Для чего нужна охлаждающая жидкость в автомобиле?

Зачем нужен антифриз в машине — основные свойства

Я уже давно интересуюсь автомобилями и почти идеально разбираюсь во всех тонкостях его работы. Также я имею достаточный опыт работы с десятками перебранных двигателей и сотней отремонтированных авто разных марок. Эта статья должна вам помочь и дать ответ на вопрос: зачем требуется антифриз в автомобиле и поможет научиться его заливать. Также в тексте есть полезные советы и рекомендации от опытных мастеров с большим стажем работы.

Что такое антифриз

Антифризом в автомобиле называют специальную охлаждающую смесь, которая заливается в систему охлаждения двигателя машины. Циркулируя около радиатора, такая охлаждающая жидкость поможет отводить лишнюю тепловую энергию от мотора, чтобы тот не нагревался и не сломался во время эксплуатации.

Машинный антифриз условно подразделяется на четыре вида в зависимости от типа добавок, которые в нем используются: в продаже можно найти антифриз типа лобрид (Lobrid), также на рынке имеется большое количество карбоксилатных антифризов (ОАТ) и антифризов смешанного типа (Hybrid). Большую часть товаров составляет так называемый Traditional антифриз.

Также можно отметить тосол (изобретен в советском союзе) – это более понятное и привычное нашему уху торговое обозначение машинного антифриза, который делается на базе этиленгликоля. Используется тосол еще с давних времен.

Часто к общепринятому названию тосол прибавляются дополнительные литеры и цифры, которые указывают температуру замерзания: Есть Тосол-40, также в продаже имеется Тосол-65.

Антифриз (как и любая другая охлаждающая жидкость в автомобиле) требуется для работы мотора на постоянной основе, особенно антифриз нужен во время разогрева мотора автомобиля.

Механизм охлаждения автомобильного мотора сделан таким образом, что по системе патрубков все время циркулирует антифриз методом перекачивания насоса. При нагреве мотора автомобильный антифриз действует в первом круге обращения, при этом обходя стороной радиатор, где он мог бы быстрее охлаждаться.

Разогреваясь по ходу сгорания топливной смеси в моторе и работы элементов включенного автомобильного двигателя, используемый антифриз дает возможность более быстро и в то же время равномерно разогреть всю систему агрегата.

После того как мотор нагревается до нужной температуры (это примерно 60 градусов по Цельсию) внутренняя система охлаждения переустанавливает путь охлаждающей смеси на второй круг, куда входит система радиаторов.

Следование охлаждающей смеси проводится в самом блоке цилиндров двигателя. Его стены имеют многочисленную сеть из патрубков, которые обычно сравнивают с кожухом, обводящим цилиндры двигателя. Главное свойство смеси — разогреваться от одного источника, что дает возможность переводить тепло назад от цилиндров и далее выводить его к радиаторной решетке.

Какие типы антифриза бывают и история создания

Антифриз – это скорее общее обозначение для большей части охлаждающих смесей в автомобиле, которых существует большое количество на рынке. Однако для охлаждения мотора ранее применялась обычная вода. Далее воду заменили на раствор соли и собственно воды.

Первичный прототип антифриза для системы охлаждения автомобиля был получен в 1930 году. После этого основную охлаждающую роль стал выполнять стандартный этиленгликоль. Потом к этиленгликолю было решено добавлять различные присадки и со временем уже был получен новый антифриз.

В настоящий момент на рынке авто товаров можно увидеть большое количество антифризов. Все они различаются между собой по составу используемой смеси, а также могут отличаться цветом и временем гарантийной работы.

По применяемому в работе составу антифризы бывают

  • карбоксилатными;
  • силикатными;
  • гибридными.

Все вышеназванные типы антифризов имеют определенные особенности для использования и отличаются друг от друга по многим свойствам. Например, силикатные виды антифризов для мотора имеют в себе много неорганической кислоты. Такой тип антифриза является наиболее популярным в использовании и имеет множество добавок.

  • Отрицательной компонентой этого типа смеси для охлаждения является — склонность к появлению налета. Далее по ходу использования такого антифриза, соли в его составе создают собой аккуратную пленочку налета, которая может оседать и не позволяет мотору стабильно работать. Это провоцирует чрезмерное нагревание двигателя автомобиля, а также приводит к еще более значительному потреблению мотором смазки и бензина.
  • Карбоксилатные типы антифризов имеют отличные антикоррозионные, а также антикавитационные характеристики.
  • Гибридные виды антифризов имеют в себе как различные органические, так и всевозможные неорганические виды кислот. Данный вид антифриза имеет обозначение – G11. Этот вид антифриза сочетает в себе как отрицательные, так и положительные характеристики двух описанных ранее типов антифризов.
  • Новым в списке среди всех охлаждающих антифризов можно назвать лобрид антифриз — G12 плюс и последний антифриз G13. Он имеет в своем составе естественную природную основу и многочисленные присадки. Благодаря своему продуманному составу данная смесь может служить до 100 тысяч километров пробега.
  • Самой известной и в то же время доступной по стоимости, но все же не особо качественной является классическая охлаждающая смесь. Время ее службы не больше двух лет. Этот вид охлаждающей смеси не способен выдерживать максимальную температуру в работе и переходит в фазу кипения при 105 градусах.

Различия в цвете

Антифризы могут отличаться между собой по оттенку, однако сам цвет не обусловлен входящими в состав компонентами либо качеством полученной смеси. Определенный оттенок скорее закреплен за каждый производителем.

Какими основными соображениями важно руководствоваться при создании смесей между двумя и более антифризами? В этом месте можно написать, минимум, несколько простых рекомендаций:

  1. Без опасений вы можете смешивать между собой различные антифризы, которые имеют общую базу и компоненты, соответствующие установленным нормам качества. Однако, характеристики такой жидкости очень часто не пишутся компанией, и поэтому покупателю стоит лишь следовать инструкциям, установленным на упаковке.
  2. Различные виды смесей (с искусственными и натуральными добавками) можно перемешивать лишь при указании производителя.

Учитывайте, что несовместимость охлаждающих смесей заключается в вероятности появления реакции между входящими в состав добавками. Это может негативно повлиять на работу мотора.

Сколько требуется антифриза

Некоторые разведут спор — что же лучше для охлаждения: ТОСОЛ либо антифриз, отвечу — антифриз является более эффективным по многим параметрам и в большей части случаев превосходит ТОСОЛ.

Если говорить более коротко, то многие варианты антифризов для систем охлаждения мотора (например G12 – G13), значительно превосходят ТОСОЛ.

Для чего нужно на постоянной основе заменять антифриз

Тут многое зависит от того, что любой автомобильный антифриз или ТОСОЛ с течением времени меняет свои свойства и становится негодным, но если вы не хотели бы, чтобы систему охлаждения автомобиля разъело со временем – меняйте антифриз регулярно.

  • Обычно автомобильный антифриз реализуется в концентрированном составе, который, перед тем как вы начнете его открывать для заливания в систему охлаждения машины стоит смешать с очищенной водой в пропорции 50 на 50. Однако данная концентрация смешивания воды и охлаждающей жидкости может потерпеть определенные изменения в зависимости от того, каким образом вы будете использовать свой автомобиль.
  • Стоит учитывать, что в северной части страны, где в зимние месяцы обычно минимальная температура на улице, соотношение количества воды к охлажд. смеси стоит доводить до самого минимального показателя.
  • Антифриз для охлаждения можно заливать даже в концентрированном состоянии. Тут многое зависит от того при каком значении температуры на улице вы решили ездить на своем автомобиле. Запомните, что чем большее количество антифриза вы добавляете, тем большей делаете показатель застывания смеси.

Как работает охлаждающая система и антифриз?

Одной из специальных жидкостей, которая предназначена для обеспечения корректной работы механизмов автомобиля, становится антифриз.

Если не относиться необходимым образом к качеству, а также уровню антифриза в бачке, то это может привести к появлению достаточно серьезных неисправностей, как отдельных деталей, так и полноценных узлов машины.

Принцип работы антифриза. Процесс охлаждения мотора заключается в циркуляции охлаждающей жидкости по определенному контуру из шлангов и трубок. В той ситуации, когда мотор еще не нагрелся до требуемой температуры, то помпой тосол будет прогоняться только по малому кругу, включающему в себя блок цилиндров, ГБЦ и печку. Если же антифриз уже нагрет до температуры в 90-100 градусов Цельсия, происходит открытие термостата, а ОЖ проходит такой же круг, но с захватом радиатора.

По мере прогревания антифриза, происходит увеличение его объема до 5%, возвращаемых обратно в бачок. Как только антифриз остывает, он снова направляется в двигатель. Подобный принцип работы дает возможность предотвратить возникновение пробок из воздуха и пара.

Если уровень тосола снизился, то его может быть недостаточное количество для охлаждения мотора. В результате возникают ситуации, когда в системе появляются воздушно-паровые пробки, обязательно вносящие нарушения в функционирование системы.

Итогом подобной ситуации становится чрезмерный нагрев головки, ее разрушение, возникновение разного рода дефектов в каналах для подачи масла, увеличение потребления топлива и снижение мощности машины.

При увеличенном количестве тосола в бачке, будет увеличиваться давление по всей системе. Следствием этого может стать возникновение протечки в радиаторе, крышке бачка или шлангах.

Зависимость объема антифриза. Уровень жидкости для охлаждения мотора зависит от нескольких параметров, к которым относятся:

  • Обеспечение целостности самой прокладки, головки блока цилиндров, радиатора, бачка, трубок и шлангов;
  • Правильно зафиксированные шланги, при помощи хомутов требуемого размера;
  • Правильная работа радиатора и клапанов бачка;
  • Исправная работа топливной системы зажигания;
  • Правильно подобранная марка антифриза.
Читайте также  Что такое абс в автомобиле?

При наличии дефектов или в ГБЦ или в прокладках, жидкость для охлаждения будет проникать или в цилиндры, или в масло. Признаком этого будет густой дым белого цвета в первом случае, и пузыри в составе масла во втором.

Если прокладка пробита, то оба эти признака будут присутствовать одновременно. Помимо этого, владелец автомобиля обратит внимание на повышение расхода топлива, а также снижение мощности мотора.

При наличии повреждений клапанов бачка или радиатора, будет снижен температурный уровень кипения антифриза, что обязательно приведет к появлению пробок. Слишком обогащенная смесь, наоборот, приведет к необходимости использования повышенного усилия для нажатия на педаль газа.

Проверка уровня тосола. Чтобы правильно проверить уровень тосола, нужно выполнить действия в таком порядке:

  1. Снять крышку бачка при холодном двигателе;
  2. Произвести осмотр нижнего края отвода, к которому крепится шланг расширительного бачка. Уровень жидкости должен соответствовать этому;
  3. При проведении осмотра самого расширительного бачка, точка расположения уровня тосола должна находиться точно между минимальной и максимальной.

Итог. Проверка охлаждающей жидкости в бачке автомобиля должна проводиться как можно чаще, хотя бы два раза в неделю. Своевременный долив антифриза обеспечивает правильное охлаждение мотора.

Какого цвета антифриз, можно ли смешивать и когда менять

Что такое антифриз и зачем он нужен в автомобиле? Какого цвета бывает антифриз, можно ли смешивать и как понять, когда его нужно менять? Вопросов такого плана у неопытных автомобилистов возникает множество и все они требуют ответа.

Стоит один раз долить антифриз не той марки, как образовавшаяся взвесь забьет радиатор, погубит помпу и двигатель закипит на дороге. Ремонт или замена двигателя — эта глобальная беда и огромные затраты.

В машине вообще мало вещей на которые не стоит обращать внимания, но своевременная замена охлаждающей жидкости — один из самых важных. Какого цвета бывает антифриз, когда его давно не меняли, и как понять, что наступила пора его сменить мы сейчас разберемся.

Зачем двигателю охлаждающая жидкость

В двигателе работающего автомобиля температура рабочих газов в цилиндрах составляет 800-900 °С. Для того, чтобы не произошло перегрева деталей двигателя и их разрушения, в автомобиле предусмотрена система охлаждения (далее ОЖ). В ней используются жидкости для охлаждения, называемые антифризами.

Автомобильные антифризы производятся путем смешивания специального спирта — этиленгликоля или эфира – пропиленгликоля с высокоочищенной водой. Плюс пакет присадок, которые препятствуют коррозии трубок охлаждающей системы, насоса (помпы), радиаторов охлаждения и отопителя салона.

Какого цвета бывают антифризы

В магазинах можно видеть красные, зеленые, синие и даже желтые и фиолетовые антифризы. Могу вас заверить, качество ОЖ напрямую не зависит от его цвета.

Цвет антифризу придают красители, а полезные свойства — присадки. Состав которых согласован между его производителем и потребителями, то есть автомобильными фирмами, выпускающими определенные марки автомобилей.

  • на заводах фирмы FORD в систему охлаждения заливают оранжевый антифриз,
  • в GM-Opel используют розовый,
  • на нашем родном АвтоВАЗе — красный,
  • для автомобилей VOLVO – желтый.

Яркий цвет антифриза позволяет легко контролировать его уровень в системе охлаждения по меткам MIN и MAX на стенках расширительного бачка. Следить за уровнем охлаждающей жидкости необходимо также внимательно, как и за уровнем масла в двигателе. От этого напрямую зависит здоровье двигателя вашего авто, а оно как известно, сердце каждой машины.

Встречаются антифризы с флуоресцентной окраской для быстрого выявления места протечки в лучах люминесцентной лампы. Отверстия, через которые уходит из системы ОЖ могут быть микроскопическими трещинками. Уровень жидкости в бачке понижается, и понять, где происходит утечкана глаз чрезвычайно трудно. В этом случае, задача облегчается.

Посмотрите видео — какого цвета бывает антифриз и как его правильно выбрать.

Антифризы делятся на 4 класса, исходя из состава внесенных в них присадок:

  1. Класс G11+, G11 – гибридные.
  2. Класс G12+, G12 – карбоксилатные.
  3. Класс G12++, G13 — лобридные.
  4. Класс «Тосолы» — традиционные.

Давайте рассмотрим их по-порядку.

Гибридные

Гибридными являются недорогие синие и зеленые антифризы. В состав которых кроме синтетических присадок добавлены и органические:

  • фосфаты,
  • силикаты,
  • нитриты.

Гибридные охлаждающие жидкости наиболее распространены у нас в стране. В G11+ применяется улучшенный пакет присадок. Срок службы таких ОЖ от 3-х до 5-ти лет.

Лучшими из этого класса считаются отечественные антифризы Felix Prolonger G11, Sintec Euro и CoolStream Hybrid Extra.

Карбоксилатные

К карбоксилатным относятся красные антифризы средней ценовой категории. Они имеют в составе присадки на основе карбоновых кислот, повышающих теплоотдачу и устраняющих коррозию в системе охлаждения.

Ресурс таких охлаждающих жидкостей более 5-ти лет. Они часто используются в системе охлаждения двигателей иномарок с большим пробегом. В G12+ применяется расширенный пакет присадок.

Наиболее популярными в этом классе являются антифризы Sintec LUX G12, Luxe G12+ Antifreeze Long Life и FELIX Carbox G12+.

Лобридные

Лобридные антифризы впервые появились в 2008 году. Это дорогие ОЖ на основе эфира – пропиленгликоля с новым сбалансированным составом органических и минеральных присадок.

Эта ОЖ не ядовита и экологически менее вредна, чем антифризы с этиленгликолем.

  1. Срок их службы более 5-лет.
  2. По составу они подходят для большинства современных двигателей, в том числе с турбонаддувом.
  3. По цвету они бывают розовые и фиолетовые.

Лобридные антифризы используются пока реже, чем охлаждающие жидкости первых двух классов, в основном из-за их стоимости. Но за ними – будущее.
Это такие жидкости как: Sintec UNLIMITED G12++ и CoolStream G13.

Тосолы

Тосолы – (А 40, А 40М), самые распространенные в России традиционные антифризы, в которых присадками служат только неорганические вещества и их смеси.

Тосолы создавались еще в СССР для охлаждения чугунных двигателей отечественного производства. Они постепенно утрачивают свою популярность из-за низких, по сравнению с антифризами эксплуатационных свойств.

  1. Температура замерзания тосола — 40 °С, а у современных антифризов — 42-45 °С.
  2. Температура закипания антифризов доходит до + 120-130 °С, а у тосола максимум +105-108°С.

Пакет присадок в тосолах минимален, он чаще склонен к вспениванию. Поэтому не годен для использования в современных силовых агрегатах иномарок и новых моделях отечественных авто.

Срок службы тосола не превышает 2-х лет и заменять его необходимо через каждые 60 тыс. км пробега. Современные антифризы позволяют эксплуатировать автомобили без проблем до пробега 100 -120 тыс. км.

Самые проверенные тосолы — Felix, Detroil и Тосол А-40 фирмы «Химлюкс».

Можно ли смешивать антифризы

Кто бы вам что не говорил, если вы не хотите проверять, насколько двигатель вашей машины прочен и вечен, не смешивайте антифризы ни разных марок, ни разного цвета.

Никогда нельзя заранее сказать в какую реакцию вступят между собой присадки и какое количество взвеси в результате образуется. Все это попадет в систему, забьет трубки системы охлаждения, насос (помпу).

В результате вы встанете с закипевшим двигателем прямо на трассе. И, по закону подлости, в самый неподходящий момент. Залит в вашу машину антифриз одного типа, вот его и доливайте. При полной замене тоже желательно обойтись без экспериментов.

Если в вашем авто уровень охлаждающей жидкости понизился незначительно, можно восполнить его дистиллированной водой. Но немного и ненадолго. А затем нужно приобрести точно такой же антифриз и долить его в систему. Тем более, что добавленный дистилят будет испаряться, как обычная вода, только с меньшими последствиями в виде накипи.

В случае, когда вы не знаете какой антифриз используется в вашем автомобиле (особенно после покупки авто с пробегом), не затягивайте с его заменой. Промедление может принести вам массу проблем, вплоть до переборки двигателя.

Посмотрите на эту тему видео. Какого цвета бывает антифриз, чем одна охлаждающая жидкость отличается от другой и стоит ли их смешивать при добавлении.

Какой антифриз выбрать

Если нужно заменить охлаждающую жидкость,то вопрос какой антифриз выбрать для своего автомобиля очень важен. Он появляется при покупке подержанного авто.

Так как, не всегда доподлинно известно, использовал ли прежний владелец рекомендованную производителем охлаждающую жидкость, или в системе давно все поменяно и заменено.

Существует универсальное правило:

  1. Радиатор автомобиля медный или латунный, покупайте красный или розовый антифриз.
  2. Алюминиевый или дюралевый – подойдет синий или зеленый.

Но правильнее будет приобрести такой антифриз, марка которого указана в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.

Если используется антифриз класса G12, то только его вы и можете применять. Цвету жидкости особого значения можно не придавать.

ОЖ любого цвета будет защищать ваш автомобиль, если он соответствует спецификации и допускам, разработанным производителем. Какой фирме доверять – это уже ваш личный выбор.

Таблица №1. Расшифровка обозначений охлаждающих жидкостей для иномарок.

Как понять, что пора менять

В процессе эксплуатации автомобиля цвет антифриза изменяется. Он либо темнеет, становится мутным, либо, наоборот, выцветает. Этот фактор говорит о том, что пришла пора менять антифриз с промывкой системы охлаждения.

Особенно это касается городских автомобилей, когда автовладельцы, стоя в пробке, часто перегревают двигатель своей автомашины.

Читайте также  Как убрать аэрографию с автомобиля?

Кроме того, следует придерживаться рекомендации завода-производителя автомобиля. Например, в руководстве по эксплуатации Chevrolet Spark (M-200), написано, что первоначальная замена охлаждающей жидкости производится через 75 тыс. км.

Однако, но не позднее, чем через 5 лет. Это максимальный ресурс любого антифриза. Последующие замены рекомендованы через каждые 30 тыс. км., но не позднее, чем через 2 года эксплуатации.

Внимательно изучите раздел руководства по эксплуатации вашего автомобиля, касающийся системы охлаждения и выполняйте в срок замену ОЖ.

Стоит особо отметить, что при покупке подержанного автомобиля, новый хозяин просто обязан заменить охлаждающую жидкость, не дожидаясь появления проблем с двигателем.

Мы разбирались с тем, какого цвета бывает антифриз, чем один отличается от другого, когда нужно его менять. А также постарались понять, почему так важно следить, как за уровнем охлаждающей жидкости в расширительном бачке своей машины, так и за изменением его окраски. И как по цвету антифриза понять, что его нужно срочно менять.

Все про антифриз и тосол: назначение, состав, свойства

Что такое антифриз. Назначение, состав, свойства.

Охлаждающая жидкость для двигателя, или антифриз — это специальная жидкость, которая проходит через двигатель, поддерживая его в правильном рабочем диапазоне температур. Его изготавливают из этиленгликоля или пропилена. Как правило, он зеленого, синего или даже розового цвета. Однако антифриз не ограничивается только регулированием температуры. Поддержание надлежащего уровня данной жидкости также помогает предотвратить коррозию.

Традиционно, сочетание антифриза и воды известно как «охлаждающая жидкость».

В отличие от автомобилей с воздушным охлаждением, которые полагаются на обдув компонентов двигателя вентилятором, двигатели с водяным охлаждением используют радиатор, водяной насос, термостат, сердечник нагревателя, шланги и проходы внутри двигателя.

Зачем нужен антифриз

Без охлаждающей жидкости тепло, выделяемое при постоянном внутреннем сгорании, очень быстро разрушает двигатель. Одной воды недостаточно для поддержания системы в охлажденном состоянии. Высокие температуры внутри двигателя могут привести к его «закипанию», так как через какое-то время вода в системе полностью испарится.

Аналогичным образом, в очень холодную погоду вода во время простоя автомобиля замерзает, что делает такую систему охлаждения бесполезной.

Как работает система охлаждения

Двигатель вашего автомобиля выделяет много тепла во время работы и должен постоянно охлаждаться, чтобы избежать повреждения. Система охлаждения в вашем автомобиле работает за счет подачи охлаждающей жидкости через каналы в блоке двигателя и головки. По мере прохождения охлаждающей жидкости через эти каналы она забирает тепло от двигателя. Затем жидкость проходит через резиновый шланг к радиатору в передней части автомобиля. Как только жидкость охлаждается, она возвращается в двигатель, чтобы повторить цикл. А специальный насос поддерживает движение жидкости через всю систему.

Подробнее о системе охлаждения двигателя смотрите в данном видео:

Какой срок службы антифриза

Говоря о сроке службы, нужно быть очень внимательными. Когда используется понятие «охлаждающая жидкость», это может означать несколько вещей. Охлаждающая жидкость, состоящая из растворов антифриза и воды из бытового крана 50 на 50, прослужит около 3 лет. Охлаждающая жидкость, состоящая из антифриза и дистиллированной (деионизированной) воды (раствор 50 на 50), должна прослужить около 5 лет. Лучше всего ориентируйтесь на инструкцию, которая будет на вашей упаковке.

Если вы живете в регионе, подверженном воздействию очень низких температур, то стоит рассматривать замену охлаждающей жидкости в начале зимы в качестве своего рода страховки. Примесь антифриза должна быть не более 50%, так как любое большее количество антифриза увеличит температуру замерзания. Учтите, что 50% примеси антифриза даст устойчивость к температурам до -30C, тогда как 60% антифриза в смеси снижает этот порог до -20С.

Типы антифризов

Охлаждающие жидкости производят во множестве стран по всему миру. Каждая страна имеет свой стандарт. Причем, многие национальные стандарты являются на сегодняшний день уже устаревшими.

Вот некоторые из них:

  • ГОСТ 28084-89 — РФ,
  • BS 6580: 1992 — UK,
  • SAE J 1034 и ASTM D 3306 — USA,
  • AFNOR NF R15-601 — Франция,
  • JIS K2234 — Япония.

Множество национальных стандартов создает ряд сложностей для производителей антифиризов. Особенно, если они занимаются экспортом своей продукции.

Современное разделение охлаждающих жидкостей происходит по составу антикоррозийных присадок следующим образом:

  1. Традиционные (Тосол и его модификации, ингибиторы коррозии — неорганические вещества, срок службы 1-2 года, выдерживает температуру до 108 градусов по цельсию),
  2. Гибридные (маркировка G11, содержит как органический, так и неорганический ингибитор, срок службы 3 года),
  3. Карбоксилатные (маркировка G12, содержит ингибитор коррозии на основе органических кислот, срок службы около 5 лет),
  4. Лобридные (маркировка G12++, в состав входит небольшая часть минеральных ингибиторов, в сочетании с органической основой),
  5. G13 (в состав входит пропиленгликоль вместо этиленгликоля. Самы дорогой представитель антифризов. Однако, он считается наименее токсичным и его срок службы не ограничен, если жидкость залита в новый автомобиль).

Для тех, кто хочет погрузиться в виды антифризов еще глубже, оставляем специальное видео:

Отличие тосола от антифриза

Это вопрос, который можно очень часто встретить на просторах интернета. На самом же деле, ответ очень простой. Разницы между тосолом и антифризом нет. Тосол — это просто разновидность антифриза. Дело в том, что в Советском Союзе так называли охлаждающую жидкость. А еще раньше заливали воду и разбавляли этиленгликолем для предотвращения замерзания при минусовой температуре. Но данная жидсокть получалась слишком вязкой. К тому же, она давала слишком сильную коррозию метала. Именно поэтому и была создана новая охлаждающая жидкость под названием тосол. ТОС — это Технология Органического Синтеза.

Слово «антифриз» в переводе на русский — «незамерзающий». Все антифризы состоят из двух базовых компонентов — воды и этиленгликоля. Плюс различные присадки. Это современное название охлаждающих жидкостей для автомобилей. Различий между тосолом и антифризом нет, это миф.

Еще больше информации по этому вопросу вы найдете в данном видео:

Цветовая классификация антифризов

Не менее редко на просторах интернета можно встретить вопрос: чем красный антифриз отличается, скажем, от зеленого? Какой выбрать?

На самом деле все очень просто. Изначально антифриз бесцветен. Краситель в него добавляют производители для улучшения видимости уровня жидкости в расширительном бачке. Различные охлаждающие жидкости по типу имеют различные цвета, причем определенные.

  • Традиционный антифриз (тосол) обычно синего цвета.
  • Гибридный (G11) обычно зеленого цвета.
  • Карбоксилатный (G12) — красного или розового цвета.

Таким образом, цвет антифриза — это всего лишь сопутствующий параметр, по которому можно определить его классификацию. И выбор жидкости нужно уже производить исходя из нее. Кроме того, антифризы одного цвета могут отличаться как по свойству, так и по качеству.

Как правильно выбирать

Антифриз можно купить либо уже готовый к использованию, либо в виде концентрата (его нужно будет обязательно разбавлять дистиллированной водой в соответствии с пропорциями, указанными на этикетке). В остальном стоит ориентироваться на тип и бренд производителя.

Безусловно, самые современные антифризы — это 12 и 13 серии.

Всегда ориентируйтесь на рекомендацию вашего автопроизводителя. Если он рекомендует заливать зеленый антифриз марки G11, то выбирать стоит именно его.

В алюминиевые радиаторы рекомендуют заливать G11, а в те радиаторы, где преобладает медь и латунь — G12.

Но основной совет — ориентируйтесь на то, что рекомендовано и залито заводом изготовителем.

Кроме того, если вы сомневаетесь в оригинальности купленной жидкости, проверьте ее на кислотность. В небольшое кол-во жидкости добавьте немного пищевой соды. Если реакция не пошла, такую жидкость можно смело заливать в двигатель.

Можно ли смешивать антифризы разных цветов

Смешивать антифризы разных марок и типов нежелательно, так как у них разные комплекты присадок, и они могут между собой взаимодействовать, выпадая в осадок и ухудшая антикоррозионные функции жидкости.

Важно знать, что в некоторых отдельных случаях смешивание присадок приводит к усилению коррозии.

Особенности применения антифризов. Замена охлаждающей жидкости

Перед заменой антифриз систему охлаждения необходимо промыть. Это необходимо, чтобы избавиться от остатков старой охлаждающей жидкости и избежать смешивания. Промыть систему можно либо специальными присадками, либо дистиллированной водой.

Важно помнить, что после промывки в системе остается до 2 литров воды. Учитывайте это при разбавлении концентрата.

Что делать, если вы обнаружили утечку антифриза

Если вы обнаружили, что охлаждающей жидкости в системе стало меньше, то в первую очередь необходимо проверить, нет ли течи в шлангах, исследуйте их тщательно. Антифриз может уходить из-за трещин, плохих соединений и разрывов. Данную неисправность можно также обнаружить в виде подтеков на ковриках в салоне.

Течь можно искать также в районе радиатора, около помпы. Обязательно проверьте крышку бачка, особенно уплотнительную резину, насколько она хорошо сидит.

Проверку производите как на горячем, так и на холодном двигателе. Смотрите, есть ли капли или течь жидкости.

Самая неприятная причина, по которой может уходить антифриз — внутренняя разгерметизация системы охлаждения.

Если же течь обнаружить не удается, то с большой долей вероятности у вас пробита прокладка головки двигателя. Постарайтесь вспомнить, не перегревался ли ваш мотор за последнее время, не работает ли он с перебоями. При такой неисправности антифриз уходит в цилиндры и сгорает вместе с топливом. Это дополнительный признак пробитой прокладки.

Подробнее о возможных причинах и решении проблемах смотрите на видео:

Читайте также  Как сделать мигающий стоп сигнал на автомобиль?

Почему не стоит доливать антифриз

Вы открываете капот и обнаруживаете, что охлаждающей жидкости в расширительном баке стало меньше. Первая мысль — долить жидкость. Однако, здесь нужно быть крайне аккуратным.

Если вы не знаете, какой антифриз был залит изначально, то при добавлении нового может произойти смешивание, о последствиях которого мы говорили чуть раньше.

Чтобы не менять охлаждающую жидкость полностью, вы можете просто долить обычную дистиллированную воду, это безопасно.

А напоследок мы подготовили для вас очень интересное видео на тему охлаждающих жидкостей! Эксперименты с антифризами:

Охлаждаемся правильно. Типы и отличия антифризов

Хорошая охлаждающая жидкость нужна в любое время года. Зимой некондиционный антифриз может банально замёрзнуть, превратившись в лёд, а в летнюю жару машина с плохим антифризом рискует превратиться в кипящий чайник. Обе этих неприятности почти всегда приводят к печальным последствиям для двигателя, вплоть до его капитального ремонта или замены, поэтому пренебрегать качеством и состоянием охлаждающей жидкости нельзя. Рассмотрим, какие типы антифризов есть на рынке, и актуален ли ещё «старичок» тосол.

Как работает антифриз

В начале два слова теории: что такое антифриз и какова его роль в автомобиле. Антифриз (от греческого ἀντι — против, и английского freeze — замерзать, т. е. «незамерзающий») — рабочая жидкость системы охлаждения двигателя. Циркулируя внутри мотора, антифриз отводит лишнее тепло к салонному отопителю (именно благодаря антифризу печка дует горячим воздухом — конечно, если система исправна) или в атмосферу через основной радиатор. Не давая двигателю перегреваться, антифриз обеспечивает его правильный температурный режим.

Почему вместо антифриза не используют обычную воду? Первая причина очевидна уже из названия: антифриз, в отличие от воды, не замерзает зимой, оставаясь текучим на морозе. Но и в жарких странах вода автомобилям не подходит: она слишком рано закипает (температура кипения антифриза, в зависимости от концентрации, составляет 110–130°C), но главное — вызывает коррозию всех металлических частей двигателя.

Состав классического антифриза и тосола

К середине прошлого века, после экспериментов с глицерином, этанолом и метанолом производители антифризов выбрали основой для своего продукта этиленгликоль. С тех пор этот двухатомный спирт является базовым элементом всех охлаждающих жидкостей. Но смесь воды с этиленгликолем всё ещё не безобидна для двигателя и требует дополнительных присадок, защищающих металл от коррозии. Составы этих присадок у разных антифризов могут кардинально отличаться.

Первоначально в качестве антикоррозионных присадок (ингибиторов коррозии) использовались неорганические соли: силикаты, фосфаты, нитраты и нитриты. Антифризы с неорганическими ингибиторами в зарубежной классификации называют по-разному: Traditional, Classic, Conventional coolant или IAT (Inorganic Acid Technology — технология неорганических кислот). В российской — силикатный антифриз или тосол. Да-да, всем известный синий тосол — всего лишь тип антифриза, причём давно устаревший. А популярный вопрос: «Что лучше, тосол или антифриз?» — просто некорректен.

Что не так с неорганическими силикатными антифризами (IAT/тосолом)? В процессе работы они образуют на всех металлических деталях двигателя оксидную плёнку — она защищает от коррозии, но существенно ухудшает теплоотвод. Для старых моторов с низкой степенью форсировки это не было проблемой. Но в нынешних двигателях, особенно с алюминиевыми головками и блоками цилиндров, оксидная плёнка гарантированно приводит к перегреву, поэтому использование классических IAT-антифризов (в том числе тосола) в современных машинах не допускается.

Стоит отметить, что и срок службы неорганических присадок недолог — не более двух лет. Так что слухи о «вечном» тосоле, мягко говоря, беспочвенны. Этот продукт популярен на российском рынке благодаря известному с советских времён названию и низкой цене, хотя автомобилей, которым действительно требуется антифриз классического типа, на дорогах всё меньше.

Карбоксилатный антифриз

Органические антифризы OAT (Organic Acid Technology — технология органических кислот), не образующие оксидной плёнки, сегодня занимают большинство полок автомагазинов. Ингибиторами коррозии в них являются органические соли карбоновых кислот, поэтому их также называют карбоксилатными антифризами. Они отлично отводят тепло, переносят высокие температурные нагрузки современных двигателей и могут работать до 5 лет — такие «долгоиграющие» антифризы обозначаются аббревиатурой LLC или XLC (Long Life Coolant или Extended Life Coolant).

Но есть минусы и у «органики». Органические соли размягчают резиновые шланги системы охлаждения, а также создают условия для кавитации — локального кипения жидкости. В быту это явление встречается при закипании чайника, вызывая характерный шум. Для двигателя кавитация представляет серьёзную опасность, буквально выгрызая металл из крыльчатки помпы и блока цилиндров. Для борьбы с ней в состав карбоксилатного антифриза производители включают дополнительный пакет присадок.

Гибридные антифризы и региональный фактор

Дальнейшие изыскания производителей охлаждающих жидкостей привели к появлению гибридных антифризов HOAT (Hybrid Organic Acid Technology). Как видно из названия, в их основе всё та же технология органических кислот, но с добавлением определённого количества неорганических солей для лучшего противостояния кавитации. Причём подход производителей в разных частях света заметно отличается: японцы, например, предпочитают присадки на основе фосфатов, в то время как европейцы используют силикаты.

На составы «местных» антифризов ориентируются и автопроизводители, проектируя двигатели и выбирая материалы для гибких шлангов и сальников системы охлаждения. Поэтому при выборе антифриза стоит учитывать региональный фактор, заливая в японский или европейский автомобиль антифризы соответствующего происхождения.

Другой вариант «гибридов» — лобридные антифризы или SOAT (Silicate Organic Acid Technology). В целом, это те же гибридные охлаждающие жидкости со сниженным количеством неорганических присадок.

Встречаются и совсем экзотические варианты. Например, антифриз на основе пропиленгликоля и глицерина, постепенно вводимый концерном Volkswagen под давлением экологов. Такой антифриз обозначается G13, но о классификации VW стоит поговорить отдельно.

Классификация антифризов. G11, G12 и прочие G

Существенную путаницу в классификацию антифризов на российском рынке внёс концерн Volkswagen со своим обозначением классов охлаждающих жидкостей (G11, G12, G12+, G12++, G13). Следует понимать, что эти обозначения актуальны только для автомобилей концерна VAG: если у вас Toyota, то искать антифриз G12 или G12+ вам совершенно не нужно — исходите из допусков Тойоты, а не VW. Тем не менее, классификация Volkswagen столь прочно вошла в обиход, что мы включили её в таблицу для лучшего понимания соответствия разных обозначений антифризов друг другу.

Классификация антифризов

Тип антифриза

Альтернативное название

Классификация VW

Возможные обозначения

Описание

Традиционный, с неорганическими присадками

Силикатный антифриз, Тосол

IAT, Traditional, Classic, Conventional, Тосол

Устаревшая технология неорганических кислот

Карбоксилатный, с органическими присадками

Технология органических кислот

Гибридный или лобридный

Гибридный антифриз, лобридный антифриз

Hybrid, HOAT, Lobrid, SOAT

Технология органических кислот с добавлением неорганических

На основе пропиленгликоля и глицерина

«Экологичный» антифриз с глицерином для автомобилей VAG

Цвет антифриза. Можно ли смешивать

«Какой вам антифриз: красный или зелёный?» — стандартный вопрос в автомагазине. Что же обозначает цвет антифриза? На сегодняшний день — ровным счётом ничего. Ни тип, ни качество антифриза с цветом не связаны.

Когда-то автопроизводители для придания индивидуальности своим заводским охлаждающим жидкостям стали красить их в разные цвета, а сторонние производители антифризов просто подстроились под них. Причём без всякой системы или привязки к составу жидкости: карбоксилатный антифриз может быть как красным, так и зелёным или оранжевым. Зелёным может быть и устаревший силикатный антифриз. И лишь тосол всегда был синим — дань традициям. Словом, при выборе антифриза цвет не играет никакой роли — конечно, если вы меняете охлаждающую жидкость целиком, а не доливаете к старой.

А можно ли смешивать антифризы разных цветов? В теории, два разноцветных антифриза одного и того же типа и бренда могут отличаться только красителем, что не мешает смешать их. Но делать этого не стоит хотя бы из-за того, что в результате получится жидкость бурого цвета, что затруднит диагностику состояния антифриза (изменение цвета — один из признаков проблем). Что касается антифризов разных производителей, то смешивать их нежелательно даже при совпадении цветов — разные пакеты присадок могут быть плохо совместимы. При необходимости срочно долить антифриз в дороге и невозможности купить жидкость, идентичную залитой, используйте дистиллированную воду — наиболее безопасный вариант.

Нужно ли разбавлять антифриз водой

Когда-то антифризы в виде концентратов были очень популярны. При заливке в радиатор их требовалось разбавлять водой в определённой пропорции, определяющей температуру замерзания (50:50, 60:40, 70:30 и т. д. — чем меньше доля воды, тем выше морозостойкость). Но сегодня почти все антифризы продаются в готовом виде, а температура их замерзания фиксирована и указана на этикетке: как правило, от -40 до -50°C. Разбавлять такие антифризы водой не нужно, что существенно упрощает процесс их замены.

Какой антифриз выбрать

Очевидно, что охлаждающие жидкости, хоть и сделаны на одной и той же основе — этиленгликоле, могут радикально отличаться составом присадок. Смешивать их категорически не стоит, как и экспериментировать с модными новинками рынка, не предназначенными для вашего мотора. Поэтому на вопрос «какой антифриз заливать в двигатель» правильный ответ лишь один: тот, который рекомендован производителем. Внимательно изучите инструкцию автомобиля, найдите предписанный тип антифриза и заливайте только его.