Что такое серворуль в автомобиле?

Многофункциональное рулевое колесо: понятие, отличительные черты

Рассмотрим принцип работы многофункционального рулевого колеса, устройство, основные виды и цена. В конце статьи видео-обзор мультируля. Рассмотрим принцип работы многофункционального рулевого колеса, устройство, основные виды и цена. В конце статьи видео-обзор мультируля.

Мультируль или так же известное как многофункциональное рулевое колесо – позволяет управлять одной или несколькими функциями автомобиля, не отрывая рук от руля. Как правило, такое название получает обычный руль, как только на нем располагаются кнопки управления. В зависимости от комплектации или производителя автомобиля, мультируль может отличаться, даже в рамках одной модели и генерации.

Что такое мультируль и его предназначение

Сегодня наличие многофункционального рулевого колеса в современном автомобиле мало кого удивит, а вот лет 10-15 тому это была роскошь, и чаще всего устанавливалось в качестве опции. Если брать по внешнему виду, это тоже самое, что и обычное рулевое колесо, но с наличием функциональных кнопок или дополнительных рычагов за рулем. Говорить об определенном перечне функций или кнопок. Отличия мультируля могут быть не только между моделями, но и автомобилями одной модели и генерации.

Аналогично разница будет и между набором кнопок, с помощью которых водитель может управлять функциями автомобиля. Другими словами мультируль позволяет управлять функциями машины, не отрывая рук от руля и не отвлекаясь от управления. Среди перечня кнопок чаще всего встречается управление аудиосистемой, разными системами безопасности и комфорта, круиз-контроль, мобильной связью, навигацией, а так же другими вспомогательными функциями.

Такой мультируль можно встретить в грузовых, спортивных и легковых автомобилях. Как дополнение и расширение функций, в премиальных машинах могут установить подрулевые лепестки переключения передач (только для автомобилей с автоматической трансмиссией).

Как устроен мультируль автомобиля

Определенного алгоритма устройства или конкретного набора многофункционального рулевого колеса нет. Каждый производитель устраивает его по-своему и устанавливает свои определенные перечни кнопок для управления. Помимо кнопок на мультируль может быть установлен многофункциональный сенсор, роликовый механизм с прокруткой или шароковые механизмы.

Отличия от обычного рулевого колеса в мультируле практически нет, внешне оно такое же, но на боковых спицах добавлены блоки кнопок или таких же механизмов. Все же по устройству внутри отличия есть. Как правило, кнопки управления располагают на боковых спицах или же по сторонам от центральной подушки безопасности. Если разобрать мультируль, основным отличием будет несколько блоков функциональных кнопок, круглый шлейф (шина) и жмут проводов для передачи информации.

Каждый из таких блоков соединяется с блоком управления посредством однопроводной шины, как правило, это командные линии и плюсовой провод питания. В дальнейшем устройство зависит от производителя и комплектации самого автомобиля. Зачастую основная шина тянется от мультируля к центральному дисплею мультимедийной системы. Если в перечне числится дисплей бортового компьютера (на панели приборов), то на него так же дублируется информация.

Сделано это не только для удобства, но и для безопасности. Водитель попросту не отвлекается на центральный дисплей мультимедийки, а видит необходимую информацию на панели приборов. Если же в мультируль встроены лепестки переключения передач, то сигнал через блок управления отправляется в основной блок трансмиссии, за счет чего и происходит переключение скорость. Зачастую такую функцию можно встретить в спортивных автомобилях или премиум класса.

Принцип работы многофункционального руля автомобиля

Разобравшись с устройством и основным предназначением мультируля, стоит понять, как будет все это взаимодействовать между собой. Механизм не сложный и основной принцип работы понятен даже не опытному авто владельцу. Стоит сразу отметить, чем сложней устроен и дороже автомобиль, тем сложней и будет мультируль.

Каждая кнопка может выполнять несколько функций, а их комбинация вовсе управлять десятком функций машины, от складывания сидений, до открытия крышки багажника и переключения передач. Итак, рассмотрим принцип работы основных функций: управление мобильной связью, управление громкостью аудиосистемы или же поиск необходимой радиостанции. Такие функции можно встретить даже на самой базовой версии мультируля. Так же смотрите сенсорное управление на рулевом колесе Hyundai i30.

Как правило, каждая кнопка на мультирулю имеет свою маркировку и отвечает за определенную функцию. Для управления громкостью «+» и «-» соответственно, за мобильную связь отвечают две трубки (принять и отклонить звонок). Аналогично и для поиска радиостанции кнопка «Seek». Нажав на определенную кнопку, она посылает соответственный сигнал на электронный блок управления, в новых автомобилях он может быть отдельным или же вмонтированным в мультимедийную систему. Блок управления в свою очередь обрабатывает полученный сигнал и отправляет сигнал на исполнительное устройство.

Если же функция важна, зачастую изменения её параметров дублируют на панель приборов или сопровождают характерным звуковым сигналом. Популярней всего на мультируле сегодня считается управление мобильным телефоном, так как он является неотъемлемым атрибутом современного водителя. Поднять трубку телефона, поговорить и положить трубку не отрывая рук от руля и взгляд от дороги это не только комфорт, но и безопасность. Основные кнопки зачастую располагают вверху мультируля, что позволяет без особых движений заметить любую из кнопок, а так же дотянутся пальцами к ним.

Как утверждают специалисты и представители современных автомобилей, сложилась такая тенденция, что по стандарту и чаще всего на мультируле располагается 12 кнопок, по 6 с каждой стороны. Не исключено, что их может быть больше или меньше, но стандартная схема такова. Помимо основного предназначения кнопок мультируля, они позволяют показывать информацию бортового компьютера, выводить расход топлива на 100 км, а так же настраивать необходимые параметры, вплоть до информирования, когда нужно пройти технический осмотр автомобиля.Если рассматривать мультируль премиальных автомобилей, то здесь фантазия инженеров не ограничилась 12-ю кнопками. Как показывает практика, на рулю таких автомобилях можно найти сканер отпечатков для идентификации водителя, сенсорные кнопки управления, в новых моделях Range Rover инженеры установили небольшие дисплеи с отображением функций. В общем, другим словом есть начало и стандарт мультируля, а максимального предела не существует.

Отличительные черты мультируля

Отличительные черты мультируля или так же называемого многофункционального рулевого управления заметить не сложно. Основная особенность – наличие дополнительных кнопок на боковых спицах или по периметру центральной части руля. По форме исполнения и в сравнении с обычным рулем, отличия могут быть, а могут и не быть. Тут все зависит от производителя и пожеланий первого владельца автомобиля.

Многие производители премиальных автомобилей все же предпочитают менять форму руля, сделав её приплюснутой снизу или добавив спортивные черты. Стоит отметить, что в любом мультируле есть одна или пара кнопок, которые можно запрограммировать под свои потребности, чтоб управлять функциями или выводить необходимую информацию.

Схема основных кнопок мультируля

    Лепесток понижения передач;

Возврат к предыдущей радиостанции;

Переход к следующей радиостанции;

  • Голосовое управление / выключение звука динамиков.
    1. Лепесток повышения передач;

    Прокрутка основного меню;

    Прокрутка основного меню вперёд;

  • Назад/выход.
  • Стоимость ремонта мультируля

    Сказать, что многофункциональное рулевого колесо часто выходит из строя – скорей неправда. Большая часть производителей делает кнопки мультируля надежными, и, несмотря на свое строение, они ходят десятками лет. Все же, как и любой механизм в любой момент определенные кнопки попросту могут престать работать. Причин поломки мультируля может быть много, от элементарного обрыва шлейфа, до выхода из строя самих кнопок.

    Стоит понимать, чем дороже автомобиль и функциональней рулевое колесо, тем дороже обойдется ремонт или полная замена блока кнопок на руле. Чтоб понять, сколько потянет с кошелька средний ремонт мультируля, рассмотрим на примере нескольких моделей, стоимость блока кнопок и других деталей.

    Стоимость деталей на мультируль автомобиля
    Наименование Марка, модель Цена от, руб.
    Блок кнопок (левая и правая сторона) Suzuki Grand Vitara 2006+ 8400
    Блок кнопок (левая сторона) Mercedes-Benz W211 2710
    Блок кнопок (левая или правая сторона) Mercedes-Benz W212 3388
    Лента руля Suzuki Grand Vitara 2006+ 5372

    Даже с такого небольшого списка, становится понятно, что детали для мультируля стоят не дешево, но и не столь дорого. Конечно, цена во многом зависит от модели и комплектации, но, чтоб вывести из строя кнопки, нужно постараться, хотя скорей их можно протереть, нежели поломать.

    Начинающие водители зачастую боятся пользоваться подобными функциями мультируля, думая, что могут нарушить механизм управления или запрограммировать одну из систем машины. Как показывает статистика, со временем каждый водитель минимум пользуется управлением мобильной связи и настройкой громкости. Если же стоит выбор устанавливать многофункциональное рулевое управление (мультируль) в новый автомобиль в момент покупки или нет, однозначный ответ – да! Такая функция никогда не будет лишней и принесет только дополнительный комфорт и безопасность в управлении.

    Читайте также  Для чего нужны пороги на автомобиле?

    Видео-обзор мультируля автомобиля:


    Мультируль: за и против

    Понятие мультируль – это интерпретация понятия обычного руля, нагруженного дополнительными возможностями. Первые попытки нагрузить руль дополнительными возможностями появились с размещением на руле клавиши звукового сигнала еще в начале прошлого века. Затем поближе к рулю, точнее на рулевой колонке, стали размещать другие органы управления функциями автомобиля:

    • переключение светового оборудования;
    • управление стеклоочистителями;
    • переключатель указателей поворотов;
    • органы управления для людей с ограниченными возможностями.

    Одно время производители стали размещать рычаг коробки переключения передач в районе рулевой консоли. Эта практика не имела большого успеха. Во-первых, это усложняет конструкцию. Во-вторых, переключение передач занимает больше времени, чем управление рычагами «стрекозы». Это рассинхронизирует руки водителя при одновременном перемещении в одной плоскости. Человеку трудно совершать продолжительные вращательные движения рук в разные стороны.

    С внедрением цифровых технологий к рулю, точнее в руль, стали подтягивать кнопочные органы управления, сначала автомагнитолой, затем круиз-контролем и прочими системами. Специалисты по эргономике (наука об организации рабочего места), очевидно, решили, что у водителя при управлении еще не полностью задействованы пальцы.

    Недалеко время, когда руль легковых автомобилей будет выглядеть, как в Формуле-1.

    Что представляет мультируль, классификация

    Основное назначение мультируля – перемещение основной зоны контроля водителя в центральную область обзора, расположенную в районе рулевого колеса и лобового стекла. При этом внимание водителя не отвлекается на поиск необходимой кнопки управления, расположенной вне зоны обзора.

    Управляя органами контроля функциями автомобиля, водитель действует в следующих режимах:

    • автоматизм (например, переключение передач, торможение, акселератор);
    • разделение управляющих органов (руль – руки, педали – ноги);
    • дополнительное управление (голосовое управление режимами).

    Основная идея мультируля – дополнительно нагрузить руки, точнее пальцы, дополнительными функциями с целью ускорить процессы управления и меньше отвлекать водителя от наблюдения за дорожной ситуацией.

    Классификация мультирулей

    1. По степени интеграции:

    • малая до 5-ти кнопок;
    • средняя – от 5 до 15;
    • большая – более 15 кнопок, включая псевдоджойстики.

    2. По способу трансляции информации с кнопок:

    • беспроводной;
    • проводной.

    3. По типу сигнала кнопок:

    • цифровой;
    • аналоговый.

    Плюсы и минусы

    Для каждой возрастной группы водителей управление при помощи мультируля имеет свои плюсы и минусы. Это подобно ситуации со смартфонами. Люди старшего поколения труднее находят общий язык с процессом управления режимами смартфонов, чем молодежь. Кстати, исследования показали, что и молодежь с переходом в другую возрастную категорию труднее разбирается с многочисленными опциями и функциями сложных электронных устройств. Остановлюсь только на общих для всех возрастных категорий водителей плюсах и минусах мультирулей.

    Положительные моменты:

    1. Концентрация зоны внимания водителя в главную зону обзора.
    2. Уменьшение двигательных процессов рук при обслуживании многочисленных систем управления автомобилем. В это есть и небольшой минус: отсутствие дополнительной физзарядки. Так и заснуть можно, уцепившись за руль.
    3. Увеличение скорости управления автомобилем и его дополнительными системами.
    1. Увеличение вероятности отказа органов управления. Классическая неисправность – повреждение подрулевого шлейфа. Это слабое звено в мультируле. Часто такое повреждение встречается после срабатывания фронтальной подушки безопасности, во время ремонта рулевого управления. С этой точки зрения более надежна беспроводная передача сигнала от кнопок на руле, но она также имеет свои минусы.
    2. Кнопки во время движения не имеют статичного положения, так как руль вращается. Это затрудняет управление кнопками с руля пассажиром, если об этом его просит водитель.
    3. Обучение управления кнопками на руле требует определенного времени. Первоначально рулевые кнопки отвлекают больше, чем стационарные органы управления.

    Можно ли установить мультируль своими руками

    Теоретически установить в машину можно все что нужно и не нужно. Практически мультируль просто установить, если таковой предусмотрен в данной модели автомобиля, но не стоит в базовой комплектации. В таком случае необходимо приобрести руль с кнопками от такой же модели автомобиля, демонтировать старый руль и подключить мультируль к проводке своего авто. Обычно для этого в базовой конструкции имеются соответствующие разъемы. Даже если они не предусмотрены, их можно сопрячь с проводкой. Такую работу можно начинать делать самостоятельно, имея опыт монтажа электрооборудования.

    Некоторые автолюбители, приобретя «по случаю» красивый мультируль с кнопками, стараются приспособить его к собственному автомобилю. Никакая уважающая свой труд СТО не будет это делать. Прежде всего, это чрезвычайно опасно. Нарушать штатное рулевое управление преступно, если такая модернизация не предусмотрена заводом-изготовителем. Это касается и установки так называемых спортивных рулей. Подключение нештатного руля прерывает все гарантийные обязательства.

    Установка дополнительной конструкции и кнопочных панелей на штатный руль (иногда для этого вырезают элементы накладок руля) также опасно с точки зрения безопасности. При срабатывании подушки безопасности, расположенной в руле, неизвестно в какую область лица полетят самодельные кнопки. Поэтому мой совет: забудьте про многочисленные советы в интернете по самостоятельной установке и модернизации мультируля.

    Допустима установка дополнительных модулей управления на рулевое колесо типа такого.

    Цена такой примочки около 1500 рублей. Она крепится на торцевой части рулевого колеса и не затрудняет срабатывание фронтальной подушки безопасности. Если в вашем автомобиле уже установлены дополнительные кнопки управления магнитолы, но они не сопряжены с внештатной магнитолой, можно установить специальный адаптер. Простой китайский адаптер стоит около 2000 рублей.

    На мой взгляд, руль это, прежде всего, орган управления траекторией движения автомобиля. Все многочисленные дополнительные функции только усложняют главный процесс. Может, со временем мы сначала будем учиться управлять рулем, затем автомобилем.

    Мультифункциональное рулевое колесо что это?

    Мультируль почти как пульт телевизора

    Мультируль что это? Руль — кроме его основной функции, управлять изменением направления движения автомобиля, конструкторы догадались перенести на него целый ряд управляющих кнопок для разных систем автомобиля.

    К примеру, не отрывая рук с руля, водитель может управлять аудиосистемой, круиз-контролем, навигатором, бортовым компьютером, телефоном и даже переключением передач.

    Расположение кнопок на рулевой колонке может быть разным, это зависит от производителей авто и может быть различным даже в рамках одной марки.

    В современных автомобилях самое популярное, это управление телефоном. Сами понимаете, телефон самый востребованный на сегодня гаджет, а управление им, не отрывая внимание от дороги, это еще и наша безопасность.

    Очень много автомобилей, оснащенных бортовым компьютером, имеют возможность отслеживать такие показатели как расход топлива на 100 км. на разных режимах вождения, на какое расстояние в километрах осталось в баке топлива, суточного пробега и так далее. Также на руль могут быть вынесены кнопки управления отопителем, кондиционером и циркуляцией воздуха в салоне.

    Кнопками на руле можно получать эти сведения, передвигаясь по меню вверх и вниз, открывать и закрывать эти опции.

    Конечно, многофункциональное рулевое колесо имеет по традиции кнопку звукового сигнала, так же в него вмонтируется подушка безопасности.

    Мультируль и класс автомобиля

    Вполне естественно, что функциональность такого агрегата будет напрямую зависеть еще и от класса самого автомобиля. Если речь идет о недорогой, бюджетной модели, то вероятнее всего и руль будет уметь немногое, на него в лучшем случае будет вынесено управление бортовой аудиосистемой и то, скорее всего, лишь функция ее включения/ выключения. А вот регулировка звука, тембра, выбор типа носителя и остальные функции через руль будут все также недоступны.

    Если перед нами оказывается автомобиль среднего класса с более богатым уровнем оснащения, то и руль становится более функциональным. Помимо управления звуком на него выносятся, например: регулировка климатической установки, администрирование базовых функций бортового компьютера, круизконтроль.

    Все чаще на руль выдвигается управление мобильным телефоном, получившее название «hand free» – «свободные руки». С появлением смартфонов многие производители адаптируют бортовую мультимедийную систему к взаимодействию именно с этими мобильными устройствами, построенными на операционных системах Android, iOS или Windows 8.

    И подобные решения вовсе не являются чем-то из ряда вон выходящим, ведь мобильная связь прочно вошла в жизнь каждого из нас, а значительное число приложений, устанавливаемых на смартфоны, задействуются также и для управления современным автомобилем, мало того, специально для этого разрабатываются.

    Вершиной функциональности рулевого колеса можно считать аппараты, которые позволяют водителю с высокой эффективностью взаимодействовать практически со всеми системами самого сложного и технически продвинутого автомобиля.

    Помимо всех ранее упоминавшихся функций на такой руль выносится:

    • Ручное переключение автоматической или роботизированной коробки скоростей;

    • Выбор режима работы подвески с изменяемой жесткостью и переменным клиренсом;

    • Управление функциями трансмиссии у полноприводного автомобиля.

    Руль – главный элемент безопасным управления транспортным средством

    При наращивании функционала рулевого колеса никак нельзя забывать о его главном целевом предназначении – управлении автомобилем. В связи с этим разработчики мультирулей находятся в рамках очень жестких требований, выдвигаемых к эргономике органов управления. Рулю по-прежнему необходимо оставаться удобным, и никак не отвлекать владельца машины от ее управления.

    Читайте также  Как работает датчик света на автомобиле?

    Качественная проработка управляющих элементов не должна препятствовать быстрому и точному рулению, а их расположение не должно вызывать проблем случайного включения любой из систем. Для предотвращения ложных срабатываний в конструкцию мультирулей внедряются высококачественные материалы и продвинутые технологические решения.

    Поделитесь информацией с друзьями:

    Кнопки мультируля

    Почти все кнопку располагаются сверху рулевого колеса, как бы на его лице, в основном приспособленные под нажатие большим пальцем, но это не обязательно, их можно нажимать любым другим, главное, чтобы вас это не отвлекало от дорожной ситуации.

    Есть авто, в которых кнопки располагаются с обратной стороны руля, как правило это кнопки переключения передач (Типтроник).

    Так сложилось, что самое оптимальное число кнопок двенадцать. По шесть на левой и правой сторон. Число кнопок, естественно, зависит о количества установленных систем и желания производителя.

    Дошло до того, что на руле устанавливают даже скрол (колесико прокрутки как на мышке). Ряд моделей АУДИ имеют такой элемент управления.

    Изготовители так уже насобачились делать такие рули, что надежность работы таких систем управления не имеет никаких претензий, даже не смотря на множество механических скользящих контактов. Кнопки и контакты работают безотказно многие годы, не привлекая к себе внимания.

    Многофункциональный руль значительно облегчает труд водителя, повышает комфорт и создает чувство максимального удобства вашего автомобиля

    Понятие мультируль – это интерпретация понятия обычного руля, нагруженного дополнительными возможностями. Первые попытки нагрузить руль дополнительными возможностями появились с размещением на руле клавиши звукового сигнала еще в начале прошлого века. Затем поближе к рулю, точнее на рулевой колонке, стали размещать другие органы управления функциями автомобиля:

    • переключение светового оборудования;
    • управление стеклоочистителями;
    • переключатель указателей поворотов;
    • органы управления для людей с ограниченными возможностями.

    Мультируль: назначение и особенности

    Из названия этого устройства сразу приходит на ум такое понятие как – многофункциональная рулевая система. Что же представляет из себя эта система? Мультируль позволяет задействовать всевозможное электрооборудование в автомобиле. Часто при поездке, водителю приходится отвлекаться от управления, чтобы включить какой-либо гаджет в салоне. Такое отвлечение моет привести к непоправимому, а именно к аварии.

    Поэтому, конструкторы изобрели мультируль, позволяющий не отводить внимание от маршрута. Для этого, на руль установили всевозможные кнопки для включения того или иного гаджета. Теперь регулировка, включение и отключение оборудования не требует лишних поворотов головы и туловища, что особенно опасно во время езды. Ключевой элемент многофункционального руля являются именно кнопки управления.

    Инженеры постарались перенести на руль как можно больше элементов управления для управления максимальным количеством оборудования. Здесь находятся всевозможные кнопки и рычаги. При этом, сама конструкция руля не изменилась. Современные автомобили как нельзя лучше подойдут для установки мультируля, ввиду того, что современные модели обладают огромным количеством встроенных гаджетов и систем, которые проще запускать не отвлекаясь от дороги.

    Чем отличается мультируль от серворуля и что это такое

    Читая какие-либо спецификации автомобилей, или может просто в разговоре, вам могли встретиться такие понятия, как мультируль и серворуль. Это довольно простые понятия из разряда «элементарно, но не понятно, а спросить неудобно». Но отбросим все формальности и разберем по полочкам.

    Что такое мультируль и серворуль

    Мультируль

    На самом деле это просто сокращение от мультифункциональный руль. Представляет собой обычный руль, на спицах которого расположены дополнительные кнопки для управления различными функциями в автомобиле. Чаще всего на руль переносятся кнопки управления аудиосистемой и бортового компьютера. В машинах подороже к ним может присоединиться управление куиз-контролем, Bluetooth, регулировка подвески и т.д..

    Все это сделано для удобства водителя и для безопасности. Кнопки расположены так, чтобы их было удобно нажимать большими пальцами рук. Правда если вы помните уроки в автошколе, а так же злой крик автоинструктора (было и такое!) и держите руль правильно, то нажимать на кнопки будет не слишком удобно. Ведь все равно придется отвлекаться и искать нужную клавишу.

    Если вам кажется, что кнопки на руле это излишество, там их много и во всех не разобраться, то предлагаю вам взглянуть на руль болида Формулы 1.

    Такие «штурвалы» имеют порядка двадцати различных кнопок, тумблеров и переключателей, а их стоимость может доходить до 50 тысяч евро. Но мы отвлеклись.

    Серворуль

    А вот здесь уже сложнее. Официального понятия, что такое «серворуль» не существует. Это сленговое выражение и если где на автомобильных форумах вы зададите такой вопрос, то отвечающие разделятся на два лагеря. Одни с пеной у рта будут доказывать, что серворуль это возможность регулировки рулевой колонки по высоте и по вылету. Другие будут брызжать слюной и убеждать, что это система меняющая усилие на руле в зависимости от скорости движения. Так какой же вариант правильный? Что подразумевают под понятием «серворуль» современные автолюбители? Второй, а именно система изменения усилия на руле, позволяющая при парковке крутить баранку одним пальцем, но придающая «вес» рулю на скорости.

    Современные новые автомобили все имеют регулировку руля по высоте, да и регулировка по вылету уже встречается даже в бюджетных автомобилях. Поэтому если кто то и называл раньше эту функцию серворулем, то сейчас это не актуально. Теперь вы знаете, что такое мультируль и серворуль.

    Система интеллектуального доступа в автомобиль

    Вполне возможно, что у человека, который не особо вникает в автомобильную терминологию, при таком массивном словосочетании как «мультифункциональный руль» возникнет образ пухленького рулевого колеса, обязательно красивого, и вполне возможно, усеянного множеством разноцветных кнопочек. Кстати сказать, образ подобный окажется недалеким от истины и вот почему.

    По сути своей мультируль автомобиля – это, прежде всего, действительно всего лишь обычная баранка, используемая для управления транспортным средством. Но, выполнение главной и потому основной функции – это хорошо, а вот дополнительные возможности, вшитые в стандартное средство управления, когда оно наделяется всевозможными дополнительными возможностями, суть функциями, это уже совсем другое.

    Электронная начинка современного автомобиля неустанно совершенствуется, появляются разнообразнейшие медиа компоненты, расширяются возможности внутренних настроек: автомобильной подвески, климатической установки, иных систем, облегчающих водительскую жизнь.

    Мультируль

    Что такое мультируль? Сегодня этим словом называют рулевую баранку, на которой располагаются кнопки управления необходимыми функциями машины. Такой руль дает возможность облегчить управление машиной, людям с ограниченными возможностями или гонщикам Формулы-1. Появление технологии передачи сигналов без проводов, дало возможность установить в рулевом колесе огромное количество управляющих кнопок.

    Отличия от Серворуля

    Мультируль. Для простых автолюбителей, применение мультируля не целесообразно, разве что для красоты. Сегодня, многие производители оснащают руль кнопками управления, количество которых может доходить до 20 штук. Такой принцип работы позволяет, не отвлекаясь от управления, выполнять действия большими пальцами, которые практически не задействованы при вождении.

    Включение дворников, поворотных сигналов или магнитолы не требует выпускать баранку из рук, что удобно, и легко доводится до автоматизма. Даже переключение передач сейчас возможно с кнопки на руле, что по достоинству оценили как новички, так и опытные водители.

    Серворуль. Это совсем иное устройство, рассчитанное на изменение прилагаемого к баранке усилия, для вхождения в повороты, при изменении скорости машины. Проще говоря, на скорости руль становится жестче, что снижает чрезмерную маневренность машины, уменьшая шанс вылететь в кювет. Внешне, серворуль от обычного руля не отличается, все его детали скрыты под кожухом.

    Классификация

    Существует простая классификация для мультирулей по степени интеграции, которая основана на количестве встроенных в него кнопок управления:

    1. малая интеграция – не более 5 кнопок (как правило это управление автомагнитолой);
    1. средняя интеграция – включает в себя 5-10 кнопок (помимо магнитолы добавлено управление кондиционером, печкой, дворниками, стеклоподъемниками и др.);
    1. высокая интеграция – более десятка кнопок, джойстики, и прочие регуляторы (бортовой компьютер, телефон, мультимедиа, климат-контроль и др.).

    Сигнал может передаваться через провода и без проводов, быть аналоговым либо цифровым.

    Плюсы и минусы

    Практически любая вещь не лишена недостатков, и мультируль не исключение, несмотря на преимущества. Поэтому рассмотрим и то и другое. Положительные стороны:

    1. внимание водителя все время сконцентрировано на зоне обзора;
    1. повышенная скорость управления системами машины;
    1. удобство, все нужные функции под рукой;
    1. требует привыкания к управлению, изначально водителю приходится переключать внимание с обзора дорожной ситуации на кнопки руля;
    1. шлейф проводного соединения, расположенный в кожухе под рулем, является ненадежной деталью, происходит обрыв проводов и отказ функций кнопок полностью или частично. Разумеется, все функции руля дублируются кнопками в салоне, однако, при отказе рулевых кнопок, управление становится крайне неудобным;
    1. кнопочный блок на руле работает в постоянном вращении в разные стороны, что снижает его ресурс;
    1. при срабатывании подушки безопасности, (если она в руле) некоторые элементы (кнопки) могут отломиться и ударить в лицо водителя, вместе с ней. Особенно этим грешат самодельные модели.
    Читайте также  Что такое ремень ГРМ в автомобиле?

    Мультируль своими руками

    Далеко не все современные машины, особенно бюджетного сегмента оснащаются мультирулем. Сегодня стал популярным тюнинг — замена обычного руля своего авто на мультируль. Изменения в электрооборудовании получаются минимальными.

    Некоторые обходятся монтированием внутрь баранки руля кнопок управления магнитолой. Самостоятельная переделка не рекомендуется. Сертифицированные же детали для превращения обычного руля в мультируль, найти будет сложно.

    Внимание: не стоит забывать про подушку безопасности, расположенную в рулевом колесе. Во-первых, она может сработать случайно, когда вы будете разбирать баранку с целью монтажа кнопок управления. Во-вторых, при срабатывании подушки в аварийной ситуации, встроенные в руль элементы, могут отломиться и ударить в лицо водителя. Обе ситуации грозят вам травмами, будьте осторожны!

    В Интернете есть много всяких советов, по изготовлению мультируля для практически автомобиля. Памятуя о безопасности, рекомендую воспользоваться простым устройством, цены которого колеблются в пределах нескольких сотен рублей. Оно крепится к рулевой баранке и не мешает срабатыванию подушек безопасности.

    Вторым безопасным вариантом будет подключение магнитолы автомобиля, через адаптеры к штатным кнопкам руля. Выбирать адаптеры необходимо для каждой магнитолы индивидуально.

    Не стоит гнаться за модой. Если вы не привыкли к мультирулю, после установки придется привыкать, и водить крайне осторожно, чтобы не попасть в аварию. Самостоятельная переделка может нанести вред вашему здоровью, если в руле стоит подушка безопасности. В крайнем случае, дешевле, безопаснее и проще прикрепить к рулю готовый пульт управления магнитолой, или встроить адаптеры управления вместо штатных кнопок, уже имеющихся в руле.

    С перехватом или без: как правильно рулить автомобилем

    Немного о хвате

    Расположение рук должно быть симметричным и в верхнем секторе рулевого колеса. Если мы представим руль в виде циферблата часов, то либо на 10 и 2, либо на 9 и 3 часов соответственно. А кстати, почему в верхнем секторе? Чем плоха расслабленная ковбойская поза? Ведь на автомобиле наверняка есть гидро- или электроусилитель, а значит никакой силы к рулевому колесу, тем более на ходу, применять не нужно!

    Но дело вовсе не в силе. Просто если тянуть руль сверху вниз, то рулить в итоге получается удобнее и быстрее, точнее и информативнее, чем снизу вверх. Есть и еще одна причина, не менее важная. Когда обе руки в верхнем секторе, то водитель своей позой показывает (в первую очередь сам себе), что он работает. Если же руки в нижнем секторе руля, то он отдыхает. Так уж чаще всего получается, что приняв «позу отдыха», в голову начинают лезть лишние мысли, которые отвлекают от происходящего на дороге. Не менее серьезно, чем мобильный телефон.

    Но все это не значит, что сев в машину, нужно вцепиться в руль и сидеть так, ни в коем случае не расслабляясь ни на секунду. Отдыхать и опускать руки с руля можно и нужно. На светофорах, в пробках или в плотном потоке, при скорости менее 30 км/ч. В таком случае, если возникнет какая-то нештатная ситуация, водителю ничего не останется, кроме экстренного торможения. Увернуться с помощью резкого перестроения в городской толчее практически невозможно – соседние ряды обычно заняты. Впрочем, если вам кажется, что надежнее всегда держать руки в верхнем секторе рулевого колеса, и напрягает все время переносить их вверх-вниз по мере разгона, то действуйте, как удобнее.

    Самое главное – никогда не использовать внутренний хват, ни сверху, ни снизу. Руки должны работать с рулем только снаружи! Поясню, что внутренним считается хват, когда как минимум четыре ваших пальца находятся внутри обода рулевого колеса. То есть если руки внизу, то они должны «обнимать» обод снизу, а не лежать сверху на нем.

    В нештатной ситуации, когда потребуется повернуть руль быстрее, чем обычно, сработает рефлекс. Если вы сами научили себя брать руль внутри, то есть шанс удариться пальцами о спицу. Соответственно, вместо того, чтобы думать о повороте, вы будете чертыхаться и потирать пальцы. Если повезет и вы никуда не врежетесь…

    Тяни-толкай и перехват

    Теперь разберемся с техникой поворота. Единственно верной, к сожалению, не существует, а есть как минимум две, и они противоречат друг другу.

    Европейская методика называется Pull-Push, то есть дословно «тяни-толкай». Применялась она, в том числе, в советских автошколах, на автомобилях с рулевым управления без усилителя. При рулении обе руки постоянно находятся на руле, синхронно опускаясь и поднимаясь. Одна рука тянет рулевое колесо вниз, вторая – толкает наверх. Отсюда и название Pull-Push. Метод работает на любой скорости и в любых поворотах – если приноровиться, то можно входить таким образом даже в 90-градусные виражи.

    В чем логика постоянного удерживания рук на одном месте? Во-первых, как я уже говорил, метод зародился в те времена, когда не было усилителей, и одной рукой даже кратковременно рулить было сложно. Во-вторых, техника позволяет поворачивать руль максимально плавно, без малейших рывков. В-третьих, подушка безопасности всегда открыта, и в случае ДТП гарантированно спасет водителя от удара головой о руль.

    Кстати, в некоторых штатах Америки из этих соображений не только запрещено перехватывать руль, но также и предписано держать руки в нижнем секторе, чтобы не перекрывать путь выстреливающей подушке и исключить ситуацию, когда водитель при ДТП рукой может задеть сидящего справа пассажира.

    И если с аргументацией по подушкам безопасности поспорить трудно, то вот плавность при рулении перехвата можно выработать! Хотя стоит признать, что это требует тренировки и сноровки. Если рулить с перехватами, труднее понять, на какой угол повернуты колеса. Доказано на практике: перехватывая, водители почти всегда перекручивают руль чуть сильнее, чем надо. Также немаловажно, что метод «тяни-толкай» позволяет быстро остановить вращение руля в любой момент – это крайне полезно в городских условиях, когда на дорогу может, скажем, выскочить пешеход или вырулить с обочины другой автомобиль.

    Технику с перехватами, как я уже говорил, нельзя рассматривать, как более «легкую» – тут нужно внимательно следить за руками. В большинстве случаев водители расслабляют кисть, опускают руку, как бы повисая пальцами на руле. Это очень ненадежный хват, и рулевое колесо может попросту выскользнуть из рук в самый неподходящий момент! Перехватывать нужно собранно, с выпрямленной кистью, и сохраняя полный контроль над автомобилем. Если все делать правильно, то вращать руль получится очень быстро – быстрее, чем по классической технике. Это бывает крайне полезно не только на спортивном треке, но и, скажем, при выходе из заноса.

    Правда, есть при рулежке перехватами небольшой риск травмировать руку. При переносе руки часто оказывается, что руль захватывают первыми большой и указательный пальцы – на профессиональном водительском языке это называется «вилочный вход». По неопытности в таких случаях мои ученики ударяются пальцами о спицы руля – в методике «тяни-толкай» это исключено.

    В сухом остатке

    Итак, подведем итоги, составив короткие и понятные списки, чтобы закрепить знания.

    Плюсы техники «тяни-толкай»

    • Проще осваивается без долгих тренировок
    • Подушка безопасности всегда открыта
    • Обе руки всегда на руле – водитель всегда имеет контроль за автомобилем, может поменять направление или остановить руль
    • Проще ощутить, на какой угол повернуты колеса – выше точность руления

    Минусы техники «тяни-толкай»:

    • Невозможно очень быстро рулить в экстренных ситуациях

    Плюсы техники с перехватами:

    • Рулить можно очень быстро

    Минусы техники с перехватами:

    • Много нюансов и необходимы тренировки для освоения
    • По неопытности можно перекрутить руль или потерять контроль над автомобилем
    • В ДТП подушка безопасности может оказаться закрытой руками

    Главный вывод

    Для того, чтобы обеспечивать себе и своим пассажирам безопасность при движении в любой ситуации, нужно владеть обеими техниками и комбинировать их в зависимости от обстановки. Например, в спокойном потоке рулить по методике «тяни-толкай» и в случае необходимости прибегать к перехватам. Но учтите, что в целом техника с перехватами сложнее, и без тренировок от ее использования может получиться больше вреда, чем пользы. Если уж вы неопытный водитель, а вас понесло на скользкой дороге, лучше не строить из себя гонщика, а просто нажать на тормоз. На современной машине с АБС это будет куда более надежным способом выхода из аварийной ситуации, чем скоростное руление.

    Иван Чужмар, инструктор по безопасному вождению: