Из чего состоит покрышка автомобиля?

Конструкция шины

Конструкция пневматической шины:
1 — двухслойный протектор (красным выделена мягкая резина);
2 — специальная форма бортового кольца;
3 — плечевые части, устойчивые к порезам;
4 — защитный бортовой слой

Современная шина имеет довольно сложную конструкцию. Основным материалом для изготовления шины служит резина и специальная ткань — корд. Если изготовить шину только из резины, то при заполнении ее воздухом, она будет значительно изменять свои размеры и форму. Резина, использующаяся для производства шины, изготавливается из каучука (натурального и синтетического), к которому в процессе производства добавляются различные наполнители: сера, сажа, смолы и др.
При изготовлении пневматических шин для первых автомобилей использовался только натуральный каучук, который получали из смолы деревьев — каучуконосов. Синтетический каучук был впервые получен в нашей стране. Это изобретение принадлежит академику С. В. Лебедеву, который в 1931–1932 г. впервые в мире разработал технологию производства синтетического каучука. Для того чтобы эластичный каучук с наполнителями превратился в упругую резину, он должен пройти процесс вулканизации (соединение серы с каучуком, которое происходит при повышенной температуре). Шины вулканизируются в специальных пресс-формах, внутренняя поверхность которых соответствует наружной поверхности шины. Перед тем как шина попадает в пресс-форму, она собирается из составляющих ее элементов на специальных станках.
Покрышка конструктивно состоит из каркаса, брекера, протектора, боковины и борта. Каркас шины изготавливается из нескольких слоев прорезиненного корда, представляющего собой ткань, состоящую из близко расположенных друг к другу продольных и редких поперечных нитей. Чем прочнее нити корда, тем долговечнее шина. В качестве нитей для изготовления корда в настоящее время применяют синтетическое волокно, стекловолокно и стальные нити (металлокорд). С увеличением слоев корда в каркасе увеличивается прочность шины, но одновременно растет ее масса и увеличивается сопротивление качению.
Борт шины имеет определенную форму, необходимую для плотной посадки ее на обод колеса. Борта шины не должны растягиваться, чтобы обеспечить плотную посадку шины на ободе и предотвращать возможность соскакивания шины с обода. С этой целью внутри бортов шины вставляются разрезные или неразрезные бортовые кольца, изготовленные из нескольких слоев прочной стальной проволоки. Снаружи борта покрыты прорезиненным кордом и тонким слоем резины.
Боковина шины представляет собой нанесенный на каркас тонкий слой эластичной и прочной резины. Она предохраняет шину от боковых повреждений и воздействия влаги.
Протектор шины обеспечивает сцепление шины с дорогой и предохраняет каркас от повреждений. Для его изготовления используется прочная, износостойкая резина. Внешняя часть протектора выполняется в виде четкого рисунка, под которым находится так называемый, подканавочный слой. Рисунок протектора определяется типом и назначением шины.
Брекер представляет собой специальный пояс, выполненный из нескольких слоев прорезиненного корда, который находится между каркасом и протектором. От конструкции брекера в значительной степени зависит форма пятна контакта шины с дорогой. Брекер предохраняет каркас от толчков и ударов и передает усилия различным частям шины.
Внутренняя поверхность шины покрыта тонким слоем резины. Состав применяющейся для этого слоя резины может быть разным в зависимости от типа шины (камерная или бескамерная).

Вентиль камеры:
1 — стержень золотника;
2 — резьбовая головка;
3 — втулка;
4 — уплотнитель;
5 — верхняя чашечка;
6 — уплотнительное кольцо золотника;
7 — нижняя чашечка;
8 — корпус вентиля;
9 — пружина золотника;
10 — направляющая чашечка;
11 — обрезиненный кожух

В камерной шине для удержания сжатого воздуха используется камера, которая представляет собой эластичную, воздухонепроницаемую оболочку в виде замкнутой трубы. Для того чтобы при монтаже шины на обод камера не образовывала складок, размеры камеры должны быть несколько меньше, чем внутренние размеры шины. Поэтому заполненная воздухом камера находится в растянутом состоянии. Для накачивания и выпуска воздуха камера соединяется с вентилем — специальным клапаном, форма и размеры которого зависят от типа шины. При монтаже шины на обод колеса вентиль должен проходить через специальное отверстие, выполненное в этом ободе.

Конструкция колеса (а) с бескамерной шиной:
1 — протектор;
2 — герметизирующий воздухонепроницаемый резиновый слой;
3 — каркас;
4 — вентиль колеса;
5 — обод;
(б) колеса с камерной шиной:
1 — обод колеса;
2 — камера;
3 — шина (покрышка);
4 — вентиль

Бескамерные шины внешне мало отличаются от камерных. Внутреннее покрытие такой шины должно быть изготовлено из слоя воздухонепроницаемой резины толщиной 2–3 мм, а на наружную поверхность борта наносят эластичную резину, которая обеспечивает герметичность при посадке шины на обод. Вентиль бескамерной шины образует герметичное соединение при установке его в отверстие обода колеса.
При проколе бескамерной шины небольшим предметом этот предмет растягивает воздухонепроницаемый внутренний слой резины бескамерной шины и обволакивается ею. При этом воздух из бескамерной шины выходит очень медленно, в отличие от камерной, в которой камера находится в растянутом состоянии, и, следовательно, любое ее повреждение вызывает увеличение образовавшегося отверстия. Поэтому бескамерные шины более безопасны. Ремонт небольших повреждений бескамерных шин можно производить без снятия шины с обода, герметизируя образовавшееся отверстие специальным материалом.
Важным преимуществом бескамерных шин по сравнению с камерными является меньшая масса и нагрев при движении. Последний обусловлен отсутствием трения камеры о шину и лучшим охлаждением. Так как износ шин в значительной степени зависит от рабочей температуры, бескамерные шины долговечнее. Не рекомендуется устанавливать в бескамерные шины камеры, поскольку при накачивании камеры между шиной и камерой могут образоваться воздушные подушки, которые будут мешать отводу тепла и приведут к местному перегреву шины. К недостаткам бескамерных шин следует отнести большую сложность ремонта в пути в случае сильных повреждений, а также необходимость в высокой чистоте и гладкости закраины обода для обеспечения герметичности.

Подробнее о классификации шин смотри в главе ОБОЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ШИН

Автомобильные шины устройство и маркировка

Протектор — это массивный слой высокопрочной резины, соприкасающийся с дорогой. По наружной поверхности он имеет рельефный рисунок в виде выступов и канавок между ними. Протектор определяет износостойкость шины, качество сцепления колеса с дорогой, а также уровень шума и вибраций. Протектор определяет приспособленность шины для работы в различных дорожных условиях. По типу рисунка протектора шины делятся на четыре основные группы: летние (дорожные),зимние (шипованные и фрикционные) всесезонные (универсальные), и карьерные (повышенной проходимости).

Устройство шины

  1. Протектор — сделан из синтетического и природного каучука. Он обеспечивает надёжное сцепление шины с дорожным полотном.
  2. Каркас (Бандаж) — сделан из покрытого каучуком нейлона и улучшает способность шины выдерживать высокие скорости, а так же способствует точности изготовления шины.
  3. Брекер (Слои стального корда) — изготовлены из высокопрочной стали. Предназначены для улучшения сохранения формы шины, а так же для повышения устойчивости автомобиля.
  4. Прокладки из текстильного корда — сделаны из полиэстера и оказывают сопротивление избыточному давлению в шине.
  5. Внутренний слой — сделан из бутилкаучука. Служит препятствием для выхода воздуха из внутреннего пространства шины.
  6. Бортовые полосы — изготовлены из природного каучука и предназначены для защиты шины от боковых повреждений и внешних воздействий.
  7. Крыльевая лента — изготовлена из синтетического каучука. Повышает комфорт езды, улучшает точность управления автомобилем.
  8. Кольцевой стержень — сделан из стальной проволоки покрытой каучуком. Служит для надёжного закрепления шины на колёсном диске.
  9. Бортовая защитная лента — изготовлена из нейлона. Улучшает стабильность и точность управления.

Шины бывают:
зимние , всесезонные и карьерные. Шины для различных условий отличаются рисунком протектора, химическим составом резины, конструкцией и другими элементами. На зимних шинах не стоит ездить летом. Они работают при температурах меньших +9 ° С, а после этого становятся мягкими, как пластилин, быстро изнашиваются и не «держат» дорогу. Летние шины зимой «дубеют» и скользят, как пластмасса.
камерные и бескамерные . Камерные шины состоят из покрышки и камеры с вентилем. Бескамерные шины имеют воздухонепроницаемый резиновый слой (вместо камеры). Герметичность в них достигается плотной посадкой покрышки на обод. Вентиль для нагнетания воздуха в шину размещается и герметизируется в отверстии обода колеса.
Будьте внимательны! Не рекомендуется установка камер в шины бескамерной конструкции. Это приводит не только к существенному изменению поведения шины на дороге, но и к опасности перегрева и разрушения шины при движении с высокой скоростью.

Маркировка шин:

Система условной классификации качества шин
Помимо описанных выше характеристик, на боковину шины могут быть нанесены условные показатели качества шин, относящиеся к так называемой Системе условной классификации качества шин.

Показатель износа
Показатель износа является важнейшей характеристикой, показывающей, как долго шина останется работоспособной. Протектор каждой шины подвержен износу и очень важно не пропустить тот момент, когда он достиг критического уровня и шина уже не может обеспечить должное сцепление с дорожным покрытием.
Каждая новая модель шины проходит тестирование по официально установленной методике, и ей присваивается показатель износа протектора, который теоретически соответствует продолжительности «жизни» шины. ВАЖНО ПОМНИТЬ, что показатель износа является теоретической величиной и не может быть напрямую связан с практическим сроком эксплуатации шины, на который значительное влияние оказывают дорожные условия, стиль вождения, соблюдение рекомендаций по давлению, регулировка углов схода-развала автомобиля и ротация колес. Показатель износа представлен в виде числа от 60 до 620 с интервалом в 20 единиц. Чем выше его значение, тем дольше выдерживает протектор при испытаниях по установленной методике.

Читайте также  Как найти иммобилайзер в автомобиле?

Показатель сцепления
Показатель сцепления определяет тормозные свойства шины. Они измеряются путем тестирования при прямолинейном движении на мокрой поверхности. Для обозначения показателя сцепления используются буквы от «А» до «С», при этом «А» соответствует максимальному его значению.

Температурная характеристика
Температурная характеристика показывает способность шины выдерживать температурный режим, который позволяет сохранять характеристики шин, заложенные заводом-изготовителем, в зависимости от климатических условий эксплуатации. Этот показатель является одним из важных вследствие того, что шины, изготовленные из резины и других материалов, меняют свойства под воздействием высоких температур. В случае с температурной характеристикой также используют буквенный индекс от «Л» до «С», где «А» соответствует максимальному сопротивлению к нагреву. Поэтому, зимние шины, как правило, мягче летних и не «дубеют» с понижением температуры, летом же они, наоборот, начинают «таять». Рисунок протектора зимних шин намного грубее, со множеством специальных углублений — ламелей, на боковине обычно имеется маркировка M+S (Mud + Snow) — грязь и снег и/или Winter — зима. Таким образом, на данный момент разделение шин на летние и зимние носит ярко выраженный характер. Хотя некоторые производители применяют технологии выпуска шин, пригодных для любых климатических условий, но такие шины пока далеки от совершенства.

Маркировка DOT
Маркировка DOT является чем-то вроде «отпечатка пальцев» шины. Ее наличие говорит о том, что данная шина соответствует нормам безопасности шин Транспортного Департамента США (Department of Transportation) и допущена к эксплуатации. DOT — это Американская система сертификации. На покрышках, поставляемых на российский рынок, чаще всего встречается метка Е, которая свидетельствует о соответствии европейским стандартам. Такие метки могут встречаться как вместе, так и по отдельности, все зависит от страны-изготовителя. Для примера рассмотрим следующую маркировку: DOT M5H3 459Х 064. Первые буквы и цифры, следующие за аббревиатурой DOT, служат для обозначения фирмы-производителя и заводского кода. Третья, четвертая и пятая буквы, 59Х, обозначают код типоразмера, которым по выбору специфицируют шины их производители для указания их размера и некоторых характеристик. Последние три цифры указывают на дату изготовления: первые две относятся к неделе, а последняя к году производства. Так, 064 значит, что шина была изготовлена в шестую неделю 1994 года. Все шины должны соответствовать как международным, так и российским стандартам.

Индекс давления
Уровень внутреннего давления в шине оказывает влияние на эксплуатационные характеристики Вашего автомобиля. Даже самые качественные шины не справятся со своей задачей, если будут работать при неправильно установленном давлении. Его точное значение зависит от типа автомобиля и, в определенной степени, от выбора водителя. Рекомендованное для данного типа автомобиля давление обычно указано в наклейке на торцевой части двери или стойки салона, или на внутренней поверхности перчаточного ящика и крышки топливного бака.

Колеса и шины автомобиля. Их устройство и маркировка

Что такое колеса?

Колесо — это вращающийся и передающий элемент ходовой части, расположенный между шиной и ступицей.

Колеса транспортных средств подразделяются на одинарные и сдвоенные. Одинарное колесо устанавливается на одной ступице и несет одну шину, а сдвоенное имеет два обода, смонтированных на одной ступице и несущих две шины.

На автомобилях применяются следующие виды колес:

  • дисковые колеса
  • колеса с разборным ободом
  • составные колеса

Дисковое колесо — это неразборный узел, состоящий из обода колесного диска. Дисковое колесо грузового автомобиля может иметь составной обод, один из бортов которого состоит из съемного разрезного замочно-посадочного кольца и съемного бортового кольца, которые в сборе образуют обод. Варианты исполнения дисковых колес представлены на рисунке:

Рис. Исполнения дисковых колес:
а — колесо с цельным неразборным ободом (1 — посадочная полка; 2 — монтажный ручей; 3 — диск колеса); б — колесо со вставным ободом (1 — бортовое кольцо; 2 — замочно-посадочное кольцо; 3 — диск колеса)

Колесо с разборным ободом — это колесо, в котором один или два разборных обода крепятся непосредственно на ступице, развитой до размера обода. Такие колеса широко применяются на тяжелых автомобилях и автобусах.

Составное колесо состоит из двух элементов, каждый из которых включает часть обода. После сборки элементы образуют обод с двумя закраинами. Такие колеса применяются для крупногабаритных широкопрофильных шин и шин с регулируемым давлением.

Типоразмер колесного диска может быть обозначен следующим образом:

5,5 J x 15 H2 ET30

Здесь: 5,5 — указание ширины обода в дюймах. Данное значение выбирается из стандартного ряда: 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5; 7,0 дюймов (размер а на рисунке);

J — тип конструкции боковых закраин обода диска (может быть J, JJ, JK, К или L);

15 — монтажный диаметр обода в дюймах. Стандартный ряд для легковых автомобилей — 10; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; l9 дюймов, для грузовых автомобилей и прицепов — 16; 20; 22,5; 24 дюйма (размер dM на рис. 4.25);

H2 — тип конструкции кольцевых выступов на посадочных полках обода, служащих для надежного удержания бескамерной шины на диске (например, Н, Н2, FH, АН и др.);

ET30 — вылет колеса в миллиметрах. Вылет — это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и привалочной плоскостью ступицы колеса.

Рис. Колесо с разборным ободом: 1 — обод, 2 — прижим; 3 — ступица

Соединение колеса со ступицей обеспечивает передачу крутящего момента и центрирование колеса на ступице. Крепление штампованных дисковых колес легковых автомобилей производится, как правило, с помощью болтов или гаек, имеющих коническую центрирующую поверхность. Центрирование литых дисков колес осуществляется по посадочному пояску ступицы. Узел крепления включает шпильки и унифицированные гайки, снабженные свободно вращающимися шайбами, которые исключают возможность повреждения диска. Вместо шпилек и гаек могут использоваться болты.

Соединение дискового колеса со ступицей грузовых автомобилей осуществляется с помощью шпилек и гаек со сферической опорной поверхностью или шпилек и унифицированных гаек со свободно вращающимися шайбами.

Крепление колес с разборным ободом производится специальными крепежными элементами (прижимами), которые прижимают коническую посадочную поверхность обода к соответствующей поверхности ступицы, имеющей угол наклона 28°.

Пневматическая шина — это упругая оболочка, предназначенная для установки на ободе колеса и заполняемая воздухом под давлением. Основным элементом шины является покрышка, непосредственно воспринимающая нагрузки на шину со стороны дороги. Она состоит из каркаса, протектора, брекера, бортов и боковин.

Каркас — это силовая часть покрышки, состоящая из одного или нескольких слоев корда, закрепленных на боковых кольцах.

Протектор — наружная резиновая часть покрышки с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление шины с дорогой предохраняющая каркас от повреждений.

Брекер — часть покрышки, состоящая из слоев корда или резины и способствующая более равномерному распределению по поверхности колеса действующих на него нагрузок.

Борта — это жесткие части покрышки, служащие для крепления шины на ободе.

Боковины — резиновый слой, покрывающий боковые стенки каркаса и предохраняющий его от механических повреждений и проникновения влаги.

По конструкции каркаса и брекера различают диагональные и радиальные шины. По способу герметизации внутренней полости (при сборке с ободом) шины бывают камерные и бескамерные.

Рис. Типы рисунков протектора шин

По типу рисунка протектора различают шины:

  • с дорожным рисунком в виде шашек или ребер, разделенных канавками; предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием
  • с универсальным рисунком в виде шашек и ребер в центральной зоне беговой дорожки и грунтозацепами по ее краям; предназначены для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным и облегченным покрытием
  • с рисунком повышенной проходимости, в котором имеются высокие грунтозацепы, разделенные выемками; предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах
  • с зимним рисунком, имеющим острые кромки выступов; предназначены для эксплуатации на заснеженных и обледенелых дорогах и могут оснащаться шипами противоскольжения
  • с направленным рисунком, не симметричным относительно радиальной плоскости колеса
  • с всесезонным рисунком

Маркировка автомобильных шин

При изготовлении шины легкового автомобиля на ее борт может наноситься следующая маркировка:

175 / 70 R 13 82 Т

Здесь: 175 — ширина профиля шины в миллиметрах;

70 — высота профиля шины, выраженная как процентное отношение к ширине. В указанном случае высота составляет 70 % от ширины (175 мм), т.е. 122,5 мм. Часто высоту профиля называют серией. Иногда в обозначениях шины номер серии отсутствует. Эти шины называют полнопрофильными. Отношение высоты к ширине такой шины составляет 80…82 %;

Читайте также  Как снять авто с учета без автомобиля?

R — буквенный индекс радиальной шины (R). В диагональных шинах буквенный индекс отсутствует;

13 — обозначение посадочного диаметра шины, соответствующее монтажному диаметру обода в дюймах;

82 — индекс или коэффициент нагрузки. Это условный показатель, указывающий на допустимую нагрузку на шину. Иногда нагрузка указывается на самой шине. Например, за надписью Max Load
следуют два числа: первое — в килограммах, второе — в фунтах;

T — индекс скорости. Данный показатель указывает на максимально допустимую скорость, при которой производитель гарантирует сохранение заложенных эксплуатационных характеристик шины. Соответствие скоростей и индексов приведено на рисунке.

Рис. Соответствие индексов предельно допустимой скорости шины

Помимо типоразмера на боковине покрышки обязательно указываются товарный знак, наименование фирмы-производителя и название модели шины.

Кроме перечисленных на шину могут быть нанесены другие обозначения:

  • TUBE TYPE — камерная конструкция шины
  • TUBELESS — бескамерная конструкция шины
  • Е — знак официального утверждения типа с номером страны, выдавшей такое утверждение в соответствии с требованиями Правил ЕЭК ООН № 30 и № 54
  • DOT — соответствие шины стандартам США
  • MAX LOAD — максимальная нагрузка, кг (фунты)
  • MAX PRESSURE — максимальное внутреннее давление в шине, кПа
  • ROTATION > — направление вращения (иногда указывается в виде стрелки)
  • LEFT — шина устанавливается на левую сторону автомобиля
  • RIGHT — шина устанавливается на правую сторону автомобиля
  • OUTSIDE (Side Facing Out) — внешняя сторона установки
  • INSIDE (Side Facing Inwards) — внутренняя сторона установки
  • TWI — указатель расположения индикатора износа протектора
  • REGROOVABLE — шина допускает углубление рисунка протектора нарезкой
  • M+S, M*S, WINTER — обозначение шины с зимним типом рисунка протектора
  • ALL SEASONS — обозначение шины со всесезонным типом рисунка протектора
  • TEMPERATURE — температурный режим, характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Подразделяется на три категории: А, В и С

Шины грузовых автомобилей и автобусов могут обозначаться следующим образом:

Здесь: 10,00 — ширина профиля шины в дюймах
R — буквенный индекс радиальной шины
20 — обозначение посадочного диаметра обода колеса
146/143 — индексы несущей способности шины для одинарных и сдвоенных колес
j — индекс скорости

Широкопрофильные шины с регулируемым давлением могут иметь следующую маркировку:

Здесь: 1300 — условный наружный диаметр шины, мм
530 — условная ширина профиля шины, мм
533 — условный диаметр обода, мм

На восстановленных покрышках и бескамерных шинах должна быть сохранена или восстановлена первоначальная маркировка.

На боковине должны быть дополнительно обозначены:

  • наименование или товарный знак предприятия, проводившего восстановление
  • класс восстановления
  • дата восстановления (месяц и год)
  • штамп ОТК
  • заводской номер шины
  • балансировочная метка (для шин, проходивших балансировку)

Как устроена автомобильная шина: конструкция, материалы изготовления

Шины отвечают за безопасное и комфортное движение автомобиля. Правильный выбор покрышек является требованием ПДД. Первые шины были изобретены в середине 19-го века. Но, только в 1888 году их стали применять на велосипедах, а для автомобилей пневматические покрышки стали массово использовать в начале 20-го века, и только к середине столетия такая резина вытеснила «сплошные шины».

Из каких элементов состоит конструкция шины

Чтобы разобраться, как устроена шина рассмотрим все ее конструктивные элементы.

  • Каркас. Часто этот элемент называют – корд. Это нити корда, придающие автошине достаточную прочность и жесткость. Существует несколько типов покрышек по типу расположения корда в каркасе.
  • Брекер. Прослойка отделяющая протектор и каркас. Состоит из нескольких слоев корда, между которыми помещают резину. Обеспечивает дополнительную надежность и устойчивость к повреждениям, при этом достаточно гибкий.
  • Протектор. Внешний слой резины на профиле шины. Отличается не только высокой прочностью, но и специальным рисунком, который обеспечивает более надежное сцепление с дорогой.
  • Боковина. Слой резины над боковыми частями каркаса, обязательно имеют брекер.
  • Борт. Позволяет покрышке наиболее эффективно садиться на обод диска.
  • Бортовое кольцо. Специальный элемент борта, который позволяет добиться герметичности при сборке шины и колесного диска.
  • Плечо. Часть протектора, которая размещена сбоку профиля. Зимние шины обычно имеют развитую плечевую часть, что улучшает проходимость на снегу.

Как видите, строение автошины достаточно сложное. Ниже рассмотрим основные элементы более подробно.

Виды конструкций шины

Одним из важных факторов выбора является наличие камеры или ее отсутствие. Технически камерная и бескамерная резина различаются достаточно сильно.

  • Камерные шины имеют резиновую камеру, которая наполняется воздухом. Такие покрышки немного более простые, это классическая пневматическая шина. Но, есть недостаток, при проколе колесо спускает практически мгновенно.
  • Бескамерная покрышка имеет специальное бортовое кольцо, обеспечивающие герметичность. Также для них требуются специальные диски, подходящие для такой эксплуатации.

Сейчас больше распространены бескамерные шины. Они проще и дешевле в обслуживании, надежность их значительно выше.

Еще разделяют покрышки по конструкции корда. Тут выделяются диагональные и радиальные шины.

  • Диагональная конструкция подразумевает расположение нитей корда под углом к меридиану шины. Обычно угол наклона примерно 50°-55°. Есть еще один нюанс, каждый следующий слой корда, по отношению к предыдущему находится под углом в 100°. Такое размещение корда позволяет добиться высокой прочности в сочетании с высокой эластичностью. Так как нити постоянно смещаются друг относительно друга, это приводит к высокому выделению теплоты. Количество слоев корда всегда четное.
  • Радиальные шины имеют нити расположенные в соответствии с радиусом. Каждая нить располагается от одного борта до другого. Диагональное размещение корда только у брекера. Так как нити не сильно растягиваются, их защищает брекер, они выделяют меньше теплоты, а также служат дольше. Низкий нагрев позволяет делать низкопрофильные покрышки. Такое устройство также позволяет сделать автомобиль более устойчивым на дороге. Основным недостатком является жесткое качение.

Маркируется радиальная резина буквой «R», она находится в индексе типоразмера на боковине. Если этой маркировки нет, перед вами диагональная шина. Но, сейчас практически не производятся диагональные покрышки для легковых автомобилей, так как по эксплуатационным характеристикам они уступают радиальным.

Материалы изготовления и их роль

Производится автомобильная резина из нескольких компонентов, которые дополняя друг друга обеспечивают эффективную работу шины. Также смесь в некотором смысле влияет на строение шины. Разберем состав автошины более подробно. Для производства используются следующие компоненты.

  • Каучук. Несмотря на разнообразие состава современной резиновой смеси, основу его составляют все же различные каучуки. На данный момент времени используется искусственный каучук, который производится путем синтеза из нефти. Также может использоваться натуральный и синтетический изопреновый каучук. Но последние применяются ограниченно, только чтобы получить определенные характеристики.
  • Углерод технический. Чаще его называют «сажа». Является обязательным компонентом шины. Именно благодаря его наличию покрышка приобретает черный цвет. Но, основная польза от этого материала – увеличение прочности изделия.
  • Кремневая кислота – аналог технического углерода. Но, полностью его не заменяет, часто используется в «зеленых» шинах так как оказывает меньше влияние на экологию. Применяется ограниченно.
  • Сера – используется в качестве вулканизатора.
  • Масла и смолы. Влияют на жесткость покрышек, а также регулируют уровень износостойкости.
  • Активаторы вулканизации. Обычно применяются стеариновые кислоты или оксид цинка. Они провоцируют вулканизацию каучука, а также обеспечивают образование оксидной полимерной сетки.

Это основные компоненты резиновой смеси. Тут еще нужно учитывать, что каждый производитель имеет свои рецепты, отличающиеся соотношением веществ.

Есть еще и экологические компоненты. Применяются ограниченно в связи с высокой стоимостью. Обычно это кукурузный крахмал, который добавляют в состав протектора. Это позволяет добиться улучшения качения шины.

Процесс изготовления автомобильных шин

Производство автомобильной шины является многоэтапным процессом. Разберем основные этапы.

  • Проектирование. Сейчас обычно используют компьютерное моделирование.
  • Производство отдельных компонентов. Брекер, корд, борт и прорезиненная лента (заготовка протектора) производятся отдельно.
  • Далее производится сборка. Для этого отдельные компоненты собирают вместе на специальном сборочном барабане.
  • После сборки заготовка вулканизируется.

Последним этапом являются тестирование и маркировка.

Современная автомобильная шина – высокотехнологичная продукция, которая имеет целый ряд технических особенностей. Чтобы правильно выбирать и эксплуатировать покрышки необходимо знать из чего состоит конструкция, а также состав резиновой смеси.

Как разбортировать бескамерное колесо?

Как разбортировать колесо автомобиля?

Как отремонтировать шину своими руками

Как снять и установить колпаки с колес

Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться

Виды протектора автомобильных шин: рисунок, назначение, особенности

Зимние грузовые шины: виды и особенности

Шины Run Flat — особенности технологии, для каких авто подходят

Обзор видов автомобильных шин: полная классификация с фото

Устройство автомобильной шины

Конструкция практически всех шин одинаковая:

  • борт;
  • прижимное кольцо;
  • брекер;
  • боковина;
  • корд;
  • протектор.

В разрезе можно заметить, что структура покрышки многослойная. Так сделано для обеспечения одновременной эластичности и прочности конструкции. Именно поэтому в основе – каучуковая смесь с армированной тканью, пронизанной стальной проволокой.

Читайте также  Как сделать шумоизоляцию арок автомобиля?

Немного отличается конструкция разве что у гоночных шин, для которых важны теплоотвод и высокая степень сцепления с дорожным покрытием. А вот устойчивость к трению у них низкая, поэтому в той же «Формуле-1» за один рейс каждый автомобиль меняет по 3–4 комплекта шин, ведь каждый изнашивается буквально за 30–40 километров езды.

Видео «Разновидности автомобильных шин»

В этом видеосюжете представлено несколько классификаций автомобильных покрышек.

Классификация шин

Условно шины разделяют по следующим критериям:

  • сезон;
  • рисунок протектора;
  • конструкция слоев;
  • тип профиля;
  • назначение.

Также шины делятся на легковые, грузовые, специализированные. В этом случае они различаются только размером и схемой протектора. В той же строительной технике, к примеру, устанавливают толстую резину со специальными «зацепами», которые позволяют передвигаться тяжелой машине даже в условиях сильно размытой глины.

Сезонность покрышек

По сезонности автомобильные покрышки бывают:

  1. Летние. Подходят для эксплуатации при температуре окружающей среды +7 °C или выше. В более холодных условиях становятся слишком твердыми, не обеспечивают нормальной сцепки с дорожным полотном.
  2. Зимние. Подходят для эксплуатации при температуре окружающей среды +7 °C или ниже. Имеют выраженный рисунок протектора, чтобы через специальные ложбинки выводить из-под колес снег и воду.
  3. Всесезонные. Своего рода смесь летней и зимней резины. Специалисты не рекомендуют их активно использовать, так как они не обеспечивают такую хорошую сцепку, как летние или зимние.

Всесезонные покрышки актуальны для тех регионов, где зимой снег редкость, а средняя суточная температура в январе или феврале не опускается ниже 0 °C.

Отличия в протекторном рисунке

По рисунку протектора бывают следующие разновидности покрышек:

  1. Ненаправленные. Самые распространенные и дешевые в производстве. Просто обеспечивают неплохую сцепку с дорожным покрытием.
  2. Направленные. В отличие от ненаправленных, в них рисунок сделан таким образом, чтобы через сформировавшиеся ложбинки из-под колеса при движении отводилась вода или снег. Отлично подходят для эксплуатации по мокрой дороге.
  3. Асимметричные. Дорогие, но обеспечивают лучшую сцепку с дорожным покрытием. Колесо в авто не устанавливается абсолютно вертикально, оно держится под уклоном. Несимметричный рисунок обеспечивает правильное прилегание резины к дорожному полотну, за счет чего маневренность авто увеличивается, вероятность заноса даже на мокрой дороге минимальная.

Отличия в конструкции шин

По конструкции автошины разделяются следующим образом:

  1. Диагональные. Более простые, имеют многослойную структуру из армированной ткани. Менее долговечные.
  2. Радиальные. Стоят дороже, состоят не из множества слоев, а из непересекающихся проволочных колец, утопленных в резиновую основу. Обеспечивают лучшую эластичность и надежность.

Что касается сцепки с дорогой, то у диагональных и радиальных покрышек этот показатель практически идентичный. Ключевое отличие – в долговечности.

Виды профилей

Для тех, кто интересуется вопросом, какие бывают шины по типу профиля, отвечаем: низкопрофильные и широкопрофильные.

Первые подходят больше для скоростной, динамической, маневренной езды. Отличаются они минимальной толщиной боковины. И именно за счет этого пятно контакта протектора с дорогой увеличивается.

Широкопрофильные – это более привычные шины, являются универсальными в плане используемой техники управления. Стоят тоже дешевле.

Следует заметить, что у низкопрофильных и широкопрофильных покрышек кардинально различается конструкция колесного диска, поэтому они несовместимы.

Для внедорожников и кроссоверов

Их лишь недавно выделили в отдельную категорию, так как от обычных шин они мало чем отличаются. Разделяют на следующие виды:

  1. Шоссейные. Более жесткие, чем для легковых авто, состав резины также устойчив к абразивному воздействию.
  2. Грязевые. Протектор у них с глубоким рисунком, с так называемыми зацепами. За счет них и обеспечивается хорошая сцепка с грязью.
  3. Универсальные. Самые простые по конструкции, хорошо подходят для езды по асфальту, по бездорожью – умеренно.

Беспрокольная технология RunFlat

Относительно недавно такие шины стали использовать в Европе, сейчас они завоевывают все большую популярность. Ключевое отличие таких покрышек – наличие ребер жесткости в боковине, с внутренней стороны. За счет этого при отсутствии давления шина позволяет проехать еще порядка 80–100 километров. И при этом она не испортится, ее не разорвет, рисунок не затрется. Покрышка будет выдерживать свою рабочую форму именно за счет ребер жесткости.

Сейчас часто встречаются шины с маркировкой, указывающей на соответствие RunFlat, хотя таковыми они не являются. Делают это с целью привлечения потенциального покупателя, хотя это обман со стороны производителя.

Если уж и покупать автошины такого типа, то доверять только проверенным производителям. Стоят они недешево, но в критических случаях хорошо выручают, когда вблизи нет никаких шиномонтажных мастерских.

Типы гоночных шин

Ключевое отличие гоночных шин – рисунок протектора и ширина профиля. Главное требование к ним – обеспечение хорошей сцепки и устойчивость к очень высоким скоростям. Поэтому поверхность у них практически гладкая. Это обеспечивает самое большое пятно соприкосновения с асфальтом, однако нормально управлять автомобилем получится разве что на сухой качественной дороге, без повреждений, изъянов и мусора. Кстати, такие покрышки эксплуатировать не допускается на дорогах общего значения.

Гоночные шины дополнительно разделяют на слики, у которых гладкий протектор без рисунков, и полуслики, у которых есть рисунок протектора, с помощью которого отводится вода из-под колес.

Маркировка автомобильных шин

Для более точного определения типа шин производители наносят на боковину специальную маркировку, на которой указываются:

  • размер;
  • сезонность;
  • тип рисунка;
  • конструкция;
  • посадочный диаметр;
  • предел максимальной скорости;
  • предел нагрузки;
  • ширина профиля;
  • дополнительные функции.

Отечественных производителей

Ранее использовалась упрощенная маркировка, сейчас же даже в России принято указывать дюймовую, являющуюся общепринятой во всем мире. В упрощенной же покрышки обозначались как 165­­-330Р, что расшифровывается следующим образом:

  • 165 – ширина профиля в миллиметрах;
  • 330 – посадочное место в миллиметрах;
  • Р – радиальная конструкция, если данная буква отсутствует, значит, это диагональная шина.

Зарубежных производителей

Традиционная маркировка имеет вид типа LT 195/55R18 91V, где:

  • LT – это общий тип назначения, в данном случае для легких грузовиков;
  • 195 – ширина профиля, пятна контакта;
  • 55 – отношение высоты профиля к ширине, указывается в процентном соотношении;
  • R – тип каркаса, в данном случае радиальный;
  • 18 – посадочный диаметр;
  • 91 – индекс допустимой максимальной нагрузки;
  • V – максимальный предел скорости.

В некоторых странах применяется дюймовая система маркировки. Вид аналогичный, но все показатели указываются в дюймах.

Предел максимальной скорости – относительный показатель. Это лишь гарантия того, что на заданной скорости покрышка сохраняет свойства, заданные ей производителем. Но эксплуатация на скорости, близкой к максимальной, все равно ускоряет износ протектора.

Практические советы по выбору резины

Можно долго спорить относительно того, как правильно выбирать резину для авто. На тематических форумах по этому поводу встречаются десятки дискуссий.

Бывалые автомобилисты сходятся на том, что оптимальными для авто являются те шины, которые рекомендует сам производитель транспортного средства.

Отступать от данного совета не стоит. Концерны имеют возможность провести десятки испытаний, на основе которых выбрать те покрышки, которые обеспечат и хорошую маневренность, и безопасность на дороге. Профессионалы же дополнительно рекомендуют следовать следующим советам:

  1. Низкопрофильные шины в РФ – не лучший вариант. Они подойдут разве что для поездок в городах, где дороги действительно качественные. Но уже в пригороде все их преимущества исчезают, а вот недостатки проявляются. И главный среди них – плохая амортизация при езде по дорогам не лучшего качества.
  2. Отдавать предпочтение только проверенным брендам и отказаться от покупки уже эксплуатированных шин. Среди производителей советуют покупать автошины от Nokian, Yokohama, Michelin, Pirelli, Goodyear, Bridgestone, Continental. Вот только многие бренды сейчас подделывают. Поэтому покрышки следует покупать только у официальных представителей. Их список всегда можно найти на официальном сайте производителя.
  3. Для внедорожников лучше отдавать предпочтение шинам с отметкой XL, что указывает на их устойчивость к очень высоким динамическим и статическим нагрузкам. Стоят недешево, но не подводят в самый ответственный момент.
  4. Не использовать всесезонные шины. Хоть и кажется, что таким образом можно сэкономить, на деле их приходится часто менять. А вот качественной сцепки с дорогой они не обеспечивают. Лучше по традиции владеть двумя отдельными комплектами – для зимы и лета.
  5. RunFlat покупать, если автомобиль часто используется для длительных междугородних или даже международных поездок. У производителей требования к качеству таких шин высокое, проверка также многоуровневая. Они полностью окупают свою стоимость.

Именно за шинами приходится тщательнее всего следить. То же давление, например, следует проверять не реже 2 раз в неделю, а при ежедневном использовании авто – и того чаще! За использование слишком изношенных покрышек штрафы небольшие, но не забывайте, что речь идет в первую очередь о безопасности самого автовладельца.