Что такое поликлиновый ремень в автомобиле?

Поликлиновые ремни в ременной передаче

Сегодня мы рассмотрим еще один вид ременных передач, недостаточно подробно описанный в доступной конструкторам технической литературе. Это поликлиновые ремни (англ. термин «ribbed belt»). В бывшем СССР были разработаны ТУ 38 — 105763 — 89, регламентирующие размеры ремней и методики расчета. Однако, продукция зарубежных фирм, поставляющих поликлиновые ремни и шкивы для них, не всегда соответствует этим ТУ. Зарубежные производители следуют стандартам DIN 7867/ISO 9982.

На нашем рынке свою продукцию предлагают такие производители, как Megadyne (Италия).

Достоинства и преимущества

Поликлиновые ремни сочетают достоинства плоских ремней — монолитность и гибкость, и клиновых — повышенную силу сцепления со шкивами. Передачи с поликлиновыми ремнями имеют меньшие габариты, чем другие ременные передачи; большую нагрузочную способность (до 20 кВт на ребро!); высокие скоростные характеристики (до 60 м/с); позволяют реализовать большие передаточные отношения (до 40!); обеспечивают плавность вращения приводного механизма (прецизионные шпиндельные головки); допускают обратный изгиб, что позволяет компоновку с несколькими приводными шкивами; возможна передача с непараллельными валами (полуперекрестная); низкий шум; высокий КПД (до 98%). Как правило, ремни изготавливаются со следующими рабочими свойствами: маслостойкость; рабочий диапазон температур от -30°С до 80°C; изоностойкость; нечувствительность к погодным воздействиям.

Эти преимущества позволяют снизить стоимость привода, и, следовательно, повысить конкурентоспособность на рынке всей машины в целом. Поэтому поликлиновые ремни применяются в самых различных отраслях машиностроения. В качестве примера на рис. 1, а представлен привод сеялки зерна, а на рис. 1, б — привод стиральной машины.

Рис. 1 Примеры применения ремней

Поликлиновой ремень состоит из следующих элементов (рис. 2): основы, несущего слоя и покрытия. Основа представляет собой ряд параллельных ребер V-образного сечения, расположенных вдоль ремня. Ребра обеспечивают фрикционное сцепление со шкивом и распределяют нагрузку по ширине ремня. Основа выполнена из имеющего полихлорпреновую основу эластомера, армированного поперечными волокнами.

Рис. 2 Элементы поликлинового ремня

Несущий слой состоит из высокопрочных композитных нитей, распределенных по ширине ремня. Нити имеют малое линейное удлинение и прочно сцеплены с основой. Это обеспечивает стабильность длины при больших растягивающих усилиях и позволяет передавать повышенные нагрузки.

Долговечное и гибкое покрытие обеспечивает защиту несущего слоя и позволяет применять для поликлиновой передачи натяжной ролик.

Рис. 3 Размеры поликлиновых ремней

Зарубежные стандарты нормализуют пять сечений поликлиновых ремней (PH, PJ, PK, PL, PM), отечественные — три (К, Л, М). Приблизительное соответствие между ними следующее: К — PJ; Л — PL; М — PM. На рис. 3 и в таблице 1 представлены геометрические размеры ремней и шкивов. Число ребер изменяется в пределах от 3 до 20.

Таблица 1 Геометрические размеры поликлиновых ремней

Расстояние до нейтрального слоя, hr, мм

Длины ремней следует выбирать из ряда стандартных размеров L, мм:

  • сечение PH — 1140, 1219, 1260, 1580, 1600, 1653, 1845, 1874, 1890, 1915, 1930, 1951, 1980, 1992, 2404;
  • сечение PJ — 356, 381, 406, 432, 457, 483, 508, 559, 584, 610, 660, 686, 711, 737, 762, 786, 813, 838, 864, 889, 914, 965, 991, 1016, 1054, 1092, 1143, 1168, 1194, 1219, 1245, 1270, 1295, 1321, 1372, 1397, 1461, 1473, 1549, 1600, 1626, 1651, 1702, 1753, 1778, 1854, 1930, 1956, 1981, 2019, 2083, 2210, 2286, 2337, 2489;
  • сечение PK — 527, 630, 648, 698, 730, 755, 770, 810, 830, 880, 920, 960, 1000, 1035, 1130, 1205, 1280, 1314, 1397, 1420, 1460, 1480, 1520, 1549, 1610, 1645, 1725, 1843, 1885, 1980, 2031, 2080, 2164, 2236, 2550;
  • сечение PL — 991, 1041, 1149, 1168, 1194, 1219, 1270, 1295, 1321, 1334, 1346, 1372, 1397, 1422, 1435, 1473, 1499, 1562, 1613, 1651, 1664, 1715, 1727, 1765, 1803, 1841, 1943, 1956, 1981, 2019, 2070, 2096, 2134, 2197, 2235, 2324, 2362, 2477, 2515, 2705, 2743, 2845, 2895, 2921, 2997, 3085, 3124, 3289, 3327, 3492, 3696, 4051, 4191, 4470, 4622, 5029, 5385, 6096;
  • сечение PM — 2286, 2388, 2515, 2693, 2832, 2921, 3010, 3124, 3327, 3531, 3734, 4089, 4191, 4470, 4648, 5029, 5410, 6121, 6883, 7646, 8408, 9169, 9931, 10693, 12217, 13741, 15266, 16764.

Приведенные длины ремней следует уточнить у фирмы, поставляющей ремни. Как правило, имеется более широкая номенклатура ремней.

При заказе следует придерживаться следующей схемы обозначения: 6 — PJ — 1321, где 6 — число ребер; PJ — обозначение сечения; 1321 — длина ремня. В обозначение также могут быть добавлены специфичные для каждого производителя символы (усиленный корд, проверен на электропроводимость и т.д.)

На рис. 4 и в таблице 2 приведены геометрические размеры шкивов для поликлиновых ремней.

Рис. 4 Геометрические размеры шкивов

Таблица 2 Геометрические размеры шкивов

Наружный диаметр daf

Кривизна h шкива при ширине

Исходными данными для расчета (рис. 6) являются: мощность двигателя P, кВт; число оборотов ведущего n1 и ведомого n2, мин -1 шкивов; тип приводимого механизма; продолжительность суточной работы и ориентировочное межосевое расстояние a, мм.

Рис. 6 Расчет поликлиновой передачи

Предварительный выбор сечения ремня в зависимости от передаваемой мощности P, скорректированной коэффициентом нагрузки c2, и числа оборотов n1 малого шкива производится по рис. 7. Коэффициент нагрузки c2 имеет значения от 1,0 до 1,5 и учитывает влияние типа приводного двигателя и приводимого в движение органа машины. Условимся, что здесь и далее по тексту для определения входящих в формулы коэффициентов необходимо обратиться к справочным данным фирмы — производителя.

Рис. 7 Выбор сечения ремня

Во многих случаях по приведенным графикам можно выбрать ремни с разными сечениями для одной и той же передаваемой мощности. Настоятельно рекомендуем провести расчет всех возможных вариантов для выбора оптимального конструктивного решения. При этом следует иметь ввиду, что наиболее благоприятно поликлиновая передача работает при большем диаметре ведущего шкива. Однако, необходимо также учитывать допустимую окружную скорость для каждого сечения. По таблице 1 следует определить минимально допустимый диаметр шкива db, мм, для выбранного сечения. Рекомендуется принять диаметр малого шкива db1, мм несколько больший, чем минимальный. Затем необходимо вычислить передаточное отношение по формуле , где dw, мм — расчетные диаметры шкивов. Определяем диаметр большего шкива db2, мм . При незаданном межосевом расстоянии a, мм следует назначить его, исходя из условия . По заданному межосевому расстоянию определяем ориентировочную длину поликлинового ремня и принимаем ближайшее стандартное значение. Уточняем межосевое расстояние, воспользовавшись формулой . Необходимо предусмотреть пространство x, мм для натяжения ремня в процессе эксплуатации и для надевания ремня на шкивы y, мм. Межосевое расстояние при этом изменится на величины , для ремней длиной до 700 мм, и , для ремней длиной свыше 700 мм. В приведенных формулах hf, мм — коэффициент высоты сечения, определяемый по таблице 4.

Таблица 4 Коэффициент высоты hf

Коэффициент высоты, h, мм

Угол обхвата ß, ° малого шкива . Определяем по справочным данным фирмы — производителя коэффициент c1, учитывающий угол влияние угла ß. Окружная скорость V, м/с вычисляется по формуле . Окружная скорость не должна превышать допустимого значения для выбранного сечения. Затем вычисляем частоту изгиба ремня fs, с -1 , по формуле , где k — число шкивов. По справочным данным фирмы — производителея определяем коэффициент длины c3, который учитывает частоту изгиба ветвей ремня в зависимости от его длины. В каталогах производителей приведены таблицы рейтинговых мощностей PR, кВт в зависимости от диаметра db1 малого шкива и числа его оборотов n1, мин -1 для различных сечений поликлинового ремня. Число ребер z, а, следовательно, и ширина ремня b определяется из условия . Число ребер z округляется до ближайшего большего целого значения. Усилие натяжения ремня Fv, Н определяет эффективность и срок службы ременной передачи. Недостаточное усилие натяжения снижает величину передаваемой мощности, уменьшает КПД передачи, может привести к сползанию ремня и его преждевременному повреждению. Чрезмерное усилие создает высокое поверхностное давление на ремень, увеличивает изгибающие напряжения, повышает усилие на валах и их опорах, и, в результате, может привести к разрыву ремня или выходу из строя подшипников. Поэтому контролю над величиной предварительного натяжения ремня придается очень большое значение (к сожалению, не в практике отечественного машиностроения). Для поликлиновых ремней рекомендуемое значение Fv определяется формулой , где , Н — тяговое усилие; k1 — коэффициент, учитывающий характер нагрузки (таблица 5); k2 — коэффициент, учитывающий влияние центробежных сил (таблица 6).

Таблица 5 Коэффициент k1, учитывающий характер нагрузки

Легкая нагрузка,
постоянная работа

Читайте также  Что такое авс в автомобиле?

Тяжелая нагрузка,
частые пуски и остановы

Ремень привода генератора. Виды, проблемы с ним и замена

Поддержание соответствующего напряжения в бортовой сети автомобиля во время работы силовой установки лежит на одном из элементов электрооборудования авто – генераторе. Генератор – это тот же электродвигатель постоянного тока, который работает наоборот. Если двигатель за счет подачи на него электроэнергии вращает ротор, то генератор вырабатывает электроэнергию из вращательного движения ротора. Чтобы генератор вырабатывал энергию, которая будет запитывать бортовую сеть авто, нужно чтобы его ротор вращался.

Конструктивным решением для обеспечения вращения ротора генератора, вследствие которого он вырабатывает электроэнергию, стал привод от коленчатого вала, поскольку он вращается постоянно с момента запуска двигателя и до остановки.

Привод генератора выполняется посредством ременной передачи. На коленчатом валу и роторе генератора установлены шкивы, в проточки которых и помещается ремень.

Виды ремней генератора

Для привода генератора применяется два вида ремней.

  • Первым видом приводного ремня является обычный клиновидный. Зачастую такого вида ремень применяется на авто, которые выпускались раньше. Данные ремни используются на авто, где привод от шкива коленчатого вала производился только на генератор. Недостатком такого изделия является высокая вероятность проскальзывания.

Клиновидный ремень генератора

Одним из вариантов клиновидного ремня, который пришел на смену обычному, является зубчатый. Зубчатый ремень тоже имеет клиновидный профиль, но с внутренней стороны у него сделаны зубья. Эти зубья обеспечивают улучшенную передачу усилия и меньшую степень проскальзывания. Однако он тоже используется на авто, у которых привод от шкива коленвала выполняется только на генератор.

Ремень генератора зубчатого типа

  • Вторым видом приводного ремня, который используется на авто все чаще – поликлиновой, он же многоручейный ремень. Такой ремень значительно шире клинового, но тоньше, что обеспечивает ему большую гибкость. С внутренней стороны сделано несколько борозд, по профилю напоминающие клин, но небольших размеров. Из-за этих борозд этот ремень и получил народное название – многоручейный.

Поликлиновой ремень генератора

Высокая гибкость позволяет использовать его для привода генератора, а также других навесных элементов двигателя – гидроусилителя, жидкостного насоса и компрессора.

Все виды ремней изготавливаются по одному принципу – основным материалом выступает специальная резина, внутрь которой помещено 2-4 слоя армирующей прочной нити.

Основные проблемы с ремнем генератора

Поскольку приводной ремень генератора является гибким, то основные проблемы с ним — обрыв, сильный износ, расслоение и проседание.

Обрыв ремня случается редко, поскольку чтобы произошел разрыв армирующих нитей, нужно значительное усилие. Возникнуть оно может только при заклинивании одного из элементов, приводимого ремнем. К примеру, из-за разрушения подшипника генератора возможно заклинивание ротора с последующим порывом.

Сильный износ происходит со временем, ведь поверхности ремня при передаче усилия трутся о поверхности шкивов. В итоге профиль ремня уменьшается, он все больше проскальзывает, передаточное усилие его падает и генератор перестает выдавать требуемую энергию.

Обрыв автомобильного ремня генератора

Расслоение зачастую получается из-за повреждения шкивов. Нарушение геометрии шкива приводит к тому, что с одной стороны ремень интенсивно изнашивается, армированная нить выходит за края резинового материала, в итоге ремень постепенно разделяется на составные части. Произойти расслоение также может из-за некачественного материала изготовления.

Расслоение ремня генератора автомобиля

Проседание также происходит со временем из-за износа. Изнашиваясь, ремень в диаметре увеличивается, его натяжение ослабевает и появляется проскальзывание. Также проседание может быть вызвано некачественным материалом изготовления. Попадание горюче-смазочных материалов на поверхность ремня часто приводит к изменению физических параметров резины, из-за чего он тоже может просесть.

Основным признаком проблем с ремнем привода генератора является появление сторонних шумов, в частности скрипы и пронзительный визг. Визг обычно появляется из-за проскальзывания ремня относительно шкива, которое зачастую вызвано сильным износом или проседанием.

У авто, где для натяжки применяется натяжной ролик, появление визга может указывать помимо износа ремня также на сильный износ подшипника ролика.

Непродолжительный визг ремня в зимнее время указывает на некачественный материал изготовления. Такой ремень при минусовых температурах значительно теряет эластичность, что приводит к интенсивному износу до тех пор, пока он не прогреется. Такой ремень долго служить не будет.

Проверка состояния

В среднем ресурс ремня составляет 50-60 тыс. км. Но продолжительность работы его во многом зависит от условий эксплуатации и качества изделия.

Определение состояния и уровня износа ремня зависит от конструктивных особенностей автомобиля. Но сводится это определение к визуальному осмотру ремня.

Вначале производится проверка натяжения ремня. В нормальном состоянии он не должен проседать при нажатии на определенное расстояние, указанное в технической документации к авто.

Схема расположения ремня генератора

Далее визуально осматривается ремень на наличие повреждений и износ. Торчащие армирующие нити, вырванные куски резины, следы от горюче-смазочных материалов укажут на потребность в замене.

Устранить визг можно путем дополнительной подтяжки натяжения. Однако если уже натягивать ремень некуда, значит он сильно изношен и требует замены.

Если установлено, что ремень сильно изношен, производится замена. Перед выполнением данной операции нужно приобрести новый. Причем подбирать нужно по модели авто, а также по виду ремня. Клиновидный ремень невозможно будет установить на место многоручейного и наоборот.

Замена на ВАЗ-2108

Рассмотрим, как производится замена на разных авто. Для начала возьмем автомобиль ВАЗ-2108, в котором используется простой или зубчатый клиновидный ремень.

У этого авто ремень заменить довольно просто. Понадобятся только ключ на 17, а также монтировка.

Вначале нужно снять отработавший ремень, для чего ослабляются гайка крепления внизу и гайка, зажимающая генератор на натяжителе. После послабления генератор подается к двигателю, сильно послабленный ремень снимается со шкивов. На его место устанавливается новый, монтировкой генератор оттягивается от двигателя, тем самым производится натяжение ремня. Удерживая монтировкой натяжение, гайка на натяжителе затягивается. После закручивается и гайка крепления генератора. После замены выполняется проверка. Если на заведенном двигателе посторонних звуков со стороны ремня не слышно, замена произведена успешно. Если появился визг – производится повторная натяжка.

Замена на Toyota Camry

Далее рассмотрим, как производится замена на автомобиле Toyota Camry. У данного авто используется поликлиновой ремень. При этом он используется также для привода компрессора и жидкостного насоса. Для натяжки используется специальный натяжитель.

Если производить замену по всем правилам, то потребуется снятие правого колеса, накладки и защиты картера двигателя для доступа к натяжителю.

Но некоторые любители проделывают замену, не снимая колеса. Именно для самой замены ремня откручивать ничего не нужно, поскольку натяжитель оснащен механизмом самонатяжения.

Для снятия ремня нужно ключом на 19 за головку, размещенную на натяжителе, провернуть его по часовой стрелке. Этим действием ослабляется натяжение, после чего снимается ремень с любого шкива.

Перед установкой нового следует посмотреть на схему положения ремня между шкивами. Для установки его вначале накидывается на все шкивы, после отжимается натяжитель и на его ролик заводится ремень, после чего натяжитель отпускается.

Когда менять приводной ремень на автомобиле?

Одной из главных проблем при износе ремней, использующихся в различных видах привода, становится наличие посторонних звуков, возникающие в процессе работы.

Задачей установленных шкивов является передача вращательного движения на навесное оборудование силовой установки.

При попадании в подобную ситуацию, может случиться обрыв одного или нескольких ремней. В какое время нужно поменять ремень на приводе, чтобы не попасть в сложную ситуацию?

Ременной привод. Ремень привода на машине представляет собой часть ременной передачи, необходимый для возможности передачи вращения от мотора.

Процесс обеспечивается в ходе действия силы трения или силы зацепления, для чего применяются клиновидные либо зубчатые ремни. Неверным также является мнение, что ремень ГРМ не принадлежит к приводным.

Разделение ремней привода производится на несколько групп:

  • Ремни ГРМ, представляющий собой ременную передачу газораспределительного механизма;
  • Ременные передачи вспомогательных систем, то есть навесного оборудования мотора.

Имеется три разновидности ремней, используемых на автомобилях:

  1. Ремень ГРМ, имеющий зубчатую форму;
  2. Поликлиновый ремень, назначением которого является передача вращательного движения от силовой установки к навесному оборудованию;
  3. Клиновый ремень, с аналогичным назначением.

В России эти разновидности ремней имеют еще и вторые названия — плоский (для поликлинового) и ручейковый ( для клинового).

Отличие от ремня ГРМ состоит еще и в том, что для него требуется более пристальное внимание и своевременная замена в запланированные сроки. Несмотря на это, для них тоже имеются свои временные рамки, в которые их необходимо заменить, не дожидаясь выхода из строя.

Читайте также  Можно ли электросваркой варить кузов автомобиля?

Возникновение скрипа или свиста становится признаком того, что ремень мог ослабнуть и проскальзывает по шкивам.

Последствия появления трещин в приводном ремне. При наличии такого рода дефектов на ремнях автомобильного привода, на них будут появляться трещины или потертости. Еще признаком наличия поломки такого рода становится свист во время работы. Это говорит о том, что ремень требует замены. Если не выполнить замену вовремя, связанное с ним оборудование перестанет работать. К примеру, если срок его службы истек, то спустя какое-то время случится его обрыв.

Обычно, если ремень привода обрывается, из-под крышки капота раздается громкий хлопок. Например, при обрыве генераторного ремня, не будет выполняться подача тока. На приборной панели загорится соответствующий символ.

Вторым последствием обрыва становится прекращение работы гидроусилителя, что чревато более трудным вращением рулевого колеса. Но наиболее серьезным последствием может стать обрыв ремня, вращающего водяную помпу, что вызывает невозможность циркуляции жидкости для охлаждения по всему двигателю. В таком случае, он будет сильно перегреваться. Машину следует обязательно остановить, и принять меры для скорейшего устранения поломки.

Итог. Изделие такого назначения на современных автомобилях может отработать довольно долгий срок, а пробег составляет примерно 25 тысяч километров. В реальности, срок службы такого типа ремней отличается от заявленного. Многое также зависит от правильности его установки.

Ремни, устанавливаемые на привод, могут иметь собственный срок годности при хранении в условиях склада. Именно поэтому при хранении более 5 лет в них начинаются химические изменения, которые не позволят этой детали отработать положенное количество километража.

Поликлиновой ремень: что это и «с чем его едят»?

Поликлиновые ремни являются наиболее надежными средствами для передачи энергии, популярность таких ремней очень высока. Они находят применение во многих отраслях производства. О том, что такое поликлиновый ремень и какие функции представляет расскажем в этой статье.

Характеристика

Десятки современных производителей запчастей и комплектующих деталей и узлов сегодня наладили изготовлении поликлиновых ремешков (ПР). Для автомобиля ремни генератора можно найти в любом соответствующем магазине, а такой огромный выбор производителей может сбить с толку покупателей. Поэтому мы разберемся в характеристиках поликлиновых ремешков, в сферах их применения и других вопросах.

Что касается основных характеристик:

  • достаточно высокий коэффициент полезного действия, который в среднем составляет около 98%;
  • могут применяться в различных узлах и установках при крайне высоких оборотах;
  • качественные ПР создают минимальный уровень шума;
  • в зависимости от размеров вполне могут использоваться на валах даже с минимальным диаметром , который составляет менее Понятие

Ремни поликлиновые на сегодняшний день представляют собой одной из самых современных средств для осуществления передачи энергии от ведущего к ведомому валу. Передача энергии происходит в результате трений контакта рабочей поверхности приводного ремешка с клиновидными зубцами.

Ремни ручейковые являются результатом долгих и последовательных работ по развитию компонентов привода. Ремешки сочетают в себе характеристики сильной эластичности и оптимальной передачи мощностей между узлами. ПР — это приводной элемент между несколькими ведущими валами. В цепочке элементов, в которой работают ПР, обязательно используется компонент натяжения привода.

Как правило, ПР состоит из следующих компонентов:

  1. Несущего слоя. Производители изготавливают этот слой из прочных композитных нитей, которые распределены по периметру ремня. Эти нити имеют небольшое линейное удлинение, они довольно крепко соединены с основным слоем. В результате достигается максимальная стабильность всей длины ремешка даже при высоких растягивающих усилиях. Так достигается функция оптимальной передачи больших нагрузок.
  2. Покрытия. Если покрытие гибкое и имеет долгий ресурс эксплуатации, это позволяет обеспечить высокую защиту несущего слоя. Кроме того, качественное покрытие может еще дольше работать на поликлиновых передачах натяжного ролика.
  3. Непосредственно основы. Основа являет собой ряд параллельных зубчиков с V-образным сечением. При помощи данных зубчиков обеспечивается надежное сцепление с валом, а также равномерное распределение нагрузки по всему периметру ПР. Обычно основной слой выполняется из прочного материала, к примеру полихлорпреновой основы эластомера, покрытого армированными поперечными волокнами.

Применение

Такая продукция находит свое применение в:

  • сложных условиях эксплуатации;
  • в узлах с высокими передаточными отношениями;
  • в узлах с большими скоростями;
  • в узлах с маленьким диаметром ременных валов.

Сфер применения ПР много. Поликлиновая продукция находит применение не только в генераторах в автомобильном или тракторном производстве. Много производителей, занимающихся выпуском станков используют ПР в своих технологиях. В данном случае у изготовителей появилась возможность увеличения точности элементов, которые проходят обработку. Производители научились снижать уровень шума, а также временные затраты по подготовительным мероприятиям по диагностике и обслуживанию станков. Отметим, что с использованием ПР в отрасли был пересмотрен ряд параметров по формировке отношений передаточных в узлах.

В каких сферах используются ПР:

  • в автомобильном производстве для газораспределительных механизмов, генераторов, кондиционеров, насосов;
  • в автомобильно-тракторной промышленности (в производстве в частности);
  • в станкостроительной сфере;
  • в бытовой технике;
  • в металлургии;
  • в химическом производстве;
  • в производстве сельскохозяйственной техники;
  • в узлах в армейской промышленной сфере;
  • и даже в области атомной энергетики.

Размеры

Что касается размеров, об этом поговорим далее. Поликлиновые ремни для генератора автомобиля, могут быть разных размеров. Все зависит от производителя, а также специфики узла. Ведь поликлиновые ремни могут применяться не только в генераторах, но и кондиционерах, газо-распределительных механизмах и так далее. Ниже приведены размеры согласно ГОСТам, а также размеры от некоторых производителей.

ГОСТы по размерам ПР

Признаки неисправности

Даже самая качественная продукция со временем подвергается механическому износу. А это, в частности в случае с генераторами, может отразиться на безопасности движения и на работе двигателя в целом. Поэтому необходимо уделять внимание диагностике состояния ПР, чтобы в случае необходимости как можно быстрее заменить его. Любые повреждения являются недопустимыми.

Так на что нужно обращать внимание при диагностике ПР:

  1. В первую очередь, на его внешнее состояние. По внешнему виду ПР можно быстро определить его качество. Если на ремешке видны повреждения или следы механического износа либо расслоение, то это свидетельствует о скорой необходимости замены ПР.
  2. Необходимо обращать внимание на наличие следов загрязнений и появления ГСМ не только на ПР, но и на шкивах. Попадание моторной жидкости может негативно повлиять на работу ремня.
  3. В целом на натяжку приводного ремешка. Если ремень свисает, его необходимо натянуть. Если ПР свисает, то при работе генератора будет появляться характерный свист.
  4. Помимо всего регулярно нужно осматривать состояние не только самого ПР, но и натяжных роликов. Нужно иметь в виду, что они приходят в негодность в результате постоянных нагрузок, а это может повлиять не только на коэффициент натяжения, но и на качество функционирования ПР.

При замене ремня рекомендуем сразу менять и ролики, а проверка состояния и ПР, и роликов должна осуществляться каждые 15 тысяч км пробега.

Если срок замены Пр уже не за горами, то сможете услышать сторонние звуки, как сказано выше. По словам профессионалов в автомобильной отрасли, замена ПР генератора в автомобиле должна осуществляться не реже, чем каждые 50 тысяч км. Стоит учесть, что коэффициент прогиба ремня не должен превышать 0.5 см. Если это так, то ремешок необходимо подтянуть. Если и это не помогает, то необходимо проверить работоспособность натяжных роликов, возможно, требуется их замена или регулировка.

Вся основная информация была рассмотрена нами, а уж выбор определенного производителя — это дело потребителей. При покупке необходимо обращать внимание на качество приобретаемой продукции, ведь именно от этого зависит надежность работы всех узлов транспортного средства. Помните, не всегда дорогие ремни качественны, и далеко не всегда вся дешевая продукция делается «абы как». Сегодня можно найти и дешевые, и качественные ремни.

Выбор поликлинового ремня, особенности замены

Автомобильный двигатель выполняет одновременно несколько функций: он не только приводит транспортное средство в движение, но еще передает крутящий момент генератору для обеспечения бортовой сети электропитанием, водяного насосу, компрессору кондиционера, насосу ГУР, ТНВД (на дизелях). Для того чтобы все названные узлы бесперебойно функционировали, необходим привод, в современных машинах в качестве приводного устройства часто используется поликлиновый ремень.

  • 1 Что представляет собой поликлиновый ремень
  • 2 Какой ручейковый ремень лучше выбрать
  • 3 Основные неисправности ременной передачи
  • 4 Замена приводного ремня
  • 5 Снятие и установка ремня Ford Focus-2

Надежность этого элемента имеет большое значение, если ремень оборвется в пути, пропадет зарядка, а на одном аккумуляторе автомобиль далеко не уедет. Поэтому необходимо следить за состоянием ременной передачи – вовремя производить замену деталей, устанавливать только качественные запчасти, проводить диагностику и техобслуживание. В этой статье мы рассмотрим, какой лучше выбрать поликлиновый ремень (ПР), порядок его замены на некоторых моделях авто.

Что представляет собой поликлиновый ремень

Ремни, которые устанавливались на машинах 20-30 лет назад, в основном были клиновыми (клиновидными), с профилем в виде трапеции (клина), такая форма не обеспечивала надежной передачи вращения, возникали различные проблемы:

  • ремешок часто вытягивался и рвался (ресурс составлял в среднем 20-25 тыс. км), мог время от времени слетать;
  • не достигалось нормальной соосности между шкивами генератора, помпы и двигателя;
  • из-за малой площади контакта со шкивами ремень проскальзывал, даже зубчатая форма (еще одна разновидность) не обеспечивала нормальной передачи крутящего момента.

Поликлиновый ремень, в отличие от клиновидного, плоский, на нем также есть несколько клиньев, но они неглубокие. За счет того что ремешок широкий, с несколькими ручейками, обеспечивается более надежная передача вращения, с такой формой легче и точнее можно разместить приводные шкивы соосно.

У ПР есть несколько названий, в которых можно даже запутаться, ремешок также называют приводным, генераторным, ручейковым, обводным, многоручейковым, но по сути, это названия одной и той же детали. В автомобилях премиального уровня установлено различное дополнительное оборудование, поэтому приводных ремней может быть несколько.

Для того чтобы четко зафиксировать направление ПР, в схеме ременной передачи присутствуют ролики, необходимое натяжение обеспечивается специальным механизмом с регулировкой, которое называется натяжителем. Слишком слабо или сильно натянутым ремешок быть не может, от неправильной регулировки деталь быстро выходит из строя, не напрасно состояние и натяжка ПР проверяется при каждом техобслуживании.

Какой ручейковый ремень лучше выбрать

Все ПР внешне похожи меду собой, но отличаются размерами – длиной, шириной, количеством ручейков (клиньев). Запчасти выпускаются различными многочисленными производителями, поэтому выбрать необходимую деталь не очень просто. В любом случае предпочтительнее запасные части оригинального изготовления, они выполнены качественно, всегда подходят по параметрам. Но у оригинала есть и недостаток, который иногда имеет решающее значение – это довольно высокая цена.

Неоригинальные детали могут быть разного качества, но есть и бренды, которые практически ни в чем не уступают оригиналу, зато стоят дешевле. Часто ремни продаются в комплекте с натяжителями и роликами, с хорошей стороны себя зарекомендовали производители:

  • Bosch;
  • Contitech;
  • Gates;
  • Dayco;
  • Bando;
  • Mitsuboshi

Правда, следует отметить, что продукция этих изготовителей оценивается высоко, и купить ее значительно дешевле оригинала не получается. Нередко с ремнями Bando, Dayco и Mitsuboshi автомобили сходят с заводского конвейера, автопроизводитель доверяет качеству запасных частей перечисленных компаний. Кстати, и отзывы о продукции этих фирм практически все положительные: ПР работают долго, не вытягиваются и не растрескиваются в течение всего срока службы.

Также ролики, ремни и комплекты выпускаются под брендами:

  • Hutchinson;
  • Sun;
  • Koyo;
  • Pilenga;
  • БРТ (Россия);
  • Flennor;
  • Mapco;
  • INA;
  • Meyle;
  • Neko;
  • Avantech;
  • Aywiparts

Существует еще множество других марок, все бренды сразу и не перечислить. Но покупать подозрительно дешевые запчасти, пожалуй, не стоит – если ремень оборвется или вытянется раньше времени, а натяжной ролик заклинит, ремонт в результате получится дороже и будет весьма некстати, если машина подведет в пути.

Основные неисправности ременной передачи

Неисправности в ременной передаче сопровождаются различными признаками:

  • на работающем двигателе слышен свист, особенно он хорошо заметен при перегазовке;
  • пропадает зарядка;
  • слышны щелчки (когда на ремешке отслаивается корд);
  • под капотом появляется дым (такое может быть, если заклинил ролик).

Диагностику можно провести с помощью визуального осмотра деталей, на ремне не должно быть:

  • трещин;
  • отслоения корда;
  • следов моторного масла или других технических жидкостей;
  • износа зубьев.

Если есть подозрение, что неисправен ролик, необходимо ослабить ПР, попробовать покрутить наружную обойму руками. Ролик должен вращаться легко, без заметного шума, заеданий, в механизме не может быть никаких люфтов. При обнаружении любых дефектов неисправные детали следует менять.

Ресурс ремня генератора в среднем составляет 50-60 тысяч километров, но детали ременного привода могут выйти из строя раньше времени по различным причинам:

  • водитель долгое время эксплуатировал автомобиль с перетянутым или слишком ослабленным ПР;
  • на корд попало масло, антифриз или тормозная жидкость;
  • установлены некачественные запчасти;
  • вышла из строя обгонная муфты генератора (если она установлена на машине).

Важно правильно натянуть ремень, параметры натяжки указываются для каждой модели автомобиля в инструкции. Но даже если вы не знаете, каким должно быть натяжение, существует общее негласное правило – нужно на самом свободном участке от шкивов (примерно посередине) повернуть ремень по оси, он должен с усилием поворачиваться под углом 90 градусов.

Замена приводного ремня

В отличие от ремня газораспределительного механизма ПР меняется значительно проще, но если схема привода сложная, и в ней много дополнительного оборудования, добраться до ремешка бывает не слишком легко. Рассмотрим пример замены ПР на авто Рено Логан с 8-клапанным двигателем, с гидроусилителем руля.

Чтобы ослабить ремешок на данной модели, нужно натяжной механизм отвести в сторону. Так как это устройство находится внизу в труднодоступном месте, сверху до него добраться трудно.

Поступаем следующим образом:

  • домкратим автомобиль, снимаем переднее правое колесо;
  • демонтируем защитный кожух снизу справа, он крепится на клипсах;

после снятия защиты получаем доступ к ременной передаче, здесь мы видим два ролика, слева – натяжной, справа – паразитный;

  • ключ на 13 надеваем на болт, указанный на рисунке стрелкой слева, отводим ролик по часовой стрелке, снимаем ремень. Натяжной механизм здесь пружинного типа, натяжка происходит автоматически, поэтому никаких регулировок производить не требуется.
  • Чтобы установку ПР выполнять было удобнее, ремень сначала следует надевать сверху на шкив ГУР, затем на паразитный ролик.

    Чтобы нацепить ПР на шкив коленвала, следует опять отвести до упора по часовой стрелке натяжной механизм. Прежде чем надевать новый ручейковый ремень, необходимо проверить состояние шкивов (ручейков), в углублениях может забиться грязь, частички от старого ремешка, все это нужно будет вычистить.

    Снятие и установка ремня Ford Focus-2

    Автомобили Фокус-2 комплектуются различными двигателями, бензиновыми и дизельными, соответственно схемы ременных приводов у них разные. Также может отличаться комплектация, не на всех машинах устанавливается кондиционер. Сложность снятия-установки обводных ремней на моторах 1.4 и 1.6 L (бензин) заключается в том, что здесь отсутствует натяжной механизм. На движках 1.8 и 2.0 такое устройство предусмотрено, но для того чтобы произвести натяжение ПР, необходимо специальное приспособление, которое продается в наборе с деталями, и стоит такой комплект недешево.

    Рассмотрим, как можно поменять ремень генератора на Фокусе 1.6 л без специального инструмента:

    • чтобы удобнее было работать, снимаем переднее правое колесо, защитный пыльник с правой стороны и подкрылок;
    • ослабляем четыре болта крепления шкива водяного насоса, три болтика вынимаем;
    • если старый ПР уже не нужен, срезаем его ножом, теперь шкив в расслабленном состоянии (болтается);
    • надеваем новый ремень, начинаем установку со шкива коленвала, затем заводим ремешок на генератор, и в последнюю очередь на помпу;
    • шкив водяного насоса, держащийся на одном ослабленном болту, естественно, стоит с перекосом, теперь нужно провернуть коленчатый вал (потребуется ключ на 18);

  • при проворачивании вала в определенный момент шкив встает на место, остается установить выкрученные болты, произвести их основательную затяжку.
  • На автомобилях, оснащенных климатической установкой, чтобы добраться до ремня генератора, нужно сначала снять ПР компрессора кондиционера. Этот ремень также не имеет натяжителя, и для его установки тоже требуется специальное приспособление. Установить ремешок можно и при отсутствии «приспособы», делаем это следующим способом:

    • откручиваем крепеж компрессора (5 болтов);
    • чтобы не повредить патрубки, освобожденный от болтов агрегат подвешиваем;
    • надеваем на оба шкива ремень, двигаем компрессор на место, стараемся наживить задний болт (для совмещения болтов с отверстиями можно воспользоваться домкратом);
    • закрепляем агрегат, на этом работу можно считать законченной.

    Установку ПР с помощью специальных ключей нужно проводить по инструкции, которая прилагается к комплекту оригинальных ремней.