Для чего служит катализатор в автомобиле?

Катализатор

Наши специалисты помогут правильно удалить катализатор и прошить машину на экологический стандарт Евро-2. У нас можно установить пламегаситель или универсальный аналог Евро-4/Евро-5.

Катализатор (другие его названия — каталитический нейтрализатор или конвертер) любого автомобиля представляет собой металлический корпус, имеющий вход и выход для выхлопных газов. В его объем помещен носитель с большой удельной поверхностью, на который нанесен каталитический слой. Материалом для носителя обычно служит керамика и реже металлическая спираль. Состав слоя включает соединения драгоценных металлов: палладия (Pd), родия (Rh) и платины (Pt).

Керамические катализаторы обладают носителем из керамики и применяются большинством автопроизводителей. Они обладают очень большой удельной поверхностью, что очень важно для эффективной нейтрализации вредных газов. Главный их недостаток заключается в высокой цене и возможном преждевременном разрушении керамики. Причин для этого может быть много, но главные из них — сбои в зажигании, присадочные жидкости, жор масла из-за изношенного двигателя и плохой бензин.

Металлические катализаторы имеют носитель в виде свернутой металлической ленты, на поверхности которой произведено напыление из благородных металлов. Блоки металлического типа имеют меньшую площадь эффективной поверхности, на которой происходит дожиг CO, CH и NOx.

Основная задача катализатора — делать выхлопные газы менее вредными. Чем меньше в них токсичных веществ, тем слабее запах за машиной.

Машины без катализаторов обычно легко определяются в городском потоке по специфическому за ними запаху. Примерно такой же «аромат» есть у любого деревенского «пазика».

Новые катализаторы стоят очень дорого. Например, дилерский ценник за кат для Kia Sportage 3 или Hyundai IX35 уже доходит до 90 тысяч рублей. Если поискать на разных торговых площадках, то можно найти тысяч на десять дешевле. В любом случае такая цена для среднестатистического владельца подобной машины окажется просто космической и единственным выходом из ситуации станет удаление катализатора и программная адаптация машины на работу без ката, то есть прошивка под Евро-2.

Принцип работы катализатора

Газовая смесь, состоящая из остатков кислорода (O2), окиси углерода (CO), CH (несгоревших углеводородов или попросту бензина) и окислов азота (NO2) поступает в сильно нагретый катализатор. Под воздействием нанесенных на его поверхность соединений, перечисленных выше благородных металлов (Pt, Rh и Pd) происходит химическая реакция дожига вредных газов остатками кислорода до паров воды (H2O), азота (N2) и относительно безвредного диоксида углерода (CO2).

За протеканием этого процесса «следят» два датчика лямбда-зонда. Если реакция прекратится, например, из-за выгорания каталитического слоя, то содержание кислорода после прохождения газовой смеси по каналам катализатора останется без изменений. Это приведет к появлению ошибки P0420 (недостаточная эффективность каталитического нейтрализатора газов) и переводу двигателя в аварийный режим работы. Следует заметить, что значения, получаемые от лямбда-зондов, помогают ЭБУ автомобиля правильно рассчитывать стехиометрический коэффициент топливной смеси, обогащая или обедняя ее кислородом воздуха.

Количество и расположение катализаторов

У большинства машин с мотором «рядная четверка» стоит один или два катализатора. Первый чаще всего объединен с выпускным коллектором, а второй находится далее по выхлопному тракту ближе к резонатору.

Есть несколько популярных моделей с «рядной четверкой», у которых на выпуске сразу два катализатора:

  • BMW 320 двигателем N46
  • BMW X1 2.0
  • Ford Focus 2 1.6 115 л.с.
  • Ford Focus 3 1.6 105 л.с. с коробкой «робот»
  • Ford Focus 3 1.6 125 л.с.
  • Mitsubishi Outlander I 2.4 160 л.с.
  • Mitsubishi Galant 2.4
  • и некоторые другие

Как уже упоминалось выше, в большинстве случаев катализатор и выпускной коллектор образуют единую деталь. Такая конструкция позволяет достигать быстрого разогрева носителя до высокой температуры, по достижению которой начинается интенсивное преобразование вредных примесей. Дополнительную очистку отработанные газы получают за счет второго катализатора, расположенного под полом. Такая схема все чаще применяется большинством автоконцернов.

Автомобили с V-образными моторами, как правило, укомплектованы тремя и даже четырьмя конверторами — по одному у каждого блока цилиндров, еще один или два устанавливаются под днищем машины.

Дополнительные катализаторы, которые находятся под днищем почти никогда не имеют после себя лямбда-зонда. Поэтому их иногда называют «пассивными».

Специалисты рекомендуют менять катализаторы одновременно. Редко, когда разрушается один, а состояние второго остается рабочим еще долгое время. Такое возможно только в случае заводского брака у одного из изделий. Поэтому вся каталитическая система автомобиля меняется одновременно. Особенно важно это для V-образных двигателей с двумя верхними катализаторами. Если заменить только один из них, то появляется разность противодавлений, что очень негативно влияет на работу двигателя.

Причины поломки катализатора

Средний ресурс катализатора на российских дорогах с «качественным» отечественным бензином составляет 150 тысяч км, а его стоимость — от 50 до 100 тысяч. Кстати, почти не имеет значения бренд самой заправки. Любой бензин, продаваемый в России, является отечественным.

Многие СТО, специализирующиеся на «корейцах», рекомендуют вырезать катализаторы сразу у новой машины. Дело в том, что используемая в них керамика традиционно низкого качества. Это не только наше мнение, но и большинства специалистов, которые каждый день работают с Kia и Hyundai. Можете сами перепроверить нашу информацию, запросив в Гугле, например, «катализатор попал в двигатель» или «задиры на цилиндрах и катализатор». В подавляющем большинстве случаев кат на таких машинах начинает сыпаться на пробеге всего около 100 тысяч. Если он расположен рядом с мотором, то керамическая пыль и крошка спокойно попадают внутрь цилиндров. Обычно такое случается в момент «перекрытия фаз» у двигателей типа Gamma (Солярис, Рио, Сид) или при глушении мотора. В результате на стенках появляются задиры и двигатель вскоре «ложится».

ЕСЛИ У МАШИНЫ ЕСТЬ МАСЛОЖОР ИЛИ ПРОБЛЕМЫ С ЗАЖИГАНИЕМ, ТО ЛЮБОЙ КАТ ОЧЕНЬ БЫСТРО ВЫЙДЕТ ИЗ СТРОЯ.

Внимание! Обманка лямбда-зонда и прошивка на Евро-2 не дополняют друг друга! Либо ставится обманка на второй лямбда-зонд, либо делается прошивка на Евро-2.

Для чего служит катализатор в автомобиле?

Объявлений о скупке «катализаторов дорого», едва ли не больше, чем о продаже авто.

Что такое катализатор, для чего он нужен и почему его хотят купить – разберемся в этой статье.

Что за зверь такой, катализатор

Если очень просто и примитивно, это штука, очищающая выхлопные газы. Каталитический нейтрализатор, он же конвертер, он же катализатор – часть выхлопной системы, снижающая токсичные выбросы в атмосферу.

Парадокс работы в том, что польза от него при 300°C и эта же температура выводит деталь из строя, иногда даже на 50 000 км.

Бытует мнение, что без катализатора автомобиль «звучит» приятнее, едет лучше и даже расход немного уменьшается. И это правда.

Но другая сторона медали – в воздух выбрасываются углеводороды, оксиды азота и окись углерода. Всё это ядовитые вещества и составляющие смога. Уровень шума у авто без катализатора – выше. И если эти факты не убедительны, то стоит учесть, технический осмотр (ТО) машина без катализатора фильтра не пройдет (особенно, если в документах указан класс экологичности авто).

Читайте также  Edc что это такое в автомобиле?

Кстати, в Европе штраф за отсутствие или неисправный каталический нейтрализатор– 500-900 евро. В России штрафов пока нет, но скорее всего в ближайшее время появится.

Что делать, если поломался

Вы заметили, что машина стала еле тянет на низких передачах. Расход увеличился. Загорелся Check или при компьютерной диагностике появилось сообщение об ошибке P0420. Не паникуйте, для начала попытайтесь скинуть ошибку.

Не помогло – поезжайте в сервис, и если подтвердилась неисправность катализатора, у вас есть 3 варианта:

  1. избавиться от катализатора – такое решение требует перепрошивки электронного блока управления двигателем (ЭБУ). Подумайте, надо ли оно вам.
  2. вариант предлагают гаражные кулибины – обманка на кислородный датчик. Проблемы – больший расход и вред для окружающей среды.
  3. замена пришедшего в негодность катализатора на новый – самый правильный вариант.

Что делать со старым катализатором

Не спешите отправлять на помойку снятый неисправный катализатор. Его можно сдать по приличной цене: от 600 до 30 000 рублей. Выгоднее сдавать напрямую в фирму, занимающуюся утилизацией, а не перекупам.

В переработку примут, если:

  • Отделена керамическая масса
  • Сдаваемый материал имеет естественную влажность 2% и не содержит асбеста, керамической сетки, отпилков, сажи, песка и другого мусора.
  • Цельный металлический элемент.

От чего зависит цена б/у катализаторов

Мы добрались до самого интересного – ценообразования. И у вас уже созрел вопрос,
«почему так дорого?». Дело в том, что в этой запчасти имеются драгметаллы – палладий, платина– цены на них устанавливаются в том числе на Лондонской Биржа. Извлечь нужные элементы самостоятельно, без дорогостоящего оборудования, у вас вряд ли получится, но в промышленных масштабах это дело довольно прибыльное. Поэтому так много стало появляться предложений и скупке б/у катализаторов.

На цену б/у нейтрализатора влияет:

  • Объем движка авто, с которого сняли запчасть.
  • % содержание нужных металлов – определяется по экспресс-тесту.
  • Наличие повреждений и общее состояние.
  • Производитель керамических элементов (Россия или другие страны)
  • Качество фильтра
  • Фольга
  • Цены на бирже

Теперь вы знаете, почему скупка б/у катализаторов пользуется популярностью и как выгодно сдать неисправную запчасть.

Обратите внимание не только на предлагаемую цену, но и сопоставьте, стоит ли везти один элемент за сотню км или проще отдать её перекупу с соседней улицы, хоть и немного дешевле.

Остается только пожелать вам, чтобы катализатор вашего авто служил верой и правдой как можно больше тысяч километров!

Что такое катализатор в машине и зачем он нужен?

Многие узнают о катализаторе, когда он выходит из строя. Ниже мы расскажем, что это за деталь, зачем она нужна и что делать, если она неисправна.

Что представляет собой автомобильный катализатор

Что такое катализатор? Его полное название — каталитический нейтрализатор. Это элемент выхлопной системы, отвечающий за концентрацию вредных веществ в выхлопных газах. Он помогает снизить содержание токсичных компонентов: окиси углерода (CO), углеводородов (CH) и оксидов азота (NO и NO2).

Конструктивные особенности

Катализатор расположен в выхлопной трубе, в промежутке между двигателем и глушителем. Внизу он закрыт защитным экраном, который частично поглощает тепло (в работе эта деталь сильно нагревается).

Катализаторы — это деталь, которая запускается в процессе движения авто, при работе двигателя вхолостую он не работает. Внутри корпуса находится специальная конструкция из металлических или керамических «сот», покрытых тонким слоем благородных металлов – например, платиноиридиевый сплав. Благодаря такой конструктивной особенности увеличивается плотность этого покрытия (каталитического слоя) с вредными газами перед их выходом наружу.

Как благородные металлы помогают бороться с токсичными веществами? Они вступают в химическую реакцию окисления с CO и CH. В результате из глушителя выходят достаточно безобидные для окружающей среды соединения CO2 и N2.

В тандеме с каталитическим нейтрализатором «трудятся» кислородные датчики. Это они определяют точную концентрацию веществ в горючей смеси. После этого элемента выхлопной системы расположен еще один датчик, который уже оценивает концентрацию газов поступающих в окружающую среду.

Такой подход к очистке выхлопных газов эффективный, но не совершенный. Так как наше устройство работает только при высокой температуре, то в процессе нагрева от него мало пользы.

Почему катализатор выходит из строя?

У него есть три основных состояния:

  • рабочее: когда авто работает нормально, на информационной панели отсутствуют сигналы об ошибках или неисправностях. Такое решение способно проработать намного меньше, чем оригинальная деталь — в среднем 70 тысяч километров, — но и стоит он меньше;
  • полурабочее: авто работает с перебоями – пропадает тяга, долго и с трудом заводится двигатель, пропадают обороты, машина начинает потреблять больше топлива без видимых причин;
  • нерабочее: автомобиль долго заводится и почти сразу глохнет, а иногда не заводится вовсе.

Когда многие узнают, как он работает катализатор – становится понятно, что у него достаточно большой рабочий ресурс. Автомобиль может проехать от ста до ста пятидесяти тысяч километров прежде чем его придется заменить. В среднем срок эксплуатации составляет пять-семь лет. За это время сотовая конструкция приходит в негодность и фильтр больше не может выполнять свое основное предназначение.

Но чаще выход из строя случается намного раньше из-за некачественного топлива. Недобросовестные продавцы бензина используют свинцовые добавки, чтобы получить необходимое октановое число. В результате при сгорании топлива температура поднимается выше привычной отметки и наше устройство перегревается сильнее положенного. То есть он просто быстрее выгорает, а «соты» забиваются.

Как поступить, если катализатор сломался?

Выход один — замена. Очень редко продавцу этой детали удается доказать, что она изначально была некачественная. Скорее всего, он укажет на то, что вы использовали бензин низкого качества, а последствия этого официальная гарантия не распространяется.


На замену в сервисном центре вам могут предложить:

  • универсальный катализатор, выполненный в виде «бочки»;
  • пламегаситель (он же предварительный резонатор), который не фильтрует, но выравнивает выхлопной поток газов и частично снижает громкость звуков.

Большинство автовладельцев, которые знают зачем используется катализатор в машине, при выходе этой детали из строя просто избавляются от него. Одни просто пробивают отверстие в корпусе, а другие полностью удаляют. На самом деле, экономить на установке новой детали не стоит: этим вы наносите огромный вред окружающей среде. Если хотите выиграть в цене, лучше обратите внимание на универсальный прибор, особенно в таких случаях:

  • автомобилю менее 5 лет;
  • вы самостоятельно проходите ТО;
  • вы бережно относитесь к окружающей среде;
  • вы планируете выехать на своем авто за границу.

В остальных случаях можно обойтись пламегасителем, но вы должны четко осознавать, какими будут последствия его установки.

Установка и замена

Если в работе транспортного средства возникли проблемы, вы хотите заменить вышедший из строя катализатор, обращайтесь к специалистам сервисного центра «Мастер Глушителей». Запишитесь на ремонт или диагностику в Санкт-Петербурге по телефону, указанному на сайте, и мы обслужим вас с 10:00 до 23:00. Ответственно подходим ко всем видам работ, решаем все вопросы быстро и по доступной цене, имеем большую базу запасных частей для автомобилей разных марок.

Читайте также  На чем держится колесо автомобиля?

Принцип работы катализатора

Устройство и принцип работы катализатора

Для снижения вредных токсических выбросов в атмосферу при сжигании топлива в системе выхлопа автомобильного транспорта предусмотрена установка такого устройства, как катализатор автомобильный.

Катализатор является веществом, которое ускоряет процессы химических реакций, но в тот же момент оно само не вступает в реакцию.

Основными катализаторами выступают металлы: никель, родий, медь, хром, палладий и золото.

Основой принципа работы автомобильного каталитического устройства является способность катализирующих материалов к ускорению химических реакций. Устанавливается автомобильный катализатор на выхлопной трубе сразу после выпускного коллектора, реже на самом коллекторе.

Это связано с рабочими температурными параметрами устройства, которое работает намного эффективнее при трех сотнях градусов.

Принцип работы каталитического нейтрализатора

Нейтрализатор – это составная часть выхлопной системы автомобиля, благодаря которой снижается концентрация вредных веществ, содержащихся в отработанных выхлопных газах. Среди них окись углерода, оксиды азота, а также углеводороды.

Современный катализатор автомобильный содержит в своем составе благородные металлы, которые нагреваются от выхлопных газов и провоцируют процесс «дожигания» вредных веществ до нормы, предусмотренной экологическими требованиями.

Конструкция нейтрализатора включает в себя корпус, внутри которого располагается керамическая или металлическая основа в виде сот. Сверху она покрыта тонким слоем специального платиноиридиевого сплава. Сотообразная конструкция позволяет значительно увеличить площадь соприкосновения выхлопов газа и поверхности, покрытой каталитическим слоем. В результате этого происходит окислительная реакция окиси углерода и углеводорода и на выходе в атмосферу попадают только практически «безобидные» вещества: азот (N2) и углекислый газ (СО2).

Устанавливать катализатор на автомобиль не обязательно, но желательно, особенно если:

  • вашей машине менее 5 лет;
  • вы сами проходите ТО;
  • вы собираетесь на автомобиле за границу (обязательно);
  • вы не желаете загрязнять окружающую среду.

Важное условие, обеспечивающее работоспособности катализатора — достижение им высокой температуры. Вот почему устройство устанавливается в непосредственной близости около силового узла.

Особенности конструкции

Катализатор состоит из трех основных элементов — теплоизоляции, блока-носителя и кожуха (корпусной части).

Главный элемент каталитического преобразователя — блок-носитель, являющийся базой изделия.

Конструктивно блок выполнен из керамической огнеупорной основы. В его составе множество различных ячеек-сот, которые повышают общую площадь соприкосновения с выхлопными газами автомобиля.

На сот-ячейках нанесено специальное вещество, выполняющее функцию катализатора.

Роль таких веществ выполняют три популярных химических элемента:

  • палладий и платина — окислительные катализаторы. Их задача — ускорить процесс окисления недогоревших углеводородов и их преобразование в водный пар, а угарного газа (CO) в обычный углекислый газ;
  • родий — восстановительный катализатор, задача которого в восстановлении NOx, а также его преобразовании в простой азот.

Как следствие, группа из трех катализаторов снижает объем трех вредных элементов. Такой тип устройства носит название 3-х компонентного.

Блок-носитель находится в корпусе, выполненном из металла при обязательном слое теплоизолирующего вещества.

Также в кожухе нейтрализатора крепится кислородный датчик.

Главное условие нормальной работы катализатора — достижение температуры, равной 300 градусов Цельсия.

Качественный прогрев позволяет удерживать до 90% вредных компонентов. Ускорить процесс достижения рабочей температуры можно при помощи:

  • обогащения горючей смеси;
  • монтажа нейтрализатора сразу после коллектора выпуска.

Принцип действия

Внутри нейтрализатора находится специальное устройство, имеющее множество сот.

Поверхность монолита катализатора укрыта слоем сплава палладия, родия и платины.

Преимущество данных драгметаллов — отличная эффективность в вопросе очистки. Так, выхлоп проходит через катализатор, прогревая изделие до температуры 270-300 градусов Цельсия.

Проходящая каталитическая реакция способствует превращению окиси углерода в CO2, а углеводородов — в H2O и CO2. В свою очередь, окислы азота «распадаются» на азот и воду.

В теории устройство отлично справляется с токсичностью выхлопных газов без особого вреда для двигателя и топлива.

На практике же установка каталитического нейтрализатора приводит к увеличению обратного давления, что становится причиной падения мощности на 2-3 лошадиные силы.

Из чего состоит каталитический нейтрализатор

До сих пор не каждый автолюбитель знает, что такое катализатор в автомобиле, а рассказать о содержимом катализатора смогут лишь единицы. Давайте сегодня рассмотрим эти вопросы ради повышения уровня грамотности и понимания, что делать если катализатор нужно удалять.

Каталитический нейтрализатор или на сленге автомобилистов катализатор – это устройство в выхлопной системе автомобиля, которое выполняет функцию очистки токсичных газов двигателя внутреннего сгорания и превращение их в безопасные элементы.

Как работает катализатор?

За долгие годы существования автомобильной индустрии человечество задумалось над проблемой едкого запаха выхлопных газов и загрязнения окружающей среды. Было принято решение снизить негативное влияние автомобиля, и инженеры разработали катализатор.

Катализатор находится под капотом автомобиля и связан с двигателем и выхлопной трубой. Такое расположение позволяет перемещать отработанные двигателем газы в катализатор и перерабатывать их быстрее, чем 0,1 секунды. В результате наружу выходят безвредные газы и частицы воды.

Состав катализатора

Снаружи катализатор покрыт нержавеющей сталью, под которым скрывается богатый внутренний мир из двух керамических блоков. Эти блоки состоят из нескольких тысяч каналов. По некоторым данным, на 1 квадратный сантиметр приходится 60 микроканалов, которые забиваются со временем.

Но самое интересное содержимое катализатора – это сплав из драгоценных металлов: платины, палладия и родия, которые частично сохраняются даже в забитом катализаторе. Такой сплав покрывает керамические блоки с торцов. Извлечь его самостоятельно невозможно, если не обладать знаниями и специальным оборудованием.

Использование драгоценных металлов в катализаторе объясняется химией. Взаимодействуя с оксидами азота, монооксидами углерода и другими вредными элементами, такой сплав из платины, палладия и родия нейтрализует их и превращает в безопасные газы. Другим их достоинством является неподверженность коррозии.

Минус катализатора в том, что для работы ему нужны высокие температуры, минимум 300 градусов по Цельсию. Первые минуты, пока двигатель не прогрелся, автомобиль является источником загрязнения.

В остальном считается, что катализатор справляется с очищением почти 99% всех токсичных газов при условии поддержания его рабочей температуры.

На сегодняшний день автомобильная индустрия не придумала лучшей технологии для минимизации вредного воздействия, кроме электромобилей, которые когда-нибудь займут лидирующие позиции по продажам.

Но пока что с конвейера выпускают машины с недолговечными каталитическими нейтрализаторами, и автомобилистам приходится решать проблемы, которые они приносят.

Внешняя оболочка состоит из нержавеющего металла, но всё самое интересное скрывается внутри. Два керамических блока, состоящие из тысяч каналов, являются основой катализатора. Только представьте: 60 микроканалов на 1 квадратный сантиметр . С торцов блоки покрыты драгоценными металлами. Первый блок с платиной и родием, а второй – платиной и палладием. Наличие драгметаллов объясняет высокую стоимость катализатора.

Что делать, если удаление катализатора неизбежно?

С удалением катализатора сталкивается большинство собственников авто. Причин для этого достаточно, и мы подробно освещали их ТУТ.

Каждый решает проблемы по-разному: кто-то выбирает пламегаситель вместо катализатора, кто-то предпочтет обманку или потратится на приобретение нового катализатора.

В любом случае лишние деньги никому не повредят. Чтобы получить выгоду от поломки катализатора, его нужно правильно сдать в компании, которые занимаются их приемом.

Читайте также  Как подобрать прицеп для легкового автомобиля?

Компания Sdaykat находится на рынке не первый год и работает по справедливой системе расчета. Вы узнаете, сколько стоит ваш старый катализатор, только после проведения тщательного анализа и подробного изучения его содержимого. Это не отнимет много времени, но принесет достаточно пользы для вас и для окружающего мира, поскольку Sdaykat утилизирует токсичные вещества, а пригодные материалы отправит на вторичную переработку.

Чтобы записаться на проведение бесплатного выездного анализа, нужно оформить заявку прямо на сайте или по номеру телефона.