Что такое сошка в автомобиле?

Что такое сошка рулевая?

Каждый автомобилист должен уметь не только координировать движения транспортного средства по дорожному полотну, но и изменять скорость его движения. Во всех этих операциях участвуют тормоза и рулевое управление. Одним из элементов последней системы выступает сошка рулевого механизма. О ней и пойдет речь ниже.

Смотреть что такое «сошка рулевая» в других словарях:

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.

Устройство и принцип работы сошки рулевого управления

Сошка рулевого управления входит в узел управления автомобилем и является одной из основных деталей, обеспечивающих работу данного механизма.

Расположение и взаимодействие деталей рулевого механизма рассмотрим на простейшей схеме.

В данном случае конструкция механизма включает в себя рулевое колесо 3, вал 2, рулевую передачу 1, которая образуется зацеплением червяка с зубчатым стопором, к которому на вал непосредственно и крепится сошка 9.

Она предназначена для передачи усилия от вала сектора к продольной тяге. Остальные детали в данной схеме: верхний рычаг левой поворотной цапфы 7, продольная тяга 8, нижние рычаги 5 поворотных цапф, поперечная тяга 6 –все они образуют рулевой привод.

При вращении рулевого колеса усилие передается через вал 2 на рулевую передачу 1. Червяк, который находится в зацеплении с сектором, начинает перемещать его по своей нарезке, чем вращает вал сектора. Он в свою очередь и отклоняет сошку, которая насажена своим верхним концом на выступающую часть вала.

Возникающее отклонение передается на продольную тягу, которая начинает перемещаться вдоль своей оси. Она связана с поворотной цапфой 4 через верхний рычаг 7, таким образом, её перемещение вызывает перемещение левой поворотной цапфы. А от левой усилие поворота передается к правой через нижние рычаги 5 и поперечную тягу 6. Так реализуется поворот колёс.

Существует несколько модификаций рулевых механизмов работа которых происходит с применением сошки в конструкции.

Рулевой механизм с передачей типа червяк – ролик популярен на легковых и грузовых автомобилях. Рулевое колесо 4, рулевой вал, который находится в рулевой колонке 3, соединяются с глобоидным червяком 1.

Червяк расположен в картере 6 рулевой передачи и находится на двух конических подшипниках 2. Червяк зацеплен с трехгребневым роликом 7, вращающимся на шарикоподшипниках оси.

В данном случае ось этого ролика крепится в вильчатом кривошипе вала 8 сошки, который опирается на втулку и на роликовый подшипник в картере 6. Болт 9 регулирует зацепление червяка и ролика, в его паз вставлен ступенчатый хвостовик вала сошки.

На следующем рисунке представлен другой тип рулевого механизма. Его основная деталь – картер 1 цилиндрической формы. Внутри него располагаются поршень – рейка 10, в котором жестко закреплена гайка 3. Она имеет внутреннюю нарезку полукруглыми канавками, с заложенными в них шариками 4. Данными шариками гайка зацепляется с винтом, в свою очередь он соединен с рулевым валом 5.

Сверху закреплен корпус 6 клапана управления ГУРом. Золотник 7 – управляющий элемент в клапане. Управление происходит посредством поршень — рейки 10, соединенной нарезкой с зубчатым сектором 9 вала 8 сошки. Вращение вала преобразуется в перемещение гайки по винту. Зубья рейки поворачивают вал и сектор с сошкой.

Тонкости замены сошки рулевого управления

Наладка рулевого механизма может потребоваться в том случае, если автомобилисту приходится периодически передвигаться по плохим дорогам. Сам процесс замены сошки считается достаточно сложным и дорогостоящим. Поэтому далеко не все автомобилисты смогут выполнить его самостоятельно. Что касается самого процесса, то для его выполнения изначально необходимо открутить сначала маятниковый рычаг, а затем снять с рулевой трапеции маятник сошки. Затем поврежденную деталь необходимо аккуратно извлечь, перед этим предварительно ослабив саму сошку. Только после выполнения этих задач стоит приступать к откручиванию редуктора. Когда же и редуктор и маятник будут демонтированы можно приступать уже непосредственно к замене сошки.

Подробнее о сошке и о том, как ее демонтировать будет рассказано в этом видеоролике:

Как заменить

1 – маятниковый рычаг; 2 – корпус кронштейна; 3 – шайба; 4 – регулировочная гайка; 5 – шплинт; 6 – верхняя шайба; 7 – уплотнитель; 8 – втулка; 9 – ось рычага; 10 – нижняя шайба; 11 – самоконтрящаяся гайка

Из-за езды по плохому дорожному покрытию периодически необходима наладка рулевого механизма. И часто требуется замена рулевой сошки, так как ремонт такой детали не проводится. Такая замена рано или поздно нужна, так как все движущиеся детали имеют непродолжительный период службы.

Ремонт описанной выше детали довольно дорогостоящий и сложный. Для его выполнения следует вначале «обыграть» поперечину рамы. Она располагается ниже редуктора, на довольно близком расстоянии от сошки.

Эту поперечину нельзя открутить или что-либо сделать с ней, чтобы добраться до искомой детальки. При этом доступ к ней значительно затруднен. Но имеется следующая схема, которая позволит выполнить требуемую замену:

  • вначале откручивается маятниковый рычаг;
  • далее снимается с рулевой трапеции маятник-наконечник нашей сошки;
  • затем извлекается поврежденная деталь. Этому процессу уже ничего не будет мешать. Но для этого вначале гаечным ключом выполняется ослабление сошки;
  • после этого откручивается редуктор. Он приподнимается повыше. В результате можно аккуратно выколотить с помощью молоточка маятник сошки. Для работы подойдет и съемник.

Когда редуктор вместе с маятником будут сняты, можно без проблем выполнить замену неисправной сошки. Одновременно допускается смена и маятникового механизма. Л

Лучше сразу произвести замену всех износившихся деталей и не ждать, пока они окончательно придут в негодность. Такой подход позволит не только сэкономить время и деньги, но и снизит риск попадания в ДТП из-за неисправности рулевого механизма.

Описанный выше способ позволяет быстро и легко выполнить замену сошки в домашних условиях. Однако специалисты все же рекомендуют обращаться в случае поломки такой детали в специализированные технические центры. В этом случае опытные механики смогут не только устранить поломку, но и выявить несерьезные повреждения других комплектующих, которые без квалифицированного устранения могут привести к беде.

Помните, что исправность машины любой марки (например, УАЗ) – одна из основных задач любого автомобилиста. Поэтому при управлении транспортным средством нужно следить за тем, как работает каждый механизм, чтобы вовремя выявить случившуюся поломку.

Видео «Как снять сошку»

Из этого видео вы узнаете, как снять сошку рулевого механизма.

Сошка рулевого управления

Устройство, виды и принцип работы рулевого механизма

Основой рулевого управления любого автомобиля является рулевой механизм. Он предназначен для преобразования вращательных движений рулевого колеса в возвратно-поступательные движения рулевого привода. Другими словами, данное устройство превращает повороты руля в нужные перемещения тяг и поворот управляемых колес. Основным параметром механизма является передаточное число. А само устройство, по сути, представляет собой редуктор, т.е. механическую передачу.

Функции механизма

Основными функциями устройства являются:

  • преобразование усилия от руля (рулевого колеса);
  • передача полученного усилия на рулевой привод.

Типы рулевых механизмов

Устройство рулевого механизма различается в зависимости от способа преобразования крутящего момента. По этому параметру выделяют червячный и реечный виды механизмов. Существует еще винтовой тип, принцип работы которого схож с червячной передачей, но он имеет больший КПД и реализует большее усилие.

Червячный рулевой механизм: устройство, принцип работы, преимущества и недостатки

Этот рулевой механизм является одним из «устаревших» устройств. Им оснащены практически все модели отечественной «классики». Механизм применяется на автомобилях с повышенной проходимостью с зависимой подвеской управляемых колес, а также в легких грузовых автомобилях и автобусах.

Схема червячного редуктора

Конструктивно устройство состоит из следующих элементов:

  • рулевой вал;
  • передача «червяк-ролик»;
  • картер;
  • рулевая сошка.

Пара «червяк-ролик» находится в постоянном зацеплении. Глобоидальный червяк представляет собой нижнюю часть рулевого вала, а ролик закреплен на валу сошки. При вращении руля ролик перемещается по зубьям червяка, благодаря чему вал рулевой сошки также поворачивается. Результатом такого взаимодействия является передача поступательных движений на привод и колеса.

Читайте также  Как отрегулировать газовое оборудование на автомобиле?

Рулевой механизм червячного типа имеет следующие преимущества:

  • возможность поворота колес на больший угол;
  • гашение ударов от дорожных неровностей;
  • передача больших усилий;
  • обеспечение лучшей маневренности машины.

Изготовление конструкции достаточно сложное и дорогое – в этом главный ее минус. Рулевое управление с таким механизмом состоит из множества соединений, периодическая регулировка которых просто необходима. В противном случае придется заменять поврежденные элементы.

Реечный рулевой механизм: устройство, принцип работы, преимущества и недостатки

Рулевой механизм реечного типа считается более современным и удобным. В отличие от предыдущего узла, это устройство применимо на транспортных средствах с независимой подвеской управляемых колес.

В реечный рулевой механизм входят следующие элементы:

  • корпус механизма;
  • передача «шестерня-рейка».

Шестерня устанавливается на рулевом валу и находится в постоянном зацеплении с рейкой. В процессе вращения рулевого колеса рейка перемещается в горизонтальной плоскости. В результате соединенные с ней тяги рулевого привода также перемещаются и приводят в движение управляемые колеса.

Механизм «шестерня-рейка» отличается простотой конструкции и высоким КПД. К ее преимуществам также можно отнести:

  • меньшее количество шарниров и тяг;
  • компактность и невысокая цена;
  • надежность и простота конструкции.

С другой стороны, редуктор этого типа чувствителен к ударам от неровностей дороги – любой толчок от колес передастся на руль.

Винтовой редуктор

Особенностью этого механизма является соединение с помощью шариков винта и гайки. За счет чего наблюдается меньшее трение и износ элементов. Механизм состоит из следующих элементов:

  • вал рулевого колеса с винтом
  • гайка, перемещаемая по винту
  • зубчатая рейка, нарезанная на гайке
  • зубчатый сектор, с которым соединена рейка
  • рулевая сошка

Винтовой рулевой механизм применяется в автобусах, тяжелых грузовых автомобилях и в некоторых легковых автомобилях представительского класса.

Регулировка устройства

Регулировка рулевого механизма применяется для компенсации зазоров в механизмах «червяк-ролик» и «шестерня-рейка». В процессе эксплуатации в данных механизмах может появиться люфт, который может привести к быстрому износу элементов. Регулировать рулевой механизм необходимо только в соответствии с рекомендациями производителя и на специализированных СТО. Избыточное «зажатие» механизма может привести к его заклиниванию при повороте руля в крайние положения, что чревато потерей управления автомобилем с соответствующими последствиями.

Принцип работы и замена сошки рулевого управления

Как устроена

Одним из важных элементов транспортного средства является рулевой механизм, а также одноименный привод. Важной деталью этой системы выступает сошка рулевая. Это деталь, с помощью которой осуществляется крепление средней тяги (трапеция) к редуктору. Сошка еще называется соединительной тягой. Ее роль заключается в осуществлении вращения возвратно-поступательного типа, которое зависит от аналогичных действий рулевого вала.

Такая деталь обычно используется в машинах, обладающих обыкновенной системой управления руля, и подвесками, оснащенными поперечно-параллелограммными тягами. Этот вариант рулевого управления сегодня используется во многих заднеприводных автомобилях (например, ВАЗ), а также в большинстве легких грузовиках.

Конструкция описываемой детали содержит шлицевый рычаг. Он подсоединяется с подшипником (с его резьбовой шпилькой), сидением и механизмом руля. Также в этой системе особую роль играет напыление защитного плана. Им покрыт низ резьбовой шпильки у подшипника. Такое напыление защищает посадочные кресла и подшипник от возможных загрязнений.

Верхний фрагмент опорной шпильки подсоединяется к центральному звену, который находится в приводе. Вал рулевого механизма движется в зависимости от того, какие действия с рулем выполняет водитель. Именно к этому валу и прикрепляется сошка.

В этой системе она выполняет роль рычага, переводя силу поворота руля в движение механического типа уже подсоединенного привода. Таким образом, эта деталь предназначена для осуществления передачи усилия от секторного вала к продольной тяге. При этом вал втулки выполняет вращение еще в 2 втулках, соединенных с картером. Этот картер размещается в рулевом механизме.

На вале (в его верхнем конце) располагается игольчатый подшипник, выполняющий вращательные движения. В нижнем конце этой структуры, где находятся конические шлицы, располагается сошка. К концу вала она прикрепляется при помощи гайки.

Сошка в своем шлицевом отверстии содержит сдвоенные 2 впадины. При этом на валу обнаруживаются сдвоенными 2 выступа. Поэтому описываемую деталь можно зафиксировать только в одном варианте положения.

Таким образом, рулевая сошка – важная составляющая машинного рулевого вала. Также она выступает в роли части редуктора, выполняя в заданной области поступательно-возвратный разворот. Этот поворот зависит от вращения, совершенного рулевым валом.

Принцип работы

Лучше всего рассматривать принцип работы данной детали на конкретном примере – механизм червячного формата. Он работает следующим образом:

  • в ходе вращения руля все усилия, возникаемые из-за изменения его положения в пространстве, будут передаваться на колонки «червяка»;
  • далее «червяк» начинает вращать ведомые шестеренки, приводя в работу сошку.

Один конец нашей детали прикреплен к средней рулевой тяги. При этом другой конец идет к маятниковому рычагу. Этот рычаг обычно имеет жесткое сцепление с кузовом. Боковые тяги с помощью специальных муфт закрепляются на наконечниках с сошкой. Эти наконечники имеют соединение со ступицей.

Когда выполняется поворот руля, сошка воздействует сразу на боковую тягу, а также на средний рычаг. В результате по заданной инерции срединный рычаг активирует вторую боковую тягу, способствуя изменению положения ступиц и, соответственно, колес.

Как заменить

1 – маятниковый рычаг; 2 – корпус кронштейна; 3 – шайба; 4 – регулировочная гайка; 5 – шплинт; 6 – верхняя шайба; 7 – уплотнитель; 8 – втулка; 9 – ось рычага; 10 – нижняя шайба; 11 – самоконтрящаяся гайка

Из-за езды по плохому дорожному покрытию периодически необходима наладка рулевого механизма. И часто требуется замена рулевой сошки, так как ремонт такой детали не проводится. Такая замена рано или поздно нужна, так как все движущиеся детали имеют непродолжительный период службы.

Ремонт описанной выше детали довольно дорогостоящий и сложный. Для его выполнения следует вначале «обыграть» поперечину рамы. Она располагается ниже редуктора, на довольно близком расстоянии от сошки.

Эту поперечину нельзя открутить или что-либо сделать с ней, чтобы добраться до искомой детальки. При этом доступ к ней значительно затруднен. Но имеется следующая схема, которая позволит выполнить требуемую замену:

  • вначале откручивается маятниковый рычаг;
  • далее снимается с рулевой трапеции маятник-наконечник нашей сошки;
  • затем извлекается поврежденная деталь. Этому процессу уже ничего не будет мешать. Но для этого вначале гаечным ключом выполняется ослабление сошки;
  • после этого откручивается редуктор. Он приподнимается повыше. В результате можно аккуратно выколотить с помощью молоточка маятник сошки. Для работы подойдет и съемник.

Когда редуктор вместе с маятником будут сняты, можно без проблем выполнить замену неисправной сошки. Одновременно допускается смена и маятникового механизма. Л

Лучше сразу произвести замену всех износившихся деталей и не ждать, пока они окончательно придут в негодность. Такой подход позволит не только сэкономить время и деньги, но и снизит риск попадания в ДТП из-за неисправности рулевого механизма.

Описанный выше способ позволяет быстро и легко выполнить замену сошки в домашних условиях. Однако специалисты все же рекомендуют обращаться в случае поломки такой детали в специализированные технические центры. В этом случае опытные механики смогут не только устранить поломку, но и выявить несерьезные повреждения других комплектующих, которые без квалифицированного устранения могут привести к беде.

Помните, что исправность машины любой марки (например, УАЗ) – одна из основных задач любого автомобилиста. Поэтому при управлении транспортным средством нужно следить за тем, как работает каждый механизм, чтобы вовремя выявить случившуюся поломку.

Видео «Как снять сошку»

Из этого видео вы узнаете, как снять сошку рулевого механизма.

Читайте также  Что такое тахограф в автомобиле?

Рулевой механизм автомобиля: червяк, рейка, гайка

Направление движения автомобиля проводится через руль. Из статьи Вы узнаете: что такое рулевой механизм, какие бывают виды, а также о самом устройстве и принципе работы.

Устройство и виды

Для того, чтобы автомобиль повернул в нужную сторону, необходимо отклонить угол его передних или задних колес. С этой задачей справляется рулевой механизм. Основные функции устройства заключаются в преобразовании усилия от руля и передаче усилия на рулевой привод.

В машинах применяют разные типы устройств:

  • червячный («червяк-ролик», «червяк-сектор»);
  • реечный («шестерня-рейка»);
  • винтовой («винт-шариковая гайка-рейка-сектор»).

Червячный тип устройства можно увидеть в старых легковушках, автобусах, грузовиках и автомобилях с повышенной проходимостью. Винтовой тип применяют на грузовиках. Реечный механизм более распространенный, и его устанавливают на переднеприводные легковые автомобили.

Червячный механизм. Принцип работы

Червячный рулевой механизм был популярен во второй половине XX века. Устройство имеет глобоидного червяка, его переменный диаметр увеличивается ближе к краям, но уменьшается к середине. В механизме также находится ролик или сектор с зубьями.

Червяк объединяется с рулевым валом. Сектор с зубьями или ролик крепко связаны с сошкой и фиксируется с рулевыми тягами. Обычно конструкция сектор с зубьями или ролик и рычаг – это одна деталь.

Как только руль начинает вращаться, червяк передает момент сектору с зубьями или ролику. Отклоняется сошка и тем самым перемещаются рулевые тяги, а колеса поворачиваются.

По характеристикам червячный рулевой механизм создает отличную управляемость и не передает колебания от колес к рулю. Но высокая стоимость и сложная конструкция являются важным моментом, поэтому на современных машинах червячный механизм почти не используется.

Винтовой механизм. Принцип работы

Винтовой рулевой механизм имеет некоторое сходство с червячным устройством. Рулевой вал имеет винт, а на нем фиксируется гайка с рейкой. Затем все соединяется с сектором с сошкой.

Чтобы вместо трения скольжения происходило трение качения, в резьбе между гайкой и винтом находятся шарики. Когда рулевой вал поворачивается, винт начинает вращаться и сдвигает гайку. На внешней стороне гайки рейка отклоняет сектор совместно с сошкой и рулевыми тягами.

По характеристикам винтовое устройство лучше червячного механизма. Но и у него высокая цена и сложная конструкция. Зачастую такой механизм устанавливают на автобусы, грузовые авто и машины представительского класса.

Реечный механизм. Принцип работы

Реечный рулевой механизм самый простой и современный. Около века назад реечное устройство не обеспечивало требуемых характеристик. Но с развитием технологий появилась возможность спроектировать легкую, качественную, простую и надежную рулевую рейку.

Механизм состоит из шестерни, которая надета на рулевой вал, и рейки с нарезанными зубьями. Принцип работы прост: как только руль начинает вращение, приходит в действие шестерня, отчего рейка отклоняется в сторону и двигает рулевые тяги.

Конструкция реечного механизма простая, и это идеальный вариант для машин с передним приводом и независимой подвеской. Единственный минус – вибрация, удары и тряска от колес передаются на руль.

Новости

В каталоге компании можно найти: высоковольтные провода, аккумуляторные провода, автожгуты, клеммы, наборы предохранителей, соединительные колодки и многое другое. Всего более 700 позиций.

И с конца прошлого года компания «Пантус» занялась оптимизацией всей системы складирования. Ключевым решением стало внедрение интеллектуальной системы управления складом WMS. Её назначение — вести электронный учёт на всех стадиях товаропотока: при приёмке, хранении и отгрузке товаров.

В марте мы подписали дилерское соглашение с представителем ™Прамо и сейчас у нас доступен к заказу весь ассортимент, выпускаемый под этим брендом. Он насчитывает около тысячи позиций.

Сошка рулевого механизма КАМАЗ: важная деталь управления грузовиком

В системе рулевого управления грузовых автомобилей КАМАЗ есть одна незаметная, но очень важная деталь, передающая усилие от рулевого механизма на рулевой привод — сошка рулевого механизма. О назначении сошки, ее месте в рулевом управлении, конструктивных особенностях и ремонте читайте в этой статье.

Общее устройство системы рулевого управления грузовиков КАМАЗ

В актуальных моделях грузовых автомобилей КАМАЗ используется классическая по схеме и конструкции система рулевого управления, в которой предусмотрен ГУР. Рулевое управление камских грузовиков состоит из следующих деталей:

  • Рулевая колонка с рулевым колесом, на ранних и многих актуальных модификациях ставится обычная нерегулируемая колонка, однако сейчас все чаще используются современные регулируемые колонки с более удобным рулевым колесом;
  • Карданный вал (рулевой карданчик) с двумя карданными шарнирами;
  • Угловой редуктор, обеспечивающий поворот потока крутящего момента от карданного вала и подача его на рулевой механизм. Редуктор монтируется непосредственно на рулевой механизм, в его передней части (на торце) также устанавливается распределитель ГУР;
  • Распределитель ГУР золотникового типа, необходим для распределения потоков рабочей жидкости в системе ГУР в зависимости от угла поворота и положения рулевого колеса;
  • Насос ГУР — шиберный (лопастной), двойного действия, объединенный с бачком для рабочей жидкости, в бачке встроен фильтр. Привод насоса — шестеренчатый, от шестерен привода агрегатов двигателя;
  • Радиатор для охлаждения рабочей жидкости, представляет собой оребренную U-образную трубку;
  • Рулевой механизм, объединенный в одном корпусе с силовым цилиндром ГУР, в нем используется сразу две рабочих пары — винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейка с зубчатым сектором, причем рейка в первой паре играет роль гайки, и сразу же выступает в качестве поршня гидроусилителя;
  • Рулевой привод, состоящий из сошки рулевого механизма, продольной тяги, поперечной тяги и рулевых наконечников. Поперечные тяги и наконечники образуют рулевую трапецию, которая обеспечивает правильные углы поворота колес, все соединения между тягами и наконечниками выполнены через шаровые шарниры.

Рулевая колонка вместе с рулем установлена непосредственно в кабине, рулевой механизм монтируется на левом лонжероне рамы немного впереди балки переднего моста. Насос ГУР устанавливается непосредственно на двигателе, так как его привод осуществляется от карданного вала через шестерни привода агрегатов. Радиатор гидроусилителя крепится непосредственно на радиаторе охлаждения двигателя, что обеспечивает эффективный отвод тепла от рабочей жидкости на всех режимах работы.

В настоящее время на автомобилях КАМАЗ используются различные типы рулевых механизмов (модели 4310 и 5320, а также зарубежного производства фирм PPT, RBL и ZF), насосов и других компонентов. Кроме того, в автобусах НефАЗ, построенных на шасси КАМАЗ, угловой редуктор отделен от рулевого механизма, а между ними расположен дополнительный карданный вал. Но в целом все гражданские автомобили и шасси КАМАЗ имеют принципиально одинаковое рулевое управление, схема которого описана выше.

Рулевое управление автомобилей с двумя управляемыми осями (модели 6520, 6350, 6540 и другие) устроено несколько сложнее. В частности, для передачи поворотного усилия на вторую управляемую ось предусмотрены промежуточная тяга и рычаг, установленный на левом лонжероне рамы. При этом рулевая сошка имеет две головки для соединения с тягами, расположенными по разные стороны от вала сошки. Непосредственно поворот колес второй оси выполняется отдельным гидравлическим цилиндром ГУР, расположенном на том же левом лонжероне. Такой рулевой привод позволяет одним рулевым механизмом поворачивать сразу все четыре управляемых колеса с минимальными затратами сил и без усложнения конструкции автомобиля.

Важную роль в работе рулевого управления имеет небольшая деталь — рулевая сошка.

Назначение, типы и конструкция сошек

Сошка входит в состав привода рулевого управления, она вместе с продольной рулевой тягой является промежуточным звеном между рулевым механизмом и рулевой трапецией. Сошка жестко связана с зубчатым сектором рулевого механизма, и благодаря ей крутящий момент сектора преобразуется в поступательное движение продольной рулевой тяги и деталей рулевой трапеции.

Рулевая сошка имеет крайне простое устройство. Это стальная цельнолитая деталь с двумя головками — большой верхней и меньшей нижней. В каждой головке имеется отверстие, о чем сказано ниже. Сошка имеет криволинейную форму, которая обеспечивает максимальную прочность детали при ее минимальных размерах, а также правильное распределение усилий.

Читайте также  Как убрать царапины с лобового стекла автомобиля?

В настоящее время на автомобилях КАМАЗ используется два типа рулевых сошек, отличающихся способом фиксации на валу и конструкцией верхней головки:

  • Неразъемная сошка модели 4310;
  • Разъемная сошка модели 5320.

Сошка первого типа имеет соединение с валом сошки на конических шлицах, на оконечности которого предусмотрена резьба. Сошка своей верхней головкой просто надевается на вал и жестко фиксируется стопорной шайбой особой формы и гайкой. Стопорная шайба предотвращает отворачивание гайки в процессе эксплуатации автомобиля, однако в ряде случаев используется обычная шплинтовка гайки.

Сошка второго типа также имеет шлицевое соединение с валом, однако ее верхняя головка выполнена разрезной и в ней предусмотрено два отверстия под установку стяжных болтов. Фиксация сошки на валу осуществляется с помощью двух болтовых соединений, их гайки дополнительно шплинтуются.

Независимо от типа, все сошки имеют одинаковую нижнюю головку — в ней выполнено коническое отверстие, посредством которого выполняется соединение с шаровым пальцем шарового шарнира продольной рулевой тяги. Фиксация сошки на пальце также осуществляется с помощью зашплинтованной гайки.

Описанное устройство имеют и сошки рулевых механизмов КАМАЗ других моделей, в том числе и зарубежного производства.

Обслуживание и ремонт рулевого механизма КАМАЗ и его сошки

Рулевая сошка в процессе эксплуатации автомобиля подвергается очень большим нагрузкам, поэтому с течением времени в ней возникают деформации, шлицы в верхней головке постепенно изнашиваются, а отверстие в нижней головке разбивается шаровым пальцем. Все это приводит к появлению люфтов и ухудшению качества работы рулевого механизма. Так что периодически рулевой механизм вместе с сошкой необходимо осматривать, обслуживать и ремонтировать.

Обслуживание сошки сводится к визуальному осмотру соединений сошки и ее состояния, все шплинты должны быть на месте. Также проверяется момент затяжки гайки (или гаек) сошки, при необходимости гайки подтягиваются. Проверка и затяжка гаек выполняется при ТО-1000, ТО-5000 и каждые ТО-2 (после 20-30 тысяч км пробега в зависимости от модели автомобиля).

В ряде случаев для проведения ремонта привода рулевого управления или рулевого механизма встает необходимость демонтировать сошку. Посадка сошки на вал, особенно неразъемного типа, выполняется очень плотно, поэтому для выполнения операции по снятию сошки необходимо использовать специальный съемник. Обычно съемник представляет собой скобу, в передней части которой установлен винт с наконечником. Съемник надевается на сошку так, чтобы винт упирался в вал сошки, и вкручиванием винта сошка стягивается с вала. Обратная установка сошки производится без использования специального инструмента.

Важно отметить, что перед демонтажем сошки на ней и на валу необходимо сделать метки, которые значительно упростят последующую установку сошки без необходимости регулировки привода рулевого управления. Если же производится установка новой сошки, то часто приходится регулировать длину продольной рулевой тяги — это нужно для достижения установки колес в прямое положение при среднем положении рулевого колеса.

Сошка является важным элементом рулевого управления, поэтому ее обслуживанию необходимо уделять большое внимание, а при ее неисправности безотлагательно производить замену. Только так вся система рулевого управления автомобиля КАМАЗ будет работать долго и надежно.

Lada Oka Полноприводная Syncro › Logbook › «Я знаю, что ничего не знаю» расположение рулевых сошек

«Я знаю, что ничего не знаю»
Сократ пояснял свою мысль так: люди обычно полагают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Таким образом получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные, утверждал он. Казалось бы, в утверждении содержится логически противоречивое утверждение: если человек ничего не знает, то он не может знать и о том, что он не знает. Это своеобразная попытка сформулировать принцип познавательной скромности. Его можно наглядно представить следующим образом: вообразим, что всё наше знание — это внутренность шара, а незнание — внешность шара. Чем больше становится наше знание, тем больше становится площадь поверхности шара, а следовательно наше «соприкосновение» с незнанием.

Проработав 15 лет оператором стенда регулировки установки углов колёс (развал-схождение) я имею большой опыт по регулировки подвесок различных автомобилей, были в моей «коллекции» и лотус элис и линкольн «как у майкла джексона» и много других интересных автомобилей. До недавнего времени меня очень интересовал автомбиль ягуар XK8 (известным многим по фильму «троянская война или отдайте мой презерватив» и игре «NFS III»)а точнее то что мануал гласил что угол развала задних колёс регулируется шайбами между фланцами кардана! но и это я узнал и более интересного не встречал, всё в пределах заводских регулировок стандартных подвесок за редким исключением друзей «кольцевиков» и просто любителей поотжигать…

С перестройкой подвески моей оки бездны мне открылась обратная сторона луны- изменения свойств подвески в результате переноса её элементов!
И тут то я засел за книги и открыл много интересного для себя- наконец то я узнал для чего стенд замеряет поперечный угол наклона шкворня (не путать с продольным—кастором!) влияние угола Аккермана и ещё много чего, что в тексте не опишешь а только сам запутаешься и других смутишь.

Вообщем не буду грузить, расскажу что конкретно делал со своей подвеской:
и так известно что подрамник опущен на 10 см а рулевая рейка осталась на своём месте для чего были изготовлены кронштейны для привязки её к кузову

казалось бы всё просто, есть два простых способа
1 нужно перенести рулевые сошки на 10 см вверх и всё будет нормально!
2 нужно рычаг подвески и рулевую тагу выставить параллельно друг другу
А ВОТ ФИГ!
это прокатило бы при условии расположении сошки на поворотном кулаке, но для поднятия вверх она перекочевала на стойку амортизатора и стала ближе к рулевой рейки, уменьшив тем самым длину рулевой тяги и вот тут я задумался что а ведь действительно на машинах с подвеской типо макферсон и рулевыми сошками на амортизаторах, рулевые тяги идут от центра рейки, а с сошками на кулаках- с торца

расшифровываю- хотел я поднять сошку на 10 см наверх, для этого взял сошки от отпиленных стоек ваз2110 и примерил их на нижнюю точку амортизатора

оказалось что разница в высоте составила 13 см
тогда по совету друзей я приобрёл автомашину москвич (с) перевернул сошку и наконечник вверх ногами. так получилось и 10 см и тяга с рычагом стоит в одном горизонте (параллельно)

для проверки доводов я провёл эксперимент- прихватил сошку сваркой и сжал полностью подвеску (для удобства я снял пружину)

а теперь внимание на экран!
при казалось бы соблюдении обоих условий правильного расположения ПОЛНЫЙ ПРОВАЛ!

подвеска опущена в самый низ

подвеска полностью сжата

конечно всем известно что под нагрузкой углы установки колёс меняются и черный асфальт после пологих неровностей на шоссе тому подтверждение (да да, после глубоких но пологих неровностей чёрное облако на асфальте это именно следы от шин которые испытывают повышенно трение из за разбежавшегося схождения под нагрузкой)
ну думаю «может так и надо» и «вроде не так и сильно»
но подвернулось что первый раз за пол года ремзону посетила переднеприводная жига и я пошёл посмотреть её ходовку. подставил стойку и ВУАЛЯ! рулевая тяга стоит в горизонте а рычаг смотри в низ!
иду спиливать сошку с аморта, опять примеряю поджав рычаг гидро стойкой снизу чтоб тяга была в горизонте а рычаг чуть смотрел вниз и получаю вот такое расположение сошки

прихватываю сваркой и повторяю эксперимент с сжатием подвески