только опытным специалистам из крупных автомастерских. Сейчас ситуация изменилась, и всё чаще автомобилисты выбирают самостоятельную проверку транспортного средства. Единственным минусом такого выбора является цена специального оборудования, но затраты на его покупку довольно быстро окупаются.

    Когда следует проводить диагностику авто через ноутбук

    Диагностика автомобиля с помощью ноутбука — обязательное условие безопасного, комфортного пользования транспортным средством. Вовремя не обнаруженные неполадки с электроникой могут привести к поломке в самый неподходящий момент. Неисправность небольшого датчика визуально не будет заметна, однако машина откажется заводиться или заглохнет. Профилактическая проверка поможет избежать таких ситуаций.

    Ваш автомобиль требует проверки в случаи обнаружения следующих признаков:

    1. Колеса изнашиваются неравномерно, при движении слышны посторонние звуки, ощущается неправильная работа системы АБС – в этом случае необходимо проверить подвеску.
    2. Увеличение расхода бензина, снизилась мощность двигателя, скачут обороты – не обойтись без проверки инжектора.
    3. С трудом переключаются скоростные режимы, имеется пробуксовка, машина дергается – следует протестировать трансмиссию.

    Программа распознает коды неисправностей ЭБУ, проанализирует работу регулирующих датчиков.

    Набор необходимых инструментов и приборов для диагностики

    Многие задаются вопросом, что нужно для диагностики автомобиля. Для этого понадобится ноутбук, планшет или смартфон с доступом к Wi-Fi, Bluetooth. На устройство устанавливается специальная диагностическая программа. Далее, понадобится адаптер, например, «Smart Scan Tool». На случай, если с Wi-Fi и Bluetooth возникнут проблемы, приготовьте дата-кабель для непосредственного подключения к компьютеру. Для расшифровки полученных данных потребуется доступ к интернету. Хорошо, иметь под рукой также инструкцию по проведению диагностики, это поможет избежать ошибок.

    Устройства и ПО

    Удобнее всего использовать ноутбук с Bluetooth, к нему подойдут все самые известные сканеры. Если на ноутбуке нет беспроводного доступа, проблему решат Wi-Fi или Bluetooth адаптеры. Причём лучше выбирать не самую дешёвую модель, так как бюджетные устройства обладают маленькой мощностью не могут обеспечить устойчивое соединение.

    Сканер играет роль адаптера и передаёт информацию с автомобильного компьютера на стационарное устройство. Профессиональные разновидности сканеров обычно совместимы только с одной или несколькими марками авто, но для бытового использования больше подойдут адаптеры, работающие сразу со многими марками, такие как, например, «Smart Scan Tool». Этот сканер подходит практически для всех авто начиная с 1996 года выпуска. Его использование предполагает мониторинг важнейших датчиков, поиск и устранение ошибок, а также возможность настройки всех электронных узлов машины.

    Smart Scan Tool

    Диагностическая программа чаще всего идёт в комплекте с адаптером на специальном диске, но при необходимости её можно найти в интернете. Как подключить программу, разобраться несложно, с этим справится даже новичок. Используя программу можно настроить исходные параметры системы, расшифровать коды неполадок, снять ошибку после удаления её причины, вести журнал прохождения ТО и ремонта. Чаще всего автомобилисты прибегают к помощи таких программ как Uniscan, «Vagcom», «Vag Tool» подходящих для диагностики машин всех основных производителей, а также «Мотор-Тестер» для машин отечественного автопрома.

    С помощью Android

    Для проверки через Аndroid большинство автолюбителей использует программу Torque Pro. Судя по отзывам на форумах автолюбителей, она даёт вполне достоверные результаты при диагностировании системных узлов. Также это ПО обладает интуитивно понятным интерфейсом.

    Через windows mobile или java

    Самой известной программой считается Check-Engine. Это приложение, помимо считывания ошибок, предлагает ещё и их расшифровку, а также удаление их из памяти ЭБУ. В приложении есть подсказки для пользователя, есть возможность создать файл с отчётом и отправить его одним сообщением диагносту.

    Окно программы Check-Engine

    Теперь необходимо перейти к детальному изучению, как сделать диагностику автомобиля самому. Пошаговая инструкция:

    1. Подготовьте все необходимые устройства и установите их в машине.
    2. Включите компьютерное устройство (ноутбук, планшет, смартфон) с установленной на него диагностической программой.
    3. Отыщите диагностический разъём, обычно он находится недалеко от рулевой колонки.
    4. Подключите сканер к разъёму, дождитесь, пока загорится значок подключения.
    5. Проверьте наличие Bluetooth-соединения и начните сопряжение устройств. По окончании сопряжения засветится индикатор готовности к работе.
    6. Откройте программу для диагностики и направьте в неё данные автомобиля. При корректной работе программа выдаст сигнал подключения и начнёт обработку данных.
    7. Управляйте проверкой с компьютера, задавая команды на настройку и исправление и считывая данные.
    8. Сохраните результаты сканирования в файл для профессиональной проверки с использованием специализированных баз данных.

    Рекомендации экспертов

    Компьютерная диагностика автомобиля своими руками – несложная процедура, и каждый автомобилист может справиться с ней, имея нужное оборудование. Перед началом первой самостоятельной проверки обратитесь за консультацией к опытному мастеру и ознакомьтесь с этими советами:

    1. Обязательно прочитайте инструкцию по эксплуатации всех используемых вами устройств.
    2. Выбирайте дата-кабель как можно меньшей длины, слишком длинный кабель может затруднить работу сканера.
    3. Подключение и настройку адаптера и ноутбука проведите, не включая зажигание автомобиля, включите его, когда уже всё настроено, иначе можно повредить бортовой компьютер.

    Надеемся, что эти советы были полезными для вас и уже следующую диагностику авто вы проведете своими руками.