Что такое отзывная компания на автомобиль?

Как проверить автомобиль на отзывные кампании?

Добрый день, уважаемый читатель.

Время от времени в средствах массовой информации появляется информация о том, что автомобили той или иной марки попали в отзывную кампанию. В этом случае автовладельцам рекомендуют обратиться в ближайший дилерский центр, где автомобиль должен быть проверен и отремонтирован.

При этом большая часть автомобилистов просто не понимает, что такое отзывные кампании и для чего они нужны. И им остается лишь радоваться, что в очередной новости их автомобиль не упоминается.

В данной статье разберем популярные вопросы, связанные с отзывом автомобилей:

Что такое отзывная кампания на автомобиль?

Отзывная кампания на автомобиль — это перечень мероприятий, направленных на устранение возможных дефектов транспортных средств, выявленных в процессе эксплуатации. Как правило, отзывные кампании связаны с неисправностями, напрямую влияющими на безопасность водителя и пассажиров.

Например, довольно часто отзывают автомобили, у которых возможны проблемы с:

  • ремнями безопасности (травмы в случае ДТП);
  • подушками безопасности (травмы в случае ДТП);
  • сиденьями и подголовниками (травмы в случае ДТП);
  • герметичностью топливной или других систем (риск возгорания).

Суть отзывной кампании заключается в том, что если производитель автомобилей получил информацию о том, что повреждение одной из деталей автомобиля привело к ДТП или иному ущербу, то он отзывает остальные автомобили из той же партии для замены потенциально опасной детали.

То есть, даже если автомобиль попал под отзывную кампанию, то это не означает, что он уже сломан. Возможно, он сломается в будущем, возможно неисправность не проявится вообще никогда. Однако в любом случае имеет смысл съездить к дилеру марки и устранить там возможную неисправность.

Как проводится отзывная кампания?

Отзывные кампании проводятся в следующем порядке:

1. Автопроизводитель, который получил информацию о возможной неисправности транспортных средств, оформляет отзывное мероприятие. При этом он составляет перечень vin кодов автомобилей, на которых нужно заменить один или несколько элементов конструкции.

2. Автопроизводитель передает в Росстандарт данные об отзывной кампании. Росстандарт размещает на своем сайте информацию об очередном отзывном мероприятии. Все VIN-коды автомобилей добавляются в базу данных Росстандарта.

Примечание. Большинству автовладельцев не приходится сталкиваться с отзывными мероприятиями, однако это не значит, что такие кампании происходят редко. Если Вы изучите новости на сайте Росстандарта, то увидите, что каждую неделю начинаются несколько новых отзывных кампаний, в каждой из которых участвуют от нескольких машин, до нескольких тысяч автомобилей.

Именно на этом этапе информацию с сайта Росстандарта начинают тиражировать СМИ. Основная проблема при этом заключается в том, что представители СМИ перепечатывают информацию только о некоторых отзывных мероприятиях. То есть следить за отзывом автомобилей через новостные сайты не имеет смысла, т.к. там публикуется далеко не все.

3. Информация об отзыве автомобиля должна быть передана текущему владельцу машины. Как правило, для этого представитель автопроизводителя (дилерского центра) звонит собственнику машины по телефону и приглашает его на внеплановый ремонт. Однако связаться с автовладельцем удается далеко не во всех случаях.

Поэтому всем собственникам транспортных средств имеет смысл время от времени самостоятельно проверять их на отзыв через сайт Росстандарта. Подробная инструкция по проверке приведена ниже.

4. Если машина попала в отзывную кампанию, то собственнику нужно съездить в ближайший дилерский центр. Сотрудники проверят автомобиль и, в случае необходимости, устранят неисправности. Вся процедура проводится бесплатно.

Как проверить авто на отзывные кампании?

1. Перейдите на официальный сайт Росстандарта:
http://easy.gost.ru/

2. Возьмите в руки свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства. Найдите VIN-номер автомобиля и введите его в поле на сайте Росстандарта.

3. Нажмите на зеленую кнопку поиска справа от поля для ввода VIN.

4. Дождитесь результатов проверки.

1. Отзывные кампании не найдены

Если VIN-номер автомобиля не фигурирует ни в одной отзывной кампании, то в результате проверки Вы получите следующее сообщение:

Примечание. Точно такое же сообщение появится на экране и в том случае, если при вводе VIN кода допущена какая-то ошибка. Так что рекомендую еще раз внимательно проверить введенные цифры и буквы.

2. Машина попала под отзывные мероприятия

Если машина участвует хотя бы в одной отзывной кампании, то форма на сайте Росстандарта покажет следующий результат:

В данном случае в поле «Причина отзыва» показана подробная информация о найденной неисправности, которая связана с подголовниками задних сидений.

Обратите внимание, в приведенном выше примере отзывная кампания затронула автомобили, выпущенные относительно недавно (в марте 2019 года). Однако на практике под отзыв могут попасть и автомобили, выпущенные 10-15 лет назад. Так что рекомендую провести проверку Вашего автомобиля в любом случае, даже если он выпущен очень давно.

Что делать, если автомобиль попал под отзыв?

Если в результате проверки Вы обнаружили, что автомобиль участвует в одной из отзывных кампаний, то в первую очередь позвоните ближайшему официальному представителю марки Вашего автомобиля (официальному дилеру). Сообщите, что Ваш автомобиль попал под отзыв и запишитесь на осмотр.

Если в результате проверки сотрудники дилера найдут неисправность, то деталь будет бесплатно заменена на новую. Работы по замене также будут проведены бесплатно.

Примечание. На практике сотрудники автодилеров зачастую даже не пытаются проверять деталь на неисправность, а просто сразу же меняют ее на новую.

В заключение хочу отметить, что проверка автомобиля на сайте Росстандарта занимает всего пару минут. Поэтому рекомендую ее провести, если Вы этого еще не сделали. Лучше удостовериться в том, что в автомобиле отсутствуют опасные неисправности. Ну а если неисправности найдены, то их имеет смысл исправить.

Что такое отзывная кампания?

  • Файлы
  • Двигатель

Что такое «отзывные» или «сервисные» кампании автомобильных производителей?

Практически все автомобильные производители время от времени отзывают автомобили для устранения различных дефектов и даже замен целых узлов, в которых обнаружен брак. Отзывные Кампании могут называться по-разному: отзывные или сервисные, в зависимости от классификации неисправности и производителя, у Renault отзывные кампании именуются так — Особые технические операции (ОТО).

Если автомобиль попадает под отзывную кампанию связанную с безопасностью при эксплуатации автомобиля, владельца обязаны уведомить в письменной форме и пригласить для проведения необходимых операций, о наличии других предусмотренных работ, например: для обновления прошивки или устранения мелких недоработок — необходимо получать информацию по VIN у дилера или на официальном сайте производителя. Данные мероприятия проводятся силами официальных дилерских центров за счёт производителя автомобилей, а начинаться могут после получения данных по результатам гарантийных обращений. Подобное практикуется во всем мире и Россия далеко не исключение.

Бывает, что отзывная кампания по замене какой-нибудь детали распространяется на весь модельный ряд марки. Количество автомобилей попадающих под отзыв может быть огромным, например в прошлом году компания Ford отзывала более миллиона экземпляров для устранения конструктивного брака, который мог привести к потере управления автомобилем.

Как узнать подходит ли ваш автомобиль под отзывную кампанию?

Проверить по VIN своего автомобиля через специальную форму на сайте производителя или обратиться напрямую в дилерский центр для уточнения. Вам обязаны сообщить данную информацию при предоставлении VIN. Если ваш автомобиль попадает под отзывную сервисную кампанию свяжитесь с дилером.

Читайте также  Что такое бегунок в автомобиле?

Специальная форма проверки с сайта Рено России

Введите в окно 17-значный VIN вашего автомобиля Renault и вы узнаете предусмотрены ли для него отзывные кампании или специальные сервисные работы. Если предусмотрены — обращайтесь в дилерский центр.

При этом не важно гарантийный у вас автомобиль, или нет. То есть, если производитель «признал», что в определенный период на все выпущенные автомобили устанавливался к примеру, бракованный насос или катушка, то не имеет значения, на гарантии машина или нет — после соответствующих проверок деталь или узел подлежат бесплатной замене в дилерском центре за счёт производителя.

Отдельно стоит отметить, что не все производители «чисты на руку» и не всегда своевременно сообщают клиентам о наличии той или иной отзывной кампании, под которую подходит их автомобиль или вообще не принимают меры к устранению брака. Разумеется, это «неудобное» мероприятие для дилерского центра по понятным причинам, представьте, если под ноту попадает несколько десятков тысяч автомобилей для замены детали в АКПП и владельцы одним махом приедут в дилерские центры. Так же известны случаи когда владелец обладает информацией о том, что на его автомобиль распространяется действие отзывной или сервисной кампании, но при обращении в дилерский центр сотрудники под разными предлогами отказывают в бесплатном ремонте или затягивают с ремонтом сетуя на большую загруженность, проблемы с наличием запчастей, необходимость согласования с «Москвой» и др. Но тем не менее, если ваш автомобиль подходит под замену запчастей по отзывной ноте производителя, дилерский центр обязан выполнить свои обязательства.

Некоторые производители отправляют письмо владельцу автомобиля, с приглашением посетить дилерский центр для устранения заводского дефекта, но не все так делают — оставьте комментарий, если вы получали подобное письмо от дилера Рено или вам известен случай отказа в устранении дефекта.

Безусловно, отзывные кампании проводятся на благо владельцам и все работы производятся за счёт изготовителя при посещении дилерского центра, но тем не менее, рост брака говорит о том, что есть некоторые проблемы на производстве или падение уровня качества запчастей.

Если у вас есть опыт на эту тему, которым вы можете поделиться, расскажите об этом в комментариях.

Отзывная кампания: зачем и как производители отзывают автомобили?

Как узнать и проверить, что определенный автомобиль подлежит отзыву?

  1. Почему некоторые машины отзывают?
  2. Примеры отзывных кампаний
  3. Как узнать, подлежит ли машина отзыву, и что делать дальше?

Периодически в СМИ появляются сообщения о том, что какой-либо автопроизводитель отзывает все машины конкретной модели, выпущенные им в определенный промежуток времени. Делается это для проверки и устранения возможных дефектов. Причем количество отзываемых автомобилей может доходить до десятков и даже сотен тысяч.

Можно ли узнать, входит ли ваше транспортное средство в их число? И что следует предпринять, если выяснится, что все-таки входит?

Почему некоторые машины отзывают?

Какой-нибудь малозаметный, но несущий потенциальную опасность дефект в конструкции автомобиля может обнаружиться уже после того, как крупная партия машин была выпущена в продажу и нашла своих владельцев. Например, если по недосмотру на транспортные средства устанавливались бракованные детали.

Источник изображения: drive2.ru

В подобных случаях автопроизводители предпочитают понести некоторые убытки, чтобы исправить недостаток. Они понимают, что если этого не сделать, могут наступить более серьезные последствия.

Отзыв – это просьба владельцу предоставить его автомобиль для бесплатного ремонта и «доведения до ума». Когда таких нуждающихся в доработке машин много, простым конфиденциальным телефонным приглашением к дилеру не обойтись. Поэтому объявляется целая отзывная кампания: с оповещением через прессу всех клиентов, которым довелось купить автомобили из проблемной партии. Любая доработка или замена деталей в этих случаях выполняется для автовладельцев бесплатно. Это делается силами официальных дилеров за деньги производителя.

Чаще всего автоконцерны отзывают машины по собственной инициативе: сразу после того, как проблема обнаруживается. Оно и понятно: никто не желает доводить дело до крупных судебных претензий со стороны клиентов. Но иногда отзыв может происходить не по инициативе производителя, а в результате того, что его заставляют это сделать через суд.

Самыми резонансными и скандальными отзывными кампаниями получаются именно те, которые были инициированы жалобами и (или) судебными исками со стороны потребителей.

Примеры отзывных кампаний

Подобным резонансным случаем стал крупный скандал с концерном «Фольксваген», получивший название «Дизельгейт». В 2015 году Volkswagen уличили в обмане: обнаружилось, что компания искусственно занижал процент вредных выбросов.

Вот другие крупные отзывные компании и причины их проведения:

  • 1980 год, Ford: самопроизвольное переключение коробки-автомата из режима Р (парковка) в режим R (движение назад).
  • 1996 год, Ford: частые случаи замыкания в замке зажигания.
  • 2009 год, Ford: самовоспламенение переключателя круиз-контроля.
  • 2010 год, Toyota: самопроизвольное ускорение автомобиля из-за неисправной педали газа.
  • 2012 год, Toyota: дефекты в работе электростеклоподъёмников.
  • 2014 год, General Motors – самовыключение двигателя, несрабатывание подушек безопасности.
  • 2017 год, ВАЗ – перетирание топливной/паровой трубки тросом сцепления, в машинах Лада Калина и Лада Гранта с механической КПП.

В рамки одной отзывной кампании могут войти машины сразу нескольких моделей и даже марок. Так было с подушками безопасности Takata японского производства в 2013 году.

Источник изображения: fb.ru

Тогда отзыв автомобилей, оборудованных этими устройствами, был инициирован после восемнадцати случаев гибели людей в авариях из-за их несрабатывания. Это привело к рекордной по масштабам отзывной кампании – свыше 50 млн легковых автомобилей по всему миру. В её результате фирма Takata обанкротилась.

Как узнать, подлежит ли машина отзыву, и что делать дальше?

Отзывная кампания – это не гарантийный ремонт. Недостатки исправляются бесплатно, причем вне зависимости от истории машины. Даже если ее владелец пропускал плановые ТО или посещал неофициальный сервис, это не сыграет никакой роли.

Того, кто обслуживается по гарантии, дилер пригласит по телефону или e-mail. Владельцы тех автомобилей, которые уже выпали из его поля зрения (например, из-за перепродажи), должны узнать об отзыве самостоятельно.

Чтобы узнать, подлежит ли ваша машина участию в отзывной кампании, нужно проверить ее VIN-код. Это можно сделать:

на сайте Росстандарта (в разделе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии);

на портале Авто.ру в разделе Отзывные компании (там достаточно ввести не VIN-код, а только госномер);

по телефону, позвонив местному дилеру того автомобильного бренда, к которому принадлежит ваш автомобиль.

Отзывную кампанию можно и проигнорировать. Не факт, что дефект проявится на всех машинах, изготовленных в обозначенный период. Но все-таки нужно понимать, что просто так массовый отзыв не объявляют. Он ведь обходится автопроизводителям в круглую денежную сумму. Поэтому даже мелкую неполадку лучше устранить: с безопасностью шутить не стоит.

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

  • Газ на Алтае
  • Налоги для физических лиц
  • FITamic
  • FM-Продакшн
  • Все проекты
  • Правила поведения на сайте

  • Алтай
  • Барнаул
  • Коронавирус сегодня
  • Бийск
  • Рубцовск
  • Республика Алтай
  • Политика
  • Экономика
  • Правила жизни Искателей
  • Общество
  • Недвижимость
  • Происшествия
  • Мобильный репортер
  • Экология
  • Здоровье
  • Авто
  • Инфографика
  • Культура
  • Туризм
  • Спорт
  • Наука
  • Только о хорошем
  • Тесты и игры
  • Люди говорят
  • Образование
  • Кухня
  • Дача
  • Только на amic.ru
  • Подкасты
  • Вакансии
  • А это вообще законно?!
  • AmicМилосердие
  • Марафон победы
Читайте также  Что такое пассивная безопасность автомобиля?

Прямой эфир

Отзывы автомобилей: как себя вести и насколько это серьезная проблема?

Автоэксперт Александр Михельсон объясняет автомобилистам, что делать, если ваш автомобиль попал под отзыв.

В последнее время количество сообщений об отзывах автомобилей просто зашкаливает. Заголовки материалов звучат весьма устрашающе. «Mazda отзывает почти 5 млн машин», «Toyota объявила о начале отзыва 6,5 млн автомобилей» и так далее. Я вбил в поисковике словосочетание «отзывы автомобилей», и результат оказался еще более устрашающим. На первой же странице были перечислены практически все известные автомобильные бренды и миллионные цифры отзывных компаний — как десятилетней давности, так и совсем свежих. Давайте разбираться, что такое официальный отзыв автомобилей и так ли он страшен, как кажется.

Немного истории

Впервые термин «отзыв» появился в США в 1978 году в самом на тот момент крупном автомобильном рынке мира. В стране законодательно обязали производителей отзывать автомобили для исправления заводских дефектов, если эти машины несут потенциальную опасность для потребителей. Также законом предписывалось обязательно сообщать об отзывах властям. Через два года похожий закон был принят в Японии. В Советском Союзе тогда подобных законов не принимали и даже не обсуждали. В стране «победившего социализма», как известно, плохих товаров (в том числе и автомобилей) не производилось. При этом все прекрасно знали, что любой механизм отечественного производства сначала нужно довести до ума: протянуть, подкрутить, смазать и только потом использовать по назначению. В результате первые отзывы уже в России датируются началом девяностых годов и связаны они не с тем, что наши автопроизводители вдруг озаботились качеством своей продукции. Просто в страну пришли иностранные компании, которые и проводили первые отзывные кампании на просторах бывшего СССР. Первый же реальный отзыв российского автомобиля произошел в 2002 году. Тогда было отозвано 8 500 классических ВАЗ-21213 «Нива» из-за дефекта тормозной системы.

Если вернуться к истории цивилизованного автопрома, то начиная с 80-х годов официальные отзывы автомобилей проходили там постоянно и иногда в огромных масштабах. Самые крупные из них измерялись в миллионах экземпляров. Так, в 1972 году Ford отозвал 4 млн 70 тыс. автомобилей из-за дефекта ремней безопасности. General Motors в 1981 году отзывала 5 млн 820 тыс. машин, обнаружив проблемы в задней подвеске. Toyota в 2009 году проводила огромную сервисную кампанию. Дефекты исправлялись на 4 млн 440 тыс. авто. Причина — проблема с педалью газа, приводившая к самопроизвольному ускорению автомобиля. Из-за этого дефекта произошло несколько аварий, в которых погибли люди. В результате японская компания не только за свой счет провела сервисную кампанию, но и выплатила значительные штрафы как пострадавшим, так и властям Соединенных Штатов.

Совсем свежая история с еще одним японским производителем Honda произошла в 2014 году. Под отзыв попало 5,4 млн автомобилей. Причем реальным виновником оказалась даже не Honda, а поставщик подушек безопасности, тоже японская компания Takata. Более того, из-за бракованных подушек этого производителя были проблемы не только у Honda. Тем не менее, японцы были оштрафованы на 70 млн долларов. Как говорилось в сообщении, «за несвоевременные меры по устранению выявленных проблем». В связи с «подушечным» скандалом было отозвано 5 млн автомобилей Honda. Самый же большой отзыв в истории мирового автопрома произошел в 1981 году. Уже упомянутый американский производитель Ford был вынужден тогда отозвать невероятное количество автомобилей — 21 млн штук из-за дефекта коробки передач.

Этот список можно продолжать еще долго, но, думаю, суть понятна. В Америке даже классифицировали отзывы по степени опасности для потребителей. Обычным отзывом считается ситуация, когда допущенный производителем брак не угрожает жизни и здоровью автомобилиста. В таком случае с владельцами автомобилей связываются с помощью электронной или даже обычной почты. В письме сообщается, в какие сроки нужно заехать к дилеру, который бесплатно устранит выявленный дефект. Второй вариант safety-recall (дословный перевод «безопасность-отзыв») производится при обнаружении серьезных дефектов. Тогда организуется телефонный обзвон всех владельцев проблемных автомобилей, о дефекте сообщается в прессе, информируются власти и всяческие контролирующие органы. Автовладельцев просят незамедлительно посетить дилерский центр, чтобы устранить выявленный дефект и не подвергать себя опасности. В ходе такого отзыва ремонтируются даже автомобили, ввезенные в страну по «серой» схеме не через дилерскую сеть.

Что делать, если ваш автомобиль отозван?

Теперь посмотрим на вопрос со стороны потребителя. Как себя вести и что делать, если вдруг ваш автомобиль обнаружился в списке моделей, подлежащих отзыву. Во-первых, не переживайте. Лучше вовремя узнать о потенциальной проблеме, чем столкнуться с этой проблемой на дороге. Кроме того, устранение дефектов при официальных отзывах всегда производится бесплатно. Так что за финансовую сторону вопроса тоже переживать не стоит. Вам придется потратить только личное время, но здесь ничего не попишешь.

Далее следует позвонить официальному дилеру, уточнить с помощью VIN своей машины, действительно ли она попадает под отзыв, после чего незамедлительно ехать в сервис. Стоит понимать — согласно закону, после того как автопроизводитель предупредил клиента о начале акции и сообщил ее сроки, он снимает с себя ответственность за возможную поломку автомобиля, к каким бы последствиям она ни привела. Также стоит учитывать, что при официальном отзыве неважно, находится ваш автомобиль на гарантии или нет. Ремонт все равно осуществляется бесплатно. Здесь, правда, есть один нюанс. Если гарантия уже кончилась, следует внимательнее следить за автомобильными новостями и в случае отзывной кампании проявлять активность. Не дожидаясь звонков и писем, самостоятельно связываться с дилером и уточнять, не попадает ли ваш автомобиль под отзыв. Дилер, с большой долей вероятности, может не иметь контактов владельца негарантийного автомобиля.

Также, судя по отзывам, дилеры часто пытаются навязать дополнительный ремонт владельцам моделей, снятых с гарантии. Под шумок можно немного поживиться, а для гарантийных моделей это делать бессмысленно, так как ремонт все равно за счет дилера. Это лишь версия, основанная на отзывах некоторых автовладельцев, но знать об этом все равно стоит. Второй вопрос, часто возникающий в подобных ситуациях, — подменный автомобиль. Даже если ремонт затягивается, дилер все равно не обязан предоставлять подменный автомобиль при официальном отзыве. Я специально консультировался с юристом, который подтвердил мне это правило. Здесь все зависит от желания и возможностей данного конкретного автосалона. Поэтому если на время ремонта вам выдадут подменный автомобиль, скажите большое спасибо! Дилер не обязан этого делать, но, видимо, вы для него ценный клиент.

И последнее, что стоит учитывать: если ваш автомобиль попал под отзывы – это сроки. По разным причинам некоторые сервисные компании могут растянуться на значительное время, но они все равно конечны. И если вы приедете в дилерский центр через три года, узнав про бесплатный сервис, вполне можете получить категоричный отказ. Сроки прошли, программа по замене деталей закрыта, нужных запчастей нет или они уже не производятся. Так что следите за рекламой!

Читайте также  Как выбрать провода для прикуривания автомобиля?

Отзывы. Продолжение

В истории отзывов автомобилей есть еще очень много интересных и даже курьезных фактов. Так, например, в Америке одна из крупнейших автомобильных компаний заплатила огромные штрафы и провела за свой счет большую сервисную кампанию из-за иска профессионального юриста. Поразительно, но при этом дефект, признанный судом, был потенциальным. То есть за все время эксплуатации моделей, попавших под отзыв, он не появился ни разу. И это далеко не единственный подобный случай. Но по поводу отзывных курьезов я сделаю отдельный материал.

Что же касается отзывов, сообщениями о которых пестрят автомобильные издания, то они будут продолжаться. Относиться к этому стоит спокойно. Современный автомобиль — один из самых сложных бытовых приборов, в котором сосредоточены почти все передовые технологии. Металлургическая, химическая промышленности, электроника, а в последнее время и IT-индустрия участвуют в создании новых моделей. Машины становятся все сложнее и постепенно превращаются в компьютеры на колесах с батареями вместо моторов. Это еще один тренд, происходящий на наших глазах, — гибридизация и электрификация автомобилей. Тoyota объявила, что в 2050 году полностью откажется от бензиновых двигателей внутреннего сгорания и перейдет на электрические водородные моторы, а Tesla Motors уже продает электромобили по всему миру и строит новый огромный завод по производству батарей! Представляете, насколько это сложные технологии? В общем, автомобили будут по-прежнему периодически ломаться, их будут отзывать, ремонтировать, и они дальше будут радовать своих владельцев. Главное, чтобы эти поломки не приводили к серьезным авариям. Если же поломка несерьезная, отнеситесь к ситуации философски. Еще раз повторю уже озвученную мысль: лучше вовремя устранить дефект и знать, что твой автомобиль находится в исправном состоянии, чем решать проблему в дороге.

Отзывная кампания: кому это выгодно?

Toyota издавна славится качеством и надежностью. Но эта же марка лидирует по числу отзывных (сервисных) кампаний. За примерами далеко ходить не надо: только в этом году Toyota в России объявила о проведении нескольких отзывов.

Свистать всех наверх!

Первый отзыв Тойоты этого года — замена топливозаборника на 219 811 автомобилях, проданных в России (хэтчбеков Auris, выпущенных с 5 октября 2006 г., седанов Corolla — с 1 ноября 2006 г. по 6 мая 2013 г., гибридных Prius — с 6 мая 2009 г. по 26 ноября 2016 г. и Lexus CT 200h — с 23 декабря 2010 г. по 12 января 2015 г.). Некоторые из тех же Приусов и Лексусов попали еще и под доработку боковых шторок безопасности (установку дополнительных удерживающих кронштейнов). Это был второй отзыв.

Отзывная компания

Третий затронул кроссоверы Toyota RAV4 выпуска 2005–2012 годов, и он оказался самым массовым в российской истории. Причиной стал риск повреждения ремня безопасности об острую кромку каркаса заднего дивана. На первый взгляд, сущая мелочь, в России по-прежнему не принято пристегиваться на втором ряду. Однако сзади возят малышей в детских креслах, а рисковать здоровьем и жизнью своего ребенка нормальный человек не будет.

Отзывная компания

Чтобы устранить эту недоработку, нужно всего лишь поставить на каркас с двух сторон специальные пластиковые накладки. Разумеется, для клиентов это бесплатно, но по регламенту дилеров Тойоты такая работа занимает полчаса-час и должна стоить 465–930 рублей. Плюс мойка. Цена пары накладок, к сожалению, неизвестна. Но и при этом, зная число отозванных автомобилей (в России — более 140 тысяч, а по всему миру — 2,87 миллиона), можно говорить, что японская компания тратит значительные средства.

Отзывная компания

Отзывная компания

Это и удивляет: все-таки машины, которые подлежат отзыву, не назовешь новыми, и надежда, что владельцы, впечатленные фирменным сервисом, вдруг переметнутся от гаражных мастеров к официалам, невелика. Какой смысл так тратиться? В Тойоте уверены, что смысл есть, ведь речь о безопасности клиентов и репутации марки, ее престижности, поэтому отзывы оказываются даже бессрочными и касаются двадцати- или даже тридцатилетних машин. А традицию начал еще Киичиро Тойода, основатель марки. В 1930-х годах вместе с несколькими инженерами он починил грузовик Toyota G1, хозяин которого пожаловался на конструктивный дефект. И именно в Японии возникло такое явление, как TQM (Total Quality Management), что означает тотальный контроль качества.

Отзывная компания

Хотя официально причинами отзывных кампаний называют не конструктивные дефекты или неисправности, а несоответствия техническому регламенту. Или даже возможности такого несоответствия. Возьмем тот же задний ремень безопасности RAV4 третьего поколения. Он лишь может быть поврежден о кромку каркаса сиденья при определенных неблагоприятных условиях. Совершенно необязательно, что это на самом деле когда-нибудь произойдет. Но этого уже достаточно для объявления отзывной кампании — потому что этот недостаток автомобиля влияет на безопасность. Тем более устранять подобные проблемы прямо требует закон. В России — №184-Ф3 «О техническом регулировании», принятый в 2002 году.

Отзывная компания

В штаб-квартиру Тойоты стекаются данные от дилеров и страховщиков со всего света, и если в какой-то группе машин обнаруживается несоответствие техническому регламенту (дефект), объявляется отзыв. И на сбор данных может уйти не один год. Прочие марки работают примерно так же. Не избежала отзывных кампаний и наша родная Lada. АВТОВАЗ практикует отзывы уже 14 лет. Первый в истории марки прошел в 2002 году, когда отзывали 8,5 тысячи Нив. Хотя массовость — не обязательное условие. Глава Росстандарта Алексей Абрамов рассказывал в интервью, что отозвать могут и единственный автомобиль.

Конечно, к отзывам порой приводят недоработки конструкторов, но чаще — недостатки комплектующих, и тогда расходы по отзывной кампании несет поставщик некондиционных деталей. Однако даже при самом строгом контроле комплектующих и сборки исключить возможность отзывных кампаний на все 100% нельзя — потому что на их возникновение влияет не только техническая сторона, но и человеческий фактор или даже сама природа. Из историй, которые могут войти в анекдоты, вспоминается американский отзыв 2008 года. Тогда вернули на доработку 28,5 тысячи Mini Cooper S из-за слишком далеко выступавших патрубков выпускной системы, о которые обжигались граждане США, любящие ходить в шортах. А Мазда вместе с Тойотой страдали в свое время от пауков, портящих электрооборудование и топливные системы…

Проверено на себе

Одним из «Равов», подлежавших объявленному отзыву, оказался наш семейный автомобиль. Выпущен он без малого десятилетие назад и «прописан» в Туле. Официального сервиса не видел лет семь.

Теоретически владельцев «отзывных» автомобилей должны приглашать на сервис сами дилеры. Однако часто, особенно с пожилыми машинами, случается, что они давно не обслуживаются у официалов, сменили не одного владельца и даже регион обитания — контакт с их хозяевами потерян. В таком случае приходится уповать на СМИ, в которых рассказывают о проведении отзывной кампании. Теоретически можно было бы подключить к поиску владельцев МВД, но это отдельная большая работа.