Хтс что это в автомобиле?

Структура ХТС

Химико-технологическая система— это совокупность технологических аппаратов, в которых осуществляются физико-химические процессы с целью получения заданного количества определенного продукта необходимого качества. Каждый аппарат в ХТС выполняет определенную функцию. В системном анализе его называют элементом ХТС.

Химико-технологическая система состоит из главной ХТС и подсистем. Главная ХТС предназначается для преобразования сырья в целевой продукт. Она охватывает операции по подготовке сырья к химическому превращению, осуществлению главного технологического процесса — химического превращения (оно может состоять из ряда последовательных или параллельных химических процессов), выделение и очистка образовавшегося целевого продукта. Но для того, чтобы функционировала основная ХТС, к ней необходимо подвести энергию (тепловую, электрическую), воду (как теплоноситель, реагент, растворитель). Кроме того, следует обезвреживать вредные выбросы или перерабатывать отходы, которые образовываются вследствие технологического процесса. Необходимо также руководить работой отдельных аппаратов и всей системы. Поэтому главная ХТС не может работать без вспомогательных подсистем, в частности:

— водоподготовки и водоснабжения;

— переработки отходов и обезвреживания вредных выбросов;

— управления технологическими процессами и аппаратами.

Все операции по преобразованию сырья в целевые продукты, которые проходят в главной ХТС, и процессы в подсистемах осуществляются в специальных машинах, аппаратах и других устройствах. При их участии:-транспортируется сырье, полупродукты, материалы, энергоносители (для этого предназначены насосы, транспортеры и т.п.);

— осуществляются химические преобразования (это — реакторы);

— происходит массообмен между фазами (для этого, например, используют абсорберы, адсорберы, мембранные аппараты и т.п.);

— вещества нагреваются или охлаждаются (теплообменники);

— изменяется фазовое (агрегатное) состояние веществ (конденсаторы, испарители);

— создается давление или разрежение (компрессоры, вакуум-насосы);

— изменяются геометрические параметры (размеры) веществ (дробилки, мельницы, грануляторы).

Все указанные машины и аппараты есть элементы ХТС. Каждый из них является самостоятельной условно неделимой единицей, в которой происходят определенные типичные процессы (гидродинамические, химические, массообменные, тепловые, физические, механические). Тем не менее следует указать, что порой технологически целесообразным есть объединения двух процессов в одном аппарате, т.е. из двух типичных аппаратов синтезируют один. Например, реактор, в котором происходит химическая реакция, оборудуют теплообменными устройствами для обеспечения определенного температурного режима. В этом случае такой комбинированный аппарат также принадлежит к элементам ХТС. Вместе с тем, отдельный технологический аппарат для удобства анализа его работы можно рассматривать как совокупность нескольких элементов (например, в многополочном контактном аппарате полки считают отдельными элементами).Принципы разработки химических производств или химико- технологических систем

Элементы в химико-технологической системе обязательно соединяются между собой технологическими потоками, которые еще называются технологическими связями.

Различают материальныеи энергетические потоки (связи).

Материальный поток— это перемещение веществ в любом фазовом состоянии в пространстве от элемента к элементу в пределах ХТС. Он осуществляется с помощью трубопроводов, газоходов, разнообразных транспортеров и т.п..

Энергетическая связь— это поток энергии (тепловой, электрической, световой, электромагнитной и т.п.), который передается к элементу ХТС соответствующими средствами. Например, тепловая энергия может передаваться трубопроводами, если теплоноситель — газ, пар или жидкость; электрическая — кабелями; электромагнитная- специальными трактами (волноводами).

Кроме технологических, существуют также информационные потоки.

Информационный поток— это сигналы в электрической или пневматической (с помощью сжатого воздуха) форме, которыми передается информация о ходе технологического процесса в отдельном элементе ХТС или его узле, о параметрах материального или энергетического потоков при транспортировке от элемента к элементу, а также команды для управления рабочими (исполнительными) устройствами.

Различают первичный и вторичный (обратный) информационные потоки. Первичный информационный поток (связь) поступает от элементов или потоков в специальный пункт сбора и обработки технологической информации, который на производстве называют операторной комнатой. Здесь происходит его расшифровывание средствами микропроцессорной или аналоговой техники, автоматическое сравнение с нормативными величинами. Здесь же формируется обратный (вторичный) информационный поток, которым регулируются параметры работы отдельного элемента ХТС, согласовывает работа совокупности элементов или подсистем ХТС. Такое регулирование происходит вследствие того, что вторичный поток поступает в определенный исполнительный механизм, который регулирует расход реагентов, теплоносителя, уровни растворов в емкостях и реакторах и т.п.. Например, если температура в реакторе, где происходит обратимая экзотермическая реакция, возрастает, то для обеспечения оптимального температурного режима работы такого реактора необходимо увеличить расход теплоносителя (хладоагента), который поступает в теплообменные устройства реактора. Это осуществляется после того, как под влиянием вторичного информационного потока срабатывает исполнительный механизм -автоматическая задвижка, которая приоткрывается. Вследствие этого поток теплоносителя увеличивается, а температура постепенно приобретает оптимальные значения.

Информационный поток чрезвычайно важен в управлении технологическим процессом, так как он дает возможность не только поддерживать параметры этого процесса в пределах оптимальных значений, и таким образом, обеспечить наилучшие технико-экономические показатели химико-технологического процесса, но и заранее спрогнозировать возникновение и развитие аварийной ситуации, устранить ее причины.

Как уже отмечалось выше, работа и состояние каждого элемента или его отдельных узлов и технологических потоков характеризуются определенными количественными показателями, которые называются параметрами.

Технологический поток характеризуется параметрами состояния и параметрами свойств. Параметрами состояния является температура, давление, концентрация, расход веществ. К параметрам свойств принадлежат плотность, вязкость, теплоемкость, энтальпия, магнитные и электростатические характеристики потока.

Элемент ХТС характеризуют такие параметры:

Физические параметры входных материальных и энергетических потоков характеризуют реакционную среду на входе в элемент ХТС и имеют определенные численные значения х>, х2, х3. хп. Вследствие протекания химико-технологического процесса в этом элементе происходит изменение качественного и количественного состава среды. Например, концентрации исходных веществ уменьшаются (иногда даже до нуля), зато возникают новые соединения — продукты реакции с определенными концентрациями. Вследствие того, что происходят экзо- или эндотермические процессы, температура в элементе может возрастать или уменьшаться; образование газообразных веществ может способствовать увеличению давления и т.п.. Итак, на выходе из элемента ХТС потоки приобретают другие параметрические значения: уь в2, в с. — уПхотя, следует заметить, что некоторые параметры на входе и выходе могут оставаться постоянными (например, температура материального потока при условии осуществления изотермического процесса, или давление, если газофазная реакция происходит без изменения газового объема). Величина разности между значениями исходных и входных параметров зависит от особенностей хода конкретного ХТП а также от величин других параметров: конструктивных, технологических, управления.

Особенности ХТП зависят от природы реагирующих веществ и определяют технологические параметры (константы скоростей реакций и равновесия, степень превращения и селективность, коэффициенты массо- и теплопередачи и т.п.).К конструктивным параметрам принадлежат геометрические характеристики элемента (общий и реакционный объемы, соотношения между диаметром и высотой, объем катализатора, площадь поверхности массо- и теплообмена, наличие и размещение теплообменных поверхностей и т.п.). Выбор этих параметров зависит от необходимой производительности, которую должен обеспечить элемент, теплового эффекта реакции, необходимости применения катализатора, оптимальных условий реализации процесса.

Для того, чтобы эффективность ХТП в элементе была максимальной, необходимо определить условия этого процесса: температуру, давление, гидродинамический режим, потребность в применении катализатора, т.е. следует подобрать параметры управления ХТП, которые еще называют параметрами технологического режима. Значение этих параметров определяют на основании знаний из кинетики и статики для конкретного процесса, области его протекания, сведений о влиянии конкретных факторов на его скорость. Теоретические расчеты проверяют и уточняют экспериментально. Например, если реакция относится к обратимым экзотермическим, то температуры определяют в пределах оптимальных значений; если процесс гетерогенный — определяют область протекания и соответствующие способы его интенсификации.

Читайте также  Как продлить жизнь аккумулятору автомобиля?

Вообще в каждом элементе ХТС происходит трансформация входных параметров в выходные, которые зависят от технологических и конструктивных параметров и параметров управления. Такое преобразование можно изобразить функциональной зависимостью

(1)

где X, Y — векторы параметров состояния входного и выходного потоков; Т —технологические параметры; К — конструкционные параметры; U — параметры управления.

Если в системе или подсистеме ХТС есть N элементов (аппаратов), то для каждого из них будет существовать своя функциональная зависимость, например, для i-го компонента:

(2)

Система функциональных зависимостей для отдельных элементов с учетом их взаимосвязей в ХТС будет описывать эту технологическую систему.

По характеру изменения важнейших параметров системы во времени, т.е. по типу функционирования, ХТС разделяют на:

а) ХТС, которые работают непрерывно — они характеризуются постоянными параметрами (температурой, давлением, расходом реагентов, продуктов и т.п.) во времени.

Примером таких ХТС может быть получения метанола из синтеза-газа, производство серной кислоты, синтез аммиака и т.п.;

б) ХТС, которые работают циклически (периодически) — параметры системы изменяются с определенной периодичностью. Примером такой системы есть производство кокса, цикл работы которой состоит из загрузку угля в коксовую печь, коксование, разгрузка кокса. На каждом этапе коксования значения параметров (температуры, состава твердого вещества и газовой фазы) изменяются;

в) ХТС, которые работают полупериодически (периодически) – некоторые параметры такой системы являются постоянными во времени, а другие -переменными. В производстве негашеной извести (СаО) загрузка печи периодическая (затрата известняка изменяется во времени), а разгрузка продукта, т.е. массовый расход СаО, и температура выжигания в зоне реакции являются постоянными;

г) гибкие ХТС — это перспективное направление организации производства, как правило, малотоннажного. Гибкость заключается в том, что в зависимости от потребности потребителя промышленный объект может переходить от выпуска одного вида продукции на другой на этом самом оборудовании, т.е. элементная база гибкая ХТС есть практически постоянна. Очевидно, что в этом случае параметры функционирования системы будут изменяться в зависимости от переориентации производства.

Как узнать модель двигателя по VIN коду

Проверить авто по вин коду

Нередко возникает необходимость узнать модель двигателя автомобиля. Эта информация может понадобиться при покупке машины или при ее ремонте – для подбора необходимых запчастей к движку. Узнать какой двигатель стоит на авто можно по VIN коду ТС. О том как это сделать расскажем в данной статье.

Что такое VIN-номер?

VIN -код – это уникальный идентификационный номер автомобиля. Эта маркировка включает 17 знаков — цифры и латинские буквы, за исключением I, O, Q (из-за схожести с цифрами 1 и 0), и содержит следующую информацию:

  1. Изготовитель ТС (первые 3 символа);
  2. Данные о самом авто (4-9 символы);
  3. Завод-изготовитель, год выпуска, серийный номер авто (уникальные 10-17 символы).

Идентификационный номер (VIN) указан в документах на машину — в паспорте транспортного средства и свидетельстве о регистрации. Также его можно найти на кузове самого автомобиля.

Номер двигателя по ВИН-коду

Чтобы узнать модель двигателя по ВИН коду, нужно обратить внимание на вторую часть номера (6 уникальных символов описательной части). Эти цифры указывают на:

  • Тип кузова;
  • Тип и модель двигателя;
  • Данные о шасси;
  • Информацию о кабине ТС;
  • Вид тормозной системы;
  • Серию машины и прочее.

Чтобы получить интересующую информацию о типе двигателя по номеру ВИН, сам номер потребуется расшифровать. Это сложно сделать непрофессионалу, так как в маркировках нет общепринятой системы обозначений. У каждого производителя своя система символов, и вам понадобится специализированный справочник для конкретного автобренда и модели авто.

Получить необходимые данные о модели двигателя можно и более простыми способами: многие автомобильные онлайн-сервисы (например, «Автокод».) займутся расшифровкой вместо вас. Вам необходимо внести VIN-код в онлайн-форму запроса и получить готовый отчет. Однако, такие проверки часто бывают платными, как и консультации на СТО и в МРЭО.

В то же время, онлайн-магазины запасных частей (например, Exist.ru), которые заинтересованы в увеличении роста продаж комплектующих, предлагают дешифровку ВИН бесплатно, и готовы тут же предложить вам широкую номенклатуру запчастей для двигателя именно вашей модели авто.

Справка: чтобы определить тип двигателя можно обратиться на СТО. За определенную плату там можно получить всю необходимую информацию.

Где искать VIN-номер?

Поскольку строгие требования по размещению ВИН-кода на авто отсутствуют, в разных марках и моделях машин он может находиться в разных местах (завод-изготовитель обычно указывает эти места в документах на авто). Чаще всего код указывается под капотом у лобового стекла, а также может размещаться:

  • в месте соединения приборной панели и лобового стекала с водительской стороны;
  • на нижней части стойки, за водительским сиденьем (маркировка видна при открытой двери);
  • на шасси;
  • на лонжеронах.

Номер модели двигателя

Получить данные о модели двигателя можно и по номеру, который указан непосредственно на агрегате – под капотом, ближе к лобовому стеклу. Его там нет только у старых моделей американского производства, но и на современных авто не всегда легко его можно найти и прочитать – пыль, грязь, копоть и коррозия делают свое дело.

Номер двигателя – это 14 символов:

  • Первые 5 знаков – описательная информация о базовой модели, модификации конкретного авто и климатический класс.
  • 6 символ – латинская литера А (сцепление диафрагменное) или Р (рециркуляционный клапан).
  • Последние 8 знаков – указательная информация (месяц и год выпуска, индивидуальный порядковый номер).

Для определения модели двигателя информативную ценность представляют первые три цифры его номера, которые характеризуют индексы базовой модели и комплектации.

По номеру двигателя можно определить его модель. Но только в том случае, если вы ориентируетесь в информации и знаете, как затем использовать ее. Если же для вас особенности автомаркировок малопонятны, более подходящим способом получить искомую информацию будет онлайн поиск именно по ВИН-коду.

Хтс что это в автомобиле

Словарь сокращений и аббревиатур . Академик . 2015 .

Смотреть что такое «ХТС» в других словарях:

ХТС-1 — Антифриз – добавка для производства бетона, цементного раствора, клея на основе цемента, штукатурок в ус­ловиях отрицательных температур ( 15°С.) Сохраняет интенсивность и глубину процесса гидрата­ции цемента с водой в течение первых суток … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

ХТС — Аббревиатура ХТС может ссылаться на: ХТС (кириллица) самиздатскую газету Хроника текущих событий. ХТС (кириллица) Холодный термоядерный синтез. ХТС (кириллица) Химико технологическую систему. XTC (латиница) английскую вокально–инструментальную… … Википедия

ХТС — Смотри холоднотвердеющие смеси (ХТС) … Энциклопедический словарь по металлургии

ХТС — (аббревиатура) смотри Холоднотвердеющая смесь … Металлургический словарь

Хтс-процесс — [Hardening Тar Sand Process] способ изготовления литейных форм и стержней из сыпучих самотвердеющих песчано смоляных смесей с продувкой их газовыми реагентами (N2, CO2, SO2). Такие смеси имеют низкую сырую прочность; уплотняют их вибрацией или… … Энциклопедический словарь по металлургии

ХОЛОДНОТВЕРДЕЮЩИЕ СМЕСИ, ХТС — смеси, отверждающиеся без нагрева при выдержке на воздухе или путем обработки внешними газообразными реагентами. К ХТС относятся смеси с цементным, гипсовым, фосфатным, жидкостекольным (CO2 процесс). этилсили катными связующими. Наибольшее прак… … Металлургический словарь

Читайте также  С чего начать обучение вождению автомобиля?

одноплечий смеситель ХТС — Смеситель холоднотвердеющих смесей, имеющий одно поворотное плечо со смесителем, заканчивающееся выпускным отверстием, перемещающимся по дуге окружности. [ГОСТ 18111 93] Тематики оборудование для литья Обобщающие термины смесеприготовительное… … Справочник технического переводчика

холоднотвердеющие смеси (ХТС) — [cold hardening mixtures] смеси, твердеющие на воздухе, в оснастке или вне ее под действием газообразных, порошкообразных, жидких отвердителей или катализаторов (Смотри Связующие материалы). Смотри также: Смеси формовочные смеси … Энциклопедический словарь по металлургии

Хроника текущих событий (самиздат) — Хроника Текущих Событий (XTC), первый в СССР неподцензурный правозащитный информационный бюллетень. Распространялся в самиздате. Первый бюллетень был выпущен 30 апреля 1968 г. [1] [2]. XTC выпускалась в течение 15 лет, с 1968 по 1983 гг.; за это… … Википедия

Хроника текущих событий — (XTC), первый в СССР неподцензурный правозащитный информационный бюллетень. Распространялся в самиздате. Первый бюллетень был выпущен 30 апреля 1968 г. [1] [2]. XTC выпускалась в течение 15 лет, с 1968 по 1983 гг.; за это время вышло 63 выпуска… … Википедия

Маркировка автомобилей КАМАЗ проводится по ГОСТ Р51980-2002 «Транспортные средства. Маркировка».

1. На правой боковине кабины в проеме двери устанавливается заводская табличка автомобиля, содержащая:

  • товарный знак завода-изготовителя;
  • идентификационный номер, включающий:
  • ХТС — код завода-изготовителя;
  • а — индекс транспортного средства (условный код модели автомобиля), состоящий из шести знаков, на месте шестого знака — вариант исполнения транспортного средства;
  • b — код года выпуска (1 знак);
  • с — порядковый номер автомобиля (7 знаков).

Табличка содержит также:

  • к — знак соответствия (1 знак);
  • n — номер «одобрения типа», маркируемого транспортного средства;
  • m* — максимально допустимая (полная) масса автомобиля;
  • m1*- максимально допустимая (полная) масса автопоезда;
  • P1*- максимально допустимая масса, приходящаяся на переднюю ось;
  • Р2*- максимально допустимая масса, приходящаяся на вторую ось;
  • Р3*- максимально допустимая масса, приходящаяся на третью ось;
  • Р4*- максимально допустимая масса, приходящаяся на четвертую ось;
  • У — максимально допустимая нагрузка, приходящаяся на седельно-сцепное устройство (для седельных тягачей);
  • d — порядковый номер двигателя (7 знаков);
  • е — модель двигателя;
  • f — мощность двигателя нетто (полезная);

* — Указанные параметры на шасси не маркируются.

Табличка заводская автомобиля

Табличка заводская автомобиля для экспорта

2. На правом лонжероне рамы в задней части (по ходу движения) в одну строку наносится идентификационный номер. В начале и конце строки нанесены ограничительные знаки.

Идентификационный номер рамы и кабины пробивается соответственно на правом лонжероне в передней части рамы и на внутренней панели передка кабины и включает в себя:

  • обозначение модели рамы (кабины) (6 знаков);
  • код года выпуска (1 знак);
  • порядковый производственный номер рамы (кабины) (7 знаков).

3. Двигатель имеет свою информационную табличку, которая устанавливается на специально обработанной площадке с правой стороны сверху в передней части двигателя.

Маркировка, содержащая код базовой модели двигателя (3 знака), код модификации базовой модели двигателя (3 знака), код года выпуска (1 знак) и порядковый номер двигателя (7 знаков), наносится в две строки ударным способом на поверхности блока цилиндров.

Табличка (см. рис. Табличка информационная двигателя ) содержит:

  • товарный знак завода-изготовителя;
  • модель двигателя;
  • дополнительные данные в различных сочетаниях в зависимости от модели двигателя:
  • А, Б, В — номера правил ЕЭК ООН с поправками;
  • Г, Д, Е — номера официальных утверждений или сертификатов соответствия по ГОСТ Р

— знак соответствия

— знак официального утверждения

В разделе Оформление авто-мото сделок на вопрос ХТС — расшифровка? При продаже автомобилей часто в описание пишут ХТС, что это такое и как оно расшифровывается ? заданный автором Ѐоман Прудников лучший ответ это хтс хорошее техническое состояние (как правило не хорошее а хреновое тех состояние) отс отличное техническое состояние

Изготовление форм ХТС и особенности литья

ХТС – это холоднотвердеющие смеси, которые становятся твердыми и прочными без воздействия высоких температур. Они принимают заданную форму просто на воздухе или при обработке газовыми реагентами.

Технология получила свое название именно из-за того, что для отверждения состава не нужно термовоздействие и дополнительная просушка, в отличие от других типов формовки на основе песка.

В состав холоднотвердеющих смесей входит песок кварцевый, смола (полимерная или органическая) и катализатор отверждения смолы. Помимо основных компонентов, в состав могут входить регуляторы скорости отверждения и другие ингредиенты, обеспечивающие достижение нужных технических характеристик материала (например, облегчающие выбивку).

Приготовление

Для приготовления ХТС используются высокопроизводительные смесители лопастного или шнекового типа. Смесь готовится очень быстро, поэтому установки для ее создания размещаются прямо на производственном участке, где осуществляется формовка.

Сначала в смешивающее устройство помещается песок, затем катализатор в жидком виде, и в последнюю очередь – смола. Состав остается в жидком состоянии не более получаса, поэтому формовку нужно выполнять как можно быстрее, пока состав не затвердел. Из смесителя состав подается прямо в опоки – специальные стержневые ящики.

Технические характеристики

Прочность на сжатие:

  • Около 180 кПа через 15 минут с момента приготовления;
  • Около 700 кПа – через 60 минут с момента приготовления.

Через 24 часа с момента приготовления прочность на сжатие составляет:

  • Для штучного и мелкосерийного производства

– от 1,96-3,92 МПа (стержни);

  • Для массового, серийного производства

– от 2,94 до 5,88 МПа (стержни);

– от 0,196 до 1,47 МПа.

Чаще всего применяются для создания форм, использующихся в штучном и мелкосерийном производстве, т.к. цена материалов довольно высока, а особенности технологии требуют очень высокой скорости и точности действий. Применение ХТС в качестве общих материалов для серийного производства целесообразно в том случае, если соотношение массы формы ХТС/массе заливки металла составляет не более 3/1.

Высокая стоимость работы с холоднотвердеющими смесями компенсируется тем, что отливки получаются точными и гладкими, они практически не нуждаются в доработке.

ХТС-процесс: изготовление литейных форм

Изготовление стержней и форм для литья из холоднотвердеющих смесей называется ХТС-процесс. Они создаются из сыпучих смесей под воздействием газовых реагентов. Чтобы сделать материал более прочным, применяются специальные химикаты, которые надежно скрепляют частицы состава; термообработка при этом не требуется.

ХТС-процесс является относительно «молодой» технологией – она получила активное распространение всего около 10 лет назад. В силу высокой стоимости и определенной сложности процесса , эта технология пока не является массовой, хотя само ее существование открывает широкие перспективы в металлургии и различных сферах промышленности.

Для формовки ХТС просто заливается в опоку и остается там до отверждения. Как правило, это не более 20-30 минут при комнатной температуре (около 20°С).

По размеру литейные ХТС меньше, если сравнивать их с литьем в песок. При этом стоимость получается выше – именно поэтому в массовом производстве ХТС используются довольно редко.

При соблюдении технологии все выполняется очень быстро и просто, не требуются никакие дополнительные манипуляции; нужно лишь использовать качественное сырье и следить за временем. Для сравнения – при литье в землю будущую заготовку нужно трамбовать, что требует определенных усилий и времени, в итоге технологический процесс усложняется.

Читайте также  Что такое дроссельная заслонка в автомобиле?

Преимущества технологии

  • Смесь готовится просто и быстро – для этого нужно всего одно устройство (смеситель). Этот же агрегат используется для транспортировки смеси в опоки.
  • Изделия автоматически приобретают прочность еще в оснастке – это обеспечивает им высокое качество без дополнительных усилий и расходования ресурсов.
  • Важное преимущество ХТС-процесса – его экологичность и безопасность. В состав входят натуральные ингредиенты (песок, смола), которые не представляют опасности для человека и окружающей среды. Даже если в состав смеси входят полимерные смолы и отвердители, это не делает процесс более вредным.
  • Процент пригара сводится к минимуму, поверхность отливок получатся гладкой и ровной, они легко извлекаются наружу.
  • В процессе формовки существенно уменьшается число «газовых раковин» и иных недочетов, часто приводят к искажению (размыванию, обрушению, поддутию и пр.).
  • Отливки получаются точными и ровными, они практически не нуждаются в последующей механической обработке. Точность отливок соответствует 7 классу по ГОСТу 26645-85.
  • Обеспечивается экономия металла за счет того, что отливка получается максимально точной, и не требуется удалять «излишки» с полученного изделия – получается практически безотходное производство.
  • Технология может применяться для создания отливок практически любых сплавов (как черных, так и цветных).
  • Оснастка при необходимости меняется очень быстро – это обеспечивает оперативное изготовление разной продукции, что актуально при широкой номенклатуре.
  • От оснастки опоками вообще можно отказаться – это обеспечит экономию места.

Литье в формы ХТС

Литье в ХТС – оптимальный способ создания сложных отливок, с углублениями под поверхностью. Главные преимущества литья в ХТС – высокая точность и гладкость поверхности изделий.

Еще одно огромное преимущество процесса литья в холоднотвердеющие смеси – полученные формы многоразовые, их можно использовать для отливок повторно. В масштабах серийного производства это дает существенную экономию средств и трудозатрат.

Изделие сразу приобретает нужную конфигурацию с гладкой поверхностью и без дефектов. В большинстве случаев получается практически готовое изделие, которому не нужна постобработка.

Особенности литья в ХТС

Припуски на доработку закладываются минимальные – всего 1-3 мм. Для сравнения: при литье в песок приходится закладывать на припуски от 5 до 40 мм – в итоге требуется серьезная доработка, а также остается значительное количество металла в отходах. В масштабах большого производства все эти доработки отливок и отходы металлов превращаются в значительные статьи расходов – так что и ХТС процесс уже не выглядит чересчур дорогим.

Припуски нужны только там, где доработка точно потребуется; а в данном случае она может вообще не понадобиться. В итоге, масса изделия получается минимальной, и стоимость его производства может оказаться вполне сопоставима с литьем в песок.

Формовка холоднотвердеющими смесями чаще всего применяется для отливок из следующих металлов:

  • Медь;
  • Сталь углеродистая, нержавеющая, жаропрочная;
  • Алюминий;
  • Чугун легированный.

Эти материалы отличаются высокой стоимостью и сложностью обработки, поэтому при создании изделий из них очень важно сразу создавать качественные отливки и свести к минимуму риск появления брака.

TCS в автомобиле: что это такое

Аббревиатура TCS расшифровывается как Traction control system и обозначает систему контроля тяги или антипробуксовочную систему. Данная система имеет более чем 100-летнюю историю, на протяжении которой она в упрощенном виде сначала использовалась не только на автомобилях, но и на паровозах и электровозах.

Глубокий интерес автопроизводителей к TCS-системе появился только во второй половине 60-х годов ХХ ст., что обусловлено приходом в автопром электронных технологий. Мнения по использованию Traction Control System не однозначны, но, несмотря на это, технология прижилась и уже около 20 лет активно используется всеми ведущими автоконцернами. Итак, что такое TCS в автомобиле, зачем нужна эта система и почему получила такое широкое применение?

Зачем нужна система TCS

Электрогидравлическая противобуксовочная система TCS входит в число систем активной безопасности автомобиля и отвечает за предотвращение пробуксовки ведущих колес на влажных и иных покрытиях со сниженной сцеплением. Её задача состоит в стабилизации, выравнивании курса и улучшении сцепления с дорожным полотном в автоматическом режиме на всех дорогах независимо от скорости.

Срыв колес в скольжение происходит не только на мокром и обмерзшем асфальте, но и при резком торможении, старте с места, динамичном разгоне, прохождении поворотов, езде по участкам дорог с разными сцепными характеристиками. В любом из этих случаев система контроля тяги соответственно отреагирует и предупредит возникновение аварийной ситуации.

Об эффективности Traction control system говорит тот факт, что после её апробации на скоростных болидах «Феррари» она была принята на вооружение командами Формулы-1 и сейчас очень широко используется в автоспорте.

Как работает система TCS

TCS не является принципиально новым и независимым введением, а лишь дополняет и расширяет возможности небезызвестной ABS – антиблокировочной системы, предотвращающей блокировку колес во время торможения. Противобуксовочная система успешно использует те же элементы, которые есть в распоряжении ABS: датчики на ступицах колес и блок управления системой. Главная её задача – не допустить потери сцепления ведущих колес с дорогой при поддержке гидравлики и электроники, контролирующих систему торможения и двигатель.

Процесс работы системы TCS выглядит следующим образом:

  • Блок управления постоянно анализирует скорость вращения и степень ускорения ведущих и ведомых колес и сравнивает их. Резкое ускорение одного из ведущих колес расценивается системным процессором как потеря сцепления. В ответ он воздействует на механизм торможения этого колеса и выполняет его принудительное притормаживание в автоматическом режиме, что водитель только констатирует.
  • Помимо этого TCS оказывает влияние и на двигатель. После поступления сигнала об изменении скорости вращения колес от датчиков в блок управления ABS, он посылает данные на ЭБУ, который отдает команды другим системам, вынуждающим двигатель уменьшать тяговое усилие. Мощность двигателя снижается за счет задержки зажигания, прекращения искрообразования или уменьшения подачи топлива в каком-то цилиндре, а кроме этого может прикрываться дроссельная заслонка.
  • Новейшие противобуксовочные системы способны также влиять на работу дифференциала трансмиссии.

Возможности систем TCS определяются сложностью их устройства, исходя из чего они вносят коррективы в работу лишь одной из систем автомобиля или нескольких. При многостороннем участии система антипробуксовки может использовать разные механизмы влияния на дорожную ситуацию, включая для этого наиболее подходящую в данных условиях систему.

Читайте также: Что такое ESP и как оно работает.

Мнения и факты о TCS

Хотя многие опытные водители отмечают, что антипробуксовочный механизм несколько снижает производительность авто, для малоопытного автолюбителя Traction control system – незаменимый помощник, особенно когда контроль над дорожной ситуацией, например во время плохой погоды, теряется.

При желании TCS отключается специальной кнопкой, но перед этим стоит еще раз вспомнить список тех преимуществ, которые при отключении становятся недоступными:

  • упрощение старта и хорошая общая управляемость;
  • высокая безопасность при прохождении поворотов;
  • предотвращение заносов;
  • снижение рисков при движении по льду снегу и мокрому асфальту;
  • замедление износа резины.

Использование антипробуксовочной системы несет и некоторую экономическую выгоду, поскольку на 3-5% снижает расход топлива и увеличивает ресурс двигателя.

Читайте также: Система ASR в автомобиле — устройство и принцип работы.