Что такое боковой интервал автомобиля?

Количество полос и боковой интервал

Последнее обновление: 21.05.2020
2 комментария

Вопрос: Как выбрать в зимнее время количество полос и боковой интервал между автомобилями? Если при попутном движении не помещается 2 грузовых ТС, или, например, большие автобусы, то следует ли считать, что в попутном направлении дорога имеет одну полосу для движения?

Ответ. Вопрос остается актуальным не только во время зимы, когда часть дороги оказывается «выключенной» из проезжей части по причине снежных заносов, но и для дорог, на которых разметку не видно (стерлась или ее там никогда не было).

Количество полос движения

На вопрос о количестве полос на проезжей части дает ответ пункт 9.1 ПДД:

«Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева …».

Когда на дороге отсутствует разметка и соответствующие знаки, для чего нужно иметь представление о количестве полос?

Во-первых, это нужно чтобы не выехать на встречную полосу, когда это запрещено (на дорогах с двусторонним движением в четыре и более полосы пункт 9.2 ПДД прямо запрещает выезжать на встречную полосу, даже в том случае, если разметка на дороге отсутствует).

Далее, перед поворотами направо, налево (разворотом) Правила требуют занять соответствующее крайнее положение на проезжей части (крайние правое или крайнее левое, пункт 8.5 ПДД), т.е. перестроиться в нужную сторону.

Процесс перестроения должен происходить в соответствии с пунктом 8.4 ПДД – уступает тот, кто перестраивается. Подробнее об этом – в статье Одновременное перестроение. Теория и практика.

Таким образом, т.е. во-вторых, количество полос на дороге необходимо знать для прояснения вопросов приоритета во время перестроения и для безопасного выполнения этого маневра.

Каким путем для себя выяснить, где заканчивается попутная половина проезжей части? Для этого мысленно делим вдоль проезжую часть пополам, и «отсекаем» ее левую половину – это будет встречная половина проезжей части.

Далее, берем ширину своего автомобиля и соотносим ее к ширине «своей» попутной половины проезжей части. Прикидываете, сколько ваших машин (или примерно таких) по ширине войдет в это пространство, плюс небольшой запас на безопасный боковой интервал, примерно полметра. Все эти расчеты достаточно условны, не следует пытаться выяснять какие-то точные цифры или разграничения.

Когда дорога не размечена (или под снегом) и нет знаков, определяющих движение по полосам, условную ширину полосы для движения целесообразно брать исходя из ширины вашего (т.е. своего) транспортного средства, но с учетом габаритных размеров соседних машин, плюс нужно учесть боковой интервал (об этом ниже). Для чего это нужно?

«Соседей» с дороги никуда не уберешь, они, ведь, тоже участники движения. И среди них может быть крупногабаритный транспорт, например, автобус, троллейбус, большой грузовик. Вы же, в свою очередь, управляете своим! автомобилем, и траекторию движения выбираете исходя из габаритов ВАШЕГО транспортного средства с учетом окружающей обстановки в данный момент времени.

Там, где не помещаются рядом два автобуса, могут поместиться автобус и легковой автомобиль. Или могут свободно разместиться два легковых автомобиля. И соответственно, там, где для автобуса проезжая часть состоит из одной полосы, для легковушек этих полос уже будет две. Зимой, на заснеженной дороге, рядом этим двум легковым машинам уже может стать «тесно», и для них летние две полосы «превращаются» в одну зимнюю.

После снегопадов, когда дороги должным образом не очищены, четыре реальные полосы движения фактически превращаются в две! И мы видим, как два попутных ряда сливаются в один, машины движутся в одной колее. Но даже эти обстоятельства не отменяют пункт 8.5 ПДД (требование занять крайнее положение перед поворотом направо, налево или разворотом).

Боковой интервал

Теперь о выборе бокового интервала. Что такое боковой интервал, и какой величины должен быть боковой интервал? Боковой интервал при рядном движении – это расстояние между бортами транспортных средств. Транспортные средства, в свою очередь, могут двигаться как попутно, так и навстречу друг другу, и в любом случае боковой интервал – это расстояние между их бортами.

ПДД о величине бокового интервала упоминают лишь условно:

Пункт 9.10: «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения».

Этот необходимый боковой интервал и должен обеспечить безопасное «соседство» смежных транспортных средств, исключить их боковое столкновение. Условно принято считать, что между попутно движущимися с равной скоростью автомобилями, безопасный боковой интервал должен быть не менее 0,5 метра.

Зависит ли боковой интервал от скорости движения и от ширины автомобиля? Да, зависимость прямая. Чем выше скорость и чем автомобиль в габаритах шире, тем боковой интервал должен быть больше. Несоблюдение безопасного бокового интервала чревато боковым столкновением (еще говорят, машины «притерлись» боками).

В каких еще случаях следует увеличивать боковой интервал? Вообще, каких либо определенных ситуаций для этого не предусмотрено, но боковой интервал целесообразно увеличивать на изгибах дороги, во время опережения и обгона (особенно длинномеров), на встречном разъезде, на параллельных поворотах, при движении по кольцу (не стоит «прижиматься»).

Также целесообразно увеличить боковой интервал на скользкой, заснеженной либо покрытой наледью дороге.

Возвращаясь к вопросу читателя в начале статьи о количестве полос движения и выборе бокового интервала, предположим, ваш автомобиль догоняет автобус или троллейбус по заснеженной дороге (проезжая часть ограничена снежными заносами), и есть необходимость его объехать (опередить).

Смотрите на ширину своей половины проезжей части. Если есть возможность опередить слева, не выезжая на встречную половину дороги (т.е. не обгон), значит, смещаетесь левее и опережаете. Если такой возможности нет (узкая дорога), а объехать едущий автобус необходимо, тогда нужно быть уверенным, что выезд на встречную полосу на этом участке дороги не запрещен, и действуете по ситуации.

Соблюдение ПДД – это необходимость. А несоблюдение безопасности чревато столкновением за рамками ПДД. По ситуации – это значит принять меры предосторожности, ведь, скользкая дорога значительно увеличивает остановочный путь, а во время переезда снежных межполосных уплотнений во время перестроения автомобиль может занести, и как следствие – потеря управления.

Какого-либо общего алгоритма действий в таких ситуациях не существует – действовать нужно исходя из условий конкретной дорожной обстановки.

Еще нужно понять следующее. Когда дорогу в четыре полосы (на них выезд на встречную полосу запрещен пунктом 9.2 ПДД) замело снегом, и она фактически стала двухполосной (один ряд – ваш, второй ряд — навстречу), то эта дорога НЕ перестала быть четырехполосной. Она по-прежнему таковой является, но в этой ситуации крайние правые полосы могут быть непригодны для движения (под снегом) только в данный момент времени, пока не очистят.

Читайте также  Из чего состоит бампер автомобиля?

Более того, на скользкой дороге или во время снежных заносов выезжать на встречную полосу иногда бывает очень нежелательно. Поэтому, в каких-то «снежных» ситуациях движение по одной колее след-вслед может быть единственно целесообразным.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 21.05.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Боковой интервал между автомобилями

Безопасность на дороге зависит от соблюдения ПДД каждым из водителей. Автомобилист должен контролировать ситуацию, своевременно реагируя на изменение условий движения.

Садясь за руль, водитель обязан выполнять следующее:

  • соблюдать дистанцию по отношению к другим ТС;
  • анализировать действия других участников движения;
  • немедленно реагировать на любые изменения обстоятельств.

Таким образом, автомобилист должен не только соблюдать ПДД, но и обладать хорошей реакцией, ведь избежать можно практически любой аварии. Двигаясь в транспортном потоке, он должен держаться на безопасном расстоянии от впереди едущей машины и соблюдать боковой интервал.

  1. Понятие бокового интервала
  2. Соблюдаем боковой интервал
  3. Наказание за несоблюдение бокового интервала

Понятие бокового интервала

Чтобы повернуть, развернуться или перестроиться в другой ряд, автомобилист должен убедиться в том, что подобные действия не помешают другим участникам движения. Кроме того, по обе стороны от машины должно быть достаточно места для осуществления маневра.

Иногда необходимость перестроиться возникает внезапно. Чаще всего это происходит при угрозе столкновения с другими транспортными средствами.

Экстренные маневры совершаются в следующих ситуациях:

  • автомобиль заносит;
  • другой водитель внезапно начинает перестраиваться;
  • автомобилист пытается уйти от столкновения с другим ТС, потерявшим управление.

Соблюдение бокового интервала не только обеспечивает безопасность на дороге, но и позволяет другим участникам движения свободно осуществлять обгон. По умолчанию машины должны двигаться по соседним полосам в шахматном порядке. В этом случае обеспечивается удобство перестроения. Однако огромное количество автомобилей на российских дорогах не позволяет соблюдать рекомендуемую дистанцию.

Чаще всего авто движутся в непрерывном потоке. При этом нередко образуются затяжные пробки. Не имея возможности объехать друг друга, водители вынуждены терять время при простаивании в километровых заторах.

Увеличение бокового интервала необходимо в следующих случаях:

  1. Водителю нужно разъехаться со встречным авто, которое движется на большой скорости.
  2. При движении на дороге с плохим покрытием.
  3. При езде под дождем или по скользкой дороге.
  4. Чтобы разминуться с длинномерным автомобилем.

Соблюдаем боковой интервал

Основа безопасности на дороге заключается в соблюдении скоростного режима. Автомобиль должен двигаться с такой скоростью, чтобы при торможении не произошло столкновения с другим ТС. Местами повышенной опасности являются перекрестки, узкие переулки и прочие участки дороги, при проезде которых водители должны сокращать боковой интервал.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 507-64-25 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Особенно важным соблюдение бокового интервала является в следующих случаях:

  • при езде в ночное время суток;
  • в случае перемещения в тумане;
  • при движении во время снегопада и дождя.

Если видимость ухудшена, во избежание ДТП водитель должен снизить скорость и не подъезжать к другим авто слишком близка. Соблюдение бокового интервала в подобных ситуациях позволит избежать столкновений с другими участниками дорожного движения

Наказание за несоблюдение бокового интервала

Водитель, не соблюдающий боковой интервал, может быть привлечен к ответственности по КоАП РФ. Действующее законодательство не содержит конкретных указаний относительно рекомендуемого расстояния между ТС. Однако при столкновении с другим транспортным средством, виновник будет обязан возместить ущерб пострадавшей стороне. Для этого составляется европротокол, в который заносятся все обстоятельства аварии.

Далее потерпевший получает компенсацию одним из следующих способов:

  • виновник осуществляет выплату добровольно;
  • ущерб компенсирует страховая компания.

Обратившись в суд, потерпевший может потребовать от виновника компенсации морального ущерба. Размер суммы зависит от обстоятельств аварии.

Кроме того, нарушив расположение ТС на дороге, водитель может быть привлечен к административной ответственности. Размер штрафа составляет 1500 рублей.

Выезжая на дорогу общего пользования, автомобилист должен помнить о следующих нюансах:

  1. Согласно действующей редакции ПДД, интервал между транспортными средствами признается безопасным до того момента, пока они не столкнутся. Соответственно, инспектор ГИБДД не может оштрафовать водителя за то, что он ехал слишком близко к другой машине. Административная ответственность наступает только в случае столкновения.
  2. Инспектор не может оштрафовать виновника столкновения, если пострадавшее авто не находилось в движении, а было припарковано. Данное происшествие не может быть отнесено к ДТП, а потому привлечение водителя к административной ответственности считается нарушением КоАП. Подобный штраф можно обжаловать в течение 10 дней после получения.

Также обжаловать постановление о штрафе можно в том случае, если оно было получено вместе со справкой о ДТП. Если автомобилист считает назначение штрафа несправедливым, он может обратиться с жалобой к начальнику отделения ГИБДД, в прокуратуру или в суд. К заявлению следует приложить документы, подтверждающие невиновность водителя.

Определяем количество полос и разбираемся с боковым интервалом

  1. Немного о боковом интервале
  2. Определяем число полос
  3. Ориентируемся на разметку
  4. Определяем по знакам 5.15
  5. Если дорога без разметки и знаков
  6. Возможные штрафы
  7. Подводим итоги

Здравствуйте, друзья! Сегодня довольно интересная, а также полезная тема. Говорим про количество полос и про правила соблюдения бокового интервала.

Вы узнаете, что такое боковой интервал по ПДД, а также как определяется актуальное количество полос на дороге в той или иной ситуации.

Интервал и дистанция в ПДД прописаны не так четко. Но некоторые выдержки знать должен каждый автомобилист. Это в его интересах, ведь речь идет о личной безопасности, а также о защите от попадания в ДТП.

Немного о боковом интервале

Для начала к вопросу о том, что же такое боковой интервал между автомобилями по ПДД. В случае рядного движения так называют расстояние между бортами автотранспортных средств.

Причем тут есть один важный нюанс. Боковой интервал между машинами учитывается как при их параллельном движении, так и при движении навстречу друг другу.

В ПДД только условно говорится об этом интервале. А именно в пункте 9.10. Там сказано, что обязанность водителя — соблюдать дистанцию между авто, позволяющую избежать возможного столкновения. А также он должен выдерживать боковой интервал для безопасного движения.

За счет интервала соседствующие машины минимизируют вероятность бокового столкновения.

При условии движения на одинаковой скорости, минимальным безопасным интервалом между бортами принято считать расстояние от 0,5 метра и более.

Чем у машины больше габариты и скорость движения, тем этот интервал должен быть шире. Также расстояние между бортами рекомендуется увеличить в таких ситуациях:

  • встречный разъезд;
  • опережение;
  • обгон;
  • параллельный поворот;
  • движение по кольцу;
  • изгибы дороги;
  • скользкая дорога;
  • наледь или снег.

Регламентированного расстояния между бортами в ПДД нет. Потому и штрафа за несоблюдение бокового интервала не существует.

Читайте также  Как определить направление колес на автомобиле?

Наказать могут, если несоблюдение дистанции приведет к аварии, ДТП.

Как видите, боковой интервал — понятие условное. Но соблюдать это правило нужно, поскольку тут речь идет о безопасности движения.

Прижимаясь вплотную к другим машинам, водитель рискует спровоцировать ДТП.

Определяем число полос

Теперь поговорим про количество полос движения.

Существует несколько способов, позволяющих определить их численность.

В некоторых ситуациях количество полос движения определяется элементарным путем. В других приходится думать и даже в уме вести некоторые подсчеты.

Сейчас расскажем, о чем идет речь. И все станет понятно, а также очевидно.

Ориентируемся на разметку

Проще всего определить количество автомобильных полос для движения, если каждая из них выделяется специальной разметкой.

При этом существует несколько видов разметок:

  • одинарная сплошная;
  • прерывистая короткая;
  • прерывистая с длинными полосами;
  • двойная сплошная.

Пересекать запрещается только сплошные линии.

Что касается двойной сплошной, то ее наносят только при наличии 4 и более полос на дороге, а также при 2 или 3 широких полосах шириной 3,75 метра.

И как тут узнать количество? Да все элементарно. Вам достаточно лишь посчитать.

Определяем по знакам 5.15

Если на дорожном участке есть знаки серии 5.15, тогда с определением количества полос также проблем никаких не возникнет.

Как и в предыдущем случае, здесь нужно считать. Но уже не по разметке на дороге, а непосредственно по самому знаку.

К примеру, знак 5.15.7 может указывать на наличие только 1 полосы в каждую из сторон. Есть другие варианты. По правой стороне дороги идет 2 полосы в одно направление, но только одна в противоположном. Существуют и такие ситуации. В одном направлении 2 полосы движения, а в другом одна, но еще дополнительно стоит знак, запрещающий грузовому транспорту ехать по крайней полосе. Это позволяет тихоходам не мешать основному потоку более быстрых автотранспортных средств.

Важно обратить внимание на знак 5.15.8. По количеству направленных в одну сторону стрелок можно определить число полос. При этом каждая стрелка дополняется числом в красном круге на белом фоне. Это указывает на максимальную скорость, с которой автомобиль может двигаться на каждой из полос.

При движении важно обратить внимание на знак 5.15.1. С его помощью не только определяется численность полос, но также можно понять, в каком направлении разрешается двигаться по каждой из них.

Если полос 3, то средняя допускает лишь движение прямо. Левая полоса позволяет двигаться прямо и сворачивать налево, а правая служит для тех, кто собирается совершить поворот направо. Если из средней полосы повернуть направо или налево, подобный маневр будет считаться опасным, и за него водителю прилетит обязательный штраф.

Другой вопрос. Разметка одна, а знаки другие. И они противоречат друг другу.

Здесь действует следующее правило. Если разметка противоречит знакам, то ориентироваться нужно на знаки. Причем приоритет будет как у временных, так и постоянных знаков.

Если дорога без разметки и знаков

Самый главный вопрос сегодняшней темы. Представьте ситуацию. Дорожные знаки отсутствуют. Разделительной разметки тоже нет.

И как понять, сколько здесь предусмотрено полос? Для начала убедимся, что речь не идет об одностороннем движении. Как минимум, понять это можно по знакам или по наличию встречных машин.

В ПДД пункте 9.1 прописано, что число полос определяется исходя из разметки или знаков. Но если их нет, тогда определять численность должен сам автомобилист. При этом учитываются такие параметры:

  • ширина проезжей части;
  • габариты автотранспортных средств;
  • интервал между машинами для безопасного движения.

Если это дорога, предусматривающая двухстороннее движение, тогда стороной, по которой может двигаться машина, считается половина от ширины этого полотна.

Есть несколько тезисов, которые следует запомнить:

  • Половина ширины дорожного полотна слева от водителя считается стороной, предназначенной для машин встречного движения. Соответственно, выезжать туда не рекомендуется. Только в случае обгона и опережения. При этом важно предварительно убедиться, что выезд не несет в себе угрозу совершения ДТП или создания опасной ситуации;
  • Двигаясь по своей стороне, автомобилисты, не имеющие перед собой разметки или знаков, сами имеют право определять число полос;
  • Дорогие, лишенные разметки и дорожных знаков, не могут быть трехполосными. Даже при условии, что ширина полотна позволяет разместить на ней в один ряд 3 транспортных средства. На таких дорогах число полос всегда четное. И в основном это 2 полосы;
  • В ПДД нет никаких рекомендаций и алгоритмов по определению количества полос движения. Потому тут водители действуют на свое усмотрение.

Ситуация довольно неоднозначная, поскольку на основные вопросы, связанные с числом полос и боковым интервалом, ПДД никак не отвечает.

Возможные штрафы

Как вы помните, наказание за несоблюдение бокового интервала не предусмотрено. Только если водитель прижался к другой машине, спровоцировал ДТП или аварийную ситуацию, его могут наказать.

С полосами движения все несколько проще. КоАП предусматривает такие штрафы:

  • Выезд и движение по разделяющей разметке наказывается денежным штрафом. Его размер составляет 500 рублей;
  • Если перестроиться в соседнюю полосу, не подав при этом предупредительный сигнал, создавая тем самым аварийную ситуацию, водителя накажут на 500 рублей;
  • При выезде на полосы встречного движения, чтобы обойти препятствия, могут наказать штрафом от 1000 до 1500 рублей. Речь идет о сплошной или двойной сплошной разметке;
  • Совершив такой же выезд, но с целью обгона, штраф уже будет 5000 рублей. Либо возможно наказание в виде лишения прав на срок до 6 месяцев;
  • Если повторно совершить аналогичный маневр, тогда права отберут уже на 1 год.

Так что будьте внимательными. Не стоит нарушать.

Подводим итоги

Выдерживать боковой интервал, а также дистанцию между авто. Помните о вине за наезд сзади . Даже при условии, что у машины впереди стоп-сигналы не функционируют.

Увы, в ПДД нет четких определений для этого интервала. Потому автомобилист должен сам ориентироваться, а также опираться на здравый смысл и безопасность.

С количеством полос проблемы возникают не так часто. В основном устанавливаются знаки, либо наносится разметка.

Но если нет ни того, ни другого, тогда включайте в голове математику, и делайте элементарные расчеты.

Какой интервал вы выдерживаете между авто? Часто ли идете на обгон, нарушая правила разметки или знаков? Приходилось платить штрафы или становиться участником ДТП из-за интервалов или полос движения?

Ждем ответов, а также историй из личного опыта.

Сколько метров составляет боковой безопасный интервал по ПДД и от чего он зависит

Боковой интервал (БИ) – минимальная дистанция между автомобилями, позволяющая свободно маневрировать на дороге. Ее соблюдение снижает количество дорожно-транспортных происшествий и повышает безопасность водителей. Несоблюдение бокового интервала может привести не только к повреждению транспортных средств, но и к смерти участников ДТП.

  1. Что такое боковой интервал между автомобилями
  2. Как рассчитывается безопасное расстояние
  3. Правила к соблюдению интервала
  4. Ответственность за невыполнение требований ПДД
Читайте также  Что значит бесключевой доступ в автомобиле?

Что такое боковой интервал между автомобилями

В правилах дорожного движения дистанция и боковой интервал – разные понятия. Первое определяет расстояние между машинами, находящимися спереди и сзади от текущего транспортного средства. Второе – между автомобилями, располагающимися по бокам от вашего.

Пространство дает возможность перестроиться в другой ряд при необходимости, вызванной:

  • маневром других участников дорожного движения.
  • угрозой ДТП;
  • заносом.

Боковой отступ позволяет водителям объезжать друг друга и оценивать ситуацию на дороге через зеркала заднего вида.

Определение бокового интервала по ПДД в метрах затруднено формулировкой закона. В ней сказано, что водитель должен самостоятельно отслеживать ситуацию на дороге и определять БИ, позволяющий обеспечить безопасность.

Существует несколько рекомендаций по вычислению оптимального расстояния между автомобилями.

Как рассчитывается безопасное расстояние

Безопасный боковой интервал зависит от:

  • габаритов машины;
  • тормозного пути ТС;
  • среднего времени, необходимого на реакцию при внештатной ситуации;
  • скорости транспортного средства;
  • загруженности дороги;
  • погодных условий;
  • типа дорожного покрытия;
  • технического состояния авто (работы тормозной системы, подвески, рулевой колодки и других элементов);
  • времени суток и освещенности трассы.

Все эти параметры переменны, и опытный водитель обязан их учитывать при расчете расстояния. Например, при возрастании скорости вашей машины интервал также следует увеличить.

Правила к соблюдению интервала

В общем случае справочники предлагают следующие рекомендации и правила к соблюдению бокового интервала:

  • 1,5 м до велосипедиста или пешехода;
  • 2,5 м до другого транспортного средства.

При плохом состоянии покрытия, низкой освещенности и ненастной погоде БИ рекомендуется увеличить вдвое во избежание аварийной ситуации.

При одновременном прохождении поворота с автопоездом его также нужно увеличить, поскольку колеса прицепа во время маневра смещаются к центру дороги.

При движении в плотном потоке или пробке поддерживать безопасное расстояние невозможно. В этом случае следует снизить скорость. Это особенно важно, когда нужно объехать какой-нибудь крупногабаритный автомобиль, например, грузовик или автобус.

Начинающему водителю рекомендуется отслеживать и запоминать, как машина ведет себя в той или иной ситуации. Тогда он сможет точно определять оптимальные дистанцию и интервал в каждом конкретном случае.

Ответственность за невыполнение требований ПДД

Короткая боковая дистанция между автомобилями не позволяет выполнять маневры или безопасно тормозить. Уменьшение расстояния между машинами приводит к нарушению безопасности и созданию аварийной ситуации.

Сотрудник ДПС имеет право выписать штраф только после ДТП. В ином случае получится обжаловать постановление через суд.

В текущей редакции ПДД нет конкретных цифр, поэтому интервал признается опасным только после ДТП. Если в результате разбирательств выяснится, что водитель сократил боковое расстояние между машинами, из-за чего и случилась авария, он должен возместить материальный ущерб пострадавшей стороне и выплатить штраф в размере 1500 руб. В настоящее время рассматривается законопроект, по которому сумму штрафа могут увеличить до 5000 руб.

Безопасная дистанция и боковой интервал

Соблюдение дистанции и бокового интервала – это одни из самых важных составляющих безопасности дорожного движения. Пункт 9.10 Правил дорожного движения гласит, что «водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения». Обе эти величины автомобилист должен определять самостоятельно.

Дистанция — не фиксированная величина для всех случаев. Она зависит от скорости движения, состояния асфальта и шин вашего автомобиля, погодных условий, в том числе от скорости реакции и самочувствия водителя.

Существуют приемы, помогающие быстро сориентироваться во время вождения.

Первый из них – деление скорости движения надвое. Иными словами, если скорость транспортного средства составляет 80 км/ч, то до машины, едущей впереди, должно оставаться не менее 40 м. Этот способ эффективен при перемещении по сухому дорожному покрытию и больше подходит для езды по трассе. Если же идет дождь или асфальт покрыт слоем льда, такие расчеты становятся неактуальными. В сложных метеоусловиях безопасная дистанция будет равна скорости движения транспортного средства.

Не каждый водитель может безошибочно определить расстояние «на глаз». Для тех, кому затруднительно интуитивно определять промежутки, существует так называемое правило двух секунд. Необходимо дождаться, пока машина, едущая впереди, поравняется с каким либо ориентиром (дорожным знаком и пр.). После этого нужно сосчитать до двух. Если ваш автомобиль за это время проехал заданную отметку, значит, скорость нужно сбросить. Среднестатистическому водителю требуется ровно 1 секунда, чтобы среагировать на опасность и нажать на педаль тормоза. Вторая секунда – запас для тех, чья реакция не отличается быстротой. Иногда временной интервал приходится увеличивать. Например, после снегопада и во время дождя опытные водители советуют выдерживать дистанцию в 4 секунды. При езде по гололеду безопасный промежуток возрастает до 5-6 секунд.

Все приведенные выше советы больше подходят для передвижения по загородным шоссе. Для городских же улиц существуют другие «хитрости». Автоэксперты не советуют отдаляться от машины впереди больше чем на 3 метра. Оптимальная же дистанция – 2/3 кузова транспортного средства. Разумеется, при этом крайне важно соблюдать скоростной режим, учитывать дорожные и метеорологические условия.

Ночью все гораздо сложнее. Засечь дистанцию теми же способами, что и днем, затруднительно, а соблюдать ее гораздо важнее. Днем вы видите далеко, и в большинстве случаев заранее заметите причину торможения машины впереди, что даст вам возможность нажать на тормоз заранее. В темноте экстренная остановка станет для вас неприятным сюрпризом, ведь видеть вы можете только то, что освещают фары и задние габариты попутчика. Поэтому ночью лучше не «жадничать» и набрать метры с запасом.

Чтобы избежать столкновений на дорогах, также необходимо соблюдать боковой интервал, т.е. минимальное расстояние между автомобилями, позволяющее свободно маневрировать на дороге.

Заднюю часть фур, автобусов, троллейбусов, нередко заносит даже на ровной дороге. От заноса не застрахован никто, особенно при порывах ветра. В сильный дождь при наезде на лужу нередко наблюдается аквапланирование. Машина теряет нормальное сцепление с асфальтом, что само по себе очень опасно. Зимой же резкая смена траектории может быть обусловлена попаданием колеса на участок, покрытый льдом. Поэтому боковой интервал при передвижении по трассе не должен быть менее 70-80 см. При этом не имеет значения, в попутном или встречном направлении едет второй автомобиль.

Для измерения бокового интервала секунды неприменимы, и ориентиров для расчета сантиметров тоже нет. В отличие от дистанции, совет только самый общий. Старайтесь держаться посередине своей полосы, но не забывайте делать поправку на поведение других участников движения, дорожные и метеорологические условия.